фото новоиерусалимского монастыря до реставрации
Возрождение Нового Иерусалима: прогулки по стенам и «парящий шатер» храма Гроба Господня
Одно из знаковых мест в Московской области – Новый Иерусалим, известный как русская Палестина, – сегодня переживает второе рождение. В конце 2017 года в монастыре завершилась масштабная реставрация, которая длилась почти 10 лет. Корреспонденты РИАМО полюбовались уникальным Воскресенским собором, который предстал во всем великолепии, узнали, откуда открывается самый красивый вид на монастырь, какое любимое место туристов, и прогулялись по крепостным стенам.
Путь к возрождению
Ново-Иерусалимский монастырь был задуман патриархом Никоном в 17 веке как копия Святой Земли под Москвой, чтобы любой верующий смог побывать на ней. Здесь паломники и туристы приезжают поклониться копии Гроба Господня, гуляют по Гефсиманскому саду и спускаются к реке Иордан (Истре).
Первые восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году, они интенсивно велись в 1960-80-х годах. В 1994 году началась передача монастыря РПЦ, в обители возобновились богослужения.
К реставрации монастыря вернулись в 2008 году, по инициативе Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. Официально работы были завершены только к концу 2017 года.
Во время реставрации монастырь не закрывался. Несмотря на строительные леса, службы и экскурсии в соборе проводились регулярно. По словам экскурсоводов, работа шла круглосуточно в три смены, одновременно работало до 1,5 тысяч человек.
Реставраторам удалось вернуть монастырю исторический облик 17-18 века, каким его задумывал патриарх Никон. При этом никаких «новоделов» не появилось.
Уникальный собор и иконостас в 4 этажа
Конечно, больше всего паломников и туристов восхищает главный храм монастыря – Воскресенский собор – таким обновленным и сияющим его еще не видели. После реставрации здесь регулярно совершаются службы и церковные таинства.
Собор Воскресения Христова представляет собой копию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Чтобы воссоздать точную модель храма, патриарх Никон отправил на Святую Землю иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Арсения Суханова, который доставил все чертежи и планы.
При реставрации пришлось заново отстроить центральную колокольню Воскресенского собора по старым чертежам. Вместо купола был возведен шатер из дерева, как когда-то задумывал Никон. Также реставраторы установили резной иконостас высотой с 4-этажный дом.
Воскресенский собор уникален как по сложности архитектуры, так и по масштабам и красоте. Одновременно в соборе могут находиться около 16 тысяч верующих. Для сравнения, московский Храм Христа Спасителя вмещает лишь около 10 тысяч человек.
Комплекс состоит из трех храмов: в центре – храм Воскресения, с запада – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены. Внутри размещено 29 церковных приделов. По задумке Никона, в соборе их должно было быть 365 – чтобы каждый день года богослужения совершались в новом престоле.
Барельефы Растрелли и «парящий» шатер
Главная святыня Нового Иерусалима — часовня Гроба Господня. Это копия темницы, где томился Христос, его смертного ложа и камня, который отворил ангел в день его воскресения. Это место называется кувуклия, в переводе с греческого – «царская опочивальня». Вход в часовню очень низкий и заставит каждого паломника поклониться. Часовня сохранилась практически в первозданном виде с 17 века.
Роскошный шатер-ротонда над кувуклией Воскресенского собора – любимое место туристов и прихожан. Воздушная «парящая» ротонда с 60 окошками-люкарнами и иконами указывает путь от царства земного в царство небесное, рассказывают экскурсоводы.
Говорят, что каждому туристу стоит услышать, как звучит хор в стенах Воскресенского собора. Многоголосие слышно даже из самых удаленных точек – будто здесь установлена звукоусиливающая аппаратура.
Придел Успения Пресвятой Богородицы – один из самых красивых в соборе. Он украшен изразцами 17 века и барельефами в стиле барокко 18 века работы Бартоломео Растрелли. Здесь находится монастырская святыня – ковчег с частицей мощей святой мученицы Татианы, которую в дар монастырю преподнесла царевна Татьяна, сестра царя Алексея Михайловича.
Рядом находится монастырская «темничка», прообраз темницы, в которую Христос был помещен перед казнью. Здесь же воссоздана копия каменных колодок Спасителя, а люстра выполнена в форме тернового венца.
Благоухающий кипарисовый крест с фигурой спасителя был изготовлен по заказу патриарха Никона в 17 веке из кипариса, привезенного прямо из Палестины. Изготовлен крест был «в меру креста Господня», высотой в 3 метра 40 сантиметров.
Иерусалим. Новый
Что делать женщине на 8 марта? А почему бы не подарить себе поездку. Например, в Иерусалим. В настоящем, библейском, я была раньше (отзыв здесь). Настала очередь нового. Добираться просто: на электричке с Рижского направления до станции Новоиерусалимская (следующая после Истры). Мне было удобнее со станции Покровское-Стрешнево, путь около часа. Электричка была почти пустая, ехать было тепло и комфортно. За окном сначала проносились многоэтажки-человейники Москвы, а потом заснеженные поля и леса. Иногда пейзажи с зимним лесом были сказочно красивы. Прогноз погоды обещал пасмурный, снежный день. Но я почему-то была уверена, что снегопада не будет. Так и получилось: снег начался во время моего обратного пути, хотя день так и оставался пасмурным, но теплым.
Приехав на станцию Новоиерусалимская, я решила, естественно, идти до монастыря тропой паломника, это примерно 2 км. (От вокзала пройти мимо автовокзала, перейти по подземному переходу на другую сторону Волоколамского шоссе и идти направо). Хотя можно было проехать две остановки на автобусе. Указатели были вдоль всего пути.
И вот вскоре показались купола соборов.
Тропа вывела к высокой белой стене — крепостной ограде, слева был вход в Гефсиманский сад, а я пошла вдоль стены направо и вышла ко входу в монастырский комплекс: к Святым воротам с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим. Вход на территорию бесплатный. Рядом с входом, еще до Святых ворот, работает церковная лавка, где можно приобрести церковные вещи, сувениры, выпечку и сладости.
Слева — Гефсиманская башня
Кроме этих башен в изломах стены расположены еще 5 башен, а последняя Елизаветинская размещена над западными воротами. Крепостная каменная ограда высотой 9 метров и толщиной до 3-х метров была построена в конце 17 века вместо деревянной. В ограде два ряда бойниц.
Войдя в Святые ворота, я попала на территорию монастыря. Очень впечатляет! А если бы приехать сюда в ясный день, когда золотые купола сверкают на солнце!
которая позволяет обойти практически весь монастырь, что я сначала и сделала, наблюдая, как меняется этот собор Воскресенья Господня с разных сторон.
Спустившись, я обошла собор кругом, на этот раз уже любуясь деталями. Красивая керамика украшает собор. Особенно нарядными выглядят окна.
И даже на колокольне чуть ли не керамическое кружево.
Интересным показался шатер купола, непривычного серого цвета с множеством окон. Он находится прямо над Кувуклией.
Итак, что же такое Новоиерусалимский монастырь? Он был основан в 1656 году патриархом Никоном, который хотел воссоздать Святые места, перенести образ храма Гроба Господня в Россию. Холм, на котором должна была быть построена обитель, получивший название Сион, был досыпан и укреплен. Лес по берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был вырублен. Были построены скит патриарха с двумя церквями Богоявления и апостолов Петра и Павла, и небольшой женский монастырь Вифания. При Никоне был построен комплекс деревянных сооружений. Собор в плане соответствовал обмерам иерусалимского храма. В 1657 году царь Алексей Михайлович присутствовал при освящении Воскресенской церкви. Он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом. После конфликта Никона с царем, патриарх попал в опалу, в 1666 году решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь. Он так и не увидел основанную им обитель.
Время не щадило монастырь. В 1723 году шатер ротонды рухнул, стены растрескались. Потом пожар уничтожил деревянные части, в том числе и кровлю. Были предложены проекты восстановления. И только когда императрица Елизавета Петровна выделила деньги, восстановление пошло полным ходом. Растрелли создал проект восстановления ротонды с сохранением имеющихся частей и возведением деревянного шатра.
Храм действующий. Фотографировать можно, но не во время службы.
Войдя внутрь, невозможно сдержать свое удивление и восхищение, это просто надо видеть. Белое и голубое. Великолепная лепнина (елизаветинское барокко).
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.
1. Воскресенский собор
Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.
Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.
2. Скит Патриарха Никона
Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.
3. Силоамская купель
Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.
4. Гефсиманский сад
Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.
5. Башни монастыря
Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…
6. Иордан
Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.
Дорога
Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.
От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.
Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.
Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.
Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.
Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин
Новый Иерусалим: проблемы восстановления
15 лет назад – 18 июля 1994 года – была возобновлена иноческая жизнь в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, самом грандиозном и величественном из трех построенных патриархом Никоном обителей.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Фото: Ольга Малеева / Соборы.Ru |
Из этих трех основанных патриархом Никоном монастырей первым был Святоозерский Иверский монастырь. Обитель, заложенная в 1653 году на Валдае, являла собой образ Святой Горы Афон и дом Пресвятой Богородицы; ныне она отреставрирована трудами архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, братии и боголюбивых мирян при деятельном попечении В.В. Путина. Крестный монастырь построен патриархом на Кий-острове в Онежском заливе Белого моря во образ Крестного монастыря под Иерусалимом и в память явленного на небе равноапостольному царю Константину звездного креста. Эта обитель все еще ждет своего возобновления.
Будучи отражением великих идей, целеустремлений и подвигоположений, никоновы монастыри всегда вызывали горячий интерес. Сегодня же Воскресенский монастырь Нового Иерусалима стал объектом пристального внимания общества еще и потому, что, по распоряжению президента России, данному летом 2008 года, готовится полномасштабная реставрация обители.
На первом заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 20 октября 2008 года (Москва, Кремль) Святейший Патриарх Московский Алексий II говорил об исключительной роли, которую должен был играть монастырь в духовной жизни России: «Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представляющая собой единый церковный организм и привлекшая множество паломников. Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя. Русские люди, не имеющие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, особенно в прошлом, получали возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многим другим святыням. Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа, он созидался как образ Иерусалима Горнего. Согласно летописным данным, патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии – великой церкви Константинополя, в которой, по представлению русского человека, ежедневно литургия совершалась на новом престоле в продолжение годового круга. По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей, каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи и поляки. Разноплеменным был и состав монастырских работников… Многообразие церковно-исторических и богословских, архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определяло масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится в первую очередь к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца ХVII века до начала ХХ столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры, под Казанью, на Соловках, на Валааме».
Действительно, в XVI–XVII веках «Иерусалим» воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом «центра Православия», религиозной столицы, может быть и Вселенского Православия, так как географические объекты носили сакральный характер, то есть привязывались не к месту, а к вере.
В данном случае, программное стремление воплотить в Святой Руси под Москвой – третьим Римом наиболее почитаемые всем христианским миром святыни, скопировав их, опиралось на особенность восприятия русскими христианской символики, вероучения. Точным воспроизведением топографии подлинника русская копия как бы продолжала традицию строителей древнего Иерусалимского храма на разных его этапах. К середине 60-х годов XVII века территория, окружающая Воскресенский монастырь, уже рассматривалась как Святая Земля с палестинскими наименованиями и различными церковными сооружениями – храмами, часовнями, крестами.
Строго следуя святоотеческому учению о важности для церковной жизни материального изображения, сходного с первообразом (по слову преподобного Иоанна Дамаскина, материальным предметам дается Божественная благодать ради имени на них изображенных), патриарх Никон сакрализует пространство, давая ближним и дальним монастырским весям имена по образу древнего Иерусалима. Так появляются река Иордан, горы Сион, Елеон, Фавор; Рама, Вифания, Вифлеем, Назарет, Самария, Сидон, Капернаум, Галилея.
При всей верности образцу в расположение отдельных частей Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря патриарх Никон все же привнес и некоторые отличия, свидетельствующие о том, что он мыслил придать воздвигаемому храму всероссийский, соборный, если не вселенский характер. Об этом свидетельствует устроение за главным алтарем с престолом, посвященным Воскресению Христову, тронов для пяти Вселенских патриархов – Антиохийского, Александрийского, Константинопольского, Иерусалимского и Московского, которые, может быть, когда-либо будут вместе сослужить Всевышнему Богу на одном Его престоле.
Построенный во образ Святой земли с храмом Гроба Господня и одновременно прообразующий Град Горний – Небесный Иерусалим, Воскресенский монастырь стал уникальным религиозным центром Российского государства, оказывавшим свое благотворное влияние не только на духовную, но и на интеллектуальную и культурную жизнь общества. Развивая традиции, заложенные патриархом Никоном, в истории русской духовной культуры он стал особо известен своим ученым монашеством: богословами, духовными писателями, проповедниками. Монастырская библиотека, основой которой стало собрание книг патриарха Никона (ныне Воскресенское и Синодальное собрание ГИМа), пополнялась вкладами царя, княжны Татьяны Михайловны, купцов, крестьян, монашествующих, затем выдающегося переводчика и богослова архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), епископа Сильвестра (Страгородского) и многих других. Монастырь исторически находился под управлением выдающихся людей своего времени, внесших огромный вклад в развитие как собственно богословской, так и светской науки, влиявших на характер церковно-государственных взаимоотношений, развитие монастыря.
Если же посмотреть на историю бытования Воскресенского монастыря, то можно заметить, что в своих этапах она несет на себе отпечаток судеб и своего основателя, и своего прототипа. История обители разбивается как бы на несколько периодов.
Первый период – 56–66 годы XVII века – проходил под руководством и при непосредственном участии патриарха Никона. В этот период окружающая монастырь территория рассматривается как Святая Земля с соответствующим топографическим и имясловным уподоблением первообразу. В 1656 году куплены деревня Сафатова (ставшая селом Воскресенским), деревня Котельникова (переименована в село Вознесенское); в 1657 году – деревня Микулино (село Преображенское), пустошь Зиновьева (Капернаум), село Чернево (Назарет). В 1657 году построена деревянная Воскресенская церковь (разобрана в 1696 году), начато строительство Елеонской часовни на горе Елеон, а в 1658 году установлен памятный каменный резной крест; начато строительство Воскресенского собора; основан Новодевичий Вифанский монастырь и устроена церковь Входа Господня в Иерусалим (монастырь упразднен патриархом Никоном в 1666 году, а церковь перенесена в монастырь Нового Иерусалима). С 1658 по 1662 год в Воскресенском соборе устраиваются и освящаются церкви на Голгофе, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богородицы; построен скит – отходная Богоявленская пустынь. В 1660 году выкопаны колодцы, пруд напротив патриарших келий. В 1665 году сооружены деревянная ограда монастыря, патриаршие палаты и больничные кельи, шло строительство дома для паломников, конюшенного двора. К 1666 году монастырь был сформирован как система святых мест, где наряду с каменными сооружениями были и деревянные. В период с 1656 по 1666 год в монастыре было не менее 200 монашествующих; с послушниками, бельцами и слугами – около 400, в дальнейшем – около 100; в течение следующих веков – от 70 до 120 человек.
После осуждения и ссылки в 1666 году патриарха Никона в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастыри Вологодской епархии Воскресенский монастырь было запрещено именовать Новым Иерусалимом (вплоть до середины XVIII века), всякое строительство в нем прекратилось. В период с 1666 по 1678 год монастырь подвергается разорению: по распоряжению патриарха Иоакима из монастыря вывозятся ценные книги, рукописи, святыни, мощи, личные вещи патриарха Никона, типографский станок и т.д.; отзываются в Москву строительных, изразцовых, литейных и иных дел мастера, прерываются строительные работы; за монастырем закрепляются лишь владения, сформированные до 1658 года.
Второй период – 1670-е годы – конец XVII века – возрождение богословских и архитектурно-ландшафтных идей, связанных с замыслом патриарха Никона. В царствование царей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей возобновляется монастырское строительство, начинает изменятся топография святых мест: соответствие историческому прообразу сочетается с условно-символическим. С 1678 года в монастыре вновь устанавливается разработанный и утвержденный патриархом Никоном богослужебный устав, к обители приписывается 20 монастырей, устраивается система монастырских прудов. В 1679 году возобновляется строительство Воскресенского собора, а в 1685 году совершено его освящение; в этом же году освящена надвратная Входа Господня в Иерусалим деревянная (каменная – в 1694 году) церковь.
В 1681 году патриарх Никон возвращен из ссылки и погребен в Иоанно-Предтеченском пределе Воскресенского собора (в 1682 году от восточных Вселенских Патриархов получены разрешительные грамоты патриарху Никону с повелением почитать его в сонме патриархов Московских, ибо он есть «столп благочестия непоколебимый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший»).
В 1683 году возводится каменный дворец (палаты) царевны Татьяны Михайловны. С 1686 по 1692 год ведется строительство теплого соборного храма Рождества Христова с трапезными палатами вдоль западной монастырской стены. В 1690 году освящаются: земляная церковь равноапостольных Константина и Елены, церкви архистратига Божия Михаила и всех сил бесплотных, Всех святых, Николая Чудотворца. С 1690 по 1694 год Яковом Бухвостовым возводится каменная крепостная стена взамен деревянной. В 1698 году ведется строительство больничных палат с Трехсвятским храмом. К концу XVII века все каменные постройки монастырского ансамбля завершаются.
Третий период – XVIII век. В 1749 году Воскресенскому монастырю возвращено именование Нового Иерусалима; в документах вновь начинают использоваться палестинские названия. В 1781–1783 годах образован город Воскресенск, а с 1796 года значится как заштатный. В 1787 году утвержден план регулярной застройки г. Воскресенска.
С 1710 года в результате секуляризации земель за монастырем оставлены три вотчины, но с 1740 года монастырь восстанавливает свое землевладение (по плану 1764 года генерального межевания монастырю принадлежит 30 десятин земли).
Четвертый период – XIX – начало ХХ века. В 1840-х годах ведутся ремонтные работы под руководством архитекторов А. Витберга, К. Тона и А. Каменского, скульптора И. Витали. В 1845 году проведен ремонт гостиного двора, в 1846 году сооружена и освящена церковь преподобного Иоанна Рыльского в архимандричьих палатах. Во второй половине XIX века усиливается интерес к древностям Палестины, создается Русское Палестинское общество. Наместником монастыря в 1869 году назначается бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Кавелин), при котором реконструируются и развиваются замыслы патриарха Никона, создается описание Воскресенского монастыря Нового Иерусалима, изучается его история, наследие и традиции, создается музей патриарха Никона. С 1874 года на средства фабриканта П.Г. Цурикова начаты масштабные ремонтные работы. В 1875–1876 годах ведется строительство каменного странноприимного дома; в 1892–1893 годах открыта церковно-приходская школа. В 1904–1905 годах архимандритом Серафимом (Чичаговым) совершено последнее обновление обители.
Пятый период – середина ХХ – начало XXI веков. В 1942–1945 годах разработан проект восстановления и реконструкции города Истры под руководством А. Щусева, начались восстановительные работы. Продолжавшиеся в 1960–1970-е годы реставрационные работы по восстановлению монастырского комплекса (стены с башнями, глава Воскресенского собора, шатер ротонды), которые организовывал директор музея в 1973–1995 годах В.Ф. Нижегородов, в основном были завершены к началу 90-х годов XX века.
В 1995 году, на первом этапе передачи монастырского комплекса, Русской Православной Церкви возвращены Воскресенский собор с земляной церковью Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит патриарха Никона.
В настоящее время вопрос о возвращении остальных объектов монастырского комплекса в связи с вниманием к нему главы государства поставлен вновь, как и воссоздание архитектурно-ландшафтного комплекса «Русская Палестина». Проблемы же воссоздания Подмосковной Палестины такой, какой она мыслилась патриархом Никоном, канонического статуса и правового регулирования земель этого знаменитого комплекса, как и внесение этого выдающегося памятника истории и культуры в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО хотя и являются существенными, но все еще остаются трудно, если вообще разрешимыми.
В современной судьбе монастыря радует уже хотя бы то, что на упоминавшемся ранее заседании 20 октября 2008 года масштабность предстоящих восстановительных задач была отмечена как в выступлении патриарха Алексия: «…предстоят огромные реставрационные работы, обширное новое строительство, возрождение общежительной монашеской жизни с ее церковно-историческими, литургическими традициями, возобновление издательской, музейной, паломнической деятельности», – так и в выступлении президента: «В этой ситуации, применительно к восстановлению Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, усилия Русской Православной Церкви должны быть подкреплены и всесторонней помощью государства, а также помощью наших предпринимательских структур, поскольку это очень большое, солидное дело».
Глава государства четко очертил стоящую на данном этапе задачу восстановления монастыря как памятника: «Самое главное, на чем мы должны, прежде всего, сконцентрировать свое внимание, – памятники ветшают на глазах и требуют полномасштабной, большой реконструкции. И первое, что необходимо сделать, – это просто провести срочный ремонт гибнущих зданий.
Второе. Важно и то, что монастырь сегодня имеет и конструктивные, и инженерные, и ландшафтные особенности, которые, по сути, изначально были в проекте. Кроме того, в его архитектурном облике заметно наслоение нескольких эпох, нескольких стилей, учет особенностей которых потребует и специального, научно-обоснованного подхода к реставрации. Участия научного, музейного сообщества и культурной общественности также могло бы стать определенным подспорьем.
Третье. Подчеркну, что кроме собственно Воскресенского собора восстановлению подлежит все, что входит в монастырский комплекс (мы об этом говорили с самого начала), потому что в противном случае это будет не полное, а ограниченное восстановление. Надо предусмотреть и благоустройство прилегающих к монастырю территорий – работать по приведению в порядок находящихся там сегодня природных памятников.
Особых усилий потребует, наверное с подключением ряда международных структур, и поиск утраченных в годы Великой Отечественной войны культурных ценностей монастыря, которые являются неотъемлемой частью этого уникального художественного объекта. О них также забывать нельзя.
Четвертое. Потребуется строительство и новых зданий для последующего размещения музея и для расширения духовно-образовательной деятельности монастыря…
И, наконец, последнее. Наряду с затратами, нам следует определить и примерные сроки восстановления обители. Это не быстрый процесс, если мы хотим все сделать качественно. Мы обсуждали этот вопрос. Я думаю, что оптимальным сроком может быть лет пять – семь, поскольку быстрее вряд ли возможно уложиться. И затягивать, видимо, на больший срок тоже не нужно».
Таковы основные идеи, высказанные на состоявшемся в Кремле первом заседании, посвященном восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря.
Осознавая всю важность, значимость и сложность восстановления такого исключительного духовного объекта, каким является Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, инициативной группой культурной общественности на имя Президента Российской Федерации Д.А. Медведева было направлено обращение, ставящее проблему экспертного научно-методического контроля над реставрационно-восстановительными работами:
«В настоящее время идет подготовка к восстановлению ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря и передаче объектов культурного наследия, находящихся на его территории, Русской Православной Церкви.
Сегодня при Вашем непосредственном участии, господин Президент, началась активная деятельность по подготовке к восстановлению Воскресенского монастыря. Создан Благотворительный фонд по восстановлению обители, что, несомненно, будет способствовать возобновлению масштабной реставрации этого памятника.
В то же время, судя по сообщениям средств массовой информации, в обществе искусственно создается впечатление, что все памятники Ново-Иерусалимского монастыря разрушены или находятся в аварийном состоянии, в связи с чем требуется немедленное проведение строительных работ.
Это намерение начать именно строительные работы вызывает обоснованное беспокойство, поскольку ансамбль монастыря является уникальным объектом культурного наследия федерального значения, и по Федеральному закону № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, в соответствии с его ст. 40 здесь можно проводить лишь ремонтно-реставрационные работы. Они осуществляются согласно ст. 45 только лицензированными специалистами и организациями по проектной документации, согласованной с органами охраны культурного наследия.
Более того, для продолжения реставрации необходимо провести широкомасштабные комплексные инженерные исследования памятника и разработать концепцию его реставрации и приспособления для восстановления в нем монашеской жизни. Затем, на основе утвержденной и обсужденной концепции, должен быть разработан проект реставрации.
В рамках всего проекта по восстановлению монастыря следует создать Государственную комиссию из представителей Министерства культуры Московской области, других заинтересованных органов, которая будет осуществлять научно-методический контроль над проведением реставрации Ново-Иерусалимского монастыря. В эту комиссию также должны войти реставраторы архитектуры, керамики, живописи, историки архитектуры, искусствоведы, археологи, технологи, инженеры разных специальностей. Без научно-методического контроля этот ключевой памятник искусства, истории Церкви и Российского государства может быть искажен.
Подобная комиссия была создана в свое время при реставрации Андреевского и Александровского залов Большого Кремлевского дворца.
На сегодняшний день фондом по восстановлению Воскресенского монастыря проделана уже довольно большая организационная работа, о чем подробно излагается в статье «Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: попечение о святыне», подготовленной администрацией фонда. Начата и содержательная работа, постепенно высвечивающая все новые и новые проблемы фундаментального и частного порядка.
Что же касается собственно Новоиерусалимской обители, то при разработке программы восстановления архитектурно-ландшафтного комплекса чрезвычайно важно учитывать первоочередность работ:
1) восстановление гидрологии (пруды, протоки, система источников, водоотвод стоков и аэрация),
2) противооползневые мероприятия на склонах холма,
3) эколого-землеустроительные работы внутри монастырского комплекса и на прилегающих территориях.
При реставрации сооружений монастырского комплекса и их приспособлении к современной эксплуатации в первоочередном порядке должны быть:
1) определены и обоснованы концептуальные подходы с учетом интерьер-экстерьерных особенностей исторических сооружений монастыря, их богословско-философской, культурно-просветительной, художественно-стилистической и, наконец, социально-хозяйственной и экономической составляющей, причем учет последней не может приводить к нивелированию ни одной их перечисленных выше;
2) на всех объектах должен быть организован контроль их инженерно-архитектурного состояния.
При определении физических параметров архитектурно-ландшафтной зоны монастырского комплекса необходимо учитывать его системно-семиотическую составляющую, то есть понимать, что пространство Русской Палестины охватывает достаточно большую территорию и включает в себя не только объекты монастырского ансамбля, но и иные объекты, находящиеся на удалении и идейно с ним связанные.
В связи с этим обозначается комплекс проблем для безотлагательного решения:
– создать реестр архитектурных объектов (памятников), памятных знаков и особых объектов в зоне «Русская Палестина» с последующим включением их в «область» Ново-Иерусалимского монастыря, и провести мероприятия не только по их переименованию в соответствии с историко-богословским значением и именем, но и реставрационные, а где необходимо и строительно-восстановительные работы.
Особым пунктом в этом ряду должно стать восстановление сети подворий монастыря в крупнейших городах России и за рубежом (в Санкт-Петербурге, например, храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище, что на ул. Камской, д. 11);
– с целью сохранения исторического облика Воскресенского монастыря и в целом территорий зоны «Русская Палестина» как единого архитектурно-ландшафтного комплекса и недопущения его разрушения как уникального природно-культурного объекта, незамедлительно объявить мораторий на всякие сделки с землей на прилегающих к монастырю территориях в радиусе 3–5 км и инициировать мероприятия по переводу земель выделенной зоны в разряд земель особо охраняемых территорий и объектов – создать комплексный (ландшафтный) заказник, то есть территорию с особым режимом правового регулирования и охраны;
– учитывая территориальную значительность архитектурно-ландшафтной зоны «Русская Палестина», ее насыщенность культовыми и иными архитектурными сооружениями, которые в настоящее время находятся в различном каноническом (церковно-юридическом) подчинении, видится перспективным урегулирование и канонических вопросов – создание на этой территории ставропигиального благочиния.
Уникальность Ново-Иерусалимского монастыря как памятника определялось в равной, если не большей степени, его художественно-декоративной, духовно-поэтической и научно-библиотечной составляющими. На современном этапе возрождения монастыря с учетом технологических достижений целесообразно незамедлительно создать профильные группы (заметим: в состав экспертного совета до настоящего времени так и не включены крупнейшие специалисты по русскому средневековью, например И.Л. Бусева-Давыдова, Н.В. Заболотная, А.Н. Кручинина, архимандрит Макарий (Веретенников), протоиерей Борис Даниленко и др.) и организовать работы по:
– разработке-восстановлению художественных и иконографических сюжетов росписи Воскресенского собора, монастырских церквей и приделов;
– произвести копирование и тиражирование сборников богослужебной и внебогослужебной Новоиерусалимской музыкально-поэтической традиции и их введение в современную музыкальную культуру;
– на основе Воскресенского и Синодального собрания рукописей и книг, исторически принадлежавших Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима (ныне хранится в ГИМ), а также иных архивных собраний Российской Федерации (РГАДА, РГИА, ИАиХМ «Новый Иерусалим»), произвести копирование соответствующих фондов с целью создания электронной монастырской библиотеки открытого доступа;
[1] С 1744 по 1765 год архимандрит Амвросий руководил обновлением и устроением Воскресенского собора (вместо строгого убранства появилась роскошь и барочная пышность). При нем восстановлен шатер ротонды, украшенный картинами, составляющими библейскую симфонию, завершены и освящены практически все приделы, задуманные патриархом Никоном и существующие в Иерусалимском храме (14 здесь же, в первом ярусе), а также еще 15 приделов (29 приделов – это окончательное число приделов к концу XIX века).
[2] Письмо подписали: реставратор высшей категории, руководитель Патриаршего архитектурно-реставрационного центра Троице-Сергиевой лавры С.В. Демидов; председатель Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Г.И. Маланичева; директор ГИКМЗ «Московский Кремль» Е.Ю. Гагарина; директор Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Ю.А. Веденин; директор института археологии РАН, член-корр. РАН Н.А. Макаров; зав. кафедрой реставрации МАРХИ, эксперт Росохранкультуры, член-корр. Российской академии архитектуры и строительных наук, д-р архитектуры, проф. А.С. Щенков; зав. сектором древнерусского искусства Государственного института искусствоведения, эксперт Росохранкультуры Л.И. Лифшиц; заслуженный деятель науки РФ, д-р искусствоведения Э.С. Смирнова; зам. директора ГИКМЗ «Московский Кремль», эксперт Росохранкультуры, д-р искусствоведения, проф. А.Л. Баталов; гл. редактор журнала «Российская археология», д-р исторических наук Л.А. Беляев; гл. архитектор Московского областного информационно-аналитического культурного центра, реставратор высшей категории, заслуженный архитектор России, проф. Н.Д. Недович; член-корр. Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор России В.Н. Выборный; д-р геолого-минералогических наук, проф. В.В. Дмитриев.
[3] В русской историографии подобных сводов святоотеческой и общехристианской письменности и литературы, включая древнюю, средневековую, эпохи Возрождения и Нового времени, нет. Пожалуй, первым опытом масштабного книгособирательства, создания библиотек и организации переводов на русский (церковно- и древнерусский) язык святоотеческой литературы, которому так и не суждено было получить дальнейшее развитие, хотя он и был ярчайшими феноменом общественно-научной, культурной и духовной жизни Руси своего времени, явилась программная деятельность митрополита Московского Макария, а вслед за ним патриарха Никона.