фонд оценочных средств по учебной практике
Методические рекомендации по разработке ФОС практик
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ 58_МР_ФОС_по_практике.doc
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чукотского автономного округа
«Чукотский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств по практике
Начальник научно-методического отдела, к.ф.н, доц. ___________/Паксюткина Е.А.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ФОС ПО ПРАКТИКЕ
СОДЕРЖАНИЕ ФОС ПО ПРАКТИКЕ
ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФОС ПО ПРАКТИКЕ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАКТИКЕ
Фонд оценочных средств является составной частью нормативнометодического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися образовательной программы среднего профессионального образования.
Фонды оценочных средств являются основой для обеспечения реализации образовательной программы среднего профессионального образования и оценивания качества подготовки будущих специалистов в рамках компетентностного подхода.
Данные методические рекомендации посвящены разработке современной системы средств, технологий и способов оценки качества подготовки студентов в период прохождения учебных и производственных практик.
2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня освоения результатов обучения, компетенций на разных этапах обучения студентов.
При этом разработку и применение оценочных средств рекомендуется обеспечивать через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие количественные и качественные оценки, их достоверность и сопоставимость в соответствии с разработанными шкалами уровней достижений.
Поскольку квалиметрические методы, как правило, обеспечивают дифференцированную оценку в широких диапазонах направлений подготовки и уровней их иерархии, допускают многократное использование стандартизированных оценочных материалов и возможность производить оценки регулярно. Важно учитывать стандарты оценочный процедуры:
1. Периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения модуля.
2. Соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по повышению их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это повышение.
3. Многоступенчатость: оценка и самооценка обучающегося, обсуждение результатов.
В соответствии с ФГОС СПО фонды оценочных средств практики включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и другие оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций в период прохождения студентами учебных и производственных практик.
Реализация целей и задач ОП СПО, результатом освоения которой являются сформированные компетенции, ставит проблему поэтапного формирования компетенций, а, следовательно, и поэтапного оценивания уровня их сформированности у обучающихся на различных стадиях обучения, в том числе и на практике.
Для оценивания результатов обучения по каждому модулю, в том числе и по практике, необходимо разработать оценочные средства и критерии оценивания. Принципиальным является установление как порогового (минимально допустимого) уровня достижений, так и критериев оценивания для качества успеваемости выше этого порога.
Фонд оценочных средств по учебной или производственной практике формируется преподавателями по каждому направлению и профилю подготовки.
Разработка фонда оценочных средств начинается сразу же за определением целей ОП СПО и компетенций выпускников, составлением учебного плана и разработкой рабочих программ, входящих в него дисциплин.
По каждому виду практик создается фонд оценочных средств, которые входят в состав комплекта документов ОП СПО.
При составлении, согласовании и утверждении фонда оценочных средств необходимо выполнить ряд соответствий:
1. Требованиям ФГОС СПО по направлениям подготовки (специальностям).
2. ОП СПО и учебному плану направления подготовки (специальности).
3. Программе практики, реализуемой по ФГОС СПО.
ФОС по практике должны проходить внутреннюю и внешнюю экспертизу. Фонды должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС СПО и ОП, обеспечивать решение оценочной задачи соответствия общих и профессиональных компетенций выпускника этим требованиям.
3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ФОС ПО ПРАКТИКЕ
Методологическими основами формирования фонда оценочных средств по учебной и производственной практике являются:
1. Матрицы формирования общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК).
2. Максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.
4. Использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися проектов и др.; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей и т.п.).
5. Использование традиционных и инновационных видов и форм контроля.
При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов:
— взаимосвязь между результатами образования и компетенциями (различия между понятиями: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются обучающимися и проявляются только в процессе деятельности);
— компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой и используемыми образовательными технологиями, поэтому и эти параметры должны проходить процедуру оценки;
— при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, содействующей подготовке обучающегося, готового обеспечивать решение новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний;
— при оценивании уровня сформированности компетенций обучающихся должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике (кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели);
— помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга, оппонирование обучающимися проектов, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами из обучающихся, преподавателей и работодателей и др.;
— по итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая как положительные, так и отрицательные индивидуальные результаты, обозначая пути их дальнейшего развития.
— валидные контрольные измерительные материалы;
— соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения;
— четко сформулированные критерии оценки;
— максимально объективные процедуры и методы оценки;
— четко прописанные рекомендации действий по итогам оценки.
4. СОДЕРЖАНИЕ ФОС ПО ПРАКТИКЕ
Фонд оценочных средств по практике может состоять из перечня тестовых заданий, практических заданий к зачету, кейсов, деловых игр, тем проектных работ, тем научно-исследовательских работ студентов и др.
Фонд оценочных средств по учебной и производственной практике определяет организацию и планирование результатов самостоятельной работы обучающихся и оценку качества освоения ОП.
Для проведения контрольно-оценочной деятельности студентов на этапе прохождения ими учебной и производственной практики требуется разработка критериев оценивания (степени соответствия установленным требованиям) и технологии (процедуры) оценивания.
Для достижения целей объективного оценивания компетенций обучающихся в период прохождения практики необходимо:
1. Разбить содержание практики на тематические разделы, контроль по которым обязателен.
3. Провести статистический анализ результатов, полученных с использованием оценочного средства, на предмет выявления его квалиметрических характеристик.
В структуру фонда оценочных средств по учебной и производственной практике могут входить:
1. Совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на практике.
2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки.
3. Программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь период прохождения практики.
4. Модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями обучения и профилем специальности.
5. Технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций.
6. Наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций (критерии оценки соответствия должны быть одними и теми же для всех участников оценивания) и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля.
7. Рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с обучающимися, рекомендации по накоплению оценок и их использования в портфолио обучающегося.
8. Совокупность заданий, предназначенных для предъявления их на зачете, и критерии их оценок.
9. Методические материалы, определяющие процедуру проведения зачета по практике.
10. Рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.).
5. ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФОС ПО ПРАКТИКЕ
Формирование фонда оценочных средств по учебной и производственной практике включает следующие этапы:
1. Предварительный этап, на котором осуществляется идентификация требований, их разделение и ранжирование по значимости.
2. Основной этап, на котором формируется структура и содержание оценочных средств.
3. Заключительный этап, на котором осуществляется проверка валидности поставленным целям оценивания.
При формировании фондов оценочных средств можно предложить следующую последовательность действий:
1. Анализ матрицы компетенций по ОП.
2. Создание перечня формируемых компетенций на учебной и производственной практике.
3. Определение этапов формирования компетенций в ходе изучения всех дисциплин и разделов ОП.
4. Разработка полного состава требований к системе оценки компетенций обучающихся на каждой стадии контроля в период прохождения практики.
5. Формирование структуры и содержания оценочных средств для каждого этапа прохождения практики обучающихся. Для каждого вида практик формулируется вопрос (задача), по результатам выполнения которого можно судить о степени освоения обучающимся учебного материала и достижения определенного уровня сформированности компетенций.
6. Определение числа заданий и времени, необходимого для ответов. Нужно добиться высокой значимости каждого задания, установить процедуру контрольно-оценочного процесса.
7. Для оценки каждой компетенции разрабатываются задания, по результату выполнения которых можно судить об уровне сформированности компетенции в период прохождения практики. Возможны формулировки заданий, одновременно охватывающих материал нескольких разделов.
8. Осуществление разработки параллельных вариантов этого материала (наборов заданий, одинаковых по содержанию, в каждом варианте и по сложности их решения) для обеспечения информационной защищенности процедур оценивания (рекомендуется не менее 5 вариантов).
9. Сопоставление структуры и содержания контрольных оценочных средств с требованиями к уровням компетенций на период прохождения практики.
11. Установление критериев (критерия) и шкалы оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня сформированности компетенций обучающихся требованиям ФГОС СПО и ОП.
12. Тиражирование необходимого количества вариантов оценочного материала.
13. Приведение в пояснении критерия оценки соответствия требованиям ФГОС СПО.
Структура и форма оценочного листа должны быть отработаны, содержать поле требований к процедуре оценивания.
6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАКТИКЕ
Наименование оценочного средства
Краткая характеристика оценочного средства
Представление оценочного средства в фонде
Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре
Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Задания для решения кейс-задачи
Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу
Комплект контрольных заданий по вариантам
Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве, а также уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления.
Темы групповых и/или индивидуальных проектов
Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.
Образец рабочей тетради
Разноуровневые задачи и задания
Различают задачи и задания:
выводов, установлением причинно-следственных связей;
Комплект разноуровневых задач и заданий
Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач.
Комплект заданий для выполнения расчетнографической работы
Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
Вопросы по темам/разделам дисциплины
Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.
Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Данковский агропромышленный техникум»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве
ПМ. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве
по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства.
Нормативный срок обучения: 3 года 10 месяцев
Форма обучения: Очная
мастеров производственного обучения
Протокол №___ от «____»_____201__г.
Руководитель МО__________ Т.А.Толстикова
Директор ГОАПОУ ДАПТ
Фонд оценочных средств по учебной практике
УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве
ПМ. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве
на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства.
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от от 2 августа 2013 года № 855 )
Организация-разработчик: Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Данковский агропромышленный техникум»
Разработчик: Хлебников АП. мастер п/о
1. Область применения.
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки результатов прохождения учебной практики УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве ПМ. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
2. Объекты оценивания – результаты освоения учебной практики
В результате промежуточной аттестации по учебной практике осуществляется комплексная оценка овладения следующими профессиональными и общими компетенциями:
Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей, простых деталей из цветных металлов и сплавов.
Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.
Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей.
Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ФОС позволяет оценить приобретенные на учебной практике
выполнения газовой сварки средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей, простых деталей из цветных металлов и сплавов;
выполнения ручной дуговой и плазменной сварки средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов;
выполнения автоматической и механизированной сварки с использованием плазмотрона средней сложности и сложных узлов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей.
выполнять технологические приемы ручной дуговой, плазменной и газовой сварки, автоматической и полуавтоматической сварки с использованием плазмотрона деталей, узлов, конструкций различной сложности из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях шва.
3. Формы контроля и оценки результатов прохождения практики.
В соответствии с учебным планом, рабочей программой УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве предусматривается промежуточный контроль результатов освоения.
Форма промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация по учебной практике проводится в форме дифференцированного зачета.
Студенты допускаются к сдаче дифференцированного зачета при условии выполнения всех видов работ на учебной практике, предусмотренных рабочей программой и тематическим планом.
4. Система оценивания качества освоения программы учебной практики при промежуточной аттестации.
Результаты выполнения заданий представляются комиссии , которая оценивает готовый продукт, соотнося результат с показателями качества изделия.
Оценка за дифференцированный зачет по учебной практике определяется как средний балл за выполненное задание и контрольные вопросы. Оценка выставляется по 5-ти балльной шкале.
Условия выполнения заданий:
1.Место (время) выполнения заданий: задание выполняется в учебной лаборатории. Каждый студент выполняет одно индивидуальное задание согласно билету.
2. Максимальное время выполнения задания: 3 часа.
3. На дифференцированном зачете студент использует: наглядные пособия, оборудование и инвентарь.
II . КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
При оценивании уровня подготовки студента используются оценки: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Оценка выставляется в соответствии с набранным количеством баллов за выполнение работы:
оценка «5» (отлично 5)
обучающийся уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, рационально организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;
владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим аттестуемым, правильно организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;
Оценка «3» (удовлетворительно)
ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью руководителя, отдельных несущественных ошибок в организации рабочего места и соблюдении требований безопасности труда;
Оценка «2» (неудовлетворительно)
обучающийся не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки в организации рабочего места, требования безопасности труда не соблюдаются.
Контрольные задания необходимы для систематизации и закрепления материала, подтверждающие освоение студентами ПК и ОК и приобретение практического опыта по УП. 06 Выполнение сварочных работ в сельскохозяйственном производстве.
Дифференцированный зачет – это форма промежуточного контроля по учебной практике, при которой уровень освоения оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится за счет времени, отведенного на учебную практику.
Условия проведения дифференцированного зачета:
Дифференцированный зачет проводится в сварочной (учебной) мастерской:
Выполнять подготовку металла к сварке, сборку деталей без посторонней помощи. Во время выполнения работы применять только те материалы, которые были предоставлены мастером производственного обучения. Мастер п/о предоставляет пластины и необходимый инструмент для выполнения практической работы. Крепежные устройства при выполнении сборки должны обеспечивать свободную усадку сварного шва и не предотвращать возможную деформацию соединения.
Выполнить поверхностную дуговую резку канавки в стальной пластине в нижнем положении
— Подготовка поверхности к резке
Произвести зачистку места под резку и прилегающую зону от грязи, масла, краски и окалины и других загрязнений;
Выбрать материалы для дуговой резки (подобрать тип, марку и диаметр электрода).
— Выбор режима и техники дуговой поверхностной резки канавок
Подобрать технику дуговой поверхностной резки канавок.
Выбрать основные и вспомогательные параметры режима дуговой поверхностной резки канавок.
— Способ выполнения поверхностной дуговой резки канавки в стальной пластине в нижнем положении
Выполнить поверхностную дуговую резку канавки в стальной пластине в нижнем положении
Провести контроль качества и чистоты поверхности реза;
Зачистить и удалить шлак и грат с поверхности реза.
Внимательно прочитайте задание
Во время выполнения практического задания. Вы обязаны:
соблюдать правила ТБ в соответствии с инструкциями по охране труда;
выполнять правила организации труда и рабочего места.
Если у Вас возникли вопросы, связанные с заданием, задавайте уточняющие вопросы.
В случае, если Вы не выполнили задание в установленное время, то оно будет оцениваться в том виде, в котором будет готово к этому времени.
Во время выполнения практического задания запрещается:
общаться с другими студентами.
По окончании выполнения практического задания, сдайте работу мастеру п/о.
Количество вариантов задания для студентов: 1
1. А.И. Герасименко. Основы электрогазосварки Ростов-на-Дону, Феникс 2013.
2. И.О. Смирнов Основы электрогазосварки М., Дашков и К, 2007.3. Г.Г. Чернышов, Г.В. Полевой Справочник электрогазосварщика и газорезчика М., Academia, 2015.
4. В.С. Виноградов. Оборудование и технология дуговой автоматической и механизированной сварки М., Academia, 2014.
5. А.А. Николаев, А.И. Герасименко Электрогазосварщик. Ростов-на-Дону, Феникс, 2015
15. Ю.Г. Синдеев. Охрана труда для газоэлектросварщиков, Ростов-на-Дону, Феникс, 2013.