где находится церковь рождества христова
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова (Church of the Nativity)
Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус. Здание, возведенное почти полторы тысячи лет назад, дошло до нашего времени с незначительными изменениями.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Храм Рождества Христова
История храма Рождества Христова в Вифлееме
Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.
В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.
Значение храма для христиан
Насколько верно императрица Елена выбрала место для базилики, не знают даже досконально изучившие вопрос христианские теологи. В религиозных текстах этого периода в качестве места рождения Христа указываются и другие окрестности Вифлеема, и даже точки в самом городе. Считается, что Елена сначала просто пыталась сберечь пещеру для потомков, но довольно быстро базилика стала местом постоянных богослужений для паломников. В общем, уверенность в выборе места – это скорее плод общественной договоренности, нежели достоверные факты, что не мешает христианам всех конфессий с замиранием сердца ожидать наступления Рождества и торжественного богослужения в Вифлееме.
Ветви христианства и храм
Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.
Главные святыни
Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание туристов.
Звезда Рождества
В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.
Чудотворная икона Божьей Матери
Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.
Ясли Христа
Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.
Архитектурные черты храма
Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.
Интерьер церкви
Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.
Информация для туристов
Попасть в храм Рождества Христова можно через западный вход, или Врата смирения, ниже человеческого роста. Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали. Туристы проходят в храм с 10 до 18 часов, чтобы не помешать службам.
Как добраться
Христианские паломники часто останавливаются в монастырях, примыкающих к храму. Туристы обычно отправляются в Вифлеем из Израиля. Напрямую от Иерусалима до Вифлеема всего 8 км, но из-за разных статусов территорий путешествие будет довольно долгим. С собой обязательно иметь загранпаспорт, поскольку граждан Израиля в Палестине не жалуют. От Дамасских ворот Иерусалима, сооруженных в XVI веке, отправляется автобус № 21, который идет до конечной остановки около 40 минут. В пути возможна задержка на КПП, где у местных жителей проверяют паспорта. От станции нужно двигаться в направлении площади Мангер, рядом с которой расположен храм.
Правила безопасности
По отзывам путешественников, городские районы Палестины достаточно безопасны, регулярно патрулируются военными и полицией. Если вы путешествуете самостоятельно, в одежде достаточно придерживаться правил, которые и так выполняют паломники: женщинам желательно покрывать головы, не обнажать колени и плечи, мужчинам не ходить в шортах. На то, как одеты члены организованных туристических групп, никто особого внимания не обращает. Питаться лучше на израильской территории – санитарные нормы в кафе и ресторанах там соблюдаются более тщательно, чем в Палестине.
Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.
Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года
Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.
Внутренний вид храма
Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.
Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества
В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.
Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.
Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.
Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.
Московские храмы Рождества Христова
Почти все Рождественские храмы столицы освящены в честь Рождества Богородицы. И накануне революции только три приходские церкви в центральной Москве, как и храм Христа Спасителя, были посвящены Рождеству Христову. Две из них не пережили советское время, а третья ныне справляет свой престольный праздник.
|
Храм прп. Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого |
Древний Рождественский храм был освящен в Кремле подле колокольни Ивана Великого при Иване Грозном. У него была сложная и интересная судьба. Первоначально кремлевский храм собирались освятить во имя Воскресения Словущего. Есть версия, что Василий III приказал построить его «под колоколы» — для колоколов, которые были слишком тяжелы для Ивана Великого. Архитектор Петрок Малый возводил явно звонницу, с необычно толстыми стенами, с мощным фундаментом, хотя, по сохранившимся воспоминаниям, довольно изящную. Или же московский государь хотел иметь в Кремле церковь во имя Воскресения Словущего по образу Иерусалима, где стоит храм Воскресения Господня. Церковь строили долго и когда построили — уже при Иване Грозном, — освятили ее во имя Рождества, с Воскресенским приделом. Это тоже символизировало идею «Москва-Третий Рим»: московский храм был посвящен празднику Рождества Христова — Боговоплощения — по подобию храма Святой Софии в Константинополе.
К революции в центральной Москве, кроме храма Христа Спасителя, существовали три главные приходские церкви освященные во имя Рождества.
Различны и версии о появлении местной Рождественской церкви. Первая гласит, что в первой половине XVI века здесь было владение дьяка Михаила Мисюря, по всей вероятности, потомка местных оружейников. Его усадьба стояла на месте дворца Хераскова-Разумовского на Тверской, где раньше был Английский клуб, а теперь музей политической истории России. В 1547 году, в год венчания на престол Ивана Грозного, дьяк построил на своем дворе деревянную церковь во имя Рождества Христова, а в самом конце того столетия на ее месте вырос каменный храм. Другая версия, что церковь появилась в 1573 году, и выстроили ее крепостные: то ли ради спасения от жестокого барина, то ли вместе с ним во славу Божию, и будто бы сам царь помогал деньгами. Наконец, согласно третьей версии эту церковь повелел выстроить сам Иван Грозный в 1573 году в честь победы над крымским ханом. В 1682 году она была перестроена в камне: население слободы было богатым, и церковь оказалась добротной, внушительной. Дореволюционный историк писал о ней: «Отличается древностью и архитектурой».
Сохранилась красивая история, как в самом конце XVII века в приходе около церкви жил слепой мастер-оружейник. Участник Азовских походов Петра, он попал в плен, где ослеп, и когда вернулся домой, просил слободчан устроить ему мастерскую в подземелье около Рождественской церкви, чтобы проверять свои клинки на слух под звон колокола. И стал делать мастер уникальные клинки, которые выходили у него черного цвета. Но однажды «охрип» главный колокол Рождественского храма и не стал работать мастер, отказался от еды и питья, зачах и вскоре умер, унеся в могилу и секрет черного «незвонкого» клинка.
Храм сильно пострадал от французского нашествия, но был восстановлен уже в 1815 году. В тот же год появился придел во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Именно этим чудотворным образом, ныне обретшим пристанище в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, храм в Палашах был известен всей Москве. Икона с древности прославилась многими чудесами, имея силу прощать самых падших и спасать погибающих грешников, в последнюю минуту в раскаянии взмолившихся ей о помощи и спасении. В VI веке, в малоазийском городе Адане она спасла инока Феофила, которого несправедливо оговорили, обвинив в воровстве, и он, озлобившись за навет, содеял ужасное — обратился к врагу рода человеческого. Опомнившись, он раскаялся, затворился в храме и ночи напролет слезно молился перед образом Богоматери, прося о спасении. Тогда же, по преданию, он и называл Ее «Взыскание погибших». За глубокое раскаяние и искреннюю, сердечную молитву Феофил получил прощение. В нем Богоматерь явила Себя как Взыскательницу, отыскивающую, взыскивающую погибающие человеческие души — последнее прибежище отчаявшихся.
|
Икона Божией Матери Взыскание погибших |
В старой Москве было две иконы «Взыскание Погибших»: одна находилась в домовой церкви Александровского сиротского института, вторая — в Рождественской церкви, что в Палашах. В храм на Тверской образ попал чудесным образом. Прежде икона как фамильная святыня находилась в доме одного московского дворянина, прихожанина Рождественской церкви, который сначала разорился, потом овдовел и остался с тремя юными дочерьми без средств к существованию. Им стали овладевать мысли о самоубийстве, но в последнюю минуту он силой повлек себя к иконе, помолился перед ней и получил утешение, а потом в дом вернулся достаток. Предание гласит, что после этого во сне ему было велено принести отнести икону в Рождественский храм, что он исполнил незамедлительно. Встречается мнение, что он сам принес икону в свой приходской храм, не смея владеть ею одному и считая себя недостойным иметь такую святыню дома. (Похожий случай произошел после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.)
В 1812 году захватчики разорили храм, а икону разрубили на части, но снова было чудо: от разбитой иконы совершались исцеления, а потом образ сумели восстановить — тогда и освятили для него придел в Рождественской церкви. В январе 1912 года перед этим образом прихожанка храма Марина Цветаева венчалась со своим избранником Сергеем Эфроном…
По традиции в праздник иконы 18 февраля литургию в Рождественской церкви служил московский митрополит, а незадолго до кончины — святой патриарх Тихон. Тогда пел хор под регентством знаменитого П.Г.Чеснокова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году пришел конец Рождественскому храму, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной — туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя спалило все вокруг, но не тронуло образ.
Приход Рождественской церкви был замечательным. Кроме Цветаевых, ее прихожанами были и Гончаровы, из семьи которых вышли Натали Пушкина и художница Наталья Гончарова, названная в честь своей великой родственницы, и родители литературного критика Аполлона Григорьева, и знаменитый актер А.И.Сумбатов-Южин, живший недалеко от храма. И М. Херасков, и граф А.К.Разумовский, поочередно владевшие роскошной усадьбой на Тверской, что выросла на месте владения дьяка Мисюрки. И даже… Английский клуб, расположившийся в этой усадьбе с 1831 года. Дело в том, что обязательным полагалось освящение клубного помещения и официальных торжеств клуба, которое и совершали священники ближайшего к нему Рождественского храма. Собственной домовой церкви в усадьбе не было, и храм стал приходским даже для самих служителей клуба. За это в знак уважения клуб закрывался на всю Страстную седмицу.
Рождественскую церковь в Палашах закрыли в 1935 году и выстроили на ее месте здание школы.
Храм Рождества Христова в с.Кудрино |
Другая церковь Рождества Христова близ старинного села Кудрина появилась позднее, чем Палашевская, — в 1640-х годах, и стояла на Поварской улице, 33, на месте Театра-студии киноактера. Ее прихожане тоже оказались причастны к ратному делу: она была построена для местной стрелецкой слободы и именовалась как «церковь стрелецкая». Первый деревянный храм стоял ближе к Садовому кольцу, а новую каменную церковь в 1693 году поставили на Поварской. Потом появились приделы во имя икон Богоматери Казанской и Тихвинской. Однако при Наполеоне храм пострадал так, что был упразднен, и лишь по настоянию прихожан — уже не стрельцов, а именитых граждан и дворян, селившихся в этом аристократическом районе, его восстановили в 1815 году.
После революции храм еще некоторое время действовал. В июне 1918 года в нем отпевали знаменитого актера Мамонта Дальского, трагически погибшего в Москве. Личность Мамонта Дальского, человека «с выдающимся темпераментом и мятущейся душой», оставалась загадочной даже для его современников. Он стал одним из отрицательных персонажей в эпопее «Хождение по мукам». Алексей Толстой так описывает его: «Это был человек дикого темперамента. Красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый».
Храм в Кудрине был разрушен в 1931 году. На его месте в качестве традиционного символа советского строя развернулось образцово-показательное строительство Клуба для общества политкаторжан. Братья Веснины полностью воплотили в этом здании свою концепцию конструктивизма, оно наглядно демонстрировало архитектурный стиль революции. Однако пока строили клуб, общество политкаторжан оказалось в опале, и выстроенное здание отдали под кинотеатр, а потом в Театр-студию киноактера.
Чудесно уцелела лишь Рождественская церковь в Измайлове, где она благополучно стоит с 1676 года, выстроенная на месте деревянной. Измайлово, «Царское Село Москвы» было родовым владением бояр Романовых, а потом превратилось в царскую резиденцию, где любил охотиться и отдыхать царь Алексей Михайлович. Именно здесь он устроил хозяйство, где пробовали выращивать необычные для московского климата виноград, хлопок, грецкий орех, арбузы и дыни. Именно здесь, по рощам Измайлова, маршировали петровские потешные полки, а в амбаре подле Оленьего пруда (названного не от оленей, а искаженно от Льняного двора, который работники-псковичи называли по-своему Ольняным) юный Петр нашел знаменитый ботик, на котором плавал по Измайловским прудам. Когда он перенес столицу в Петербург, в Измайлове жили родственники царя Ивана Алексеевича, а при Елизавете Петровне жизнь в нем умолкла.
|
Храм Рождества Христова в Измайлове |
Село Измайлово было известно с 1389 года — какая-то местная церковь там уже стояла. Считается, что его имя произошло от древнего рода бояр Измайловых, которым до Романовых принадлежало это село. Вотчиной бояр Романовых оно стало при Иване Грозном, возвысившим этот род женитьбой на Анастасии Романовой: во второй половине XVI века царь пожаловал Измайлово младшему брату царицы, воеводе Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву. Тогда и появилась деревянная Рождественская церковь. Царь Алексей Михайлович выстроил для своей резиденции величественный Покровский собор (считается, что его пять глав были самыми большими в старой Москве» а размеры сравнимы лишь с кремлевским Успенским собором и Смоленским собором Новодевичьего монастыря). А для жителей села в 1676 году устроили приходскую Рождественскую церковь. Но и она, выстроенная в царской резиденции на государевы средства, отличалась от обычных приходских церквей Москвы и демонстрировала дворцовую принадлежность. Церковь сразу обратила на себя внимание стилем костромской архитектуры, где была вотчина Романовых, и богатой каменной резьбой. Императрица Елизавета украсила ее колокольней.
Устроение и убранство Рождественской церкви в Измайлове символизировало и покровительство роду Романовых, и Божественное покровительство России, напоминая о главных вехах ее истории. Один из приделов освящен во имя Казанской иконы, которая оказала чудесную помощь в 1612 году, после чего Романовы были избраны на русский престол. В другом приделе во имя св. Николая Чудотворца хранится икона Божией Матери «Благодатное Небо»: этим образом благословили литовскую княжну Софью Витовтовну на брак с великим князем Василием I, чем, считают историки, был достигнут временный мир с Литвой. В главной Рождественской церкви находится Иверская икона, которая появилась в Москве при царе Алексее Михайловиче. На храмовых иконах изображены среди других св. Алексей Человек Божий — небесный покровитель Алексея Михайловича и св. Мария Египетская — в честь тезоименитства его первой жены Марии Милославской, матери царя Федора. Эти образы знаменуют, что в устроении каменной Рождественской церкви принимали личное участие царь Алексей Михайлович и его сын Федор. Все иконы исполнили мастера Оружейной палаты, в том числе и святыню Измайлова — список чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, которая была написана для дворцового Покровского собора, но временно пребывала и в Рождественской церкви.
По преданию, эта икона первой из числа других икон Богоматери была написана святым евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Господня. Сама Пречистая Матерь Божия благословила написать этот образ для Иерусалимской общины, отчего явилось ее имя. В Иерусалиме икона пребывала пять веков, потом оказалась в Константинополе, а в 988 году была подарена св. князю Владимиру Великому после его крещения и перенесена в Корсунь. Так икона попала на Русь. Потом св. Владимир подарил ее новгородцам, когда они последовали его указу и приняли христианство. Икона избрала себе местом пребывания Софийский собор в Великом Новгороде. В 1571 году Иван Грозный перенес святыню в Москву, в Успенский собор. Оттуда икона исчезла после Наполеона, и ее заместили списком из другого кремлевского храма.
А список для Покровского собора в Измайлове мастера Оружейной палаты исполнили к освящению собора, во второй половине XVII века. От нее получали исцеления во время чумной эпидемии 1771 года, после чего московская икона стала почитаться чудотворной. Потом она чудесно остановила эпидемию холеры, которая напала на юг Москвы в 1866 году: икону пронесли с молебствием через Нагатино, Дьяково, Коломенское, Сабурово, и страшная болезнь отступила.
В 1932 году икона покинула Покровский собор, который закрыли и разорили безбожные власти. Новым ее пристанищем стала Рождественская церковь. Она и здесь явила свою благодатную силу. В середине 1930-х годов в этом храме служил протоиерей св. Николай Воробьев, погибший в годы репрессий и в июле 2001 года причисленный к лику Святых Новомучеников Российских. А 25 октября 1945 года в праздник Иерусалимской иконы в Рождественском храме был рукоположен во священника диакон Иоанн — Архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Недавно жизнь вернулась в Покровский собор, и в него снова вернулась чудотворная Иерусалимская икона. Во время ремонтных работ заметили, что ни одна пылинка не осела на Лики Богоматери и Богомладенца, они оставались чистыми, ясными, светлыми… По молитве перед Иерусалимской иконой оказывается помощь о детях, и в самых отчаянных, безнадежных положениях.
А Рождественский храм, принявший на время чудотворную святыню, не закрывался всю черную годину русской истории. Даже колокола его продолжали звонить по праздникам, поскольку Измайлово долго оставалось окраиной Москвы.