эволюция методов обучения и их классификация

Эволюция методов обучения

Метод обучения – категория историческая, она изменяется с изменением цели, содержания, средств педагогического процесса. Американский ученый К.Керр выделяет четыре «революции» в развитии методов в зависимости от преобладающего средства обучения. Первая состояла в том, что родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям; сущность второй – замена устного слова письменным; третья – когда в обучение было введено печатное слово; четвертая (современная) предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.

На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей со взрослыми, на основе подражания. Подражая взрослым, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. Показ образца («делай как я»), многократное воспроизведение показанных действий детьми и коррекция их взрослыми – это был самый древний репродуктивный метод обучения, из которого развились все другие методы.

Переход к словесным методам обучения явился большим достижением для человечества, своеобразной поворотной вехой: теперь стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь.

С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать обобщенные результаты опыта – знания и способы деятельности – в знаковой форме. Работа с книгой становится массовым способом взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения. Но использовались книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.

Идею активизации обучения с помощью наглядных методов обучения, обобщения и самостоятельных выводов в начале XIX века развивал И.Г.Песталоцци. В дидактике И.Ф.Гербарта значительное место отведено методам, направленным на поддержание дисциплины, порядка в классе. Ведущую роль при этом он отводил учителю и передаче им готовых знаний учащимся. Дальнейшее развитие теория словесно-наглядных методов получила в трудах Ф.А.Дистервега.

На рубеже XIX и XXвв. стали использовать практические методы обучения, а также эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, развитие его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т.е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Основное место в процессе обучения отводилось ручному труду, различного рода практическим занятиям, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировались навыки самостоятельной работы, использования собственного опыта. Наиболее полно эти идеи использовались в прагматической педагогике Дж.Дьюи.

Значительный шаг вперед в развитии теории методов обучения был сделан П.Ф Каптеревым. Он глубоко и разносторонне раскрыл взаимосвязь внешних форм методов обучения и их внутренней сущности. Подходя к исследованию методов обучения с точки зрения познавательной деятельности учащихся. Каптерев выделил три группы методов: догматические (знания передаются в готовой виде); аналитические (учитель разлагает знание на элементы, показывает значение каждого из них и затем строит из этих элементов целое знание); генетические (показывается процесс возникновения знания, его развития и затем дается окончательная формулировка и делаются выводы). Последняя группа подразделяется на сократическую и эвристическую подгруппы.

Дальнейший поиск в области методики обучения привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения. На этот очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям, возлагались большие надежды. И несмотря на то что этот метод требует слишком много труда и времени для получения хороших результатов, его популярность и в наши дни остается довольно высокой.

Развитие гуманитарных наук, и в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.

Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить еще одну неиспользованную область возможностей. Опора на слово, попытки формирования мотивации, идея развития ребенка – все это значительные вехи в истории развития педагогики. Изучение этой истории позволяет сделать выводы, которые при использовании различных методов обучения, они могут быть очень полезными. При этом:

1. Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.

2. Ввиду того что ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, т.е. систему методов.

Источник

Эволюция методов обучения

Развитие методов обучения происходило по мере развития человечества.

1.В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Доминировали методы наблюдения и повторения действий взрослых в процессе передачи подрастающему поколению накопленного опыта.

2.По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний, развития речи и обогащения словарного запаса произошел переход к словесным объяснениям, благодаря которым стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Передача информации осуществлялась с помощью устного, письменного, позднее – печатного слова, т.е. слово стало главным носителем информации. Обязанностью ученика было заучивание передаваемой информации. Такое обучение получило название догматического, наибольшего расцвета оно достигло в эпоху Средневековья (V-XV вв.).

3.В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия возрос, в этот период получают развитие методы наглядного обучения, что способствовало повышению эффективности процесса обучения наряду с обращением к гуманным методам обучения, постепенным отказам от авторитарных средств (эпоха Возрождения, XIV-XVI вв.; Новое время, XVII-XIX вв.).

4.На рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения.

5.Дальнейший поиск привел к широкому распространению проблемных методов обучения (педагогика Дж. Дьюи (1859-1952); классические положения проблемного обучения изложены в концепции А. М. Матюшкина,1972 г.). Это вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям.

6.Развитие психологии привело к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих способностей. Это послужило основой для разработки и применения методов развивающего обучения (одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л. В. Занковым в 60-е гг. XX в., в 70-е гг. XX в. была разработана теория развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова).

Т.о., появление каждой новой группы методов обучения свидетельствовало о попытке освоения человечеством области возможностей. Ни один из методов обучения не является универсальным, наибольшего эффекта можно достигнуть, используя систему методов, дополняющих друг друга, ориентированных на единую цель.

варианты классификаций методов обучения.

Автор, основание классификацииКлассификация
Е. Я. Голант Основание: уровень активности учащихся1. Пассивные методы обучения (учащиеся только слушают и смотрят): рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация. 2. Активные методы обучения (организуется самостоятельная работа учащихся): работа с книгой, лабораторный метод.
М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер Основание: уровень включения в продуктивную (творческую) деятельность1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод (учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают (рецепция – восприятие), осознают и фиксируют в памяти. Приемы: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация. 2. Репродуктивный метод (воспроизведение учеником учебных действий по алгоритму, используется для приобретения учащимся умений и навыков). 3. Проблемное изложение изучаемого материала (учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия, учащиеся следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом научного мышления). 4. Частично-поисковый (эвристический) метод (учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, при этом целостное решение проблемы отсутствует). 5. Исследовательский метод (учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы; этот метод обеспечивает развитие у учащихся способностей творческого применения знаний).
Е. И. Перовский, Д. О. Лордкипанидзе Основание: источники получения знаний1. Словесные методы(источник – устное или печатное слово). 2. Наглядные методы(источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). 3. Практические методы(источник – практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков). Эта классификация получила широкое распространение
М. А. Данилов, Б. П. Есипов Основание: дидактические цели1. Методы приобретения новых знаний. 2. Методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике. 3. Методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Это наиболее практичная классификация в дидактическом отношении. Недостаток классификации: отсутствуют методы закрепления изучаемого материала.

Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского.

Основание: целостный подход к процессу обучения.

Три группы методов обучения:

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3.Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.

Каждая из трех групп методов обучения включает взаимодействие педагогов и учащихся: организаторские влияния учителя сочетаются с самоорганизацией деятельности учащихся; стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т.е. внутреннего стимулирования учения; контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Реферат: Эволюция методов обучения и их классификация

Глава IИз истории развития методов обучения

1.1. Сущность понятий «метод» и «приём» обучения …………………………..4

1.2. Эволюция методов обучения…………………………………………………7

Глава II Классификация методов обучения

2.1. Классификация по уровню активности учащихся …………………………..8

2.2. Классификация по уровню включения в продуктивную деятельность…..9

2.3. Классификация по источникам получения знаний………………………..10

2.4. Организационная классификация Ю.К. Бабанского……………………. 11

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

Глава IИз истории развития методов обучения

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Слово «метод» происходит от греческого methodos, что в до словном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. Давая определение метода, ученые-дидакты акцентируют внимание на разных сторонах этого понятия. Так, И.Ф.Харламов наряду с организацией учебной деятельности учащихся выделяет в методах обучающую работу учителя. Он дает следующее определение: «Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». По его мнению, метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием. Любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучении.

По мере развития человечества, изменения целей обучения и совершенствования общей культуры общества методы менялись. Сильное влияние на цели обучения оказывают уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. Так, в первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Методы наблюдения и повторения действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи подрастающему поколению накопленного взрослыми опыта. Обучение, в форме наблюдения и повторения, проходило в процессе непосредственного участия в жизни той социальной группы, к которой принадлежали сами обучаемые.

По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому в обучении человек был просто вынужден прибегнуть к словесным объяснениям. Дальнейшее развитие речи и постепенное обогащение словарного запаса, а также постоянное увеличение объема культурных знаний позволили полностью перейти к словесным методам обучения.

Однако человечество продолжало развиваться, и объем его культурного наследия неуклонно увеличивался. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений он настолько возрос, что освоенные человеком догматические методы обучения с трудом справлялись с поставленной перед ними задачей. Общество нуждалось в людях, хорошо знающих закономерности природы и способных не только учитывать, но и использовать их в своей деятельности. Поэтому все большее развитие в этот период получают методы наглядного обучения , методы, помогающие на практике применять полученные знания.

Дальнейший поиск в области методики обучения привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения. На этот очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям, возлагались большие надежды. И, несмотря на то, что этот метод требует слишком много труда и времени для получения хороших результатов, его популярность и в наши дни остается довольно высокой.

Развитие гуманитарных наук, и в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения .

2.1. Классификация по уровню активности учащихся

Поскольку ученые-дидакты не пришли еще к единому пониманию и толкованию сути самого понятия «метод обучения» то, естественно, не прекращаются и дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации.

Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы, дал Е.Я.Голант. Позже по вопросам классификации методов в структуре общих работ по дидактике выступили М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Б.П.Есипов, М.А.Данилов и др. Обстоятельный обзор всех классификаций методов провел Ю.К.Бабанский, предложивший и свою классификацию методов.

Е.Я.Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод).

2.2. К лассификация по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность

Как следующий шаг в русле этого же подхода можно расценивать классификацию по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность, предложенную М. Н.Скаткиным и И.Я.Лернером. Они делят методы обучения в зависимости от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося ввиду этого характера познавательной деятельности учащихся. С этой точки зрения ученые выделяют следующие методы.

Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

Проблемное изложение изучаемого материла. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.

Частично-поисковый (эвристический) метод . Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Исследовательский метод . В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.

2.3. Классификация по источникам получения знаний

Совершенно иной подход был использован Е.И.Перовским и Д.О.Лордкипанидзе, предложившими классификацию по источникам получения знаний. Они считали, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. При таком подходе каждая группа методов опирается на свой вид источников:

а) словесные методы на устное или печатное слово;

б) наглядные методы на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

в) практические методы на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков. Эта классификация оказалась довольно простой. Видимо, поэтому она получила широкое распространение.

Наиболее практичной в дидактическом отношении представляетсяклассификация по дидактическим целям, разработанная М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым. Они исходили из того, что если методы обучения представляют собой способы организации учебной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделять на следующие группы:

методы приобретения новых знаний;

методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Правда, в этой классификации не обозначены методы, которые применяются при закреплении (усвоении, запоминании) изучаемого материала, хотя они занимают важное место в процессе обучения.

2.4. Организационная классификация Ю.К.Бабанского

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Данная классификация соответствует современному пониманию процесса обучения в школе и отражает качественно иной подход к нему. Обучение здесь рассматривается как многогранный педагогический процесс.

o Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить

необходимых результатов в полном объеме.

o Ввиду того что ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

o Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, систему методов. К примеру, при стремлении развить у учащихся коммуникативные умения необходимо на уроке значительную часть времени уделять таким методам, как беседа, дискуссия, комментированное управление, работа в малых группах.

Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.
В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.
Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.

1. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика /Текст/ – С-П.: Питер, 2001,- 297с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Эволюция методов обучения и их классификация
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат Добавлен 01:39:23 01 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1428 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать