функция практики как критерия истины
ЕГЭ. Познание. Тема 4. Практика как критерий истины
Критерии истины, то есть те основания, которые дают возможность утверждать, что то или иное знание истинно, соответствует предмету познания, были изложены в предыдущей статье.
Критерии истины – это средства проверки того или иного утверждения, гипотезы, теории и т.д.Остановимся подробнее на практике, как основном критерии истины.
Что такое практика
Практика — это предметная деятельность людей. Это значит, что в процессе практики люди используют материальные предметы, а сама деятельность направлена на преобразование окружающего мира и общества, явлений, происходящих в нём.
Практика — это активная деятельность людей, направленная на преобразование действительности и её познание.
Виды практики
Практика как критерий истины
Практика является основным критерием истины. Именно на практике люди убеждаются в истинности знаний. Конечно, она не является единственным критерием. Существуют и вспомогательные: соответствие законам логики, непротиворечивость, принцип простоты, эффективное практическое использование знаний и др. Они дополняют практику, делая знания ещё объективными и истинными.
Особенности практики
Функции практики
Абсолютность и относительность практики
Практика одновременно и абсолютна, и относительна.
Абсолютность практики заключается в том, что она может доказать абсолютность истины, какие-либо утверждения, как практические, так и теоретические.
Относительность практики заключается в том, что она не всегда в состоянии доказать абсолютность истины, так как практика сама ещё не совершенна и только стремится к этому.
Механизм практики
Таким образом, практика является основным и самым надёжным критерием истины. Именно на практике человек узнаёт, соответствует или нет его знание предмету познания.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Практика как критерий истины.
Практика как критерий истины.
Практика — это предметная деятельность людей. Это значит, что в процессе практики люди используют материальные предметы, а сама деятельность направлена на преобразование окружающего мира и общества, явлений, происходящих в нём.
Практика — это активная деятельность людей, направленная на преобразование действительности и её познание.
Виды практики
Практика как критерий истины
Практика является основным критерием истины. Именно на практике люди убеждаются в истинности знаний. Конечно, она не является единственным критерием. Существуют и вспомогательные: соответствие законам логики, непротиворечивость, принцип простоты, эффективное практическое использование знаний и др. Они дополняют практику, делая знания ещё объективными и истинными.
Особенности практики
Функции практики
Абсолютность и относительность практики
Практика одновременно и абсолютна, и относительна.
Абсолютность практики заключается в том, что она может доказать абсолютность истины, какие-либо утверждения, как практические, так и теоретические.
Относительность практики заключается в том, что она не всегда в состоянии доказать абсолютность истины, так как практика сама ещё не совершенна и только стремится к этому.
Практика как критерий истины.
Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания.
Проблема критерия истины сводится к вопросу о связующем звене, выступающем основанием для сравнения реальности и её отражения в сознании человека.
В истории философии существует три варианта ответа на этот вопрос.
Вульгарный материализм | — отождествление познавательного образа с материальным объектом, устранение различия между ними. Содержание сознания субъекта ставится в зависимость от объекта: познавательный образ есть отпечаток в мозгу человека. Т.о., знание – точная копия, отпечаток объекта. |
Объективный идеализм (И.Кант) | — познаваемый объект помещается в сознание субъекта, следовательно, познание человека сталкивается только с такими предметностями, которые конструируют его сознание. Т.о., нет разрыва между субъектом и объектом, а значит, познавательным образом и познаваемым предметом: познаваемый предмет находится в сознании. |
Диалектический материализм | — связующим звеном между субъектом и объектом, объединяющим в себе характеристики и того, и другого, позволяющим соотнести знание об объекте и сам объект знания, является практика. |
ПРАКТИКА – активная, чувственно-предметная, материальная деятельность людей, направленная на преобразование действительности (природы, общества).
Именно практика рассматривается в качестве ведущего критерия истины. Если знание истинно, то основанная на нём практическая деятельность будет успешной. Напротив, если практическая деятельность признаётся неудачной, то лежащее в её основе знание по всей вероятности является ложным.
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познаёт реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира воздействуют на его органы чувств, а потому что он сам активно воздействует на окружающую его действительность и в ходе изменения познаёт её. В процессе практики человек создаёт новую реальность – мир материальной и духовной культуры, который не был ему дан природой в готовом виде.
Формы практики: | — материальное производство (труд); |
— социальное действие (преобразование общества); | |
— научный эксперимент и др. |
Функции практики: | — основа, движущая сила познания: конкретные запросы практики всегда вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества. Практика земледелия в Древнем Египте стимулировала появление геометрии и математики, а судоходство и торговое дело обусловили развитие астрономии и географии. Практика человечества в наше время порождает и ускоряет развитие новых отраслей познания – генетики, кибернетики, космической медицины и других наук. Ф.Энгельс подчёркивал, что человеческая потребность продвигает науку вперёд быстрее, нежели даже целая дюжина университетов; |
— конечная цель познания: получаемые людьми знания предназначены для применения их в своей жизни, в том числе и в быту. Первостепенное значение они имеют для промышленности, где создаются вещи и товары, орудия труда. Без периодической системы Д.И.Менделеева и содержащихся в ней сведений невозможно представить себе современную химическую промышленность. Телевидение и радио столь нужные для нас были изобретены благодаря физике и другим наукам. Современный компьютер – это тоже «дитя» и «слуга» практики. Если же знания оказываются невостребованными на практике, то их социальная и культурная ценность может быть утрачена. Следовательно, практика представляет собой гигантскую сферу систематического применения знаний; | |
— критерий истины: взятая в своём историческом развитии, практика выступает в качестве основного способа проверки на достоверность полученных в науке результатов, гипотез и теорий (предположение о наличии жизни на других планетах Солнечной системы). |
Критерий практики может быть использован не всегда, поскольку существуют такие знания, которые напрямую непереводимы в материально-чувственный план. Например, невозможно найти такой тип практики, который позволил бы проверить теоретические идеи высшей математики или квантовой физики, суждения о прошлом в исторической науке, философское знание.
Для подтверждения или опровержения такого рода знаний используются другие критерии истины:
Логическая непротиворечивость | — предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи. |
Когерентность (системность) | — предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные. Данный критерий позволяет выбирать между двумя теориями, которые не могут быть проверены на практике и являются логически непротиворечивыми. Истинной будет признана та теория, которая более совместима с фундаментальными знаниями (философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии и др.). |
Эвристичность | — предполагает накопление новых знаний. Из двух теорий более эвристичной, а, следовательно, истинной, является та, в которой теория помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а не просто систематизирует уже известное. |
Простота | — предполагает минимизацию допущений при объяснении. Из двух теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность более просто. Данный критерий трудно сформулировать, но он играет всё более важную роль. |
Красота | — выражает личностную удовлетворённость результатами познания. «Красивая, внутренне согласованная теория не может быть неверной»,- Поль Диарк (английский физик). Хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью. |
Полезность | — предполагает, что знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное, независимо от его содержания. |
Ни один из критериев истины нельзя рассматривать как абсолютный и применять в отрыве от других. В комплексе они позволяют с большей точностью отграничить истинное от неистинного.
И всё же, наиболее надёжным критерием истины является практика. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций не существовали в науке, все они в конечном итоге через ряд опосредствующих звеньев оказываются связанными с практикой. Поэтому можно утверждать, что практика – главный критерий истины.
Как критерий истины практика находится в постоянном развитии, именно непрерывный процесс совершенствования практики доказывает истинность тех или иных положений в теории и науке.
В отличие от науки в религии критерием истинности знания считается слово Бога как высшего авторитета. В Библии говорится, что «слово твоё есть истина» и «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божьей». Человеку предлагается лишь воспринять на веру то, что изречено его Творцом.
Теория истины. Практика как критерий истины
Слово «истина» происходит от старославянского «истый» – настоящий, подлинный и является соответствующей характеристикой знания. Для того, чтобы удостоверить истинность знания, отличить истинное от ложного, его следует проверить на соответствие ряду критериев. Ведущее значение среди них принадлежит практике, поскольку главная ценность знания заключается в его полезности, возможности применения в жизни.
Что это такое?
Практикой (от греч. praktikos – деятельный, активный) называют сознательную деятельность человека по преобразованию природы, общества и самого себя, опыт всего человечества в его историческом развитии. Практика и познание тесно связаны между собой. Практика – это источник, цель и движущая сила познания, оказывающие мощное воздействие на формирование истины. Весь познавательный процесс обусловлен потребностями практики, которая:
Ее результаты очевидны, вещественны, измеримы: до практической проверки любое знание является гипотезой. Вместе с тем, всегда существуют теории, которые в данный момент невозможно проверить с ее помощью.
Свойства практики:
Многообразие форм практики определяется многообразием форм и видов человеческой деятельности. Основными среди них являются:
В ходе практики человек открывает новые возможности и ставит новые цели, в соответствии с которыми создаются новые предметы, не существовавшие ранее. По своим результатам практика может быть как созидательной, так и разрушительной.
Заключение
Практика является основным критерием истины потому, что именно она в наибольшей степени может дать ответ на вопрос, соответствует ли данное знание действительности. В то же время этот критерий нельзя считать абсолютным ввиду его ограниченности на данном историческом этапе. В ходе развития человечества изменяются возможности оценки и использования результатов познания, и практика в сочетании с логическим и научным обоснованием способна объективно удостоверить истинность знания.
Практика критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.
Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непротиворечивость, красота). Хотя и существуют приемы и методы, с помощью которых можно отличить, путем анализа внутренней структуры знания, истину от заблуждения, но эти критерии имеют лишь вспомогательное значение и недостаточны для оценки объективной истины.
Критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы.
Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:
1. Существующей в данный момент практики всегда недостаточно для полной и окончательной проверки имеющихся знаний: на любом этапе человеческой истории практика остается ограниченной по своим возможностям:
а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые);
б) в науке всегда имеются гипотезы, которые, на основе сегодняшней практики, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации);
в) итоги практической проверки знания обладают некоторой «неопределенностью»: практика никогда не может дать полное и окончательное подтверждение или опровержение знаний. Ведь практика не стоит на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня она подтверждает, может быть опровергнуто практикой завтрашнего дня, будущего.
2. Однако, с другой стороны, критерия практики все же вполне достаточно для установления содержащейся в человеческих знаниях объективной истины. Отмеченные выше обстоятельства ограниченности практики не лишают ее способности выполнять функции критерия истины:
а) так или иначе – непосредственно или опосредованно – в конечном счете именно практикой проверяется вся сумма человеческих знаний. Таким образом, практика – всеобщий и универсальный критерий истины;
б) с развитием практики базис человеческого познания все более расширяется, открываются пути проверки гипотез, которые не поддавались ранее такой проверке;
в) если практика на определенном уровне своего развития уже подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную истину. И даже если эти представления на основе будущего развития практики будут пересмотрены, содержащееся в них зерно истины все равно сохранится.
Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний, и только практика в своем развитии обеспечивает это установление. Критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний.
Для чего эти пространные рассуждения, казалось бы, прописные?
Первое и очень важное, вытекающее отсюда, следствие: прежде, чем выдвигать какие-то идеи, выстраивать гипотезы или теории, необходимо объяснить происходившие и происходящие события, а потом уже будоражить людей лозунгами и пророчествами, становящимися либо утопическими, либо эзотерическими. Огромный вред таких теорий, не вытекающих из практической жизни, – разжигание в людях низменных инстинктов.
Второе. Без принятия этих постулатов далее двигаться нет смысла. Будь Вы хоть материалист, хоть идеалист.
В отношении что религий, что атеизма, практика показывает достаточно долгую живучесть их концепций. (Знать бы ещё мировоззрения исчезнувших цивилизаций).
Поэтому, выдвигаемая ранее идея о том, что в каждом из существующих учений, проверенных временем, есть рациональное зерно, и нужно собрать эти зёрна, отделив их от плевел, требует развития. И сначала нужно определиться с атеизмом.