главная мысль рассказа крещение руси

«Крещение Руси» Крутогоров, краткое содержание какое?

«Крещение Руси» Крутогоров, краткое содержание для читательского дневника какое?

«Крещение Руси» Крутогоров главные герои кто

«Крещение Руси» Крутогоров главная мысль

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Крещение Руси было главным делом всей жизни князя Владимира Святославича. Само же крещение Руси состоялось в 988 году. После этого князя Владимира историки стали называть Великим, церковнослужители стали называть Святым, а простой народ стали звать Владимир Красное Солнышко.

Принимая послов разных народов и разных вероисповедований князь Владимир выбирал какую веру ему принять. После захвата Корсуни Владимир захотел жениться на сестре византийских императоров Анне. Но было поставлено условие, что князь сможет жениться только после крещения. Владимир возвратился в Киев и крестил своих сынов. После этого было крещение русских людей в месте впадения реки Почайны в реку Днепр.

Если сказать кратко, то главной мыслью исторического произведения Юрия Крутогорова «Крещение Руси» является сплочение Русского Государства, путем принятия единой веры.

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Рассказ Бориса Житкова «Пудя».

Главные герои рассказа из сборника «Что бывало». Главные герои: двое детей, брат и сестра; соседский мальчишка Яшка; Отец; Гость.

Однажды, к родителям в гости пришёл человек, в очень смешной шубе из меховых пушистых хвостов. Дети недоумевали, и очень удивленно рассматривали одежду. Когда гость прошёл в дом, то его одежда осталась при входе. В тот момент к ним зашёл Яшка, и подбодрил детей, чтобы они оторвали один хвост. Дети не раздумывая, так и сделали, а хвост спрятали. Хвост назвали Пудей, и стали играться с ним. Яшка, оказался хитер, он пригрозил детям, что расскажет родителям об их озорстве, и им пришлось отдавать ему игрушки. Домашний пёс взял Пудю, и отнёс в столовую. Родители решили, что это пёс оторвал хвост с шубы, и наказали его. Детям стало стыдно, что пса наказали, и они признались родителям.

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Костя, напротив, рассудительный и очень вежливый со взрослыми. Он умеет настоять на своем мирным путем, а потому ему часто удается сводить на «нет» конфликтные ситуации.

Ребята решили, что нужно получить разрешение на каток у Дмитрия Савельевича, управдома. Мальчикам это удалось, поскольку план действий излагал Костя. Они собрали друзей и приступили к расчистке территории, но забор садика пришлось немного сдвинуть.

Дальше мы знакомимся с мамой Лельки, которая была против того, чтобы ребята уничтожали клумбы. Но вдруг слово взял Мишка и нагрубил женщине. С помощью управдома её удалось обезвредить, но тут перенести забор обратно потребовал Григорий Кузьмич. Снова выступил Миша и все испортил резкими словами, но Дмитрий Савельевич и на этот раз ребятам помог. Однако из-за несдержанности Мишки мальчики все-таки перессорились со всеми соседями.

Мальчики старательно трудились и вскоре площадка была закончена, а сделать освещение помог дядя Сережа. Подошла дворник тетя Даша и пыталась отобрать столб, но Мишка ей нагрубил и она нажаловалась управдому. Но столб ребятам удалось отвоевать.

Когда начались морозные деньки, мальчики начали заливать каток, причем сначала приходилось таскать воду в ведрах. Но дядя Андрей разрешил им пользоваться своим шлангом, и дело пошло быстрее. Наконец-то каток был залит и Миша объявил его открытым. Все сбежались кататься, даже те ребята, которые не принимали участие в строительстве площадки.

Поскольку желающих покататься было больше, чем места на катке, Мишка придумал ограничение. Теперь ребята, имеющие двойки на каток не допускались, а чтобы пройти на лед нужно было предъявить дневник.

В конце повествования мальчик утверждает, что самый первый каток в сезоне был открыт именно у них во дворе.

Главная мысль рассказа Носова заключается в том, что если чего-то очень хочешь, то можно этого добиться. Просто нужно приложить труд и старание, и тогда мечта превратится в реальность.

Кроме того, рассказ учит нас вести себя вежливо и даже в конфликтных ситуациях сохранять спокойствие. Тогда у вас будут хорошие отношения со взрослыми и множество верных друзей.

Источник

Крещение Руси: пять версий Нестора-летописца

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

В летописном предании о крещении Руси содержится минимум пять (!) вариантов принятия решения о переходе именно в православное христианство.

1. Легенда о выборе веры

Владимир направил послов к мусульманам, западным и восточным христианам (дело было до раскола, но различия между ними уже были значительными). Крещение Руси, не Украины: Cоцсети о Крестном ходе в Киеве

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

«Они же сказали: «Ходили в Болгарию (имеется в виду Волжская Булгария, принявшая мусульманство — Авт.), смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.

И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такою зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».

Забавно, но решил проблему совсем другой аргумент: «если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Это не то, чтобы совсем легенда.

Владимир Святитель начал с упорядочивания языческого пантеона. Он ввёл обязательное почитание шести богов — Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши (причём Хорс и Симаргл имели иранское происхождение и до этого на Руси почитались очень ограниченно). Полученный результат его не удовлетворил в основном потому, что не позволял решать внешнеполитические задачи. Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Потому князь обратился к более распространённым религиям. Причём выбирал исходя не только из политических, но и из бытовых соображений. Например, отказ от мусульманства был связан с тем, что княжеские хмельные застолья были важным языческим ритуалом, от которого князь отказываться не хотел (и который так и сохранился — уже в христианстве).

Крещение Руси произошло до раскола христианства, но христианская пропаганда силами европейских агентов как-то не пошла — их перебили. Кажется, прикончили и одного из первых византийских епископов, посланных на Русь, но не со зла, а по государственной нужде — за попытку обмана князя (пытался подсунуть ему подложную византийскую царевну). Но это не точно — свидетельства источников темны.

Кстати, по некоторым предположениям Владимир всё же успел принять ислам или иудаизм (в те, и даже более поздние времена, иудаизм ещё можно было принять, не будучи евреем). Кстати, киевский князь того времени назывался во многих источниках «каганом», что могло означать преемственность по отношению к Хазарии.

2. «Речь философа»

Включённая в «Повесть временных лет» «Речь философа», якобы закончившаяся обращением Владимира, по сути — краткое и упрощённое (в миссионерских целях) переложение основ христианского вероисповедания. Интересно, что в нём отсутствуют некоторые этические моменты. Например, там отсутствуют ссылки на Десять заповедей и Нагорную проповедь. Святой Владимир – первый русский царь?

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Современный культуролог Александр Панченко описывает значение этого документа так:

«он заключает в себе множество цивилизационных идей. Среди них первенствует идея, согласно которой мир познаваем, и человеку ведомы его начало и конец. Значит, религиозная реформа — это не просто приращение знания, это принципиальная переоценка человека. Раньше он был игрушкой судьбы, теперь он овладел историей. (…) Основываясь на постулате «крещение есть спасение«, современники и потомки Владимира получали картину мира, лишённую противоречий и оппозиций».

Судя по всему, это более раннее антиталмудическое произведение Св. Кирилла Философа — одного из создателей славянского алфавита. Обращено оно было не к Владимиру, а к Аскольду или единовременному с ним болгарскому царю.

Влияние этого документа на выбор князя вряд ли был большой, но для Нестора он имел принципиально важное значение. Напомним, что летопись — документ прежде всего религиозный и летописцу должно было понравиться краткое (но не такое краткое как «Символ веры») и пригодное для включения в летопись изложение принципов христианства.

3. Клятва Владимира

Обещание, данное константинопольским базилевсам Василию (будущему Болгаробойце) и Константину, принять христианство для женитьбы на их сестре — византийской принцессе Анне. День в истории. 27 июля был заложен главный храм Киева

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Василий, не смотря на прямой запрет Константина Багрянородного, на эту сделку согласился — у него бушевало восстание Варды Склира и Варды Фоки, а войск не было от слова совсем. Отразить повстанцев и сохранить голову удалось только заполучив русскую дружину, которая привела противников законных базилевсов к общему знаменателю (русские были злыми уже тогда, хотя дружина, конечно, была, в основном, варяжской).

Анну он, правда, попытался потом не пустить (собственно, она сама не хотела лезть в этот медвежий угол), что, по одной из версий, стало причиной корсуньского похода.

Этот вариант выглядит более реалистичным и с точки зрения интересов Владимира (приобщение к европейской цивилизации в лице её развитого, крупного и близкого к Руси государства, получение сильного союзника и выход в Средиземное море), и с точки зрения Нестора (приобщение к единственному в мире православному царству). Надо, правда, отметить, что Нестор специально не акцентировал внимание на бедственном положении православных царей. Вероятно, он полагал, что это обстоятельство некоторым образом ослабит значимость клятвы князя.

4. Корсуньский прецедент

Речь идёт об обещании Владимира креститься, в случае если ему удастся взять Корсунь (Херсонес). День в истории. 15 июля: умер основатель Русского государства

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Польский историк Анджей Поппэ сводит четвёртый вариант к третьему — по его мнению жители Корсуня присоединились к восстанию Варды Фоки и поход Владимира имел целью подавить это восстание, в то время как основная русская дружина была направлена в Малую Азию. В этом случае никакой попытки обмана князя базилевсками не было, а было, наоборот, исполнение союзнического долга.

Забавный момент — Корсунь был взят при помощи сведений, полученных от некоего священника Анастаса, раскрывшего тайну городского водопровода. Владимир взял его с собой в Киев и сделал настоятелем Десятинной церкви. Анастас был профессионалом — позже, во время польской оккупации Киева, он «лестью» втёрся в доверие к королю Болеславу Храброму, устроился учетчиком награбленного в Киеве добра, и вместе с поляками совершил обратную евроинтеграцию.

5. Болезнь и исцеление

Болезнь и исцеление в результате принятия христианства — традиционный для средневековой агиографии мотив.

Владимир ослеп после взятия Корсуня и Анна строго заявила, что он сможет её увидеть только если крестится. Дальше, как водится, все было хорошо.

Дополнение

Кроме того, из той же «Повести…» следует минимум три места крещения Св. Владимира: в Киеве (ещё до корсуньского похода), в Василькове — подальше от языческих глаз (Васильков был княжеским городом, а название он получил уже после крещения князя Владимира, принявшего христианское имя Василий), в Корсуне.

Резюме

Возникает закономерный вопрос — а зачем вообще летописцу понадобилось вставлять в текст столько причин крещения, каждая из которых самодостаточна и, таким образом, противоречила всем другим (или, как минимум, их принижала)?

Мы, разумеется, знать этого не можем. У Нестора были свои соображения, нам наверняка малопонятные. Но мы предложим свой вариант, которые соответствует нашей логике и нашему пониманию историографического процесса. «Мечи князя Святослава». Исторический миф из котлована ДнепроГЭС

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Нестор жил и работал спустя более чем столетие после Крещения Руси. Опирался он, соответственно, не на свидетельства очевидцев, а на сохранившиеся документы — Начальный и Древнейший своды русских летописей (до нашего времени не дошли, равно как и оригинал «Повести…»), договоры и дипломатическую переписку, устные рассказы из третьих рук (фактически — семейные легенды участников событий).

Таким образом, у него на руках уже был целый ворох версий того, как именно Св. Владимир принимал крещение и чем он руководствовался. Он весь этот ворох и вывалил. Современный историк написал бы — мы точно не знаем, но возможны такие, такие и такие варианты, о чём говорят такие и такие источники.

Но Нестор не был современным историком. Несовременным историком он тоже не был. И работе с источниками его никто не учил — самого источниковедения ещё не существовало. Вот он и вывалил на читателя весь набор версий, предлагая выбрать по вкусу.

А быть неправильно понятым или запутать читателя он не боялся. Летопись, в любом случае, предназначалась не для широкого, а для элитного, высококвалифицированного читателя. Это как специализированная монография на латыни, к тому же лежащая в спецхране. И потенциальный читатель сам мог определиться, какая из версий и в какой форме нужна для решения его собственных текущих задач.

Источник

Ишимова Александра книга «История России в рассказах для детей»

Читательский дневник по книге «История России в рассказах для детей» Александры Ишимовой

Автор: Ишимова Александра Осиповна

Название произведения: «История России в рассказах для детей»

Жанр: исторические рассказы.

Главные герои: русские князья, цари, император Пётр 1.

Характеристика главных героев:

Русские князья — Защитники отечества, смелые и мужественные.

Среди них выделялись княгиня Ольга, Владимир Святой, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской.

Русские цари — Стремились сделать Русь великой. Многие были жестокими тиранами.

Среди них выделялись Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Романов.

Пётр 1 — Первый российский император.

Самоуверенный и целеустремлённый, решительный, твёрдый, настойчивый. Реформатор.

Краткое содержание сборника «История России в рассказах для детей»

Долго жили славяне, не зная мира и спокойствия, пока не додумались пригласить править варягов.

Правили варяги сперва в Новгороде, а потом в Киеве, и от них пошёл род русских князей.

При Владимире Святом произошло крещение Руси и это стало новой вехой в развитии государства.

Много ссорились князья, пока не объединились под властью Москвы, но Русь тогда была под татарским игом.

Но свергли иго и стала укрепляться держава, покорились Руси Казань и Сибирь.

Царь Пётр победил шведов, создал империю и провёл грандиозные реформы.

Содержание книги «История России»:

Основная мысль книги «История России»

Главная мысль книги в том, что любые, даже самые тяжёлые испытания, только делают нашу страну ещё сильнее.

Основная идея сборника в том, что каждый должен знать историю своей Родины.

Чему учит книга

Сборник рассказов учит любить свою Родину и гордиться её историей.

Учит мужеству и верности, честности и доброте.

Учит никогда не сдаваться врагу, бороться до конца и верить в лучшее.

Учит не терять надежды.

Краткий отзыв по произведению «История России в рассказах для детей» для читательского дневника

Прочитав эту книгу, я подумала о том, что в разные времена Русь сталкивалась с многочисленными опасностями.

Но всегда их преодолевала.

И не только благодаря князьям и царям, но и силам простого народа.

Нельзя не любить эту огромную, могучую и очень красивую страну.

Это очень интересный сборник, из которого я узнала много нового про историю родной земли.

Автору удалось в простой и увлекательной форме рассказать о важнейших событиях нашей истории.

Мне понравились князья Александр Невский и Дмитрий Донской, благодаря их мужеству и таланту полководцев.

Мне понравился грозный император Пётр, который провёл столь необходимые, хотя и непопулярные реформы, сделав страну великой европейской державой.

Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о том, что история творится и в наше время.

И от наших поступков зависит то, какой станет Россия в ближайшем будущем.

Пословицы к сборнику:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Пока бессовестный Олег рассуждал таким образом, пока Мамай и Ягайло мысленно уже считали звонкое золото русское, которым хотели обогатиться, Москва была в тревоге, но не от страха.

Напротив того, все — от самых храбрых и неустрашимых воинов до молодых девушек и детей — оживлены были смелостью, все думали, что пришло время освобождения от власти татар, и как будто предчувствовали, что Бог, сжалясь над страданиями русских, наконец поможет им победить своих притеснителей.

Источник

Новое в блогах

Правда о крещении Руси

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Крещение Руси — одно из первых задокументированных событий в нашей истории. Всё, что было до этого, покрыто мраком. Нам известны лишь лёгкие отголоски языческого прошлого нашей страны.

Рассказов о том, как крестили Русь, множество: от параграфа в школьном учебнике до серьёзного научного труда. Как это было — почему-то, каждый источник описывает по-своему.

Согласно одним авторам, христианская вера всем была в радость, приняли её едва ли не мигом.

Другие же источники уверяют, что народ заставляли огнём и мечом.

Где правда, где вымысел? Все мы понимаем, что насильственная христианизация Руси — не богоугодный путь.

Действительно ли наших предков принудили, или же эти слухи распространяют любители дешёвых сенсаций и противники православия? Давайте разбираться.

Мы мало знаем о том, как крестили Русь, и не можем на 100% полагаться на исторические источники

Вопрос о добровольности нашими предками христианства — очень острый, сложный и требующий деликатного подхода. Вся правда о крещении Руси никогда не всплывёт — это факт, которой придётся принять.

Почему так? Историю, как известно, пишут победители. О X веке нашей Родины мы знаем немного. Популярно мнение, что письменность здесь была развита слабо. Христианство же располагало наследием Кирилла и Мефодия.

Хотя средневековые князья не могли потягаться по размаху влияния с потомками — русскими императорами, их ресурс всё же внушительнее, чем у простого народа.

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение русиСтраница из «Повести временных лет» — одного из немногих источников информации о крещении Руси

К чему эти факты? К тому, что записать всё по-своему и уничтожить все неугодные записи (если таковые существовали) для князя Владимира было бы несложно.

А потому ссылаться сегодня на дошедшие до наших дней письменные свидетельства некорректно по отношению к стороне, верящей в кровавое крещение Руси.

С их точки зрения князь Владимир — самодур и предатель веры. С чего бы ему не стереть все следы язычества и не объявить свой поступок подвигом? Могло так быть? Могло.

Потому опираться на исторические документы нужно осторожно. Логика и косвенные свидетельства в этом отношении надёжнее, чем свидетельства «официальных» летописцев.

Русь и другие языческие народы Константинополь крестил для безопасности и расширения зоны влияния

Сперва разберёмся с фактами — то есть свидетельствами бесспорными. Зачем вообще крестили языческие народы, и кто это делал? Это была стандартная практика для христианского Константинополя.

Мотив в этом, прежде всего, политический: так расширяли зону влияния и снижали вероятность военных конфликтов. Объединённые общей верой, народы становились дружественными.

Скажем, есть на границе недружелюбное поселение, происходят стычки. Что проще — послать туда войско или же мирно урегулировать вопрос разумным путём?

В IX веке Константинопольские миссионеры посещали Великую Моравию и Болгарию, где пытались обратить население в свою веру.

Константинополь посылал миссионеров в Русь ещё до 988, но почти без результата.

Конфликт с Киевской Русью заставил Константинополь обратить внимание на неё. Первые миссионеры смогли посеять зёрна христианства на наших землях, но число новообращённых было скромным, зато среди них — князья и бояре.

В 957 году христианство приняла княгиня Ольга. Она мечтала учредить на Руси церковь, но не преуспела в этом. Даже её сын, князь Святослав, не выказал интереса к убеждениям матери.

Христианство на Руси знали, но пришли к нему не сразу, князь Владимир тщательно выбирал подходящую для государства религию

Археология показывает, что ещё до 988 года на Руси в обиходе ходили различные атрибуты христианской религии: кресты, свечи и т.д.

Но — не среди простого народа.

Такие предметы использовались в дружинных погребальных комплексах.

То есть никак не вычеркнуть факт того, что христианство утверждалось «сверху», обычные люди им не интересовались, хотя представление имели: символика христиан была, например, на монетах из Византии.

Иногда этот период называют временем двоеверия, но если таковое и присутствовало, то среди незначительной прослойки знати.

«Повесть временных лет» сообщает, что князь Владимир присматривался к другим религиям: исламу, иудаизму, немецкой ветви христианства.

Причины такого интереса не упомянуты, но известно, что Владимир распорядился, чтобы доверенные лица побывали на богослужениях в разных странах и определили, какая религия лучше. Предпочтение отдали греческому христианству.

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение русиКнязь Владимир — инициатор крещения Руси

Религиовед и специалист по истории православия Н.С. Гордиенко в труде. «Крещение Руси: факты против легенд и мифов: полемические заметки» критически подходит к этому факту и вообще достоверности «Повести временных лет».

Он настаивает, что эти записи нужны лишь с идеологической целью:

«Цель этого летописного рассказа никогда не вызывала сомнений.

Он понадобился летописцу для того, чтобы доказать:

Древняя Русь приняла в качестве государственной религии не первую подвернувшуюся веру, а «веру истинную»,

сознательно выбранную на основании самого тщательного предварительного рассмотрения и испытания».

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Н.С. Гордиенко видит другой мотив князя Владимира, причём формулирует его довольно остро:

«Складывавшийся феодальный строй нуждался в феодальной идеологии, которая оправдывала бы социальное расслоение общества,

эксплуатацию человека человеком, угнетение княжеско-боярской верхушкой челяди в смердов,

Такой идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе,

приспособившаяся к освящению его и оправданию и имеющая «космополитический характер»,

то есть пригожая для любой этнической группы, включаемой в государство».

Если и так, но такая идея у князя возникла не сразу. В «Повести временных лет» говорится, что Владимир первоначально намеревался просто реформировать славянское язычество:

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Повесть временных лет

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором:

деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша.

И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».

Тем же занимался дядя Владимира, Добрыня, в Новгороде:

«И придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Но в итоге победила идея принятия христианства. Такая государственная религия поднимала международный престиж страны.

Теперь её могли считать населённой не язычниками и варварами, а своими, христианами.

В самом крещении Руси при желании можно найти признаки промысла Божьего, хотя мы не можем отрицать, того, что говорит история: принятие христианства было политически выгодно князю Владимиру.

Скорее всего, именно эти, а не религиозные мотивы руководили им. Биография великого князя демонстрирует, что он методически изучал различные религии, пока не нашёл лучший на свой взгляд вариант.

Историки и христианские деятели признают, что крещение Киева было принудительным, но не насильственным

Исторические источники хронологически противоречат друг другу, но в целом ситуация такова: князь Владимир принял христианство, взял с собой византийских священников и явился крестить Киев.

Летописи скудно повествуют об этих событиях. Насильственное крещение не упоминается, но из текста явствует, что людей принудили принять крещение устрашением:

«Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг».

Конечно, никто не хотел стать врагом князя. Люди собрались на реке и были крещены в новую веру.

Нельзя отвергать, что не все из них делали это охотно и по своему желанию. Примечательно, что авторитетные православные авторы не отрицают этот факт.

Архиепископ Макарий (Булгаков) сказал по этому поводу следующее:

приняли ее по любви,

не все крестились охотно,

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

С ним согласен и архимандрит Макарий. Он также дополняет:

очень много киевлян.

Но нашлись и такие,

которые не хотели слушать

ни проповедей духовенства,

ни приказания князя: они бежали

из Киева в степи и леса».

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Выдающийся историк русской церкви Е. Е. Голубинский пишет:

«Всякое правдоподобие требует предполагать,

что было некоторое, а может быть и немалое,

количество таких, которые остались глухи к проповеди и в глазах которых князь и бояре были отступниками от староотеческой веры.

Одни из таких людей могли быть заставлены повиноваться угрозами или даже прямо силой, а другие,

вероятно, не были заставлены никакими средствами и или искали спасения в бегстве или сделались, так сказать, языческими мучениками».

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси

Какой вывод мы можем сделать? Крещение Киева — акт принудительный, хотя, наверняка, среди населения были и те, кто охотно принял христианство.

Сведений о том, что была применена сила, до нас не дошло. Любые попытки на этом настаивать — лишь домыслы.

Кровавое крещение Руси, скорее всего, не вымысел, вооружённые противостояния могли быть в Новгороде

Однако насильное крещение Руси отражено в исторических источниках. Это факт, и мы не можем закрыть на него глаза. Крещение Новгорода — важное событие в христианизации Руси, и оно не прошло бескровно.

В 991 году епископ Иоаким Корсунянин и воевода Добрыня отправились с киевской дружиной в Новгород.

Однако жители великого города вовсе не желали принимать новую религию. На то имелись и политические причины, ведь стать христианами значило — зависеть от киевского князя.

Великий Новгород — город, который, по «Иоакимовской летописи», крестили огнём и мечом.

Началось вооружённое сопротивление.

Часто сторонники версии о бескровном крещении Руси приводят в качестве аргументов цифры. Рассуждают так: в дружину максимум могли бы набрать 40 тысяч человек. Что они против непокорного народа?

Но Добрыне и не понадобилось численное преимущество. Он просто начал сжигать дома новгородцев, пока те не сдались и разрешили распространение христианства на своей территории.

Однако не все исследователи верят в эту историю.

Историк Алексеев С. В. указывает, что единственный источник этой истории — «Иоакимовская летопись». Этот документ не все считают подлинным. Есть версия, что это поздняя фальшивка.

Русь крестили не сразу: христианство утверждалось веками

Мы мало знаем о ходе христианизации других городов Руси. Но, очевидно, это был длительный процесс.

В XI веке, например, у епископов были большие проблемы в Ростове. Только четвёртый по счёту смог чуть исправить ситуацию.

только 4 по счету епископ смог исправить ситуацию с христианством на Руси

Митрополит Симон в 1481 году сообщает о почитании идолов на Пермской земле. В XVI веке христианство ещё только распространяется в Поволжье, в XVIII — добирается до Камчатки.

И до сих пор есть отдельные этнические группы, исповедующие язычество. Хотя большей популярностью пользуются неоязыческие культы — но они имеют мало общего с оригинальными.

Насильственная христианизация Руси не должна бросать тень на учение Христа

Говорить что-либо категорично о крещении Руси нельзя. Да, мы видим, что за этим событием прослеживаются политические мотивы.

Но это, ни в коем случае, не отменяет ценности христианства для души человека.

Сегодня оно плотно вошло в русскую культуру. Русские люди преимущественно растут и воспитываются в православной среде, так что истоки этого отходят на второй план.

главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть фото главная мысль рассказа крещение руси. Смотреть картинку главная мысль рассказа крещение руси. Картинка про главная мысль рассказа крещение руси. Фото главная мысль рассказа крещение руси«Крещение Руси» — фрагмент фрески В. М. Васнецова

Хотя на первых парах властью использовались довольно радикальные методы, такова практика была реалией тех лет. Она имеет с самим христианским учением столько же общего, сколько и крестовые походы.

Для православного человека важно разделять интересы государства, историю, нацию и религию. Иногда эти понятия смешивают, но они независимы.

Христианство не стало хуже, кровавее или агрессивнее от того, каким образом оно пришло на нашу землю.

Сегодня мы воспитаны в вере в Единого Бога, имеем возможность на своём языке изучать учение Христа и получать помощь от высших сил.

Что же касается реалий прошлого — их приходится признать. Но нельзя перекладывать вину за них на христианство.

Книги о крещении Руси

Вокруг крещения Руси много домыслов и спекуляций — как со стороны его противников, так и со стороны его сторонников.

Поэтому стоит обратить внимание на следующие книги о крещении Руси, где авторы работают с настоящим историческим материалом:

Голубинский, Е. Е. «История Русской Церкви» — авторитетный труд по истории церкви. Автор, профессор Голубинский, пользуется авторитетом не только в научных, но и в православных кругах.

Алексеев С. В. «Крещение Руси: Источники против интерпретаций» — работа доктора исторических наук, специалиста в истории России. В ней он пытается доказать, что вооружённые столкновения в Новгороде были исключительным событием в христианизации Руси.

Гордиенко Н. С. «Крещение Руси: факты против мифов и легенд. Полемические заметки» — в труде доктора философских наук и профессора обстоятельно рассмотрены все достоверные свидетельства, связанные с крещением Руси. Гордиенко Н.С. Развенчивает мифы и заблуждения вокруг этого события.

А.Г. Кузьмин «Крещение Руси: концепции и проблемы» — в этом труде затронуто колоссальное количество источников и обобщена информация о крещении Руси, накопленная за много веков нашей истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *