грамматический аспект обучения иностранному языку
1.Место грамматики в изучении иностранных языков.
В наши дни общество предъявляет системе образования в области обучения
иностранным языкам социальный заказ. Каков же он? Ответ на этот вопрос
необходим, потому что плоды нашего «иноязычного просвещения» весьма незрелы и горьки, а цель играет основополагающую роль. Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его включение в программу средней школы есть социальный заказ общества. Социальным заказом общества в основном определялась цель обучения.
Новая программа общеобразовательных учреждений по иностранным языкам определила основную цель обучения иностранным языкам в средней школе как развитие личности школьника, которая способна выступать в роли субъекта в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Иными словами, учитель призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии прочного овладения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике.
Грамматика является одним из аспектов изучения иностранных языков.
Обучение грамматическому оформлению речевого высказывания является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком в школе.
В обучении иноязычному говорению грамматика
занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика.
По определению доктора филологических наук, профессора В.Г. Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции. При помощи набора лексических единиц нельзя точно передать мысль, поскольку лексические единицы лишь называют предмет или явления. Отношения же между ними отражаются в грамматических значениях. Грамматике принадлежит организующая роль. Грамматически выражаются отношения между подлежащим и сказуемым (субъектом и предикатом), определяемым и определяющим действием и объектом, временные, пространственные, причинные связи явлений, отношения говорящего к высказываемой мысли и собеседнику. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли.
Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также
распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством
формирования грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются
грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений.
Результаты нашего анализа выявили необходимость в обучающих упражнениях,
направленных на коммуникацию. Часто в школах преподавание грамматики
ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными
упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической
пользе того, что он делает. Большое количество терминов затрудняет обучение.
Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.
Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны
овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в
устной и письменной формах. Т.е. овладение всеми формами общения и всеми
речевыми функциями для того, чтобы владение иноязычной культурой было
средством: межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания
Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками.
Однако трудность в решении этой задачи состоит в том, что для большинства
учащихся иностранный язык является ценностью потенциальной, а не реальной.
Это противоречие должен снять учитель, который служит посредником между обществом и учеником. Чтобы соответствовать такой роли, учителю необходимо глубоко осознать социальное содержание предмета «иностранный язык», проникнуться чувством гордости за свой предмет.
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает гораздо большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла.
Сегодня иностранный язык может способствовать повышению культуры общения людей. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи, овладевают стратегией и техникой диалогического и группового общения, учатся быть речевыми партнерами.
Иностранный язык способствует расширению не только филологического, но и
общего кругозора учащихся. При изучении иностранного языка учащиеся
овладевают не только новыми средствами общения, но и узнают культурные
ценности страны изучаемого языка: ее историю, географию, науку, литературу,
3. Использование символов в обучении грамматике
В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала.
В целях планирования высказывания для выражения коммуникативного намерения говорящего часто используются персонифицированные и художественные символы. Их целесообразно использовать, так как они имеют личностную окраску эмоциями говорящего.
Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных, прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет показать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкцию вопросительного.
4.Игры в обучении грамматике.
Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения.
Цель: тренировать и закреплять грамматический материал для выработки автоматизмов.
1. Повторите предложение несколько раз, произнося его каждый раз все тише и тише. (Игра Эхо ».)
2. Повторите предложение и сделайте хлопок (шаг) на каждое слово.
3. Передайте фразу (несколько фриз) по секрету. ( « Секрет » передается по цепочке, я парах, и небольших группах.)
4. Расскажите товарищам о том, что вы услышали, не рассказывая о том, где вы были.
5. Прослушайте сообщение и средствами пантомимы покажите, что вы поняли.
6. Угадайте, что (кто), что? (Указываются признаки.)
7. Проверьте, внимательны ли вы. Скажите, какие предметы окружают вас, сколько их, где они расположены. (Игра « Ищем наблюдательных ».)
8. Поправьте собеседника, который комментирует свои действия или какие-то события и все путает. (Игра « Человек рассеянный ».)
9. Определите правдивость или ложность утверждения. (Игра « Правда неправда ».)
10. Назовите формы 5-6 неправильных глаголов (2-3 пословицы. 8-10 новых слов, 2-3 формулы речевого этикета). Правильное выполнение падания будет служить вам входным билетом на выставку (в музей, театр). (Игра « Входной билет ».)
11. Составьте коллективный рассказ, при этом повторите предшествующие фразы и добавьте свою. (Игра Снежный ком ».)
19. Подвергните высказывания собеседника сомнению. (Игра « Я Фома Неверующий ».)
20. Найдите и исправьте ошибки в тексте. (Игра « Корректор ».)
Приём “Brain-storming”. Цель: формирование лексико-грамматического навыка. Например: учитель предлагает учащимся тему на доске, а учащиеся подбирают слова, предложения в зависимости от ситуации.
Приём “ Go-merry-round”. Цель: формирование лексико-грамматического материала, автоматизация речевого материала. Учитель предлагает учащимся образовать два круга, друг против друга, создается ситуация и предлагается коммуникативная задача, двигаясь по кругу учащиеся задают вопросы.
Приём “ Information gap activities”. Цель: формирование лексико-грамматических навыков. Он основан на правильном распределении информации. Например учащимся предлагается заполнить таблицу(темы: предлоги, there is,are).
Приём “Story-telling”. Цель: тренировка грамматического материала на основе рассказа. Например, при работе с текстом : “A funny pig » учитель может тренировать грамматический навык по теме: настоящее длительное и простое прошедшее время.
5.Виды грамматических упражнений
В нынешнем веке роль грамматики в обучении иностранному языку значительно менялась. В текущем столетии имели место тенденции к полной или почти полной ликвидации грамматики из всех УМК. Несмотря на это к настоящему моменту ведущие методисты-современники придают очень большое значение роли грамматики в обучении иностранному языку. Существует ряд грамматических упражнений, способствующие формированию основных грамматических навыков для последующего активного и грамматически правильного общения.
Упражнение – вид учебной деятельности учащихся, ставящий их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях. Выполнение упражнений постоянно ставит учащихся в условия поиска решения проблемы иногда высокой сложности.
Необходимым условием являются:
Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
Можно написать стихотворение на доске, поработать с ним, а затем попросить ребят выучить его наизусть. Но будет гораздо интереснее, если учитель организует соревнование. Для этого стихотворение оно воспринимается учащимися только на слух) сначала анализируется только с точки зрения языковой формы (демонстрируются яркие картинки, отражающие его содержание), потом класс повторяет (за учителем) стихотворение несколько раз, а затем используется принцип эстафетной палочки, (вместо палочки можно взять игрушку, мячик и т. п. ) Учитель вручает ее ученику, и тот читает стихотворение наизусть, затем передает эстафету товарищу.
Атмосфера соревнования активизирует память детей.
1. Дети любят путешествовать, поэтому можно помечтать о поездке в Лондон и
заодно повторить выражение to be going to. Один из учеников спрашивает : When are we going to visit London?
В результате, с помощью данной игры отрабатывается грамматический оборот, повторяются дни недели и числительные.
Чтобы ученики лучше усвоили предлоги, а также новую лексику, учитель может провести своеобразную зарядку, давая команды отдельным ученикам, группе учеников или всему классу: встать перед дверью, перед доской, возле окна, в углу, за занавеской, между шкафом и окном, положить руки на голову, за спину, на парту и т. д. Роль ведущего могут выполнять и ученики.
3.Следующая игра, которая помогает детям при изучении трех форм неправильных ( а также правильных ) глаголов. Готовим такие карточки. На одной стороне
(назовем ее лицевой) пишем 3 формы глагола, например: ring, rang, rung. На обратной стороне карточки записываем эти же формы, только переставляем буквы, например: rngi, arng, ngur. Учитель показывает классу обратную сторону карточки., у ученики пытаются отгадать эти три формы глагола. После того как задание выполнено, учитель переворачивает карточки лицевой стороной, у ученики хором произносят три формы глагола. Учащиеся охотно играют в эту игру и отгадывают самые сложные варианты.
4.При изучении притяжательного падежа существительных проводятся различные конкурсы, например конкурс причесок. Для этого ребята приносят в класс куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке и прикрепляется к ее одежде. Затем каждый ученик должен оценить стрижку или прическу куклы М, написать свое мнение на листочке в такой форме: I like Anya’s hair-cut. Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждаетя призом.
5.Можно провести конкурс рисунков и немного усложнить задачу. Каждый ученик должени написать, какой рисунок ему больше всего нравится и почему. Например : I like Lena’s picture best of all. It’s very funny. Или I like Katya’s picture best of all. It’s so beautiful.
Правильно составленное придаточное предложение приносит команде балл.
6.Изучение грамматики с помощью пословиц и поговорок.
Вряд ли можно построить обучение грамматике полностью на материале пословиц и поговорок, но представляется целесообразным их использование для иллюстрации грамматических явлений и закрепления их в речи.
Можно использовать пословицы и поговорки при изучении неправильных глаголов английского языка. Сюда можно отнести такие пословицы :
What is done can’t be undone.
One link broken, the whole chain is broken.
If one с law is caught, the bird is lost.
Ill gotten, ill spent.
Практика показывает, что процесс освоения степеней сравнения прилагательных не представляет сложности, если материал предлагается по возможности в виде пословиц и поговорок. Например :
Better late than never.
The best fish swim in the bottom.
The least said, the soonest mended.
Также можно использовать пословицы и поговорки при изучении модальных глаголов:
Never put off till tomorrow what you can do today.
You can’t eat your cake and have it;
An apple a day keeps a doctor away.
A man can die but once.
A friend in need is a friend indeed.
The devil is not so black as he is painted.
A wise man changes his mind, a fool never will.
7. Контроль сформированности грамматических навыков.
Контроль сформированности грамматических навыков осуществляется в процессе прослушивания устных высказываний, т.е. в самой деятельности (текущий контроль). В соответствии с принципом аппроксимации, не всякое отклонение от нормы следует считать ошибкой, снижающей качество высказывания. Не следует исправлять в процессе высказывания грамматическую ошибку, которая не мешает пониманию речи. Существуют различные способы исправления грамматических ошибок. Выбор способа исправления зависит от многих причин, а именно от того, идет ли речь об исправлении грамматических ошибок в устной речи или на письме, в тренировочных или творческих заданиях, при индивидуальной или фронтальной работе и т.д. Наиболее общие тенденции следующие: 1. Можно сразу исправить неправильный вариант на правильный и убедиться в том, что ученик, допустивший ошибку, повторил или написал правильный вариант. Можно, используя различные способы, лишь привлечь внимание ученика к ошибке (например, подчеркнуть ошибку в письменной работе). Можно попросить ученика самому определить ошибку и исправить или объяснить ее. Можно использовать элемент взаимообучения, привлекая других учеников к определению и исправлению ошибок товарищей. Для контроля можно использовать и специальные упражнения, например, на заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужной, на коррекцию, на преобразование одной формы в другую. Правильность и быстрота реакции учащихся при выполнении задания свидетельствует о сформированности грамматических навыков. Большинство упражнений должно носить тестовый характер, поскольку они экономичны по времени, объективны в оценке и имеют массовый характер. Естественным средством контроля сформированности иноязычных грамматических навыков являются ролевые игры. В процессе проведения которых внимание учащихся обычно обращено на само содержание игры, а потому недостаточная сформированность грамматических навыков тут же проявляется. В этом плане ролевые игры выполняют и диагностическую функцию. Соловова Е.Н. дает следующие рекомендации учителям иностранного языка при обучении грамматике: 1. Соблюдать разумный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не стараться любой ценой исправить все ошибки сразу. Поощрять использование разнообразных грамматических структур, даже если их употребление на первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки – это не только показатель пробелов в знаниях, но и показатель амбиций учеников в изучении ИЯ, их реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным, приближенным к уровню независимого пользователя. Развивать у учащихся бережное отношение к языку, стимулировать самостоятельное определение и исправление ошибок. Грамматический навык является неотъемлемой частью любого речевого умения: чтения, аудирования, говорения и письма. Он влияет на эффективность, как понимания чужой, так и построения собственной речи. Непосредственно грамматический навык проверяется в той части экзамена или зачета, которая на английском языке называется « Use of English » и, по сути, состоит из заданий на контроль лексико-грамматических умений в коммуникативные.
Освоение иностранного языка происходит в учебных условиях в чужеродной для него среде. Здесь нет достаточной базы для непроизвольного выявления закономерностей. Поэтому при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой, а также соотношению произвольной формы внимания с непроизвольной, т.е. последовательному осуществлению принципа сознательности. Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой; в рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой. Применение « чистой » теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления, равно как и « чистая » практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка. Под продуктивным грамматическим навыком понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка (Е.И.Пассов). Речевой задачей всегда является коммуникативное намерение что-то сообщить, в чем-то убедить, выразить мнение. Именно выполнению задач служит та или иная грамматическая форма. Поэтому, подчеркивает Е.И. Пассов, и должны быть ассоциативно связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Если такая связь имеется, то в процессе продуктивных видов речевой деятельности при возникновении коммуникативной задачи в сознании всплывает адекватная ей и необходимая в этот момент грамматическая форма. Грамматический продуктивный навык должен быть автоматизированным, устойчивым, гибким, « сознательным ». « Сознательность » предполагает, что сначала каждое грамматическое действие выполняется учащимися под контролем сознания, а приобретая все необходимые для навыка качества, совершается без осознания, автоматически. Под рецептивным грамматическим навыком следует понимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. В.М. Филатов дает следующее определение понятиям « грамматический навык » и « грамматическое умение ». Грамматический навык – это автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Грамматическое умение – это гибкие коммуникативные способности учащихся использовать усвоенный грамматический материал при решении более сложных коммуникативных задач в различных видах речевой деятельности.
Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма (Соловова Е.Н.).Но грамматика не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности. Обучать грамматике иностранного языка – значит формировать специфические для этого языка механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобы они были «в рабочем состоянии» (А.А.Леонтьев), т.е. обучать так, чтобы это была грамматика «в голове».
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного раздела языка как грамматика, прежде всего, необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.
Игры также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр, происходит тренировка грамматических структур и грамматических навыков, что имеет огромное практическое значение.
Роль грамматического аспекта в обучении иностранному языку в неязыковом вузе
Северина Виктория Феодосиевна
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Алтайский государственный аграрный университет, РФ, г. Барнаул, svikki28@mail.ru
Аннотация: В статье раскрывается значение грамматического аспекта в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Приводятся примеры упражнений для формирования продуктивных и рецептивных грамматических навыков. Дается краткая характеристика авторского учебного пособия, предназначенного для формирования таких навыков при чтении текстов по специальности.
Ключевые слова: грамматический аспект, иностранный язык, неязыковой вуз, продуктивные грамматические навыки, рецептивные грамматические навыки.
The role of grammar aspect in teaching a foreign language at a non-linguistic higher education institution
Severina Viktoriya Feodosieyvna
Cand. Sci. (Pedagogy), Associate professor of Foreign language department, Altai State Agricultural University, Russia, Barnaul
Abstract: The article reveals the importance of the grammatical aspect in the process of professionally oriented foreign language teaching at a non-linguistic higher education institution. Examples of exercises for developing productive and receptive grammar skills are provided. A brief description of the author’s textbook for developing such skills in reading texts in the specialty is given.
Keywords: grammar aspect, foreign language, non-linguistic higher education higher institution, productive grammar skills, receptive grammar skills.
Северина В.Ф. Роль грамматического аспекта в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (52). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-grammaticheskogo-aspekta-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze.html (Дата обращения: 30.11.2020)
Современное вузовское образование направлено на подготовку специалистов, способных осуществить коммуникацию в устной и письменной формах как в личностном, так и в профессиональном плане. Иностранному языку как обязательному компоненту профессиональной подготовки будущих специалистов отводится в этом случае существенная роль. Основной целью изучения иностранного языка в неязыковом вузе является повышение исходного уровня владения иностранным языком (ИЯ), достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте по специальности «Ветеринария» указано, что по окончании изучения курса ИЯ будущий выпускник должен быть способен «применять современные коммуникативные технологии, в том числе на ИЯ для академического и профессионального взаимодействия» (УК-4) [2]. Профессионально-ориентированное обучение ИЯ, предполагающее учет коммуникативных и познавательных потребностей студентов соответствующего профиля в данном контексте рассматривается как основное направление развития иноязычной коммуникативной компетенции.
Немаловажную роль в этом процессе играет вызывающий у студентов большие трудности грамматический аспект изучения ИЯ, так как знание грамматики требуется для адекватного устного общения и для понимания текстов по специальности, а недостаточный уровень сформированности грамматических навыков препятствует использованию ИЯ в личностной и профессиональной коммуникации. Мы согласны с авторами В.К. Колобаевым и Н.Г. Ольховик, что «у студентов необходимо формировать особую грамматическую компетенцию, способную стать полноценным компонентом межкультурной компетенции: усвоение грамматических средств должно способствовать реализации профессионального межкультурного общения» [3]. Как отмечает Е.Н. Соловова, «умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения» [4, с.103].
Традиционно выделяются 2 метода обучения грамматике: дедуктивный и индуктивный. У каждого из них выделяются как положительные, так и отрицательные стороны. Преимуществом индуктивного метода является то, что студенты, наблюдая определенные грамматические явления в контексте, пытаются самостоятельно сформулировать правило, выделяя форму, функции и особенности ее употребления, что способствует стимулированию самостоятельного языкового наблюдения, развитию мыслительной деятельности и лучшему закреплению изучаемой грамматической структуры.
Преимуществом дедуктивного метода обучения грамматике является то, что требуется существенно меньше времени на изложение материала, что позволяет увеличить количество и разновидности упражнений, а преподавателю дает возможность заранее предусмотреть возможные ошибки, а также более точно спланировать занятие.
Выбор способа представления грамматического материала зависит от его сложности, наличия или отсутствия в родном языке, языковой подготовленности студентов, а также того, для чего предназначен грамматический материал.
При изучении грамматики в процессе профессионально-ориентированного обучения ИЯ преподаватели кафедры иностранных языков Алтайского государственного аграрного университета используют грамматические упражнения с соответствующим терминологическим наполнением, представляющие собой как отдельные предложения, так и микротексты изучаемой лексической тематики, что способствует более осознанному усвоению рассматриваемого грамматического материала. Поэтому преподаватели предварительно определяют, какое грамматическое явление наиболее часто встречается в тексте, который используется для изучения той или иной лексической темы, посредством каких грамматических структур, явлений передается основная информация по изучаемой лексической теме, какие из них важны для понимания того, что изложено в тексте. Упражнения на активизацию изучаемого грамматического явления в основном представляют собой контекстуально-цельные отрывки текстов, которые по содержанию связаны тематически с изучаемой лексической темой. Так, например, для изучения конструкции «Модальные глаголы + пассивный инфинитив», используется упражнение, содержащее информацию о рекомендациях ветеринарного врача владельцу животного о том, что должно быть сделано для сохранения домашнего питомца здоровым и бодрым. Как отмечает В.М. Сергевнина, «содержательность упражнений как микротекстов по изучаемой теме снимает механичность в выполнении заданий, способствует осознанному усвоению грамматического материала при его восприятии и формирует прямые связи между процессами и явлениями объективной действительности и лингвистическими средствами их отображения, включая грамматические явления» [5].
Программой неязыкового вуза предусмотрено повторение и изучение тех грамматических явлений, которые характерны для устной речи (система времен глагола, типы простого и сложного предложения, наклонение, модальность, залог, знаменательные и служебные части речи). Так как они уже были изучены в школе, проводится коррекция и развитие навыков продуктивного использования данных грамматических явлений. Для этого применяются упражнения, в которых происходит активизация изучаемого грамматического явления без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Следует отметить, что «студенты не просто выполняют грамматические упражнения, они становятся активными собеседниками, используя грамматические структуры в аутентичных ситуациях общения. Это означает, что на занятии должна быть создана ситуация, в которой новая языковая структура может использоваться естественно» [6]. Соответственно, это могут быть такие упражнения, как употребление грамматической конструкции в зависимости от коммуникативной ситуации; изменение грамматического оформления высказывания в соответствии с коммуникативным намерением; образование грамматических форм, употребляемых в речи; правильное построение предложения с соблюдением порядка слов в разных типах предложений и др.
Известно, что «владение грамматическим навыком означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка, то есть владение грамматическим навыком является одним из условий выполнения речевой деятельности» [7]. При формировании грамматического навыка соблюдаются такие этапы, как ознакомление с грамматическим явлением (если оно новое) и повторение (если уже изучалось), тренировку и его активизацию в устной и письменной речи.
Критерием усвоения того или иного грамматического явления выступает не только языковая корректность, но и достижение конкретного результата при выполнении определенной коммуникативной задачи, от качества решения которой зависит процесс общения и взаимопонимания собеседников. Поэтому следует учесть, что активизация определенной грамматической структуры должна осуществляться в коммуникативном контексте, в условиях, имитирующих процесс общения, в содержательно значимых для студентов заданиях. Отмечается, что использование общей, вызывающей у студентов интерес проблемы, стимулирует их к развернутым высказываниям, в которых они пытаются изложить и объяснить свою точку зрения. Благодаря этому упражнения становятся коммуникативно-ориентированными, направленными на решение определенных проблем и творческих задач. Это также способствует активизации изучаемой лексики. Это также способствует активизации изучаемой лексики.
Несомненно, что основным при формировании продуктивных грамматических навыков является необходимость приблизить содержание и методы обучения ИЯ к практическим потребностям студентов, что требует более тщательного изучения целей и задач, поставленных перед ними.
Особое внимание в неязыковом вузе уделяется формированию рецептивных грамматических навыков, предполагающих умение распознавать грамматическую структуру по формальным признакам, соотнести форму со значением, дифференцировать ее от омонимичных форм. Это особенно важно, так как существенный объем учебного времени, особенно на втором курсе, отводится на работу с профессионально-ориентированными текстами, которые содержат большое количество терминологической лексики и довольно сложные грамматические конструкции, такие как сложные формы страдательного залога, инфинитивные и причастные обороты, осложненные синтаксические конструкции, характеризующие научный стиль.
В качестве примеров в данном случае можно привести следующие упражнения, используемые при формировании рецептивных грамматических навыков:
— на распознавание грамматической структуры по формальным признакам: определить значение и функцию той или иной грамматической формы, ее употребление; указать признаки, по которым можно узнать определенную грамматическую форму в предложении; определить структуру предложения; выделить главное и придаточное предложения; определить границы грамматических оборотов; установить сочинительные и подчинительные связи между частями предложения и др.;
— на соотнесение формы со значением: найти в тексте грамматические формы, выражающие какое-то качество, свойство; выбрать предложение в определенной видовременной форме и назвать признаки, по которым это определили, объяснив употребление той или иной грамматической формы в тексте; дать примеры / эквиваленты данного явления в родном языке и др.;
— на дифференциацию грамматической структуры от омонимичных форм: определить грамматическую форму и перевести на русский язык; найти в тексте грамматические омонимы, пояснить их значение и употребление; дать объяснение предложений, включающих многозначные явления и др.
Не следует забывать и о применении на занятиях игровых упражнений, которые сближают процессы тренировки и реального общения. Это могут быть как коммуникативно-направленные упражнения с игровыми элементами, так и небольшие ролевые игры.
При отборе грамматического материала мы руководствуемся принципами частотности, сочетаемости, образцовости и репрезентативности.
Для формирования рецептивных и продуктивных грамматических навыков нами было подготовлено учебно-методическое пособие, включающее теоретический справочный материал по изучаемой грамматике, лексико-грамматические упражнения тренировочного характера, а также упражнения коммуникативной направленности, основанные на использовании изучаемого грамматического явления. Пособие также содержит тексты ветеринарной направленности, подобранные не только с учетом профессиональных интересов студентов, их новизны и интересного содержания, но и с учетом частотности употребления изучаемой грамматической структуры в тексте.
Пособие включает имитационные (подтвердите или опровергните высказывания вашего собеседника; согласитесь с утверждением товарищей и др.), подстановочные (заполните таблицу подстановочными элементами, составьте предложения по образцу; закончите предложения по образцу; пользуясь таблицей, ответьте на вопросы и др.) и трансформационные (объедините простые предложения в сложноподчиненное; замените выделенные слова; напишите предложения в определенной форме; опровергните высказывания и дополните их и др.) упражнения, направленные на развитие навыка воспроизведения изучаемого грамматического явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях, характерных для изучаемой лексической темы.
В пособие также включены грамматически-проблемные упражнения типа: прочитайте текст; докажите, что такое грамматическое явление обладает высокой частотностью употребления в английской научно-технической литературе; определите видовременную форму глагольных сочетаний и объясните их употребление в данном контексте; просмотрите абзац текста, выделите глаголы-сказуемые в определенном времени и залоге и объясните, с какой целью это время используется в тексте и др.
Следует отметить, что после активизации изучаемого грамматического явления, мы периодически возвращаемся к нему в течение всего курса изучения ИЯ, выделяя его, если оно встречается в изучаемом тексте и информативно значимо в данном случае.
Что касается осуществления контроля сформированности грамматических навыков, формы его проведения довольно разнообразны и их можно проводить как в устной, так и в письменной форме. Как показывает практика, тесты являются наиболее экономичной и эффективной формой контроля сформированности грамматического навыка. Это могут быть как письменные тесты на занятии, так и тесты, выложенные в информационной образовательной среде, проводимые дистанционно и позволяющие быстро оценить уровень знаний студентов. Это могут быть тесты множественного выбора, тесты на соответствие, альтернативные тесты, предназначенные для осуществления текущего, рубежного и итогового контроля.
Таким образом, следует отметить, что изучение грамматики ИЯ в неязыковом вузе важно не только для формирования продуктивных и рецептивных навыков в устной и письменной речи, но и для адекватного понимания того, что говорят другие, а также при чтении профессионально-ориентированных текстов, и способствует надлежащему осуществлению иноязычной коммуникации будущих специалистов как в личностном, так и в профессиональном плане. А расширение использования информационно-коммуникативных технологий предлагает новые возможности для осуществления данного процесса в неязыковом вузе.