эвристический метод обучения это в педагогике

Эвристический метод обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность эвристического обучения

Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы обучения. Выбор метода остается за педагогами и родителями, важно только лишь соблюдать условие: метод должен быть эффективным и не навредить ребенку.

В настоящее время одним из самых популярных инновационных методов является эвристический метод обучения.

Впервые эвристический метод был предложен Сократом в Древней Греции. Сократ задавал своим ученикам вопросы, тем самым побуждая их к рассуждению и беседе.

Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно. Именно поэтому нет утвержденной трактовки его понятия. Под эвристическим методом обучения понимают и форму обучения (например, эвристическая беседа), и метод обучения (мозговой штурм), и технологию творческого развития.

Эвристический метод обучения – это метод, направленный на самостоятельное нахождение учащимися ответов на поставленные педагогом вопросы.

Эвристическое обучение – это обучение, основная цель которого заключается в конструировании учащимися собственного смысла, цели и содержания, организации и осознания необходимости обучения.

Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового.

Задачи эвристического метода обучения:

Эвристический метод обучения сочетает в себе познавательную творческую деятельность. Это связано с тем, что педагог не дает учащимся готовые знания, а предоставляет им объект, знания о котором они должны найти самостоятельно информацию и овладеть ей. В качестве объекта могут выступать природные явления, исторические события, художественные произведения и т.п. На основании объекта учащиеся создают продукт деятельности в виде гипотезы, текста, изделия, схемы и т.д. В рамках эвристического метода, результат творческой деятельности ребенка не предсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личности. После представления педагогу получившегося результата, учащиеся сопоставляют его с уже известными достижениями в данной области и осмысливают.

Готовые работы на аналогичную тему

Конечной целью эвристического метода обучения является, не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка.

Оценке по итогам выполнения эвристического задания подвергаются не усвоенные учащимися знания по конкретному предмету, а его творческие достижения в данной сфере.

Принципы эвристического обучения

Реализация эвристического метода обучения базируется на определенных принципах. Среди них:

Использование технологии эвристического обучения в современной школе

В современных школах использование эвристического метода обучения осуществляется во взаимосвязи с проблемным и развивающим обучением. Это объясняется тем, что данные методы обучения, несмотря на их специфичность и различие в приемах работы, направлены на личностно-ориентированное обучение.

Формами и методами эвристического обучения являются различные по тематике творческие занятия: конкурсы, факультативные занятия, индивидуальные занятия по самообразованию, внеклассная и внеурочная работа, олимпиады, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы и т.п.

Одной из наиболее популярных форм организации эвристического метода обучения является эвристическая беседа.

К приемам эвристического метода относятся: сочинения, поделки, художественные произведения собственного сочинения и т.д.

Мероприятия, организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают учащимся реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности.

Технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.

Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.

Источник

Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ

Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, и по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., выделяют методы:

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения:

эвристический;

метод проблемного изложения материала.

Остановимся более подробно на эвристическом методе и примерах его использования в условиях ДОУ.

Эвристика (от греч. heurisko – нахожу)методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.

В чём же заключается суть данного метода?

При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.

Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личности, формировать способность работать самостоятельно.

Л. С.Выготский дает следующее определение творческой деятельности: “Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке” [1, с. 3].И далее: “Всякая такая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения” [1, с. 5].

Д. Б.Богоявленская выделяет воспитательный аспект данного вопроса: “Системный подход в исследовании творчества представляется нам важным не только и даже не столько в теоретическом отношении, сколько в плане чисто практическом – воспитательном. Мы имеем в виду проблему формирования всесторонне развитой личности, развитой не только познавательно и интеллектуально, но и нравственно-эстетически, духовно богатой и творчески окрыленной” [2, с. 40].

По мнению В. А. Хуторского,обучение и развитие человека связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира [3, с. 32]. Специалисты в области педагогической психологии утверждают, что информация становится знанием лишь тогда, когда вступает в контакт с прежним опытом человека.

Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем. Развить данные умения возможно только в результате педагогической деятельности, которая создаёт условия для творческого развития дошкольников. Таким образом, проблема развития творческих способностей дошкольников посредством эвристических приёмов обучения является одной из наиболее актуальных.

Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, по творчески, изобретательно.

Какие эвристические приёмы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Задания могут быть самыми разнообразными, например:

«внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;

— придумывание счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»);

— перемещение в сказку современных предметов (телефон, экскаватор и т. д.) и получение новой сказки или её изменение («сказка на новый лад»);

— придумывание загадок, небылиц;

— придумывание новых слов; фигур; цифр; животных; планет (а потом их зарисовать или изобразить) и т. д.

Ценность использования эвристического метода в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.

1. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М. : Знание, 1981. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”; №10.).

3. Хуторской А. В.Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская, Г. С. Развитие творческого мышления школьников. – Л. : 1967.

Широкое использования народного фольклора во всех его проявлениях (в устном народном творчестве) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий.

Консультация для педагогов «Необходимость использования современных педагогических технологий в ДОУ» НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ Педагоги дошкольного образования в последнее время все чаще сетуют.

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.

Проектно-исследовательский метод в деятельности ДОУ Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске.

Презентация для метод объединения «Инновационность в разработках ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу поделиться опытом в разработках нашего ДОУ. Эту презентацию и выступление я готовила на метод.

Примеры использования ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития детей. Презентация Актуальность Использование информационных компьютерных технологий, при работе с детьми раннего возраста, достаточно спорная тема. У многих.

Семинар на тему «Метод проектов в ДОУ» Цели: повышение профессиональной компетентности педагогов; обучение педагогов проектной деятельности; внедрение в педагогический процесс.

Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Преимущества использования системы Тиса в практике современного ДОУ Тренажерно-инфомационая система ТИСА – это уникальный тренажерный комплекс. Все элементы собраны из дерева (массив сосны, в каждый вмонтирован.

Источник

Эвристический метод. Формы эвристического обучения

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа – это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.

Источник

Эвристическое обучение

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

Эвристическое обучение, способствующее развитию самостоятельности учащихся, открытию истины путем собственных размышлений и исследований. Эвристическое обучение ( от греч. «эврика» — нахожу, открываю) — это обучение, при котором учитель не сообщает готовых знаний, а, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, практический опыт и наблюдения подводит их к пониманию и более самостоятельному усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом, и вошло в историю под названием «сократическая беседа». Она получила название майевтика (греч.– акушерское, повивальное искусство) – один из приемов установления истины в беседе или споре.

Много внимания вопросам методологии науки и самой эвристики уделял французский математик Анри Пуанкаре (1854-1912). Большое значение А. Пуанкаре придавал внезапному научному прозрению. Его поражал характер прозрения, с несомненностью свидетельствующий о долгой предварительной бессознательной работе.

С 70-х годов 20-го века начата разработка направления эвристического обучения: Л.И.Ланда, Ю.К.Кумоткин, В.И.Андреев, А.В. Хуторской и другие).

Особенности эвристического обучения по сравнению с проблемным: эвристические вопросы стимулируют развитие творческого мышления личности, эвристические предпосылки способствуют эффективности учебной и исследовательской деятельности учащихся, развитию их методологической культуры в решении творческих задач, развития критического мышления, эмпатии, творческого воображения, творческой рефлексии, личностного творческого потенциала.

Эвристические методы обучения:

1. метод эвристического диалога Сократа;

2. метод морфологического анализа;

5. метод гиперболизации и агглютинации (агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, элементов действительности. (Кентавр, птица Феникс…); гиперболизация – значительное преувеличение или преуменьшение свойств реальных объектов. (карлик НОС, Гулливер, Дюймовочка…));

6. метод неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций в творчестве (антропоморфизм – уподобление человеку);

СОВЕТЫНАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ
Понимание постановки творческой задачи
Нужно ясно понять задачуЧто неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или чрезмерно? Или противоречиво? Сделайте чертеж. Введите подходящие обозначения. Разделите условие на части. Постарайтесь их записать.
Составление плана решения
Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удастся сразу обнаружить эту связь, возможно, полезно будет рассмотреть вспомогательные задачи. В конечном счете, необходимо прийти к плану решенияНе встречалась ли раньше эта задача, хотя бы в несколько другой форме? Известна ли какая-нибудь родственная задача? Не знаете ли вы теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестное! И постарайтесь вспомнить знакомую задачу с подобным неизвестным. Вот задача родственная и уже решённая. Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли применить её результат? Нельзя ли использовать метод её решения? Нельзя ли иначе сформулировать задачу? Ещё иначе? Вернитесь к определениям. Если не удаётся решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. Нельзя ли придумать более доступную сходную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть задачи? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Нельзя ли изменить неизвестное, или данные, или, если необходимо и то, и другое так, чтобы новое неизвестное и новые данные оказались ближе друг к другу? Все ли использованы данные? Все ли условия?
Осуществление плана
Нужно осуществить план решенияВы предприняли правильный шаг? Сумеете это доказать?

Вместе с тем вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом еще можно решить эту задачу? Эвристические вопросы создают затруднения, задают новую стратегию творческого поиска, стимулируют эвристические функции мышления (см. таблицу 1).

эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть фото эвристический метод обучения это в педагогике. Смотреть картинку эвристический метод обучения это в педагогике. Картинка про эвристический метод обучения это в педагогике. Фото эвристический метод обучения это в педагогике

Систематика эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся

Типы эвристических вопросовДидактические цели
Какова главная идея? В чем суть? Кто, где, когда, что? Дайте определение. Сформулируйте теорему.Углубление, расширение знаний
Опишите. Перескажите. Объясните. Как использовать? Какая разница? Приведите примеры. Обобщите. Систематизируйте. Классифицируй.Развитие умений
Как решить другим способом? В чем причины? Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите контраргументы? В чем недостатки? Ваш прогноз? Найдите ошибки.Развитие творческих способностей, критического мышления

Сущность эвристического обучения можно свести к предписаниям.

Основные эвристические предписания

· исследуй по частям, перебери возможные варианты;

· сформулируй возникшую проблему;

· модифицируй (изменяй, преобразуй с появлением новых свойств);

· выбери эффективную систему обозначений;

· воспользуйся симметрией, периодичностью;

· подразделяй на части;

· рассуждай от противного, ищи контрпримеры;

· рассмотри преувеличенные и преуменьшенные приемы;

· рассмотри несколько моделей решения творческой проблемы, выяви связи между ними;

· рассмотри фантастические случаи;

· ищи аналогию в природе, действуй по аналогии;

· проверь результат (по знаку, размерности, характеру изменения, достаточности и излишку, содержанию интерпретации, направлению и характеру изменения, достаточности и излишку условий );

· выдели главное (главную часть) и др.

Метод эвристического диалога Сократа.

Сущностью сократической эвристики, как вопросно-ответной формы обучения является система вопросов педагога. Где развивающий эффект обучения во многом зависит от его мастерства, знания альтернативных путей достижения цели.

Это реализовывалась в сочетании с другими приемами:

· иронией, когда собеседника уличают в противоречивых утверждениях, т. е. в незнании объекта беседы;

· индукцией, требующей перехода к общим понятиям от обычных представлений и единичных примеров;

· дефиницией, означающей постепенное восхождение к правильному определению понятия на основе исходных определений.

Типология вопросов, возникающих в ходе сократической беседы:

– Вопросы на уточнение: «Можете ли привести пример? Можете ли что-либо добавить? Можете ли предложить другой способ?»

– Вопросы на выявление допущений и оснований: «Каковы ваши основания? Все ваши доводы основываются на том, что…;

Почему вы строите ваши аргументы на …, а не на …?»

– Вопросы на поиск причин и доказательств: «Как вы думаете? Почему вы так сказали? Что может служить этому примером?»

– Вопросы о точке зрения и подходе: «Что может быть альтернативой? Можно ли взглянуть на эту проблему с другой стороны? А если кто-то с вами не согласен и выскажет свою точку зрения?»

– Вопросы о подтексте и последствиях: «Но если это произойдет, что еще может быть в результате? Почему? Это обязательно произойдет или возможно, что произойдет?»

– Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить? Почему этот вопрос важен?

Условия эффективности эвристической беседы

1. Наличие четкого и достаточно гибкого предварительно продуманного плана эвристической беседы.

2. Постановка серии логически взаимосвязанных эвристических вопросов.

3. Переформулировка вопросов, если учащиеся затрудняются на них ответить.

4. Поэтапное обсуждение и подведение итогов, т.е. использование поэтапного обобщения.

5. Итоговое обобщение и заключение преподавателя.

При каких условиях эвристическая беседа является эффективной?

Метод морфологического анализа.

Обычно создание морфологического анализа связывают с двумя именами: средневековым монахом Раймондом Лулием [70] (примерно 1235 – 1316 г.г.) и астрофизиком Фрицем Цвикки [17], работавшим в США в середине XX века. Он характеризуется как пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

Морфологический анализ – это процедура, позволяющая сбить «инерцию мышления», иначе взглянуть на известное.

Дана таблица: «Расширение поискового поля с помощью морфологического анализа»*. Морфологическая таблица – способ представления морфологического ящика, который будет содержать все решения проблемы систематизации перебора вариантов и придумывание новых вариантов.

Идея-1Идея-2Идея-3Идея-4
Идея-1
Идея-2
Идея-3
Идея-4

Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака», выдвинутый американским ученым Х.Ф.Осборном в 1930, понимается как метод генерации новых идей, получивший большую популярность в 1960-х. Основная цель метода – устранение барьеров для проявления творческой активности индивидом. Метод запрещает критиковать предложенные участниками идеи, поощряет разные реплики, шутки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Выбирают примерно пять различных критериев, по которым отбирают лучшие решения обсуждаемой проблемы. Хорошая практика — всегда начинать со слов «Решение должно быть…». Например: 1) «решение должно быть в рамках законодательства», 2) «решение должно быть реализовано до 10 июня», 3) «решение должно быть эффективным по затратам» и т. д.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

· Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

· Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

· Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *