гродненский женский монастырь настоятельница

Гродненский женский монастырь настоятельница

гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть фото гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть картинку гродненский женский монастырь настоятельница. Картинка про гродненский женский монастырь настоятельница. Фото гродненский женский монастырь настоятельница

Первая настоятельница Игумения Афанасия (1843-1861), прибыла в обитель из Оршанского монастыря. Она оставила заметный след в Гродненской обители. Благодаря её стараниям и пожертвованиям горожан была отремонтирована Рождество-Богородичная церковь, началось строительство храма прп. Сергия Радонежского. По прошению Игумении Афанасии и ходатайству архимандрита Игнатия (Железовского) осенью 1850 года все строения и подворья, принадлежащие монастырю, были освобождены от военного постоя, поземельного сбора и прочих повинностей.

Игумения Анастасия (Успенская) за годы настоятельства (1867-1876) в Гродненском монастыре оставила о себе память, как об очень доброй и любвеобильной наставнице. Награждена золотым наперсным крестом. Обрела покой на Гродненском городском кладбище.

Игумения Никодима (1876-1901) отличалась энергией и предприимчивостью. При ней совершилось чудо мироточения Владимирской иконы Богоматери 7 октября (ст.стиль) в 1877 г. Похоронена на Гродненском городском кладбище.

Игумения Елена (Коновалова) родилась 10 июля 1876 года в Черкизове Московского уезда в семье потомственного почётного гражданина, окончила Мариинскую гимназию в Санкт-Петербурге, а также окончила высшие педагогические курсы. В 22 года поступила в Леснинскую обитель. 5 октября 1900 года была назначена настоятельницей Красностокского Свято-Богородичного женского монастыря. 22 октября того же года возведена в сан игумении. За короткое время Игумения Елена очень много сделала, чтобы обитель стала образцовой: Красностокский храм был обновлён и украшен, устроена тёплая домовая церковь, при монастыре были образованы приют для сирот, школа для подготовки учительниц церковных школ. Устроена монастырская гостиница, сооружена народная чайная, библиотека, амбулаторная больница и аптека. Многие лекарственные растения культивировались в монастырском саду. Игумения Елена награждена золотым наперсным крестом. Годы игуменства (1892-1923).

Игумения Онуфрия (Арцукевич) поступила в Гродненскую обитель пятнадцатилетней девочкой в 1897 году. Её стараниями был восстановлен в 1931 году Богородице-Рождественский монастырский храм, разрушенный в Первую мировую войну прямым попаданием бомбы. В 1931 году Игумению Онуфрию направили в Обычскую обитель, что на Волыни. Годы игуменства (1923-1931, 1948-1953). Была похоронена на Жировицком кладбище.

Игумения Серафима (Фельдман) настоятельница с 1931 по1947 год. Родилась в Варшаве 1 марта 1880 года. Будучи по происхождению еврейкой, она ещё в детстве была крещена в Православной Церкви и, опасаясь расправы за принятие Православия, в 1897 году поступила в Лесниннский монастырь. В 1900 году вместе с будущей игуменией Еленой переехала в Красностокский монастырь. Там окончила двухгодичные курсы сестёр милосердия. 6 февраля 1916 года в Гродненской обители была пострижена в монашество. Находясь в Москве вместе с другими сестрами Красностокского монастыря в период Первой мировой войны, была назначена старшей сестрой милосердия в одном из Московских лазаретов. Её настоятельство проходило в тяжёлые годы немецкой оккупации. Похоронена на старом городском кладбище г.Гродно.

Игумения София (Порали) родилась в Сердобольском уезде Выборгской губернии 6 октября 1898 года. Поступила в Красностокский монастырь 4 августа 1910 года. 17 июля 1947 года была возведена в сан игумении. 1 октября 1949 года Указом Преосвященнейшаго Паисия, епископа Гродненского, игумения София освобождена от должности по состоянию здоровья. Матушка София была смиренной и незлобивой, за что её любили не только монахини, но и прихожане и паломники. Она любила детей и нищих, для них у неё всегда были «конфетка и копеечка» и доброе слово. Годы настоятельства (1947-1948). Обрела вечный покой в Жировицах.

Мария Митрофановна Рисицкая родилась 19 января 1894 года в Петербурге в семье мелкого чиновника, который вскоре умер, оставив семью без средств. Маленькую Марию отдали в приют при Красностокском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре недалеко от Гродно. В этом же монастыре находилась родная тётя Марии монахиня Илария, которая несла послушание казначеи обители и являлась начальницей местного Красностокского православного братства. Настоятельница монастыря игумения Елена и монахиня Илария сыграли основную воспитательную роль в жизни будущей схиигумении.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1914 году Матушка вступила в число насельниц монастыря и стала ближайшей помощницей и исполнительницей важных поручений Игумении Елены. В 1921 году была пострижена в рясофор и назначена казначеей монастыря.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого (Симанского), 18 апреля 1953 года архиепископом Минским и Белорусским Питиримом, матушка была пострижена в монашество с наречением имени Гавриила и в этот же день в Гродненском Рождество-Богородичном женском монастыре, была возведена в сан игумении с возложением наперсного креста. При ней была налажена внутримонастырская жизнь и внешнее благолепие: шло строительство и переоборудование помещений, открывались приюты для детей-сирот, золотошвейная мастерская, свечной цех, построен игуменский дом и трапезная. В 1958 году игумения Гавриила за усердное служение Церкви Божией была награждена Святейшим Патриархом Алексием I наперсным крестом с украшениями.

После закрытия Гродненской обители и переселения в Жировицкий монастырь, спустя два года Матушка приняла тайный постриг в схиму. Оставшиеся четырнадцать лет, которые она прожила со своими сестрами в Жировицкой обители, никто из сестёр не знал об особом молитвенном подвиге их настоятельницы.

Будучи уже очень больной, схиигумения Гавриила составила акафист Божией Матери «Владимирской-Мироточивой», в котором выражены радость и переживания её и Гродненских сестёр, их благодарность Богу и мольба к Царице Небесной.

Схиигумения Гавриила мирно отошла ко Господу 12 июня 1976 года, в Троицкую родительскую субботу, когда в Успенском соборе Жировицкого монастыря начинали служить панихиду. Матушку похоронили, как она и хотела, на общем кладбище среди сестер Гродненской обители в Жировицах.

Матушка Гавриила была удивительно образованным и одарённым человеком, музыкально грамотной. Она была регентом монастырского хора, прекрасно пела, владела игрой на скрипке и фортепиано. Сохранилось несколько стихотворений, посвящённых сестрам Гродненского монастыря, написанных Матушкой. Она была чудной рукодельницей, вышивала золотом и шёлком. И всё, к чему она прикасалась, обретало изысканность и красоту. Матушку любили все, кто её знал, при этом ощущали её любовь, сердечное участие и помощь.

Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым награждена орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского в 1998 году к 40-летию и орденом преп.княгини Евфросинии Московской в 2008 году в связи с 50-летием со дня рождения.

Награждена в 2013 году государственной премией «За духовное возрождение общества » Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко. Награждена премией «Человек Года Гродненщины» по итогам 2012 года. Удостоена звания «Женщина Года» в 2008 году. Имеет и другие награды и почётные грамоты.

Источник

Гродненский женский монастырь настоятельница

гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть фото гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть картинку гродненский женский монастырь настоятельница. Картинка про гродненский женский монастырь настоятельница. Фото гродненский женский монастырь настоятельница

Первая настоятельница Игумения Афанасия (1843-1861), прибыла в обитель из Оршанского монастыря. Она оставила заметный след в Гродненской обители. Благодаря её стараниям и пожертвованиям горожан была отремонтирована Рождество-Богородичная церковь, началось строительство храма прп. Сергия Радонежского. По прошению Игумении Афанасии и ходатайству архимандрита Игнатия (Железовского) осенью 1850 года все строения и подворья, принадлежащие монастырю, были освобождены от военного постоя, поземельного сбора и прочих повинностей.

Игумения Анастасия (Успенская) за годы настоятельства (1867-1876) в Гродненском монастыре оставила о себе память, как об очень доброй и любвеобильной наставнице. Награждена золотым наперсным крестом. Обрела покой на Гродненском городском кладбище.

Игумения Никодима (1876-1901) отличалась энергией и предприимчивостью. При ней совершилось чудо мироточения Владимирской иконы Богоматери 7 октября (ст.стиль) в 1877 г. Похоронена на Гродненском городском кладбище.

Игумения Елена (Коновалова) родилась 10 июля 1876 года в Черкизове Московского уезда в семье потомственного почётного гражданина, окончила Мариинскую гимназию в Санкт-Петербурге, а также окончила высшие педагогические курсы. В 22 года поступила в Леснинскую обитель. 5 октября 1900 года была назначена настоятельницей Красностокского Свято-Богородичного женского монастыря. 22 октября того же года возведена в сан игумении. За короткое время Игумения Елена очень много сделала, чтобы обитель стала образцовой: Красностокский храм был обновлён и украшен, устроена тёплая домовая церковь, при монастыре были образованы приют для сирот, школа для подготовки учительниц церковных школ. Устроена монастырская гостиница, сооружена народная чайная, библиотека, амбулаторная больница и аптека. Многие лекарственные растения культивировались в монастырском саду. Игумения Елена награждена золотым наперсным крестом. Годы игуменства (1892-1923).

Игумения Онуфрия (Арцукевич) поступила в Гродненскую обитель пятнадцатилетней девочкой в 1897 году. Её стараниями был восстановлен в 1931 году Богородице-Рождественский монастырский храм, разрушенный в Первую мировую войну прямым попаданием бомбы. В 1931 году Игумению Онуфрию направили в Обычскую обитель, что на Волыни. Годы игуменства (1923-1931, 1948-1953). Была похоронена на Жировицком кладбище.

Игумения Серафима (Фельдман) настоятельница с 1931 по1947 год. Родилась в Варшаве 1 марта 1880 года. Будучи по происхождению еврейкой, она ещё в детстве была крещена в Православной Церкви и, опасаясь расправы за принятие Православия, в 1897 году поступила в Лесниннский монастырь. В 1900 году вместе с будущей игуменией Еленой переехала в Красностокский монастырь. Там окончила двухгодичные курсы сестёр милосердия. 6 февраля 1916 года в Гродненской обители была пострижена в монашество. Находясь в Москве вместе с другими сестрами Красностокского монастыря в период Первой мировой войны, была назначена старшей сестрой милосердия в одном из Московских лазаретов. Её настоятельство проходило в тяжёлые годы немецкой оккупации. Похоронена на старом городском кладбище г.Гродно.

Игумения София (Порали) родилась в Сердобольском уезде Выборгской губернии 6 октября 1898 года. Поступила в Красностокский монастырь 4 августа 1910 года. 17 июля 1947 года была возведена в сан игумении. 1 октября 1949 года Указом Преосвященнейшаго Паисия, епископа Гродненского, игумения София освобождена от должности по состоянию здоровья. Матушка София была смиренной и незлобивой, за что её любили не только монахини, но и прихожане и паломники. Она любила детей и нищих, для них у неё всегда были «конфетка и копеечка» и доброе слово. Годы настоятельства (1947-1948). Обрела вечный покой в Жировицах.

Мария Митрофановна Рисицкая родилась 19 января 1894 года в Петербурге в семье мелкого чиновника, который вскоре умер, оставив семью без средств. Маленькую Марию отдали в приют при Красностокском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре недалеко от Гродно. В этом же монастыре находилась родная тётя Марии монахиня Илария, которая несла послушание казначеи обители и являлась начальницей местного Красностокского православного братства. Настоятельница монастыря игумения Елена и монахиня Илария сыграли основную воспитательную роль в жизни будущей схиигумении.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1914 году Матушка вступила в число насельниц монастыря и стала ближайшей помощницей и исполнительницей важных поручений Игумении Елены. В 1921 году была пострижена в рясофор и назначена казначеей монастыря.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого (Симанского), 18 апреля 1953 года архиепископом Минским и Белорусским Питиримом, матушка была пострижена в монашество с наречением имени Гавриила и в этот же день в Гродненском Рождество-Богородичном женском монастыре, была возведена в сан игумении с возложением наперсного креста. При ней была налажена внутримонастырская жизнь и внешнее благолепие: шло строительство и переоборудование помещений, открывались приюты для детей-сирот, золотошвейная мастерская, свечной цех, построен игуменский дом и трапезная. В 1958 году игумения Гавриила за усердное служение Церкви Божией была награждена Святейшим Патриархом Алексием I наперсным крестом с украшениями.

После закрытия Гродненской обители и переселения в Жировицкий монастырь, спустя два года Матушка приняла тайный постриг в схиму. Оставшиеся четырнадцать лет, которые она прожила со своими сестрами в Жировицкой обители, никто из сестёр не знал об особом молитвенном подвиге их настоятельницы.

Будучи уже очень больной, схиигумения Гавриила составила акафист Божией Матери «Владимирской-Мироточивой», в котором выражены радость и переживания её и Гродненских сестёр, их благодарность Богу и мольба к Царице Небесной.

Схиигумения Гавриила мирно отошла ко Господу 12 июня 1976 года, в Троицкую родительскую субботу, когда в Успенском соборе Жировицкого монастыря начинали служить панихиду. Матушку похоронили, как она и хотела, на общем кладбище среди сестер Гродненской обители в Жировицах.

Матушка Гавриила была удивительно образованным и одарённым человеком, музыкально грамотной. Она была регентом монастырского хора, прекрасно пела, владела игрой на скрипке и фортепиано. Сохранилось несколько стихотворений, посвящённых сестрам Гродненского монастыря, написанных Матушкой. Она была чудной рукодельницей, вышивала золотом и шёлком. И всё, к чему она прикасалась, обретало изысканность и красоту. Матушку любили все, кто её знал, при этом ощущали её любовь, сердечное участие и помощь.

Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым награждена орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского в 1998 году к 40-летию и орденом преп.княгини Евфросинии Московской в 2008 году в связи с 50-летием со дня рождения.

Награждена в 2013 году государственной премией «За духовное возрождение общества » Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко. Награждена премией «Человек Года Гродненщины» по итогам 2012 года. Удостоена звания «Женщина Года» в 2008 году. Имеет и другие награды и почётные грамоты.

Источник

За что настоятельница гродненского монастыря удостоена медали Франциска Скорины

Крепость веры

Двадцать семь лет назад из Московской патриархии, где несла послушание, в Гродно приехала будущая игуменья Гавриила, в миру — Мария Глухова. Миссия заключалась в том, чтобы воочию увидеть, что стало с древней обителью за три десятилетия забвения. Остаться и возродить.

Ей тогда было немногим более тридцати, но уже имела опыт исполняющей обязанности настоятельницы Горнего монастыря при Русской духовной миссии в Иерусалиме. Стойкий характер, крепкая сила духа и поддержка многих людей потребовались для того, чтобы вернуть православную святыню.

В необычной тишине монастыря матушка перелистывает летопись, которую все эти годы ведет от руки:

— Первая запись датируется 1992 годом. Помню до мелочей, как приехала в Гродно. Я ведь не была уверена, что смогу стать игуменьей, пока не переступила порог поколениями намоленной обители и не увидела, что с ней стало.

В начале девяностых прошлого века в стенах Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря размещался музей атеизма и религии. А увидела матушка на месте бывшего алтаря выставку, как ей показалось, «слишком откровенных» фотографий. Вмиг поняла, зачем стоит под сводами храма.

С гродненской землей и с самой обителью у Марии Глуховой была духовная связь еще с детства. Трехлетней девочкой она впервые отправилась вместе со своей мамой и няней в паломнический путь — из родного города Саратова в белорусское местечко Жировичи, где уцелела жемчужина православной веры — единственный на то время монастырь. Никто и предположить не мог тогда, что эта девочка спустя годы станет игуменьей, что ей предстоит возродить на белорусской земле еще одну обитель.

Семья Глуховых, где берегли веру и в богоборческие времена, позже переехала в Жировичи на постоянное место жительства. Едва заканчивались занятия в школе, как отличница Мария Глухова, несмотря на строжайшие запреты учителей, бегала в монастырь. Здесь нашли приют сестры после закрытия в 1960 году гродненского монастыря. Рассказывали, как оказались выставленными на улицу, и люди тайком, со слезами на глазах, передавали им еду и одежду.

Девочку очень полюбила настоятельница бывшей в изгнании обители схиигуменья Гавриила (Рисицкая). Чувствовала ли старица, что, благословляя Марию на монашеский путь, духовно передает ей миссию игуменьи?

Первая литургия в гродненском монастыре, куда возвращалась духовная жизнь, состоялась 1 июля 1992 года — ровно через тридцать два года после его закрытия.

Матушка вспоминает, как в начале девяностых непросто было руководителям местной власти взять на себя смелость принять решение о возвращении монастырю бывшего статуса. Как к неокрепшей еще обители люди потянулись не только за духовной, но и за материальной помощью:

— Здесь никому не отказывали в поддержке, а добрые дела прирастают и не имеют границ.

В 1998 году обитель посетил Президент, и визит этот помог решить очень важный вопрос: Гродненский Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь первым за всю постсоветскую историю передали в собственность православной церкви, через четыре года ему присвоили статус ставропигиального. А затем игуменья Гавриила была удостоена премии «За духовное возрождение». Недавно настоятельница возрожденного Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря была награждена медалью Франциска Скорины.

Матушка убеждена, что добрые дела всех людей, кто возрождал древнюю обитель, видятся свыше:

— Мы всегда молимся о наших благотворителях и радуемся тому, что любая их помощь обители удваивается, утраивается, ибо мы делимся с больными, престарелыми, многодетными, сиротами, инвалидами.

Сегодня Гродненский Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь, расположенный в центре города, напоминает островок духовности, где даже тишина особая. Но только на первый взгляд он кажется безлюдным, здесь просто нет праздной жизни, неустанно идет молитва и каждый несет свое послушание. Сейчас в обители шестнадцать монахинь. Сорок человек входят в сестричество при монастыре. Более сотни детей посещает воскресную школу.

Возрожденный монастырь стал центром духовного притяжения. За эти годы в своих стенах он принимал Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, многих известных политиков, государственных деятелей разных стран, здесь проходили международные конференции, на которых собирались настоятели и настоятельницы известных монастырей Западной и Восточной Европы. Сегодня в гродненскую обитель едут паломники из Беларуси, России, Литвы, Польши, открыта она и для туристов, которые с введением безвизового режима получили возможность открыть для себя Беларусь, в том числе и ее святыни.

— Конечно, радостно осознавать, что руководство нашей страны замечает скромные труды монашествующих и старается поддержать, оказывая такие высокие знаки внимания. Государственная награда — для меня не что иное, как признание той большой миссии, которая возложена Господом на святую православную церковь, в служении ближним, а через них — Богу. Мы в постоянном уважительном и почтительном диалоге с властями. Руководители разных уровней — частые гости в монастыре. Приходят они сюда не только по рабочим вопросам, но и отдохнуть душой.

Рукописная летопись, которую с особым чувством перелистывает игуменья Гавриила, легла в основу книги об истории обители. Книга посвящена памяти сестер, испытавших скорбь изгнания, и каждого, кто внес толику своего труда и души в возрождение святыни.

ИЗ ИСТОРИИ

Гродненский монастырь основан на месте Пречистенского собора XII века. С 1633 года он был женским базилианским. В 1654 году древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища возвели деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил. Только через семьдесят два года здесь была построена каменная церковь Рождества Богородицы, позже и жилой монастырский корпус.

С 1843 года монастырь является православным. В 1914 году в связи с приближением фронта его насельницы были эвакуированы в Москву, где пережили революцию, гражданскую войну. В 1921 году сестры во главе с игуменьей приняли решение о возвращении в стены древней гродненской обители. Во время Второй мировой войны она была действующей. А летом 1960 года монастырскую собственность экспроприировали. Через тридцать два года древняя обитель вновь обрела свое предназначение, сюда возвращена мироточивая Владимирская икона Божией Матери.

Источник

«Все люди вам благодарны». Игуменья Гавриила принесла торты для гродненского ОМОНа и милиции

гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть фото гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть картинку гродненский женский монастырь настоятельница. Картинка про гродненский женский монастырь настоятельница. Фото гродненский женский монастырь настоятельница

Игумения Гавриила, настоятельница Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря в Гродно, 10 ноября посетила УВД облисполкома. Матушка Гавриила принесла силовикам угощение и поблагодарила их за службу.

Настоятельница поблагодарила действующих и бывших сотрудников за обеспечение личной и имущественной безопасности жителей и гостей Гродно, сообщает пресс-служба УВД Гродненского облисполкома. Визит состоялся в День чествования ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД Республики Беларусь.

— Дорогие мои, все люди вам благодарны за то, что вы мужественно, твердо, искренне, преданно любите свою Родину, — сказала матушка Гавриила.

гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть фото гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть картинку гродненский женский монастырь настоятельница. Картинка про гродненский женский монастырь настоятельница. Фото гродненский женский монастырь настоятельницаФото: УВД Гродненского облисполкома

— Какие бы ни были у нас в стране внутренние противоречия, а они не могут не быть, потому что все люди разные, — всё это пройдет. Ведь даже в Священном Писании допускается разномыслие, но только разумное. Спасибо вам, что вы у нас есть и что можно к вам обратиться.

Более 1800 человек обратились в следственные органы по всей Беларуси по фактам насилия со стороны силовиков во время протестов, связанных с выборами 9 августа. Три человека погибли. Некоторые обратившиеся уже начали получать отказы в возбуждении уголовного дела. Всего по данным правозащитников зафиксировано более 500 случаев пыток.

Настоятельница напомнила собравшимся, как важно не забывать обращаться за помощью к Господу, просить его вразумить, наставить, сохранить. От лица своих прихожан и большей части православной Церкви игумения Гавриила выразила огромную признательность сотрудникам органов внутренних дел за их нелегкий труд в это сложное время.

— Если слышите какие-то укоры в свой адрес, а еще страшнее — проклятья, не бойтесь, они не коснутся вас, — пообещала игуменья Гавриила. — Не отвечайте. Вы всё равно ничего не докажете — люди, которые поддались призывам Телеграмм-каналов, больше никого не слышат.

— Такое время настало: защищать свою Родину не на словах, а реально, на деле, — напутствовала матушка Гавриила. «Храни вас всех Господь!» — в заключение благословила она присутствующих.

Игуменья Гавриила (Глухова) стала известна на всю Беларусь после ее выступления на провластном женском форуме в Минске 17 сентября. Со сцены она назвала протестующих белорусов безумцами и «разъяренным стадом», сравнив их с сектантами. После посещения Гродно Митрополитом Минским и Заславским Вениамином игуменья извинилась перед всеми, кого оскорбило или задело ее выступление.

В середине октября УВД с тортами уже посещала группа гродненцев, чтобы поблагодарить сотрудников за службу. Среди них была Светлана Варяницу, зампредседателя Гродненской областной организации «Белой Руси». Тогда милиционеры заверили, что «будут далее обеспечивать спокойную жизнь и общественный порядок на гродненской земле». Торты пытались заказать в гродненской кондитерской «Любовь Тортова», но там отказались принять заказ. Новость об этом попала в сеть, и гродненцы раскупили там все торты и пирожные.

Источник

«Духовная семья выше земной». Интервью с настоятельницей Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игуменией Гавриилой

гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть фото гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть картинку гродненский женский монастырь настоятельница. Картинка про гродненский женский монастырь настоятельница. Фото гродненский женский монастырь настоятельница

9 января нынешнего года настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игумения Гавриила была удостоена высокой награды. Премию «За духовное возрождение» в Рождественский день во Дворце Республики вручил ей Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко.

А спустя два неполных дня в Жировичском монастыре ушла в мир иной инокиня Георгия – ее мама. У одра умирающей в числе других насельников обители стояла игумения Гавриила. Она приехала в Жировичи прямо из столицы, чтобы попрощаться с уходящей из жизни матерью. Успела.

Первое же, что сделала, проводив самого родного человека в последний путь, как и собиралась, потратила полученную за многолетнее служение премию на благотворительность. С одной только просьбой к принявшим дар – помолиться за упокой души старицы Георгии. А после, уже вернувшись в гродненскую обитель к своим ежедневным трудам, выкраивая по вечерам время, написала письмо к матери. До боли искреннее последнее «прости», адресованное сильной и взрослой женщиной любимой маме, положило начало книге воспоминаний, написанной за это недолгое время духовными и светскими людьми, знавшими инокиню Георгию – в миру учительницу русского языка и литературы Галину Константиновну Клышевич.

Служение в Гродно
– В последние два десятилетия ваша жизнь и ваше служение связаны с Гродно. А как Вы впервые попали в наш город?
– Впервые побывала в Гродно в школьные годы. Я увлекалась фотографией, и с фотоаппаратом «ФЭД» меня отправили снимать поездку в областной центр. И самое интересное, что в тот раз мы побывали в музее атеизма, то есть в нашем сегодняшнем монастыре, но я не знала, что это бывшая гродненская обитель. Экскурсовод об этом умолчала.

Еще раз промысел Божий дал мне знак в 1991-м. Тогда вместе с Патриархом Алексием Вторым я приехала в Жировичи. За трапезой, как всегда, делала снимки. И краем уха услышала несколько фраз из беседы Патриарха с руководителем области, который сидел с ним рядом. Речь шла о передаче здания гродненского монастыря Белорусской православной церкви. Я сделала снимок. Вернувшись в Москву, составила фотоальбом из той поездки, который привезла в Гродно с собой.

– Позже, когда Вы уже приехали в Гродно для возрождения обители?
– Да. Поначалу нам выделили лишь одно небольшое здание, сейчас это игуменский дом. Все остальное по-прежнему принадлежало музею, который назывался уже музеем истории религии и атеизма. И тогда я сама поставила перед собой задачу – попросила благословения Алексия Второго назначить нам срок первой службы в монастыре на 1 июля 1992 года. Ежедневно у монастырских стен собирались прихожане. Молитва – а мы читали Акафист Божией Матери «Скоропослушнице» по 12 раз – длилась четыре-пять часов.

В то же время я обратилась к областным властям. Не сразу и не просто, но решение о передаче зданий монастырю было принято.

– Матушка Гавриила, традиция сотрудничества с властью продолжается?
– Благодаря мудрой политике нашего Президента Александра Григорьевича Лукашенко и Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета между церковью и государством заключены соглашения о сотрудничестве. Это весьма важно и взаимополезно.
У государства и церкви – свои законы и уставы. Но они должны быть созвучны, должна существовать своего рода «симфония» церкви и государства. Ведь и там, и там – л ю д и. Как правило, земные, материальные потребности человек получает в миру. Чтобы удовлетворить потребность души, человек идет в Божий храм.

Что же касается человеческого аспекта этих отношений, то многие руководители у нас бывают. Помнится, как-то совсем случайно встретила в монастырском садике Александра Иосифовича Дубко. Позже Эмма Никифоровна рассказала, что муж всегда удивлялся: «Монастырь в центре шумного города, не могу понять, отчего там так тихо и так легко дышится?».

К 20-летию возрождения монастыря областная власть по распоряжению губернатора Семена Борисовича Шапиро подарила монастырской канцелярии компьютер. В прошлом году второй монастырский священник получил служебную квартиру. Монастырь имеет льготы по оплате коммунальных услуг, а это немаловажно, учитывая, что мы живем на добровольные пожертвования.

– Матушка Гавриила, двадцать лет – немалый срок. Что, сделанное за это время, Вы считаете самым важным?
– Самое важное – это само возвращение монастыря государством его историческому хозяину – Православной церкви. Бог дал так, что 1 июля 1960 года монахини покинули гродненскую обитель. Тогда, в дни гонения на церковь, удалось сохранить только Жировичский монастырь. А 1 июля 1992-го, спустя 32 года, вернулись. Это славное событие случилось на сороковой день наших совместных молитв с прихожанами у стен монастыря.

Позже мы смогли вернуть и многое из утраченных святынь. В том числе и главную святыню обители – чудотворную мироточивую икону Божией Матери Владимирской, от которой и по сей день совершаются многие исцеления всех, кто обращается с верой и надеждой…

Важны, конечно, и добрые дела, которые стараемся совершать. Хотя о них не рассказываю много, потому что, как говорится, дела должны идти впереди слов. День святых Петра и Февронии отмечаем как День семьи, любви и верности, поддерживая этим большие и дружные семьи. Празднуем День жен-мироносиц – хранительниц семейного очага. В Рождество и на Пасху проводим благотворительные акции с участием Гродненского и Ошмянского мясокомбинатов, «Молочного Мира», с поддержкой со стороны облисполкома.

«Мама, это Твоя премия!»
– Матушка Гавриила, а чем был предопределен ваш жизненный и духовный выбор? С кого в вашем роду взяла начало приверженность к религии?
– Многое о своих предках я узнаю только сейчас, читая записки своей матери. Она не все мне говорила при жизни. Вначале – потому что время было такое, богоборческое. А потом – мы рано расстались, в семнадцать лет я уехала из дома, рассказать обо всем просто не случилось.

Но я знаю, что мой дед – белорус, Константин Клышевич, уехал в Саратов и там женился на бабушке, Зинаиде Алексеевне. Мама была у них девятым ребенком. Глубоко верующим человеком она была всегда, сколько я ее знала. Свободное время посвящала переписыванию духовных книг. В те годы это был, можно сказать, подвиг. За найденную в доме такую строчку люди попадали в ГУЛАГ. Но это было необходимо верующим как глоток чистого воздуха. Мама писала под копирку, в три слоя. А после рукописные книжицы тайно раздавали в церкви или просто передавали из рук в руки.

С пяти лет я свободно читала на старославянском, а со второго класса была приобщена к этой работе. Когда ровесники гуляли во дворе, я переписывала листы Священного писания. Конечно же, мне хотелось на улицу, к детям. Но мама была непреклонна. Педагог от Бога, она не говорила мне, что это уроки веры. Объясняла свою настойчивость иначе: нужно, дескать, вырабатывать красивый почерк.
гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть фото гродненский женский монастырь настоятельница. Смотреть картинку гродненский женский монастырь настоятельница. Картинка про гродненский женский монастырь настоятельница. Фото гродненский женский монастырь настоятельница
Маша Глухова – будущая игумения Гавриила с матерью (фото из семейного архива)

– Какие пути привели вашу семью в Беларусь?
–Так случилось, что мои родители расстались, когда я была совсем ребенком. Какое-то время мы с мамой жили в Саратове. Она преподавала в школе. Но, обучая детей грамотности, прививала им и любовь к Богу. В шестидесятые годы прошлого века это было неприемлемо. Вначале ее переводили из одной школы в другую, что называется, с понижением. А когда это не подействовало, просто уволили. В вину учительнице Галине Клышевич вменялось то, что она «фактически способствует распространению религиозных взглядов среди населения».

Так мы оказались сначала в Щучине, на родине деда, а затем в Жировичах. Закончив педагогическую работу, мама полностью связала жизнь с монастырем, где в преклонном возрасте и поселилась. До последних дней жизни она старалась приносить пользу, служить Богу и людям. С весны до поздней осени трудилась на земле, выращивая прекрасные цветы. Ухаживала за могилками на кладбище. Поддерживала болящих.

Она постоянно обращалась ко мне с просьбами выслать то пуховый платочек, то теплые носки, то сапоги. Будто бы для себя, но совершенно разных размеров. Получив, тут же отдавала нуждающимся. Сладостями же и другими вкусностями, которыми хотелось ее порадовать, угощала семинаристов.

– Теперь понятно, почему Вы посвятили ей свою награду.
– Я сделала это потому, что считаю: ее подвиг был выше и труднее. Когда я приехала в Жировичи из столицы, сказала ей: «Мама, это твоя премия!». И она услышала меня.

От медицины – к монашеству

– Наверное, ее старания не пропали даром, раз Вы, уехав в семнадцать лет в Санкт-Петербург с твердым намерением стать доктором, выбрали все же в итоге монашескую стезю?
– В медицинский институт я поступала пять раз. На обложке моего личного дела стояли две пометки. Первая – «не член ВЛКСМ» и вторая – «б/с», что означало «без стажа». «Б/с» я вскоре исправила, устроившись в травмпункт, где сразу влюбилась в травматическую хирургию. Накладывать повязки, делать перевязки, снимать и накладывать швы – это было такое «мое», что пациенты перед процедурой часто просили: «Пусть сделает Маша» (игумения Гавриила – в миру Мария Глухова – прим. автора).

Но даже после окончания с отличием Ленинградского базового медицинского училища в ВУЗ не прошла. Когда в последний раз на свободное место зачислили парня, набравшего на целый балл меньше меня, окончательно поняла – старания бессмысленны. Нет на то воли Божией. К тому же и мама была почти разорена. Все это время она оплачивала мои дорогостоящие занятия с репетиторами, по пять-шесть рублей за 90 минут.

– И тогда судьба привела Вас к монашеству?

– Наверное, внутренне я была к этому готова. А в реальности все получилось так, каким был промысел Божий. В Ленинграде я жила на квартире у родственницы игумении Варвары (Пюхтицкой), заведующей кафедрой хирургии при 1-м Ленинградском мединституте. Она и послала меня с поручением в Рижскую обитель. Пробыв там несколько часов, перед отъездом я обратилась к настоятельнице с просьбой: «Благословите, матушка, кого-нибудь из сестер, чтоб показали мне Ригу, а то, может, больше сюда и не приеду». – «Приедешь-приедешь. ». Так оно и вышло. Через полтора месяца я стала послушницей в Рижском Свято-Троицком женском православном монастыре. Из Риги была направлена в Москву, где трудилась в отделе внешних церковных связей Московской патриархии, возглавлял который в то время наш Митрополит Филарет. Это было в 1985 году.

На Святой земле

– Знаю, что в молодом возрасте Вы впервые приступили к исполнению обязанностей настоятельницы в Горнем монастыре в Иерусалиме. Каково это было – начинать служение на Святой земле, вдали от родины?
– Непростое это было время. Русская православная церковь воссоединилась с «зарубежной» в 2007 году. А в 1988-м были две разделенные православные церкви – Московского патриархата и Русская церковь «за рубежом». В Иерусалиме ее называли «белой», нас же по аналогии «красной». Ко многим нашим русским христианским святыням мы не имели доступа.

Для нас объединение православных церквей – великое благо и долгожданное событие. И в этом огромная заслуга почивших первоиерархов Русской православной церкви Московского патриархата и Русской церкви «за рубежом»: Святейшего Патриарха Алексия Второго и Митрополита Лавра.

– Непростой вопрос, матушка Гавриила. Все эти годы Вы жили вдалеке от кровной семьи, от матери. Сестры-насельницы монастыря стали вашей семьей?
– Конечно. Духовная семья выше земной, и мне как их Духовной Матери придется держать ответ перед Господом. А это очень ответственно и страшно. У нас шестнадцать монахинь. Сорок человек входят в сестричество при монастыре. Более сотни детей посещают воскресную школу. Мы многое делаем вместе. Трудимся в будни, отмечаем праздники, стараемся совершать добрые дела. Не забываем сирот, бедных, инвалидов, многодетные семьи. Только б Господь принял наши скромные труды…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *