эволюция методов обучения и их классификация
Эволюция методов обучения
Метод обучения – категория историческая, она изменяется с изменением цели, содержания, средств педагогического процесса. Американский ученый К.Керр выделяет четыре «революции» в развитии методов в зависимости от преобладающего средства обучения. Первая состояла в том, что родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям; сущность второй – замена устного слова письменным; третья – когда в обучение было введено печатное слово; четвертая (современная) предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.
На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей со взрослыми, на основе подражания. Подражая взрослым, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. Показ образца («делай как я»), многократное воспроизведение показанных действий детьми и коррекция их взрослыми – это был самый древний репродуктивный метод обучения, из которого развились все другие методы.
Переход к словесным методам обучения явился большим достижением для человечества, своеобразной поворотной вехой: теперь стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь.
С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать обобщенные результаты опыта – знания и способы деятельности – в знаковой форме. Работа с книгой становится массовым способом взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения. Но использовались книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.
Идею активизации обучения с помощью наглядных методов обучения, обобщения и самостоятельных выводов в начале XIX века развивал И.Г.Песталоцци. В дидактике И.Ф.Гербарта значительное место отведено методам, направленным на поддержание дисциплины, порядка в классе. Ведущую роль при этом он отводил учителю и передаче им готовых знаний учащимся. Дальнейшее развитие теория словесно-наглядных методов получила в трудах Ф.А.Дистервега.
На рубеже XIX и XXвв. стали использовать практические методы обучения, а также эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, развитие его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т.е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Основное место в процессе обучения отводилось ручному труду, различного рода практическим занятиям, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировались навыки самостоятельной работы, использования собственного опыта. Наиболее полно эти идеи использовались в прагматической педагогике Дж.Дьюи.
Значительный шаг вперед в развитии теории методов обучения был сделан П.Ф Каптеревым. Он глубоко и разносторонне раскрыл взаимосвязь внешних форм методов обучения и их внутренней сущности. Подходя к исследованию методов обучения с точки зрения познавательной деятельности учащихся. Каптерев выделил три группы методов: догматические (знания передаются в готовой виде); аналитические (учитель разлагает знание на элементы, показывает значение каждого из них и затем строит из этих элементов целое знание); генетические (показывается процесс возникновения знания, его развития и затем дается окончательная формулировка и делаются выводы). Последняя группа подразделяется на сократическую и эвристическую подгруппы.
Дальнейший поиск в области методики обучения привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения. На этот очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям, возлагались большие надежды. И несмотря на то что этот метод требует слишком много труда и времени для получения хороших результатов, его популярность и в наши дни остается довольно высокой.
Развитие гуманитарных наук, и в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить еще одну неиспользованную область возможностей. Опора на слово, попытки формирования мотивации, идея развития ребенка – все это значительные вехи в истории развития педагогики. Изучение этой истории позволяет сделать выводы, которые при использовании различных методов обучения, они могут быть очень полезными. При этом:
1. Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.
2. Ввиду того что ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.
3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, т.е. систему методов.
Эволюция методов обучения
Развитие методов обучения происходило по мере развития человечества.
1.В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Доминировали методы наблюдения и повторения действий взрослых в процессе передачи подрастающему поколению накопленного опыта.
2.По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний, развития речи и обогащения словарного запаса произошел переход к словесным объяснениям, благодаря которым стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Передача информации осуществлялась с помощью устного, письменного, позднее – печатного слова, т.е. слово стало главным носителем информации. Обязанностью ученика было заучивание передаваемой информации. Такое обучение получило название догматического, наибольшего расцвета оно достигло в эпоху Средневековья (V-XV вв.).
3.В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия возрос, в этот период получают развитие методы наглядного обучения, что способствовало повышению эффективности процесса обучения наряду с обращением к гуманным методам обучения, постепенным отказам от авторитарных средств (эпоха Возрождения, XIV-XVI вв.; Новое время, XVII-XIX вв.).
4.На рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения.
5.Дальнейший поиск привел к широкому распространению проблемных методов обучения (педагогика Дж. Дьюи (1859-1952); классические положения проблемного обучения изложены в концепции А. М. Матюшкина,1972 г.). Это вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям.
6.Развитие психологии привело к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих способностей. Это послужило основой для разработки и применения методов развивающего обучения (одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л. В. Занковым в 60-е гг. XX в., в 70-е гг. XX в. была разработана теория развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова).
Т.о., появление каждой новой группы методов обучения свидетельствовало о попытке освоения человечеством области возможностей. Ни один из методов обучения не является универсальным, наибольшего эффекта можно достигнуть, используя систему методов, дополняющих друг друга, ориентированных на единую цель.
варианты классификаций методов обучения.
Автор, основание классификации | Классификация |
Е. Я. Голант Основание: уровень активности учащихся | 1. Пассивные методы обучения (учащиеся только слушают и смотрят): рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация. 2. Активные методы обучения (организуется самостоятельная работа учащихся): работа с книгой, лабораторный метод. |
М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер Основание: уровень включения в продуктивную (творческую) деятельность | 1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод (учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают (рецепция – восприятие), осознают и фиксируют в памяти. Приемы: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация. 2. Репродуктивный метод (воспроизведение учеником учебных действий по алгоритму, используется для приобретения учащимся умений и навыков). 3. Проблемное изложение изучаемого материала (учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия, учащиеся следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом научного мышления). 4. Частично-поисковый (эвристический) метод (учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, при этом целостное решение проблемы отсутствует). 5. Исследовательский метод (учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы; этот метод обеспечивает развитие у учащихся способностей творческого применения знаний). |
Е. И. Перовский, Д. О. Лордкипанидзе Основание: источники получения знаний | 1. Словесные методы(источник – устное или печатное слово). 2. Наглядные методы(источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). 3. Практические методы(источник – практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков). Эта классификация получила широкое распространение |
М. А. Данилов, Б. П. Есипов Основание: дидактические цели | 1. Методы приобретения новых знаний. 2. Методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике. 3. Методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Это наиболее практичная классификация в дидактическом отношении. Недостаток классификации: отсутствуют методы закрепления изучаемого материала. |
Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского.
Основание: целостный подход к процессу обучения.
Три группы методов обучения:
1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
3.Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.
Каждая из трех групп методов обучения включает взаимодействие педагогов и учащихся: организаторские влияния учителя сочетаются с самоорганизацией деятельности учащихся; стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т.е. внутреннего стимулирования учения; контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Реферат: Эволюция методов обучения и их классификация
Название: Эволюция методов обучения и их классификация Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат Добавлен 01:39:23 01 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 1428 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |