ганс селье учение об общем адаптационном синдроме

Ганс селье учение об общем адаптационном синдроме

Синонимы синдрома Селье. Адаптационный синдром. Стресс-синдром. Синдром приспособления. Синдром тревоги.

Определение синдрома Селье. Общее обозначение реактивных изменений надпочечников с соответствующими клиническими проявлениями, развивающихся в результате различных раздражающих влияний.

Автор. Selye Hans — современный канадский патолог, Монреаль, род. в 1907 г. Впервые синдром был описан в 1950 г.

Симптоматология синдрома Селье. Клинические проявления трудно объединить в нозологическую форму, так как различные экспериментальные методы, применяемые для воспроизведения синдрома, еще недостаточны для этого. См. Этиология и патогенез.

Этиология и патогенез синдрома Селье. На различные раздражающие воздействия (холод, инфекция, интоксикация, эмоциональные факторы, передозировка гормонов и др.) организм реагирует стереотипно, а именно раздражением надпочечников (гиперемия и гипертрофия) с эозинопенией и полиморфноядерным лейкоцитозом, иногда также с тимо-лимфатической инволюцией и, наконец, с разрушением тканей, иногда с развитием острых язв желудочно-кишечного тракта. Реакция надпочечников претерпевает 3 стадии:
1. Реакция тревоги.
2. Стадия резистентности.
3. Стадия истощения.

Вначале интактный гипофиз продуцирует увеличенное количество АКТГ и СТГ. АКТГ стимулирует кору надпочечников и вызывает гипертрофию и усиленную деятельность клеток коры; увеличивается содержание кортикоидов (глюко- и минералокортикоидов). Глюкокортикоиды (кортизон, гидрокортизон) оказывают противовоспалительное действие, а минералокортикоиды (DOCA), наоборот, усиливают воспаление. Аналогично последним действует и СТГ. Выделяющиеся гормоны воздействуют на реактивность соединительной ткани и ее способность к пролиферации вплоть до возможности ее подавления.

Увеличение количества определенных гормонов при воздействии раздражителя (стресс) Selye трактует как процесс приспособления. Такой гормон он называет «адаптивным гормоном», а весь процесс с его клиническими проявлениями — синдромом адаптации. Если защитная гормональная реакция является недостаточной или, наоборот, нежелательно интенсивной, происходит, по Selye, «отступление от защитной реакции», обозначаемое им так же, как «адаптационная болезнь».

Раздражители, вызывающие синдром адаптации, обозначают как «стрессоры», а сам процесс раздражения — как «стресс».

Стресс стадии тревоги

ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Смотреть фото ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Смотреть картинку ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Картинка про ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Фото ганс селье учение об общем адаптационном синдроме

Стресс стадии повышенной резистентности

ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Смотреть фото ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Смотреть картинку ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Картинка про ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Фото ганс селье учение об общем адаптационном синдроме

Стресс стадии истощения

ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Смотреть фото ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Смотреть картинку ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Картинка про ганс селье учение об общем адаптационном синдроме. Фото ганс селье учение об общем адаптационном синдроме

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Глава 1. Концепция г. Селье об общем адаптационном синдроме

1.1 Понятие стресса и стрессора

В 1950–1980-х гг. в Америке и Европе значительно возросло число людей, перенесших инфаркт миокарда вследствие ишемической болезни сердца. Инфаркт стал причиной более 50% всех случаев смерти. (Для сравнения: в СССР, по имеющейся статистике, смертность от ишемической болезни сердца с 1960 по 1980 г. увеличилась почти в 4 раза, а от ревматизма – снизилась более чем в 6 раз (табл. 1).

Смертность населения ссср от ишемической болезни сердца и от ревматизма (на 100 000 человек)

Ишемическая болезнь сердца

В связи с ростом числа людей, перенесших инфаркт миокарда, ученые стали разрабатывать способы защиты от неблагоприятных факторов среды, от стрессоров. Это и явилось предпосылкой создания концепции адаптационного синдрома.

Стрессор это фактор, вызывающий состояние стресса. Стрессоры бывают физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания) и психологические (факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.) [40].

В.А. Бодров отмечает, что понятие «стрессоры» подобны понятиям «опасность», «угроза», «давление», «конфликт», «фрустрация» и «экст­ремальная ситуация» [14].

Стрессорами могут быть и физические раздражители, и психичес­кие, как реально действующие, так и вероятные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо ответственных решений, быстрой перестройки при вынужденной резкой перемене стратегии поведения, неудовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты.

В условиях труда в социальной организации причиной стресса является несоответствие того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации работник, имеющий опре­деленный уровень способностей, умений и навыков.

Возможны шесть различных источников стресса для людей как различных типов несоответствия меж­ду требуемым и возможным:

– физические (громкость, запах и др.);

– социальные (нормативные ограничения);

– личностные (тревожность, низкая самооценка);

– особенности задачи (степень сложности, монотонность вы­полняемой работы);

– структурные (необходимость работы в группе или индивиду­ально);

– ролевые (возможность инициативы или подчиненность лидеру).

Л.А. Китаев-Смык определяет следующие основные факторы, от которых зависит экстремальность стрессоров:

1) субъективная оценка опасности стрессора для целостности субъекта (физической целостности, целостности социального статуса, «целостности исполнения его желаний» и т.п.);

2) субъективная чувствительность к стрессору, т.е. степень субъективной определенности, значимости стрессора для субъекта;

3) степень неожиданности стрессора. Неожиданной для субъекта может оказаться сила действия стрессора и чувствительность к нему субъекта;

4) близость действия стрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно – неприятно»;

5) продолжительность действия стрессора при сохраняющейся его субъективной значимости (чувствительности субъекта к нему). Экстремальность обусловлена неопределенностью продолжительности сроков действия стрессора либо неожиданным его продлением [33].

Ученые многие болезни сердечно-сосудистой системы у людей обуславливали неблагоприятным развитием у них эмоциональных реакций, изучали физиологические и психологические механизмы, способствующие переходу в болезнь. К болезням, возникающим в связи с эмоциональным перенапряжением, позднее отнесенным к «болезням стресса», были отнесены некоторые болезни желудка и кишечника, отдельные злокачественные опухоли, неврозы, кариес и атрофия десен и т.д. [см. напр. 29].

В лингвистическом аспекте слова «стресс» и «напряжение» не являются синонимами, хотя и близки по значению. Значениями английского слова «stress» являются: давление, нажим, напряжение, ударение, а слово «tension» имеет другие значения: напряжение, напряженность, напряженные раздумья или переживания, напряженные отношения, трения, натянутость, неловкость. В русском языке «напряженность» толкуется весьма сходным образом: сосредоточение сил, внимания при осуществлении чего-нибудь («слушать с напряжением», «душевное напряжение»); слово «напряженный» означает: происходящий с усилием, принужденный, неестественный, неспокойный, готовый разразиться чем-нибудь неприятным [56]. В некоторых случаях употребление терминов «стресс» и «напряжение» как синонимов вполне допустимо. Однако это возможно не всегда. Например, выражение «чувство стресса» некорректно, а выражения «чувство напряжения» или «ощущение напряженности» вполне допустимы, ясно передают смысл высказывания.

В психологическом словаре, составленном Л.А. Карпенко [40], понятие «стресс» определено как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Указано также, что понятие «психическая напряженность» часто совпадает с понятием «психологический стресс». Отмечено, что понятие «стресс» используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Эксперименты на животных, проведенные Г. Селье, показали, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям. Он назвал этот комплекс реакций общим синдромом адаптации и описал три этапа этого синдрома.

По мнению Г. Селье, важно знать – какие личностные качества имеет каждый из нас, какие жизненные испытания человек готов перенести, способен ли он поддерживать оптимальный для себя уро­вень стресса, позволяющий действовать наиболее эффективно. Если одни люди с трудом могут преодолевать ситуации, лишающие их обычного спокойствия и выводящие из привычного мирного окружения, то другие ищут действий и большего жизненного простора, где могут полностью реализовать свои возможности, учась преодолевать свя­занные с этим опасности.

При наличии большого количества стрессогенных ситуаций люди либо не распознают симптомов стресса, либо не знают, каким образом можно избавиться от него. Напряжение, таким образом, «встраивается» в систему нашей личности и никак о себе не напоминает, пока не произойдет, например, снижение продуктивности деятельности, выполнение профессиональных обязанностей на низком правовом уровне, появление психосоматических заболеваний и т.д.

Стресс – обычное и часто встречающееся явление, неотъемлемая часть человеческого существования. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

Признаки проявления стресса можно разделить на три группы:

физические (анорексия, бессонница, головные боли, дрожь, нервный тик, мышечные боли, сексуальные расстройства, слабость, тошнота, рвота, частые простуды);

эмоциональные (агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, ночные кошмары, плохое настроение, раздраженность, невротическое поведение);

поведенческие (злоупотребление алкоголем, поиск у себя заболеваний, привычка теребить волосы, грызть ногти, скрежетание зубами, хроническое откладывание дел на завтра).

Еще Аристотель в своих трудах отмечал: «Когда любого рода аффекты овладевают индивидом, решения его становятся негодными» [8, с. 28]. В настоящее время принято говорить о мобилизующей и расслабляющей тревожности. Расслабляющая тревога парализует личность в ответственные моменты, а мобилизующая как бы дает действиям человека дополнительный импульс. В последнем случае человек может сделать даже то, что ранее не смог бы. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, эмоциональное состояние зависит от силы и интенсивности воздействия фактора. Относительно небольшое психическое напряжение, до определенной пороговой величины, сказывается на деятельности человека положительно и улучшает параметры деятельности. При увеличении интенсивности и силы свыше этого порога происходит резкое ухудшение состояния личности, и результативность его деятельности падает.

Во-вторых, состояние человека зависит и от его психической подготовленности к действиям в напряженных ситуациях. В этом случае также существует некая пороговая градация, зависящая от уровня подготовки, силы и интенсивности воздействующих факторов.

В-третьих, психическое состояние личности определяется и некоторыми устойчивыми индивидуальными особенностями его личности, которые получили название «свойств психологической надежности». К ним относят устойчивость в ситуациях опасности и неудач, помехоустойчивость, оптимальное состояние тревожности, устойчивость к перенапряжению и т.д. Эти качества определяют величину предела полезности напряженности, характерного для конкретного человека. Так, развитость определенных психофизиологических качеств (скорость протекания нервных процессов, сочетание процессов возбуждения и торможения, свойств темперамента) и свойств отражения (восприятие и память, наблюдательность) позволяет при действиях в напряженных условиях осуществить переработку информации, принять верное решение и действовать под контролем сознания.

В-четвертых, указанное эмоциональное состояние зависит и от актуального состояния личности (усталость, подавленность, радость, печаль).

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что одни и те же факторы экстремальных ситуаций в силу психологических причин могут быть для одних людей дезорганизующими, а для других – нет. Психическая напряженность высокой интенсивности приводит к негативным изменениям в личностной сфере и снижает качество деятельности.

Учеными установлено, что признаки психической напряженности таковы: невозможность сосредоточиться на чем-то; слишком частые ошибки в работе; ухудшение памяти; систематическое возникновение чувства усталости; очень быстрая речь; исчезновение мыслей; частые боли в области головы, спины, желудка; повышенная возбудимость; отсутствие прежней радости от работы; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания; потеря аппетита (вкуса к еде); невозможность вовремя закончить работу.

Таким образом, стресс – это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку [см. напр. 29; 34; 38; 45; 47; 56; 62]. Он представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных проявлений.

В литературе встречается и понятие «неизжитый стресс», лежащий в основе болезней, от которых страдают люди. Также встречаются понятия «психоэмо­циональный стресс» (stress – напряжение), «информационный стресс», «тяжелый стресс» (в разработках специалистов гражданской авиации РФ) [78]. Ученые, среди факторов, вызывающих стресс (стрессоры), выделяют эмоциональные (стрессоры, вызывающие неприятные или болевые ощущения; стрессоры неожиданности), психические (стрессоры неудачи; стрессоры, вызывающие чувство страха; эмоционально окрашенные факторы, например, проигрывание в уме сложной или опасной ситуации), операциональные (стрессоры темпа и скоро­сти; сложность решаемой задачи).

Информационный стресс чаще всего развивается в ситуациях информационных перегрузок, острого дефицита времени при ре­шении задач с высокой степенью неопределенности. Эмоциональ­ный стресс обычно возникает при воздействии стрессоров, харак­теризующихся негативным сигнальным значением (опасность, обида, угроза и т.п.).

Психоэмоциональный стресс может оказывать (при уме­ренных параметрах действующих стрессоров и достаточной устойчивости организма) стимулирующее, мобилизующее действие, однако чаще приходится иметь дело с неблагоприятными послед­ствиями (нарушения протекания психических процессов, подавле­ние мотивации к деятельности, нарушение двигательных и рече­вых реакций, отказ от выполнения профессиональных задач).

Вероятность развития тяжелого стресса, сопряженного с дезорганизацией профессиональной деятельности, тесно связана как с характеристиками стрессора, продолжительностью его дей­ствия, так и с индивидуальными особенностями личности (неспе­цифической резистентности и реактивности организма, уровнем профпригодности к работе в стрессовых условиях, профессио­нальной подготовленностью и др.).

Интенсивность стресса зави­сит не от физической силы воздействия, а от предыстории и личност­ной значимости действующего фактора. Стресс включает и физиоло­гические, и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспе­чивающие сопротивление или адаптацию.

Положительное вли­яние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств – улучшении внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоцио­нальной окраске процесса работы.

В настоящее время имеется и более расширенные классификации стрессоров.

А.Г. Каменюкин и Д.В. Ковпак считают, что стрессорами могут быть и изменение социального статуса, и возросшие нагрузки на ра­боте, и конфликт, и проблемные взаимоотношения с подчиненными, и внезапная травма, болезнь, потеря близкого человека и многое другое [30, с. 39]. То есть стрессорами могут выступать факторы внешней или внутренней среды, которые вызывают развитие стресса. Достаточно условно стрессоры можно подразделить на две груп­пы в зависимости оттого, что является запускающим стресс-фактором:

1. Физические стрессоры (болезнь, травма, избыточные нагрузки). Это факторы, непосредственно влияющие на организм. Чрезмер­ные умственные нагрузки тоже относятся к физическим стрессо­рам, так как вызывают развитие состояния утомления, снижение активности психомоторных процессов, в основе которых лежат биологические изменения, а именно истощение нервной системы.

2. Психологические или информационные стрессоры (конфликты, неприятная информация, переживания в связи с чем-либо). Ин­формационные стрессоры – это определенная информация, при восприятии которой начинается развитие стресса. Информация сама по себе не может вызвать стресс: здесь играет роль тот смысл, который она несет в себе для конкретного человека, то, как она трак­туется. Механизм стресса запускается в двух случаях.

В первом случае – если воспринимаемая информация расценивается как угроза физической либо психической целостности – угроза «Я». На­пример, работа минера сопровождается информационным стрессом: знание о непосредственной опасности запускает механизм стресса. Иными словами, предположение о том, что есть угроза целостности организма, вызывает активацию стресса.

Кроме информации об угрозе к психологическим стресс-факторам относятся:

конфликты (конф­ликт – это столкновение двух несовместимых тенденций, двух то­чек зрения. А отказ от своей точки зрения означает угрозу целост­ности. Поэтому деятельность организма мобилизуется и личность активнее отстаивает свою позицию);

отсутствие гармоничных отношений в коллективе (обусловливает высокую ве­роятность развития конфликтов);

нескоординированность действий в команде при возникновении нестандартных ситуаций на работе (приводит к неадекватным действиям и ухудшает эффек­тивность работы всего коллектива).

Во втором случае механизм стресса запускается, если возникает противоречие между двумя несовмести­мыми мыслями (когнитивный диссонанс). «Оказываясь между двух огней», между воображаемой и реальной действительностью, в которой желаемое неосуществимо или противоречит убеждениям, человек начинает испытывать внутренний конфликт. Для разрешения конф­ликта он должен сделать выбор одной из сторон. Если же выбор не делается, то существование двух противоборствующих когниций запускает механизм стресса.

В.А. Абабков, М. Перре при рассмотрении типов стрессоров в зависимости от времени на реадаптацию выделяют диапазон уровней (валентности) стрессоров, негативно влияющих на человека [1, с. 11].

Ими выделяются типы стрессоров в зависимости от времени на адаптацию: повседневные сложности (микрострессоры); критические жизненные события (макрострессоры); критические жизненные события и стрессовые микроэпизоды; хронические стрессоры.

Повседневные сложности (микрострессоры), являясь мелкими «ежедневными» трагедиями для людей (стрессовые события повседневной жизни), вызывают у них нарушения самочувствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями, требующие непривычного приспособления. Микрострессоры усиливают эффекты более сильных и хронических стрессов, они потенциально способствуют расстройствам.

К критическим жизненным событиям (макрострессорам) относятся события, удовлетворяющие критериям:

– их можно датировать и локализовать во времени и пространстве, выделив их на фоне хронических стрессоров;

– они требуют от человека качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир» и этим отличаются от временной, преходящей адаптации;

– сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это происходит в повседневной жизни.

При критических жизненных событиях требуется больше затрат энергии и более продолжительное время на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных стрессоров, поэтому такие события называются макрострессорами.

Хронические стрессоры опре­деляются временной протяженностью стресса. В противоположность дискретным и ограниченным по своей длительности критическим жизненным событиям и повседневным стрессорам хронические стрессоры действуют более длительное время и представляют со­бой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания (например, на­грузки на работе или в семье, развод).

До 1960-х гг. состояние напряженности исследователи связывали ее преимущественно с особенностями ситуаций и стимулов, воздействующих на человека. Такой подход сводился к тому, что исследователи вначале, для того чтобы вызвать реакцию, стремились найти те факторы окружения, которые действуют в качестве стрессоров, и после этого измеряли степень или направленность соответствующих изменений. Вопреки ожиданию экспериментаторов оказалось, что в одних и тех же условиях разные индивиды реагируют неодинаково, причем эти различия касаются как степени подверженности воздействиям, так и типа наблюдаемых эффектов. Так, у одних отмечается высокая устойчивость к стрессу, у других – низкая, при этом у одних лиц деятельность улучшается, у других – ухудшается вплоть до срыва. Эта специфичность реагирования в стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психологическими особенностями субъекта. Так, Г. Басовитц (H. Basowitz) и его соавторы указывали на то, что не следует рассматривать стресс в качестве фактора, навязанного организму, его следует рассматривать как реакцию организма на внутренние и внешние процессы, достигающие тех пороговых уровней, в которых его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела или более того [96]. Р. Лазарус (R. Lasarus) говорил о том, что вследствие «индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной» [42].

Источник

Три стадии стресса

Стресс — одно из нормальных состояний организма, поскольку связан с повышением адаптационных механизмов. Стресс является неотъемлемым проявлением жизни. Стрессовые реакции филогенетически помогали человеку справляться с трудностями, поэтому в этом аспекте стрессовые реакции полезны. Однако, когда стресс имеет яркое выражение и длительное проявление, в таком случае он причиняет вред здоровью человека.

Виды стресса

По типу воздействия стресс бывает системным и психическим. Системный стресс отражает ответную реакцию организма на травмы, воспаление, инфекции и проч. Психический стресс сначала вызывает изменения в психо-эмоциональной сфере, а затем проявляется на биологическом уровне.

Наблюдения Селье

Ганс Селье считается родоначальником теории биологического стресса. Модель общего адаптационного синдрома Ганса Селье представляет чёткое биологическое объяснение того, как организм реагирует и приспосабливается к стрессу.

В своих исследованиях Селье заметил, что организм приспосабливается к внешним стрессорам с точки зрения биологической модели, которая пытается восстановить и сохранить внутренний баланс. В своей попытке сохранить гомеостаз организм использует гормональную ответную реакцию, которая непосредственно осуществляет борьбу со стрессором. Борьба организма против стресса является главной темой общего адаптационного синдрома.

Еще одно наблюдение, которое обнаружил Селье, заключалось в том, что стрессовые реакции имеют свои пределы. Ограниченный запас энергии организма для адаптации к стрессовой среде истощается, когда организм постоянно подвергается воздействию стрессора.

Три фазы стрессовой реакции

Общий адаптационный синдром — это модель, которая состоит из трёх элементов или фаз, которые описывают реакцию организма на стресс:

На стадии реакции тревоги, сигнал бедствия посылается в часть мозга, которая называется гипоталамус. Гипоталамус обеспечивает высвобождение гормонов, называемых глюкокортикоидами.

Глюкокортикоиды запускают выброс адреналина и кортизола. Адреналин дает человеку заряд энергии: сердечный ритм увеличивается, кровяное давление повышается, уровень сахара крови также повышается. Эти физиологические изменения регулируются частью вегетативной нервной системы человека, называемой симпатической ветвью.

Надпочечники начинают активно вырабатывать повышенное количество кортизола и находятся в состоянии гиперфункции. Это состояние можно подтвердить, используя паттерн изменений в гормональном профиле слюны, при котором будут следующие показатели: повышенный уровень кортизола/нормальный уровень DHEA.

2. Стадия сопротивления

Во время стадии сопротивления организм пытается противодействовать физиологическим изменениям, которые произошли во время стадии реакции тревоги. Стадия сопротивления регулируется частью вегетативной нервной системой, которая называется парасимпатической.

Парасимпатическая нервная система пытается вернуть тело в норму: уменьшается количество вырабатываемого кортизола, частота сердечных сокращений и артериальное давление начинают возвращаться к норме. Уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.

Если стрессовая ситуация заканчивается, на этапе сопротивления тело возвращается в нормальное состояние. Однако, если стрессогенный фактор остаётся, организм остаётся настороже, чтобы бороться с его проявлениями.

Надпочечники адаптируются к этой стадии, уже используя механизм, называемый «захват прегненолона». Прегненолон является метаболитом холестерина и представляет собой исходное химическое вещество для производства как кортизола, так и половых гормонов, включая тестостерон. При изменении метаболизма прегненолона, уровень тестостерона, вырабатываемого в организме, снижается. При этой стадии, паттерн гормонального профиля в слюне будет представлен следующими показателями: повышенный уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

3. Стадия истощения

На этом этапе стресс сохраняется в течение длительного периода. Организм начинает терять способность бороться со стрессором и уменьшать его вредное воздействие, поскольку истощается вся адаптивная способность. Стадия истощения может приводить к стрессовым перегрузкам и к проблемам со здоровьем, если они не будут решены немедленно.

В этой стадии надпочечники больше не способны адаптироваться к стрессу и исчерпали свои функциональные возможности. Сначала при исследовании гормонального профиля в слюне будут выявляться нормальный уровень кортизола/низкий уровень DHEA (или уровень кортизола, характерный для гиперфункции и сниженной функции будет сочетаться с нормальным уровнем DHEA). Когда надпочечники исчерпают свои возможности, будут определяться: низкий уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

Если стресс продолжает воздействовать и далее, истощаются запасы кофакторов, которые необходимы для производства кортизола, вследствие чего организм разрывает механизм шунтирования прегненолона и вновь переключается на выработку DHEA. Такой паттерн будет представлен низким уровнем кортизола/нормальным уровнем DHEA.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *