формирование мотивации к обучению у подростков
Как мотивировать подростка к обучению и саморазвитию
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как мотивировать ребёнка к обучению и саморазвитию. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Корр.: Ребенку не интересна школа. Не интересны секции, кружки и путешествия. Он ничего не хочет. Максимум – компьютерные игры. Что делать? Почему так происходит?
Дарья: Практика показывает, что он все-таки что-то хочет. Так устроена психика. Нужно уделить этому внимание и понять, что именно.
Свобода выбора поможет ребенку определиться быстрее
Дарья: В большинстве случаев причиной избегающего типа поведения являются отношения внутри семьи. Начиная лет с двенадцати у подростков включается сепарация (отделение) от родителей. До этого ребенок хотел того же, что и мама. Теперь начинается поиск себя: «Желания родителей понятны и, возможно, правильны. Но чего хочу я? Кто я? Я уже взрослый или еще маленький?» Психика еще не развита, нет четкого понимания, что именно интересно и почему. Это тонкий момент, когда необходимо терпение. Потому что если передавить с нравоучениями и предложениями, то, начав отрицание с деталей, подросток станет отказываться от всего. В его голове присутствует грубоватое «мама, отстань», которое он может и не озвучивать прямым текстом. Ведь родители продолжают кормить его и обеспечивать. Сказать просто, что ваши желания никуда не годятся и его не интересуют – «не комильфо».
Нужно понимать, что если ребенок живет в позиции отрицания или «ничего нехотения» более полугода, то он теряет драгоценное время. Тем не менее, если выбор будет правильным, если он будет соответствовать интересами склонностям подростка, то он все наверстает. В силу особенностей развития родительские инициативы в этот момент обесценены. Лучшая позиция: «Сиди. Думай. Решай. Вот тебе интернет. Ты можешь играть в игрушки, а можешь пойти и попробовать жить настоящей жизнью». Свобода выбора поможет быстрее разобраться в себе.
Понимание и поддержка родителей важны всегда!
Корр.: Но если позиция «мама, отстань» все же озвучивается прямым текстом, а отрицание всего и вся и нежелание заниматься непозволительно затянулись? Как выровнять ситуацию?
Дарья: Нужно внимательно разбираться в первопричинах. Скорее всего, такой ребенок когда-то уже приходил к маме с предложениями. Например: «Хочу стричь собак». Одна мысль, сколько может принести проблем такое занятие, вызвала бурный протест, а причины разъяснены не были. Было: «Нет, собак стричь ты не будешь». Через месяц от четырнадцатилетней дочери: «Может быть, я пойду заниматься стрип-пластикой?». У мамы – холодный пот по спине и снова отказ. Третий раз с подобным вопросом ребенок может быть еще и придет, но четвертого не будет точно. Далее вы получите отрицание.
Здесь родителю лучше всего аккуратно признать неправоту своего жесткого отказа, затем поговорить и обсудить плюсы и минусы. Перебрать желания ребенка еще раз, чтобы понять, были ли они действительно блажью. «Делай то, что ты хочешь, а я тебя поддержу!». Ребенок сейчас еще мал, и ему, на самом-то деле, страшно одному делать сложный выбор. Даже стричь собак он пошел бы с мамой. Его агрессия может являться свидетельством того, что он все еще ждет поддержки.
Корр.: Проблемы переходного возраста были всегда. Почему именно сейчас отрицание и избегающий тип поведения присутствуют у многих подростков?
Дарья: Функции школьного воспитания ранее были более широкими. Туда входила и профессиональная ориентация и распределение социальных акцентов. Не всегда это было однозначно позитивно – слишком многое зависело от личности учителя, но давление на ребенка в большой мере оказывалось не родителями, а социумом.
Разумные родители в этом случае присутствуют рядом со школьником в качестве добрых советчиков и поддержки, а не в виде надзирателя или судьи.
Ситуацию для этого ничего не мешает создать и сейчас. Достаточно обеспечить ребенку общение в разных сообществах: кружки, секции, форумы (оффлайн и онлайн). В таком случае у него перед глазами будут разные примеры жизненных ситуаций и их решений. Тут помогут и родители, и братья с сестрами, и друзья-товарищи по увлечениям. Это могут быть герои, известные по видеосюжетам, или те, с кем знаком подросток лично или по переписке. Сейчас нам доступна любая информация, есть много возможностей определить, что именно подходит ребенку.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Как справиться с информационным перенасыщением
Корр.: Но если информации слишком много? Не станет ли это поводом для отрицания и потери интереса к окружающему?
Дарья: Да, от большого разнообразия часто происходят проблемы с выбором. Постоянно обрабатывая новую информацию, мозг устает и передает свое состояние телу. Тотальное напряжение приводит к затуманенности сознания. Получается некий психологический фаст-фуд. Информацию ты получил, а толку от нее нет.
С этим связаны и сложности выбора рода будущей деятельности у школьника. Если раньше были понятные, хорошо разграниченные формы деятельности и соответствующие профессии – повар, врач, экономист, дизайнер, инженер, актер – то сейчас их спектр стал гораздо шире. Вроде бы ты заинтересовался той или иной сферой, а тут выясняется, что нужно бы сразу сориентироваться и с конкретной подобластью. Каким ты хочешь стать дизайнером? Интерьеров, мебели или одежды? Сайтов или рекламы? Или вовсе пирожных? Или ты хочешь вести блоги о дизайне в целом и еще писать об этом? Каждая подобласть требует дополнительных знаний и навыков.
И не все профессии имеют тот смысл, который вкладывался в них изначально. И непонятно, что будет с некоторыми уже лет через пять. Будет ли она существовать через годы или с такой работой успешно будет справляться робот? А какие-то профессии могут появиться, хотя сейчас отсутствуют.
Открывая программу обучения по той же психологии, я вижу профессию «космический психолог». Она предполагает работу с людьми, которые летают в космос. Определить в подростковом возрасте, что ты хочешь заниматься именно этим, сложно. И когда человек не идет никуда, есть большая вероятность, что ему просто сложно сделать выбор.
Упражнение по восстановлению мотивации к занятиям:
О вреде ложной информации
Дарья: Очень часто человек, записавшийся в какое-либо сообщество по интересам в социальных сетях, все время слышит, как там все прекрасно. Возникает ощущение, что повар всегда замечательно выглядит и хорошо зарабатывает, делая несложную работу. А тренер по фитнесу и вовсе получает непрерывное удовольствие, занимаясь лишь укреплением здоровья и оттачиванием фигуры. Путешествия несут только радостные эмоции и возможности созерцать сопутствующие красоты. А специалиста IT-сферы ждут с распростертыми объятиями в любой крупной компании, независимо от глубины его погружения в предмет.
Критичность восприятия и понимание степени ответственности и цены ошибки в этом возрасте отсутствует. В итоге подросток, начав заниматься тем или иным делом, сталкивается с незапланированными сложностями. И пройдя через это несколько раз он получает массу комплексов и нежелание пробовать что-то новое.
Здесь нужно внимательно относиться к собственным эмоциям. Возможно, протест вызван субъективной, не совсем правдивой подачей информации. Само же занятие по-прежнему вызывает интерес. Нужно учиться за эмоциями видеть суть и чувствовать собственный душевный отклик. Важно пробовать и отвечать честно на вопрос: «Мне это по-прежнему нравится?»
Корр.: Но это лучше, чем масштабный негатив и безысходность, присутствующие в социальных сетях и СМИ.
Дарья: Еще хуже, если школьник ежедневно слушает все тоже в своей квартире. Если в его окружении кто-то громко и постоянно «капает на мозг» о том, что, например, «в этой стране нет шансов на успех». У слушателя сформируется та же позиция, потому что говорящий старше и лучше знает.
Редкий ребенок решится на протест в этом случае. Подростковое желание жить подсознательно будет сопротивляться пессимистичному мнению, лишающему его перспектив в жизни. Но и полноценно отдаваться учебе такому школьнику будет сложно.
Мотивация родителей – шанс на успех для ребенка
Дарья: Родители – это все-таки первый пример. И если мама – тренер, то ребенок, скорее всего, будет увлекаться спортом. И если мама говорит, что ее работа плохая и что лучше идти учиться на врача, то возникает противоречие. Она ведь все равно продолжает работать тренером и приносить домой деньги. Возникает впечатление, что его пытаются столкнуть с накатанной колеи, а неизвестность рождает страх.
Очень заразно и пассивное, бездеятельное состояние. Если родители в упадническом настроении и не видят смысла в своих занятиях, но отказываются что-либо менять, то откуда взяться стремлению самосовершенствоваться в юной голове?
То есть главная рекомендация родителям, желающим мотивировать ребенка на обучение – начать с себя. Ваш опыт подскажет, каких знаний не хватает, какие навыки было бы неплохо обрести. Попробуйте освоить их. Ваш авторитет вырастет в детских глазах, и призывы к самосовершенствованию станут оправданными и продуктивными. Кроме того, эксперименты и поиск новый впечатлений будут нормой в семье. И пойти учиться на врача вместо понятной карьеры спортивного тренера окажется не так страшно.
Да и осознание, что выбор профессии – это не финал, не приговор, и позже можно научиться еще чему-нибудь, всегда вселяет оптимизм. Выбор, сделанный в семнадцать лет, редко бывает абсолютно точным. Важно осознавать, что ты, может быть, и не нашел самую лучшую для себя профессию с первой попытки, но обогатился полезным опытом.
Важным является и то, как справляются с неудачами в семье. Если полученная в школе тройка становится трагедией для мамы, причиной слез, переживаний и многодневных обсуждений, то можно не сомневаться, что и ребенок переймет такую манеру взаимодействия. Каждый раз при возникновении сложностей вместо дополнительной мотивации у него будет возникать стресс и упадок духа. Понятно, что до победы в таком состоянии тяжело добраться. Если же мама относится к ситуации легко и предлагает извлечь из нее полезный опыт, то это позитивно влияет на ребенка.
Корр.: Считается, что от ненужных побед остается усталость…
Дарья: Это называется «обесценивание». Оно тоже прививается родителями: «Ах, ну что это за победа?» Но смысл даже маленькой победы в том, что с ней приходит вдохновение. Это позитивный ресурс, заряжающий человека на успех. Возникает уверенность в том, что человеку все под силу. Важно осознание победы. Ее нужно хранить как трофей, а когда возникает действительно сложная ситуация, это помогает. Радуйтесь победам Вашего ребенка. Это способствует формированию мотивации.
Корр.: Многие родители считают продуктивным мотивировать детей к обучению деньгами. Получая пятерку, ребенок зарабатывает средства на развлечения. Как вы относитесь к такой практике?
Дарья: Плоха та мотивация, в которой только деньги. Успешными и богатыми становятся те люди, кому нравится профессия и кто готов работать много не только из-за зарплаты. Наша деятельность должна быть и эмоциональным ресурсом. И если работа не нравится, а мотивация носит исключительно финансовый характер, то обычно возникают проблемы. Однажды ты осознаешь, что застрял на неинтересной работе с неинтересными людьми. В худшем случае, это отражается на здоровье.
Как нивелировать сложности переходного возраста?
Корр.: Учитывая, что проблемы переходного возраста в большей или меньшей степени были всегда, может быть есть универсальное средство борьбы с ними?
Дарья: Чтобы с ними разобраться, нужно обратить внимание на первопричины их возникновения. Хотя обучение продолжается в течение всей жизни, имеется «наилучшее время» для продуктивного развития тех или иных способностей. Негативный опыт или отсутствие надлежащего стимулирования в определенные моменты жизни имеют более серьезные и долгосрочные последствия, чем нам кажется.
С трех до примерно девяти лет у человека получает активное развитие часть мозга, отвечающая за умение фантазировать. А с примерно одиннадцати и до семнадцати формируются мышление и логика. Умение логически мыслить, обрабатывать информацию и отстраивать цепочки в перспективу. То есть возникает понимание последствий совершаемых действий. В течение последующих пяти-семи лет формируются социально значимые психические функции, наращивается информационная база, происходит всплеск социальной активности. Появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль.
В силу отсутствия у подростков реальных познаний и представлений о мире, им свойственно находиться в фантазиях. Переходный возраст – тот момент, когда нужно совместить фантазии и реальность. И их столкновение бывает весьма болезненно. Умение принимать мир таким, какой он есть, не убегая в вымысел – ценно. Соответственно, нужно учиться думать и предполагать, строить перспективу из того, что есть в руках, в обороте, в окружении. А для этого нужно для начала научиться ощущать себя «здесь и сейчас», не убегая в выдуманную реальность. С этим поможет цепочка простых упражнений.
Находимся «здесь и сейчас». Психологические практики
1. Обращение к себе, внимание на себя. Задача – в течение пяти минут сидеть на стуле и «ощущать» этот процесс: как вы опираетесь на стул, как он вас держит. Обратите внимание на окружение, как тикают часы и как мама ходит в соседней комнате. Возможно, есть другие звуки, на которые обычно не обращаете внимания. Просто полностью осознайте себя в реальном времени.
2. Наблюдение реальности. Проще всего увидеть ее через людей, у каждого человека есть свои эмоции, каждый чем-то занят. Обращайте внимание на проходящих мимо, на эмоции тех, кто рядом. Так рождается система наблюдения за окружающим миром. Важно делать это безоценочно. Без попыток простроить какой-то план. План – это уже фантазия.
3. Спортивные тренировки помогают. Неумение находиться «здесь и сейчас» характеризуется большим количеством нечаянных ушибов, порезов и синяков. Однако любой спорт повышает концентрацию на текущем моменте, значит, возвращает в реальность.
4. Впишите фантазии в реальность. Нахождение в фантазиях приятно. Оно затягивает. Чтобы фантазирование не казалось бесполезной тратой времени, и тем более, если вы являетесь обладателем интересных фантазий, попытайтесь вписать их в реальность. Дать им точные определения и выражение в чертежах и рисунках, текстах. Напишите план реализации ваших фантазий.
Мотивация подростка – это командная игра.
С одной стороны, сложно всем: и ребенку, и маме, ведь родитель в это время живет своей взрослой жизнью, в которой надо сохранять мотивацию тоже. Очень здорово, если ребенок это понимает и ценит родительское желание помочь.
Но с другой стороны, родителю зачастую проще самому решить за ребенка, чем ждать, когда же он разберется в увлечениях. И тогда родитель рискует отнять право выбора, а вместе с ним и мотивацию.
Главная рекомендация – рассказывать, поддерживать, пробовать, бросать нелюбимое с легкостью и пробовать вновь. Сделать из этого процесса увлекательное приключение.
Тренинг «Мотивация к обучению подростков»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тренинг мотивации учебной деятельности школьников 11-14 лет
В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения.
По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.
В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.
Тренинг направлен на формирование адекватной мотивации к учебной деятельности младших подростков.
Цель: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.
-сформировать у подростков необходимую позитивную мотивацию;
-сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии;
-дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий;
-предоставить подросткам возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).
Время: 10 занятий по 90 минут (1,5 часа).
Кол-во участников: 10-15 человек.
Цель: создание благоприятных условий для тренинговой группы, способствовать самораскрытию членов группы.
— повышение позитивного настроя;
— сплочение участников тренинговой группы;
— повышение положительного отношения к школьной жизни.
Ход занятия: Приветствие. Представление ведущего. Информирование о целях тренинга специальных умений и знакомство с правилами работы в тренинговой группе.
Оборудование: стулья, игрушка.
Знакомство с правилами тренинговой группы:
Ведущий информирует участников о том, что для плодотворной работы в группе необходимо принять следующие правила:
1. Правило конфиденциальности. Всё, что происходит во время тренинга не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам быть искренними и чувствовать себя свободно.
2. Активное участие. Каждый участник задействован в тренинговой работе.
3. Искренность в общении.
4. Уважение друг к другу.
5. Без оценочного отношения друг к другу.
Упражнение №1 «Знакомство»
Цель упражнения: познакомиться друг с другом.
Материалы: мягкая игрушка.
Упражнение № 2 «Настроение»
Цель упражнения: рассказать о своём настроении.
Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.
Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?
Упражнение № 3 «Интервью»
Цель упражнения: познакомиться друг с другом.
Ход проведения: дети разбиваются по парам. И расспрашивают друг друга. На задание даётся 5 мин. Затем каждый из пары, должен рассказать о своём оппоненте. Один ребёнок садится на стул, а другой подходит к нему сзади, кладёт руки ему на плечи и рассказывает о нём от его имени.
Рефлексия: легко ли было узнать за короткое время информацию о другом человеке?
Упражнение № 4 «Сильные стороны».
Цель упражнения: формирование умения говорить и принимать комплименты.
Материалы: мягкая игрушка.
Ход проведения: участникам тренинга предлагается по очереди передавать друг другу мягкую игрушку, говоря о достоинствах и сильных сторонах того, кому достаётся игрушка.
Рефлексия: удалось справиться с заданием? Какие возникали трудности?
Упражнение № 5 «Самопрезентация».
Цель упражнения: развитие навыков самопрезентации.
Ход проведения: участникам тренинга предлагается попробовать представить себя так, чтобы всем запомниться.
Рефлексия: трудно ли было представлять себя? Что вы чувствовали?
Упражнение № 6 «Позитивные мысли»
Цель упражнения: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Ход упражнения: участникам по кругу предлагается дополнить фразу: «Я горжусь собой за то…»
Рефлексия: трудно ли было говорить о положительных сторонах своей личности?
Упражнение № 7 «Школьные дела»
Цель упражнения: развитие положительного отношения к школе.
Ход упражнения: ученики должны продолжить фразу «В школе мне нравится, что…».
Рефлексия: трудно ли было говорить о том, что нравится в школе?
Упражнение № 8 «Я сегодня…»
Цель упражнения: подведение итогов занятия.
Ход упражнения: каждый по кругу рассказывает о том каким был на занятии, чем оно понравилось, а чем не очень.
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
— формирование положительной мотивации учения;
— формирование положительного отношения к школе;
— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Ласковое имя».
Цель упражнения: формирование положительного отношения к своему имени.
Ход упражнения: ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.
Рефлексия: какие чувства вы испытывали, слыша своё имя?
Упражнение № 2 «Настроение»
Цель упражнения: рассказать о своём настроении.
Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.
Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?
Упражнение № 3 «Ассоциация»
Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.
Ход упражнения: дети по кругу называют ассоциацию на слово «учитель».
Рефлексия: сложно ли было выполнить это упражнение?
Упражнение № 4 «Сочини рассказ»
Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.
Ход упражнения: Даны слова: Флаг, воротник, зима, нос, школа, ученик, урок, награждение. Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.
Рефлексия: сложно ли было написать сочинение, почему?
Упражнение № 5 «Запомни и назови»
Цель упражнения: развитие памяти.
Ход упражнения: дети смотрят вокруг себя и пытаются запомнить увиденное в кабинете. Затем закрывают глаза и отвечают на вопрос ведущего о местоположении и других характеристиках той или иной вещи в кабинете.
Рефлексия: трудно ли было запомнить, почему?
Упражнение № 6 «Наоборот»
Цель упражнения: развитие внимания.
Ход упражнения: Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете.
Рефлексия: трудно было выполнить упражнения, почему?
Упражнение № 7 «Зрительная память»
Цель упражнения: развитие зрительной памяти.
Ход упражнения: Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках. Кто сможет повторить?
Рефлексия: трудно ли было выполнить упражнение, почему?
Упражнение № 8 «Закрепим»
Цель упражнения: подведение итогов занятия.
Ход упражнения: Дети в трёх словах делятся тем, чему научились на занятии, перекидывая друг другу мяч.
Рефлексия: трудно ли подвести итог занятия?
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины, формирование адекватной самооценки.
— формирование положительной мотивации учения;
— формирование положительного отношения к школе;
— сформировать адекватную самооценку у подростков;
— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Мои чувства»
Цель упражнения: осознание своего настроения.
Ход упражнения: Дети делятся чувствами и своим настроением.
Упражнение № 2 «Мотивы моей учёбы»
Цель упражнения: осознание учениками мотивов их обучения.
Ход упражнения: Ученикам необходимо написать 10-15 предложений «Я учусь в школе потому, что…»
Рефлексия: какие трудности вызвало это упражнение?
Упражнение № 3 «Первое впечатление»
Цель упражнения: формирование самооценки.
Ход упражнения: Вспомните, когда вы впервые увидели своего соседа слева, вспомните первое впечатление о нем, скажите об этом другим участникам. (по кругу).
Рефлексия: какие трудности вызвало это упражнение?
Упражнение № 4 «Как мы поддерживаем или изменяем свою самооценку».
Цель упражнения: формирование адекватной самооценки
Ход упражнения: Участники на листочках пишут, как они поддерживают или изменяют свою самооценку. (улучшение внешности, самообразование, способности, талант, хобби, взаимопомощь, целеустремленность). Затем ребята делятся своим опытом работы в этом направлении.
Рефлексия: что вы узнали о себе нового после выполнения упражнения?
Упражнение № 5 «Комплименты»
Цель упражнения: осознание качеств другого и поднятие своей самооценки.
Ход упражнения: Необходимо поставить друг напротив друга 2 стула. Один из участников садится на стул, другие по очереди садятся на второй стул и отмечают в слушателе только положительные качества. Слушатель может что-то уточнять, задавать дополнительные вопросы, но не отрицает и не оправдывается. Каждый член группы должен побывать на месте слушателя. Затем необходимо обсудить, что думал каждый из участников в процессе выполнения задания.
Рефлексия: сложно ли было найти в другом человеке положительные качества?
Упражнение № 6 «Я сегодня…»
Цель упражнения: осознание своего поведения и действий.
Ход упражнения: Каждый из участников продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины, формирование адекватной самооценки.
— формирование положительной мотивации учения;
— формирование положительного отношения к школе;
— сформировать адекватную самооценку у подростков;
— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Моё настроение в школе…»
Цель упражнения: осознание чувств к школе.
Ход упражнения: Подростки должны продолжить фразу «Моё настроение в школе…»
Рефлексия: что в школе может изменить ваше настроение?
Упражнение № 2 «Я в общении»
Цель упражнения: осознание собственного поведения.
Ход упражнения: Каждый из участников говорит, обращаясь к членам группы: «Мне кажется, что вы считаете, что я в общении…» Участники должны выразить только свое согласие или несогласие, без комментариев.
Рефлексия: сложно ли было говорить о себе?
Упражнение № 3 «Пожелания»
Цель упражнения: выработка положительного отношения к другим.
Ход упражнения: Участникам нужно высказать пожелания на сегодняшний день друг другу. Оно должно быть коротким. Ребята кидают мяч и высказывают пожелание.
Рефлексия: какие пожелания вы бы хотели услышать, но не услышали?
Упражнение № 4 «Атомы»
Цель упражнения: выработка положительного отношения к другим.
Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Все ли объединились с теми, с кем хотели?
Упражнение № 5 «Я в будущем»
Цель упражнения: осознание собственного будущего.
Ход упражнения: Предложить подросткам на альбомном листе нарисовать себя в будущем при помощи красок, карандашей, мелков (на выбор ребенка). Затем каждый из участников показывает «свое будущее» и рассказывает о нем, остальные могут задавать уточняющие вопросы.
Рефлексия: что самое сложное было в задании?
Упражнение № 6 «Я сегодня…»
Цель упражнения: осознание своего поведения и действий.
Ход упражнения: Каждый из участников продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.
Цель: формирование положительной мотивации учения, а также нормализация взаимоотношений в общении между детьми, умение видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
— формирование положительной мотивации учения;
— формирование положительного отношения к школе;
— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Мои чувства»
Цель упражнения: осознание своего настроения.
Ход упражнения: Дети делятся чувствами и своим настроением.
Упражнение № 2 «Заросли»
Цель упражнения: умение взаимодействовать с другими.
Ход упражнения: Все образуют круг, плотно встав друг к другу, один из участников должен пройти в круг через «заросли». Затем такую же попытку осуществляет следующий участник.
Рефлексия: Какой из способов преодоления «зарослей» для вас наиболее приемлем?
Упражнение № 3 «Каков Я?»
Цель упражнения: осознание своего «Я»
Ход упражнения: Заполните таблицу отвечая на вопрос «Каков Я?» для себя, для родителей, для сверстников.
Рефлексия: что самое сложное было в этом упражнении?
Упражнение № 4 «Учимся расслабляться»
Цель упражнения: умение расслабляться.
Рефлексия: что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение?
Упражнение № 5 «Нарисуй свой страх»
Цель упражнения: осознание своего страха.
Ход упражнения: Всем предлагается изобразить свой страх. Затем на выбор превратить его в смешной рисунок или разорвать, уничтожить его.
Рефлексия: что вы чувствовали выполняя это упражнение?
Упражнение № 6 «Самореклама»
Цель упражнения: представление себя перед другими.
Ход упражнения: Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои проекты.
Рефлексия: что было самым сложным при выполнении задания?
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
— формирование положительной мотивации учения;
— формирование положительного отношения к школе;
— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Настроение в цвете»
Цель упражнения: поделиться своим настроением.
Ход упражнения: Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.
Упражнение № 2 «Игра художников»
Цель упражнения: тренировка воображения и памяти.
Ход упражнения: На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.
Рефлексия: трудно ли было изобразить столько рисунков?
Упражнение № 3 «Прогулка с компасом»
Цель упражнения: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.
Ход упражнения: Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».
Рефлексия: что вы чувствовали, когда были с закрытыми глазами и полагались на своего партнёра?
Упражнение № 4 «Четыре стихии»
Цель упражнения: гимнастика расслабляющая.
Упражнение № 5 «Найди отличия»
Цель упражнения: тренировка концентрации внимания
Упражнение № 6 «Опорные сигналы»
Цель упражнения: развитие воображения.
Ход упражнения: Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.
Рефлексия: трудно ли было выполнить задание?
Упражнение № 7 «Шкала роста»
Цель упражнения: Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Упражнение № 8 «Глаза в глаза»
Цель упражнения: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Психолог: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать». ».
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
— формирование положительной мотивации учения;
— формирование положительного отношения к школе;
— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Я сегодня»
Цель упражнения: поделится своим настроением.
Ход упражнения: в пять слов рассказать о своём сегодняшнем настроении.
Рефлексия: сложно было поделиться своим настроением?
Упражнение № 2 «Головомяч»
Цель упражнения: развитие навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Психолог: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Упражнение № 3 «Воздушный шарик»
Цель упражнения: снять напряжение, успокоить детей.
Психолог: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары».
Упражнение можно повторить 3 раза.
Рефлексия: сложно ли было выполнять упражнения?
Упражнение № 4 «Смена ритмов»
Цель упражнения: помочь детям включиться в общий ритм работы.
Ход упражнения: Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.
Упражнение № 5 «Узнай по голосу»
Цель упражнения: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.
Ход упражнения: Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Упражнение № 6 «Тень»
Цель упражнения: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Упражнение № 7 «Школа»
Цель упражнения: положительное отношение к школе.
Ход упражнения: завершить пять раз предложение: «Мне нравиться в школе…»
Рефлексия: как изменилось ваше отношение к школе после проведения занятия?
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
— формирование положительной мотивации учения;
— формирование положительного отношения к школе;
— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Мои чувства»
Цель упражнения: поделиться с другими участниками своими чувствами.
Ход упражнения: Каждый участник делиться своим настроением с другими и объясняет почему испытывает в данный момент именно такие чувства.
Рефлексия: что помогло бы вам улучшить настроение?
Упражнение № 2 «В поисках смыслов жизни»
Цель упражнения: осознание своего положение в жизни.
Ход упражнения: Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от времени эта мысль его посещает. Даже самый недалекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?
2. Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?
3. Как я отношусь к тому, как я живу?
4. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя задание?
Упражнение № 3 «События моей жизни»
Цель упражнения: осознание своего положения в жизни.
Ход упражнения: Подросткам предлагается нарисовать «график событий». На горизонтальной оси — «Время» — указываются годы жизни, не только прошедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной — «События» — значимость событий жизни, которая отражается высотой разноцветных столбиков от 1 до 10. Синим цветом обозначаются события прошлого, красным — настоящего, зеленым — будущего.
Оптимальным считается примерно одинаковое количество красного, синего и зеленого цветов. Наличие проблем с постановкой жизненных целей указывает отсутствие или малое количество зеленого цвета.
Рефлексия: Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня? В чем ваши успехи и поражения? О каких событиях хотелось бы забыть? Каким вы видите свое будущее? Чего хотели бы достичь? Каких ударов судьбы ожидаете?
Упражнение № 4 «Формула удачи»
Цель упражнения: формирование позитивного взгляда в будущее.
Ход упражнения: Подросткам предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.
Представьте, что вы стоите посреди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите горную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодолели эти вершины, вы приобрели опыт «восхождения», теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или настоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в прекрасный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? Приступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, насколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной работы! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поделитесь впечатлениями».
Рефлексия: Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрасный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?
Упражнение № 5 «Идеальный учитель»
Цель упражнения: формирование положительного отношения к учителю.
Ход упражнения: Подросткам предлагается продолжить фразу «Идеальный учитель для меня…»
Рефлексия: вызвало ли трудности — это упражнение?
Упражнение № 6 «Идеальный ученик»
Цель упражнения: осознание роли ученика.
Ход упражнения: Подросткам предлагается поразмышлять на тему «Идеальный ученик – это…»
Рефлексия: вызвало ли трудности — это упражнение?
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
— формирование положительной мотивации учения;
— формирование положительного отношения к школе;
— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Ласковое имя».
Цель упражнения: формирование положительного отношения к своему имени.
Ход упражнения: ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.
Рефлексия: какие чувства вы испытывали, слыша своё имя?
Упражнение № 2 «Настроение»
Цель упражнения: рассказать о своём настроении.
Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.
Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?
Упражнение № 3 «Представление о времени»
Цель упражнения: развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени.
Ход упражнения: Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно увидеть и пощупать. После этого им дается задание нарисовать этот объект, обозначив на рисунке прошлое, настоящее, будущее и точку времени, в которой они находятся на момент его создания.
По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки.
Рефлексия: Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких-либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что-то именно сейчас?
Упражнение № 4 «Один день из моей жизни»
Цель упражнения: формирование позитивного настроя.
Ход упражнения: Рассказать в течение минуты об одном дне своей жизни.
Рефлексия: сложно ли было уложить в минуту весь свой день?
Упражнение № 5 «Чувство времени»
Цель упражнения: развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени.
Ход упражнения: Участникам предлагается закрыть глаза и после команды ведущего попытаться уловить момент, когда пройдет минута. Ведущий определяет течение минуты по секундомеру. Участник, по ощущению которого минута уже прошла, молча открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все участники не откроют глаза.
Рефлексия: Зависит ли ощущение течения времени от психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? Влияет ли на отношение окружающих к человеку тот факт, что у него время течет по-другому?
Упражнение № 6 «Хочу, могу, умею»
Цель упражнения: развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении.
Ход упражнения: Многие люди, ставя перед собой какие-то цели, переоценивают или недооценивают свои способности. Это мешает им идти к намеченному, приносит множество разочарований. Сейчас мы с вами попробуем потренироваться в постановке простейших целей и определять свои способности к их достижению.
В колонке «Хочу» нужно написать свое желание, при этом не стоит ставить глобальные цели, ведь это только тренировка. Рядом в колонке «Могу» напишите свое личное мнение по поводу того, возможно ли достижение намеченного. Здесь же отметьте, насколько осуществимо задуманное, в процентах или одним из трех вариантов: «уверен», «несколько не уверен», «не уверен». В колонке «Умею» напишите свои качества, которые необходимы для достижения поставленной цели и которые у вас уже есть».
Рефлексия: с какими трудностями вы встретились, выполняя задание?
Упражнение № 7 «Тропинка к мечте»
Цель упражнения: развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении.
Ход упражнения: Подросткам предлагается выбрать любую свою мечту, можно взять ее из колонки «Хочу». Далее нужно представить свою мечту в виде какого-либо объекта.
Каждый должен нарисовать на листе тропинку, в начале которой находится он, а в конце — его «мечта». На этой тропинке могут оказаться преграды и ухабы — те препятствия, которые могут встретиться на пути достижения поставленной цели. Эти препятствия нужно преодолеть. Тропинка может оказаться и без «ям» — значит, к цели будет двигаться легко.
Рефлексия: Трудно ли было увидеть «тропинку» и «препятствия»? Если были затруднения, то почему? Может быть, мы иногда бываем несколько самонадеянны, и нам кажется все легким? Нужно ли уметь видеть препятствия?
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
— формирование положительной мотивации учения;
— формирование положительного отношения к школе;
— создание плана действий для достижения жизненных целей;
— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Мои ресурсы»
Цель упражнения: создание плана действий для достижения жизненных целей.
Ход упражнения: Подростки делятся тем, какие ресурсы они используют для достижения своих целей.
Рефлексия: какие ещё ресурсы можно использовать в достижении целей?
Упражнение № 2 «Цели и дела»
Цель упражнения: создание плана действий для достижения жизненных целей.
Ход упражнения: Важно уметь отличать дела от целей. Дела — то, что можно предпринять, для того чтобы достичь цели. Например, при наличии одной цели — хорошо отдохнуть вечером, дела, ведущие к ней, могут быть различными: пригласить гостей, договориться с друзьями пойти на дискотеку, убраться в комнате, чтобы спокойно смотреть телевизор и т. п.
Сейчас вам необходимо будет в течение двух минут придумать максимум способов, как вы можете отдохнуть вечером. Не останавливайте свою фантазию, пишите без остановок».
Когда работа будет закончена, ведущий записывает на доске самый популярный способ вечернего отдыха и предлагает ребятам составить список дел, которые необходимо выполнить, чтобы вечер состоялся.
Рефлексия: Какие внутренние и внешние ресурсы учитывались при составлении плана достижения цели?
Упражнение № 3 «Закончи предложения»
Цель упражнения: осознание своих жизненных целей.
Ход упражнения: Участникам предлагается написать окончания к предложениям:
«Чтобы быть счастливым сегодня, я должен. ».
Рефлексия: с каким предложением было справиться легко и какое вызвало затруднение?
Упражнение № 4 «Волшебная подушка»
Цель упражнения: поделиться своими желаниями и целями
Ход упражнения: У меня есть волшебная подушка. Я положу ее в центр комнаты, и каждый, по желанию, может сесть на нее и рассказать нам о каком-то своем желании. Тот, кто сидит на подушке, начинает свой рассказ со слов «Я хочу. «.
Все остальные внимательно слушают. Желание может быть связано с чем угодно: с вашими друзьями, с семьей, с нашей группой».
Рефлексия: Что вы ощущали, когда слышали о желаниях других, не появились ли у них кие-то важные желания? Трудно ли было набраться смелости и сесть на подушку?
Упражнение № 5 «Четыре сферы»
Цель упражнения: создание плана действий для достижения жизненных целей.
Ход упражнения: Что бы вы сделали, если бы могли все? О чем вы мечтаете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают свою энергию в различные сферы жизни. Основными среди них считают: тело, деятельность, контакты, творчество. Хорошо, если энергия распределяется между ними равномерно.
Подумайте и напишите, как вы будете использовать свою энергию и время? Что будете делать для тела — красоты вашего лица, фигуры, для своего здоровья? Что вы хотели бы сделать для своей деятельности — учебы, работы, карьеры? Для контактов с людьми — семьей, друзьями? Для своего творчества — развлечений, путешествий, хобби? Для города, страны, человечества — например, для достижения мира на Земле?»
Рефлексия: Что вы выяснили для себя? В чем нашли для себя главное? Возможно, в процессе работы у вас появились жизненные цели и наметился план действий?
Цель упражнения: осознание своей уникальности.
Ход упражнения: Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: «Я — подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в. «»
Рефлексия: с какими сложностями вы столкнулись выполняя упражнение?