гороховец женский монастырь официальный сайт знаменский
Знаменский (Красногривенский) монастырь
Знаменский (или Красногривенский по названию поймы реки) женский монастырь уютно расположился на левом берегу Клязьмы среди обширного лесного массива. Датой его основания считается 1598 год, хотя некоторые источники утверждают, что это был 1669 год. В городских летописях осталось имя купца Петра Лопухина, который выделил личные средства для строительства новой обители. Здание монастыря сооружалось из дерева, благо стоял он в окружении лесов. Обитель предназначалась только для мужской братии.
За несколько сот лет существования монастырь не раз менял свой архитектурный облик. Первая постройка из камня появилась здесь в конце XVIII века. Это была церковь, возведенная в честь Знамения Богородицы. Деньги на храм выделил местный купец Семен Ершов. На территории монастыря была еще один храм, построенный в честь святых апостолов Петра и Павла, но до наших дней он не сохранился. В восемнадцатом веке монастырь получает каменную ограду с главными воротами, которым дали название «Святых ворот». В 1720 году комплекс обители пополнил еще один жилой корпус, где стали жить монахи. Нижний этаж был выполнен из камня, а второй надстроен из дерева. Такой оригинальный облик здание получило по простой причине: оно строилось несколько лет, и просто не хватило денег. Поэтому пришлось воспользоваться более дешевым подручным материалом — деревом.
В начале XVIII века церковь Знамения Богородицы получила новую колокольню. Строится еще один храм в честь Иоанна Богослова. Но уже тогда обитель стала собственностью Свято-Успенской Флорищевой пустыни, что располагалась в Нижегородских землях. Сделано это было по указу Петра I, который проводил множество реформ и решил объединить мелкие монастыри с более крупными. Теперь в помещениях Знаменской обители хранились строительные материалы и продукты.
В годы Советской власти, как и многие православные учреждения, Флорищева пустынь вместе со Знаменским подворьем была закрыта. Монашескую братию выселяют, а имущество экспроприируют в ведомство Губмузея. Новое учреждение забирает помещения под свои нужды. И вот уже в монашеских кельях открыто общежитие, а в церкви устроен склад соломы. Позже обитель отошла к ближайшему колхозу, который превратил территорию монастыря в свое подворье с подсобными помещениями. Не пощадили и монастырскую стену, от которой сегодня сохранилась лишь часть Святых ворот. Это небольшая побеленная постройка из кирпича. Проход в виде арки был заложен. Сбоку видны сохранившиеся части бывшей каменной ограды.
В 90-е годы монастырь, практически полностью разрушенный, возвращается под сень местной епархии. Здесь начинаются вестись восстановительные работы. В последний год XX века Знаменский монастырь становится женской обителью. В этом же году появляются и первые насельницы. Сегодня здесь живет и ведет хозяйство более 20 сестер. Они занимаются хозяйством, возрождают старинные промыслы, ведут благотворительную работу. Был восстановлен храмиконы Пресвятой Богородицы «Знамение», колокольня, корпус игуменьи и другие здания. Рассказывают, что в 90-е годы эти места кишели ядовитыми змеями. Но ни одна из сестер не получила змеиных укусов. Позже после молитв сестер пресмыкающиеся и вовсе покинули монастырские земли. Монастырь отделен от города рекой, и перебраться на другую сторону можно по понтону. В зимний период и во время ледохода из-за отсутствия дорог обитель часто бывает отрезана от мира.
История Знаменской обители
Знаю чудную обитель,
что за речкою стоит.
За всю долгую историю Гороховца так и не освоили люди левый берег Клязьмы, и лишь только Святая обитель Матери Божией белеет среди леса. Коварство реки и суровость условий делает это место непригодным для проживания обычного человека. Маленьким незатопляемым островком остается территория монастыря во времена половодья, когда вода заливает весь левый берег на многие километры вокруг. Тогда белоснежные стены Знаменского храма особенно выделяются на фоне синей воды и весеннего неба, являясь, по истине, Знамением величия и силы неиссякаемой благодати святого места.
Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были срублены из дерева и только в XVII-XVIII вв. стали возводиться каменные здания. Строительство каменного Знаменского храма с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.
Та же писцовая книга за 1687г. сообщает, что в 1678г. Патриарх Иоаким благословил строительство в Знаменском монастыре теплой деревянной церкви во имя апп. Петра и Павла, удовлетворив тем самым прошение строителя обители Иосифа с братией. К 1685г. храм был отстроен, и в том же году Патриарх Иоаким направил уже другому строителю монастыря, Силуану, грамоту на его освящение. Впрочем, храм просуществовал совсем недолго. В описи обители за 1723г. он уже не упоминается, равно как и придел прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. До сих пор неизвестно был ли возведен этот придел, как предполагалось изначально. Недолго просуществовала и деревянная церковь «Знамения» Божией Матери. Согласно все той же описи за 1723г. в обители в это время храм был уже каменный, однако точная дата его возведения остается неизвестной. Можно только утверждать, что церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы стала первой каменной постройкой Гороховецкого уезда, но правда не совсем удачной как хотелось бы.
О материальном обеспечении монастырской братии в писцовой книге говорится, что питались они милостыней и жили натуральным хозяйством. К 1723г. за счет вкладов посадских людей Гороховца монастырь владел покосами, около монастыря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градских людей». Очевидно также, что обитель получала пожертвования за поминовение усопших, о чем свидетельствуют сохранившиеся синодики XVIIв., где были записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, роды некоторых князей, дворян, крестьян, а также принявших православие татар.
Однако самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго. 26 июля 1723г. Петр I издал указ, по которому Гороховецкий Знаменский монастырь приписывался к Свято-Успенской Флорищевой пустыни. В это время в обители подвизалось менее тридцати иноков, что, согласно Петровскому духовному регламенту, являлось основанием для упразднения самостоятельности монастыря и перевода монашествующих в более крупную обитель. В этом же, 1723г., в Знаменском монастыре была произведена уже вышеупомянутая опись, из материалов которой следует, что в обители к этому времени имелось две каменные церкви (холодная в честь иконы Матери Божией «Знамение» и теплая в честь ап. и ев. Иоанна Богослова). Кроме того, в монастыре была деревянная ограда с ветхой колокольней над святыми вратами, на которой располагалось шесть колоколов, а также ряд хозяйственных построек. Примечательно, что колокольня изначально не входила в ансамбль Знаменского храма как в настоящее время, а являлась завершением святых врат, построенных предположительно в 1720-е гг. Об этом свидетельствует не только опись 1723г., но и план Знаменского монастыря 1753г.
Далее опись довольно подробно обрисовывает внутренне убранство обоих храмов с перечислением всех находившихся в них предметах, из чего следует, что в обители имелось довольно большое количество богослужебной утвари: икон, облачений и книг. Перечисляются так же и документы, среди которых упоминаются благословенные грамоты на строительство храмов.
Вышедший в 1723 г. указ Петра I по некоему стечению обстоятельств не был сразу претворен в жизнь. Лишь в 1749г., уже после образования Владимирской епархии, факт приписки подтвердил указ епископа Владимирского и Яропольского Платона. Знаменский монастырь окончательно стал подворьем Флорищевой пустыни, полностью перейдя на ее обеспечение, и использовался в хозяйственных целях, в основном для приезда братии в Гороховец.
Как уже упоминалось выше, до своего упразднения Знаменская обитель управлялась строителями. Точно известны, по крайней мере, имена четырех из них: Иосиф (1677-1679гг.), Силуан (упоминается в 1685г.), Логгин (упоминается в 1693г.) и Макарий (упоминается в 1716 и 1723гг.). Братия же была всегда малочисленна. После приписки монастыря к Флорищевой пустыни количество насельников первоначально ограничивалось тремя: одним иеромонахом и двумя «бельцами», присылаемыми из Флорищевой пустыни для пения. Но позднее в Гороховецкую обитель стали направляться только наместники, и весь штат монастыря состоял из одного иеромонаха.
К к. XVIII в. ансамбль Знаменского монастыря практически приобрел современный облик. В обители был обустроен 2-х этажный келейный корпус, основание которого было каменным, а второй этаж — деревянным. Монастырь был огорожен каменной оградой, по описи 1762г. ее длина составляла 33 сажени, а ширина 4 сажени. Между 1753 и 1762гг. с запада к Знаменскому храму была пристроена каменная шатровая колокольня, у которой в качестве одной из стен использовалась ранее построенная стена самого храма. Здание храма Пресвятой Богородицы представляло собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой, по высоте, доходящей до середины основного объема. Четверик был украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. С севера к основному храму примыкал придел во имя ап. и ев. Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. Окна четверика, апсиды и придела были декорированы наличниками в виде колонок с 3-угольными разорванными фронтонами. К приделу ап. Иоанна Богослова с северо-запада была пристроена трапезная, переходящая в крытую паперть, к которой в свою очередь примыкала ризница.
В XIX в. ничего монументального в обители более не возводилось. Лишь в конце столетия, в период управления Флорищевой пустынью архимандритом Антонием (Борковым), был построен ряд новых небольших хозяйственных и жилых помещений вместо старых ветхих, а также обновлено внутреннее убранство храма.
Личность архимандрита Антония, 26-го настоятеля Флорищевой пустыни была, по истине, интересной и замечательной. За свои труды и 24-х летнее управление монастырем он первый из настоятелей был удостоен в 1896г. сана архимандрита. Став настоятелем обители, отец Антоний существенно расширил и улучшил Флорищевское монастырское хозяйство, завел усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, расширил скотный двор и много других трудов приложил для возрастания обители, как в хозяйственном, так и в духовном плане. Немало потрудился подвижник и на обустройстве приписных к Флорищевой пустыни подворий, в число которых в то время входил Знаменский монастырь. Именно его трудами, как уже упоминалось выше, на Красной гриве появились новые добротные хозяйственные постройки и улучшено внутреннее благолепие храма, в частности вызолочен древний резной иконостас, который был устроен по образцу иконостаса Флорищевой пустыни. О неординарности отца Антония свидетельствует повествование известного нижегородского историка и литератора А.С. Гацисского, который описал свой визит во Флорищеву пустынь, в гости к настоятелю. Здесь же историком приводится описание поездки в Знаменский монастырь к управляющему 82-х летнему старцу иеромонаху Димитрию, который своим гостеприимством и заботливостью полностью походил на своего настоятеля, архимандрита Антония. Примечательно, что преставился отец Антоний после тяжкой болезни в приписном Гороховецком Знаменском монастыре, который часто любил посещать.
На рубеже XIX-XX вв. Гороховецкая обитель привлекла внимание историков искусства, в связи с этим в 1899г. в Знаменском монастыре были проведены серьезные реставрационные работы. Каменная колокольня была отремонтирована и покрыта листовым оцинкованным железом; были обновлены и покрашены все крыши храма; кресты позолочены; были восстановлены фрески и росписи клиросов и пр. Особенно ценным в художественном отношении являлись предметы церковного убранства (немалое количество древних икон); сохранившиеся в монастыре расписные царские врата XVII в.; деревянные подсвечники в форме песочных часов и слюдяные оконницы. Немалый интерес вызвали клиросы храма Пресвятой Богородицы «Знамение», украшенные стихами из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника, каждый стих при этом сопровождался соответствующим изображением.
В советский период монастырь пришел в полное запустение. В 1923г. Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Всё имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. В 20-х гг. ХХ века в храме размещалась бумажная фабрика, а также склад соломы. Наибольшие разрушения в монастыре произошли в 60-х гг., когда на территории обители располагались отделения совхозов, приспособившие храмовые постройки под скотный двор и склады. В эти же годы была полностью разрушена каменная ограда монастыря.
Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения.
28 мая 1999 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь и вновь обрел самостоятельность.
7 марта 2000 года по определению Священного Синода Русской Православной Церкви настоятельницей Знаменского женского монастыря была утверждена монахиня Раиса (Шибеко Л.В.). А в 2006г. за усердное служение Церкви Божией матушка Раиса была возведена в сан игумении.
В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм «Знамения» Пресвятой Богородицы, который был вновь освящен в 2003г. Восстановлена монастырская колокольня, откуда разносится по округе звон новых колоколов. Отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения. Регулярно совершаются богослужения, служащим священником является иерей Феодор (Закиров). В обители силами насельниц ведется монастырское хозяйство, построен скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы, по мере возможности оказывается благотворительная помощь нуждающимся.
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ ОБИТЕЛИ
21 мая — апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09 октября — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
10 декабря— празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение»
По святым местам. Знаменский женский монастырь, г. Гороховец
Аудио
В дни, когда мы вспоминаем подвиг жен-мироносиц, отправимся на левый берег Клязьмы и познакомимся с мироносицами наших дней. В XVIII веке эта святая обитель была приписана к знаменитой Флорищевой пустыни. Возрождение монастыря началось 25 лет назад. Сейчас сестры служат Богу, ведут монастырское хозяйство и рассказывают паломникам о древней обители.
Мы приехали в очень интересное место: с одной стороны – река Клязьма, с другой – густой лес, а посередине – Знаменский женский монастырь. О нем наш сегодняшний рассказ. Город Гороховец уместился на правом берегу реки, а вот левый берег местные жители так и не освоили. Но территория, не очень пригодная для мирской жизни, подошла для монашеской. Знаменский монастырь – самая древняя обитель в Гороховце, основанная на средства купца Петра Лопухина в 1598 году.
Игумения Раиса (Шибеко), настоятельница Знаменского монастыря:
– Есть две даты основания этого монастыря – конец XVI и начало XVII века. Изначально здесь был мужской монастырь, в первые времена было до 20 человек братии – это очень мало.
Как раз из-за этого Петр I упраздняет монастырь, и обитель становится подворьем Свято-Успенской Флорищевой пустыни, что примерно в 40 километрах отсюда.
Инокиня Ефимия (Бочарова), благочинная Знаменского монастыря:
– Флорищева пустынь использовала это место в хозяйственных целях. Когда приезжали в Гороховец, здесь лошадей ставили – видимо, какая-то дорога была. По сути, здесь стало еще уединеннее.
Монастырская церковь была построена в конце XVII века – ей 350 лет. А в XVIII веке здесь появился придел Иоанна Богослова, а также колокольня.
– Вообще вход был здесь, и колокольня в этом районе стояла. В какой-то период времени ее перенесли вот сюда. Я не знаю, что с ней произошло; может, ее разрушили или специально перенесли – мы не нашли об этом документов.
А уже в наши дни к церкви была пристроена иконная лавка. Обратите внимание вот на эту пристройку. Она появилась не просто так. Дело в том, что после революции власти хотели уничтожить колокольню, закрепили на ней тросы, рванули – возникла трещина, но колокольня устояла.
– Видно, что колокольня немножечко накренена, и мы по благословению архиепископа пристроили церковную лавку, чтобы немножко ее подпереть.
– А колокольня над нами прямо?
– Да, она прямо над нами.
На фотографиях видно, что у монастыря была своя каменная ограда (ее разрушили после революции). А часть старинного келейного корпуса уцелела.
– Келейный корпус так и сохранился, первый этаж – это XVIII век (даже часть стены видна, она полуразрушена). А второй этаж, деревянный сруб, пристраивался уже при матушке. Вот, собственно, и был весь монастырь. Братья трудились, молились, у них были небольшие огороды, пчелы; так жили.
После революции Знаменское подворье вместе с Флорищевой пустынью было ликвидировано. Имущество конфисковали, а храмовые постройки приспособили под скотный двор и склады.
– Я сюда приехала 14 июня 1999 года. Здесь четыре года был мужской скит от Никольского монастыря, и как-то положилось на сердце владыке здесь сделать женский монастырь. До этого жила в Ивановском Свято-Введенском монастыре. Здесь была городская свалка, все заросло бурьяном, было много гадюк, ужей, пауков, мышей, крыс. Было тяжело смотреть на это зрелище.
Для жилья тогда был лишь барак, который, как и храм, находился в страшном состоянии, ведь в советское время там держали скот.
– В Интернете есть старые фотографии, на них можно увидеть: когда обитель передали Церкви, все было разрушено. Не было куполов, крестов, зияли черные дыры – все было в запустении. Мы стали это потихонечку восстанавливать, чтобы можно было молиться. Людям нравится – приходят. Да и самим сестрам хочется, чтобы было красиво, – это же наш дом.
– Было очень тяжело первое время. Когда я сюда пришла, мне уже было 54 года. Сама я родилась на Украине в селе и все эти земельные работы знала – это мне здорово помогло, потому что мы здесь сразу раскопали немножко целины, посадили огурцы, помидоры и на зиму уже делали свою консервацию.
Первое время сестер было очень мало, тяжелые условия жизни были под силу не каждой. Здесь необходимо трудиться, ведь монастырь находится на полном самообеспечении.
– За счет чего-то надо жить. Сначала, когда мы открылись, некоторые люди ездили к нам с окраин, из Нижегородской области, то есть у нас был приход. Потом там стали храмы строиться, открываться – у нас прихода не стало. В городе два монастыря и три храма, люди с удовольствием туда ходят, а у нас то грязь, то по льду надо ходить – кому это понравится?
Во время весеннего разлива Клязьма может доходить до некоторых мест, но старинный храм построен на возвышении таким образом, что вода до него не доходит. Это видно и на фотографиях. Кстати, с сезонными изменениями реки связано и то, что в монастыре два раза в год уходят в затвор.
– Вы уже видели, на этой стороне Клязьмы мы одни живем. Связь с городом только по воде. Когда река нормальная, можем и на лодке плавать, а когда идут большие льдины, мы уходим в затвор – не можем попасть в город, из города люди не могут попасть к нам. В затворе молимся. Так бывает зимой и весной, но эти трудности нам во благо – для духовной жизни очень хорошо, когда мы одни, живем за счет своего хозяйства.
Давайте увидим, как здесь делают сыр.
– Когда постом молоко оставалось, вставал вопрос, куда его девать, потому что постом молочная продукция не употребляется. Что-то пытались людям на рынке предлагать. И всегда варили какой-то сыр домашний, замораживали. Потом увеличилось количество коров, и эта проблема все время вставала. Мы стали пробовать варить свой твердый сыр.
Что-то получалось, что-то нет, методом проб и ошибок пришли к мысли, что надо приобрести профессиональную сыроварню. Оборудование это итальянское, и названия сыров хранят дух Средиземноморья: качотта, монтазио, азиаго, страккино.
– Это же прямо камамбер?
– Да, французский сыр с белой плесенью. К нам приезжали технологи, сестры учились и учатся, все время совершенствуются.
Но есть здесь и свой авторский сыр – «Знаменский». Он получился сладковатым на вкус. Сорт этот пользуется большим спросом. А вот и те, благодаря кому здесь есть и молоко, и сыр, и сметана. В день коровы дают до 100 литров молока, но тем, кто работает здесь, вставать нужно очень рано – день начинается в 5 часов утра. Тут две породы коров – швицкая и джерсейская.
– Сами по себе они небольшие, но у них очень вкусное молоко, жирное, для сыроварения очень хорошо идет.
Сестры сами пекут хлеб и консервируют овощи.
– Эта теплица у нас – помидорная, эта – огуречная, здесь – перчик.
А еще с мая до поздней осени здесь множество цветов. Большими трудами сестрам удалось создать свой уголок красоты и молитвы.
– Подъем у нас официально в половине шестого; если нет службы, читаем утренние правила, три канона, акафист; бывает, и два акафиста читаем. У нас есть мощевик, стараемся чтить память всех, чьи частицы мощей в нем; если есть акафист – читаем, если нет – поем величание.
У нас есть откровения помыслов, но это не так, как раньше старцы принимали помыслы; просто сестры приходят и открывают свои проблемы, даже от этого им становится легче. Я молюсь, как могу, за них. Сестер спрашиваю: «Есть ли польза?» Сестры видят пользу.
Очень хорошая библиотека в нашей обители, сестры читают книги и имеют большую пользу от чтения. Старцев нет, мы все немощные, не те монахи, которые были. Вот читаешь в молитве, что мы, последние монахи, хуже мирян; так оно и есть. Стараемся приблизиться каким-то чудом к древним монахам, даже не к древним, а к нашим отечественным. Может, Господь старания тоже примет.
Здесь не обойтись без лодки. Когда восстанавливали обитель, все строительные материалы (вагонку, цемент, кирпичи, мел, известь), а еще корма для животных, продукты доставляли в монастырь по реке. Большие паломнические группы сюда сейчас заглядывают нечасто, а тем, кто хочет еще и потрудиться во благо святой обители, здесь будут очень рады.
– Мы нуждаемся и в мужских руках, и в женских. Казалось бы, весь труд у нас механизирован, но есть такая работа (грядки, теплицы, консервация), где помощь нужна. Если кто придет в монастырь, конечно, мы берем. Не берем только людей в очень преклонном возрасте, потому что никакой человек в возрасте не потянет нашу монастырскую жизнь. Первое наше дело – упорная молитва. В монастыре нельзя жить без молитвы. Пусть люди приезжают, мы рады будем.
Возрождая, сохраняя монастырские традиции, здесь идут в ногу с прогрессом: в святой обители одна из технических новинок – геотермальное отопление: тепло берется из окружающей среды, под землей здесь 4 километра труб. Благодаря этому здесь есть и горячая вода: безопасно, экологично и экономично.
– Жаловаться грех, потому что у нас все есть для нормальной жизни: послушания, хор, службы, откровения помыслов, исповедь, Причастие. Есть скорби, нужды, мы немножко болеем – кто больше, кто меньше. Все у нас есть для спасения.
«Мы живем в тишине, и это способствует обретению внутренней тишины, усилению молитвенного делания» – так говорят в Знаменском женском монастыре. Оторванность от большого мира создает свой собственный маленький мир, где есть все, что нужно для жизни и физической, и духовной.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина