фгос цели обучения литературе в школе
Формулировка цели и задач на уроке литературы в соответствии с требованиями ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формулировка цели и задач на уроке литературы в соответствии с требованиями ФГОС
Одна из основных целей современного урока литературы – активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора.
Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема. В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация или этап урока могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика.
Цели обучения должны быть:
Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить,достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Описывающие желаемый результат.
Побудительные (побуждать к действию).
Цели обучения условно разделяют на три группы:
Все эти группы целей взаимосвязаны.
В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения.
Задачи урока соотносятся с планируемыми результатами (они отражены в рабочей программе).
Сформировать у учащихся планируемые УУД.
В начале урока каждый учащийся должен определить для себя задачи, которые он будет
решать в течение урока. На этапе рефлексии ученик определит, решил ли он поставленные
перед собой задачи или нет.
Поставим цели на урок. Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?
Мы познакомимся… (Познакомиться…)
Мы вспомним… (Вспомнить)
Мы повторим… (Повторить…)
Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать ?
Согласно критериям анализа урока с позиции требований ФГОС , цели и задачи должны быть сформулированы в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся, а также отражать формирование УУД.
Приемы постановки цели на уроке
Приемы включения учащихся в процесс
— побуждающий, подводящий диалог;
— проблемная задача, ситуация;
— работа над понятием;
— АМО «Примите к сведению»;
— формулирование темы в форме
— формулирование цели с помощью
— ситуация яркого пятна;
— проблема предыдущего урока;
— видеоклип, фото, картинка, пословица,
— выдвижение гипотез, предположений;
— самостоятельный поиск решения учебной задачи;
— создание, заполнение кластера;
— совместное планирование деятельности на
уроке; Заполнение листов постановки, достижения
целей и самооценки:
— Знаю (понимаю, умею). Слышал (имею
представление, смогу). Не знаю (не понимаю, не
— домысливание, лови ошибку;
Проверим Мне пригодится
— формирование цели при помощи опорных
— работа над понятием;
— приём «Незаконченное предложение»;
— создание проблемных ситуаций;
— приём «Толстые и тонкие вопросы»;
— приём «Верю, не верю»;
— чтение текста, осмысление информации;
— формулирование целей учебного занятия
совместно с учащимися;
— самостоятельное определение задач,
— постановка учениками смысловых целей,
связанных с осознанным восприятием материала
— театрализация, то есть разыгрывание сценок научебную тему;
— проблемность, противоречивость знаний, дающих основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу;
— уточняющие (наводящие) вопросы;
— апелляция к жизненному опыту детей;
— решение нестандартных задач на смекалку
— кроссворды, ребусы, загадки;
— прием «Незаконченные предложения»;
— приём «Дерево предсказаний»;
— определение уровня достижения цели
совместно с учениками в конце урока
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план
действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока « В чем смысл финала поэмы А.Блока «Двенадцать »?» построили план действий:
2. Определить культурологический фон поэмы.
3. Перечитать финал поэмы «Двенадцать».
4. Определить возможные смыслы, сделать вывод.
5. Написать эссе «Смысл поэмы Блока»
Предлагается тема урока и слова-«помощники»:
Повторим Я повторю
Проверим Мне пригодится
Формулирование цели при помощи опорных глаголов
Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с
помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– коллективная проверка результатов;
– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
– постановка цели урока.
Когда речь идет об уроке литературы, следует помнить, что литература – это искусство, искусство – это образное восприятие мира. Образ связан с философскими, психологическими, историческими, социальными, культурными и другими понятиями своего времени. Поэтому литература – это школьный предмет, призванный обогатить духовный мир человека.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения. Новое время требует новых форм работы от современного учителя литературы. Дети неохотно читают, с трудом выражают свои мысли. Естественно, необходимы новые формы, которые заставили бы учащихся иначе взглянуть на художественное произведение, глубже понять его смысл, постичь всю значимость и красоту русского языка. На мой взгляд, изменить положение поможет лингвокультурологический подход.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Цели и задачи изучения литературы в школе
Цели:
· воспитание грамотного, эстетически развитого, заинтересованного читателя, способного к полноценному осмыслению произведений художественной словесности;
· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе;
· целенаправленное и системное приобщение молодого поколения к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы.
Задачи:
· сформировать уважение к отечественной классической литературе как уникальному социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры;
· Способствовать формированию у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова; включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений;
· развивать способность ученика личностно осмысливать литературное произведение, воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;
· развивать интеллектуальные и творческие способности, образное и логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус учащихся в процессе взаимодействия с искусством слова;
· совершенствовать речь учащихся на примере высоких образцов произведений художественной литературы, формировать умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения);
· воспитывать потребность в чтении.
Основное содержание предмета
Содержание литературы как школьного предмета включает в себя чтение и изучение текстов художественных произведений с использованием теоретико-литературных понятий и с опорой на историко-литературные реалии, явления и процессы (творческая история, биография писателя, проблема авторства, историко-литературный процесс, критическая полемика, связи и переклички в литературе т.д.)
Концепция фиксирует обязательное предметное содержание, отобранное с учетом определенных критериев[1].
Критерии отбора литературных произведений:
· Художественное совершенство, общепризнанное и закрепленное во времени представление о высоком художественном качестве произведения, образцовом с точки зрения языка воплощении авторской идеи.
· Нравственная высота авторского идеала.
· Глубина и убедительность художественного воссоздания (или пересоздания) социально-исторической действительности, изображения природы и постижения внутреннего мира человека.
· Актуальность как проявление тесной связи с историческими процессами, общественной жизнью, духовными исканиями современников.
· Художественное постижение национального характера, отражение особенностей национальной картины мира.
· Репрезентативность данного произведения для творчества автора, для историко-литературного процесса.
· Жизнь произведения в других видах искусства, в научных, критико-публицистических интерпретациях, присутствие в национальной (или мировой) культурной памяти, в общественном сознании.
· Плодотворная научная и методическая традиция изучения произведения.
· Соответствие произведения определенному этапу литературного развития читателя-школьника.
Требования к содержательной части образовательных программ по литературе (Примерной образовательной программы, авторских программ, рабочих программ учителя)
· В программе обучения должны быть представлены все этапы развития отечественной словесности: фольклор, древнерусская литература, литература XVIII, XIX, XX, XXI веков;
· Программа должна содержать также образцы литературы и фольклора народов России, зарубежного фольклора, произведений зарубежной классической литературы;
· В содержании образования должны преобладать произведения классической литературы (при разработке тематического планирования на её освоение должно быть отведено не менее 75 % учебного времени);
· Программа может включать произведения современных писателей (отбор материала должен осуществляться на основе широкого общественного обсуждения, с учетом опыта методического освоения этих произведений);
· Построение курса изучения литературы может осуществляться на основе разных подходов: жанрового, тематического, проблемного, хронологического и их сочетания;
· Обязательным является линейное строение курса обучения на заключительном этапе школьного литературного образования, что позволяет обобщить и систематизировать знания учеников на историко-литературной основе, дать научно обоснованную картину литературного процесса (отсутствие линейной, хронологической основы в освоении литературы противоречит принципу научности, историзма, разрушает системность обучения);
· Допустимы варианты построения курса на историко-литературной основе. Сохраняет свое значение традиционный вариант трехгодичного курса (9-11 классы), при котором ХХ век изучается в выпускном классе. Возможен также вариант четырехлетнего курса (8-11 классы), помогающий разгрузить материал старших классов для изучения современной литературы в 11 классе. Основы историко-литературного построения курса могут быть заложены и с 7 класса (при условии учета возрастных возможностей учеников). Подобные варианты расширения историко-литературного курса вызваны объективной необходимостью: во-первых, постепенным увеличением литературного материала, во-вторых, задачей сближения и координации курса литературы с курсом истории России.
Основной способ предъявления произведения в школе – чтение его полного текста, поскольку речь идет о художественных произведениях, одним из важнейших признаков которых является эстетическая целостность. В большинстве случаев недопустимо пропускать эпизоды и фрагменты, которые на первый взгляд могут показаться неважными или «затянутыми»; исключен краткий пересказ сюжета как способ первичного предъявления текста. Некоторые произведения в силу их специфики можно изучать по фрагменту (по возможности завершенной части – главе и т.п.). Некоторые произведения (например, древнерусской литературы), трудные для чтения и восприятия современных школьников, должны изучаться в переложении. Тем не менее, они являются предметом обязательного, а не рекомендованного изучения, поскольку их отсутствие в программе серьезно затруднит создание целостной картины развития литературы.
Представленные в Концепции перечни должны использоваться для составления образовательных программ (Примерной, авторских и рабочих) по литературе как для базового, так и для углубленного изучения курса. Произведения, названные в перечне безальтернативно, могут быть включены в кодификатор государственной итоговой аттестации по предмету.
В рамках Концепции невозможно жестко регламентировать распределение дидактических единиц по годам обучения, так как подобная унификация противоречит принципу вариативности образования. Распределение дидактических единиц по этапам обучения должно быть выполнено в Примерной образовательной программе. Определить конкретный порядок освоения литературных произведений должен автор Программы, в соответствии с предложенной им логикой курса. Иначе невозможен системный характер обучения.
В Приложении 2 обязательное содержание литературного образования фиксируется в двух перечнях:
· Перечень произведений, обязательных для изучения в 5-11 классах;
· Перечень литературоведческих терминов и понятий.
Для полноценного освоения содержания предмета «Литература» необходимо следующее количество учебных часов в неделю: 5-7 классы – 3 часа; 8-11 – 4 часа; 10-11 (углубленный уровень) – 5 часов.
Статья «Цели и задачи литературного образования. Содержание школьного курса литературы.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели и задачи литературного образования.
Содержание школьного курса литературы.
Литературное образование, несомненно, важно. Что под собой подразумевает этот термин отвечали множество научных деятелей и методистов. Н.Л. Лейдерман в своей статье пишет, что литературное образование – это «формирование культурного читателя». Но чтобы сформировать такого читателя в школьных стенах учителю необходимо опираться также и на законодательные акты. Цели и задачи современного школьного литературного образования определяются Государственным образовательным стандартом основного общего среднего образования по литературе. Он является нормативным документом и основой для написания образовательных программ наряду с ФЗ «Об образовании».
Согласно Государственному общеобразовательному стандарту изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
На основе ФГОС составляется Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Согласно Примерной основной образовательной программы среднего общего образования цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Исходя из этих целей, сформированы следующие задачи учебного предмета «Литература»:
— получение опыта медленного чтения ( пристальное, внимательное чтение на занятии с комментарием, подробным анализом текста под руководством учителя ) произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
— овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
— овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
— формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
— формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
— овладение умением определять стратегию своего чтения;
— овладение умением делать читательский выбор;
— формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
— овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
— знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
— знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Сколько часов отводится на обязательное изучение Литературы прописано в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учебных учреждений РФ. Для обязательного изучения, по данному документу, необходимо 385 часов на этапе основного общего образования, из которых 66 учебных часов предусмотрено для реализации авторских подходов. В 5,6,7,8 классах выделяется по 70 часов (2 учебных часа в неделю), в 9 классе – 105 часов (3 учебных часа в неделю). В старших классах (10-11) отводится 350 часов для обязательного изучения предмета (5 учебных часов в неделю), из которых 50 учебных часов предусмотрено для реализации авторских подходов.
Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки. Программа построена как своего рода «конструктор», из общих блоков которого можно собирать собственную конструкцию. Авторские программы по Литературе различаются по целям, адресату, принципам отбора произведений для изучения.
В программе для общеобразовательных школ под редакцией А. Г. Кутузова целью литературного образования провозглашается «формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова».
С ней перекликается цель, выдвинутая в программе для 5–9 классов московских школ под редакцией М.Б. Ладыгина и Г.А. Нефёдовой: «формирование основ читательской культуры», развитие способности к творческому чтению литературного произведения как произведения искусства, которое представляет собой «путь к обогащению внутреннего мира школьника, формированию у него системы подлинных гуманистических ценностей».
Аналогично сформулированы цели в программе под редакцией И.Г. Беленького и Ю.И. Лыссого: «приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию».
В программе по литературе петербургских ученых-методистов под редакцией В.Г. Маранцмана: «Цель литературного образования – не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми. Не решив эту задачу, образование не может влиять на ценностные ориентации личности и тем более направлять ее реальное поведение».
В программе под редакцией А.И. Княжицкого утверждается, что «в основе программы литературного образования постоянное развитие читательских умений».
В программе литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной: «Цель преподавания литературы – воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором».
В программе литературного образования под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой: «Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления».
Основной акцент на воспитательные возможности литературы сделан в формулировке, представленной в программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой: «Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью».
Целеполагание большинства современных программ исходит из приоритета ценностей культуры, к коим принадлежит и литература. Они изначально поставлены как бы выше и важнее личности конкретного ребенка. Учащийся в данном случае выступает в роли объекта, который учителю предстоит учить и воспитывать с помощью литературы. Вырабатывая у учащегося читательские умения, ему косвенно указывают путь, которым следует двигаться по жизни в решении личных проблем и задач.
Между тем общеизвестно, что личная траектория развития у каждого своя и способствовать духовному становлению личности могут самые разнообразные факторы. Часто именно они во многом определяют его ведущие цели, идеи, ценности и, в конечном счете, во многом корректируют его жизненное движение.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах).
Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы.
Содержание литературного произведения отражает представление автора о бытии, о мироздании, о человеке и его месте в мире. По мнению М.М. Бахтина, «мир художественного произведения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный. вокруг данного человека как его ценностное окружение»1. Именно поэтому содержание произведения
расширяет представление о Бытии, о мироздании, способствует самоопределению учащихся в мире ценностей, становлению их мировоззрения.
По словам А. Маслоу: «Бытийный компонент изначально подразумевает обращение к так называемым «бытийным ценностям». К таким ценностям относится истина, красота, добро, совершенство и пр. В бытийных ценностях заключен жизненный смысл для большинства людей, но многие просто не знают об этом. Одна из задач учителя литературы уже в школе дать о них представление ученикам. Бытийный компонент условно можно назвать также личностным, поскольку без осмысления этих вопросов невозможно становление личностных качеств человека.
Коммуникативный компонент знакомит учащихся с аспектом взаимосвязей: писателя и его современников, художественного произведения и мира культуры, героев произведений и окружающего мира и т.д. Коммуникативное содержание процесса литературного образования состоит в отношениях, в способах деятельности и познания, в форме взаимодействия его участников.
Именно поэтому в структуру содержания литературы как учебного предмета должны войти: литературоведческий, или научный, компонент; бытийный, или ценностно-смысловой, компонент; эстетический компонент; коммуникативный, или диалогический, компонент.
Н.Л. Лейдерман писал: «Нам, учителям, надо так преподавать литературу, чтобы у всех наших учеников формировался художественный вкус. Конечно, не все дети в равной мере способны к этому, но все равно стратегической установкой всей методики преподавания литературы в школе должно стать последовательное формирование и развитие у наших учеников зачатков, точнее, основ художественного вкуса. Каковы же основополагающие принципы этой образовательной стратегии? Думаю, что самое первое – это учить наслаждаться литературой как искусством».