фото новодевичьего монастыря в москве
Новодевичий монастырь
В знаковом и изумительно красивом Новодевичьем монастыре уже третий год идёт капитальный ремонт, который продлится до 2024 года, когда будет отмечаться 500-летие основания монастыря. Мы, тем не менее, решились сходить в него и не пожалели — даже во время ремонта там есть, на что посмотреть и чем полюбоваться. В частности, незадолго до нашего посещения в монастыре впервые стали проводить туры по участку стены, откуда открываются красивые виды.
На протяжении всей своей истории Новодевичий монастырь был царским богомольем, но особую роль для него сыграли три российских правителя:
Великий князь московский Василий III (1479–1533), старший сын Ивана III и Софьи Палеолог, отец Ивана Грозного. При нем была в основном завершена консолидация северо-восточных русских земель вокруг Москвы, завершившаяся взятием в 1514 году Смоленска, до этого около ста лет принадлежавшего Литве. Именно в честь этого события и был основан в 1524 году Новодевичий монастырь, посвященный Смоленской иконе Божией Матери. От времен Василия III в монастыре остался каменный Смоленский собор, его самая древняя постройка.
Царь Борис Годунов (1552–1605) получил благословение на царство именно в стенах Новодевичьего монастыря, где он укрылся вместе со своей сестрой-царицей после смерти последнего царя из династии Рюриков Фёдора Иоанновича. Как бы в благодарность за его защиту в сложный период междуцарствия, позднее Годунов делает богатые вклады в монастырь. Он передаёт сорок икон в окладах для иконостаса Смоленского собора (сохранились по сей день), на его средства вокруг монастыря строятся каменные стены.
Царевна Софья Алексеевна (1657–1704), дочь царя Алексея Михайловича Романова от первого брака с Марией Милославской. В 1682–1689 она была фактической правительницей государства как регентша при малолетних царях Петре и Иване. Именно царевна Софья отстроила Новодевичий монастырь в стиле московского барокко — в том виде, в котором он дошел до наших дней. Этот же монастырь стал её тюрьмой до конца жизни после поражения в борьбе за престол со своим сводным братом — царём Петром I.
Один день в Москве — Новодевичий монастырь и его достопримечательности
Новодевичий монастырь — старейший и самый красивый действующий женский монастырь Москвы.
Находится он в излучине Москвы-реки на Девичьем поле — в этих местах, по преданию, во времена татаро-монгольского ига отбирали русских девушек и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду.
Основана обитель в 1524 году царем Василием III (отцом Ивана Грозного) после взятия Смоленска в 1514 году в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основания монастыря историки связывают с расторжением брака Василия Третьего — именно сюда он хотел сослать свою жену — великую княгиню Соломонию, которая прожила с ним в браке 20 лет и не смогла родить детей.
В свое время это был самый привелигированный и самый богатый монастырь в России. В него поступали знатные женщины, пожертовавшие при постриге драгоценности — жемчуг, золото, серебро.
Монастырь я посетил в июле 2015 года, перед поездкой в Китай.
Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «Московского барокко». Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая по высоте в Москве после колокольни Ивана Великого), появилась трапезная и Успенская церковь.
Над главным входом расположена нарядная Надвратная церковь Преображения Господня — на фото
На территорию монастыря можно пройти ежедневно с 09.00 до 17.00.
Музеи работают с 10.00 — 16.30. Выходной — вторник. Первый понедельник каждого месяца санитарный день.
Новодевичий монастырь. Москва
Новодевичий — один из известнейших и красивейших Монастырей Москвы. К тому же, он из разряда действующих монастырей Первопрестольной. Находится он в излучине Москвы-реки на Девичьем поле — в этих местах, по преданию, во времена монголо-татарского ига отбирали русских девушек для Золотой Орды.
Основана обитель в 1524 году великим князем Василием Третьим после взятия Смоленска в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основание Новодевичьего историки связывают с расторжением брака Василия Третьего — именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княгиню Соломонию.
Навзван монастырь НОВО-девичьм по одношению к уже действовашему в те времена Зачатьевскомй женскому монастырю (ныне в районе М. Парк Культуры)
Впоследствии в обители часто появлялись особы царского рода, принимали постриг царские дочери и сестры. Иван Грозный определил сюда своих родственниц — вдову младшего брата и вдову старшего сына Ивана. Жила тут царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым. Много было послушниц из знатных княжеских и боярских семей.
Не все женщины приходили сюда по своей воле. По приказу Петра Первого в 1689 году здесь заточили и насильно постригли в монахини его сестру царевну Софью Алексеевну после Стрелецкого восстания. Напротив монастыря были казнены ее сторонники, а головы стрельцов нанизали на зубцы монастырской стены.
Еще одна известная монахиня — первая жена Петра Первого царица Евдокия Лопухина.
Фото в этом альбоме собраны из разных моих посещений этого монастыря
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного – красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.
Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите – смотрите, хотите – нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.
Загадка №1. НАЗВАНИЕ
Конечно, кто же не знает – Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским – не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное – он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.
Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.
Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим – Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее – тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности – Девичье поле. Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений. На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию – было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.
Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века
Росписи на столпах Смоленского собора
Загадка №2. Предназначение. О нем мы уже упоминали в первой загадки – строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.
Иконостас Смоленского собора
Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.
Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)
Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.
Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.
Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)
Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили. Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.
Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии. «Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии»
Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром
А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны. Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском – он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.
Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)
До недавних пор считалось, что главный собор монастыря – Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания – в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.
Загадка №3. Время постройки Смоленского собора. Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».
Смоленский собор Новодевичьего монастыря
Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько – 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы. Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.
Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период. Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты – очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.
Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)
Изразцовая печь в Лопухинских палатах
Чудесная надвратная церковь Преображения
Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен. За Иваном Грозным такие дела уже водились – он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад. Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора – они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.
Успенская церковь с трапезной
Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?
Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе – упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в Путивле.
Церковь св. Амвросия
Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)
Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья – в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле – везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.
Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь в Москве
Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь — знаменитый православный женский монастырь, расположенный в Москве, в Хамовниках на Девичьем поле.
Комплекс зданий Новодевичьего монастыря представлен восемью храмами и шестью жилыми и хозяйственными постройками, которые хорошо сохранились за долгое время.
Сегодня общая протяженность территория Новодевичьего монастыря составляет около 900 метров.
Храмы Новодевичьего монастыря
Центральным зданием Новодевичьего монастыря является древний Смоленский собор, построенный в XVI веке. Сегодня собор увенчан пятью куполами, а в интерьере присутствует оригинальная фресковая живопись. Позже, в XVII веке, во время правления царевны Софьи Алексеевны все здания монастыря были укреплены и расширены.
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь обнесен толстой крепостной стеной с двенадцатью башнями, украшенными декоративными элементами, благодаря которым их можно отнести к архитектурному стилю нарышкинское барокко.
В ансамбль Новодевичьего монастыря входят:
История
Существует несколько версий, почему местность в Москве, где расположен Новодевичий монастырь, названа Девичьим полем. Возможно, это связано с угоном в полон русских девушек татаро-монгольскими воинами. Новодевичьим монастырь стал именоваться из-за того, что в Кремле уже существовал в то время Стародевичий Вознесенский монастырь.
Отец Ивана Грозного великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь в честь значительного военно-политического события — возвращения Смоленской земли, завоеванного литовцами.
Несколько сотен килограммов серебра ушло на строительство деревянной обители, чье возведение началось в 1524 году. Имена архитекторов до сих пор точно не установлены. Первой игуменьей стала суздальская монахиня Елена Девочкина, ее могила сохранилась у стен Смоленского собора и является местом паломничества.
При Иване Грозном обитель приобрела статус придворной, туда отправлялись на проживание царские родственницы. Ирина Годунова, жена почившего царя Федора Иоанновича, добровольно постриглась в монахини и некоторое время продолжала государственную деятельность в стенах монастыря.
Борис Годунов, брат Ирины и новый русский царь, кардинально перестроил монастырь, превратив его из деревянного в настоящую твердыню из камня с крепостной стеной длиной около километра. Это оказалось очень своевременно, так монастырь стал оборонительным сооружением на юге Москвы в Смутное время.
При новой династии Романовых Новодевичий монастырь восстановили после разрушительных битв во время интервенции. Царевна Софья Алексеевна применила все свои организаторские таланты для реорганизации обители в новом стиле московского барокко. Появилось обилие декора зданий, многоярусная колокольня, две надвратные церкви, трапезная, новый Успенский храм и другие строения.
Там же, в Новодевичьем монастыре, Софья была насильно пострижена под духовным именем Сусанны, когда к власти пришел ее брат Петр I Алексеевич. К тому же в эту обитель позднее отправили его первую жену Евдокию Лопухину. Вместе с именитыми инокинями в монастырь поступали драгоценности в качестве пожертвования. Напрудная башня, в которой обитала Софья Алексеевна, в народе до сих пор считается исполняющей желания. На ее стенах можно встретить разнообразные надписи с просьбами от мирян, которые обращаются к святой Софье, хотя царевну не канонизировали.
В начале XVIII века в стенах Новодевичьего монастыря обрели дом девочки-сироты, которые обучались рукоделию и, в частности, плетению брабантских кружев.
При советской власти монастырь был закрыт и преобразован в «Музей раскрепощения женщины», затем в филиал Исторического музея, а часть здания была отдана под социальные нужды.
Современное состояние
В 2004 году весь ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь очень популярен среди туристов, приехавших в Москву.
В настоящее время в Новодевичьем монастыре продолжают жить и трудиться монахини. Есть мастерские с традиционными церковными ремеслами: иконописным, золотошвейным и швейным. Монастырь является также филиалом Государственного исторического музея и церковным музеем Московской епархии РПЦ. В церковном музее можно ознакомиться со множеством фотографий, документов, икон и других объектов, связанных с личностями и историей монастыря.
Иконы Новодевичьего монастыря
В Новодевичьем монастыре хранятся знаменитые православные святыни: ковчеги с частицами мощей разных святых, частица мощей и икона святого Николая, множество древних икон XV–XVII веков.
В Успенском храме Новодевичьего монастыря хранится Иверская икона Божьей матери — точный список с афонского образа. По легенде, сама Богородица явилась монахам, которые задержались на переправе через Дунай, и поспособствовала их дальнейшему пути в Россию. Иверская икона прибыла в Москву 26 октября 1648 года, в честь этого события установлено ежегодное празднование.
Царевна Софья Алексеевна приняла монашество в Новодевичьем монастыре и перевезла сюда Иверскую икону, которой владела по праву наследования. Эту икону лишь однажды вывозили за пределы Москвы — в 1812 году во время Отечественной войны. Ныне Иверская икона Богоматери постоянно пребывает в Успенском соборе Новодевичьего монастыря и является чудодейственной для верующих, избавляя от недугов, скорбей и печалей.
Еще одна чудотворная икона, хранящаяся в Новодевичьем монастыре, — Смоленская Богородица, названная в честь города, где она пребывала много веков. В XIII веке во время татаро-монгольского нашествия Смоленская икона Божьей Матери помогла горожанам Смоленска выстоять в битве с захватчиками. Эта икона привозилась в Москву, где великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь на том месте, где москвичи провожали икону обратно в Смоленск, оставив в столице копию.
Расписание богослужений в Новодевичьем монастыре
Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм.
Сегодня службы в монастыре проходят в будние, выходные и праздничные дни, проводятся исповеди и крещения по записи.
Расписание богослужений обновляется дважды в месяц, на официальном сайте можно ознакомиться с грядущими службами.
Новодевичье кладбище
Отдельно стоит отметить кладбище Новодевичьего монастыря, которое изначально служило местом захоронения обитательниц монастыря, а с XVIII века — и московских дворян. В начале XX века стал острым вопрос о свободных местах для могил, поэтому за оборонительной стеной монастыря власти выделили территорию под Новодевичье кладбище, ставшим в середине XX века престижнейшим местом для захоронения выдающихся партийных деятелей, военных и других знаменитых личностей СССР.
Более престижным местом для захоронения, чем Новодевичье кладбище, было, пожалуй, только место у Кремлевской стены.
Среди знаменитостей, чей прах похоронен на Новодевичьем кладбище: Александра Коллонтай, Никита Хрущев, Андрей Громыко, Виктор Черномырдин, Владимир Вернадский, Лев Ландау, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Михаил Булгаков, Николай Гоголь, Исаак Левитан, Юрий Никулин, Людмила Зыкина и многие другие.
Новодевичье кладбище зачислено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО, количество захоронений на его территории приблизительно оценивается в 26000.
Экскурсии в Новодевичьем монастыре в Москве
По Новодевичьему монастырю проводят разного рода экскурсии: индвидуальные, групповые, школьные, для иностранцев. Обычно экскурсанты собираются около станции метро «Спортивная», идут по маршруту через монастырь с осмотром самых выдающихся зданий, а заканчивают прогулку на Новодевичьем кладбище после посещения мест упокоения знаменитостей.
Туристы узнают не только легенды и факты о Новодевичьем монастыре и некрополе, но и исторические сведения о Москве и России прошлых времен.
Самостоятельная прогулка по территории монастыря не потребует денег, однако посещение музея обойдется в 300 рублей взрослому посетителю и в 100 рублей школьнику, студенту очной формы с предъявлением документа и пенсионеру.
Любительская видео-и фотосъемка стоят 200 и 100 рублей соответственно.
Как доехать
Добраться до монастыря можно самостоятельно — на метро, автобусах или машине-либо с организованными экскурсиями.
Метро до Новодевичьего монастыря
Самый простой способ добраться до Новодевичьего монастыря — доехать на метро до станции «Спортивная» по красной ветке. Чуть дальше от монастыря находится станция «Воробьевы горы» той же красной Сокольнической линии метро, а также станция «Смоленская» синей Арбатско-Покровской ветки. От метро можно ехать далее на наземном транспорте.
Наземный транспорт
От станции «Спортивная» вы можете пересесть на автобус, а также дойти пешком до монастыря примерно за 10 минут по ул. 10-летия Октября до Лужнецкого проезда.
От «Воробьевых гор» спускайтесь по Лужнецкому мосту, поворачивайте налево и идите в сторону метро «Лужники» и станции «Спортивная», затем по вышеописанному пути до Новодевичьего монастыря. Автобусом добраться будет гораздо быстрее, почти полчаса.
От станции метро «Смоленская» также ходят автобусы по Смоленскому бульвару и Большой Пироговской улице.
На машине
Путь из центра Москвы должен занять около получаса, но следует учитывать, что в этом районе оживленное движение, и высока вероятность пробок.
Такси
Поездки по Москве вы можете совершать с помощью такси-приложений: Яндекс.Такси, Максим, Uber и других.
Видео о Московском Новодевичьем монастыре
Панорама Новодевичьего монастыря