философское учение утверждающее что дух мышление первичны по отношению к материальным объектам
Философское направление, утверждающее первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей
Последняя бука буква «м»
Ответ на вопрос «Философское направление, утверждающее первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей «, 8 (восемь) букв:
идеализм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова идеализм
Определение слова идеализм в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(франц. idéalisme, от греч. idéa ≈ идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом.
Примеры употребления слова идеализм в литературе.
В отличие от других форм материализма, с которыми он находится в коренном несогласии, диалектический материализм теснейшим образом связан в своем генезисе и в основе своих суждений с идеализмом в его гегельянской форме.
Систематический идеализм, повсюду устанавливающий соотношения между вещами в силу их некоего общего свойства, которое рассматривается как наиболее для них существенное, легко приводит к закостенелости и бесплодному классифицированию.
Поэтому, говоря о греческом идеализме, должно разуметь под ним не философский только идеализм Платона, а все идеальное миросозерцание греческого народа, выражавшееся во всей его культуре и бывшее настоящею его религией.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Вопросы к зачету по культурологии
1. Культурология как наука.
2. Междисциплинарные связи культурологии.
3. Культура и цивилизация.
4. Человек как субъект культуры.
5. Культурная самоидентичность человека.
6. Инкультурация и социализация человека.
7. От биологической формы бытия к антропо-социо-культурной.
8. Культура и «натура» (природа, космос)
9. Информационно-семиотический подход к культуре.
10. Основные типы знаковых систем культуры.
11. Ментальное поле культуры.
12. Культурные традиции и инновации.
13. Традиционная и инновационная культура.
14. Типологическая концепция М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры.
15. Семиотическая типология культуры.
16. Официальная культура, субкультура и контркультура.
17. Массовая и немассовая культуры.
18. Понятия «народ», «этнос», «нация» в культурологии.
19. Региональная типологизация культуры.
20. Историческая типологизация культуры. Монолинейный и полилинейный подходы.
21. Основные черты современной мировой культуры.
22. Исторические особенности русской культуры: христианско-православное начало культуры.
23. Исторические особенности русской культуры: византийско-имперские амбиции и мессианское сознание.
24. Исторические особенности русской культуры: из культурной изоляции к интеграции с европейской культурой.
25. Культура и глобальные проблемы современности.
26. Философия культуры эпохи европейского просвещения (И. Кант, И.Г. Гердер, Гегель и др.).
27. Социокультурная история по К. Марксу.
28. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов.
29. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.
30. П.А. Сорокин о типологии и динамикекультуры.
31. Культура как подавление естественного (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).
32. Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).
33. Проблема культуры в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Н. Бердяев)
34. Культура в концепциях постмодернизма (Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийар, У. Эко.).
Часть А. Обязательная часть.
Нижнетагильский филиал ГБПОУ «СОМК»
Дифференцированный зачет по Основам философии.
Представлены 3 варианта заданий зачета, содержащие обязательную часть А из тестовых вопросов с выбором варианта ответа (оценка «3»), дополнительной усложненной части Б (оценка «4»), и части В с заданиями повышенной сложности (оценка «5»).
Часть А. Обязательная часть.
1. Слово «философия» с греческого переводится как «любовь к _______».
2. Родоначальником термина «философия» считается _______.
4. Первооснова мира обозначается в онтологии понятием «________».
5. Выберите Две противоположные позиции в вопросе происхождения достоверного знания:
6. Выберите один вариант из списка. В современной научной картине мира пространство и время понимаются как ______.
А) не связанные феномены
Б) независимые, но связанные феномены
В) проявления единого целого
7. Выберите один вариант из списка. Развитие общества по Марксу определяют:
Г) производительные силы
8. Выберите один вариант из списка. Классическая теория истины утверждает, что истина ______.
А) представляет собой изначальное свойство души
Б) открывается в результате откровения
В) есть соответствие знаний реальности
Г) принципиально недостижима
9. Выберите один вариант из списка. Процедура установления истинности научной теории путём подтверждения её положений эмпирическими данными.
10. Выберите один вариант из списка. Важнейший принцип западноевропейской средневековой философии
11. Главный девиз философии Сократа.
А) познай самого себя
Б) узнай как можно больше
В) не следуй установленным правилам
Г) подвергай всё сомнению
12. Основатель буддизма:
Г) Сидхартха Гаутама
13. Древнегреческий философ, наиболее ярко сформулировавший и пропагандирующий идеи кинизма:
14. Философское учение, признающее основой познания разум
15. Автор теории психоанализа
16. Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:
Б) человеческий (человечный)
17. Ключевой проблемой русской философии в 19 веке является
А) законов диалектики
Б) методов познания
В) путей развития России
Г) направление научного процесса
18. Центральное понятие философии Шопенгауэра:
20. Сущность сознания как способности человеческого мозга отражать объективную реальность заключается в:
21. Что, на ваш взгляд, является главными отличительными особенностями человека?
А) способность к рефлексии, сознанию собственного Я
Б) осознание собственной смертности
В) отсутствие эволюционно сформировавшейся спецификации
Г) наличие морального чувства
Д) разум: сопротивление аффектам, способность к планированию
Е) способность к овладению языком и созданию культуры
Ё) способность к созданию орудий и сложной техники
Ж) способность уничтожить человека (и себя) как вид
22. Выберите один вариант из списка. Человеческая способность, направленная на познание универсальной связи вещей и постижение ценностей – ______.
23. Выберите один вариант из списка. Основателем стоицизма был _____.
24. Выберите один вариант из списка. Резкое изменение существовавшего положения с дальнейшими неопределенными перспективами – ______.
25. Выберите один вариант из списка. Главный вопрос философии морали – это вопрос «_____».
А) что я могу знать?
Б) на что я смею надеяться?
В) что такое человек?
Г) что я должен делать?
26. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает:
а) источник развития
в) механизм развития
г) направление развития
29. К философско-этническому пониманию свободы относятся.
г) возможность выбора
30. Выберите один вариант из списка. «Реальная самодостаточная группа людей, способных создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования». Это определение _____.
31. Выберите 2 подходящих ответа из списка. Согласно мировоззрению постгуманизма:
А) человек имеет вечную и неизменную природу
Б) границы между человеческим и не-человеческим условны
В) человек – есть главный и центральный результат эволюции живой природы
Г) эволюция человека продолжается
Д) человек появился в результате творения
33. Выберите один вариант из списка. Соглашение о приписывании какому-нибудь объекту определенного смысла обозначается так.
34. Выберите один вариант из списка. Историческим типом мировоззрение, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности, является
35. Верно ли утверждение: «Согласно И. Канту, свобода – это способность действовать в соответствии со своими желаниями».
Часть Б
1. Выберите все подходящие ответы из списка. К общим особенностям философии и науки относятся:
А) предельно общий предмет
2. Дайте определение. Форма познания, направленная на получение объективных и достоверных знаний о мире обозначается понятием «________» (наука)
3. Выберите все подходящие ответы из списка. Как вы считаете, что представляет собой мир?
А) Множество частиц
5. Выберите один вариант из списка. Имманентистское понимание жизни утверждает, что ______.
А) смысл жизни находится за пределами жизни
Б) жизнь не имеет смысла
В) смысл жизни непознаваем
Г) смысл жизни может быть только в самой жизни
6. Выберите все подходящие ответы из списка. Как бы Вы определили ценность?
А) объективное свойство предмета
Б) форма ориентации человека в реальности
Д) отношение мысли к действительности
Е) нечто обладающее положительной значимостью для человека
Ё) свойство человеческой психики
Ж) вечная и неизменная идея
8. Укажите определяемое понятие. Философское учение, утверждающее, что дух (мышление) первичен по отношению к материальным объектам – это (Идеализм)
9. Выберите один вариант из списка. Герменевтическим кругом в философии называется следующая идея:
Б) объект понимается через субъект
В) нет объекта без субъекта
Г) из отрицания следует всё, что угодно
10. Выберите один вариант из списка. Психофизическая проблема заключается в следующем вопросе:
А) «Что первично: сознание или мышление?»
Б) «Как соотносятся друг с другом душа и тело?»
В) «Умирает ли душа вместе с телом?»
Г) «Что представляет собой мысль?»
12. Выберите один вариант из списка. За использование достижений науки для совершенствования физических и психических возможностей человека выступает ______
14. Дайте определения понятий: ятрогения, феральные люди, эвтаназия, медицинская этика, согласие пациента, биообъект, личность.
15. Прежде, чем сказать: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»
б) «во всём должно сомневаться»
в) «любовь движет солнца светила»
Блок В.
Предлагается написать эссе на одну из предложенных тем.
Объем эссе: 1-2 страницы (14 шрифт, интервал 1,5).
Темы эссе на выбор:
Зачем нужна философия?
Чем философия отличается от всего остального?
Чем душа отличается от мозга?
Чем человек отличается от других существ?
Нужно ли нам различать сознание (душу) и тело?
Может ли человек жить вне общества?
Что делает человека человеком?
Может ли человек быть свободным?
Имеет ли человеческая жизнь смысл?
Нужно ли человеку помнить о смерти?
Имеет ли человек право лишить себя жизни?
Следует ли уравнять в правах людей и животных?
Меняется ли со временем человеческая природа?
Почему люди верят в Бога и бессмертие души?
Объективны ли добро и зло?
Что делает красивое красивым?
Что такое пространство и время?
Может ли другой человек служить только средством реализации моих целей?
Что такое язык и что он даёт человеку?
Можно ли доказать существование объективной реальности?
Может ли человек обойтись без веры?
Какой вид знания является самым надёжным?
Чем общество отличается от социальной массы?
Существуют ли законы истории?
Имеет ли история смысл?
Какова роль личности в истории?
Актуальны ли религиозные ценности в современном обществе?
В чём состоят трудности современных демократий?
Возможно ли общество без власти?
Глобализация – социальное благо или новая форма эксплуатации?
Может ли человечество решить все глобальные проблемы?
АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, согласно которому не может быть окончательно реш.
АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
БЫТИЕ — философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hule — иатерия, вещество и zoe — жизнь) философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию.
ГНОСЕОЛОГИЯ — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
ДВИЖЕНИЕ — изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие и смена их состояний.
ДЕИЗМ (от лат. deus — бог) — философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий. ДИАЛЕКТИКА учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово «ДИАЛЕКТИКА» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (греч. dialegomai — беседую). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию — это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед. ДУАЛИЗМ — философское учение, исходящее из признания равноправными, не свободимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.
ИДЕАЛИЗМ — 1. метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, «мировая душа», «мировой разум», являющаяся первоначалом всего.
2. общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
ИНДИВИД — 1. единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека.
2. обозначение единичного в отличии от совокупности, массы.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования.
КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
ЛИЧНОСТЬ — 1. человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений.
2. динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.
МАТЕРИАЛИЗМ — одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.
МАТЕРИЯ — объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.
МЕТАФИЗИКА — от греч. meta ta physika — 1. то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин «МЕТАФИЗИКА» нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики.
2. метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания.
3. наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — 1. совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.
2. система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
МОНИЗМ (от греч. monos — один-единственный) — философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции — материи либо духа.
ОБЩЕСТВО — 1. целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2. совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.
ОБЪЕКТ — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из основных разновидностей идеализма; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или сознание — и, во вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все, theos — бог) — отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.
ПОКОЙ — состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.
ПРАКТИКА — философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей: преобразования природы и общества.
РАЗВИТИЕ — закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум) — философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.
СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — чувство, ощющение) — философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.
СОЗНАНИЕ — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
СУБСТАНЦИЯ — единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорождающее и саморазвивающееся начало. СУБСТРАТ (от лат. sub — под и stratum — кладка, постройка, сооружение) — основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.
СУБЪЕКТ — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из основных разновидностей идеализма; в отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характеристики человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.
ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — раздел философии, изучающий «теорию чувственного познания».
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал И. «. самой абсурдной из всех систем».
К идеалистическим учениям относятся все те концепции в философии, которые в качестве исходного пункта объяснения истории и познания берут идеальное, как бы последнее ни расшифровывалось: как сознание или как воля, как мышление или как психика вообще, как «душа» или как «дух», как «ощущение» или как «творческое начало» или же как «социально-организованный опыт».
следует различать две его главные формы:
Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
С исторической предшественницей объективного идеализма мы встречаемся уже в религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный мир покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона.
В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.
Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, идеализм возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания.
Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии (конец 18 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католических странах).
Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма идеализма, а на противопоставлении идеализма реализму. Так неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от материализма, и от субъективного идеализма. Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный монизм», «элементы» и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии являются фактически различными видами идеализма.
;font-family:’Trebuchet MS’;color:#000000;background:#ffffff»>22 вопрос
«>Общество особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.
«>Рассмотрение общества как системы означает
«>1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.
«>2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.
;font-family:’Arial’;color:#000000″>Общество может рассматриваться как самостоятельная система, обладающая собственными родовыми признаками. Одним из таких признаков является постоянное присутствие в социальных процессах конфликтных ситуаций. Социальный конфликт это столкновение потребностей (П. Сорокин) и противоположных интересов различных социальных групп, противостояние общественных сил на основе несовпадения поставленных ими целей.
«>Сферы жизни общества эконом, социальн, полит, духовная.Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.