этика учение о морали и нравственности

Предметом этики является нравственность, мораль.
(«Нравственность» и «мораль» здесь и далее будут использоваться как синонимы, взаимозаменяемые понятия).

Этика — учение, наука, размышление о нравственности. В этом своем значении слово «этика» применяется к различным этическим учениям и направлениям, к различным учебным курсам. Говорят, например, об этике Аристотеля, об этике Канта или об этике счастья, этике долга, этике утилитаризма или об этике как философской науке, учебном предмете, курсе «этика».

Порой этику понимают как учение о поведении человека вообще и включают в нее всё, чем занимается практическая философия и, шире, философия человека.

Иногда путают слова «этика» и «мораль», т. е. слово «этика» употребляют в значении «мораль», а слово «мораль» в значении «этика». Отсюда, в частности, возникают разного рода искажения морали, когда ее сводят к некоторым нормам-принципам-правилам, к некоторой нравственной рефлексии, нравственному сознанию.

Этика — не сама мораль, а то, что мы думаем о морали или то, что мы осознанно устанавливаем как нормы, правила, принципы морали. Правда, и в самой морали как реальной практике регулирования поведения людей есть не только непосредственный импульс-действие, но и то, что называют нравственным сознанием, размышлением.

Кстати, в самой реальности есть феномены, которые трудно оценить только как этику или только как мораль. Например, различные формы религиозной морали (этики). Христианская мораль — что это такое? Этическое учение, представленное в христианских книгах-проповедях или реальная мораль верующих христиан?!

Слово «этика» употребляется еще в значении специальной (специализированной) формы морали, предназначенной для определенной категории или организованной группы людей. Говорят о врачебной этике, о судебной этике, об этике бизнеса, корпоративной этике, вообще о разных формах профессиональной, служебной этики и т. д., и т. п.

Источник

этика учение о морали и нравственности. Смотреть фото этика учение о морали и нравственности. Смотреть картинку этика учение о морали и нравственности. Картинка про этика учение о морали и нравственности. Фото этика учение о морали и нравственности этика учение о морали и нравственности. Смотреть фото этика учение о морали и нравственности. Смотреть картинку этика учение о морали и нравственности. Картинка про этика учение о морали и нравственности. Фото этика учение о морали и нравственности этика учение о морали и нравственности. Смотреть фото этика учение о морали и нравственности. Смотреть картинку этика учение о морали и нравственности. Картинка про этика учение о морали и нравственности. Фото этика учение о морали и нравственности этика учение о морали и нравственности. Смотреть фото этика учение о морали и нравственности. Смотреть картинку этика учение о морали и нравственности. Картинка про этика учение о морали и нравственности. Фото этика учение о морали и нравственности

этика учение о морали и нравственности. Смотреть фото этика учение о морали и нравственности. Смотреть картинку этика учение о морали и нравственности. Картинка про этика учение о морали и нравственности. Фото этика учение о морали и нравственности

этика учение о морали и нравственности. Смотреть фото этика учение о морали и нравственности. Смотреть картинку этика учение о морали и нравственности. Картинка про этика учение о морали и нравственности. Фото этика учение о морали и нравственности

Этика- учение о морали и нравственном усвоении человеком действительности. Этика-форма общественного сознания, которая регулирует отношения в обществе между социальными группами, между человеком и обществом. Этика как наука – раздел философии, изучающего одну из форм человеческого сознания – мораль и нравственность(света духовной культуры).

Задача этики: в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо и найти свой путь к достижению этого блага.

· Познавательная – этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам;

· Нормативная – разрешение моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, продолжение ценностной разорванность общественного сознания, тем самым с возможностью предложить обществу новую единую для всех моральную перспективу.

o Теоретическое (философское)

o Практическое ( свою правил поведения, которым должен подчиняться индивид)

Мораль – это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе.

Мораль требует от человека быть именно индивидом, не опускаться до животного сознания и уважать других людей.

Мораль общественная – значимость законов, обычаев, правил поведения, нравственно – практических форм поведения.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

Моральные принципы –одна из форм выражения нравственных требований в том или ином обществе.

Моральное сознание – готовность к восприятию моральных и нравственных установок и норм, потребность следовать или в повседневной жизни и наличию бескорыстной мотивации и их исполнение.

В работе с детьми необходимо соблюдать последовательность формирования морального сознания:

ü Готовность понять и принять моральные установки

ü Готовность к практическому применению этих установок в повседневной жизни

ü Выработка мотивации к дальнейшему духовно-нравственному совершенствованию

Нравственность – это особый духовно нравственный целостный способ освоения мира, компонент мировоззрения.

Нравственный выбор – это акт моральной деятельности и личной ответственности.

v Иллюстративность. Нормы нравственности формируются всегда в повелительное наклонении

v Универсальность. Требования нравственности неизменны в любой сфере человеческого бытия

v Общезначимость. Нравственные представления распространяются на всех людей без исключений

v Противоречивость утверждений

v Вне институциональность. Нормы нравственности не фиксируются в доказательствах

Функции морали и нравственности:

Ø Регулятивная. Нравственность регулирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения

Ø Познавательная. Вступая в нравственные отношения человек знакомится со всеми многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание

Ø Воспитательная. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям

Ø Ценностно-ориентационная. Исходя из нравственных представлений человек в своем моральном и нравственном поведение ориентируется на высшие идеалы и ценности, корректирует свое поведение, регулирует свое духовное развитие

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Источник

Этика как учение о морали и нравственности

Содержание

Введение

Этика как учение о морали и нравственности

Предмет и объект этики

Этикет свободного времени

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Этика как учение о морали и нравственности

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.

Слово «этика» греческого происхождения; является аналогом римского «mos» и означает «привычка, обычай, правило, нрав». Впервые он встречается в названии всех трех сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»).

Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано на основе слова «этос» обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто «привычка», «нрав», «обычай». Оно выделяло тот особый срез человеческой реальности (определенный класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения), который составляет предметную область этики. Этика — это раздел философии, изучающий феномен морали, то, как складывались моральные нормы и законы, какова структура морали, как соотносится мораль с другими формами и видами человеческой деятельности. Можно сказать, что мораль — это практика человеческой жизни, а этика — это теория морали. Главным предметом этики являются не только моральные законы и категории, но и сам человек, каким он должен быть в свете этих законов и категорий. Родоначальником этики в Европе считается Аристотель, который первым применил термин «этика» для обозначения особого класса человеческих качеств, таких как умеренность, мудрость, щедрость и др. Они существенно отличаются от качеств ума (например, памяти) и от проявлений телесной природы (например, ярости).

Этика тесно соприкасается с целым рядом других гуманитарных дисциплин: психологией и педагогикой, социологией и экологией, с профессиональной деятельностью человека в различных сферах (наука, техника, хозяйственная деятельность).

Педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. Соответственно, в каждом обществе существуют эталоны личности как комплекса формируемых психологических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы формирования необходимых умственных и эмоционально-волевых качеств. Совместно с этикой и психологией педагогика решает и проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.

На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся конкретные социологические исследования в различных социальных группах (их результаты отражает так называемая дескриптивная (описательная) этика).

Ну, и конечно, на стыке с экологией исследуются, решаются проблемы поведения человека во взаимодействии с окружающей средой. Экологическая кризисность — результат поведения самого человека, так как именно на нем лежит ответственность за негативное воздействие на внешнюю среду, за ее критическое состояние. Стремление человека и отдельных социальных групп к обогащению, комфорту и безопасности оборачивается обострением экологических проблем современности, что ведет к дискомфорту уже всего человечества, угрозе самой жизни на Земле. Поэтому сегодня все громче звучат голоса о выработке кодекса общечеловеческой морали, о необходимости соблюдения этого кодекса всеми без исключения людьми и социальными группами на Земле.

Столь многообразное содержание самого предмета этики — морали, конечно, порождает разнообразные представления. Особенно, когда человек задумывается о своей нравственной жизни, о взаимоотношениях с другими людьми.

Греческое слово «ethos» было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores» (нравы), на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный).

В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».

Таким образом, следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляются как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Термины «нравственность», «мораль» означают определенные сферы духовной культуры, а под термином «этика» понимается исследование, изучение морали, нравственности и их обоснование. Следовательно, мораль и нравственность являются предметами изучения этики, точнее, учением о морали и нравственности.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в том или ином случае, она вырабатывает средства, как осмысливать поступки, осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир. Она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

Мораль — это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, мораль­ных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей.

По мере развития цивилизации в обществе появляются право и закон, нарушение которых преследуется наказанием — уголовным или административным. Под юрисдикцию права подпадают только некоторые поступки людей, прежде всего те, которые несут опасность человеку или обществу в целом. К сфере морали относятся все поступки, поскольку они могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением. И часто моральное осуждение для человека страшнее уголовного преследования.

Нормы и правила могут быть укоренены в обычаях и привычках населения (определяя уровень регуляции поведения на обыденном уровне) и могут быть закреплены в официальном законодательстве.

В систему моральной регуляции входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности (добро, справедливость и т.д.), принципы (универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой-либо социальной группы). Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизни общества, в которых присутствуют взаимоотношения субъектов. Особое значение имеет моральная регуляция в области права, которая выражается в том, что некоторые моральные нормы закреплены законом. Отсюда появляется возможность государ­ственного принуждения следовать этим нормам; кроме того, происходит взаимодействие морали и права — к примеру, либерализация морали влечет либерализацию права.

Большое значение в настоящее время приобретает моральная регуляция исследований в науке (например, в медицине в связи с проблемами эвтаназии, клонирования).

Учащающиеся техногенные катастрофы указывают на важность морального регулирования и в таких, казалось бы, далеких от философии сферах, как технология и производство, в силу возрастания в них значимости влияния человеческого фактора.

В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.

В истории человеческой культуры существовали разные точки зрения на сущность морали: одни мыслители считали, что человек по своей природе добр, а злым и агрессивным его делают неправильное воспитание или уродливая окружающая среда (П. Гольбах, Гельвеций), другие полагали, что человек по природе зол и агрессивен, как животное, а добрым его делают воспитание, культура (Ж.-Ж. Руссо). На самом деле, видимо, человек не добрый и не злой. Сам человек – это его «усилие» быть человеком: как только я перестаю осуществлять это усилие, я опускаюсь до животного состояния. Мораль соответствует глубинным законам человеческого бытия.

Но человек — не только объект общественного регулирования, не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего — это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Это осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Таким образом, следует учитывать и глубинные мотивационные побуждения человека.

Наряду с моралью, как уже отмечалось, употребляют слово «нравственность». Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность — это синонимы, другие видят между ними определенную разницу, полагая, что мораль, опираясь на нравы, существующие в том или другом обществе, являются массовым поведением, имеющим моральное значение.

Нравы лучше определить как совокупность обычаев, принятых тем или иным народом, контролируемых всеми членами общества, а нравственность как область практических поступков, обычаев, нравов, сфер нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. Нравственность отображает прежде всего глубинные установи сознания индивида, включающие в себя и рефлексию (раздумья), и интуитивно-нравственные переживания. Рефлексия – способ мышления, направленный на самопознание, осмысление специфики духовного бытия человека.

Например, Г.В.Ф. Гегель всегда проводил концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Мораль для него — это сфера реальной свободы, связанная с «самоосознанием направленности к добру», с совестью, практическая свобода. Непо­средственными проявлениями нравственности, по Гегелю, являются семья, гражданское общество, государство. В отечественной этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «нравственность», во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью могут пониматься:

а) нравы как практикуемые формы поведения,

б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой,

в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.

У некоторых народностей при встрече принято плеваться друг в друга, а у других — улыбаться и пожимать руки, в Индии люди сжигали и сжигают своих мертвых, а в Персии это считалось величайшим кощунством. Исследователь архаических обществ М. Элиаде писал, что первобытные земледельцы, чтобы обеспечить плодородие растительного мира, подвергали мучениям жертвы, приносимые богам для увеличения урожая, предавались сексуальным оргиям и каннибализму, охотились за головами врагов. Человек был обречен убивать и работать, чтобы иметь возможность прокормить себя. Но это обязывает его принять жестокость и убийство как неотъемлемую составную часть своего существования. Таковы были нравы архаического общества, и никакое моральное осуждение этих нравов было неуместно.

Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере, как правило, проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Нравственный выбор — это акт моральной деятельности и личной ответственности за этот единственный и уникальный поступок. Вне личности нравственность существовать не может.

Предмет и объект этики

Значительный вклад в духовные искания человека на этом пути вносят религия и искусство, накопившие огромный нравственный опыт. Однако только этика стремится к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысло-жизненных проблем человека: как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему следует стремиться.

Предметом этики, следовательно, в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого он совершается.

Что же касается объекта этического знания, то он в силу практической ориентации этики имеет двоякое значение. С одной стороны, это та общественная реальность, которая подвергается наблюдению и изучению для формулирования положений самой теорети­ческой этики. В таком ракурсе объектом этического знания являются реально существующие нравы, поведение людей.

С другой стороны, в качестве объекта воздействия этического знания выступает сам чело­век, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств. В данном аспекте этическое знание соединено с воспитательной функцией, так или иначе представленной в культуре каждого общества. Для этики объектом изучения является поведение людей. Но оно изучается различными науками: психологией, социоло­гией, правом. Этика же изучает поведение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, то есть те факторы, которые позволяют с определенной степенью уверенности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у какого-то одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения.

Объектом воздействия этического знания становится также вся система существующих в обществе социальных норм, содержание которых может уточняться, получать более точную вербальную формулировку за счет работы этической мысли, если речь идет о собственно моральных нормах. Это особенно касается разработки различных этических кодексов, в частности — кодексов профессиональной морали, интенсивно развивающихся в современном обществе.

Что же касается влияния этической мысли на другие социальные нормы, прежде всего на нормы права, то здесь этика выполняет функцию поддержки, усиления таких норм или же, наоборот, функцию их социальной критики. Она оценивает существующие нормы с точки зрения общих представлений о социальной справедливости, поддерживает их или подвергает критике, выступая за необходимость утверждения новых норм. В свою очередь и правовые нормы могут поддерживать, усиливать практическую действенность некоторых этических принципов.

Предмет любой науки требует специфических методов своего изучения. Но что значит выявить метод исследования для этики и, вообще, для философии? Фактически для того, чтобы рассмотреть какое-то явление философски, необходимо дать всю культурно-историческую характеристику эпохи.

Когда говорят об этике, у многих возникают самые разные представления: кто-то считает, что этика это этикет, правила вежливого, уважительного отношения к другому; кто-то — что это наука об определенных желательных чертах характера, добродетелях (умерен­ность, мужество, мудрость, справедливость); у кого-то возникают образы грызущей совести, воспоминания о сильных нравственных переживаниях; другие, возможно, задумываются о справедливости или несправедливости каких-то явлений общественной жизни, долге и обязанностях.

Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Сказанное, однако не означает, что теоретики этической мысли занимались только вопросами истории этической мысли, и их приоритеты были жестко распределены по эпохам. Любой способ построения нравственной системы, какая бы категория ни была взята в нем за исходную и какие бы в нем ни были сделаны приоритеты, все равно предполагает использование различных понятий, описание с помощью этих понятий разных сторон человеческой жизни.

Можно отметить следующие, отражающие фундаментальные стороны жизни человека разделы этики: аретология — учение о добродетелях; деонтология — учение о долге; аксиология — учение о ценностях; фелиология — учение о счастье; танатология — учение о смерти. В ряде случаев это перекрещивающиеся понятия и отражают свои специфические подходы к исследованию моральной реальности.

Этикет свободного времени

Этикет общения за столом

Поведение в ресторане имеет ряд специфических особенностей.

Например, если вы идете в ресторан, и решение это возникло спонтанно, то мужчина находит свободные места. Если же встреча была назначена заранее, то мужчина должен прийти немного раньше женщины, раздеться в гардеробе и узнать у официанта, где находится заказанный столик. Все это необходимо делать до прихода приглашенной дамы. После это вы встречаете женщину, помогаете ей раздеться и провожаете в зал.

Обычно перед входом в зал посетители осматривают себя в зеркало.

Перед зеркалом можно только поправить прическу, одежду, это касается и мужчин и женщин. Дефекты одежды и прически устраняются в туалете.

В зал ресторана первым входит мужчина, а его спутница следует за ним. Если же первой в зал вошла женщина, то по пути к столику мужчина немного опережает ее, показывает места и помогает занять самое удобное место.

Мужчина садится после того, как села дама.

Не стоит садиться за столик к знакомым, если они первыми вас не пригласят. Поблагодарите знакомых за приглашение и садитесь за другой столик.

Если вы подсаживаетесь за столик к людям, которых не знаете, то знакомиться не обязательно. Необходимо лишь поздороваться и пожелать приятного аппетита.

Меню мужчина должен предложить женщине или прочесть сам. Если вы пришли в ресторан с компанией, то читает кто-то один, а заказывает каждый индивидуально.

Не стоит громко звать официанта, стучать вилкой, ложкой или ножом по бокалу, выкрикивать что-нибудь. Лучше всего дождаться, когда официант будет поблизости от вас, и жестом показать, что он вам нужен.

Сидя за столиком нельзя причесываться, насвистывать, петь. Не нужно играть попавшими под руку предметами.

Считается нетактичным переговариваться с сидящими за соседним столиком. Если возникла необходимость обсудить что-либо с людьми, сидящими за соседним столом, то лучше всего на пару минут подсесть к ним. Если мимо вашего столика проходят знакомые, то их нужно приветствовать, не вставая с места. Встать нужно, если завязался разговор.

Не надо читать в ресторане ничего, кроме меню.

Если вы пришли со спутницей, и если стол большой, женщину следует посадить справа от себя, если стол маленький, то напротив.

В большой компании рассаживаться следует с учетом круга интересов и возраста (при условии, что это не банкет).

Если вы пришли в компании, но без спутницы, то уделяйте внимание женщине, сидящей справа от вас. На танец можно пригласить всех женщин. Если вы приглашаете на танец незнакомую женщину, не стоит быть навязчивым и приглашать ее на танец более двух раз.

Во время танцев нельзя курить. Разговаривать желательно, но не обязательно. В случае, если женщина находится в ресторане со своим спутником, необходимо спросить у него разрешения пригласить даму на танец.

Покинуть ресторан первым обычно предлагает инициатор встречи.

Посещение театра, кино

Вы собрались в театр или на концерт. Придите туда заранее, так как потребуется некоторое время, чтобы сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и найти места.

Если вы пришли с женщиной, в гардеробе вы должны помочь ей снять пальто и взять номерки.

Если вы знаете, что ваши места в середине ряда, постарайтесь сесть заранее, не ожидая последнего звонка, чтобы не беспокоить других зрителей. Если вы все-таки пришли, когда все уже сидят на местах, надо вежливо попросить пропустить вас. Если потревожили вас, не делайте недовольное лицо и не высказывайтесь в адрес опоздавших. Вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, заметив идущих по узкому проходу. Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Женщина проходит первой, но садится справа от партнера. Мужчина помогает сесть своей спутнице, придерживая откидное сиденье кресла, и только тогда садится сам.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла надо опускать бесшумно. Вставая, придерживайте его рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами.

Если вы увидели свободное место, которое удобнее вашего, не занимайте его, так как владелец места может просто запаздывать. Если вы немного опоздали, то войдите в зал тихо, встаньте возле двери или сядьте бесшумно на ближайшее свободное кресло. Обычно, опоздавших направляют на балкон.

Встретив в театре старого знакомого или подругу, которых не видели много лет, не стоит громко окликать их, здороваться, перекидываться репликами. Не принято выходить из ряда, чтобы поздороваться с кем-то, потерпите до антракта.

После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Во время представления не следует разговаривать или комментировать действия, происходящие на сцене. Даже если спектакль оказался неинтересным, вы должны сидеть молча или покинуть зал, желательно во время перерыва. Во время спектакля старайтесь не мешать своим соседям. Не барабаньте пальцами, не отбивайте такт ногой, не подпевайте, не щелкайте замком сумочки, не шуршите конфетными бумажками или программой.

Если вы заметили, что актер ошибся, не высказывайте свое возмущение вслух.

Во время антракта не разглядывайте прогуливающихся в фойе.

Если вы пришли в театр со спутницей, не оставляйте ее надолго одну. Не делает этого и женщина.

Конечно, никто вас не остановит, если вы придете в театр в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим.

Избегайте крепких духов или одеколона.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

Как и что подарить

Ни один человек не остается равнодушным при получении подарка. Если даже вы не любите получать подарки, вы наверняка любите их дарить.

Подарок зачастую имеет чисто символическое значение. Это своеобразная форма выражения чувств. Небольшой знак внимания, скромный подарок, сделанный с любовью, может обрести огромную ценность для того, кому он преподнесен.

Цена подарка должна соответствовать материальным возможностям того, кто дарит. Щедрость не по карману так же нелепа, как и скупость при определенных, известных окружающим возможностях. Здесь, опять же, на помощь должно прийти чувство такта. Нередко состоятельный человек ставит дорогими подарками другого человека в неловкое положение, заставляя его чувствовать себя обязанным.

Подарки должны соответствовать возможностям, потребностям, характеру, вкусу, интересам и образу жизни тех, кому они предназначены. Если это возможно, то лучше деликатно выяснить, что хотел бы получить тот, кому собираются делать подарок. При вручении подарка не стоит долго рассказывать, с каким трудом он был куплен или приобретен. Даже если вы исколесили весь город в поисках нужной вещи, не сообщайте об этом. И уж конечно никогда не говорите о цене подарка, этим вы только подчеркнете вашу невоспитанность.

Все подарки, кроме цветов, следует вручать в упакованном виде, сразу после поздравления.

Выражения, которые несут в себе особую эмоциональную окраску и отражают чувства говорящего, могут быть следующими:

В официальной обстановке употребляют фразы:

При вручении подарка многие теряются и не знают, что сказать. В этом случае можно воспользоваться стандартными выражениями:

В неофициальной обстановке уместны фразы типа:

В официальной обстановке:

Принимать подарок тоже нужно достаточно тактично. Если подарок вручают лично, то его сразу же надо распаковать, при этом поблагодарив подарившего. Невежливо отложить подарок в сторону, не взглянув на него.

Если подарок сделан своими руками, то человека следует поблагодарить вдвойне.

Когда дарят конфеты, фрукты, сигареты, то ими принято угощать всех присутствующих.

Если подарок вам не понравился, не стоит вслух выражать свое неудовольствие, все равно надо тепло поблагодарить сделавшего подарок.

Чек из кассы отдают в том случае, если вещь продана с гарантией и ее можно в случае необходимости обменять.

Если подарок был послан по почте или передан через третье лицо, необходимо поблагодарить дарящего, послав ему краткое письмо, открытку или позвонив по телефону. Это надо сделать в течение двух-трех дней после получения подарка.

Отказаться от подарка можно лишь тогда, когда он настолько ценен, что заставляет вас чувствовать себя должником, или когда он нарушает правила хорошего тона. В этом случае вы должны поблагодарить за внимание и мотивировать свой отказ.

Получать подарки от детей вдвойне приятно, особенно если они сделаны своими руками. Милые каракули ребенка приводят в восторг даже совершенно постороннего человека, что уж говорить о мамах, папах, бабушках и дедушках. Если вы получите такой подарок, обязательно выразите свое восхищение умением и вниманием ребенка и поблагодарите его.

Своим близким делать подарки легче, потому что известно, в чем они нуждаются и что принесет им наибольшую радость. Членам семьи можно дарить любые подарки, начиная от цветов и кончая автомобилями.

Этикет знакомства

Знание и соблюдение норм и правил при знакомстве помогает (особенно молодым людям) вести себя достойно, избегать неловких ситуаций, преодолевать стеснительность. Если мысленно перебрать все ситуации, то возможностей познакомиться не так много: совместные занятия спортом, пребывание на отдыхе, а также совместная работа или учеба.

Во всех других случаях правила хорошего тона требуют, чтобы был посредник в лице общего хорошего знакомого, к которому может обратиться молодой человек или девушка с просьбой, чтобы они были представлены друг другу. Если обнаружится отсутствие подобного интереса, то не следует настаивать, преследовать и т.п.

Следует заметить, что по правилам этикета заговаривать на улице с незнакомкой так же бестактно, как скажем, едва заняв место в театре, докучать своим соседям. В ответ можно получить вполне закономерный холодный взгляд или вежливый отпор, а следовательно и неприятные эмоции. Тем не менее, современный этикет допускает скромные символические знаки внимания, которые могут облегчить знакомство на улице, в транспорте, в присутственных местах (поднять оброненный предмет, пропустить девушку вперед, уступить более удобное место в театре и т.д.). Понятно, что данные этикетные нормы имеют отношение только к молодому человеку или мужчине, а ни в коем случае не для женщин.

Представление в обществе. Подобный опыт накоплен, прежде всего, в современном европейском обществе, где установлены некоторые правила представлений (знакомств) в обществе.

Среди них можно отметить наиболее важные: а) мужчину представляют женщине; б) мужчину младшего по возрасту более пожилому мужчине; в) вновь назначенного начальника отдела организации директору этой организации (при этом сначала называется имя того мужчины, которого представляют). Существуют и особые правила представления на официальных приемах.

Представление в гостях. Упорядочить собирающееся общество обязаны, прежде всего, хозяева или родственники хозяев, которые представляют гостей друг другу, если они не знакомы. Как правило, хозяйка знакомит между собой женщин, а хозяин мужчин и только после этого мужчин представляют женщинам. Естественно, многое зависит не только от культуры хозяев, но и от воспитания гостей (многим знакома ситуация «опоздавших гостей»).

Правила представления во многом зависят от состава гостей, от целей их приглашения, от возраста, от степени знакомства приглашенных, от места и времени, где произошла встреча.

Заключение

Бла­годаря росту активности трудящихся, увеличению количества сво­бодного времени, внедрению научно-тех­нических дости­жений во все сферы общественной жизни все более

суще­ст­венную роль приобретает культура человеческих отно­шений, культура

общения людей. Чем значи­тельнее тех­нико-экономический потенциал общества,

чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть культур­ность людей,

которые в нем живут и которые им управ­ляют. Профессиональ­ная, нравственная,

эстетическая, ин­теллектуальная культура нужна в быту и на производ­стве. От

нее зависят и эффективность труда и разумное использование досуга.

Общественная жизнь за последние полвека усложни­лась, ее ритм ускорился. В

быстро растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут

бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречает­ся ежедневно с

сотнями, а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу, трудится на

предприятии, стоит в очереди к кассе кино или стадиона, отдыхает в дружеской

компании. Люди соприка­саются друг с дру­гом в самых разнообразных

нравственно-психологиче­ских ситуациях. Вопрос о том, как поступить, как себя

вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае, приобретает

особую остроту ввиду огром­ной пестроты характеров, мнений, взглядов,

эстетических вкусов. Чтобы найти пра­вильное решение, позволяющее сохранить

свое дос­тоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть

многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, настойчивость, желание

Однако даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас

от промахов и ошибок, в которых потом приходится раскаиваться. Об этом знает

каждый по собственному опыту. За многие века существо­вания человеческой

культуры выработался ряд правил поведения, способст­вующих взаимопонима­нию,

позволяю­щих избежать ненужных конфликтов, натянутости в от­ноше­ниях. Эти

правила называют правилами хо­рошего тона, или правилами этикета.

Список используемой литературы

1. Вандербильт Э. Этикет. В 2 кн.: Пер. с англ. М.: 1995

2. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер. с нем. М.: 1993.

3. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век: Пер. с нем. М.: 1994.

4. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной.,1991.

7. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 1995.

11. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М. 1994.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *