фгос формирование ответственного отношения к учению
«Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию средствами субъект-субъектного взаимодействия»
Автор: Табункина Елена Сергеевна
Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными субъектными качествами, чертами. Каждый обучающийся имеет индивидуальные личностные и деятельностные особенности: особенности задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности, а также выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т.д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечается необходимость перехода от традиционной «знаниевой» к компетентностной парадигме, направленной на воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина». При этом одним из требований к личностным результатам освоения образовательной программы выступает «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию». Ориентация ФГОС на становление личностных характеристик выпускника показывает востребованность ответственности как базового качества личности школьника и требует поиска действенного механизма её формирования на основе субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего активную позицию обучающегося, отношения сотрудничества и взаимного доверия, уважение личности, соучастие в разрешении проблемных вопросов и познавательных задач.
Выбор темы продиктован не только требованиями государства, предъявляемыми к системе образования, но и конкретными условиями формирования педагогического опыта. Работая со старшими подростками физико-математического и естественнонаучного классов, мною выявлен низкий уровень сформированности ответственного отношения обучающихся к учению, одним из показателей которого является отсутствие у них устойчивого интереса к изучению непрофильных (гуманитарных) предметов. Нами отмечено, что у обучающихся этого возраста доминирует мотивация к учению, связанная лишь с необходимостью прохождения государственной итоговой аттестации по предмету.
Таким образом, мною выявлены противоречия между:
— потребностью общества и государства в становлении ответственной личности и низким уровнем ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности,
— осознанием педагогами необходимости формировать ответственность обучающихся к учебной деятельности и неразработанностью механизма формирования данного качества личности.
Цель – формирование ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности.
Ожидаемый результат педагогической деятельности – личностное образование, выраженное в представлениях обучающегося о себе как субъекте учебной деятельности, готовности прилагать волевые усилия в достижении учебной цели, наличии мотива (желания учиться), положительном, ценностном отношении к учению, умении отвечать за действия и поступки, совершаемые в процессе учебной деятельности.
Задачи: 1) формировать представления обучающегося о себе как субъекте учебной деятельности, о своих способностях и возможностях; 2) способствовать формированию воли, положительного отношения к учебной деятельности, развитию мотивации к изучению предмета; 3) развивать умение планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 4) совершенствовать умение осознанно регулировать собственную деятельность 5) развивать умение анализировать и оценивать свои действия и поступки.
Важным для оценки уровня сформированности ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности является подбор диагностического инструментария, что также можно определить как отдельную задачу.
Теоретико-методологическими основами методической системы являются теории: деятельности (А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн); развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); субъектности ( Н.М. Борытко ); проблемного обучения (Ю.К. Бабанский).
Механизм формирования ответственного отношения к учебной деятельности базируется на структуре ответственности, которая определяет содержание педагогической деятельности.
1. Аксиологический компонент. Ведущей у старших подростков постепенно становится социально-значимая деятельность. Поэтому для формирования ценностного отношения к учебной деятельности важно включение в содержание урока социального контекста, моделирование жизненных ситуаций для того, чтобы разъяснить ученикам, что без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать информацию стать полноценным членом общества невозможно. Такой подход позволяет облегчить восприятие абстрактного грамматического материала через призму имеющегося у обучающегося социального опыта. Формированию ценностного отношения способствует применение различных приемов целеполагания (приемы «иерархия целей», «собираем предложение», «опорные глаголы», «яркое пятно» и др.), позволяющих четко определять цели учебной деятельности и порядок учебных действий по достижению цели на вводно-мотивационном этапе урока.
Результатом такой работы станет ценностное отношение к учебной деятельности, выраженное в понимании важности и обоснованности изучения учебного материала.
2. Эмоционально-волевой компонент. Для формирования ответственности к учебной деятельности необходимо, чтобы она вызывала положительные эмоции. Для этого подросток должен быть мотивирован не только результатом, но и содержанием учебной деятельности. Поэтому считаю важным выстраивать урок с использованием приемов, направленных на удовлетворение познавательной потребности (проблемное обучение – создание проблемных ситуаций, ситуаций-затруднений, ситуаций-открытий, ситуаций познавательного спора, исследовательского характера). Логика решения такого рода заданий должна быть следующей: формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, составление и реализация плана решения, проверка результата. Разработанные авторские задания с опорой на региональный фольклорно-этнографический компонент способствуют развитию познавательного интереса учащихся при изучении предмета.
Операциональный состав действий при решении заданий вариативен (задания на классификацию, анализ, обобщение, редактирование текстов, исправление ошибок и т.д.). В процессе их выполнения совершенствуются познавательные УУД (логические, общеучебные, постановка и решение проблемы).
У обучающихся естественно-математических классов положительные эмоции вызывают задания, учитывающие междисциплинарные связи с предметами, изучаемыми на профильном уровне (темы для исследовательской работы «Числовая символика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – для учащихся физико-математического профиля, «Человек и его здоровье в произведениях русских писателей» – для учащихся естественнонаучного класса).
Положительные эмоции, сопутствующие формированию познавательных действий, вызывают различные виды поощрения (словесные – похвала за работу на уроке; пантомимические – аплодисменты одноклассников, пожатие руки; социальные – ответственное поручение; результирующие – размещение лучших работ на стенде «Лучшее от лучших», рейтинговая система оценивания и т.д.).
Для развития волевых качеств в практике работы используются карты индивидуальной образовательной траектории, которые требуют от обучающихся умений осуществлять самооценку, побуждают к проявлению самостоятельности, вырабатывают у подростков привычку сосредотачиваться, развивают умение планировать, организовывать свою деятельность (регулятивные УУД), что напрямую связано с деятельностным компонентом ответственности.
Показателем сформированности эмоционально-волевого компонента является высокий уровень волевой саморегуляции и положительное отношение обучающихся к учебной деятельности.
3. Когнитивный компонент.
В практике работы нами используется система дифференцированных заданий, позволяющая более продуктивно организовать процесс обучения и предоставить обучающимся возможность оценить собственные способности и возможности на основе самостоятельного осознанного выбора.
Эффектами такой работы являются не только позитивная динамика предметных результатов, но и стремление обучающихся к саморазвитию, улучшению учебных достижений.
Формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению планировать и организовывать свою деятельность, поэтому когнитивный компонент ответственности непосредственно связан с деятельностным.
4. Деятельностный компонент. Формирование деятельностного компонента ответственного отношения должно происходить путем включения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Важным условием является использование активных и интерактивных приемов работы (включение в структуру урока индивидуальных, парных и групповых форм работы, совместно-распределенная деятельность и т.д.), ориентированных на формирование умений совершать ответственные действия в различных видах деятельности (формируемые коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли). Важным считаю использовать формы работы, позволяющие обучающимся освоить разнообразные социальные роли (консультант, специалист, тьютор, эксперт, организатор и т.д.).
Результат – совершенствуется практическая направленность учебной деятельности (культура учебной деятельности, проектировочные и коммуникативные умения).
5. Рефлексивный компонент. Рефлексивный компонент ответственности особенно важен для развития у обучающихся такого важного качества, как оценка собственной деятельности и деятельности одноклассников. В урочной и внеклассной деятельности нами используются разнообразные рефлексивные приемы – таблица «ПМИ», «5 пальцев», «шесть шляп» и др.). Рефлексивные умения также развиваются при заполнении карт самооценки собственной деятельности, маршрутных листов с самооценкой и взаимооценкой.
Система работы по формированию ответственного отношения к учебной деятельности позволила достигнуть следующих результатов:
1) понимание учения как ценностной ориентации, имеющей большое значение для будущей жизни, большинством учащихся; повышение уровня мотивации и волевой саморегуляции,
2) сформированность организационных и коммуникативных умений и навыков; повышение уровня рефлексивной самооценки,
3) позитивная динамика предметных результатов.
«Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию средствами субъект-субъектного взаимодействия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
средствами субъект-субъектного взаимодействия»
Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными субъектными качествами, чертами. Каждый обучающийся имеет индивидуальные личностные и деятельностные особенности: особенности задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности, а также выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т.д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечается необходимость перехода от традиционной «знаниевой» к компетентностной парадигме, направленной на воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина». При этом одним из требований к личностным результатам освоения образовательной программы выступает «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию». Ориентация ФГОС на становление личностных характеристик выпускника показывает востребованность ответственности как базового качества личности школьника и требует поиска действенного механизма её формирования на основе субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего активную позицию обучающегося, отношения сотрудничества и взаимного доверия, уважение личности, соучастие в разрешении проблемных вопросов и познавательных задач.
Выбор темы продиктован не только требованиями государства, предъявляемыми к системе образования, но и конкретными условиями формирования педагогического опыта. Работая со старшими подростками физико-математического и естественнонаучного классов, мною выявлен низкий уровень сформированности ответственного отношения обучающихся к учению, одним из показателей которого является отсутствие у них устойчивого интереса к изучению непрофильных (гуманитарных) предметов. Нами отмечено, что у обучающихся этого возраста доминирует мотивация к учению, связанная лишь с необходимостью прохождения государственной итоговой аттестации по предмету.
Таким образом, мною выявлены противоречия между:
— потребностью общества и государства в становлении ответственной личности и низким уровнем ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности,
— осознанием педагогами необходимости формировать ответственность обучающихся к учебной деятельности и неразработанностью механизма формирования данного качества личности.
Цель – формирование ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности.
Ожидаемый результат педагогической деятельности – личностное образование, выраженное в представлениях обучающегося о себе как субъекте учебной деятельности, готовности прилагать волевые усилия в достижении учебной цели, наличии мотива (желания учиться), положительном, ценностном отношении к учению, умении отвечать за действия и поступки, совершаемые в процессе учебной деятельности.
Задачи: 1) формировать представления обучающегося о себе как субъекте учебной деятельности, о своих способностях и возможностях; 2) способствовать формированию воли, положительного отношения к учебной деятельности, развитию мотивации к изучению предмета; 3) развивать умение планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 4) совершенствовать умение осознанно регулировать собственную деятельность 5) развивать умение анализировать и оценивать свои действия и поступки.
Важным для оценки уровня сформированности ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности является подбор диагностического инструментария, что также можно определить как отдельную задачу.
Теоретико-методологическими основами методической системы являются теории: деятельности (А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн); развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); субъектности ( Н.М. Борытко ); проблемного обучения (Ю.К. Бабанский).
Механизм формирования ответственного отношения к учебной деятельности базируется на структуре ответственности, которая определяет содержание педагогической деятельности.
Аксиологический компонент. Ведущей у старших подростков постепенно становится социально-значимая деятельность. Поэтому для формирования ценностного отношения к учебной деятельности важно включение в содержание урока социального контекста, моделирование жизненных ситуаций для того, чтобы разъяснить ученикам, что без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать информацию стать полноценным членом общества невозможно. Такой подход позволяет облегчить восприятие абстрактного грамматического материала через призму имеющегося у обучающегося социального опыта. Формированию ценностного отношения способствует применение различных приемов целеполагания (приемы «иерархия целей», «собираем предложение», «опорные глаголы», «яркое пятно» и др.), позволяющих четко определять цели учебной деятельности и порядок учебных действий по достижению цели на вводно-мотивационном этапе урока.
Результатом такой работы станет ценностное отношение к учебной деятельности, выраженное в понимании важности и обоснованности изучения учебного материала.
Эмоционально-волевой компонент. Для формирования ответственности к учебной деятельности необходимо, чтобы она вызывала положительные эмоции. Для этого подросток должен быть мотивирован не только результатом, но и содержанием учебной деятельности. Поэтому считаю важным выстраивать урок с использованием приемов, направленных на удовлетворение познавательной потребности (проблемное обучение – создание проблемных ситуаций, ситуаций-затруднений, ситуаций-открытий, ситуаций познавательного спора, исследовательского характера). Логика решения такого рода заданий должна быть следующей: формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, составление и реализация плана решения, проверка результата. Разработанные авторские задания с опорой на региональный фольклорно-этнографический компонент способствуют развитию познавательного интереса учащихся при изучении предмета.
Операциональный состав действий при решении заданий вариативен (задания на классификацию, анализ, обобщение, редактирование текстов, исправление ошибок и т.д.). В процессе их выполнения совершенствуются познавательные УУД (логические, общеучебные, постановка и решение проблемы).
У обучающихся естественно-математических классов положительные эмоции вызывают задания, учитывающие междисциплинарные связи с предметами, изучаемыми на профильном уровне (темы для исследовательской работы «Числовая символика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – для учащихся физико-математического профиля, «Человек и его здоровье в произведениях русских писателей» – для учащихся естественнонаучного класса).
Положительные эмоции, сопутствующие формированию познавательных действий, вызывают различные виды поощрения (словесные – похвала за работу на уроке; пантомимические – аплодисменты одноклассников, пожатие руки; социальные – ответственное поручение; результирующие – размещение лучших работ на стенде «Лучшее от лучших», рейтинговая система оценивания и т.д.).
Для развития волевых качеств в практике работы используются карты индивидуальной образовательной траектории, которые требуют от обучающихся умений осуществлять самооценку, побуждают к проявлению самостоятельности, вырабатывают у подростков привычку сосредотачиваться, развивают умение планировать, организовывать свою деятельность (регулятивные УУД), что напрямую связано с деятельностным компонентом ответственности.
Показателем сформированности эмоционально-волевого компонента является высокий уровень волевой саморегуляции и положительное отношение обучающихся к учебной деятельности.
В практике работы нами используется система дифференцированных заданий, позволяющая более продуктивно организовать процесс обучения и предоставить обучающимся возможность оценить собственные способности и возможности на основе самостоятельного осознанного выбора.
Эффектами такой работы являются не только позитивная динамика предметных результатов, но и стремление обучающихся к саморазвитию, улучшению учебных достижений.
Формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению планировать и организовывать свою деятельность, поэтому когнитивный компонент ответственности непосредственно связан с деятельностным.
Деятельностный компонент. Формирование деятельностного компонента ответственного отношения должно происходить путем включения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Важным условием является использование активных и интерактивных приемов работы (включение в структуру урока индивидуальных, парных и групповых форм работы, совместно-распределенная деятельность и т.д.), ориентированных на формирование умений совершать ответственные действия в различных видах деятельности (формируемые коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли). Важным считаю использовать формы работы, позволяющие обучающимся освоить разнообразные социальные роли (консультант, специалист, тьютор, эксперт, организатор и т.д.).
Результат – совершенствуется практическая направленность учебной деятельности (культура учебной деятельности, проектировочные и коммуникативные умения).
Рефлексивный компонент. Рефлексивный компонент ответственности особенно важен для развития у обучающихся такого важного качества, как оценка собственной деятельности и деятельности одноклассников. В урочной и внеклассной деятельности нами используются разнообразные рефлексивные приемы – таблица «ПМИ», «5 пальцев», «шесть шляп» и др.). Рефлексивные умения также развиваются при заполнении карт самооценки собственной деятельности, маршрутных листов с самооценкой и взаимооценкой.
Система работы по формированию ответственного отношения к учебной деятельности позволила достигнуть следующих результатов:
1) понимание учения как ценностной ориентации, имеющей большое значение для будущей жизни, большинством учащихся; повышение уровня мотивации и волевой саморегуляции,
2) сформированность организационных и коммуникативных умений и навыков; повышение уровня рефлексивной самооценки,
3) позитивная динамика предметных результатов.
Данилюк А.Я. Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Самоанализ «Мотивация учащихся на формирование ответственного отношения к учению»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Как Вы мотивируете учащихся на формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования?
Школьника нельзя успешно научить, если он равнодушен к знаниям, не осознает в них потребности, не интересуется материалом. Для включения учащегося в работу, нужно, чтобы ему были понятны задачи учебной деятельности, чтобы он захотел их решать. Для формирования мотива учения важную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность. Оценка побуждает к действию и является стимулирующей силой. Но оценка, это уже результат. Чтобы сформировалось ответственное отношение к учению, важна внутренняя мотивация, т.е. стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний.
Для формирования ответственного отношения к учению:
2. Вызываю у учащихся ощущение свободы выбора. Стараюсь не проговаривать слова «Вы должны, вы обязаны», а предлагать детям фразы «Вы можете, у вас есть какие-либо варианты». Меньше принуждения, больше самостоятельности. К каждому ученику надо подобрать способ предоставления самостоятельности: темы для презентаций, доклада, способ сдачи пройденного материала, а может быть и с кем сидеть на уроке.
3. Вызываю у учащихся ощущение компетентности. Стараюсь развивать веру в себя у каждого школьника. Человек будет чем-то заниматься, если верит, что сможет это сделать. Чувство успешности играет огромную роль в процессе обучения. Обучаю детей планировать свою деятельность, что способствует более успешному выполнению поставленных задач. Ученик должен верить в достижение успеха, в возможность получения положительного результата.
4. Показываю одобрение с моей стороны стараниям, которые прилагает ученик на уроке. Это является немаловажным фактором. Ребенок должен видеть, что его труд оценили и приняли ко вниманию.
5. Обращаю внимание одноклассников на успехи конкретного ученика. Потребность в социальном признании необходима каждому ученику.
6. Провожу беседы с родителями о ценности образования и стараюсь повысить его в рейтинге жизненных ценностей.
7. Тщательно подбираю материал к уроку, постоянно корректирую его, учитывая психофизиологические особенности учеников. Предусматриваю своевременную смену деятельности. Для активизации познавательных процессов стараюсь вызывать эмоциональный отклик со стороны учеников. На уроке не должно быть равнодушных и скучающих. Для этого постоянно меняю стили и характер преподавания, ввожу нестандартные ситуации, ищу привлекательные подходы к теме, задачи с интересным содержанием, подбираю занимательные вопросы.
8. Показываю значимость получения знаний в жизни на уроках и во внеурочное время.
Формирование ответственного отношения к учению в начальной школе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Права и обязанности школьников тесно связаны друг с другом. В рамках реализации ФГОС они приобретают особое значение, ведь педагогический коллектив признаёт субъектную роль школьника. Следовательно, он разделяет с учителями ответственность за конечные результаты обучения.
Каждый учащийся имеет право:
Знать тему и цели урока.
Знать, за что поставлена оценка.
Выбирать посильный уровень заданий.
Быть консультантом или консультироваться у одноклассников.
Знать эталон самостоятельной работы.
Знать правила ведения тетрадей.
Не торопиться, правильно выполнять работу.
Ошибаться, анализировать и делать работу над ошибками.
Получать необходимую и достаточную помощь от учителя.
На выполнение творческих заданий.
Каждый учащийся обязан:
Ознакомиться с перечнем заданий по изучаемой теме.
Изучить нормы оценивания по предметам.
Ознакомиться с разноуровневыми заданиями, предполагаемыми учителем.
Прислушаться к мнению большинства членов коллектива и выполнять выбранный классом способ взаимодействия на занятии.
Выполнять требования к различным видам устных ответов на учебном занятии: пересказ, рассказ, ответ на вопрос.
Соблюдать единый орфографический режим ведения тетрадей.
Выполнять минимальный объем заданий на уроке.
Своевременно исправлять свои ошибки.
Обращаться за помощью к товарищам или учителю.
Осуществлять выбор посильных творческих заданий: рисунков, сочинений, моделей, стихов, текстов, песен, художественных поделок.
Номер материала: ДВ-543437
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.