готовность детей к обучению в школе отчет
Отчет о готовности детей подготовительной группы к школе
МКДОУ «ОТРАДНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
Отчет о готовности детей к школе
Подготовительная группа №5 «Гномики»
— с 4 апреля по 8 апреля 2016 года. В нем участвовало 24 ребенка подготовительной группы №5»Гномики».
Воспитателями осуществлялся мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Сбор информации строился на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксировалась посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагоги получали в естественной среде, в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организации образовательной деятельности, создания педагогических ситуаций, анализе работ продуктивной деятельности, организации игровой деятельности. Данные о результатах заносились в таблицу о результатах мониторинга.
Мониторинг образовательного процесса, содержащий пять образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», позволил осуществить комплексный подход к оценке развития ребенка.
А так же мониторинг детского развития, включающий девять интегративных качеств, соответствующих ФГОС: «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Любознательный, активный», «Эмоционально-отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», что позволяет осуществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка.
Основанием для сбора информации служили:
— получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
— анализ продуктов детской деятельности;
— организация специальной игровой деятельности.
Данные о результатах мониторинга заносились в таблицу развития ребенка.
Анализ качества знаний по отдельным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
Аналитический отчет по готовности к школе
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №37»
(МБОУ СОШ № 37 г. Шахты)
346 506 Россия, г. Шахты Ростовской области ул. Островского, 26, телефон (8636) 23- 52- 78; факс (8636) 23- 05-98; ,е- mail : KOMIS 37@ MAIL . RU
ПО ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В течении 2016 – 2017 учебного года проводилась работа по психологическому сопровождению процесса подготовки к школе. Она проходила по нескольким направлениям:
1) психологическая диагностика (первичная и повторная);
2) коррекционно-развивающая работа;
3) психологическое просвещение;
4) психологическое консультирование.
На начальном этапе была проведена подготовительная работа:
1) родители, будущих первоклассников, были ознакомлены с особенностями психологического сопровождения процесса подготовки к школе, компонентами психологической готовности, факторами риска школьной дезадаптации (выступления на родительских собраниях на тему: «Психологическая готовность к обучению в школе»);
2) для учителей, набиравших первые классы была проведена групповая консультация на тему: «Психологические аспекты готовности к обучению в школе в свете ФГОС».
3) был разработан диагностический модуль оценки готовности к школе, подобран необходимый инструментарий.
Первичное обследование детей групп «А», «Б», «В» проводилось в ноябре-декабре 2016 года. Диагностировано 21 ребенок группы «А», 22 ребенка группы «Б» и 28 детей группы «В».
Планируя провести диагностику, я ставила своей целью изучить степень готовности детей групп к школьному обучению через оценку развития 4 компонентов психологической готовности: зрелости мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер. Обследование проводилось по методикам диагностического модуля, имеющего уровневое строение и состоящего из следующих методик:
Стандартная беседа Нежновой
Методика «10 слов» (по А.Р. Лурия)
Методика «Исключение предметов (4-ый лишний)» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Методика «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» (А.Н. Бернштейн)
Тестовое задание «Продолжи узор»
Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)
Методика «Сравни картинки».
В развитии мотивационной сферы оценивались следующие показатели: сформированность «внутренней позиции школьника», исходная мотивация учения.
В развитии интеллектуальной сферы проводилась оценка развития образного, логического мышления, механического и опосредованного запоминания, сформированности причинно-следственных связей и закономерностей.
Степень психофизиологической готовности осуществлялась через оценку зрительно-моторной координации, моторики руки, готовности руки к письму.
Степень зрелости произвольной сферы оценивалась по развитию произвольного внимания, а также по наличию следующих умений: способности понять инструкцию, умения планировать свою деятельность, целенаправленно, сосредоточенно работать, умения ориентироваться на правило, образец.
В ходе обследования были получены следующие результаты:
Отчет о результатах мониторинга по изучению состояния подготовки детей к школе
о результатах мониторинга по изучению состояния подготовки детей к школе в МБДОУ (ясли-сад) № 11 «Жемчужинка» за 2020-2021 учебный год
Согласно годовому плану в МБДОУ (ясли-сад) № 11 «Жемчужинка» был проведен мониторинг по изучению качества подготовки детей к обучению в школе.
Основанием для сбора информации служили:
— получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
— анализ продуктов детской деятельности;
— организация специальной игровой деятельности.
Сведения о выпускниках.
Всего в ДОУ 40 выпускников. Из них 38 выпускников из подготовительных групп и 2 выпускника из старших групп. Один ребенок из подготовительной группы остается в ДОУ по решению родителей (нет 7 лет). Один ребенок выпускается с диагнозом ОВЗ.
1. Выбор школы родителями выпускников.
МБОУ «СОШ № 5» – 33 выпускника
МБОУ «СОШ № 4» – 2 выпускника
МБОУ «СОШ № 1 им. Маргелова В.Ф.» – 3 выпускника
МБОУ «СОШ № 2 им. Фрунзе М.В.» – 1 выпускник
Районная школа – 1 выпускник
2. Анализ состояния здоровья выпускников.
Распределение детей по группам здоровья
Количество пропущенных дней по болезни – 191 день (2,6 %). Основной диагноз ОРВИ.
3. Обеспечение кадровых условий.
В 2019-2020 учебном году в подготовительных группах работали следующие педагоги:
· Дземишкевич Наталья Александровна – педагогический стаж работы 9 лет, первая квалификационная категория, высшее педагогическое дошкольное образование
· Найдыч Оксана Викторовна – педагогический стаж работы 11 лет, СЗД, высшее педагогическое дошкольное образование
· Михайлова Елена Александровна – педагогический стаж работы 35 лет, первая квалификационная категория, среднее специальное педагогическое образование
· Харченко Алла Леонидовна – педагогический стаж работы 18 лет, высшая квалификационная категория, высшее педагогическое дошкольное образование.
4. Материально-техническое и методическое обеспечение подготовительных групп.
Большая роль в эффективности качества воспитательно-образовательного процесса отводится материально-техническому обеспечению и оснащённости образовательного процесса. Состояние материально-технической базы в подготовительных группах ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей среды включают оптимальные условия для полноценного развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в ДОУ строится с учетом особенностей детей подготовительной группы, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
РППС организована в соответствии с ФГОС дошкольного образования, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Компоненты развивающей предметно-пространственной среды обеспечивают развитие детей по пяти образовательным областям.
Развивающая предметно-пространственная среда групп учитывает возрастные, гендерные и индивидуальные особенности и потребности воспитанников и обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры ДОУ, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Традиционно в группах оснащены следующие центры деятельности:
· Игровой центр – в группах имеется достаточное количество сюжетно-ролевых игр («Семья», «Супермаркет», «Салон красоты», «Ферма», «Пожарная часть», «Почта», «Больница», «Кухня» и т.д).
· Речевой центр – игры соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям детей, педагоги стараются отразить в них тему недели. В уголке имеются игры по лексике и грамматике, по развитию связной речи (предметные картинки по лексическим темам, серии сюжетных картин), игры на закрепление правильного звукопроизношения (стихи по картинкам, чистоговорки и скороговорки по картинкам), материал по грамоте (наборы букв и слогов, азбука в картинках, слоговые кубики, различные штриховки и прописи), имеются картотеки артикуляционной гимнастики, развития мелкой моторики.
· Центр познавательной и исследовательской деятельности – в этом центре находятся материалы, необходимые для проведения опытов: специальная посуда (разнообразные емкости, подносы, мерные ложки, трубочки, воронки, ситечки, пробирки, тарелки), природный материал (камешки, песок, семена, различные крупы, ракушки, шишки, косточки и т.д.), микроскоп, зеркала, лупы, весы, виды бумаги, ткани, предметы из метала, дерева и пластмассы.
· Литературный центр – в этом центре находится детская художественная и познавательная литература, портреты детских писателей, иллюстрации к программным произведениям, а также детские энциклопедии.
· Уголок безопасности – уголок содержит наглядные материалы по обучению безопасному поведению. Это серии картинок «Один дома», «На дороге», «Опасные предметы», «Незнакомые люди», атрибуты для игры «Дорожное движение», «Скорая помощь», «Милиция» и т.д.
· Центр познавательного развития – в данном центре содержится большое разнообразие дидактических и развивающих игр. Это игры по ознакомлению с окружающим, экологического и математического характера.
· Центр изобразительной и творческой деятельности – один из самых любимых центов детей содержит различные раскраски, штриховки, карандаши, фломастеры, мелки, штампики, трафареты, печати, мольберт, игры «Модельеры», «Создай картину», «Дизайнеры» и т.д.
· Уголок трудовой деятельности – для хозяйственно-бытового труда: фартучки, колпаки, нарукавники, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопатки, грабли, лейки; в ручном труде дети используют ножницы, клей и т.д. Все оборудование соответствует возрасту детей и имеет привлекательный вид.
· Центр музыкальных игр – содержит наборы музыкальных инструментов, различные шумовые игрушки, портреты известных композиторов, игры «Музыкальное лото», «Назови инструмент», «Что лишнее?».
· Центр театрализации – этот уголок тоже очень любим детьми, здесь они могут преобразиться в героев любимых сказок, проявить свои артистические способности, перестроить сюжет любимой сказки, изменить ее по-своему. В уголке имеется такие виды театров как теневой, настольный, пальчиковый, кукольный, так же имеется ширма и элементы костюмов различных героев. Педагогами изготовлены такие игры «Театр настроения», «Фоторобот», «Назови героя».
· Уголок будущего школьника – данный уголок включает в себя наборы картинок на формирование представлений о школьной жизни, об особенностях организации уроков в школе: «Школьные принадлежности», «Профессии в школе», «Скоро в школу» (включает картинки различной тематики – школьные уроки, распорядок дня школьника, школьная форма).
· Центр патриотического воспитания – в центре большое количество игр и материалов для ознакомления с родным, городом, малой Родиной и большой Родиной. Это такие игры как: «Что находится на нашей площади?», «Предприятия нашего города», «Назови гору», «Национальные блюда и костюмы», «Города-герои». Так же в уголке имеется портрет президента РФ, флаг и герб РФ и Республики Крым.
· Физкультурный уголок – атрибуты для подвижных игр, мячи, флажки, скакалки, кольцеброс и т.д.
Оснащение центров активности в группах, музыкальный, физкультурный зал и спортивная площадка обеспечивает эффективную и безопасную организацию самостоятельной деятельности воспитанников.
помещения для организации различных видов деятельности детей
Для организации воспитательно-образовательной, развивающей работы с детьми и родителями.
Для развития и коррекции интеллектуальной сферы детей, создание условий для сохранения и укреплению психологического здоровья детей. Оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их родителям и воспитателям.
Для осуществления необходимой коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Для проведения музыкальных занятий, праздников, развлечений, индивидуальной работы с детьми, воспитателями и родителями.
Для проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, развлечений и праздников.
Для проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, развлечений и праздников, оздоровительных процедур.
помещения для обеспечения работы детского сада
Для организации работы с сотрудниками и родителями:
· Консультирование сотрудников и родителей воспитанников ДОУ;
· Подписание договоров с родителями, поставщиками, подрядчиками;
· Подготовка и утверждение локальных актов ДОУ, работа с документами, изучение нормативно-правовых актов и др.
· Различные виды инструктажей.
Для организации методической работы:
· Осуществление методической помощи педагогам.
· Повышение профессионального уровня педагогов.
· Медико-педагогические совещания (педагогические советы, консультации, семинары, круглые столы)
· Библиотека для педагогов.
Для организации медицинского обслуживания: лечебно-оздоровительная, просветительская, оздоровительная, консультативно-просветительская работа:
· осмотр детей, антропометрия;
· мероприятия по закаливанию;
· организация и проведение текущей дезинфекции;
· доврачебная помощь детям в случае острого заболевания или травмы;
· контроль за санитарно-гигиеническим режимом.
Информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями:
· пропускной пункт, оснащенный круглосуточным видеонаблюдением,
· информационные стенды для родителей,
· информационные стенды для сотрудников по ГО, ЧС, охране труда и здоровья,
· выставка детских рисунков.
5. Анализ внутреннего контроля.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ (ясли-сад) № 11 «Жемчужинка» на основе примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Воспитателями были разработаны рабочие программы и перспективное планирование для подготовительной группы на 2020-2021 учебный год. Программы соответствуют требованиям к структуре, включают совокупность образовательных областей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Организационно-педагогическую работу с дошкольниками педагоги отражают в календарном плане. В плане представлена непосредственно-образовательная деятельность, работа с детьми в утренние и вечерние часы, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями и социальными партнерами. Цели и задачи, поставленные в программе, соответствуют возрастным особенностям детей подготовительной группы.
Согласно годовому плану, выпускные группы участвовали в следующих тематических проверках:
· «Организация прогулок в ДОУ»
(приказ № 230 от 23.10.2020 г.)
Воспитатели добросовестно относятся к планированию прогулок. В календарных планах отмечены все виды детской деятельности на прогулке. Эмоциональный фон прогулки положительный, педагоги владеют знаниями возрастной психологии детей, применяют личностно-ориентированный подход к воспитанникам, чаще всего используют просьбу, одобрение, похвалу, подбадривают воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены. Режим прогулки соблюдается и реализуется педагогами в соответствии с режимом дня подготовительной группы. Исходя из погодных условий, педагоги организуют подвижные и малоподвижные игры. Двигательный режим во время прогулки в основном соблюдается. Во всех группах имеется достаточное количество выносного материала по сезону. Однако, не удалось увидеть организованные педагогами сюжетно-ролевые игры. Воспитателям были даны рекомендации руководить самостоятельной деятельностью детей на прогулке, организовывать сюжетно-ролевые игры, используя атрибуты и выносной материал
· « Уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ по использованию ИКТ в образовательной деятельности»
(приказ № 39 от 11.01.2021 г.)
В ходе проверки было отмечено:
организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы; наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов.
· «Мониторинг по изучению качества подготовки детей к обучению в школе»
(приказ № 88 от 15.03.2021 г.)
В ходе проверки были просмотрены занятия по развитию речи, ФЭМП, по изодеятельности и физкультуре:
— На занятиях по развитию речи было выявлено, что дети умеют проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложение с заданным количеством слов, подбирать слова схожие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), а также умеют разгадывать кроссворды, дети могут перенести зрительный образец в тетрадь.
— В ходе занятия по ФЭМП дети показали хорошие результаты в умении ориентироваться на плоскости, правильно выбирать арифметическое действие при решении задач, в прямом и обратном счете, знания о днях недели; умеют анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности. Продемонстрировали знания в таких экономических понятиях как – экономика, семейный бюджет, банк, реклама, терминал.
— На занятиях по изодеятельности дети проявили умение задумывать замысел своего рисунка и доводить задуманное до конца. Было выявлено что дети умеют правильно пользоваться палитрой для получения нужного оттенка цвета, так же проявили свои творческие способности, умения и навыки в аппликации – использовать в работе симметричное вырезание, работу с трафаретами, использовать прием скатывания салфетки между ладонями, а также использовать способ складывания бумаги по типу оригами.
— На занятиях по физической культуре дети продемонстрировали свою выносливость, дисциплинированность, умение действовать по сигналу воспитателя, придерживаться установленных правил, а также проявили такие качества как ловкость, смелость, скорость и т.д.
6. Мониторинг качества подготовки детей к школе.
Анализ посещаемости выпускников .
Анализ посещаемости показал 4979 детодней (71,4 %) по факту
Психолого-педагогическое диагностическое обследование уровня развития детей.
Аналитический отчет педагога-психолога о готовности к школьному обучению
Ирина Якунцова
Аналитический отчет педагога-психолога о готовности к школьному обучению
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89» ОАО «РЖД»
Аналитическая справка:
«Психологическая диагностика готовности к школе»
подготовительная группа Ромашка
педагог – психолог
г. Ярославль 2020 год
Аналитическая справка
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Для определения уровня развития интегральных качеств дошкольников подготовительной группы, которые служат основой обучения в школе, проведен мониторинг готовности к обучению в школе.
Период проведения: конец декабря 2019г.
Контингент: воспитанники подготовительной группы
Количество обследованных детей – 19 человек.
Цель диагностической программы: изучение сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптационных резервов.
• определить уровень готовности дошкольников к обучению в школе;
• составить прогноз дальнейшего развития/коррекции детей выпускных групп к школе
Основные цели подготовки к обучению в школе:
— мотивационная личностная готовность к школе;
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.
1. Изучение мотивации, наличия установок на школьное обучение.
3. Определение уровня общей осведомлённости ребёнка о явлениях и предметах окружающего мира, их взаимосвязях.
4. Определение устойчивости внимания, в том числе слухового.
5. Определение адекватности зрительного и слухового восприятия.
6. Определение объёма зрительной и слуховой памяти.
7. Определение психо-физической зрелости ребёнка.
Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив психологическую готовность к школе.
Она отражает общий уровень развития ребенка и представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности, готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структура школьной готовности включает качества,относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности.
Обследование проводилось с использованием материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко.
• В развитии интеллектуальной сферы проводилась оценка развития образного, логического мышления, механического и опосредованного запоминания, сформированности причинно-следственных связей и закономерностей.
• Степень психофизиологической готовности осуществлялась через оценку зрительно-моторной координации, моторики руки, готовности руки к письму.
• Степень зрелости произвольной сферы оценивалась по развитию произвольного внимания,а также по наличию следующих умений: способности понять инструкцию, умения планировать свою деятельность, целенаправленно, сосредоточенно работать, умения ориентироваться на правило, образец.
Оценка результативности выполнения заданий проводилась по 3-м уровням:
Результаты диагностики отражены в таблице. Приложение № 1.
Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. Ведущее значение в формировании учебной мотивации имеют развитие познавательных интересов ребенка, опыт дошкольного обучения и установки семьи.
По данным диагностики у детей сформирован средний уровень мотивации к обучению в школе.
В целом диагностические данные позволяют говорить о достаточно хорошем уровне развития волевой готовности у детей подготовительной группы. Полученные данные говорят о хорошем уровне умения следовать инструкции взрослого, произвольности поведения.
Уровень развития произвольности
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Уровень развития внимания – способность устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, устойчивости внимания, распределения и концентрации.
Логическое мышление (классификация и обобщение, умение устанавливать причинно-следственные связи, уровень сформированности умения выявлять закономерности).
Уровень сформированности умения выявлять закономерностей «Найди недостающий»
Средний – 7 человек
Зрительно-моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз-рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму.
Интегральный показатель готовности
Высокий уровень готовности к школе – 4 человека
Средний уровень готовности к школе – 12 человек,
Низкий уровень готовности к школе – 3 человек
Выводы и рекомендации
Результаты диагностики являются исходной точкой для организации наиболее благоприятных условий для обучения, развития и адаптации детей в школе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в начальную школу, т. е. обеспечение такого уровня подготовки к школьному обучению, который позволит им успешно обучаться.
Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.
Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь» Если ты любишь всё таинственное, загадочное и необычное, любишь наблюдать и размышлять. Доверяешь только своим глазам и опыту – значит.
Аналитический отчет во второй младшей группе за 2017–2018 гг В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям.
Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.
Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школе» Возраст 6–7 лет.