фарфоровые иконостасы в храмах россии

Фарфоровый иконостас Покровской церкви города Железнодорожный

Думаю, нет в России человека, который бы никогда не слышал о «кузнецовском фарфоре». И это не удивительно: чуть больше века назад «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» производило 2/3 отечественного фарфора. Тарелки и чашки с эмблемой Товарищества были в каждой семье, ведь предприятия выпускали посуду на любой кошелёк: и дешёвый фаянс, украшенный переводными картинками и дорогой фарфор ручной росписи.

Меньше известна другая продукция предприятий Кузнецова из полуфаянса и майолики: сантехника и архитектурная керамика: печи, камины, киоты, иконостасы. Первые иконостасы из фаянса были созданы на фабрикеМ. С. Кузнецова в 1895 году. Представленный на Всемирной выставке 1900 года в Париже иконостас Кузнецова был отмечен главной премией. Им и сейчас можно полюбоваться в храме святого князя Владимира чешского курортного города Марианске-Лазне.

Достоинства фаянсовых и фарфоровых иконостасов неоспоримы: их нетрудно содержать, на них долго держится позолота, а если какая-то деталь разобьется, то ее легко можно заменить.

Товарищество Кузнецова постепенно наращивало производство керамических иконостасов, и в начале XX века их изготавливали уже по семь — восемь штук ежегодно. Есть данные, что до 1917 года было создано более семидесяти фаянсовых кузнецовских иконостасов, из которых до наших дней сохранилось порядка двадцати. По другой версии, в Российской империи и за её пределами было тридцать восемь православных храмов с кузнецовскими иконостасами, а до нашего времени уцелели лишь пять. Один из утраченных иконостасов находился в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице в Санкт-Петербурге. Увы, сейчас для жителей нашего города наиболее доступен для ознакомления иконостас Преображенской церкви в Москве.

Три фарфоровых иконостаса, выполненные на Тверской фабрике Товарищества М.С. Кузнецова, можно увидеть в Храме Преображения Господня в городе Железнодорожный.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

Ранее здесь было село Саввино, которое стало крупным фабричным посёлком к концу XIX века благодаря тому, что здесь появилось хлопкопрядильное предприятие учреждённого в 1882 году Товарищества мануфактур «Викула Морозов с сыновьями и Ко». Основателя предприятия так охарактеризовал московский бытописатель Д. А. Покровский: «Викул Елисеевич… из всех Морозовых один выделялся замечательною гуманностью к фабричным, служащим и всем, с ним и его фирмой дела имеющим».

Крупнейшие промышленники и богатейшие купцы, Морозовы к началу XIX века стремились к созданию целых рабочих городов вокруг своих предприятий. Я уже писала о другом представителе рода Морозовых Арсении Ивановиче, который в подмосковном Богородске строил жилые дома для проживания рабочих и служащих с семьями. Он проявлял заботу как об организации их быта – продуктовые лабазы были, как мы бы сейчас сказали, «в пешей доступности», так и досуга: библиотека, театр, парк с лодочной станцией и даже велотрек. Викула Елисеевич так же заботился о благоустройстве жизни рабочих в Саввино. Хотя Морозовы относились к старообрядцам, они жертвовали средства на строительство православных храмов для тех, кто трудился на их мануфактурах.

Саввинская церковь построена между 1873 и 1905 годами в стиле эклектика: здесь сочетаются элементы псевдорусского стиля, модного в конце XIX века, и неоампира.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

Фарфоровые иконостасы были пожертвованием храму от Викулы Елисеевича Морозова. Храм хоть и закрывался во время богоборческой компании в советское время, но не на долго. Поэтому сохранилось многое из богатого убранства: прекрасные иконостасы, старые иконы, утварь.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

Удивительно красивая Преображенская церковь в Железнодорожном стоит того, чтобы её посетить как людям верующим, так и атеистам.

Источник

Фаянсовые иконостасы Саввинской церкви

Микрорайон Саввино в Балашихе возник на месте одноименного старинного села, появление которого, в свою очередь, связывают с именем инока Саввы. В конце XIX столетия это место стало бурно развиваться благодаря появившейся здесь мануфактуре Товарищества Викула Морозова. В те же годы в селе был построен большой Преображенский храм. Главным украшением Саввинской церкви являются три уникальных иконостаса, созданных более ста лет назад из фаянса на заводе М.С. Кузнецова.

Легенда гласит, что свое название село Саввино получило по имени инока московского Симонова монастыря Саввы, который обменял вотчину в Переславском уезде на землю у реки Чернавки для создания небольшой обители. Здесь в XIV веке монахи Симонова монастыря основали скит, от которого, однако, не сохранилось никаких следов. Не осталось упоминаний о пустыни и в исторических документах. Таким образом, Саввино может быть связано с личностью преподобного Сергия Радонежского, ведь Симонов монастырь в Москве был основан при жизни и по благословению Троицкого игумена его племянником святителем Феодором – будущим архиепископом Ростовским. Закономерно, что один из пяти приделов нынешнего Спасо-Преображенского храма в Саввино освящен во имя Сергия Радонежского.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

Большой Саввинский храм имеет пять престолов: Преображения Господня, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Архангела Михаила и Николая Чудотворца. По своим размерам и богатому убранству храм более подходил бы не для села, а для города. Размах строительства, основная часть которого завершилась в 1873 году, объясняется двумя фактами. Во-первых, в середине XIX века недалеко от Саввино прошла линия Московско-Нижегородской железной дороги. Во-вторых, к концу того же столетия Саввино стало крупным фабричным поселком: здесь появилось хлопкопрядильное предприятие учрежденного в 1882 году «Товарищества Саввинской мануфактуры Викула Морозова сыновей, И.К. Полякова и Ко».

Викула Елисеевич Морозов принадлежал к знаменитой старообрядческой фамилии предпринимателей. В религиозном отношении он принадлежал к ветви брачного поморского согласия беспоповцев. По легенде, карьера компаньона Викулы Морозова по Саввинской мануфактуре Ивана Полякова стала стремительно развиваться благодаря набожности. Выходец из простонародья старовер-беспоповец Иван Кондратьевич Поляков служил сторожем при московском доме миллионера Викулы Морозова, но обратил на себя внимание хозяина как человек, хорошо читающий Священное Писание. Викула Елисеевич поставил его помощником в домовой староверческой моленной, а затем назначил приказчиком, доверял коммерческие дела, пока, наконец, Поляков не стал пайщиком Саввинской мануфактуры.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

Старообрядцы-беспоповцы Викула Морозов и Иван Поляков заботились о благоустройстве жизни рабочих мануфактуры в Саввино. Они строили объекты социальной инфраструктуры, помогали возводить и православный храм. Считается, что именно Викула Морозов пожертвовал в Преображенскую церковь его главное украшение – три фаянсовых иконостаса, изготовленных на Конаковской фабрике М.С. Кузнецова. К счастью, в советские годы Саввинский храм закрывался лишь ненадолго, поэтому сохранились многие старые иконы, утварь и в том числе уникальные для Подмосковья иконостасы.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

Самым распространенным материалом для иконостаса в русском храме во все времена было дерево. Первые известные керамические иконостасы появились в Подмосковье: их и сегодня можно увидеть в семи боковых приделах Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Иконостасы были возведены ценинных дел мастерами в середине XVII века в технике достаточно грубого изразца. Долгое время иконостасы Ново-Иерусалимского монастыря оставались единственными в своем роде, так как после патриарха Никона и вплоть до конца XIX века технология не развивалась. Все изменилось, когда на фабриках «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова» стали производить церковную утварь и иконостасы из фаянса. Развитые технологии изготовления керамики в то время уже позволяли делать тонкую и в то же время умеренную по цене работу.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

В 1895 году на фабрике М.С. Кузнецова были созданы первые два иконостаса из фаянса. Их установили в Ново-Афонском монастыре в Абхазии и Покровской церкви на Боровой улице Санкт-Петербурга. К сожалению, оба не сохранились до нашего времени. В самом начале XX века Товарищество Кузнецова постепенно наращивало производство керамических иконостасов, и в предреволюционные годы их изготавливали уже по семь или восемь штук ежегодно. Самый знаменитый кузнецовский керамический иконостас участвовал во Всемирной выставке в Париже 1900 года, где получил награду «Гран-При-де-Франс». В том же году этот иконостас, расписанный эмалью и майоликой, приобрел русский промышленник и меценат Петр Петрович Рыковский для православного храма святого князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне. Там иконостас находится и сегодня.

Искусствовед М.В. Винницкий писал, что до 1917 года было создано более семидесяти фаянсовых кузнецовских иконостасов, из которых до наших дней сохранилось порядка двадцати. По другой версии, в Российской империи и за ее пределами было тридцать восемь православных храмов с кузнецовскими иконостасами, а до нашего времени уцелели лишь пять. В любом случае, иконостас в Преображенском храме Саввино является единственным среди церквей Москвы и Московской области.

Источник

Фарфоровый иконостас фабрики Кузнецова

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россии

Думаю, нет в России человека, который бы никогда не слышал о «кузнецовском фарфоре». И это не удивительно: чуть больше века назад «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» производило 2/3 отечественного фарфора. Тарелки и чашки с эмблемой Товарищества были в каждой семье, ведь предприятия выпускали посуду на любой кошелёк: и дешёвый фаянс, украшенный переводными картинками и дорогой фарфор ручной росписи.

Меньше известна другая продукция предприятий Кузнецова из полуфаянса и майолики: сантехника и архитектурная керамика: печи, камины, киоты, иконостасы. Первые иконостасы из фаянса были созданы на фабрике М. С. Кузнецова в 1895 году. Представленный на Всемирной выставке 1900 года в Париже иконостас Кузнецова был отмечен главной премией. Им и сейчас можно полюбоваться в храме святого князя Владимира чешского курортного города Марианске-Лазне.

Три фарфоровых иконостаса, выполненные на Тверской фабрике Товарищества М.С. Кузнецова, можно увидеть в Храме Преображения Господня в городе Железнодорожный. Ранее здесь было село Саввино, которое стало крупным фабричным посёлком к концу XIX века благодаря тому, что здесь появилось хлопкопрядильное предприятие учреждённого в 1882 году Товарищества мануфактур « Викула Морозов с сыновьями и Ко».
Основателя предприятия так охарактеризовал московский бытописатель Д. А. Покровский : «Викул Елисеевич… из всех Морозовых один выделялся замечательною гуманностью к фабричным, служащим и всем, с ним и его фирмой дела имеющим».

Крупнейшие промышленники и богатейшие купцы, Морозовы к началу XIX века стремились к созданию целых рабочих городов вокруг своих предприятий. Я уже писала о другом представителе рода Морозовых Арсении Ивановиче, который в подмосковном Богородске строил жилые дома для проживания рабочих и служащих с семьями. Он проявлял заботу как об организации их быта – продуктовые лабазы были, как мы бы сейчас сказали, «в пешей доступности», так и досуга: библиотека, театр, парк с лодочной станцией и даже велотрек. Викула Елисеевич так же заботился о благоустройстве жизни рабочих в Саввино. Хотя Морозовы относились к старообрядцам, они жертвовали средства на строительство православных храмов для тех, кто трудился на их мануфактурах.

Саввинская церковь построена между 1873 и 1905 годами в стиле эклектика: здесь сочетаются элементы псевдорусского стиля, модного в конце XIX века, и неоампира. Фарфоровые иконостасы были пожертвованием храму от Викулы Елисеевича Морозова. Храм хоть и закрывался во время богоборческой компании в советское время, но не на долго. Поэтому сохранилось многое из богатого убранства: прекрасные иконостасы, старые иконы, утварь.
Удивительно красивая Преображенская церковь в Железнодорожном стоит того, чтобы её посетить как людям верующим, так и атеистам.

Источник

Керамика в убранстве русских православных храмов

Убранству православных храмов всегда уделялось особое внимание, и в этой красоте эстетическая и философская составляющие были неразделимы. Богословы придавали церковному убранству апостольское значение, а писатель-агиограф Пахомий Логофет считал, что предметами церковь «разговаривает» с приходящими в нее людьми: «Аще и не гласом, вещми же паче проповедует и свое благолепие зрящим являет» [1]. В этом предметном ряду особое место занимает керамика. Художники-керамисты создавали неповторимые по красоте печи, изразцами украшали фасады храмов, а фарфоровые иконостасы были главным украшением и гордостью соборов и монастырей.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииФаянсово-эмалевый подсвечник церкви Преображения Господня в с. Голенково Тверской обл.

С принятием христианства на Руси церкви и наиболее значимые светские сооружения стали украшать многоцветными керамическими плитками. Русичи брали пример с Византии, а от этих глиняных изделий и произошли впоследствии изразцы. Нарядные керамические плитки применялись не только с целью украшения фасадов, они соответствовали и богословским понятиям христианства. Одной из главных целей христианского искусства с древнейших времен было наглядное раскрытие идеи света как одного из проявлений Бога. Сам Христос говорит в Евангелии: «Аз есмь свет». Поэтому храмы всегда украшались многоцветной мозаикой, золотыми и серебряными сосудами и цветными стеклами в окнах. Этой же цели служила и керамика. В состав пигментов, употребляемых древними мастерами, подмешивали пигменты, состоящие из прозрачных цветных кристаллов, которые имели блестящую поверхность и отражали свет.

В XIII-XIV столетиях в Пскове была распространена муравленая черепица, которая применялась для кровли православных храмов. Она, вероятно, и породила простые облицовочные плитки. С конца XV века на подкупольных барабанах псковских церквей появились керамические пояса-надписи, содержащие сведения о времени и строителях данного здания. В 1476 году псковские мастера построили в Троице-Сергиевой Лавре кирпичную Духовскую церковь с декоративным фризом у основания закомар, состоящим из терракотовых глиняных обожженных плиток с тисненным растительным орнаментом.

Изразцовые иконы Дмитрова и Старицы — единственные найденные на территории Древней Руси

В 1558-1561 годах Старицким князем Владимиром Андреевичем был построен шатровый собор Бориса и Глеба, имеющий несколько керамических икон. Известно также, что после разборки храма в XIX веке две из них, Распятие и Нерукотворный Спас, были перенесены на фасады ныне существующего Борисоглебского собора.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииКерамическая икона Распятия Борисоглебского собора г. Старицы Тверской обл.

В начале ХХ века среди фундаментов Борисоглебского собора проходили археологические раскопки, при которых было найдены обломки поливной рельефной керамики. Характер орнаментов найденных изразцовых фрагментов — западноевропейский, близкий орнаментам итальянского Возрождения. Мастерство исполнения и прежде всего сам тип изделий — рельефная поливная керамика — представляются для Древней Руси явлением совершенно уникальным. Все найденные фрагменты были монохромно окрашены зелеными и желтыми глазурями.

Подобные изразцовые керамические иконы, достигающие весьма внушительной — трехметровой — высоты, на территории Московского государства встречаются еще только на одном памятнике — на Успенском соборе в Дмитрове, сооруженном в первой четверти XVI века. Это круглая икона Георгия Победоносца под сводами южной паперти собора и два Распятия с предстоящими в центральных закомарах его северного и южного фасадов. Происхождение икон Успенского собора в Дмитрове до сего дня остается невыясненным. Три дмитровские иконы тождественны по стилю и технике исполнения трем старицким.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииКерамическое тондо «Чудо святого Георгия о змие»

Впервые находившийся на паперти «образ великомученика Георгия из плит финифтяных… древней работы» упоминается в описании городов Московской губернии 1787 года. Керамические распятия на южном и северном фасадах собора ошибочно охарактеризованы в Описи 1813 года как «штучные из лебастра», что и повторялось в последующих описях. В углублениях рельефов изразцов сохранились следы известковой покраски. Вероятно, покраска была сделана с целью придать изразцам более «классический» облик согласно вкусам начала XIX века. Многие исследователи датируют иконы Успенского собора серединой XVI века и сравнивают их с изразцами Борисоглебского собора города Старицы, отмечая, что иконы являются местной работой, характерной для центральнорусской скульптуры до новгородских традиций.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииКерамическая икона на фасаде Успенского собора г. Дмитрова

Кроме этих двух старых уездных городов — Дмитрова и Старицы, изразцовые иконы на территории Древней Руси нигде больше не встречены. Изразцовых икон не знает ни XV, ни XVI, ни — за ничтожным исключением — даже XVII век.

Керамические иконостасы Новоиерусалимского монастыря — самые известные отечественные памятники

Самым известным и крупным отечественным памятником является ансамбль Новоиерусалимского монастыря с обилием керамических иконостасов и архитектурных деталей. Как известно, патриарх Никон хотел воспроизвести в монастырском Воскресенском соборе архитектурный декор иерусалимского храма Гроба Господня, выполненный из мозаики и цветного мрамора. В России природный мрамор был слишком дорогостоящим, поэтому решили применить традиционные для Руси изразцы — плитки из обожженной глины. Начиная с 1660-х годов, в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. Над керамическим убранством работали известные белорусские мастера: Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииКерамический иконостас Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря

Кроме того, собор украшали изразцовые наличники икон, декоративные пояса, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Это изображение представляло собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина, и было достаточно широко распространено в декоре храмов Московской земли в XVII веке. Изразцы, изготовленные в Новоиерусалимском монастыре, представляют собой уникальную керамику, которая не имеет себе подобной в русском зодчестве [2].

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииКерамическое убранство фасада Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря

После керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров. Не случайно в середине XIX века исследователь изразцов Нового Иерусалима архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел о том, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей» [3].

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииКерамический иконостас в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с. Новотомниково Тамбовской обл.

После этого долгое время никто в России не делал подобных иконостасов. Возобновил их производство Н.В. Султанов, который изучал историю изразца и публиковал архивные материалы по этой теме. Николай Владимирович проектировал иконостас для Благовещенской церкви села Новотомниково Тамбовской губернии, изготовленного в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге.

Фаянсовые иконостасы товарищества М.С. Кузнецова

Однако изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. На рубеже XIX-XX веков в храмах стали возводить фаянсовые иконостасы. Их массовое производство и сбыт наладило «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова». В старообрядческом журнале «Церковь» в статье «Новость в церковно-иконостасном строительстве» о свойствах и качествах фаянсового иконостаса написано так: «Иконостасы, киоты и подсвечники фаянсовые отличаются прочностью, красотой и изяществом, и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре, поэтому прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте и опрятности. Пыль и копоть стираются с фаянсовых изделий бесследно. Фаянсово-эмалевые (керамические) иконостасы являются конкурентами деревянным и мраморным иконостасам. Деревянные иконостасы рассыхаются, вследствие чего резьба отваливается. А золото скоро тускнеет, а поэтому и требует скорого и дорогого ремонта и новой позолоты. Мраморные иконостасы тяжелые и не так красивы без резного рельефа, который слишком дорогостоящ в изготовлении. Если фаянсовый иконостас стоит при первоначальном устройстве, против иконостаса деревянного, несколько дороже, то впоследствии он, не требуя ремонта, обойдется несравненно дешевле деревянного» [4].

Первые иконостасы из фаянса были изготовлены в 1895 году на Тверском заводе Матвея Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод). Производились и монтировались фаянсовые иконостасы довольно быстро и выглядели гораздо наряднее деревянных. Кроме того, при установке иконостаса было замечено очень ценное свойство: керамика не поглощает звуки, что благотворно сказывается на акустике, и поющий за богослужением хор звучит намного торжественнее.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииФрагмент фаянсово-эмалевого иконостаса церкви Преображения Господня в с. Голенково Тверской обл.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииПридельный фаянсово-эмалевый иконостас церкви Преображения Господня в с. Голенково Тверской обл.

Разработку проектов иконостасов и их деталей Товарищество М.С. Кузнецова поручало ведущим художникам Москвы. Недаром в 1900 году на Всемирной выставке в Париже один из представленных иконостасов удостоился награды «Гран-При-де-Франс». Иконостас был создан совместными усилиями художника С.В. Краснощекова, скульптора Н.В. Аненского и точильщика С.И. Иванова. Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы. Каждый цвет на иконостасе обжигался при специальной температуре, а некоторые его части помещались в печь по нескольку раз. В том же 1900 году это замечательное произведение, расписанное эмалью и майоликой, было куплено для православной церкви в городе Марианске-Лазне, близ Карловых Вар в Чехии. Этот иконостас сохранился поныне и привлекает большое количество туристов. Иконостас долгое время считался изделием немецких мастеров, и только исследования показали, что иконостас этот был выпущен в России.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииФаянсово-эмалевый иконостас церкви святого Владимира в г. Марианске-Лазне, Чехия фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииЦарские врата фаянсово-эмалевого иконостаса церкви святого Владимира в г. Марианске-Лазне, Чехия

При изготовлении деталей иконостаса использовалась современная для того времени технология и оборудование. Свидетельством тому служит факт приобретения в 1898 г. у Товарищества Винцер Кильн патента на изготовление и установку муфельных печей, которые были изобретены немецким живописцем И. Фюрбингером. В определенной мере это способствовало изготовлению уникальных фаянсово-эмалевых иконостасов.

Как правило, заказчиками фаянсовых иконостасов являлись частные лица, которые жертвовали их храмам. Так, купец Викула Морозов пожертвовал иконостас для Преображенского храма в селе Савино (ныне — город Железнодорожный Московской области). Иконостас церкви в Савино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. Его украшают букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииФаянсово-эмалевый иконостас церкви Преображения Господня с. Савино (г. Железнодорожный)

Очевидно, частными лицами был заказан иконостас и для храма Архангела Михаила в Талдоме. Храм в Талдоме был построен на средства государственных крестьян в 1800 году в стиле классицизма, а в конце XIX — начале ХХ вв. храм был перестроен и оформлен в русском стиле. Вероятно, именно тогда в храме был установлен фаянсово-эмалевый иконостас. Талдомский иконостас был окрашен в сочетании белого и нежно-голубого цветов до синевы с позолотой. Композиционным центром иконостаса являлись царские врата с возвышающейся над ними аркой, а по обе стороны царских врат симметрично располагались прясла. В богатых пластикой и вычурностью форм элементах очевидны черты русско-византийского стиля, где наряду с растительным орнаментом применялся геометрический рисунок. В иконостасе было более 40 различных по форме деталей: колонки, гирьки, розетки, виньетки, карнизы, детали обрамления икон и другие.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииФрагменты фаянсово-эмалевого иконостаса из церкви архангела Михаила г. Талдома Московская обл.

Если обыкновенно иконы писались на металле или на дереве и вставлялись в иконостас, то в Талдоме, по легенде, иконы были фарфоровыми. Они хранятся в фондах Талдомского историко-литературного музея и датируются 1880 годом, то есть это на полтора десятка лет раньше появления фаянсовых иконостасов. Следовательно, вряд ли они могли быть помещены в царские врата иконостаса, проемы для икон которых были совсем иной конфигурации. Фарфоровые иконы написаны Павлом Зваевым на фарфоровой фабрике Гарднера в Вербилках. Об этом живописце владелец завода писал так: «Из числа находящихся на заводе мастеров отличается поведением и знанием своего дела крестьянин Павел Васильевич Зваев, который, обучившись на заводе живописи на фарфоре, ныне сам занимается обучением этому искусству способных к тому мальчиков» [5]. Несмотря на то, что Павел Зваев нигде, кроме завода, не учился живописи, он являлся очень талантливым художником. Его работы отличались интересной композицией, свежестью и яркостью красок. Он любил расписывать не только вазы и сервизы, но и писать на фарфоровых пластах жанровые сцены. Это и побудило живописца заняться писанием икон на фарфоре.

Иконостас храма Архангела Михаила был уничтожен в годы Советской власти, когда при ликвидации церкви он был разобран и выброшен на улицу. Но сотрудники Талдомского музея с большой опасностью для себя спрятали фрагменты иконостаса в подвале музея, засыпав его слоем песка. При хранении в сыром подвале значительная часть изразцов была утрачена, при этом в первую очередь исчезли наиболее крупные и эффектные детали иконостаса. На сегодняшний день фрагменты уникального произведения искусства представлены в экспозиции Талдомского историко-литературного музея.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииИкона на фарфоре святой апостол Марк (из фондов ТРИЛМ) фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииИкона на фарфоре святой апостол Иоанн Богослов (из фондов ТРИЛМ)

Один из уникальных иконостасов стоит в Свято-Троицком храме Буэнос-Айроса, ошибочно его считали изделием фирмы М.С. Кузнецова. Однако так называемый американский заказ был выполнен Миргородской художественно-промышленной школой. В 1904 году иконостас был освящен вместе с придельным престолом во имя святителя Николы и святой Марии Магдалины — небесных покровителей императора Николая II и его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Иконостас, предназначенный для далекой Аргентины, так очаровал членов общины Успенского собора в Миргороде, что они заказали копию. В середине 1930-х годов храм был закрыт, а иконостас демонтирован и перевезен в подвал керамического техникума. В настоящее время он является экспонатом музея Миргородского керамического техникума им. Н.В. Гоголя.

фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииКерамический иконостас Троицкой церкви г. Буэнос-Айроса фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть фото фарфоровые иконостасы в храмах россии. Смотреть картинку фарфоровые иконостасы в храмах россии. Картинка про фарфоровые иконостасы в храмах россии. Фото фарфоровые иконостасы в храмах россииФрагмент керамического иконостаса Троицкой церкви г. Буэнос-Айроса

В годы Советской власти мастерство изготовления керамических иконостасов было утрачено. Но в конце ХХ века это искусство было возрождено. Идея возрождения производства фаянсовых иконостасов является весьма актуальной, поскольку в настоящее время множество храмов нуждаются в воссоздании иконостасов или возведении новых.

Автор: Сергей Балашов, зам. директора Талдомского районного историко-литературного музея

[1] Цит. по кн.: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика (XI – XVII века). М., 1992.
[2] Климкова М.А. История керамики русского православного храма. В кн.: Хоругвь: Сб. статей. Вып. 8. М., 2003
[3] Кавелин Л., архимандрит. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре // Вестник общества любителей древнерусского искусства. 1876. № 11–12.
[4] Цит. по: Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества. Подмосковье. М., 1994. № 31.
[5] Цит.по: Юрий Арбат. Фарфоровый городок. «Московский рабочий», 1957

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *