форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

Семинарское занятие, их функции в обучении, методика проведения.

Цель семинара – стимулировать активность учащихся, повысить интерес к предмету, систематизировать, углубить и обобщить знания, расширить кругозор, совершенствовать умения и навыки, применять, использовать, переносить усвоенные знания и умения в среду самостоятельной деятельности; кроме того, на уроках-семинарах учащиеся обучаются культуре полемики, построению аргументированного выступления.

Семинарские занятия выполняют следующие основные функции:

учебную (углубление, конкретизацию, систематизацию знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);

— развивающую (развитие логического мышления студентов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);

— воспитательную (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации н учебно-познавательной деятельности и организации досуга)

— диагностически-коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления)

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

— к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

— при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

— необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профес ийний деятельности и т.д.)

— необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающая фор ния единой системы знаний, умений и навыков студентов

— важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

— в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

— семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов

В зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно классифицировать как;

традиционные (тематические) семинары; (ориентирован на обсуждение группы проблем, которые изучались студентами самостоятельно или обрабатывались на лекции)

спецсеминары ( для старших курсов. приобретает характер привлечения студентов к научной школы, приучает студентов к научно-профессиональному творчеству).

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СЕМИНАРА.

1.Определение цели, комплекса задач (методических, дидактических, воспитательных).

2. Отбор материала (оптимальное соотношение изученного и нового – должен быть посильным и вызывать интерес).

3. Подбор литературы и средств наглядности.

4. Составление плана семинара.

5. Определение формы записей учащихся на уроках.

6. Продумать организацию и стиль проведения, а также воспитательный момент и способ «разрядки».

СТРУКТУРА УРОКА – СЕМИНАРА.

Организационная часть (Сообщение темы, цели, задач, плана. Перечисление литературных источников).

Подготовительная часть (Повторение основных вопросов предыдущей лекции. Подготовка или самоподготовка учащихся по вопросам семинара).

Семинарское занятие (Проводится в любой форме; учебный материал обязательно рассматривается в различных аспектах и связях).

Контролирующая часть семинара (Контрольно-корректирующая проверка. Проверка основных знаний и умений по теме – законы, теории, понятия и т. д.).

Заключительная часть семинара (Подведение итогов работы на семинаре, оценивание работы учащихся, запись домашнего задания).

Расписание занятий группы 31 (жс) 5 семестр

Понедельник

ПредметПедагогКаб.
1.РисунокС.Миронов
2.РисунокС.Миронов
3.РисунокС.Миронов
4.РисунокС.Миронов

Вторник

ПредметПедагогКаб.
1.История ИскусствН.Бармина
2.ЖивописьН.Лопухина
3.ЖивописьН.Лопухина
4.ЖивописьН.Лопухина

Среда

ПредметПедагогКаб.
1.Методика
2.Безопасность Жизни деятельности
3.Педагогика
4Физ-ра

Четверг

ПредметПедагогКаб.
1.Копирование(Чет.неделя) Копозиция (Нечётная.неделяС.Владимирович
2 Копирование(Чет.неделя) Копозиция (Нечётная.неделя)С.Миронов Н.Лопухина
3.Копирование(Чет.неделя) Копозиция (Нечётная.неделя)С.Миронов Н.Лопухина

Пятница

ПредметПедагогКаб.
1.МХКН.Анатольевна
2КопированиеС.Миронов
3 КопозицияН.Лопухина

Суббота

ПредметПедагогКаб
1 Англ.Яз

Проф.идея.

-Требуется ли помещение.

Лабораторно практические занятия и методика проведения.

Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины.

Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:

— углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

— формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

— развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые;

— развития самостоятельности и т.д.

По дидактической сути практические работы близки к лабораторным работам.

Методика проведения.

При проведении лабораторно-практических занятий количество студентов не может превышать половины академической группы. На художественно-творческих специальностях практические занятия по профессиональным учебным дисциплинам могут проводиться с одним, двумя или тремя студентами. Психологически важно создать для студентов такие условия деятельности на практических занятиях, которые вызывали у них желание работать творчески.

Методика подготовки и проведения лабораторно-практических работ охватывает несколько этапов:

Предварительная подготовка к лабораторной работе заключается в изучении студентами теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач лабораторной работы, техники безопасности ки при работе с электрическими приборами, химическими и взрывчатыми веществами.

Консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории

Предварительный контроль уровня подготовки студентов к выполнению конкретной работы (получение так называемого \»допуска\» к выполнению работы)

Самостоятельное выполнение студентами заданий согласно обозначенной учебной программой тематики

Источник

форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

а) документ, в котором определены содержание конкретного учебного предмета и количество часов, которое отводится на изуче-ние каждой темы курса

г) перечень целей усвоения содержания учебной дисциплины и требования к его усвоению студентами

Воспитательный процесс в ВУЗе предполагает

а) умение педагога воспитывать учащихся через содержание и способы изложения своей дисциплины

в) самовоспитание учащихся и педагогов

д) соблюдение норм поведения преподавателями и студентами

Традиционные формы организации учебного процесса включают в себя

д) лекции, семинары, практические занятия, производственную практику

б) контроль и коррекция усвоения учебного материала

Под методом обучения следует понимать

а) способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащиеся, направленной на достижение целей обучения, воспитание и раз-вития

б) способ передачи знаний учащимся

г) способ сотрудничества педагога с учащимися

д) способ организации познавательной деятельности учащихся

К методам обучения относят

Основная педагогическая цель подготовки курсовой и дипломной работы состоит в следующем

д) приобщение к принципам, правилам и технологии проведения научно-исследовательской работы

Форма обучения «производственная практика» имеет следующую педагогическую цель

в) обучение практическому применению сформированных на занятиях знаний и умений в реальных условиях профессиональной деятельности

Форма обучения «лекция»

имеет следующую основную педагогическую цель

б) закладывает основы систематизированных научных знаний

Форма обучения «практическое занятие» имеет следующую основную педагогическую цель

а) формирование и отработка умений

Форма обучения «семинарское занятие» имеет следующие педагогические цели

б) закрепление научных знаний, полученных на лекции;

г) углубление знаний в области изучаемого предмета;

д) развитие умений обсуждения профессиональных проблем

Основной целью практического занятия является

в) научить студентов использовать теоретический материал в практических ситуациях

Структура практического занятия включает в себя:

а) мотивационную установку

в) контроль исходного уровня знаний и умений

Источник

Форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

студентка 3 курса факультета Истории и права

Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений. Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления.

Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности. При этом повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения. Семинар наиболее эффективен в работе со студентами и старшими школьниками, он успешно применяется как в общем, так и в профессиональном образовании. Выделим наиболее общие особенности семинара как формы организации учебного процесса.

В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся излагать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции. Это особенно важно для тех, кто обучается по правовым специальностям.

На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критически, сравнить с умениями и навыками их излагать с другими учащимися, сделать выводы по обсуждаемым проблемам и определить, насколько необходимо более углубленное изучение рассматриваемого материала.

В ходе семинара обучающийся опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, на собственные выписки из учебной литературы, публикаций в периодических изданиях, научных трудов и других источников. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию. От занятия к занятию обучающиеся все лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективней выполнять постепенно усложняющиеся задания, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии [1].

По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму. Он дает возможность использования фрагментов первоисточников, рефератов, тестов, понятийных диктантов (устных и письменных). Для стимулирования у обучающихся самостоятельного мышления, преподаватели используют различные активные методы и приемы обучения: задания «закончить предложение», проблемные ситуации, тесты, интерактивный опрос.

Важную роль в обучении играют взаимоотношения учащихся с преподавателем. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным и соответствовал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета. Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров различных типов у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция относительно изучаемых вопросов, происходит осознание важности проблем, у учащихся тренируется воля к преодолению трудностей.

Форма проведения семинарского занятия на сегодняшний день существенно меняется. Педагог ставит цели и задачи проведения семинара и в зависимости от них выбирает, какое именно семинарское занятие ему провести (семинар-консультация, методологический семинар, психолого-педагогический проблемный семинар и т.д.). На занятиях он может применять различные формы и методы обучения (дискуссии, игровые и тренинговые формы, круглые столы, творческая беседа, деловая игра, психологический тренинг и др.), совокупность которых и определяет избранный вид семинарского занятия.

В разработке методики семинарских занятий большую роль играет вопрос взаимосвязи семинара и лекции, семинара и самостоятельной подготовки обучающихся, способы и характер такой взаимосвязи. Преподавателю необходимо связать семинар и лекционное занятие таким образом, чтобы они не повторяли друг друга, но при этом сохранялась связь с основными положениями лекции.

Взаимосвязь семинара с лекцией повышает эффективность его проведения. Педагог дает учащимся план лекции и список рекомендуемой литературы. Так же можно выделить взаимосвязь между семинаром и лекцией, назвав учащимся наиболее важные вопросы и аспекты, представляющие теоретический и практический интерес, которые, в силу недостатка времени, не представляется возможным в полном объеме осветить на лекционном занятии, но есть возможность более подробно обсудить их на семинаре. Необходимо заострить внимание учащихся на таких вопросах, пробудить любознательность, обострить их желание во всем разобраться [2].

Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности. Прежде всего, учащиеся должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель.

При подготовке к семинару учащиеся активизируют работу с книгой, требуется их обращение к литературе, они учится рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые, речь учащихся становится богаче. Если в процессе подготовки к семинару учащиеся сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, либо помечают их, для уточнения их на семинаре.

Для того чтобы повысить интерес обучающихся, преподаватель может предложить им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышления и обсуждения таких вопросов, учащиеся могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы учащиеся в процессе спора пришли к истине. Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, преподавателю и самому необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, чтобы у него в запасе были приготовлены такие создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [3].

В процессе подготовки, учащийся определяет для себя несколько из прорабатываемых предложенных вопросов, в которых он наиболее уверенно себя чувствует и может «задать тон» на семинаре в качестве консультанта или оппонента.

Надо ли преподавателю специально давать к семинару индивидуальные, опережающие задания отдельным хорошо успевающим учащимся? Практика показывает, что это не только возможно, но и весьма эффективно стимулирует учебную деятельность в ходе семинарского занятия. В качестве примеров таких заданий можно привести подготовку докладов по первоисточникам, различных заданий для группы, а также фрагмента занятия (например, обсуждение одного из вопросов проводится инициативной группой студентов в режиме дискуссии).

Семинар пройдет успешно, если преподаватель и большинство обучающихся придут на это занятие хорошо подготовленными. У преподавателя должны быть свои наработки, заготовки, которые могут пригодиться в различных ситуациях, возникающих на семинаре. Однако в ходе семинара нужно быть готовым к тому, что ход обсуждения может отклониться от заранее намеченного, и придётся наряду с заготовленными вопросами затронуть такие аспекты, которые заранее не были предусмотрены, но вызвали особый интерес у обучающихся. Таким образом, «логика семинара» как особого способа педагогического общения может в какой-то мере подчинить себе преподавателя. Ведь во время семинара, а он, можно сказать, идет «в прямом эфире» – все уточнения, поправки, коррекцию рабочего плана, приходится делать «на ходу», в результате неожиданных вопросов учащихся, их выступлений и реплик.

Итак, материалы статьи позволяют выделить следующие особенности семинара как эффективной формы учебного занятия:

— семинары способствуют решению разнообразных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности;

— семинар должен сохранять связь с основными положениями лекции, но при этом не повторять ее;

— преподаватель должен создавать необходимые условия, позволяющие обучающимся должным образом подготовиться к занятию;

— проведение семинара будет эффективным, если преподаватель и учащиеся будут хорошо подготовленными;

— в ходе проведения семинаров, обучающиеся учатся излагать свои доводы, правильно формулировать и аргументировать их;

— для стимулирования мотивации учащихся используются активные методы обучения.

2. Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки» Учебно-методическое пособие. – М.: Юридический институт МИИТа, 2011.

Источник

Семинарские занятия, методика его подготовки и проведения

форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

Эффективной формой организации обучения в высшей школе является семинарские занятия, с которыми органично сочетаются лекции

Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:

— оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

— развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

— формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работы и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

— обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

— формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;

— осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.

Семинарские занятия выполняют следующие основные функции:

— учебную (углубление, конкретизацию, систематизацию знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);

— развивающую (развитие логического мышления студентов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);

— воспитательную (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации н учебно-познавательной деятельности и организации досуга)

— диагностически-коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления)

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

— к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

— при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

— необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т.д.)

— необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающая фор ния единой системы знаний, умений и навыков студентов

— важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

— в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

— семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов

— зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно классифицировать как;

— традиционные (тематические) семинары;

— суммирующие семинары (повторения и систематизации знаний, межпредметные семинары и др.);

форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

При подготовке к первым семинаров преподавателю желательно обсудить со студентами содержание китайского пословица: \»Лучшая память хуже, чем хуже чернила\» Следует также продемонстрировать первокурсникам вы иди записей, использование которых поможет им принимать участие в обсуждении конкретных проблемих проблем:

Такие рабочие шее могут иметь разное назначение:

— Каталожные карточки, на одной стороне которых делают запись исходных данных первоисточника, а на обороте его краткую аннотацию Например:

— Обратная сторона карточки

Пособие содержит методические материалы, характеризующие подходы авторов к организации семинарских и лабораторных работ, самостоятельной работы при изучении \»Психологии высшей школы\», конкретные ситуации, упражнения, задания Может использоваться преподавателями, аспирантами и студентами магистратуры.

Подобные карточки удобно размещать в компьютерной картотеке, что однако затрудняет их использование на аудиторных занятиях

— Рабочие карты, на которых студент записывает формулировки понятий, законов, цитаты, примеры, формулы и тп

Рабочие карты удобно использовать для ответов, выступлений, запоминания материалов

На первых просеминары студентам следует предложить рекомендации, которые оптимизируют их самостоятельную работу и повысят эффективность интеллектуального труда.

Например, первокурсникам можно дать следующие заметки:

1. Работает самостоятельно ежедневно в одно и то же время Формируйте в себе привычку к постоянному умственного труда Если сначала будет трудно, вспомните пословицу: \»Ученье и труд все перетрут\»

2. Планируйте умственный труд и досуг, это позволяет работать четко и ритмично

3. Ритмичность и чередование умственного труда и отдыха способствует повышению работоспособности

4. Определяет конкретно, что нужно сделать сегодня, но не забывайте о перспективе Выполнение сложной работы можно осуществлять отдельными частями

5. В период отдыха ншагайтесь активно двигаться, заниматься физическим трудом, спортом

6. Обеспечивает себе полноценный сон, ведь это биологическая потребность организма

8. Не забывайте ежедневно подводить итоги выполненного, вносить коррективы в еженедельный план

Традиционный (тематический) семинар ориентирован на обсуждение группы проблем, которые изучались студентами самостоятельно или обрабатывались на лекции.

Среди тематических семинаров чаще всего используются так ки разновидности:

— семинар-симпозиум и др.

На семинарах студентам следует предлагать вопросы, имеют проблемный характер и требуют творческого, продуктивного мышления, например: \»Как Вы считаете, почему?\», \»Аргументируйте свою точку зрения\», \»Поре ивняйте научные факты и жизненные представления о \»,\» Чем можно объяснить, что? \»И тп В процессе дискуссии,\» круглого стола \»,\» конференции \»,\» симпозиума \», несущие элементы интерактивного обучения, студентов следует стимулировать к обсуждению, дебатов, приучает самостоятельно мыслить, способствует развитию аналитических навыков, умений защиты собственной точки зрения, взвешенной аргументации, уважения к мнению дручок, умінь захисту власної точки зору, виваженої аргументации, поваги до думки інших.

На старших курсах студентов привлекают к участию в спецсеминары, специально организованном общению начинающих исследователей с ведущими специалистами в определенной научной отрасли или профессиональной сфере Спец цсеминар чаще приобретает характер привлечения студентов к научной школы, приучает студентов к научно-профессиональной творчестве.

В зависимости от типа структура семинара может быть различной, однако преподавателю следует знать, что при его подготовке учебно-познавательную деятельность студентов следует организовать следующим образом:

1. Сообщить тему и план семинара

2. Предложить для самостоятельного изучения основную и дополнительную литературу

3. Предоставить устные или письменные (в виде \»Методических рекомендаций\») советы по подготовке к семинарам

4. Предоставить студентам индивидуальные задания и при необходимости провести консультацию по теме семинара

Методика управления семинаром зависит от многих факторов: дидактической цели, педагогического мастерства преподавателя, готовности и активности студентов и др. В наиболее общем виде типичная структура семинарского занятия имеет следующий вид (табл. 88).

Структура семинарского занятия

Можно предложить две структурно-логические схемы тук преподавателя при проведении семинарского занятия:

1) При высокой степени готовности и активности студентов (I вариант);

2) При недостаточном уровне активности студентов (II вариант)

И вариант проведения семинарского занятия

форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

Продолжение схемы 6 П вариант проведения семинарского занятия

форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Смотреть картинку форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Картинка про форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели. Фото форма обучения семинарское занятие имеет следующие педагогические цели

В обоих случаях вступительное слово преподавателя должно освещать:

— значение темы для будущей профессиональной деятельности студентов;

— обоснование каким вопросам следует осуществить глубже;

— объяснение порядка выступлений на семинаре (по вызову или желанию студентов);

— требования к построению выступлений и проведения дискуссий, если она возникнет

Различные виды семинарских занятий требуют различных форм подготовки к ним студентов, в частности:

а) все студенты готовят сообщение по всем вопросам семинара;

б) каждый студент готовит реферат по отдельным вопросам семинара;

в) студент готовит доклад творческого характера, содержащей элементы исследовательского характера

Преподаватель должен быть образцом для студентов в подготовке к семинару Он сам должен глубоко и досконально проработать всю литературу, рекомендованную студентам, сделать необходимые заметки, тщательно сформулировать вать основные, дополнительные, вспомогательные вопросы, которые необходимо и можно поставить студентам; четко сформулировать вступительное и заключительное слово семинара Мы разделяем точку зрения ММ Фицула, о необходимости о ведения лекций и семинаров одним преподавателем, ведь \»при таких условиях возможны единый подход к изучению отдельных тем или вопросов курса, осуществление систематического контроля за самостоятельной работой студентов».

Студенту магистратуры, молодому преподавателю следует знать основные критерии оценки качества семинарского занятия, в частности:

9. Качество организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов и определения темы следующего занятия и рекомендации по подготовке, изучение основных и дополнительных источников, Интернет-ресурсов и тп

Знания студентов, обнаруженные на семинарах и других практических занятиях, должны комментировать и обязательно оцениваться Оценки заносятся в журнал и учитываются при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплини.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Филатова

Современная технология обучения сегодня не способна подготовить специалистов с конкурентоспособным уровнем квалификации, поэтому «технологическая» реформа вузовского образования является составляющей частью процесса модернизации высшей школы.

Новые педагогические технологии должны: гибко реагировать на меняющиеся потребности рынка труда и корректировать модель специалиста; обеспечить индивидуализацию образовательных программ и путей их освоения в зависимости от способностей и интересов студентов. Идеи отечественной педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного образования, деятельностный подход к обучению, идеи «опытного учения», диалога как основы человеческого сознания и общения, а также технологии опережающего обучения, развития критического мышления, проектного обучения, группового взаимодействия, технологии тестирования, информационные и коммуникационные, технологии модульно-рейтингового обучения наиболее приемлемы сегодня.

В основу модульно-рейтинговой технологии положены следующие принципы:

— расчленение материала на небольшие дозы;

— отход от коллективного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке специалистов;

— изменение роли и функции преподавателя в учебном процессе, превращение его в преподавателя-консультанта;

— отход от традиционных форм контроля знаний и внедрение рейтинговой системы оценок, в которой резко возрастает роль текущего, обобщающего и итогового контроля.

Модульно-рейтинговая технология использует свои элементы в контексте педагогики сотрудничества. Это гуманизирует педагогический процесс.

В состав модулей включены, кроме лекционных занятий, индивидуальные задания студентам, которые должны быть выполнены к семинарскому занятию этого модуля. Семинарские занятия предполагаются в каждом модуле, выполняя функцию рубежного контроля знаний, а также позволяя в дискуссиях выявить вопросы, которые не получили должного внимания студентов.

Классификация видов семинарских занятий такова:

1) семинары, связанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением;

2) семинары, не зависимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;

3) практические семинары.

К настоящему времени методика проведения семинарских занятий достаточно разработана. По методике проведения семинарское занятие представляет собой обсуждение, дискуссию, ориентированные как на творческий характер студента с четкой и убедительной аргументацией, так и на приобретение более совершенных знаний. Они помогают проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов.

Среди всего разнообразия существующих сегодня методик (семинар-круглый стол, семинар-дискуссия, семинар-беседа, семинар-пресс-конференция и др.) хотелось бы выделить две наиболее распространенные.

В основе изложенной методики лежит следующая схема (см. рис. 1).

Слабые звенья этой методики:

— преподаватель должен хорошо представлять, что нужно знать студенту по предмету (а в условиях меняющейся социальной действительности это очень сложно);

— студент должен быть уверен, что, не овладев этими знаниями, он не сможет работать по специальности.

Оптимальной данная методика будет:

— в условиях стабильного развития общества;

— при наличии четко известных потребностей практики;

Рис. 1. Схема традиционной методики, ориентированной на преподавателя
— для подготовки магистров (условия этой подготовки допускают некоторый отрыв знаний от реальности).

В методологическом плане преодоление подобной ситуации может быть решено путем проведения устного краткого опроса (либо письменного тестирования) всей студенческой аудитории. Темп проведения таких мероприятий должен быть высоким, что сразу же позволяет настроиться студентам на активную работу. Методика предварительного контрольного опроса исключает возможность искажения и трансформации знаний (в результате домашней подготовки) студента, что позволяет преподавателю сразу выделять ошибки, акцентировать на них внимание и провести необходимую коррекцию.

Возрастает интерес ко второй методике, которую условно можно назвать тренирующей, инновационной, ориентированной на обучаемого. Формы ее разнообразны.

Выделим лишь некоторые:

2) мозговая атака. Для обсуждения конкретной проблемы создаются малые группы, представляющие «генераторов идей», которые выдвигают идеи по данной проблематике, и «критиков», которые анализируют предложенные идеи;
3) творческие работы;

Слабые звенья этой методики:

— преподаватель должен быть готов ко всяким неожиданностям, даже к тому, что он может что-то не знать;

— студент должен испытывать доверие к преподавателю, чтобы раскрыть в процессе обучения свои «слабые стороны».

Оптимальной данная методика будет:

— в условиях нестабильного общества;

— при постоянно меняющихся потребностях практики;

— для подготовки бакалавров (условия этой подготовки требуют постоянного соотнесения знаний с реальностью).

Таким образом, выбор оптимального варианта методики проведения семинарского занятия определяется многими факторами: спецификой предмета, потребностями подготовки конкретных специалистов, возможностями преподавателя и готовностью студента.

Рис. 2. Схема инновационной методики, ориентированной на обучение
118

Ю.В. Филатова. Методика проведения семинарского занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия Алгоритм подготовки учебного занятия в учреждениях дополнительного образования может быть следующим:

I этап.

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

1. Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

2. В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?

4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога’/

5.Засчет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

6. В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях» какие новые элементы внести, от чего отказаться?

7. Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап. Моделирующий.

По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

• определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

• обозначение задач учебного занятия; • определение темы и ее потенциала, как обучающего, гак и воспитательного;

• определение вида занятия, если в этом есть необходимость;

• продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

3 этап. Обеспечение учебного занятия.

а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала

б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.

в) Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности, инвентаря, оборудования и т. д.

Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.

Среди обучающих занятий можно выделить некоторые ОЧЕВИДНОСТИ:

1. Учебные занятия по передаче знаний.

2. Учебные занятия но осмыслению детьми знаний и их укреплению.

3. Учебные занятия закрепления знаний.

4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.

5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).

6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного процесса, oограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им Маний, умений, навык «по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Однако, в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Можно назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка.

Например, к таким занятиям! можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, занятие-путешествие, занятие-состязание (конкурс), занятие-игру, занятие-зачет, занятие-конференцию, занятие-спектакль, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического (климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям, к примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагаю! образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, «что научение, как правило не носит специально организованного характера и совсем не обязательно связано с учебным предметом.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1. Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3. Закрепление знаний и способов действуй Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

V этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходи­мо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необ­ходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

• комплексность целей (обучающие, воспитывающие, общеразвивающие задачи, оздоро­вительные); • адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

• соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

• наличие чётко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

• четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

• наличие благоприятной психологической атмосферы;

• активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включая каждого ребенка в деятельность);

• полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьёз­ная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному занятию? Эти и многие вопро­сы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *