где можно сделать оклад для иконы
Изготовление окладов для икон
в «Вопросах-ответах» Николая Ардабьевского довольно давно висит вопрос следующего содержания:
===
Где в Москве можно изготовить на заказ оклад для иконы? Дело в том, что в трудные годы Великой Отечественной войны моя бабушка продала оклад от нашей домашней иконы, но саму икону сохранила. Очень бы хотелось изготовить для иконы новый оклад. Елена
===
Может быть кто-то может помочь советом?
Spasitel_kamey2.jpg
418.29 KB • 938
Spasitel_kamey2_lr.jpg
43.42 KB • 519
ййй1 001.jpg
299.74 KB • 891
Иконы написанна для Святой горы Афон. изготовлен оклад. Размер иконы 600X700мм. Оклад (басма медь, серебрение, чеканка, гальванопластика, гравировка, чернение. Камни (рубины, гранаты, хразопразы)
Цена оклада без камней 80.000руб срок исполнения 1 мес.
Изображение 011.jpg
239.57 KB • 760
Мерная икона, стоимость 15.000руб басменный оклад полированная латунь 2000руб
Срок изготовления иконы в окладе 7-10 дней
Изображение 288.jpg
379.15 KB • 531
Фрагмент басменного иконостаса г. Санкт-Питербург. Басма мельхиор (450руб дм2), золочение, чернение. Просечные венцы венцы для икон 9 шт. латунь золочение, гравировка, камни бирюза, лазурит.
Срок изготовление иконостаса 2.5 мес.
Изображение 059.jpg
223.06 KB • 424
Киот напольный 3200X1500мм.(Москва) басма мельхиор, чернение, гальваническое золочение, золочение на мардан,позолоченная латунная фурнитура, рама (ясень) резьба. Срок исполнения 2 мес. Стоимость 350.000руб.
Изображение 087.jpg
246.63 KB • 307
Фрагмент напольного киота
Изображение 014.jpg
254.7 KB • 219
Фрагмент иконостаса, Московская обл. иконопись (золочение фонов) басма (мельхиор,чернение, латунь золочение)
DSCN1323.jpg
286.5 KB • 266
Фрагмент иконостаса, басменое убранство (золочение, просечные орнаменты сеней, чернение) Цена договорная, срок исполнения 3 мес.
Прошу сообщить возможность изготовления оклада на икону.
Был бы благодарен если бы кто-нибудь смог что-то рассказать про этот список Касперской иконы Божией Матери
PICT0349-1.JPG
114.25 KB • 475
PICT0360-1.JPG
114.03 KB • 571
Или, у иконописца делавшего этот список, не очень получались руки, или, т.к. писали под оклад, не очень тщательно прорисовывали.
В результате согнутый мизинец так получился.
В субботу сделаю другие снимки и выложу в атрибуцию.
По теме ветки предложений нет?
Наша мастерская занимаемся изготовлением окладов для икон.
В нашей мастерской Вы можете заказать икону написанную мастером
иконописцем, а наши ювелиры выполнят изготовление оклада.
Так-же мы можем изготовить оклад для уже имеющееся у Вас иконы
Восстанавливаем поврежденные оклады с антикварных икон, воссоздаем оклады по эскизам с нуля. Мы всегда рады Вам помочь и проконсультировать по любому вопросу связанному с нашей деятельностью. НЕДОРОГО!!
тел. 8(917)503-30-17 (Москва)
Афанасий.jpg
833.38 KB • 510
Святой Афанасий. Размер 13х23 см.
Вифлеемская 11х13.jpg
889.26 KB • 602
Оклад Иконы Богородицы Вифлеемская. Размер 11х13 см.
Николай Чудотворец С Предстоящими 6.jpg
1.03 MB • 503
Оклад для икон
Изготовление окладов для святых икон, конечно, имело свою символику.
С любовью выполненный оклад был настоящим произведением искусства, выглядел очень нарядно и богато, символизируя драгоценные дары, которые приносят молящиеся христиане к Стопам Творца и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери также дары святым угодникам Божиим.
В XIV веке появился простой вид оклада – басменный (басманный). Изготавливался такой оклад из тонких металлических листов, с выбитыми на них по матрице узорами. Басменные растительные орнаменты являлись символами вечного цветения, обозначали живоносную силу Божественного Света.
На смену строгим басменным окладам пришли богатые чеканные оклады в стиле барокко. Барочные элементы сохраняются очень долго, до конца 19 века.
Обилие икон, «убранных» в дорогие и в высшей степени искусные оклады, поражали воображение иностранцев, посещавших Россию.
Большинство русских окладов для икон были утрачены после 1921 года, когда вышел Декрет о полной ликвидации монастырского имущества в России.
До наших дней дожили редчайшие иконы в прекрасных ризах из домашних иконостасов. К счастью, можно встретить и храмовые иконы в драгоценных ризах, которые чудом были спасены от уничтожения или изъятия в годы революционного лихолетья. Часто такие иконы требуют золотых рук реставраторов. Реставрация икон, по сути – это возвращение ей «второго дыхания».
Реставрация иконы, в окладе или «неокладного »образа, требует высокого мастерства. Нужно увидеть и почувствовать сквозь века запечатленный Святой Образ, и благоговейно положить руку на пульс того живого сосуда, который соединил столетия.
Такой квалификацией в полной мере обладают мастера иконописной мастерской «Мерная икона». Наши художники много лет профессионально реставрируют иконы требующие не только художественной но и исследовательской работы в архивах для воссоздания святого образа. Кроме этого, в нашей мастерской Вы можете заказать изготовление оклада, как для старинной иконы, так и для вновь написанной, а также купить готовые оклады для икон, выполненные из различных материалов в традиционных для России техниках.
Сегодня древняя традиция, украшения икон окладами и ризами, берущая начало в правилах Седьмого вселенского Собора, обретает новую жизнь, благодаря стараниям современных иконописцев и возрождению Русского церковного искусства.
Поделиться ссылкой:
Реставрация киотов и окладов
Изначально иконописная традиция не подразумевала добавления к образу каких-либо дополнительных деталей. Возникновение первых окладов относится к XII веку, киоты для икон появились ещё позже. Со временем, однако, эти элементы убранства прочно вошли иконописную традицию, дали начало целым направлениям православного декоративно-прикладного искусства.
Оклад — накладное украшение лицевой поверхности иконы, обычно металлическое. Оклад может быть украшен эмалью, инкрустирован драгоценными камнями, покрыт чеканными узорами, зернью или сканью. К XVII-XVIII векам искусство создания окладов достигло своей вершины. Одновременно защищающие и украшающие образ, они стали важной частью икон. Однако, по мнению ряда искусствоведов, широкое применение окладов имело губительные последствия для иконописи: древние шедевры скрывались под пластинами металла, оставляя видимыми лишь лики и руки Святых, а новые иконы писались в общих чертах, с подробной проработкой лишь видимых частей. Есть ли у оклада литургический, богословский смысл, который оправдывает его «украшательство»? Безусловно, есть. Символика окладов всецело восприняла символику иконописи и стала её частью. Золото и серебро, скрывающее одежды Святых или фон иконы — символы Божественной благодати и Небесной чистоты. Металлические детали прекрасно передают ощущение света, которые должен исходить от Святого образа. Драгоценности на окладе символизируют духовное богатство, а растительные узоры — вечную жизнь и цветение.
Киот, или кивот — шкафчик или ящик для хранения образа. Он может быть створчатым или застеклённым. В переводе с греческого «киот» означает «ковчег». Киот иконы символизирует Ковчег Завета со скрижалями. Таким образом, хранение иконы в киоте отражает её непреходящую ценность и неподверженность разрушению. Как и в случае с окладом, практическое назначение подкрепляется литургическим смыслом. Не являясь непосредственной частью образа, киот, тем не менее, бережно хранится и при необходимости реставрируется. Реставрация киотов, как и реставрация окладов — важная часть работы иконописцев-реставраторов.
Иконописная мастерская во имя преподобного Алипия Печерского уже много лет занимается реставрацией окладов и киотов, наряду с реставрацией икон.
Первым этапом реставрационной работы является консервация сохранных частей. С иконы временно удаляется оклад и съемные части киота (или киот целиком), иконная доска при необходимости укрепляется, изображение расчищается и покрывается защитным лаком. Также удаляются загрязнения, которые могли накопиться внутри киота — пыль, паутина, древесная крошка.
Реставрация оклада — отдельная нетривиальная задача. Прежде всего, требуется удалить загрязнения с металла, обработав его специальным составом. Темнеет от времени не только серебро, но и латунь. Меняет свой вид и золото, особенно с примесями. Однако чистка возвращает металлу первозданный блеск. Сложнее вернуть форму помятым или повреждённым тонким листам, из которых зачатую изготовлены оклады. Иногда части оклада бывают утрачены, требуется с нуля восстановить недостающий фрагмент. Возвращённый на икону, оклад прочно укрепляется на ней. В данном случае по периметру иконы выложен витой серебряный шнур, удерживающий фрагменты оклада.
Один из самых тонких моментов реставрации оклада — работа с накладным венцом. Этот элемент, нимб Святого, зачастую выполнен из другого металла или в другой технике, чем остальная часть оклада. Он может быть ажурным или с городчатым краем. Хрупкость венца делает его особенно уязвимым для повреждений и требует от реставратора ювелирной аккуратности в работе. Венец возвращается мастером на икону в последнюю очередь.
Изготовление оклада для иконы. Часть 1
Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.
Берём слиток серебра
Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.
Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.
Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало. Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.
И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.
Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.
Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.
Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.
Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.
Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.
Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск
Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные
Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.
На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.
И вот конечный результат первого самого простого этапа.
Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело
Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.