формирование мотивации к обучению у подростков

Как мотивировать подростка к обучению и саморазвитию

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как мотивировать ребёнка к обучению и саморазвитию. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

формирование мотивации к обучению у подростков. Смотреть фото формирование мотивации к обучению у подростков. Смотреть картинку формирование мотивации к обучению у подростков. Картинка про формирование мотивации к обучению у подростков. Фото формирование мотивации к обучению у подростковДарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Корр.: Ребенку не интересна школа. Не интересны секции, кружки и путешествия. Он ничего не хочет. Максимум – компьютерные игры. Что делать? Почему так происходит?

Дарья: Практика показывает, что он все-таки что-то хочет. Так устроена психика. Нужно уделить этому внимание и понять, что именно.

Свобода выбора поможет ребенку определиться быстрее

Дарья: В большинстве случаев причиной избегающего типа поведения являются отношения внутри семьи. Начиная лет с двенадцати у подростков включается сепарация (отделение) от родителей. До этого ребенок хотел того же, что и мама. Теперь начинается поиск себя: «Желания родителей понятны и, возможно, правильны. Но чего хочу я? Кто я? Я уже взрослый или еще маленький?» Психика еще не развита, нет четкого понимания, что именно интересно и почему. Это тонкий момент, когда необходимо терпение. Потому что если передавить с нравоучениями и предложениями, то, начав отрицание с деталей, подросток станет отказываться от всего. В его голове присутствует грубоватое «мама, отстань», которое он может и не озвучивать прямым текстом. Ведь родители продолжают кормить его и обеспечивать. Сказать просто, что ваши желания никуда не годятся и его не интересуют – «не комильфо».

Нужно понимать, что если ребенок живет в позиции отрицания или «ничего нехотения» более полугода, то он теряет драгоценное время. Тем не менее, если выбор будет правильным, если он будет соответствовать интересами склонностям подростка, то он все наверстает. В силу особенностей развития родительские инициативы в этот момент обесценены. Лучшая позиция: «Сиди. Думай. Решай. Вот тебе интернет. Ты можешь играть в игрушки, а можешь пойти и попробовать жить настоящей жизнью». Свобода выбора поможет быстрее разобраться в себе.

Понимание и поддержка родителей важны всегда!

Корр.: Но если позиция «мама, отстань» все же озвучивается прямым текстом, а отрицание всего и вся и нежелание заниматься непозволительно затянулись? Как выровнять ситуацию?

Дарья: Нужно внимательно разбираться в первопричинах. Скорее всего, такой ребенок когда-то уже приходил к маме с предложениями. Например: «Хочу стричь собак». Одна мысль, сколько может принести проблем такое занятие, вызвала бурный протест, а причины разъяснены не были. Было: «Нет, собак стричь ты не будешь». Через месяц от четырнадцатилетней дочери: «Может быть, я пойду заниматься стрип-пластикой?». У мамы – холодный пот по спине и снова отказ. Третий раз с подобным вопросом ребенок может быть еще и придет, но четвертого не будет точно. Далее вы получите отрицание.

Здесь родителю лучше всего аккуратно признать неправоту своего жесткого отказа, затем поговорить и обсудить плюсы и минусы. Перебрать желания ребенка еще раз, чтобы понять, были ли они действительно блажью. «Делай то, что ты хочешь, а я тебя поддержу!». Ребенок сейчас еще мал, и ему, на самом-то деле, страшно одному делать сложный выбор. Даже стричь собак он пошел бы с мамой. Его агрессия может являться свидетельством того, что он все еще ждет поддержки.

Корр.: Проблемы переходного возраста были всегда. Почему именно сейчас отрицание и избегающий тип поведения присутствуют у многих подростков?

Дарья: Функции школьного воспитания ранее были более широкими. Туда входила и профессиональная ориентация и распределение социальных акцентов. Не всегда это было однозначно позитивно – слишком многое зависело от личности учителя, но давление на ребенка в большой мере оказывалось не родителями, а социумом.

Разумные родители в этом случае присутствуют рядом со школьником в качестве добрых советчиков и поддержки, а не в виде надзирателя или судьи.

Ситуацию для этого ничего не мешает создать и сейчас. Достаточно обеспечить ребенку общение в разных сообществах: кружки, секции, форумы (оффлайн и онлайн). В таком случае у него перед глазами будут разные примеры жизненных ситуаций и их решений. Тут помогут и родители, и братья с сестрами, и друзья-товарищи по увлечениям. Это могут быть герои, известные по видеосюжетам, или те, с кем знаком подросток лично или по переписке. Сейчас нам доступна любая информация, есть много возможностей определить, что именно подходит ребенку.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься! формирование мотивации к обучению у подростков. Смотреть фото формирование мотивации к обучению у подростков. Смотреть картинку формирование мотивации к обучению у подростков. Картинка про формирование мотивации к обучению у подростков. Фото формирование мотивации к обучению у подростков формирование мотивации к обучению у подростков. Смотреть фото формирование мотивации к обучению у подростков. Смотреть картинку формирование мотивации к обучению у подростков. Картинка про формирование мотивации к обучению у подростков. Фото формирование мотивации к обучению у подростков

Как справиться с информационным перенасыщением

Корр.: Но если информации слишком много? Не станет ли это поводом для отрицания и потери интереса к окружающему?

Дарья: Да, от большого разнообразия часто происходят проблемы с выбором. Постоянно обрабатывая новую информацию, мозг устает и передает свое состояние телу. Тотальное напряжение приводит к затуманенности сознания. Получается некий психологический фаст-фуд. Информацию ты получил, а толку от нее нет.

С этим связаны и сложности выбора рода будущей деятельности у школьника. Если раньше были понятные, хорошо разграниченные формы деятельности и соответствующие профессии – повар, врач, экономист, дизайнер, инженер, актер – то сейчас их спектр стал гораздо шире. Вроде бы ты заинтересовался той или иной сферой, а тут выясняется, что нужно бы сразу сориентироваться и с конкретной подобластью. Каким ты хочешь стать дизайнером? Интерьеров, мебели или одежды? Сайтов или рекламы? Или вовсе пирожных? Или ты хочешь вести блоги о дизайне в целом и еще писать об этом? Каждая подобласть требует дополнительных знаний и навыков.

И не все профессии имеют тот смысл, который вкладывался в них изначально. И непонятно, что будет с некоторыми уже лет через пять. Будет ли она существовать через годы или с такой работой успешно будет справляться робот? А какие-то профессии могут появиться, хотя сейчас отсутствуют.

Открывая программу обучения по той же психологии, я вижу профессию «космический психолог». Она предполагает работу с людьми, которые летают в космос. Определить в подростковом возрасте, что ты хочешь заниматься именно этим, сложно. И когда человек не идет никуда, есть большая вероятность, что ему просто сложно сделать выбор.

Упражнение по восстановлению мотивации к занятиям:

О вреде ложной информации

Дарья: Очень часто человек, записавшийся в какое-либо сообщество по интересам в социальных сетях, все время слышит, как там все прекрасно. Возникает ощущение, что повар всегда замечательно выглядит и хорошо зарабатывает, делая несложную работу. А тренер по фитнесу и вовсе получает непрерывное удовольствие, занимаясь лишь укреплением здоровья и оттачиванием фигуры. Путешествия несут только радостные эмоции и возможности созерцать сопутствующие красоты. А специалиста IT-сферы ждут с распростертыми объятиями в любой крупной компании, независимо от глубины его погружения в предмет.

Критичность восприятия и понимание степени ответственности и цены ошибки в этом возрасте отсутствует. В итоге подросток, начав заниматься тем или иным делом, сталкивается с незапланированными сложностями. И пройдя через это несколько раз он получает массу комплексов и нежелание пробовать что-то новое.

Здесь нужно внимательно относиться к собственным эмоциям. Возможно, протест вызван субъективной, не совсем правдивой подачей информации. Само же занятие по-прежнему вызывает интерес. Нужно учиться за эмоциями видеть суть и чувствовать собственный душевный отклик. Важно пробовать и отвечать честно на вопрос: «Мне это по-прежнему нравится?»

Корр.: Но это лучше, чем масштабный негатив и безысходность, присутствующие в социальных сетях и СМИ.

Дарья: Еще хуже, если школьник ежедневно слушает все тоже в своей квартире. Если в его окружении кто-то громко и постоянно «капает на мозг» о том, что, например, «в этой стране нет шансов на успех». У слушателя сформируется та же позиция, потому что говорящий старше и лучше знает.

Редкий ребенок решится на протест в этом случае. Подростковое желание жить подсознательно будет сопротивляться пессимистичному мнению, лишающему его перспектив в жизни. Но и полноценно отдаваться учебе такому школьнику будет сложно.

Мотивация родителей – шанс на успех для ребенка

Дарья: Родители – это все-таки первый пример. И если мама – тренер, то ребенок, скорее всего, будет увлекаться спортом. И если мама говорит, что ее работа плохая и что лучше идти учиться на врача, то возникает противоречие. Она ведь все равно продолжает работать тренером и приносить домой деньги. Возникает впечатление, что его пытаются столкнуть с накатанной колеи, а неизвестность рождает страх.

Очень заразно и пассивное, бездеятельное состояние. Если родители в упадническом настроении и не видят смысла в своих занятиях, но отказываются что-либо менять, то откуда взяться стремлению самосовершенствоваться в юной голове?

То есть главная рекомендация родителям, желающим мотивировать ребенка на обучение – начать с себя. Ваш опыт подскажет, каких знаний не хватает, какие навыки было бы неплохо обрести. Попробуйте освоить их. Ваш авторитет вырастет в детских глазах, и призывы к самосовершенствованию станут оправданными и продуктивными. Кроме того, эксперименты и поиск новый впечатлений будут нормой в семье. И пойти учиться на врача вместо понятной карьеры спортивного тренера окажется не так страшно.

Да и осознание, что выбор профессии – это не финал, не приговор, и позже можно научиться еще чему-нибудь, всегда вселяет оптимизм. Выбор, сделанный в семнадцать лет, редко бывает абсолютно точным. Важно осознавать, что ты, может быть, и не нашел самую лучшую для себя профессию с первой попытки, но обогатился полезным опытом.

Важным является и то, как справляются с неудачами в семье. Если полученная в школе тройка становится трагедией для мамы, причиной слез, переживаний и многодневных обсуждений, то можно не сомневаться, что и ребенок переймет такую манеру взаимодействия. Каждый раз при возникновении сложностей вместо дополнительной мотивации у него будет возникать стресс и упадок духа. Понятно, что до победы в таком состоянии тяжело добраться. Если же мама относится к ситуации легко и предлагает извлечь из нее полезный опыт, то это позитивно влияет на ребенка.

Корр.: Считается, что от ненужных побед остается усталость…

Дарья: Это называется «обесценивание». Оно тоже прививается родителями: «Ах, ну что это за победа?» Но смысл даже маленькой победы в том, что с ней приходит вдохновение. Это позитивный ресурс, заряжающий человека на успех. Возникает уверенность в том, что человеку все под силу. Важно осознание победы. Ее нужно хранить как трофей, а когда возникает действительно сложная ситуация, это помогает. Радуйтесь победам Вашего ребенка. Это способствует формированию мотивации.

Корр.: Многие родители считают продуктивным мотивировать детей к обучению деньгами. Получая пятерку, ребенок зарабатывает средства на развлечения. Как вы относитесь к такой практике?

Дарья: Плоха та мотивация, в которой только деньги. Успешными и богатыми становятся те люди, кому нравится профессия и кто готов работать много не только из-за зарплаты. Наша деятельность должна быть и эмоциональным ресурсом. И если работа не нравится, а мотивация носит исключительно финансовый характер, то обычно возникают проблемы. Однажды ты осознаешь, что застрял на неинтересной работе с неинтересными людьми. В худшем случае, это отражается на здоровье.

формирование мотивации к обучению у подростков. Смотреть фото формирование мотивации к обучению у подростков. Смотреть картинку формирование мотивации к обучению у подростков. Картинка про формирование мотивации к обучению у подростков. Фото формирование мотивации к обучению у подростков

Как нивелировать сложности переходного возраста?

Корр.: Учитывая, что проблемы переходного возраста в большей или меньшей степени были всегда, может быть есть универсальное средство борьбы с ними?

Дарья: Чтобы с ними разобраться, нужно обратить внимание на первопричины их возникновения. Хотя обучение продолжается в течение всей жизни, имеется «наилучшее время» для продуктивного развития тех или иных способностей. Негативный опыт или отсутствие надлежащего стимулирования в определенные моменты жизни имеют более серьезные и долгосрочные последствия, чем нам кажется.

С трех до примерно девяти лет у человека получает активное развитие часть мозга, отвечающая за умение фантазировать. А с примерно одиннадцати и до семнадцати формируются мышление и логика. Умение логически мыслить, обрабатывать информацию и отстраивать цепочки в перспективу. То есть возникает понимание последствий совершаемых действий. В течение последующих пяти-семи лет формируются социально значимые психические функции, наращивается информационная база, происходит всплеск социальной активности. Появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль.

В силу отсутствия у подростков реальных познаний и представлений о мире, им свойственно находиться в фантазиях. Переходный возраст – тот момент, когда нужно совместить фантазии и реальность. И их столкновение бывает весьма болезненно. Умение принимать мир таким, какой он есть, не убегая в вымысел – ценно. Соответственно, нужно учиться думать и предполагать, строить перспективу из того, что есть в руках, в обороте, в окружении. А для этого нужно для начала научиться ощущать себя «здесь и сейчас», не убегая в выдуманную реальность. С этим поможет цепочка простых упражнений.

Находимся «здесь и сейчас». Психологические практики

1. Обращение к себе, внимание на себя. Задача – в течение пяти минут сидеть на стуле и «ощущать» этот процесс: как вы опираетесь на стул, как он вас держит. Обратите внимание на окружение, как тикают часы и как мама ходит в соседней комнате. Возможно, есть другие звуки, на которые обычно не обращаете внимания. Просто полностью осознайте себя в реальном времени.

2. Наблюдение реальности. Проще всего увидеть ее через людей, у каждого человека есть свои эмоции, каждый чем-то занят. Обращайте внимание на проходящих мимо, на эмоции тех, кто рядом. Так рождается система наблюдения за окружающим миром. Важно делать это безоценочно. Без попыток простроить какой-то план. План – это уже фантазия.

3. Спортивные тренировки помогают. Неумение находиться «здесь и сейчас» характеризуется большим количеством нечаянных ушибов, порезов и синяков. Однако любой спорт повышает концентрацию на текущем моменте, значит, возвращает в реальность.

4. Впишите фантазии в реальность. Нахождение в фантазиях приятно. Оно затягивает. Чтобы фантазирование не казалось бесполезной тратой времени, и тем более, если вы являетесь обладателем интересных фантазий, попытайтесь вписать их в реальность. Дать им точные определения и выражение в чертежах и рисунках, текстах. Напишите план реализации ваших фантазий.

Мотивация подростка – это командная игра.

С одной стороны, сложно всем: и ребенку, и маме, ведь родитель в это время живет своей взрослой жизнью, в которой надо сохранять мотивацию тоже. Очень здорово, если ребенок это понимает и ценит родительское желание помочь.

Но с другой стороны, родителю зачастую проще самому решить за ребенка, чем ждать, когда же он разберется в увлечениях. И тогда родитель рискует отнять право выбора, а вместе с ним и мотивацию.

Главная рекомендация – рассказывать, поддерживать, пробовать, бросать нелюбимое с легкостью и пробовать вновь. Сделать из этого процесса увлекательное приключение.

Источник

Тренинг «Мотивация к обучению подростков»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тренинг мотивации учебной деятельности школьников 11-14 лет

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения.

По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.

Тренинг направлен на формирование адекватной мотивации к учебной деятельности младших подростков.

Цель: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

-сформировать у подростков необходимую позитивную мотивацию;

-сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии;

-дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий;

-предоставить подросткам возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).

Время: 10 занятий по 90 минут (1,5 часа).

Кол-во участников: 10-15 человек.

Цель: создание благоприятных условий для тренинговой группы, способствовать самораскрытию членов группы.

— повышение позитивного настроя;

— сплочение участников тренинговой группы;

— повышение положительного отношения к школьной жизни.

Ход занятия: Приветствие. Представление ведущего. Информирование о целях тренинга специальных умений и знакомство с правилами работы в тренинговой группе.

Оборудование: стулья, игрушка.

Знакомство с правилами тренинговой группы:

Ведущий информирует участников о том, что для плодотворной работы в группе необходимо принять следующие правила:

1. Правило конфиденциальности. Всё, что происходит во время тренинга не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам быть искренними и чувствовать себя свободно.

2. Активное участие. Каждый участник задействован в тренинговой работе.

3. Искренность в общении.

4. Уважение друг к другу.

5. Без оценочного отношения друг к другу.

Упражнение №1 «Знакомство»

Цель упражнения: познакомиться друг с другом.

Материалы: мягкая игрушка.

Упражнение № 2 «Настроение»

Цель упражнения: рассказать о своём настроении.

Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.

Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?

Упражнение № 3 «Интервью»

Цель упражнения: познакомиться друг с другом.

Ход проведения: дети разбиваются по парам. И расспрашивают друг друга. На задание даётся 5 мин. Затем каждый из пары, должен рассказать о своём оппоненте. Один ребёнок садится на стул, а другой подходит к нему сзади, кладёт руки ему на плечи и рассказывает о нём от его имени.

Рефлексия: легко ли было узнать за короткое время информацию о другом человеке?

Упражнение № 4 «Сильные стороны».

Цель упражнения: формирование умения говорить и принимать комплименты.

Материалы: мягкая игрушка.

Ход проведения: участникам тренинга предлагается по очереди передавать друг другу мягкую игрушку, говоря о достоинствах и сильных сторонах того, кому достаётся игрушка.

Рефлексия: удалось справиться с заданием? Какие возникали трудности?

Упражнение № 5 «Самопрезентация».

Цель упражнения: развитие навыков самопрезентации.

Ход проведения: участникам тренинга предлагается попробовать представить себя так, чтобы всем запомниться.

Рефлексия: трудно ли было представлять себя? Что вы чувствовали?

Упражнение № 6 «Позитивные мысли»

Цель упражнения: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Ход упражнения: участникам по кругу предлагается дополнить фразу: «Я горжусь собой за то…»

Рефлексия: трудно ли было говорить о положительных сторонах своей личности?

Упражнение № 7 «Школьные дела»

Цель упражнения: развитие положительного отношения к школе.

Ход упражнения: ученики должны продолжить фразу «В школе мне нравится, что…».

Рефлексия: трудно ли было говорить о том, что нравится в школе?

Упражнение № 8 «Я сегодня…»

Цель упражнения: подведение итогов занятия.

Ход упражнения: каждый по кругу рассказывает о том каким был на занятии, чем оно понравилось, а чем не очень.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

— формирование положительной мотивации учения;

— формирование положительного отношения к школе;

— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.

Упражнение № 1 «Ласковое имя».

Цель упражнения: формирование положительного отношения к своему имени.

Ход упражнения: ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.

Рефлексия: какие чувства вы испытывали, слыша своё имя?

Упражнение № 2 «Настроение»

Цель упражнения: рассказать о своём настроении.

Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.

Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?

Упражнение № 3 «Ассоциация»

Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.

Ход упражнения: дети по кругу называют ассоциацию на слово «учитель».

Рефлексия: сложно ли было выполнить это упражнение?

Упражнение № 4 «Сочини рассказ»

Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.

Ход упражнения: Даны слова: Флаг, воротник, зима, нос, школа, ученик, урок, награждение. Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.

Рефлексия: сложно ли было написать сочинение, почему?

Упражнение № 5 «Запомни и назови»

Цель упражнения: развитие памяти.

Ход упражнения: дети смотрят вокруг себя и пытаются запомнить увиденное в кабинете. Затем закрывают глаза и отвечают на вопрос ведущего о местоположении и других характеристиках той или иной вещи в кабинете.

Рефлексия: трудно ли было запомнить, почему?

Упражнение № 6 «Наоборот»

Цель упражнения: развитие внимания.

Ход упражнения: Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете.

Рефлексия: трудно было выполнить упражнения, почему?

Упражнение № 7 «Зрительная память»

Цель упражнения: развитие зрительной памяти.

Ход упражнения: Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках. Кто сможет повторить?

Рефлексия: трудно ли было выполнить упражнение, почему?

Упражнение № 8 «Закрепим»

Цель упражнения: подведение итогов занятия.

Ход упражнения: Дети в трёх словах делятся тем, чему научились на занятии, перекидывая друг другу мяч.

Рефлексия: трудно ли подвести итог занятия?

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины, формирование адекватной самооценки.

— формирование положительной мотивации учения;

— формирование положительного отношения к школе;

— сформировать адекватную самооценку у подростков;

— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.

Упражнение № 1 «Мои чувства»

Цель упражнения: осознание своего настроения.

Ход упражнения: Дети делятся чувствами и своим настроением.

Упражнение № 2 «Мотивы моей учёбы»

Цель упражнения: осознание учениками мотивов их обучения.

Ход упражнения: Ученикам необходимо написать 10-15 предложений «Я учусь в школе потому, что…»

Рефлексия: какие трудности вызвало это упражнение?

Упражнение № 3 «Первое впечатление»

Цель упражнения: формирование самооценки.

Ход упражнения: Вспомните, когда вы впервые увидели своего соседа слева, вспомните первое впечатление о нем, скажите об этом другим участникам. (по кругу).

Рефлексия: какие трудности вызвало это упражнение?

Упражнение № 4 «Как мы поддерживаем или изменяем свою самооценку».

Цель упражнения: формирование адекватной самооценки

Ход упражнения: Участники на листочках пишут, как они поддерживают или изменяют свою самооценку. (улучшение внешности, самообразование, способности, талант, хобби, взаимопомощь, целеустремленность). Затем ребята делятся своим опытом работы в этом направлении.

Рефлексия: что вы узнали о себе нового после выполнения упражнения?

Упражнение № 5 «Комплименты»

Цель упражнения: осознание качеств другого и поднятие своей самооценки.

Ход упражнения: Необходимо поставить друг напротив друга 2 стула. Один из участников садится на стул, другие по очереди садятся на второй стул и отмечают в слушателе только положительные качества. Слушатель может что-то уточнять, задавать дополнительные вопросы, но не отрицает и не оправдывается. Каждый член группы должен побывать на месте слушателя. Затем необходимо обсудить, что думал каждый из участников в процессе выполнения задания.

Рефлексия: сложно ли было найти в другом человеке положительные качества?

Упражнение № 6 «Я сегодня…»

Цель упражнения: осознание своего поведения и действий.

Ход упражнения: Каждый из участников продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины, формирование адекватной самооценки.

— формирование положительной мотивации учения;

— формирование положительного отношения к школе;

— сформировать адекватную самооценку у подростков;

— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.

Упражнение № 1 «Моё настроение в школе…»

Цель упражнения: осознание чувств к школе.

Ход упражнения: Подростки должны продолжить фразу «Моё настроение в школе…»

Рефлексия: что в школе может изменить ваше настроение?

Упражнение № 2 «Я в общении»

Цель упражнения: осознание собственного поведения.

Ход упражнения: Каждый из участников говорит, обращаясь к членам группы: «Мне кажется, что вы считаете, что я в общении…» Участники должны выразить только свое согласие или несогласие, без комментариев.

Рефлексия: сложно ли было говорить о себе?

Упражнение № 3 «Пожелания»

Цель упражнения: выработка положительного отношения к другим.

Ход упражнения: Участникам нужно высказать пожелания на сегодняшний день друг другу. Оно должно быть коротким. Ребята кидают мяч и высказывают пожелание.

Рефлексия: какие пожелания вы бы хотели услышать, но не услышали?

Упражнение № 4 «Атомы»

Цель упражнения: выработка положительного отношения к другим.

Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Все ли объединились с теми, с кем хотели?

Упражнение № 5 «Я в будущем»

Цель упражнения: осознание собственного будущего.

Ход упражнения: Предложить подросткам на альбомном листе нарисовать себя в будущем при помощи красок, карандашей, мелков (на выбор ребенка). Затем каждый из участников показывает «свое будущее» и рассказывает о нем, остальные могут задавать уточняющие вопросы.

Рефлексия: что самое сложное было в задании?

Упражнение № 6 «Я сегодня…»

Цель упражнения: осознание своего поведения и действий.

Ход упражнения: Каждый из участников продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.

Цель: формирование положительной мотивации учения, а также нормализация взаимоотношений в общении между детьми, умение видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

— формирование положительной мотивации учения;

— формирование положительного отношения к школе;

— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.

Упражнение № 1 «Мои чувства»

Цель упражнения: осознание своего настроения.

Ход упражнения: Дети делятся чувствами и своим настроением.

Упражнение № 2 «Заросли»

Цель упражнения: умение взаимодействовать с другими.

Ход упражнения: Все образуют круг, плотно встав друг к другу, один из участников должен пройти в круг через «заросли». Затем такую же попытку осуществляет следующий участник.

Рефлексия: Какой из способов преодоления «зарослей» для вас наиболее приемлем?

Упражнение № 3 «Каков Я?»

Цель упражнения: осознание своего «Я»

Ход упражнения: Заполните таблицу отвечая на вопрос «Каков Я?» для себя, для родителей, для сверстников.

Рефлексия: что самое сложное было в этом упражнении?

Упражнение № 4 «Учимся расслабляться»

Цель упражнения: умение расслабляться.

Рефлексия: что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение?

Упражнение № 5 «Нарисуй свой страх»

Цель упражнения: осознание своего страха.

Ход упражнения: Всем предлагается изобразить свой страх. Затем на выбор превратить его в смешной рисунок или разорвать, уничтожить его.

Рефлексия: что вы чувствовали выполняя это упражнение?

Упражнение № 6 «Самореклама»

Цель упражнения: представление себя перед другими.

Ход упражнения: Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои проекты.

Рефлексия: что было самым сложным при выполнении задания?

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

— формирование положительной мотивации учения;

— формирование положительного отношения к школе;

— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.

Упражнение № 1 «Настроение в цвете»

Цель упражнения: поделиться своим настроением.

Ход упражнения: Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

Упражнение № 2 «Игра художников»

Цель упражнения: тренировка воображения и памяти.

Ход упражнения: На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.

Рефлексия: трудно ли было изобразить столько рисунков?

Упражнение № 3 «Прогулка с компасом»

Цель упражнения: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.

Ход упражнения: Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

Рефлексия: что вы чувствовали, когда были с закрытыми глазами и полагались на своего партнёра?

Упражнение № 4 «Четыре стихии»

Цель упражнения: гимнастика расслабляющая.

Упражнение № 5 «Найди отличия»

Цель упражнения: тренировка концентрации внимания

Упражнение № 6 «Опорные сигналы»

Цель упражнения: развитие воображения.

Ход упражнения: Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.

Рефлексия: трудно ли было выполнить задание?

Упражнение № 7 «Шкала роста»

Цель упражнения: Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Упражнение № 8 «Глаза в глаза»

Цель упражнения: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Психолог: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать». ».

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

— формирование положительной мотивации учения;

— формирование положительного отношения к школе;

— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.

Упражнение № 1 «Я сегодня»

Цель упражнения: поделится своим настроением.

Ход упражнения: в пять слов рассказать о своём сегодняшнем настроении.

Рефлексия: сложно было поделиться своим настроением?

Упражнение № 2 «Головомяч»

Цель упражнения: развитие навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Психолог: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Упражнение № 3 «Воздушный шарик»

Цель упражнения: снять напряжение, успокоить детей.

Психолог: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары».

Упражнение можно повторить 3 раза.

Рефлексия: сложно ли было выполнять упражнения?

Упражнение № 4 «Смена ритмов»

Цель упражнения: помочь детям включиться в общий ритм работы.

Ход упражнения: Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

Упражнение № 5 «Узнай по голосу»

Цель упражнения: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.

Ход упражнения: Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Упражнение № 6 «Тень»

Цель упражнения: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Упражнение № 7 «Школа»

Цель упражнения: положительное отношение к школе.

Ход упражнения: завершить пять раз предложение: «Мне нравиться в школе…»

Рефлексия: как изменилось ваше отношение к школе после проведения занятия?

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

— формирование положительной мотивации учения;

— формирование положительного отношения к школе;

— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.

Упражнение № 1 «Мои чувства»

Цель упражнения: поделиться с другими участниками своими чувствами.

Ход упражнения: Каждый участник делиться своим настроением с другими и объясняет почему испытывает в данный момент именно такие чувства.

Рефлексия: что помогло бы вам улучшить настроение?

Упражнение № 2 «В поисках смыслов жизни»

Цель упражнения: осознание своего положение в жизни.

Ход упражнения: Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

2. Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?

3. Как я отношусь к тому, как я живу?

4. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя задание?

Упражнение № 3 «События моей жизни»

Цель упражнения: осознание своего положения в жизни.

Ход упражнения: Подросткам предлагается нарисовать «график событий». На горизонтальной оси — «Время» — указываются годы жизни, не только про­шедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной — «События» — значимость собы­тий жизни, которая отражается высотой разно­цветных столбиков от 1 до 10. Синим цветом обо­значаются события прошлого, красным — настоящего, зеленым — будущего.

Оптимальным считается примерно одинаковое количество красного, синего и зеленого цветов. Наличие проблем с постановкой жизнен­ных целей указывает отсутствие или малое коли­чество зеленого цвета.

Рефлексия: Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня? В чем ваши успехи и поражения? О каких событиях хотелось бы забыть? Каким вы видите свое будущее? Чего хотели бы достичь? Каких уда­ров судьбы ожидаете?

Упражнение № 4 «Формула удачи»

Цель упражнения: формирование позитивного взгляда в будущее.

Ход упражнения: Подросткам предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.

Представьте, что вы стоите посреди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите гор­ную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодо­лели эти вершины, вы приобрели опыт «восхожде­ния», теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или на­стоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в пре­красный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? При­ступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, на­сколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной рабо­ты! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поде­литесь впечатлениями».

Рефлексия: Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрас­ный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?

Упражнение № 5 «Идеальный учитель»

Цель упражнения: формирование положительного отношения к учителю.

Ход упражнения: Подросткам предлагается продолжить фразу «Идеальный учитель для меня…»

Рефлексия: вызвало ли трудности — это упражнение?

Упражнение № 6 «Идеальный ученик»

Цель упражнения: осознание роли ученика.

Ход упражнения: Подросткам предлагается поразмышлять на тему «Идеальный ученик – это…»

Рефлексия: вызвало ли трудности — это упражнение?

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

— формирование положительной мотивации учения;

— формирование положительного отношения к школе;

— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.

Упражнение № 1 «Ласковое имя».

Цель упражнения: формирование положительного отношения к своему имени.

Ход упражнения: ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.

Рефлексия: какие чувства вы испытывали, слыша своё имя?

Упражнение № 2 «Настроение»

Цель упражнения: рассказать о своём настроении.

Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.

Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?

Упражнение № 3 «Представление о времени»

Цель упражнения: развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени.

Ход упражнения: Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно увидеть и пощупать. После этого им дается зада­ние нарисовать этот объект, обозначив на рисун­ке прошлое, настоящее, будущее и точку време­ни, в которой они находятся на момент его создания.

По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки.

Рефлексия: Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких-либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что-то именно сейчас?

Упражнение № 4 «Один день из моей жизни»

Цель упражнения: формирование позитивного настроя.

Ход упражнения: Рассказать в течение минуты об одном дне своей жизни.

Рефлексия: сложно ли было уложить в минуту весь свой день?

Упражнение № 5 «Чувство времени»

Цель упражнения: развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени.

Ход упражнения: Участникам предлагается закрыть глаза и после команды ведущего попытаться уловить мо­мент, когда пройдет минута. Ведущий определяет течение минуты по секундомеру. Участник, по ощущению которого минута уже прошла, молча открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все участники не откроют глаза.

Рефлексия: Зависит ли ощущение течения времени от психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? Влияет ли на отношение окружающих к человеку тот факт, что у него время течет по-другому?

Упражнение № 6 «Хочу, могу, умею»

Цель упражнения: развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении.

Ход упражнения: Многие люди, ставя перед собой какие-то цели, переоценивают или недооценива­ют свои способности. Это мешает им идти к на­меченному, приносит множество разочарований. Сейчас мы с вами попробуем потренироваться в постановке простейших целей и определять свои способности к их достижению.

В колонке «Хочу» нужно написать свое же­лание, при этом не стоит ставить глобальные цели, ведь это только тренировка. Рядом в колон­ке «Могу» напишите свое личное мнение по по­воду того, возможно ли достижение намеченно­го. Здесь же отметьте, насколько осуществимо задуманное, в процентах или одним из трех ва­риантов: «уверен», «несколько не уверен», «не уве­рен». В колонке «Умею» напишите свои качества, которые необходимы для достижения поставлен­ной цели и которые у вас уже есть».

Рефлексия: с какими трудностями вы встретились, выполняя задание?

Упражнение № 7 «Тропинка к мечте»

Цель упражнения: развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении.

Ход упражнения: Подросткам предлагается выбрать любую свою мечту, можно взять ее из колонки «Хочу». Далее нужно представить свою мечту в виде какого-либо объекта.

Каждый должен нарисовать на листе тро­пинку, в начале которой находится он, а в конце — его «мечта». На этой тропинке могут оказать­ся преграды и ухабы — те препятствия, которые могут встретиться на пути достижения постав­ленной цели. Эти препятствия нужно преодолеть. Тропинка может оказаться и без «ям» — значит, к цели будет двигаться легко.

Рефлексия: Трудно ли было увидеть «тропинку» и «препятствия»? Если были затруднения, то почему? Может быть, мы иногда бываем несколько само­надеянны, и нам кажется все легким? Нужно ли уметь видеть препятствия?

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

— формирование положительной мотивации учения;

— формирование положительного отношения к школе;

— создание плана действий для достижения жизненных целей;

— развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.

Упражнение № 1 «Мои ресурсы»

Цель упражнения: создание плана действий для достижения жизненных целей.

Ход упражнения: Подростки делятся тем, какие ресурсы они используют для достижения своих целей.

Рефлексия: какие ещё ресурсы можно использовать в достижении целей?

Упражнение № 2 «Цели и дела»

Цель упражнения: создание плана действий для достижения жизненных целей.

Ход упражнения: Важно уметь отличать дела от целей. Дела — то, что можно предпринять, для того чтобы достичь цели. Например, при наличии одной цели — хорошо отдохнуть вечером, дела, ведущие к ней, могут быть различными: пригла­сить гостей, договориться с друзьями пойти на дискотеку, убраться в комнате, чтобы спокойно смотреть телевизор и т. п.

Сейчас вам необходимо будет в течение двух минут придумать максимум способов, как вы можете отдохнуть вечером. Не останавливайте свою фантазию, пишите без остановок».

Когда работа будет закончена, ведущий за­писывает на доске самый популярный способ ве­чернего отдыха и предлагает ребятам составить список дел, которые необходимо выполнить, что­бы вечер состоялся.

Рефлексия: Какие внутренние и внешние ресурсы учитыва­лись при составлении плана достижения цели?

Упражнение № 3 «Закончи предложения»

Цель упражнения: осознание своих жизненных целей.

Ход упражнения: Участникам предлагается написать окончания к предложениям:

«Чтобы быть счастливым сегодня, я должен. ».

Рефлексия: с каким предложением было справиться легко и какое вызвало затруднение?

Упражнение № 4 «Волшебная подушка»

Цель упражнения: поделиться своими желаниями и целями

Ход упражнения: У меня есть волшебная подушка. Я положу ее в центр комнаты, и каждый, по жела­нию, может сесть на нее и рассказать нам о ка­ком-то своем желании. Тот, кто сидит на подуш­ке, начинает свой рассказ со слов «Я хочу. «.

Все остальные внимательно слушают. Же­лание может быть связано с чем угодно: с вашими друзьями, с семьей, с нашей группой».

Рефлексия: Что вы ощущали, когда слыша­ли о желаниях других, не появились ли у них кие-то важные желания? Трудно ли было набраться смелости и сесть на подушку?

Упражнение № 5 «Четыре сферы»

Цель упражнения: создание плана действий для достижения жизненных целей.

Ход упражнения: Что бы вы сделали, если бы могли все? О чем вы мечтаете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают свою энергию в различные сферы жизни. Основными среди них счи­тают: тело, деятельность, контакты, творчество. Хорошо, если энергия распределяется между ними равномерно.

Подумайте и напишите, как вы будете ис­пользовать свою энергию и время? Что будете делать для тела — красоты вашего лица, фигуры, для своего здоровья? Что вы хотели бы сделать для своей деятельности — учебы, работы, карьеры? Для контактов с людьми — семьей, друзьями? Для своего творчества — развлечений, путешествий, хобби? Для города, страны, человечества — например, для достижения мира на Земле?»

Рефлексия: Что вы выяснили для себя? В чем нашли для себя главное? Возможно, в процессе работы у вас появились жизненные цели и наметился план действий?

Цель упражнения: осознание своей уникальности.

Ход упражнения: Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументи­руйте свое утверждение, например: «Я — подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в. «»

Рефлексия: с какими сложностями вы столкнулись выполняя упражнение?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *