цифровая электронная среда обучения
Удаленки.net
Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент «мы и без компьютеров учились хорошо» уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых популярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соцсетях и родительских чатах.
МИФ 1
Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда и путаница.
МИФ 2
Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе.
МИФ 3
«Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована»
Это неправда! Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант.
МИФ 4
Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми.
МИФ 5
«Цифровизация снижает уровень знаний детей»
Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв.
Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания).
МИФ 6
«Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант»
МИФ 7
«Мы учились не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна»
Раньше все пользовались дисковыми проводными телефонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов! Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться.
МИФ 8
«В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно»
Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы.
Ноу-хау из портфеля
Цифровая образовательная среда
Попробуем собрать вместе представления о том, что такое цифровая образовательная среда, какими свойствами она обладает, каковы цели и задачи её создания и поддержания, на каких принципах она может быть построена.
Основные термины и определения:
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово « открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.
Организационные принципы построения ЦОС:
(формулировки приведены с учетом предложений-поправок коллег —экспертов ИРИ)
Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Прежде всего, запретить насильственное внедрение централизованных региональных инструментов, кроме государственных систем, как нарушающих ряд законов и разъяснения Минобрнауки России,– взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей ЦОС, на основе минималистичных центральных государственных систем. Предложение о переформатировании в этом контексте федеральной системы учета обучающихся Контингент описано ранее.
Ключевой принцип информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.
Ключевой инструмент формирования экосистемы– стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами.
Цели ЦОС:
Задачи:
Описание и оценка эффективности
Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.
Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее
Что такое Цифровая образовательная среда и для чего она создается?
С каждым днем в нашей жизни появляются новые технологии, возможности, которые упрощают нашу повседневную жизнь и оптимизируют трудовую. Нам уже не обойтись без электронных сервисов, на которых можно оплатить коммунальные услуги или штрафы ГИБДД, записать ребенка в первый класс или подать заявление на социальную выплату. Мы уже не представляем своей жизни без общения с друзьями или родственниками, которые находятся далеко, по видеосвязи, без проверки оценок в электронном дневнике и переписки в рабочих или родительских чатах.
Современная реальность требует более глубоких знаний и навыков, осознания необходимости в постоянном обучении, в умении использовать постоянно обновляющиеся технологии. Современные технологии позволяют педагогам повышать квалификацию, получать консультации и общаться со своими коллегами в удобном онлайн-формате, не тратя времени на поездки в районные или областные центры, а ученикам не прерывать учебу во время болезни, осваивать дополнительные навыки и участвовать в различных всероссийских олимпиадах и конкурсах, не отрываясь от учебы.
Современное образование требует новых технологий, именно поэтому в рамках национального проекта «Образование» в школах развивается Цифровая образовательная среда (ЦОС). Речь идет об оснащении школ Интернетом, современным оборудованием, создании обучающих сервисов. ЦОС призвана дополнить традиционные инструменты новыми возможностями, например, такими как электронный дневник и интерактивные доски. Это целый набор современных технологичных решений для школы, в том числе виртуальная библиотека и образовательная платформа.
Весной этого года в России запустили платформу «Сферум», чтобы уйти от зарубежных аналогов, таких как Zoom или Skype. При этом у нее гораздо большее количество функций и инструментов для обучения. К ней уже подключены более 17 тысяч образовательных организаций. На этой платформе можно создать сообщество школы, чаты, проводить совещания, видеоконференции с возможностью демонстрации экрана и родительские собрания, составлять и просматривать расписание, загружать в открытый доступ учебные и методические материалы, ребята могут загружать домашние задания, а учителя их проверять. Ядро платформы – система «Моя школа», где представлен проверенный контент, которым могут пользоваться учителя и ученики. Педагоги могут использовать на традиционных уроках видеоматериалы, например, чтобы рассказать о каких-то исторических событиях, географических открытиях или физических законах. А ученик может подключаться к уроку, если он по каким-то причинам не может посещать школу. Предполагается, что «Моя школа» создаст все необходимые условия, чтобы педагоги, школьники и родители могли оперативно получать информацию и продуктивно общаться друг с другом. Она разработана с использованием искусственного интеллекта, поэтому будет выстраивать образовательную траекторию каждого ребенка, отслеживать его интересы и достижения на различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других дополнительных занятиях. Все это поможет сформировать индивидуальное цифровое портфолио учащегося, которое будет учитываться в том числе и при поступлении в вуз.
Цифровая образовательная среда направлена на то, чтобы все ребята, независимо от того, живут они в больших городах или в маленьких поселках, получали качественное образование, а уроки были увлекательными и наглядными, побуждали узнавать что-то новое. ЦОС расширит возможности для каждого школьника, предоставив доступ к современным и качественным образовательным ресурсам. Проект подразумевает одновременное использование электронных сервисов и традиционного подхода к обучению. Он сделает процесс обучения более гибким, технологичным и динамичным. Если ребенок заболел и не посещает школу, то он сможет подключиться к занятиям и не отставать от программы. А учителя, используя современные цифровые технологии, смогут повышать свою квалификацию, получать методические консультации и общаться со своими коллегами.
«Содержание, электронный контент должны соответствовать программе обучения, школьным стандартам, помогать учителю провести традиционный урок, чтобы он мог проиллюстрировать ту или иную тему, раскрыть ее более глубоко и интересно. Однако электронный контент и технологии не заменяют образование. Мы ставим на первое место образовательный процесс, а технологии – на второе, чтобы они содействовали образовательному процессу там, где это необходимо», – сказал глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов.
Цифровая трансформация в школах коснется и Интернета, к которому будет подключено каждое учебное заведение: в городах – 100 мегабит в секунду, в селах – 50 мегабит в секунду.
В школах появится возможность видеотрансляций, что позволит учителям выстраивать урок более интересно, наглядно, в том числе используя материалы других педагогов, вузовских преподавателей и ученых. За счет развития ЦОС повысится конкуренция на рынке образования, сам процесс станет прозрачным, а родителям будет проще общаться со всеми участниками образовательного процесса.
У учителей появится единая система научно-методического сопровождения, а в каждом регионе будет открыт Центр непрерывного повышения профессионального мастерства учителей. Благодаря таким центрам учителя уже сейчас могут постоянно повышать свою квалификацию. В этом году в России таких центров будет более 60. Здесь учителя осваивают новую технику, современные средства обучения и получают поддержку в реализации новых образовательных программ. За два года 185 тысяч учителей вошли в национальную систему профессионального роста педагогических работников. Более 60 тысяч учителей русского языка, математики, физики, химии и биологии из 84 российских регионов прошли курсы повышения квалификации.
Как действует ЦОС в реальной жизни? Например, в Калининградской области в поселке Маршальское есть школа, которая в прошлом году для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды получила два интерактивных комплекса (интерактивная панель с вычислительным блоком и мобильным креплением), 30 ноутбуков для мобильного класса, 2 ноутбука для педагогов, 6 ноутбуков для управленческого персонала, а также принтер и сканер. В результате в поселковой школе появилось два класса, оснащенных по современным стандартам, в которых ребята могут выполнять виртуальные лабораторные работы по химии, биологии и физике. Более того, в школе для создания комфортной зоны для использования Wi-Fi было установлено 6 точек доступа: две в начальной школе, охватывающей 4 кабинета; две точки доступа на 2-м этаже, охватывающей 8 кабинетов (физики, химии, английского языка, ОБЖ, истории, русского языка, кабинет литературы, кабинет музыки); 1 точка доступа – кабинет информатики; 1 точка доступа – административный кабинет. Благодаря этому жизнь ребят и учителей заметно изменилась, они получили возможность заниматься на современном оборудовании, а значит, повышать свои компетенции, а также доступ к образовательным платформам, в том числе и «Российской электронной школе» (РЭШ).
Цифровая среда или цифровые среды? Разбираемся в госпроектах по инновациям в образовании
Минпросвещения и Минобрнауки ведут параллельные проекты по цифровизации школ и вузов. В них можно запутаться. Но мы разобрались.
С 10 декабря 2020 года в России начался эксперимент — внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в школах.
Похожий процесс параллельно идёт и в вузах: для них в 2020 году официально запущена государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС).
Эти две цифровые среды — не часть единой системы, как может показаться на первый взгляд, а самостоятельные явления. Каждая среда задумана для своих целей.
Планы по цифровизации в «Образовании»
Цели цифрового развития общего и профессионального образования были расписаны в 2019 году в национальном проекте «Образование». В него входит сразу два федеральных проекта для воплощения этих целей.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Первый федеральный проект: «Цифровая образовательная среда»
Этот проект предусматривает, в частности:
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это не единая онлайн-площадка, а набор технических решений для школ. Сейчас эти решения в стадии формирования. По замыслу Минпросвещения, в ЦОС войдут библиотека верифицированного учебного контента, платформа с учебными заданиями, соцсеть и система видео-конференц-связи.
В недавнем интервью министр просвещения Сергей Кравцов объяснил, как именно технологии войдут в программы. Учитывая недовольство родителей, учителей и учеников экстренной цифровизацией, которая случилась из-за пандемии, он старался подчеркнуть: цифровые инструменты не будут полной заменой традиционной школе.
«Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это помощь, усиление традиционной системы образования. В неё входит отечественная система видео-конференц-связи. Мы назвали её „Сферум“ и уже успешно апробировали в Московской области. В сервисе используются опыт и те решения, которые уже были отработаны на видеонаблюдении на ЕГЭ. Эта система защищена от хакерских атак и взломов. Она нужна для того, чтобы учителя и ученики могли общаться друг с другом, в том числе из разных регионов, а родители могли бы посещать родительские собрания онлайн, если очно не могут присутствовать. Второй важный компонент ЦОС — это социальная сеть. Третий — это электронные верифицированные учебные материалы в помощь учителю, проверенные экспертами, соответствующие школьным стандартам. Учитель может их использовать, чтобы сделать очный урок интереснее».
Часть этих инструментов будет работать на базе соцсети «ВКонтакте», рассказал министр. Пока же они или находятся в разработке, или проходят тестирование.
Второй федеральный проект: «Молодые профессионалы»
Полное название этого проекта — «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Одна из его целей — к 2024 году 20% студентов вузов должны изучать отдельные дисциплины, используя ресурсы не только своего университета, а и других организаций, в том числе онлайн-курсы. Для этого в проекте поставлена задача обеспечить всем, кто обучается на программах высшего или дополнительного профессионального образования, доступ к онлайн-курсам различных организаций и платформ по принципу «одного окна».
К запуску нацпроекта «Образование» прототип такого «окна» уже существовал — это онлайн-платформа «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). Её запустило Минобрнауки (тогда ещё не разделённое на два министерства) в 2017 году. Под своим полным названием СЦОС тоже упоминается в нацпроекте — предполагалось к 2020 году создавать на ней индивидуальные цифровые портфолио обучающихся, и эта задача уже выполняется.
СЦОС — фактически агрегатор онлайн-курсов разных платформ и вузов. Сами курсы размещаются не на сайте СЦОС, а на площадках образовательных организаций, которые эти курсы создают и поддерживают. Удобство в том, что пользователь, авторизовавшись в одном месте (на сайте СЦОС), может подобрать нужный курс в реестре и получить доступ к нему.
К моменту появления нацпроекта «Образование» и, соответственно, проекта «Молодые профессионалы» СЦОС пользовались уже больше 700 тысяч человек, и на ресурсе было представлено более тысячи онлайн-курсов. Сейчас СЦОС объединяет 66 платформ, 109 вузов и предоставляет доступ к более чем
1 700 курсам.
Словом, школьная «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) и вузовская «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) — два разных, не связанных между собой проекта. Первый представляет собой набор технических решений с разными задачами, второй — конкретную платформу. О том, чтобы собирать цифровые следы пользователей ЦОС (школьников) и затем как-то учитывать их в рамках СЦОС, когда эти школьники станут студентами, речи не идёт.
Как коронавирус скорректировал планы
Пандемия изменила многое: школьникам, студентам и педагогам пришлось быстро познакомиться с цифровыми технологиями, и потребность в цифровом образовательном контенте выросла. В июне 2020 года стало известно, что планы по финансированию нацпроектов тоже меняются.
Обновлённые программы пока не представлены официально: очередной срок их корректировки назначен президентским указом на 1 апреля. Но известно, что оба российских образовательных ведомства, Минпросвещения и Минобрнауки, постарались разделить цифровые задачи между собой.
Нацпроект «Образование» остался в ведении Минпросвещения, но только в части школ, а задачи вузов и дополнительного образования из него будут исключены. Когда и в каком виде будут утверждены новые нацпроекты — неизвестно.
Что происходит с цифровыми средами сейчас
Планы меняются на ходу, но работа уже кипит. Вот что сделано.
Цифровая среда для школ
По декабрьскому постановлению правительства об экспериментальном внедрении ЦОС, школы в ряде пилотных регионов должны быть обеспечены высокоскоростным доступом к интернету и всем необходимым оборудованием, чтобы использовать дистанционные образовательные технологии. Так, к утверждению готовится стандарт «цифровой школы» — список технических требований к её инфраструктуре. Эту работу Минпросвещения ведёт совместно с Минцифры: помимо ЦОС, задачи по оснащению школ входят в нацпроект «Цифровая экономика».
Как мы помним, кроме «железа», в пилотных регионах министерства вместе с местными властями будут в экспериментальном порядке запускать информационные системы для доступа к образовательным сервисам. Основной точкой входа станет платформа «Моя школа». Её уже разрабатывает подведомственный Минпросвещения Институт цифровой трансформации в сфере образования.
Пока нет ясности, будет ли она создана на базе уже существующей платформы с похожим названием («Моя школа онлайн») или речь идёт о совершенно новой платформе. «Моя школа онлайн» была экстренно запущена весной 2020 года издательствами школьных учебников во главе с «Просвещением».
Эта платформа содержит учебные материалы в электронном формате. Но очевидно, что функции, предполагающиеся у «Моей школы» в рамках ЦОС, должны быть гораздо шире. На новой платформе ученики будут изучать учебные темы, выполнять задания и получать обратную связь.
Система, основанная на технологии искусственного интеллекта и учёта «цифровых следов» пользователей, будет выявлять пробелы в знаниях школьников и их образовательные интересы. Это поможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, то есть рекомендовать учебные материалы именно по тем темам, которые важны для конкретного ребёнка.
Из всех технических решений ЦОС ближе всего к запуску сейчас «Сферум» — система видео-конференц-связи (отечественный аналог Zoom и других подобных сервисов). К концу 2021 года её планируют распространить на все школы в 15 регионах страны.
Первоначально, судя по проекту постановления, эксперимент в полном объёме, включая и «Мою школу», и другие созданные в рамках ЦОС сервисы, планировалось распространить на 14 регионов: Алтайский и Пермский края, Астраханскую, Калининградскую, Калужскую, Кемеровскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Тюменскую и Челябинскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Но в подписанном документе Минпросвещения поручено выбрать регионы для участия. Пока министерство утвердило порядок отбора.
Цифровая среда для вузов
Платформа «Современная цифровая образовательная среда» уже действует как единая точка доступа к ресурсам разных провайдеров. В прошлом году на ней появилась функция авторизации по профилю на Госуслугах и расширились функции личного кабинета.
Теперь пользователь СЦОС может вести своё цифровое портфолио пройденных курсов, полученных сертификатов и приобретённых навыков. Массовое подключение вузов к платформе, о котором недавно заявил замминистра науки и высшего образования Александр Нарукавников, означает, что они смогут добавлять в реестр СЦОС свои курсы. Причём неважно, где эти курсы опубликованы: на внутренних сервисах университета или на Coursera.
Кроме того, после подключения вузам будет удобнее включать курсы других университетов и компаний в свои образовательные программы: СЦОС фиксирует, на какие курсы студент записался и с каким результатом их прошёл.
Что это значит для EdTech-рынка и для учеников
Важная часть и ЦОС, и платформы СЦОС — образовательный контент для школ и университетов. Кто и как будет его создавать? Будет ли в этих цифровых средах место решениям, разработанным в EdTech-компаниях?
Похоже, что да. Но на определённых условиях.
«Мы открыты к частным предложениям. Но нам нужно понимать, что те методики, то содержание, которые предлагаются, действительно соответствуют федеральному государственному стандарту… Библиотека верифицированного контента и сервисов ЦОС будет состоять из двух блоков. Первый — бесплатный и общедоступный контент по всей школьной программе, разбитый по классам, темам, уровням сложности в помощь ученикам и учителям. Там будут задания с возможностью автоматической проверки, видеоматериалы, интерактивные презентации. Второй блок — это высокотехнологический „опциональный“ — то есть дополнительный — контент от представителей EdTech-индустрии. Он будет размещаться в специальном разделе — «Маркетплейсе». Весь этот контент в обязательном порядке пройдёт экспертизу», — рассказывал в интервью министр просвещения Сергей Кравцов.
Иными словами, чтобы образовательный контент для школьников попал в «Маркетплейс» ЦОС, он для начала должен будет пройти экспертизу. Порядок государственной экспертизы контента и формирования реестра его поставщиков ещё не утверждён. Предполагается, что заключение государственной экспертизы о включении контента в библиотеку будет действовать три года.
Вузовский портал СЦОС уже включает в себя курсы не только университетов, но и частных игроков рынка онлайн-образования. Правда, они там пока в меньшинстве: видимо, платформа ориентирована всё-таки прежде всего на обмен своими курсами между вузами в формате виртуальной академической мобильности.
Технологии ЦОС в школах и платформа СЦОС для студентов предполагаются бесплатными для пользователей. За контент для базового блока ЦОС заплатит государство: разработчик «Моей школы» Федеральный институт цифровой трансформации образования закупит образовательные материалы по 46 предметам для 1–11 классов на 800 млн рублей.