фонд оценочных средств по учебной практике

Методические рекомендации по разработке ФОС практик

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ 58_МР_ФОС_по_практике.doc

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Чукотский многопрофильный колледж»

Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств по практике

Начальник научно-методического отдела, к.ф.н, доц. ___________/Паксюткина Е.А.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ФОС ПО ПРАКТИКЕ

СОДЕРЖАНИЕ ФОС ПО ПРАКТИКЕ

ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФОС ПО ПРАКТИКЕ

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАКТИКЕ

Фонд оценочных средств является составной частью нормативно­методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися образовательной программы среднего профессионального образования.

Фонды оценочных средств являются основой для обеспечения реализации образовательной программы среднего профессионального образования и оценивания качества подготовки будущих специалистов в рамках компетентностного подхода.

Данные методические рекомендации посвящены разработке современной системы средств, технологий и способов оценки качества подготовки студентов в период прохождения учебных и производственных практик.

2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня освоения результатов обучения, компетенций на разных этапах обучения студентов.

При этом разработку и применение оценочных средств рекомендуется обеспечивать через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие количественные и качественные оценки, их достоверность и сопоставимость в соответствии с разработанными шкалами уровней достижений.

Поскольку квалиметрические методы, как правило, обеспечивают дифференцированную оценку в широких диапазонах направлений подготовки и уровней их иерархии, допускают многократное использование стандартизированных оценочных материалов и возможность производить оценки регулярно. Важно учитывать стандарты оценочный процедуры:

1. Периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения модуля.

2. Соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по повышению их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это повышение.

3. Многоступенчатость: оценка и самооценка обучающегося, обсуждение результатов.

В соответствии с ФГОС СПО фонды оценочных средств практики включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и другие оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций в период прохождения студентами учебных и производственных практик.

Реализация целей и задач ОП СПО, результатом освоения которой являются сформированные компетенции, ставит проблему поэтапного формирования компетенций, а, следовательно, и поэтапного оценивания уровня их сформированности у обучающихся на различных стадиях обучения, в том числе и на практике.

Для оценивания результатов обучения по каждому модулю, в том числе и по практике, необходимо разработать оценочные средства и критерии оценивания. Принципиальным является установление как порогового (минимально допустимого) уровня достижений, так и критериев оценивания для качества успеваемости выше этого порога.

Фонд оценочных средств по учебной или производственной практике формируется преподавателями по каждому направлению и профилю подготовки.

Разработка фонда оценочных средств начинается сразу же за определением целей ОП СПО и компетенций выпускников, составлением учебного плана и разработкой рабочих программ, входящих в него дисциплин.

По каждому виду практик создается фонд оценочных средств, которые входят в состав комплекта документов ОП СПО.

При составлении, согласовании и утверждении фонда оценочных средств необходимо выполнить ряд соответствий:

1. Требованиям ФГОС СПО по направлениям подготовки (специальностям).

2. ОП СПО и учебному плану направления подготовки (специальности).

3. Программе практики, реализуемой по ФГОС СПО.

ФОС по практике должны проходить внутреннюю и внешнюю экспертизу. Фонды должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС СПО и ОП, обеспечивать решение оценочной задачи соответствия общих и профессиональных компетенций выпускника этим требованиям.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ФОС ПО ПРАКТИКЕ

Методологическими основами формирования фонда оценочных средств по учебной и производственной практике являются:

1. Матрицы формирования общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК).

2. Максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.

4. Использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися проектов и др.; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей и т.п.).

5. Использование традиционных и инновационных видов и форм контроля.

При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов:

— взаимосвязь между результатами образования и компетенциями (различия между понятиями: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются обучающимися и проявляются только в процессе деятельности);

— компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой и используемыми образовательными технологиями, поэтому и эти параметры должны проходить процедуру оценки;

— при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, содействующей подготовке обучающегося, готового обеспечивать решение новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний;

— при оценивании уровня сформированности компетенций обучающихся должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике (кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели);

— помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга, оппонирование обучающимися проектов, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами из обучающихся, преподавателей и работодателей и др.;

— по итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая как положительные, так и отрицательные индивидуальные результаты, обозначая пути их дальнейшего развития.

— валидные контрольные измерительные материалы;

— соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения;

— четко сформулированные критерии оценки;

— максимально объективные процедуры и методы оценки;

— четко прописанные рекомендации действий по итогам оценки.

4. СОДЕРЖАНИЕ ФОС ПО ПРАКТИКЕ

Фонд оценочных средств по практике может состоять из перечня тестовых заданий, практических заданий к зачету, кейсов, деловых игр, тем проектных работ, тем научно-исследовательских работ студентов и др.

Фонд оценочных средств по учебной и производственной практике определяет организацию и планирование результатов самостоятельной работы обучающихся и оценку качества освоения ОП.

Для проведения контрольно-оценочной деятельности студентов на этапе прохождения ими учебной и производственной практики требуется разработка критериев оценивания (степени соответствия установленным требованиям) и технологии (процедуры) оценивания.

Для достижения целей объективного оценивания компетенций обучающихся в период прохождения практики необходимо:

1. Разбить содержание практики на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

3. Провести статистический анализ результатов, полученных с использованием оценочного средства, на предмет выявления его квалиметрических характеристик.

В структуру фонда оценочных средств по учебной и производственной практике могут входить:

1. Совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на практике.

2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки.

3. Программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь период прохождения практики.

4. Модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями обучения и профилем специальности.

5. Технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций.

6. Наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций (критерии оценки соответствия должны быть одними и теми же для всех участников оценивания) и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля.

7. Рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с обучающимися, рекомендации по накоплению оценок и их использования в портфолио обучающегося.

8. Совокупность заданий, предназначенных для предъявления их на зачете, и критерии их оценок.

9. Методические материалы, определяющие процедуру проведения зачета по практике.

10. Рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.).

5. ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФОС ПО ПРАКТИКЕ

Формирование фонда оценочных средств по учебной и производственной практике включает следующие этапы:

1. Предварительный этап, на котором осуществляется идентификация требований, их разделение и ранжирование по значимости.

2. Основной этап, на котором формируется структура и содержание оценочных средств.

3. Заключительный этап, на котором осуществляется проверка валидности поставленным целям оценивания.

При формировании фондов оценочных средств можно предложить следующую последовательность действий:

1. Анализ матрицы компетенций по ОП.

2. Создание перечня формируемых компетенций на учебной и производственной практике.

3. Определение этапов формирования компетенций в ходе изучения всех дисциплин и разделов ОП.

4. Разработка полного состава требований к системе оценки компетенций обучающихся на каждой стадии контроля в период прохождения практики.

5. Формирование структуры и содержания оценочных средств для каждого этапа прохождения практики обучающихся. Для каждого вида практик формулируется вопрос (задача), по результатам выполнения которого можно судить о степени освоения обучающимся учебного материала и достижения определенного уровня сформированности компетенций.

6. Определение числа заданий и времени, необходимого для ответов. Нужно добиться высокой значимости каждого задания, установить процедуру контрольно-оценочного процесса.

7. Для оценки каждой компетенции разрабатываются задания, по результату выполнения которых можно судить об уровне сформированности компетенции в период прохождения практики. Возможны формулировки заданий, одновременно охватывающих материал нескольких разделов.

8. Осуществление разработки параллельных вариантов этого материала (наборов заданий, одинаковых по содержанию, в каждом варианте и по сложности их решения) для обеспечения информационной защищенности процедур оценивания (рекомендуется не менее 5 вариантов).

9. Сопоставление структуры и содержания контрольных оценочных средств с требованиями к уровням компетенций на период прохождения практики.

11. Установление критериев (критерия) и шкалы оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня сформированности компетенций обучающихся требованиям ФГОС СПО и ОП.

12. Тиражирование необходимого количества вариантов оценочного материала.

13. Приведение в пояснении критерия оценки соответствия требованиям ФГОС СПО.

Структура и форма оценочного листа должны быть отработаны, содержать поле требований к процедуре оценивания.

6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАКТИКЕ

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

Задания для решения кейс-задачи

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве, а также уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

Образец рабочей тетради

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

выводов, установлением причинно-следственных связей;

Комплект разноуровневых задач и заданий

Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач.

Комплект заданий для выполнения расчетно­графической работы

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по темам/разделам дисциплины

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Данковский агропромышленный техникум»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве

ПМ. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве

по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства.

Нормативный срок обучения: 3 года 10 месяцев

Форма обучения: Очная

мастеров производственного обучения

Протокол №___ от «____»_____201__г.

Руководитель МО__________ Т.А.Толстикова

Директор ГОАПОУ ДАПТ

Фонд оценочных средств по учебной практике

УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве

ПМ. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве

на основе федерального государственного образовательного

стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства.

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от от 2 августа 2013 года № 855 )

Организация-разработчик: Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Данковский агропромышленный техникум»

Разработчик: Хлебников АП. мастер п/о

1. Область применения.

Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки результатов прохождения учебной практики УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве ПМ. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

2. Объекты оценивания – результаты освоения учебной практики

В результате промежуточной аттестации по учебной практике осуществляется комплексная оценка овладения следующими профессиональными и общими компетенциями:

Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей, простых деталей из цветных металлов и сплавов.

Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.

Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей.

Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ФОС позволяет оценить приобретенные на учебной практике

выполнения газовой сварки средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей, простых деталей из цветных металлов и сплавов;

выполнения ручной дуговой и плазменной сварки средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов;

выполнения автоматической и механизированной сварки с использованием плазмотрона средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей.

выполнять технологические приемы ручной дуговой, плазменной и газовой сварки, автоматической и полуавтоматической сварки с использованием плазмотрона деталей, узлов, конструкций различной сложности из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях шва.

3. Формы контроля и оценки результатов прохождения практики.

В соответствии с учебным планом, рабочей программой УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве предусматривается промежуточный контроль результатов освоения.

Форма промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация по учебной практике проводится в форме дифференцированного зачета.

Студенты допускаются к сдаче дифференцированного зачета при условии выполнения всех видов работ на учебной практике, предусмотренных рабочей программой и тематическим планом.

4. Система оценивания качества освоения программы учебной практики при промежуточной аттестации.

Результаты выполнения заданий представляются комиссии , которая оценивает готовый продукт, соотнося результат с показателями качества изделия.

Оценка за дифференцированный зачет по учебной практике определяется как средний балл за выполненное задание и контрольные вопросы. Оценка выставляется по 5-ти балльной шкале.

Условия выполнения заданий:

1.Место (время) выполнения заданий: задание выполняется в учебной лаборатории. Каждый студент выполняет одно индивидуальное задание согласно билету.

2. Максимальное время выполнения задания: 3 часа.

3. На дифференцированном зачете студент использует: наглядные пособия, оборудование и инвентарь.

II . КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

При оценивании уровня подготовки студента используются оценки: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Оценка выставляется в соответствии с набранным количеством баллов за выполнение работы:

оценка «5» (отлично 5)

обучающийся уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, рационально организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;

владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим аттестуемым, правильно организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;

Оценка «3» (удовлетворительно)

ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью руководителя, отдельных несущественных ошибок в организации рабочего места и соблюдении требований безопасности труда;

Оценка «2» (неудовлетворительно)

обучающийся не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки в организации рабочего места, требования безопасности труда не соблюдаются.

Контрольные задания необходимы для систематизации и закрепления материала, подтверждающие освоение студентами ПК и ОК и приобретение практического опыта по УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве.

Дифференцированный зачет – это форма промежуточного контроля по учебной практике, при которой уровень освоения оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится за счет времени, отведенного на учебную практику.

Условия проведения дифференцированного зачета:

Дифференцированный зачет проводится в сварочной (учебной) мастерской:

Выполнять подготовку металла к сварке, сборку деталей без посторонней помощи. Во время выполнения работы применять только те материалы, которые были предоставлены мастером производственного обучения. Мастер п/о предоставляет пластины и необходимый инструмент для выполнения практической работы. Крепежные устройства при выполнении сборки должны обеспечивать свободную усадку сварного шва и не предотвращать возможную деформацию соединения.

Выполнить поверхностную дуговую резку канавки в стальной пластине в нижнем положении

Подготовка поверхности к резке

Произвести зачистку места под резку и прилегающую зону от грязи, масла, краски и окалины и других загрязнений;

Выбрать материалы для дуговой резки (подобрать тип, марку и диаметр электрода).

Выбор режима и техники дуговой поверхностной резки канавок

Подобрать технику дуговой поверхностной резки канавок.

Выбрать основные и вспомогательные параметры режима дуговой поверхностной резки канавок.

Способ выполнения поверхностной дуговой резки канавки в стальной пластине в нижнем положении

Выполнить поверхностную дуговую резку канавки в стальной пластине в нижнем положении

Провести контроль качества и чистоты поверхности реза;

Зачистить и удалить шлак и грат с поверхности реза.

Внимательно прочитайте задание

Во время выполнения практического задания. Вы обязаны:

соблюдать правила ТБ в соответствии с инструкциями по охране труда;

выполнять правила организации труда и рабочего места.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с заданием, задавайте уточняющие вопросы.

В случае, если Вы не выполнили задание в установленное время, то оно будет оцениваться в том виде, в котором будет готово к этому времени.

Во время выполнения практического задания запрещается:

общаться с другими студентами.

По окончании выполнения практического задания, сдайте работу мастеру п/о.

Количество вариантов задания для студентов: 1

1. А.И. Герасименко. Основы электрогазосварки Ростов-на-Дону, Феникс 2013.

2. И.О. Смирнов Основы электрогазосварки М., Дашков и К, 2007.3. Г.Г. Чернышов, Г.В. Полевой Справочник электрогазосварщика и газорезчика М., Academia, 2015.

4. В.С. Виноградов. Оборудование и технология дуговой автоматической и механизированной сварки М., Academia, 2014.

5. А.А. Николаев, А.И. Герасименко Электрогазосварщик. Ростов-на-Дону, Феникс, 2015

15. Ю.Г. Синдеев. Охрана труда для газоэлектросварщиков, Ростов-на-Дону, Феникс, 2013.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *