форма организации обучения в средней школе это урок
Урок как форма организации обучения в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 21
как форма организации
Чистякова Ирина Сергеевна,
заместитель директора по
Урок как форма организации обучения в школе
Урок — это форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Таково самое распространенное его определение. Оно устраивает многих, потому что оно достаточно просто и понятно показывает место урока в системе образования. Рассмотрим, что именно урок организует в системе образования?
Сфера образования — это в основном школа. В школе осуществляется обучение и воспитание детей, подростков и раннего юношества. Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение и внеклассную воспитательную работу. Речь идет только о процессе обучения. Этот процесс растянут во времени и пространстве, в нем большое количество участников, сложное, емкое и периодически меняющееся содержание, методы и средства воспитания и обучения. Управлять этим процессом, без структуризации, практически невозможно. Поэтому весь процесс подразделяется на годы обучения детей, по количеству участников, по учебным предметам. Так, мы делим детей по классам согласно возрасту и подготовке. Количество обучающихся в каждом классе — 25-30 человек. Все содержание образования делится на учебные дисциплины, которые, в свою очередь, разделяются по годам обучения на, так называемые предметы, каждый такой предмет — на темы. Так же точно определяется время, отводимое для изучения учебных предметов и тем — это отрезки по 45 минут (стандартный). В результате мы получаем определенный отрезок времени, на протяжении которого изучается один предмет по одной теме с одним и тем же составом обучающихся — классом. Таким образом, урок дает основание для деления всей массы обучающихся детей на классы, содержания образования на учебные предметы и темы внутри них, времени, отводимого для освоения предмета и темы.
В этом состоит главная организационная функция урока, его основное назначение.Поэтому он и относится к формам организации процесса обучения как составная часть всего учебно-воспитательного процесса школы.Из-за такого структурирования учебно-воспитательного процесса наше школьное образование определяется как предметно-классно-урочная система. Попробуйте представить себе, что завтра урок будет «снят с производства», и учителю предложат в свободном режиме обучать детей. Трудно даже вообразить себе, что будет, если его не заменят другой, не менее эффективной формой организации обучения. А ведь такие эксперименты проводились, и такое предлагали особо речевые реформаторы нашего образования в конце восьмидесятых — начале девяностых годов. Но, безуспешно. Все возвращалось на круги своя.
Урок есть форма организации педагогического процесса на самом уроке. Дело в том, что педагогический процесс имеет свою четкую, выверенную временем структуру. В него входят такие компоненты, как педагогические цель, принципы, содержание, методы, средства и формы его организации. В этом перечне компонентов последний из них — завершающий. Он объединяет все предыдущее в единое непротиворечивое целое. У урока есть свои специфические цели, опорные принципы, свое содержание, методы и средства работы с ним, отличающие его от других форм организации педагогического процесса, скажем, на экзамене, консультации или практике. Педагогический процесс по педагогической насыщенности и своеобразию всегда зависит от формы протекания.
Какими бы ни были цели, форма просто обязывает учителя подобрать такие принципы, содержание, методы и средства, чтобы их достичь. Учитель это отбирает, исходя из своих возможностей. Урок логически все «расставляет» на свои места, «соотносит» между собой компоненты, «дозирует», «корректирует» их и т.д. Делается все это с помощью методической структуры урока. Благодаря особой внутренней организации педагогического процесса урок отличается от других организационных форм обучения.
Таким образом, урок является организующим средством для всего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой, в том числе и на уроке.
Сущность урока кроется в том, что с помощью него организуется процесс познания детьми окружающего мира. В этом его самое высокое назначение. В разных источниках, начиная от учебников педагогики и заканчивая частными исследованиями по уроку, можно встретить такие его определения: урок есть форма организации процесса познания учащимися действительности; форма организации процесса познания учителем действительности; процесс целенаправленного взаимодействия этих двух познавательных процессов. Кратко остановимся на каждом из них.
Урок как форма организации процесса познания учащимися действительности. Главное здесь — процесс познания действительности учащимися через освоение определенных учебных дисциплин (предметов). Этот процесс тоже структурирован. В него входят те действия, с помощью которых учащийся воспринимает материал урока, осознает его, запоминает, использует. В свою очередь, эти действия опираются на активную психическую деятельность — ощущения, восприятия, мышление, память, внимание, воображение — и одновременно направлены на их развитие. Без квалифицированной помощи учителя эти процессы у ученика по отношению к предмету познания протекали бы стихийно и были бы неполными, фрагментарными, неточными, случайными. Они не обеспечили бы действительно глубокого, объективного и полного усвоения темы, проблемы или вопроса. Учитель организует этот процесс посредством специального объяснения, показа, повторения, уточнения, использования и контроля.
В первобытном обществе не было уроков, познание действительности человеком шло стихийно. Знания и умения передавались из уст в уста, из рук в руки, т.е. путем прямого показа, личного примера, упражнения и усвоения по принципу «делай, как я». Накопление знаний шло медленно, зачастую оно было неточным и даже ошибочным.
Более четкая и управляемая организация познавательного процесса была потребностью людей. С ее помощью уплотнялось знание, ускорялось его освоение, к этому процессу подключалось все больше и больше детей и специально подготовленных педагогов.
Этот краткий экскурс в историю нужен для того, чтобы напомнить учителю: начальное и главное назначение урока — организовывать познавательный процесс ребенка, стимулировать его, направлять и развивать. И если на уроке дети не задают вопросов, учат материал ради отметок или похвалы, значит, у них познавательный процесс приглушен, не востребован или направлен совсем на другой предмет познания, а не на изучаемый в классе. Это также значит, что для такого ребенка урок проходит впустую, а может и хуже того — воспитывает в нем человека, не способного адекватно и творчески жить в этом мире.
Урок есть форма организации познания действительности самим учителем. Это очень важный момент в обучении. Действительно, обращаясь каждый раз к одному и тому же материалу, учитель его перестраивает, находит новое содержание, новую логику изложения, накапливает опыт более доходчивого и прямого способа его освоения учащимися. Так что у нормального учителя утомительных повторов просто не бывает. Учитель углубляет познание предмета, вскрывает новые связи и отношения, вырабатывает новые оценки. Не зря родилась школьная шутка об учителе, уставшем повторять непонятливому ученику одно и то же: «Я уже понял, а ты еще нет». В этой шутке есть доля истины — многократное повторение позволяет «проникать» в материал, видеть его по-разному, отвлекает от установки, приближая к истине. Но главное здесь состоит в перестройке учителем содержания материала, методов подачи, отношений сучащимся. К тому же из года в год учитель начитывает новый материал по своему предмету, накапливает его, включает в процесс преподавания. Новый материал могут давать и любознательные читающие ученики. Все это делается на уроке и ради урока.
К тому же учитель по отношению к своим воспитанникам всегда исследователь. Он непрерывно изучает учащихся их характеры, интересы, учебные возможности и многое другое Ученик для учителя — постоянно присутствующий и всегда новый объект познания. Наконец учитель рефлектирует свою деятельность, оценивая ее успешность. Познание самого себя и своей деятельности — залог роста и развития мастерства и путь к успеху.
Так что у учителя на уроке процесс познания не менее сложен и важен, чем у ученика. И его тоже надо организовывать, находить ему место и время, дозировать, включать и соотносить с процессом познания учащихся.
Школе нужен познающий учитель. Субъективация позиции самого учителя на уроке происходит именно благодаря развитому и развивающемуся познавательному процессу.
Урок есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух познавательных процессов — учителя и ученика. Мы бы сказали, такого взаимодействия, при котором один процесс переходит в другой при смене ведущего. Если учитель умеет организовать такое взаимодействие к полному познанию предмета изучения, это учитель высшего пилотажа. Вся красота и правда урока кроется именно в этом. Внешне этот процесс взаимного перехода познавательных процессов от учителя к ученикам и обратно выглядит как движение от незнания к знанию, от малого и неточного знания к большему и белее точному знанию. Наблюдения уроков дают обильный материал для выявления этих ситуаций.
Подведем итог сказанному. Урок в школе выполняет массу организационных функций и потому является формой организации образовательной деятельности по многим направлениям. Во-первых, с помощью урока упорядочивается весь учебно-воспитательный процесс, в него вносится структурно обоснованное число участников, содержание образования и время его освоения. Во-вторых, урок способствует особой организации педагогического процесса внутри него самого, помогая учителю целенаправленно сводить в целостное единство все его компоненты. В-третьих, урок организует познавательные процессы учителя и ученика их взаимодействие. С помощью последовательной смены познавательных актов, совершаемых участниками урока, организуется движение от незнания к знанию и от знания к незнанию, движение, составляющее суть процесса познания в обучении.
Урок как основная форма организации обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
на МО учителей ГОУ ЛНР «РУРЦ» 16.04.2020
Тема: « УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»
Учитель: Шабаева Н.В.
сформировать целостное комплексное представление об уроке как основной форме организации педагогического процесса, его структуре;
проанализировать существующие на сегодняшний день классификации уроков;
Система обучения в современной школе отличается большим разнообразием типов и видов форм образовательного процесса. Это связано с тем, что современный учебно-воспитательный процесс находится в постоянном движении и поиске новых форм, методов и средств обучения.
Урок имеет следующие особенности:
— является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;
— каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;
— в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;
— посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;
— является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;
— совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;
— способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся
В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков зависимости от взятых за основу признаков.
По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы. УЧН нов и др.
Различают следующие типы уроков:
— урок формирования умений и навыков;
— урок применения знаний, умений и навыков;
— урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
Каждый тип урока имеет свою структуру (элементы, этапы), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой)
Введено понятие «микро- и макроструктуры урока» Макроэлементы определяются задачами урока типа. Такими есть этапы усвоения знаний: восприятие, осмысление, обобщение знаний, систематизация. Поскольку логика усвоения знаний и сама, то макроструктура уроков этого типа одинакова. К микроэлементам структуры урока относятся средства и способы решения дидактических задач на каждом его этапе.
Время и место, отведенные на каждый структурный элемент урока, определяются построением урока. Структура урока должна обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизации познавательной деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует учитель. Следовательно, определяя структуру урока, учитель должен учитывать тему и содержание, целесообразные методические средства и приемы, конкретные условия, в которых будет проходить урок, уровень подготовленности обучающихся.
Почти во всех типах уроков имеются такие структурные элементы: вводная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, сообщение домашнего задания, организация окончания урока.
1. Вступительная часть. Этот элемент урока должен обеспечить благоприятную внешнюю обстановку, психологический настрой учащихся для нормальной работы. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя я и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.
2. Проверка домашнего задания. Эта часть урока состоит из проверки письменного задания, которую осуществляют различными методами в зависимости от поставленной цели, и устной проверки знаний, которую проводят с помощью рассмотренных ранее методов.
3. Изучение нового материала. Здесь предполагается или сообщения учителя с помощью словесных методов обучения, или самостоятельная работа учащихся с учебниками, учебными пособиями и др. При пояснении нового материала учитель должен позаботиться, чтобы все ученики видели и слышали (можно сидеть, если устал), он не должен ходить по классу, говорить следует громко, четко, размеренно. Речь его должна быть понятной для соответствующего возраста. Объяснение должно опираться на предыдущий опыт учащихся, выделение существенного в материале. Все время следует следить за последовательностью изложения, использовать иллюстративный материал.
Изучение нового материала позволяет учащимся приобретать разнообразных умений и навыков. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными ее компонентами является разбор и усвоение правила, положенного в основу действия навыки, преодоления трудностей в ее применении, усовершенствования действия навыки, закрепление достигнутого уровня воздействия навыки и использования ее на практике, достижения мастерства в ее использовании.
Важнейшим средством формирования умений и навыков являются упражнения. Они должны быть целенаправленными, систематическими, длительными, разнообразными и постоянными
4. Закрепление нового материала. Этот элемент имеет целью установление прочной связи между только приобретенными знаниями и усвоенными ранее, проверку правильности образования научных понятий, выработка умения я применять знания на практике. Достигается это благодаря разнообразным упражнениям и самостоятельной практической работе обучающихся.
5. Сообщение домашнего задания. Учитель должен продумывать его содержание, чтобы оно было конкретным, посильным для учащихся. Домашнее задание нельзя давать наспех, когда раздался звонок с урока. На сообщение и объяснение домашних заданий отводят специальное время.
6. Окончание урока. Этот структурный элемент объявляется и происходит по указанию учителя. Можно использовать рефлексию, подведение итогов урока, обрамленное в интерактивную форму.
К основным компонентам каждого типа урока относятся:
а) урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока; мотивация обучения школьников; восприятия и осознание ния учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого; обобщение и систематизация знаний; итоги урока, оповещение домашнего задания
б) урок формирования умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение учащимся темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников;, изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные упражнения) первоначальное применение новых знаний (пробные упражнения); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные в прави по образцу, инструкции заданию); творческое перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения); итоги урока и сообщения домашнего задания
в) урок применения знаний, умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьник ров; осмысление содержания последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя; отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полученных результатов; итоги урока и сообщения домашнего задания
г) урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; воспроизведения и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний; вообще леннон и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей науки; итоги урока и сообщения домашнего задания
г) урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков: сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация обучения школьников; проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий, проверка гл. Либин осмысление учащимися знаний и степени их обобщения, применение учащимися знаний в стандартных и измененных условиях; сбор выполненных работ, их проверка, анализ и оценка; итоги урока и сообщение ения домашнего задания
д) комбинированный урок: проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера, проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; способа приема и осознание учащимися нового материала осмысления, обобщение и систематизация знаний; итоги урока и сообщения домашнего задания.
Структура каждого урока является вариативной, предусматривающей использование его компонентов в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков т.д. Это означает, что учитель должен творчески планировать каждый урок.
Последнее время много говорят и пишут об интегрированных уроках.
Это и есть интегрированный урок . Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.
Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели и отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.
Интегративные уроки наиболее целесообразно проводить с учениками одного класса, ибо в таких условиях оптимально осуществляется управление учебно-познавательной деятельностью школьников. В отдельных случаях возможно объединение для занятия двух параллельных классов; этот вопрос решается в каждом конкретном случае, учитывая содержание урока, его цель, педагогическое мастерство учителей и другие факторы.
Однако среди разнообразных форм учебных занятий в образовательной практике основное место все же занимает урок в его классическом виде. Поиск путей усовершенствования урока осуществляется в направлениях:
заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока, то есть внешними его признаками. Это, например, проведение урока поэтической свечи, урока-путешествия, урока-выставки и т.д.;
углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей;
развитие творчества учеников, реализация их потребностей в общении, формирование идеала;
реализация проблемно-поисковой, научно-опытной, экспериментальной работы учеников.
усовершенствование форм контроля знаний: урок-зачет, урок-экзамен, урок-консультация;
пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала. Это – урок-сказка, урок-игра.
Педагоги-методисты выделяют ряд требований к элементам структуры урока.
Общие требования кратко можно сформулировать так:
вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Вышеперечисленные требования можно поделить на четыре группы.
Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем данных социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок.
Выполнение этих требований является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов. Также эти требования необходимо учитывать и при классификации уроков по различным основаниям, так как в итоге каждая из классификаций пройдет свое испытание практикой, которая изначально и выдвигает перечисленные выше требования.
Учебный курс
В настоящее время основной формой организации учебной деятельности учащихся в школе до сих пор является урок. Урок – это систематически применяемая (в определенных временных границах) для решения дидактических задач образования, воспитания и развития учащихся (объединенных в коллективе класса) основная форма организации учителем обучения, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения» (М.И. Махмутов).
Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Важное значение имеет и теория развивающего обучения, которое В.В. Давыдов определяет как новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Под развивающим понимается способ обучения, при котором педагог, опираясь на зону ближайшего развития учащегося, предлагает ему разнообразные формы активной познавательной деятельности, которые позволяют не только усвоить и накопить учебную информацию, но и приобрести широкий спектр способностей, позволяющих ее добывать и распоряжаться результатами поиска. При этом процесс обучения становится ориентированным на реальную личность, ее возможности и способности, обучение опережает развитие, интенсивность самостоятельной деятельности учащихся достигается при условии создания положительного эмоционального переживания и в обстановке внутренней свободы и возможности самовыражения в познании и творчестве (Рогожина И.В.). Развивающее обучение основывается на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. В основе концепции развивающего обучения лежат идеи таких психологов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, рассматривающих личность как субъект деятельности. В дидактике эти идеи развивают В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин, рассматривающие ученика как равноправного субъекта обучения, взаимодействие учителя и ученика на уроке как субъект–субъектные отношения. Ученик должен стать непосредственным участником образовательного процесса, его субъектом, поэтому в современном уроке цели заменяются результатами –предметными, метапредметными и личностным.
К уроку литературы как основной форме организации учебного процесса предъявляются следующие требования:
Современный урок литературы может быть оценен по следующим критериям (В.Г. Маранцман):
До введения нового ФГОС на уроке ставились обучающие (образовательные), воспитательные и развивающие цели. Цель — «это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающихся” (Кутепова О.В.).
Обучающая (образовательная) цель – формирование у учащихся программных знаний по предмету.
Развивающая цель – формирование предметных и надпредметных умений, совершенствование мыслительных операций, развитие коммуникативной культуры, осуществление самоконтроля и самооценки, а в целом способствование становлению и развитию личности учащегося.
Воспитательная цель – формирование у учащихся эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, привития им каких-либо положительных качеств.
«Цели должны быть сформулированы научно достоверно, понятно (для учащихся данного возраста), логически непротиворечиво и грамматически правильно» (Н.Ф. Силантьев). Среди наиболее распространенных ошибок формулировки – несоответствие объема учебно-воспитательной работы и времени, отведенного на нее, подмена цели средством для достижения её.
Правила формулирования целей урока (по Н.В. Силантьеву):
Образовательный результат — это результат, который целенаправленно формируется в рамках образовательного процесса дидактическими средствами. В отличие от целей, формулировки результатов передаются через глагол третьего лица множественного числа или отглагольное существительное. Различие цели урока от образовательного результата заключается в следующем: «Цель урока –это то, чего хочет достичь учитель, а планируемый результат обучения – это то, чего должен достичь ученик в результате учебной деятельности на данном уроке” (Т.Э. Матыцына).
В соответствии с ФГОС выделяют три группы результатов освоения основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные.
Формулировки результатов берутся из Примерной программы и конкретизируются в соответствии с содержанием конкретного урока.
Тема урока обычно формулируется учителем. Тема урока не может состоять только из названия произведения и имени его автора, она должна включать направление, в котором будет рассматриваться, и может формулироваться в форме:
Под структурой урока М.И. Махмутов понимает не его состав, а вариант взаимодействия одних и тех же элементов урока, задач, этапов познавательной деятельности учащихся, различая внешнюю и внутреннюю структуру урока. Структура урока – это дидактически обусловленная функциональная внутренняя взаимосвязь основных компонентов и элементов урока, их целенаправленная упорядоченность, взаимодействие. В основе внешней структуры урока ученый видит решение трех дидактических задач:
Элементами внутренней «логико-психологической структуры урока» он называет:
Решая в целом вопрос о проблемном обучении, Махмутов подчеркивает, что в основе традиционного четырехэлементного по структуре урока лежит деятельность учителя, а в основе развивающего урока – активизация познавательной деятельности учащихся. Современный урок должен быть гибким по структуре, отражать и специфику материала, и специфику процесса обучения. По утверждению К.Д. Москаленко, необходимость внутренней логики урока как части процесса обучения делает беспредметным спор об универсальной внешней его структуре.
Традиционная (четырехчленная) структура урока – это структура, которая подчинена последовательному решению задачи контроля, усвоения новых знаний и их закрепления. Она включает следующие этапы:
Педагоги и психологи долго боролись с однообразием этой схемы, доказывая,, что повторение однотипной структуры в каждом уроке не только оказывает пагубное влияние на процесс усвоения знаний, но и способствует формированию пассивной, эмоционально обедненной личности. В поэтапной (пошаговой) структуре урока основные этапы зависят от его типа. Традиционно в поэтапной структуре урока литературы выделяют три этапа:
1. Вступительный этап, или этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения;
2. Этап анализа произведения, или работы с текстом, — самый протяжённый и самый важный в системе уроков. Условно в нём можно выделить подэтапы:
3. Заключительный этап.
В конспекте урока этапы определяются в соответствии с ведущим приемом (слово учителя, защита доклада, аналитическая беседа и т.п.