голосники в храме это
Голосник
Голосни́к, голосники́ — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки.
Голосниками также называются круглые или фигурные отверстия на деке струнных музыкальных инструментов — гуслях, домре и др. [1] [2]
Содержание
Применение в строительстве
Несмотря на то, что большая часть заложенных в стену сосудов не имела прямого выхода горловины во внутреннее пространство здания, некоторые из голосников располагались именно так. Кроме того, например, конструкции куполов комплекса дворца Мангана в Константинополе (IX—XII вв.) заполнены уложенными без скрепляющего раствора амфорами, что позволяет звуку резонировать и во внутреннем пространстве кладки. «Резонаторы» (голосники) использовались и в западноевропейском средневековом строительстве, но наиболее раннее применение отмечается византийском зодчестве.
Древнерусское зодчество
Голосники также активно использовались в древнерусском каменном строительстве.
Судя по археологическим находкам, подобные сосуды применялись уже в древнейшей киевской Десятинной церкви, при строительстве множества храмов в Новгороде, Пскове, Смоленске, Полоцке, Переяславле, Волыни, Чернигове и др.
Сами сосуды могли быть привозными (в виде греческих амфор) и изготовленными на месте, как правило, специально для строительства. Чаще всего в кладке обнаруживаются сосуды обоих типов. Сосуды местного производства отличаются вытянутым прямым горлом. Их изготавливали из хорошо отмученной глины и сильно обжигали. Внутри на негладкой поверхности прослеживаются следы ленточного налепа.
Особенным образом применялись голосники в гродненской архитектурной школе. В стенах Коложской церкви, начиная с высоты около 1,5 м, располагаются многочисленные сосуды, обращённые отверстиями внутрь помещения. Большое их количество указывает на то, что они применялись здесь в основном в строительных целях, поскольку для улучшения акустики достаточно небольшого набора сосудов, размещенного в парусах. Пример гродненских храмов позволяет предполагать, что в их случаях голосники использовались также как элемент декора, поскольку стены гродненских храмов изнутри не были оштукатурены.
Голосники совершенно не применялись в галицком и владимиро-суздальском зодчестве. В Суздале обломки голосников были обнаружены только в останках Мономахова собора, построенного южнорусскими мастерами.
Голосники в храме это
Русь Киевская запись закреплена
Таким образом, единственным полноценным источником по организации строительного производства Древней Руси могут служить только сами памятники. К сожалению, к памятникам зодчества с подобным подходом исследователи обычно не обращались. Отдельно рассмотрим строительные материалы и их производство, конструкцию древних памятников. Неразработанность этих вопросов дает основание считать настоящую статью лишь 1-вой попыткой раскрыть картину русского строительного производства домонгольского периода.
Голосники в древнерусском зодчестве — это глиняные горшки, вделанные в верхние части стен внутри древнерусских церквей и открывающиеся в храм своими круглыми отверстиями. Голосники, устраивавшиеся с целью усиления акустики здания, встречаются на русской почве с древнейшего времени: ”София Новгородская” и другие. Среди строительных материалов Древней Руси заметное место занимали керамические сосуды: их использовали в кладке верхних частей здания, и в первую очередь при устройстве сводов. Особенное обилие голосников наблюдается в псковских церквях XV— XVI веков, где ими подчас заняты сплошь полукруглые верхние части стен под сводами ветвей креста. Иногда отверстия голосников образуют орнаментальную композицию. Не исключена возможность конструктивного происхождения голосников от сосудов, из которых иногда выкладывались своды — для облегчения их тяжести. Об этом свидетельствуют голосники, встречающиеся в парусах древнейших русских церквей. В церкви все немного не так, как в других местах: другой свет, запахи, иная одежда, поведение людей. Это то, что заметно с первого взгляда. Но есть и более глубоко спрятанные «странности». К их числу, например, относится акустика, которая во многом отличается от условий концертных залов.
Покрышкин Н.П. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 гг. СПб., 1906. С. 27. Табл. XXIV; П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси X-XIII вв..
Стасов В.В. Голосники в древних новгородских и псковских церквах // Изв. Археол. о-ва. СПб., 1861. Т. 3. С. 126; Полянский С. Новые соображения о так называемых голосниках в древних церквах // Вести. Общества древнерусского искусства. М., 1874-1876. № 1-12; 1876. Отд. IV..; Гезе В.Е. Заметки о некоторых киевских древностях // ЗРАО. 1901. Т.12, вып. 1-1.