формальные и неформальные практики
Формальная и неформальная практика
Хочу показать интересную практику.
Есть такой принцип: формальная и неформальная практика, и большинство людей, которые что-то добиваются, к своей формальной практике используют ещё и неформальную.
Понимание
Формальная практика это то, что мы делаем определенные техники, то есть, мы сели на коврик и целенаправленно читаем мантру, работаем с асанами, пранаямами. Она занимает два, три часа. Дальше человек живет повседневной жизнью и время повседневной жизни гораздо больше чем время потраченное на практику. Соответственно, все мои старые инерции, привычки, движения моего ума часто подпитываются еще повседневной жизнью.
Отсюда, очень важно, те состояния, которые я ловлю в формальной практике, перевести в саму жизнь. Вот это называется неформальная практика.
Сохраняйте состояние практики в повседневной жизни
То есть, поймав какое-то состояние, принцип в своих техниках, я учусь этот принцип культивировать уже в обычных, бытовых, повседневных ситуациях. И, когда мне в какой-то момент это удаётся, то получается, что я делаю практику все время бодрствования, а при определенном уровне работы с умом, то и в процессе сна — в сновидениях. Тут есть множество ключей. Один из ключей это место, в котором мы находимся.
Принцип Зеркала
Чтобы уму увидеть свой Источник ему нужно некое зеркало. Это ситуация, пространство, техника, которую делает ум. Мы как-бы отражаемся от самой практики и начинаем видеть Источник самого себя, то есть начинаем видеть след Свидетеля. Здесь, как только вы вспомните, не обязательно себе накручивать: «я должен постоянно делать неформальную практику». Нет. Со временем эти вспоминания будут все чаще вас «шебуршить», чтобы вы об этом вспоминали.
Состояние
Привычка
Мы закладываем ещё одну позитивную самскару, привычку. Как это делается:
Вы вспомнили о том что можно поработать с состоянием. Вы сидите, пьете чай и смотрите на море. Попробуйте сконцентрироваться на самом пространстве моря, или на чём угодно, то есть — окружающий мир.
Окружающий мир буквально пропитан настоящим, а вот пространство настоящего очень цельно и сам Свидетель тоже настоящий.
Поймав ощущение настоящего, то есть, условно за всей картинкой мира стоит некое пространство, которое очень цельное и наполненное, вы пробуете увидеть его внутри себя, как в зеркале.
Вы смотрите на море, пытаетесь поймать от моря его суть, душу. Когда это ловите, вы начинаете, как от зеркала смотреть внутрь себя, и в какой-то момент вы видите, что у вас есть это пространство, с которым вы знакомитесь на каждой практике.
Дальше просто сидите, держите это состояние сколько получается. В какой-то момент оно вдруг исчезает, — ничего страшного, занимайтесь дальше своими повседневными делами. Потом опять у вас мысль пришла еще попробовать, вы снова сделали практику на любой объект, опять поймали, подержались в этом состоянии.
Медитация
Вот так, потихонечку, за день набирается какое-то количество таких дискретных точек, в которых вы делали неформальную практику. А в какой-то момент эти точки сливаются, и мы в медитации. Из неё не выпадаем. Мы в ней живем.
Формальные институты и неформальные практики в Российской империи второй половины XVIII – начала XIX века: соотношение, механизмы построения, языки описания
Цель работы: Выявление роли неформальных социальных практик и отношений в Российской империи второй половины XVIII – начала XIX века в формировании, эволюции и функционировании зарождающихся формальных институтов, современных иерархических структур и новых типов межличностных отношений, в том числе, в пространстве образования и государственной службы.
Используемые методы: В части методологии упор сделан на использование эпистолярных комплексов, отражающих характер, структуру и уровень проникновения в общество неформальных связей между представителями элиты как внутри нее, так и за ее пределами – между патронами и клиентами. Особое внимание уделено анализу таких эго-документов, как записки отставного коллежского советника Орлова, записки Малиновского и др. Обширный материал, проливающий свет на характер неформальных связей и круг их участников, содержится в материалах расследований, проводившихся Тайной канцелярией (РГАДА, ф. 7): в ее документах фиксировались как факты взаимодействий между лицами разных «состояний», так и циркулировавшие слухи и сплетни о личных связях. Наконец, принципиально новым для данного проекта является привлечение комплекса неизданных (рукописных) переводов западноевропейских политических текстов, которые отражают процесс выработки языка описания политической и социальной реальности вообще и неформальных связей в частности.
Результаты работы: Результаты работы были представлены участниками проекта в рамках ряда семинаров и научных конференций, в том числе, международных. За истекший год было представлено 22 доклада по теме НИР на российских и международных конференциях. Опубликовано 5 препринтов и подготовлено 15 статей по теме проекта. Совместно с Лабораторией социально-исторических исследований проведено два рабочих семинара.
Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: Результаты настоящей научно-исследовательской работы могут быть использованы в учебных курсах по истории России и всеобщей истории, истории реформ, государственного управления в России, экономической истории, истории образования; при разработке современных концепций социальной истории, а также в качестве экспертных материалов при изучении проблем государственного строительства и управления в другие эпохи и в настоящее время.
Практика Формальная практика: внешние условия
Формальная практика медитации: условия
Что такое формальная практика.
Все руководства по освоению осознанности выделяют две разновидности практики:
— формальная практика;
— неформальная практика.
Формальная практика — это выполнение специальных упражнений, в специально отведенное время, в достаточно строгой форме. Занимаясь формальной практикой вы оставляете в стороне все другие заботы и полностью концентрируетесь на состоянии осознанности (или ином тренируемом состоянии), стремитесь углубить его, всесторонне изучить, достигнуть инсайта. Формальная практика, чаще всего, выполняется в форме сидячей медитации.
Неформальная практика — это привнесение состояния осознанности (или другого желаемого состояния) в повседневную жизнь. Она выполняется в разнообразных жизненных ситуациях (как правило, позволяющих безопасно обратить внимание внутрь себя). Это могут быть моменты ожидания, время проведенное в транспорте, прием пищи, выполнение рутинных бытовых действий и т. д. С одной стороны, использование осознанности в повседневной жизни, это то, ради чего мы практикуем медитацию: для изменения отношения к жизненным обстоятельствам. С другой стороны, неформальная практика позволяет сократить разрыв между сессиями формальной практики и способствует ее углублению и поддержанию.
Зачем нужна формальная практика?
Если мы практикуем для того, чтобы использовать навыки осознанности в повседневной жизни, может быть следует вырабатывать их в ежедневной рутине? Опыт показывает, что подобный подход не очень эффективен (по крайней мере до достижения некоторого уровня осознанности и мотивации, позволяющих использовать любое событие, как основу для практики).
Для понимания значения формальной практики, мне кажется уместным держать в голове ее сравнение с тренировками в спортзале. Условия спортзала и выполняемые упражнения достаточно далеки от наших ежедневных задач. Мало кому из нас в повседневной жизни приходится бежать в течение 40 минут, садиться на продольный шпагат или делать выпады с грузом на плечах. Но окрепшие и ставшие более выносливыми мышцы позволяют догнать отходящий автобус, удержать равновесие при подскальзывании, легко закинуть сумку на верхнюю полку…
Условия спортзала идеальны для развития физических качеств; условия формальной медитации, о которых пойдет речь ниже, идеальны для развития качеств ума. И как мы выбираем наилучший, из доступных нам, спортзалов, с самыми удобными тренажерами и мотивирующим тренером, для того чтобы создать наилучшие условия для развития тела, так же мы должны стремиться создать оптимальные условия для формальной практики.
Матье Рикар в своей книге «Искусство медитации» образно подчеркивает этот момент: «Можно и даже нужно поддерживать позитивные результаты, достигнутые в процессе медитации, когда мы оказываемся погруженными в поток повседневной жизни, практикуя осознанность. Но изначально необходимо тренировать сознание в спокойной, специально подготовленной обстановке. Никто не обучается азам кораблевождения в разгар шторма, этим занимаются в ясную погоду при спокойном море. Точно также сначала желательно медитировать в спокойном месте, чтобы сознание оставалось ясным и устойчивым…»
Ниже приводится описание оптимальных условий для формальной практики сидячей медитации. К ним, по возможности, стоит стремиться. Но не стоит использовать отсутствие какого-либо из условий как предлог для отказа от практики, до лучших времен. Помните об аналогии со спортзалом: тысячи фанатов атлетизма, достигали впечатляющих успехов тренируясь в тесных гаражах, используя лишь самодельные утяжеления. И миллионы посетителей суперсовременных фитнес-центров оставляют в них гигантские суммы на оплату тренеров, добавок, модных тренировочных программ, оставаясь в неизменной физической форме… В каком-то смысле внешние условия не важны, важна мотивация, решимость и желание практиковать.
Общий принцип: главное регулярно практикуйте, стараясь, по возможности, улучшать внешние условия, в которых протекает ваша практика.
Внешние условия.
Место
«Для занятий медитацией желательно разместиться в тихом и уединенном месте…» Именно так начинается большинство трактатов по этому предмету. К сожалению это действительно так, сложно рассчитывать на быстрый прогресс, медитируя рядом с загазованной круглосуточно работающей стройплощадкой. Но будем реалистами: наш принцип — медитация для жизни, а не жизнь для медитации. Поэтому медитировать следует там, где нам предстоит жить, а значит не ждите идеальных условий, попытайтесь «выжать максимум» из того, что есть.
Желательно чтобы воздух был свежим, поэтому проветрите помещение перед практикой. Иногда зажженая палочка благовоний может быть уместной (и создает дополнительный «якорь» на будущее).
Поэкспериментируйте с освещенностью : лично я предпочитаю медитировать в полумраке (как яркий свет, так и полная темнота оказывают влияние на равновесие ума). Одежда должна быть свободной; ремень, тесные носки, часы лучше снять.
Время для практики
Считается, что не следует медитировать после еды (следует подождать 1,5 — 2 часа) или будучи сильно голодным. В данном случае, насколько я представляю, речь не идет о вредных эффектах для здоровья, а, скорее, о сильных отвлекающих факторах, препятствующих эффективной практике (тот, кто пытался бороться со сном после плотного обеда, понимает, о чем идет речь).
Медитируя утром и вечером вы заметите разницу в состоянии ума и возможно захотите скорректировать влияние повседневных событий на него. И это будет здорово.
Определяя количество формальных сессий в день будьте разумны и реалистичны : если вы начнете с одной 20-30 — минутной сессии в день и постепенно в течение 6-12 месяцев перейдете к регулярным двум таким сессиям в день, без пропусков и перерывов — это будет замечательный результат. А главное, это вполне выполнимый план. Старайтесь придерживаться взятых на себя обязательств, независимо от текущего настроения, загрузки и планов.
Длительность сессии.
Итак, вы держите в руках таймер в размышлениях, сколько минут выставить? Старайтесь придерживаться тех же «срединных» принципов разумности и реалистичности.
Определяя длительность медитативной сессии, обратите внимание на следующие моменты.
Джон Кабат-Зинн в своей книге «Куда бы ты ни шел — ты уже там» утверждает следующее: « Вопрос о продолжительности медитации возникает постоянно. Еще только начиная работу по использованию медитации в клинике, мы поняли, что пациентов необходимо сразу приучить к достаточно длительным занятиям. Поскольку в основе наших убеждений лежит принцип: требуй многого от людей, и того, чтобы они требовали многого от себя, тогда много получишь, ибо, спрашивая чуть-чуть, скорее всего столько же и приобретешь,— мы сошлись на том, что сорок пять минут будут составлять основу ежедневных домашних занятий. Сорока пяти минут, по-моему, достаточно, чтобы погрузиться в тишину и непрерывное созерцание череды мгновений, а также чтобы уловить отзвук углубляющегося расслабления и ощущения благополучия. Этого времени предостаточно для вызова и менее благополучных умонастроений, которых мы, как правило, стараемся бежать… Это фантазии, воспоминания, гнев, обида, усталость и печаль.
Наше интуитивное решение оказалось верным. Большинство прошедших лечение в клинике в корне, хотя, как правило, не без усилий, изменили ежедневный ход своей жизни. Они занимались по сорок пять минут подряд на протяжении по крайней мере двух месяцев. И очень многие остались верны этому новому для них жизненному пути.» [6]
Таким образом, выстраивая свое расписание, руководствуйтесь следующими принципами:
— много коротких сессий в течение дня, лучше чем мало длительных ;
— качество сессии важнее ее длительности ;
Источники и рекомендуемое чтение:
1. Матье Рикар, «Искусство медитации», М.: «Эксмо», 2012
2. Мингьюр Ринпоче, «Будда, мозг и нейрофизиология счастья», М.: «Открытый мир», 2009 г.
3. B. Alan Wallace “The Attention Revolution“, Wisdom Publication Inc., 2006
4. B. Alan Wallace, “Minding Closely. The Four Applications of Mindfulness”, Snow Lion Publication, New York, 2011
5. Jon Kabat-Zinn, «Coming to our Senses», 2005
6. Джон Кабат-Зинн: «Куда бы ты ни шел — ты уже там: Медитация полноты осознания в повседневной жизни», Издательство: Открытый мир, 2006 г. Серия: Интегральные практики
7. Хенепола Гунаратана «Простыми словами о внимательности», М.: «Ганга», 2005 г. (Оригинал: Gunaratana Henepola, “Mindfulness in Plain English”, Boston, Wisdom Publication, 2001)
Глобальный политический рынок: формальные и неформальные практики
Современным миром управлять становится все сложнее, поскольку в настоящем времени размыта грань между развивающимися и развитыми странами во влиянии на мировые процессы, биполярность давно в прошлом, а развивающиеся страны, в том числе входящие в блок АТЭС, становятся полноценными акторами в глобальном публичном пространстве. Эклектику политического рынка будем прослеживать через призму действующих политических технологий, применяемых, в частности, Вашингтоном и его сателлитами. В качестве альтернативы предложим в ходе нашего повествования диаметрально-противоположные технологии, для достижения максимально выгодных экономических преференций, в первую очередь, для России, как регионального евразийского лидера, ныне вынужденного переходить к мобилизационной экономической модели под давлением экономических секторальных санкций.
Автор считает целесообразным отнести институт санкций в качестве неформальной практики западного истеблишмента, поскольку их применение строго нарушает правила торговли в рамках ВТО, что ставит под сомнение само членство локомотивов данной организации, строго нарушающих основополагающие постулаты торговли на принципах равноправия.
Также хочется отметить, что в отношении института санкций не следует российской делегации прибегать к ответным санкциям, а ориентироваться на поиск инвесторов в бизнесе с Востока. К тому же некоторые из персон США, например, Джим Роджерс, известный американский инвестор, без какого-либо политического подтекста высказал идею о том, что сейчас в проекты российского бизнеса вкладывать выгодно. Европейские бизнесмены будут отстаивать собственные интересы, а не играть во взрослые игры геополитики, продиктованные экспансионистским центром, что противоречит современным реалиям многополярного мира.
Каковы неформальные практики, применяемые в условиях выстраивания полицентрической системы глобального управления?
1. Формальная практика «currency board» в финансовой системе, применима, в том числе, и к российской финансовой системе. Currency board – привязка национальной валюты к иностранной (например, к доллару, как к мировой резервной валюте), что пагубно отражается на нашей экономике. Как альтернатива формальной западной практике «currency board» выступит построение суверенной денежной системы.
2. Говоря о «теории управляемого хаоса» необходимо обрисовать неформальную практику Вашингтона по замалчиванию конфликтных ситуаций и выступлении перед мировой общественностью в качестве перманентного Арбитра, выполняя миротворческую миссию и ссылаясь на нормы международного права, как один из приемов введения мировой общественности в заблуждение. Предварительно профинансировав радикальных элементов, дестабилизирующих неугодную точку мира для Вашингтона, впоследствии инициаторы конфликтов низкой интенсивности (региональных, локальных конфликтов), скрываются из поля зрения и в последующем выступают перед гражданами-обывателями в качестве Арбитра-наблюдателя, выполняя миротворческую функцию по вопросу «мирного урегулирования конфликта» с опорой на нормы международного права.
3. Неформальная практика по персонификации в «гуманитарных интервенциях». Как в свое время Тони Блэр поддержал Дж. Буша младшего во вторжении в Ирак в 2003 году, так и Джеймс Кэмерон выступил единым фронтом с Барак Обамой во вторжении в Сирию. При этом Обама, прежде чем имплементировать данное решение, не поставил в известность ни Конгресс, ни Правительство, что в свою очередь говорит о высокой степени персонификации в военной дипломатии. Контрасигнатура Кэмерона также была осуществлена без посредников и каких-либо коалиционных переговоров с представителями других органов власти.
4. Неформальная практика ведения информационной пропаганды, как один из ведущих элементов по осуществлению концептуальной войны. Если говорить конкретно, то это замалчивание в СМИ, подмена семантик, конструирование лжеобраза в целях дискредитации как имиджевой стороны субъекта глобального политического рынка, так и в целях осознанного введения в заблуждение политически ориентированной аудитории. Ливийская операция США и НАТО и применение технологий подмены семантик, осознанного умалчивания важных фактов в глобальных СМИ тому в подтверждение.
5. Феномен эрозии международного права и функций межправительственных организаций, а-ля Ген. Ассамблея ООН, Совбез ООН, ПАСЕ, G20. Межправительственные и наднациональные структуры (в том числе и тайные организации, существующие на основе транснационального капитала) превалируют над концепцией национального государства, которая была введена в научный оборот со времен установления Вестфальской системы международных отношений в 1648 году. Однако в условиях запуска бомбы замедленного действия, когда Каталония объявляет о проведении референдума 9 ноября о независимости от Испании, а также витки сецессии от Шотландии, Италии и даже Германии, целостность Еврозоны ставится под сомнение. Прослеживается тенденция возрастания национальной суверенности в современных международных реалиях в противовес глобальному, коллективному управлению из разных полюсов. Это говорит о постепенной отдаче пальмы первенства концепции национального государства, оставив позади приоритет конкурирующих межправительственных организаций.
6. Андрей Фурсов, историк, который достаточно долго занимался изучением мировых элит, ориентирует общественность на понимание эклектичности в структуре наднациональных тайных организаций. Если в мировых процессах ХХ века прослеживалась латентная линия конфликта Ротшильдов и Рокфеллеров, то ныне структура тайных наднациональных организаций насчитывает огромное количество семейных династий, связанных друг с другом транснациональным капиталом. Ведь именно лоббирование интересов еврейских промышленников и предпринимателей (в глобальном публичном пространстве речь пойдет о международном сионизме) связало друг с другом некогда враждующие Великобританию и США. Симбиоз кланов, разношерстный состав в ТНК (фигурирует не только западный капитал) лишний раз подтверждает тот факт, что в современных реалиях очень сложно управлять мировыми процессами из единого центра. В том числе и процессами в экономической сфере, ибо в данном случае инициаторы и виновники мирового финансового кризиса 2008 года ныне потеряли некогда былое влияние в мировых экономических процессах.
7. Формальная технология по деятельности ведущих рейтинговых агентств (Moody’s, Fitch, Standards & Poor’s), осознанно занижающих экономические показатели российской экономики, отвечая требованиям глобальной политической конъюнктуры и, тем самым, придерживаясь политической ангажированности.
Социология неформальной экономики и предпринимательства
Лекция по теме 3
1. Формальное и неформальное регулирование экономики
Существуют два принципиально отличных институциональных механизма, регулирующих экономическую практику,– формальный и неформальный. Под институтами понимаются «правила игры в обществе или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [Норт, 1997, с. 17]. Правило, сопровождаемое системой поощрений и наказаний, – самое краткое определение института.
Формальные институты – это закрепленная в документах идея того, как должно жить общество в понимании бюрократии, идея подчинения писаному правилу. Неформальные институты – самостоятельно сформированные и закрепленные в нормах и обычаях модели поведения людей как способы разрешения жизненных коллизий. Вопрос совмещения таких логик – это, в конечном счете, вопрос о возможности эффективного партнерства самоорганизации и бюрократии.
Концепция неформальности как институциональной исследовательской перспективы связана с работами Д. Норта. Он определил институты как ограничения, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия. Институты делятся на неформальные, суть которых в самопринуждении (self-enforcing) (например, табу, традиции, коды поведения, конвенции), и формальные, которые создаются и поддерживаются государством (писаные законы). Первые – результат сознательного конструирования бюрократической власти, вторые – результат спонтанного взаимодействия людей. То есть формальные институты гарантируются законом, а неформальные поддерживаются «приватно», через личные взаимодействия и механизм репутации. Неразрывность тандема формального и неформального следует хотя бы из того, что сама «неформальная экономика» порождена институциональными усилиями организовать общество по формальным схемам.
Роль институтов состоит в снижении неопределенности посредством установления стабильной (и необязательно эффективной) структуры взаимодействия. Д. Норт отмечал, что индивид совершает выбор между множеством норм различной природы и признает более вескими те нормы, которые соответствуют данной ситуации. Индивид рационален в том смысле, что он минимизирует когнитивные издержки ментального процесса в условиях ограниченной информации. С точки зрения индивида, тот факт, что правила формальны, т.е. исходят от государства, не определяют однозначно доверия к ним в данной конкретной ситуации.
Аналогом деления институтов на формальные и неформальные является деление на «внутренние» и «внешние». В первом случае механизм принуждения к их исполнению находится внутри общества, тогда как «внешние» институты принуждаются к исполнению государством [Voigt, Engerer, 2001]. Правда, авторы такого подхода – С. Фойгт и Х. Энгерер – к неформальному контролю общества относят лишь обычаи и традиции как один из типов «внутренних» институтов. Другие же «внутренние» институты – конвенции, этические правила и частные правила – эти авторы связывают с иными системами принуждения, а именно с внутренним должествованием и с организованным частным принуждением.
Можно говорить о постоянно идущих противоположно направленных процессах: формализации и деформализации как борьбе этих механизмов за влияние на экономическую практику.
Формализация – это процесс, в ходе которого государство в лице уполномоченных им органов устанавливает формальные (законодательно определенные) правила экономического взаимодействия. Укрепление формального порядка может осуществляться через расширение сферы государственного вмешательства (интервенция вширь) или через усиление роли государства в уже регулируемых сферах (интервенция вглубь).
Социально-экономический смысл этого действия – поставить хозяйственную активность и порождаемые ею интересы в ограничительные рамки, конфигурированные представлениями власти об общественном благе или целях развития (в частности, принятие законов, обеспечивающих модернизационный рывок) [Скотт, 2005].
Например, считая целесообразным развитие предпринимательства, государственные органы могут устанавливать определенные правила регистрации фирм, формы отчетности, требования к регистрации трудовых или коммерческих сделок, порядок налогообложения, технические требования к продукции и т.д. Это будут прописанные на бумаге положения, исполнение которых обязательно для получения формального права оперировать на рынке. Требования исходят от властей различного уровня, выражают их представления о «правильном» и целесообразном положении дел. При этом власти декларируют соблюдение таких требований, как «входной билет» на рынок, наказывая тех, кто хочет войти через «черный ход», игнорируя полностью или частично набор формальных предписаний. С такими предпринимателями власти борются, налагая штрафы, лишая лицензии, сажая в тюрьму. Должностные лица всех уровней и ведомств стоят на страже этой системы. Другими словами, власти не просто выставляют ряд требований, но и принуждают к их исполнению.
Однако далеко не все подчиняются. Цена такого «входного билета» часто оказывается не по карману предпринимателю. Тем более что вопрос, который стоит перед ним, – это вовсе не «быть или не быть», т.е. работать или уйти с рынка. Как правило, вопрос стоит несколько иной – «каким быть», т.е. у кого и по какой цене покупать этот билет – в кассе или «с рук». Выстраивать обезличенные, формально определенные отношения, скажем, с налоговой инспекцией, платя все налоги и штрафы за неизбежные ошибки в балансе, или же постараться установить деловые отношения с конкретным налоговым инспектором, который даст ценные советы по уменьшению налогооблагаемой базы и закроет глаза на ряд недочетов. Этот второй путь выбирают миллионы. Их действия по избеганию формальных правил не становятся хаотичными, встраиваясь в иной институциональный порядок. Неформальные правила поведения не подчиняются писаным правилам и не охраняются должностными лицами, используя иные механизмы распространения и санкций, о чем речь пойдет дальше. Зачастую неформальные правила не создаются с чистого листа, но являются реакцией на формальные нормы, т.е. формируются в результате процесса их деформализации.
Деформализация – процесс размывания формальных рамок за счет институционализации неформальных правил хозяйственного взаимодействия. Социально-экономическая сущность процесса деформализации состоит в создании пространства хозяйственной маневренности и гибкости, позволяющего превзойти возможности, дозируемые формальными институтами. При таком понимании неформальная экономика не сводится к сокрытию ряда экономических процессов от государства, а представляет собой многоуровневую активность по утаиванию результатов деятельности (возможно, полученных исключительно законно) от тех, кто на формальных основаниях имеет право ее контролировать и корректировать. Получается многослойная неформальность: хозяева и менеджеры скрывают что-то от государства, менеджеры от собственников, среднее звено от высшего, рядовые работники от начальства. Соответственно, на каждом уровне образуются горизонтальные связи как структурная основа неформальных (в том числе теневых) процессов.
Институты – это правила. Но эти «правила» могут поддерживаться за счет как универсальных, так и партикулярных норм и санкций, что определяет деление формальных институтов на общие законы и распространяемые только на участников контракты. Неформальные институты по степени охвата делятся на всеобщие социальные нормы и ограниченные участниками деловые договоренности [Радаев 2003а, с. 91] (табл. 1)
Типология институтов по степени формальности и зоне действия