генеральная цель обучения состоит
Цели и задачи процесса обучения
Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – организация усвоения социального опыта по мере осознания и осмысления обществом той необходимой его части, которая составляет содержание. Это не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его результатов, то есть того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.
Практическое определение целей обучения – процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Следует, однако, помнить, что как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого занятия в отдельности решаются три основные группы взаимосвязанных целей: цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками), ко второй – цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей) и к третьей – цели воспитательные (формирование научного мировоззрения, нравственности и эстетической культуры). Поэтому, проектируя проведение учебных занятий, педагогу нужно детально определить как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти целевые установки.
Обучение, рассматриваемое с предметной (объективной) стороны, имеет следующие три основные цели:
· овладение учащимися основами научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве (формирование мировоззрения, умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельного использования этих знаний; способов научного мышления и методов исследований в рамках отдельных предметов);
· общая подготовка учащихся к практической деятельности, которая позволяет человеку познавать и преобразовывать природу, общество и культуру и осуществляется, прежде всего, через познавательную деятельность;
· формирование у учащихся научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира.
Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, также включает три основные цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией рассмотренных выше предметных целей:
1) общее развитие мышления и познавательных способностей;
2) формирование потребностей, мотивации, интересов и увлечений учащихся;
3) привитие учащимся навыков к самообразованию, необходимыми условиями которого являются овладение «техникой» самообразования и привычка к работе над собственным образованием.
Для достижения целей в процессе обучения необходимо решить следующиезадачи обучения:
1) стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
2) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
3) развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;
4) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
5) совершенствование учебных умений и навыков.
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты пед. деятельности:
· постановка целей учебной работы;
· формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
· определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
· организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;
· придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;
· регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
· оценивание результатов деятельности учащихся.
Учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:
· осознание целей и задач обучения;
· развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
· осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
· восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
· проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
· самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;
· самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
О владение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся.
Движущими силамив формировании у учащихся потребности в учении являются:
• Личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживает внуктренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что стимулирует их к более активному учению.
• Доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним, способствует формированию потребности в учении. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутренне противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если между учителем и учащимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.
• Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных м имеющихся знаний для их решения, умение учителя ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникшими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.
• Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.
В связи с рассмотренными положениями нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких случаях обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.
Процесс обучения как целостная система. Цели, задачи и функции
Описание презентации по отдельным слайдам:
ВЫПУСКНАЯ аттестационная работа на тему: «Процесс обучения как целостная система. Цели, задачи и функции» Выполнила: Газизова Альмира Рамильевна
Процесс обучения как целостная система Цели, задачи, функции и принципы обучения Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса. Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.
Основные функции обучения Образовательная функция реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей. Воспитывающая функция заключается в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения. Развивающая функция представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей.
Движущие силы педагогического процесса 1 группа 2 группа 3 группа Развитие ребенка Сложность организации пед.процесса Деятельность педагога Противоречия:
Структура и этапы процесса обучения На основе системно-структурного анализа процесса деятельности представляется возможным относительно целостно представить структурные компоненты процесса обучения: целевой; стимулирующе-мотивационный; Содержательный; операционно-деятельностный (формы, методы, средства обучения); контрольно-регулировочный; оценочно-результативный. Эти компоненты характеризуют полный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых в учебном процессе. Целевой – отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучаемых темы или раздела, учебного предмета в целом.
Структура педагогического процесса целевой содержательный операционно- деятельностный оценочно- результативный
Организация процесса обучения ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА 1.Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся. 2. Стимулирование потребностей в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащегося. 3.Определение содержания учебного материала для усвоения, применения на практике. 4.Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом и формированию у них знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности. 5.Создание условий для эмоционально-положительного отношения к учению, сотрудничеству, самообразованию. 6.Регулирование и контроль за процессом и результатом учебно-познавательной деятельности. 7.Оценивание и совместная рефлексия результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. 1.Осознание и принятие целей и задач учителя и определение целей и задач учения. 2. Развитие и углубление потребностей и мотивов учения. 3.Понимание основных вопросов учебного материала, подлежащего усвоению. 4. Организация учения (психологический аспект): восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация знаний. 5.Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности. 6.Самоконтроль в процессе учения. 7. Самооценка результатов учения, совместной деятельности на уроке.
Процесс усвоения знаний: психический аспект Эффективность запоминания зависит от следующих факторов: от уровня сформированности у школьников познавательных мотивов; от характера и качества преподавания; от уровня познавательной активности учащихся; от установки учителя на запоминание существенного и основного из изучаемого материала; от степени включения учащихся в систематическую самостоятельную работу по освоению учебного материала, решению новых задач. Пирамида запоминания по Ч. Бонвелу показывает, что эффективное запоминание учебного материала происходит только тогда, когда ученик включен в активную работу – мыслительные операции, объяснение и проговаривание, разрешение ситуаций и задач.
Основные компоненты процесса обучения, его цели и задачи
Обучением называют целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта.
Данная форма выражает осознанность ценности знаний, важности преемственности в их передаче следующим поколениям, потребности и необходимости дальнейшего познавания мира.
Обучение направлено на развитие личности. Во время обучения это производится посредством организации усвоения учениками знаний и способов деятельности.
Основная цель обучения в педагогике – это поддержание общественного прогресса.
Содержание обучения
Чем обуславливаются цели и содержание обучения?
Содержанием обучения называют информацию, используемую в процессе обучения.
Его структура выделяет компоненты процесса обучения:
Обучение базируется на четырех элементах: знаниях, умениях, опыте творческой деятельности и опыте эмоционально-ценностного отношения к действительности. Информация, предназначенная для проведения учебного процесса, зависит от выдвигаемых требований системы образования со стороны личности, общества и государства. При смене исторических эпох порождается новая культура, создаются свойственные ей педагогические теории, перестраивается само содержание обучения.
Для определения содержания документов применяется стандарты, учебные планы, программы, учебники.
Содержание общего образования способствует участию в социальной и непрофессиональной деятельности, формированию гражданской позиции и отношения к миру, позволяя определиться со своим местом в жизни, наделяет человека знаниями, умениями, необходимыми для конкретной деятельности профессиональной области.
При определении содержания важно соблюдение определенных требований:
Формы обучения
Формой обучения называют организованное взаимодействие учителя и обучаемого. Важным аспектом является характер этого взаимодействия и формирование умений и навыков. Различают несколько форм обучения:
Они обладают разными направленностями. Лекции, семинары, конференции, самостоятельная работа предусматривают предварительную теоретическую подготовку учащихся. Все виды практики и практические занятия относят к практической подготовке.
Методы обучения
Методами обучения называют различные способы исследования, подходы к изучению материала для постепенного научного познания и получения результата.
В качестве метода используются системы операций при работе на оборудовании, приемы научного исследования и подачи материала.
Характеризуя общедидактические методы, выделяют те, которые используют в обучении и применяют для любой дисциплины. К эффективным общепедагогическим методам относят:
Выбор метода для обучения не может быть случайным. Он основывается на требованиях теории обучения о соответствии методов, содержании обучения, особенностях учащихся и временном ресурсе. Обучение является творческим процессом и зависит от имеющихся средств обучения и опытности, личных способностей, качеств педагога.
Средства обучения
Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.
Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.
Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:
Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:
Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей, задач процесса обучения
Процессом обучения называют специально организованное взаимодействие учителя и учащегося, учитывая содержание образования и воспитания, использование различных педагогических средств, направленных на реализацию задач определенного плана.
Данные задачи способны удовлетворить потребности общества и личности при ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс рассматривается как система из пяти взаимосвязанных элементов:
Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся учитель и ученик. Принципы определяют основные направления для достижения цели. Содержание информации передается ученикам для того, чтобы поставленная цель была достигнута. Методы характеризуются действиями их взаимодействия для передачи содержания.
Средствами называют материализованные предметные способы связи с содержанием, поэтому их использование удачно в единстве с методами. При наличии форм организации процесса обучению придается логическая законченность. Основная роль контроля процесса ложится на учительские плечи. При правильном дозировании взаимосвязи форм, методов, средств обучения и компетентности педагога класс может достичь максимальных результатов на занятиях за короткие сроки.
Сущность, задачи и функции обучения
Обучение – это в первую очередь активное взаимодействие педагога и ученика. Результатом этого общения является формирование у ребенка собственной активности, направленной на получение знаний, умений и навыков.
Нельзя говорить, что роль учителя – это только передача знаний, а роль ученика – только их получение. Результат обучение определяется активным взаимодействием всех сторон процесса. Паскалю принадлежит высказывание, в котором он сравнивает ученика не с сосудом, который надо бездумно наполнить информацией, а с факелом, который необходимо зажечь.
Цель и основная задача педагога в процессе обучения заключается в том, чтобы направлять действия ученика в его познавательной деятельности, контролировать его успеваемость, предоставлять необходимые средства обучения и необходимую информацию.
В том случае, если учащиеся не имеют стимула к получению знаний и недостаточно мотивированы, то можно считать, что процесс обучения не налажен, а результат его будет достаточно низким.
Сущность, задачи и функции обучения
К числу основных задач, которые необходимо решить в процессе обучения, относятся:
Функция педагога и ученика
К числу основных функций учителя можно отнести:
Учащиеся также имеют ряд функций, которые должны выполнять в ходе учебного процессе:
С учетом функций каждого из участников процесса обучения можно сформулировать понятие сущности образования. Она заключается в получении новых знаний, формировании полезных навыков в процессе активной учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Формы обучения
Выделяют следующие формы обучения:
На физиологическом уровне процесс обучения заключается в формировании в центральной нервной системе шаблонных стимулов, которые в дальнейшем будут основой для выбора сценариев реагирования на знакомые и новые ситуации.
Первым, кто попытался объяснить механизмы обучения, был П. К, Анохин. Он считал, что информация, полученная в ходе обучения, превращается из потенциальной в актуальную в момент создания новой функциональной системы. Эта система представляет собой основу и ведущий из механизмов обучения.
Обучение может проводиться на различных уровнях. Тот уровень, на котором проводится обучение, носит название рефлекторного. Именно здесь идет усвоение стимулов и формирование реакций.
Рефлекторные уровни есть и у животных, и у человека. Характер подкрепления у разных живых существ может различаться, но механизмы, лежащие в основе обучения сходны. Выявление рефлекторного уровня обучения осуществляется бессознательно в ходе целенаправленного поиска и проб. Побуждение к поискам провоцируют нереализованные потребности.
На рефлекторном уровне можно выделить два вида обучения:
На практике мы редко имеет дело с изолированными видами обучения. Обычно оба эти направления объединены в сенсомоторное обучение. В основе сенсомоторного обучения лежит формирование автоматических способов выполнения действий, которые проводятся под контролем восприятия и представлений.
Следующим, более высоким уровнем обучения является усвоение знаний на интеллектуальном уровне. В этом случае знания базируются на не ощущениях и чувственных представлениях о предметах и действиях, а на системе понятий и действий, которые обозначены словами. Происходит выделение объективных связей, которые характеризуют структуру действительности или деятельности.
Активность в процессе обучения
По критерию активности обучение можно классифицировать следующим образом:
Неассоциативное обучение также носит название стимул-зависимого. Оно обуславливается средой и не требует проведения согласования внешних сигналов с деятельностью организма. Фактически, это пассивная реакция человека на внешние сигналы.
В рамках неассоциативного обучения различают:
Благодаря привыканию, которые является наиболее простой и распространенной формой обучения, человек может научиться игнорировать некоторые стимулы, которые не имеют значения, дл того, чтобы сконцентрировать внимание на значимых раздражителях. Сенсибилизация используется для формирования поведенческой реакции по типу «Стимул-ответ».
Если говорить про импринтинг, то выделяют три основных его проявления:
Подражание, в свою очередь, можно разделить на:
Викарное обучение предполагает, что результат подражания оценивается. Чем старше становится обучаемый, тем чаще обычное подражание заменяется викарным обучением.
Ассоциативное обучение также в литературе может определяться как факультативное обучение. Оно представляет собой процесс формирования собственной среды индивидуума за счет выделения значимых для выполнения поведенческих актов функциональных составляющих. Результат ассоциативного обучения во многом определяется эффективным контактом человека и среды.
Выделяют две основные формы ассоциативного обучения:
Вторая форма факультативного обучения предполагает, что человек получает требуемый результат за счет выполнения активных действий. Эффективность оперантного обучения определяется подкреплением действий положительными или отрицательными эмоциями по поводу полученных в ходе отдельных проб результатов.
Когнитивное обучение является высшей категорией обучения. Оно приводит к формированию функциональной структуры среды.
Выделяют следующие формы когнитивного обучения:
Когнитивное обучение является одним из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности человека.
Цели и задачи процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность процесса обучения
Процесс обучения представляет собой социально обусловленный процесс. Процесс обучения необходим для формирования человека, который будет соответствовать общественным требованиям.
Обучение является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие между педагогом и учеником. В результате этого взаимодействия у ученика формируется набор знаний навыков и умений. Задача педагога в свою очередь заключается в формировании соответствующих условий для усвоения знаний и тренировки навыков и умений.
Обучение — это целенаправленный процесс, который стимулирует активную познавательную деятельность учеников по овладению знаниями, умениями, навыками, морально-этическими нормами, а также способствует развитию их творческих способностей.
Процесс обучения обладает рядом специфических признаков:
Основные цели процесса обучения
Одним из важных компонентов процесса обучения является его цель. Цель должна быть четко определена. Каждый ученик должен осознавать, понимать и принимать основные цели процесса обучения.
Определить цель обучения достаточно сложный процесс. Следует учесть, что существует три основные класса целей:
Образовательные цели предполагают усвоение знаний, формирование умений и навыков. Развивающие цели формируют мышление и память, а также раскрывают творческий потенциал учащихся. Воспитательные цели развивают научные взгляды, развивают нравственное и эстетическое восприятие.
Готовясь к уроку, педагогу необходимо распланировать как образовательные, так и воспитательные и развивающие цели.
Обучение можно рассматривать как с объектной, так и с субъективно стороны. Говоря об объективной стороне процесса обучения, ученые выделяют три главные цели:
Готовые работы на аналогичную тему
С субъективной точки зрения процесс обучения реализовывает следующие цели:
Основные задачи процесса обучения
Педагогу для того чтобы добиться этих целей необходимо выполнить задачи обучения. Задачи обучения весьма разнообразны. Педагоги должны подталкивать учеников к учебно-познавательной активности. В задачи педагогов так же входит создание среды для осуществления познавательной деятельности. Преподаватель должен выполнять задачи по формированию и развитию мыслительной деятельности, памяти, творческих умений. В задачу педагога так же входит формирование научного мировоззрения, а также нравственных и эстетических взглядов.
В ходе своей работы педагог должен реализовать множество педагогических элементов. Педагог должен сформулировать цели своей учебной деятельности. Так же в задачу педагогов входит определение потребностей учеников в учебном материале. Он должен определить какой материал является необходимым на данном этапе образовательного процесса.
Необходимо что бы была сформирована среда, в которой ученики максимально эффективно смогут усваивать необходимые знания. В процессе обучения важной составляющей является формирование позитивного эмоционального климата, комфортного для учащихся. В ежедневные задачи педагога входит управление процессом обучения и контроль, и оценка усваиваемых знаний учеников.
В задачах педагогов отражаются задачи учащихся. В ходе образовательного процесса ученики должны понять какие цели и задачи перед ними поставил педагог. Потребности и мотивы в познавательной деятельности учеников должны расширятся и углубляться. Ученики в рамках реализации образовательного процесса должны успешно воспринимать учебный материал. Затем учащиеся должны научится применять усвоенные знания на практике, затем повторять освоенный материал. Дети должны учиться применять волю в обучении, вести самоконтроль в ходе своей познавательной деятельности, применять навыки самооценки.
Движущие силы в реализации целей и задач обучения
Для реализации целей и задач процесса обучения необходимо соблюдать ряд условий. Важную роль в процессе обучения играет личность преподавателя, его эрудиция и мастерство преподавательской деятельности. Учитель, который в совершенстве владеет своей дисциплиной, может рассказать своим ученикам много дополнительной информации, является всесторонне развитой личность, вызывает у учеников интерес и восхищение. Ученики восхищаются такими преподавателями и хотят им подражать.
Для успешной реализации задач обучения необходимо что бы учитель относился к своим ученикам с должной долей требовательности и в то же время имел уважительное к ним отношение. Когда учитель уважительно относится к своим ученикам, ученики в свою очередь так же доброжелательно относятся к учителю. В том случае если учитель подавляет учеников, недоброжелательно к ним относится, процесс обучения так же идет в негативном направлении.
Большую роль в реализации педагогических задач имеют методические приемы обучения. Для стимуляции интереса учеников педагог может использовать в процессе совей работы разнообразный наглядный материал, ТСО, приводить интересные факты, ставить перед учащимися проблемные задания.
Для достижения целей и задач процесса обучения важно, чтобы каждый ученик получал удовлетворение в процессе обучения. Когда он видит успешность своей учебной деятельности, у него формируется уверенность в собственных силах и появляется желание успешно усваивать учебный материал.