физиологические и психологические основы профессионального обучения

Физиологические и психологические основы

Физического развития личности

Педагогическое содействие физическому развитию личности требует осмысления физиологических и психологических основ данного процесса. Что подлежит развитию? Проявление каких физиологических и психологических структур лежит в основе процесса физического развития личности? В каких чертах и характеристиках воплощаются эти структуры? В каком соотношении они находятся? Какова их роль в целостном процессе физического развития личности?

Рассмотрение данного вопроса позволит педагогу-практику искать те виды деятельности, в которых становится возможным проявление исовершенствование этих черт и характеристик, а также – правильно подбирать формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия.

В предыдущей части нашего пособия «Цель и сущность процесса воспитания» (Часть 4) мы уже описывали физиологические и психологические основы развития личности, которые являются общими характеристиками, однако, проявляясь в разных аспектах целостного развития личности (например гражданском, нравственном, эстетическом, физическом и т.д.), приобретают специфические особенности в зависимости от условий их реализации.

Физиологические основы

Физическое развитие личности происходит как процесс овладения двигательной деятельностью, а потому занятия физической культурой и спортом выступают неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса школы.

На решающее значение двигательной деятельности в формировании и развитии человека обращали внимание выдающиеся физиологи нашей страны

И.М. СЕЧЕНОВи И.П. ПАВЛОВ, которые утверждали, что физическое и психическое в человеке выступают в единстве и взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором развития личности в целом.

Значение физической активности для поддержания и укрепления здоровья и как лечебного средства известно из древности. Особенно актуальной проблема оптимизации двигательной активности стала в последнюю четверть ХХ века. Мышечная активность способствует снижению тревожности, эмоционального напряжения, оказывает антистрессорный эффект, снижает агрессивность, увеличивает уверенность в себе и улучшает самооценку, способствует снятию фрустраций.

И.А. АРШАВСКИЙвыделял двигательную активность как фактор декодирования и реализации программы индивидуального развития, закодированного в программе зиготы (6, с. 24-26). Он показал, что без достаточной двигательной активности ребенок не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования организма в целом, а во взрослом периоде организм не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности. Чтобы приобрести дополнительные энергетические ресурсы, расширить их, необходимо затратить уже имеющиеся.

По мере развития организма с возрастом естественная потребность в движениях снижается, чему способствует и образ жизни. Отмечается, что чем меньше двигательная активность и чем быстрее наблюдается ее снижение, тем значительнее и раньше проявляются процессы инволюции, сужения функциональных возможностей организма. Это значит, что подавление двигательной активности в детском возрасте ведет к значительной задержке или полной остановке роста и развития даже при достаточном поступлении питательных веществ. Чем активнее скелетные мышцы, тем интенсивнее функционируютдругие системы организма. Это объясняется тем, что в ходе мышечной деятельности возникает напряжение всех морфофункциональных систем организма, развивается кислородное голодание, что ведет к тренировке, развитию и повышению приспособительных возможностей и резервов организма.

Таким образом, движение представляет собой наиболее эффективный способ адаптации организма к внешней среде. Систематическая умеренная физическая нагрузка является эффективным тренирующим фактором, вызывающим благоприятные функциональные, биохимические и структурные изменения в организме, потому она должна найти достойное место в воспитательно-образовательном процессе школы.

Функциональные состояние организма человека определяются наличием резервов его основных систем. По Н.М. Амосову, сумма «резервных мощностей» основных функциональных систем определяет количество здоровья, «суммарные резервные мощности» не только характеризуют состояние здоровья, но и определяют отношение человека к болезни.

По мнению физиологов, физическое развитие достаточно управляемый процесс. С помощью специально подобранных и организованных соответствующим образом мероприятий с использованием физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха и т.п. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении все показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

Физиологи установили, что темп перестроек организма в различных физиологических системах неодинаков. Это касается и расхождений в становлении различных психических качеств, например, развитие воли может отставать от развития интеллекта (но возможно и опережающее развитие волевых процессов). Можно наблюдать противоречие в становлении физической, психической и социальной зрелости, что особенно ярко проявляется у подростков.

Наблюдается противоречивость в развитии физических качеств, например, рост и масса тела не «накапливаются» одновременно. Поэтому физическое воспитание должно помочь гармонизировать процесс физического развития, создавать благоприятные условия для развития «отстающих» функций и состояний.

Важным интегрирующим началом является положение Л.С.ВЫГОТСКОГОо том, что «обучение должно ориентироваться именно на те функции, которые созревают, и тем самым стимулировать дальнейшее развитие ребенка». Это положение реализуется в необходимости учета «стартового» состояния организма, достигнутого уровня сформированности двигательных навыков, функциональных систем и состояний и т.п., а потому возникает необходимость систематизации упражнений, выстраивании школьной программы в соответствии с характеристиками возрастного и индивидуального развития, становится важной последовательность и поэтапность в реализации образовательных программ.

Психологические основы

Личность проявляет себя на уровне сознания (ее суждения, оценки, убеждения и т.д.), эмоций и чувств (ее реакции на окружающий мир, переживания), поведения (ее поступки, привычки, стиль поведения). Содействуя физическому развитию личности, педагогу необходимо увидеть конкретное проявление данных психологических структур, в которых просматриваются черты физического совершенства. В решающей степени здоровье человека зависит от него самого, от его сознания и поведения. Физическое воспитание и образование направлены на развитие и совершенствование данных характеристик. Рассмотрим, как происходит их становление в процессе физического развития личности.

В теории физического воспитания существует термин «физкультурноесознание« (В.К. БАЛЬСЕВИЧ), в котором отражаются взгляды людей на понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости как естественной основы разностороннего развития личности. Физкультурное сознание включает в себя знания истории, теории и практики физической культуры и спорта, что способствует выработке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувства радости бытия, нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий, эмоционально-эстетические переживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа.

Частью физкультурного сознания является способность высказывать суждения о явлениях физической культуры и спорта, умение обосновывать идеальные представления о совершенстве и красоте человеческого тела.

Физкультурное сознание обусловливает формирование готовности совершенствовать техническое мастерство, способность ориентироваться во времени, пространстве и игровой ситуации, дает возможность проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Всё это обеспечивает формирование у человека потребностей в сохранении здоровья, в организованной физкультурной деятельности, в нравственно-эстетическом переживании, прочно вводит физкультуру и спорт в повседневный, привычный образ жизни.

Таким образом, интеллектуальный компонент в системе физического воспитания и образования делает возможным развитие жизненных ценностей, понятий, потребностей, совокупность которых в теории спортивной педагогики называют физкультурным сознанием, что оказывает влияние на формирование мотивации. Исследования физиологов и психологов свидетельствуют, что доминирующим мотивом в занятиях физической культурой и спортом, создании здорового образа жизни является понимание личностью их значимости для поддержания хорошей физической формы и сохранения здоровья. Прежде всего, желание самого человека и его воля быть здоровым обусловливают его включенность в физкультурно-спортивную деятельность. Никакая внешняя сила не может обеспечить хорошего физического развития человека, если он сам не будет заботиться об этом. Следовательно, в системе физического воспитания и образования развитию мотивации, поиску личностных смыслов и ценностей физической культуры должно уделяться особое внимание.

На практике оказывается, что наиболее доминирующей у учащихся школ является мотивация на выполнение учебных нормативов. Подобного рода мотивация закладывает определенный стиль взаимоотношений учителя с учеником, в котором преобладает авторитаризм и формы долженствования. Такие мотивы, как показывает опыт, не поддерживают длительного интереса детей к занятиям физическими упражнениями. Исследования физиологов и психологов показывают, что укрепления здоровья школьников не происходит, если стимулы для выполнения физических упражнений не лежат в самом упражнении, т.е. являются внешними по отношению к занятиям, что довольно часто и наблюдается на уроках физической культуры. На практике оказывается, что учащиеся стремятся к повышению физической подготовленности ради выполнения норм, ради выполнения требований к уровню их подготовленности, а не для укрепления здоровья, развития своих способностей.

Потребность человека ВСЕГДА быть в форме приводит к формированию привычки, в которой отражается осознанная потребность в определенных действия, но выполнение которой уже не всегда требует волевых усилий, поиска каких-либо внешних стимулов; привычка предполагает некий уровень «автоматизма» действий. Таким образом, совокупность привычек (в движении, соблюдении гигиенических норм, зарядки, режима, рационального питания и др.) определяет своеобразный для каждого человека стиль поведения стиль жизни (здоровый образ жизни).

Вопросы для размышления

Сформулируйте задачи физического развития личности, вытекающие из понимания его физиологических и психологических основ. Это те задачи, которые необходимо решать в воспитательно-образовательном процессе школы, если мы считаем необходимым специально организованной деятельности (т.е. процессам воспитания и образования) придать естественный характер.

Попытайтесь оценить, насколько в известном Вам опыте школы по физическому воспитанию и образованию реализуются эти физиологические и психологические закономерности физического развития личности.

Попытайтесь составить социально-психологический портрет физически развитой личности, в котором ее черты и характеристики можно было бы расположить в соответствии с психологическими структурами: сознание, самосознание, чувства, поступки, воля. Это поможет Вам подбирать формы, методы и приемы педагогической деятельности, видеть их целесообразность для решения конкретных задач физического развития личности.

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Насколько Вы можете согласиться с высказываниями известных философов, врачей и педагогов.

АРИСТОТЕЛЬ:«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

В. ГЕТЕ:«Природа не знает остановки в своем движении и наказывает всякую бездеятельность».

Т.ТАССО:«Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».

Источник

Психологические основы профессионального образования

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Психологические основы профессионального образования

Выполнила: Гольдштейн Г.Н.,

Психологические основы профессионального образования..………… ……. 5

Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования. Под термином «профессия» понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека.

Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие «профессиональное образование» отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования.

Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности;

Организация профессионального образования должна подчиняться ряду принципов:

• принцип соответствия профессионального образования современным мировым тенденциям специального образования;

• принцип фундаментализации профессионального образования требует связи его с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира (Е.А. Климов), с постановкой проблемы приобретения системных знаний;

• принцип индивидуализации профессионального образования требует изучения проблемы формирования профессионально важных качеств, необходимых представителю той или иной профессии.

Таким образом, психология профессионального образования является отраслью психологической науки, реализуемой в процессе обучения человека специальным профессиональным знаниям, умениям, навыкам на протяжении его жизни (получение профессии, профессиональное становление, планирование карьеры, повышение квалификации, профессиональный рост).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно современной (деятельностной) психологии, для того, чтобы сформировать у человека заданное психологическое образование (образ, понятие), необходимо прежде всего выделить ту деятельность, которую это понятие обслуживает, где такие понятия формируются в процессе развития деятельности. Понятия адекватно могут быть даны человеку только тогда, когда вводятся в функции обслуживания определенной деятельности.

Внутренняя психологическая деятельность имеет такой же орудийный, инструментальный характер, как и деятельность внешняя. В качестве этих орудий выступают системы знаков (прежде всего язык), которые не изобретаются индивидом, а усваиваются им. Они имеют культурно-историческое происхождение и могут передаваться другому человеку только в ходе совместной (вначале обязательно внешней, материальной, практической) деятельности.

Приложение этой теории к практике реального обучения показало возможность формировать знания, умения и навыки с заранее заданными свойствами, как бы проектируя будущие характеристики психической деятельности:

1. Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия. Именно контрольная функция действия трактуется автором концепции как функция внимания.

В различных действиях перечисленные выше части имеют разную сложность и как бы разный удельный вес. При отсутствии хотя бы одной из них действие разрушается. Процесс обучения направлен на формирование всех трех «органов» действия, но наиболее тесно связан с его ориентировочной частью.

2. Каждое действие характеризуется определенным набором параметров, которые являются относительно независимыми и могут встречаться в разных сочетаниях:

Важнейшей педагогической задачей является конструирование особых базовых деятельностей, проблемных ситуаций в их функционировании и организации рефлексии. И такой путь обучения часто оказывается единственным, поскольку многому нельзя обучить прямо.

В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате осознается необходимость рефлексии, осмысления неудач. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства не соответствуют задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам, затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т.е. находится решение в принципе), а затем уже происходят логическое обоснование и реализация решения.

Процессы осознания присутствуют в условиях каждой проблемной ситуации, и сознательное постижение проблемы только и открывает ее для последующего мышления.

В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, то рефлексия, напротив, членит это целое (например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности). Таким образом, осознание является условием рефлексии и мышления, поскольку оно дает понимание ситуации в целом.

Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное ее исследование, появляется новый навык, новая способность, причем объективно необходимая, а не как нечто случайным образом заданное к выполнению или усвоению. Наконец, развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека. Обучение и развитие осуществляется через практическую деятельность и затруднения, фиксируемые через проблемные ситуации, и акты осознавания затруднений и проблемных ситуаций, и последующую рефлексию, критику действий, и проектирование новых действий и реализацию (выполнение) их. Только так организованное обучение обеспечивает развитие сознания обучаемого, развитие творческого мышления.

Итак, мы рассмотрели основы психологии профессионального образования.

Основной задачей психологии профессионального образования можно назвать изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития, а также психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия.

Предметом психологии профессионального образования являются:

1. возрастные и индивидуальные особенности личности в системе профессионального образования;

2. человек как субъект профессиональной деятельности;

3. психологические основы профессионального обучения;

4. психологические аспекты профессиональной деятельности.

Психология профессионального образования тесно связана с философией, социологией, медициной, экономикой, юриспруденцией, статистикой, математикой, историей, информатикой, этнологией, и другими науками, поскольку находится на стыке наук о человеке, его роли в обществе, социальной позиции относительно разных профессий в разных странах, разных социальных группах и собственных физиологических и психологических особенностей.

Источник

Тема 21. Психологические основы профессионального обучения.

физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть фото физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть картинку физиологические и психологические основы профессионального обучения. Картинка про физиологические и психологические основы профессионального обучения. Фото физиологические и психологические основы профессионального обучения физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть фото физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть картинку физиологические и психологические основы профессионального обучения. Картинка про физиологические и психологические основы профессионального обучения. Фото физиологические и психологические основы профессионального обучения физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть фото физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть картинку физиологические и психологические основы профессионального обучения. Картинка про физиологические и психологические основы профессионального обучения. Фото физиологические и психологические основы профессионального обучения физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть фото физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть картинку физиологические и психологические основы профессионального обучения. Картинка про физиологические и психологические основы профессионального обучения. Фото физиологические и психологические основы профессионального обучения

физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть фото физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть картинку физиологические и психологические основы профессионального обучения. Картинка про физиологические и психологические основы профессионального обучения. Фото физиологические и психологические основы профессионального обучения

физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть фото физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть картинку физиологические и психологические основы профессионального обучения. Картинка про физиологические и психологические основы профессионального обучения. Фото физиологические и психологические основы профессионального обучения

1. Педагогическая психология изучает вопросы обучения и воспитания учащихся.

Учение – один из основных видов деятельности человека. В процессе развития он овладевает опытом поколений. Овладеть знаниями – значит активно, сознательно, прочно усвоить основы наук. Поэтому подлинное усвоение знаний – всегда активный процесс, связанный с решением различных познавательных задач. В результате этого знания образуют определенную систему и могут быть применены на практике.

Учение – это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике.

Основные изменения в поведении и деятельности достигаются через научение, т.е. освоение знаний, приемов и операций, позволяющих устойчиво и успешно действовать. Оно происходит как в процессе самостоятельного, стихийного поиска путей решения стоящих перед человеком задач, так и специально организованного обучения.

Качество научения может быть различным: от смутного представления до глубокого и прочного знания.

Обязательным условием научения является самостоятельность человека, которая может быть направлена как на получение общественно значимого результата (попутное научение), так и на приобретение знаний (учение).

В соответствии с задачей учебная деятельность строится как:

· заучивание– повторение и воспроизведение имеющегося знания;

· упражнение – тренировка в решении учебных задач;

· игра – подражание и свободное фантазирование;

· самостоятельная поисковая деятельность – систематическое наблюдение и исследование;

· труд– реализация полученного знания.

Теории обучения:

1. Бихевиористская – закономерности, условия и пути обучения человека и высокоорганизованных животных аналогичны.

2. Концепции обучения, возникшие под влиянием теории информации (70е годы – американская психология). Внутренние процессы учения рассматриваются по общей модели переработки информации, а механизмы – в рамках условно-рефлекторной теории.

2. Профессиональное обучение с психологической точки зрения есть планомерная совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на овладение учащимися профессиональными ЗУН и на формирование личности квалифицированного специалиста.

ПО осуществляется в 3х основных формах:

1. индивидуальным ученичеством на предприятиях;

2. обучение в системе курсовой подготовки и переподготовки рабочих на производстве;

В системе ПО применяются следующие виды педагогической работы:

1. воспитание – понятие психолого-педагогическое. С точки зрения психологии – это воздействие на психику воспитуемого в процессе его взаимодействия с воспитателем с целью формирования направленности морально-эстетических качеств личности воспитуемого в целом;

2. обучение – деятельность, в результате которой учащиеся под руководством педагога овладевают профессиональными ЗУН. Осуществляется путем последовательного ознакомления, изучения, упражнений, повторений и завершается практикой;

3. упражнение – многократное выполнение осваиваемых действий на основе имеющихся знаний для формирования отдельных навыков и умений;

4. тренировка – процесс совершенствования рабочих действий путем повторения осваиваемых в упражнениях движений для приспособления их к повышенным требованиям определенной деятельности; тренировка обеспечивает легкость, точность и быстроту действий;

5. практика – в психологическом отношении – это реальная деятельность, к которой учащийся ранее готовился в процессе теоретического обучения, учебных упражнений и тренировок. Практика может быть учебной и производственной. Главная цель учебной практики – продолжение обучения, которое осуществляется в учебных лабораториях, мастерских или на полигонах. Главная цель производственной практики – это работа в реальных условиях производства. Психологическое развитие этих двух видов в том, что в ходе учебной практики весь процесс работы и виды изготовленной продукции подчинены задачам обучения. В производственной практике – изготовление продукции осуществляется на штатном рабочем месте. Общее в учебной и производственной практике – продолжение обучения и воспитания в более усложненных условиях и в деятельности. В них применяются, проверяются и уточняются теоретические знания, совершенствуется весь комплекс профессиональных навыков, умений и способностей. В производственной практике первостепенное психологическое значение имеет адаптация учащегося к производственной среде.

физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть фото физиологические и психологические основы профессионального обучения. Смотреть картинку физиологические и психологические основы профессионального обучения. Картинка про физиологические и психологические основы профессионального обучения. Фото физиологические и психологические основы профессионального обучения

Воспитание, обучение, упражнения, тренировка должны быть тесно взаимосвязаны как в педагогическом процессе образования, так и в психологическом – формирование личности.

3.На современном этапе рабочим необходимы теоретические технические знания, поэтому роль теоретической подготовки очень велика.

Учебный процесс принято строить по принципу: воспринять – понять – запомнить – применить – проверить.

Восприятие учебной информации может быть ясным и смутным, полным и частичным, глубоким и поверхностным в зависимости от подготовленности учащегося, его заинтересованности и психологического состояния, а также от того, как преподаватель передает информацию, какими методами и средствами он воздействует на психику учащихся.

Самое трудное в преподавании – вызвать интерес к учебному материалу и интенсивному его осмыслению.

Понимание учебной информации, ее осмысливание имеет решающее значение в усвоении учебного материала.

Запоминание учебного материала зависит от способов получения информации, от интенсивности ее осмысливания и от установки на запоминание. Известно, что от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого через чтение учебного материала закрепляется около 30% содержания, наблюдение какого-либо предмета или явления оставляет в памяти около 50% воспринятого. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на теоретических занятиях надо максимально использовать наглядность.

Применение знаний на практике, т.е. практические действия учащихся с учебным материалом, оставляют в их памяти около 90% воспринятого – это объясняется тем, что в процессе деятельности в восприятии участвуют почти все анализаторы.

Практическими действиями учащихся при изучении учебных предметов могут быть: вычерчивание схем, эскизов, чертежей и графиков, решение технологических задач, обсуждение вопросов, рецензирование письменных ответов и работ одних другими.

Проверка – обратная связь в процессе обучения, она должна быть внутренней и внешней.

Внутренняя обратная связь осуществляется самим учащимся и заключается в его самоконтроле хода и результатов каждого своего действия.

Внешняя обратная связь осуществляется педагогом путем проверки правильности, точности и своевременности достижения цели занятия.

Проверка должна быть постоянной, обеспечивать внешнюю обратную связь, должны использоваться не только наблюдения преподавателя, но и материальные средства учебного процесса.

Материальное обеспечение методов обучения имеет большое психологическое значение, определяя месть проведения занятий и обеспечение их учебными пособиями. Надо иметь в виду следующую психологическую закономерность: усвоение тем успешнее, полнее и прочнее, чем больше анализаторов вовлечено в восприятие учебного материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *