гуманизм натурфилософия и социально политические учения эпохи возрождения
Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (с XIV в. до XVI в.) – переходный период от средневековья к Новому времени. Это эпоха религиозного брожения, становления национальных государств, возникновения нового искусства, первых шагов естествознания, новых политических и социальных учений.
Средневековье противопоставляло природное божественному, откуда следовало, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной. Именно это представление было подорвано творчеством поэтов-мыслителей Италии – Данте и Петрарки.
В «Божественной комедии» Данте (1265–1321), в его статьях закладываются основы нового жизнепонимания. Данте считает, что человек имеет двоякую – смертную и бессмертную – природу и поэтому имеет двойное предназначение. Одно из них осуществляется в здешней, земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетели, другое достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли.
Человек в эпоху Возрождения – не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности его природы. Осознав себя творцом собственной жизни и судьбы, человек постепенно приходит к мысли о неограниченном господстве над природой.
Основные идеи гуманизма о самоценности земной жизни, о возможности воспитания способности к добродетельным поступкам утверждали в своем творчестве Л. Бруни (1370–1444), Лоренцо Валла (1407–1457), М. Фичино (1433–1499), Пико делла Мирандола (1463–1494) и др.
Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете натурфилософии, связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патриции. Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493–1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами. Парацельс устанавливает систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил – с другой. В сферу особого внимания натурфилософов попадают мистические тексты, в которых обосновывается возможность магического воздействия на природу.
В 1543г. Н. Коперник выдвинул гелиоцентрическую концепцию строения мира. Джордано Бруно идет дальше, лишая Солнце положения центра Вселенной. Бесконечная Вселенная, в его понимании, имеет множество звезд, подобных нашему Солнцу, вокруг которых вращается множество планет, похожих на Землю. По отношению к бесконечности нелепо спрашивать о центре. Жизнь в той или иной форме присуща всем природным телам. Разумная жизнь должна быть не только на Земле. Человек предназначен для творческого созидания на основе познания. Высшая ступень познания и человеческого совершенствования (самоотверженность и подвижничество ради высокой цели) есть состояние героического энтузиазма.
Поиск метафизических оснований гуманистических воззрений велиН. Кузанский (1401–1464) иДж. Бруно(1548–1600).
Завершает эпоху скептицизм Мишеля Монтеня (1533–1592), автора знаменитых «Опытов», в которых скептицизм сосуществует с искренней верой. Религиозные споры между католиками и протестантами, по мнению Монтеня, не могут быть решены разумными аргументами. Религия – средство для организации общественной жизни, но отнюдь не постигаемая разумом истина. Постижение мира относительно: наши знания, скорее, знания о незнании, чем знания о том, что есть мир сам по себе. Ученое незнание – стимул к сомнению во всех имеющихся утверждениях, к постоянному поиску истины. Подлинный скептик для Монтеня не тот, кто догматически утверждает незнание, а тот, кто ищет знания, не останавливаясь на достигнутом.
Решающее влияние на последующую мысль имели не столько сами концепции философов Возрождения, сколько пробивавшая себе дорогу идеяавтономной философии, свободной от религиозных предпосылок и опирающейся на опыт и естественный разум.
Литература
1. Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002.
2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989.
3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002.
4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003.
5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002.
6. Философия: Учебник для вузов.– Ростов на Дону, 1995.
7. Философия: Учебник для вузов.// Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2000.
8. Мир философии. В 2-х ч. – М.,1991
9. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М. 1989.
10. Рассел Б. История западной философии. – М., 1992. Т.1
11. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991
12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М., 1997. Т. 1, 2.
Гуманизм, натурфилософия, социально-политические воззрения эпохи Возрождения.
Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождался на кафедрах университетов.
В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.
Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, — главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).
Эразм Роттердамский. В целом его философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все люди равны между собой от рождения и перед богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин, а благодаря своему просвещению, т.е. уровню образования и воспитания. Этому процессу он уделял много внимания, а роль философии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формировании нравственности человека.
С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор он делал на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволяло понять, что в человеке есть греховное, а что божественное. Существует З составляющих человека: дух, душа, тело.
Дух — высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты, благости. Противоположность его — тело, которому присущи страсти, плотские влечения, желания, которые толкают человека на безнравственные nocтупки. Душа — звено, связывающее тело и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу или к телу, человек либо нравственен, либо безнравственен. Душа поэтому занимает особое место в человеке.
Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
Мишель Монтень. Хотя и являлся натурфилософом, уделял большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. В понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античных стоиков: свобода человека есть познанная необходимость и деятельность человека в соответствии с этой необходимостью.
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.
12. Характерные черты философии Нового времени(Бэкон, Гоббс, Локк, Юм)
Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.
Д. Юм ставит в центр философствования учение о человеке. А поскольку другие науки в свою очередь должны опираться на философию, то и для них философская концепция человека имеет фундаментальное значение. «Несомненно, что все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе и что, сколь бы удаленными от последней ни казались некоторые из них, они все же возвращаются к ней тем или иным путем. Даже математика, естественная философия и естественная религия в известной мере зависят от науки о человеке, поскольку они являются предметом познания людей и последние судят о них с помощью своих сил и способностей».(тоже эмпирист, если че, но прост тут почему-то про него)
Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
Гуманизм— центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истопкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.
натурфилософия(философия природы). Крупнейшими представителями натурфилософии являются Николай Кузанский, Джордано Бруно,и др. Обобщая их взгляды, можно сформулировать основные положения: 1. Натурфилософия носила зачастую пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая Бога, она отождествляла его с природой. В этом плане глубоко диалектические идеи высказывал Кузанский в его учении о Боге как бесконечности в пространстве – «абсолютном максимуме»;2. Познание Бога-Вселенной проходит через следующие этапы: чувственное восприятие; рассудок, разделяющий противоположности; разум, их составляющий; интуиция.Чувственное и рациональное при этом сливаются, становятся единым в познании окружающей природы.Согласно натурфилософам Земля – не центр Вселенной, а это лишь одна из планет Солнечной системы (Бруно), которая в свою очередь включается в бесчисленное множество подобных систем во Вселенной. Тем самым была опровергнута теологическая версия творения мира Богом.
Натурфилософы отрицали откровение как метод познания и настаивали на выработке научного метода, тесно связанного с практикой. При этом они настаивали на привлечении естественных наук для познания окружающего мира и человека и сами являлись первопроходцами в создании новых технических средств освоения действительности (Леонардо да Винчи, Галилео Галилей).
Социально-политические ученияэпохи Возрождения представлены прежде всего такими философами, как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Основы их взглядов составляют идеи утопического социализма:
1) они резко критиковали формирующееся капиталистическое общество с его духом наживы и священности частной собственности;
2) ликвидацию частной собственности они считали первой необходимостью становления будущего коммунистического общества;
3) коммунистическое общество они представляли как общество всеобщего равенства и справедливости, в котором будет отсутствовать эксплуатация человека человеком, рыночные отношения, денежное обращение. Труд будет обязателен для всех, а удовлетворение потребностей будет осуществляться по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;
4) общество, по их мнению, должно взять на себя заботу о воспитании и обучении будущих граждан, предоставляя им все средства для всестороннего гармоничного развития. При этом регламентация семейно-брачных отношений отводилась обществу;
5) социалисты-утописты призывали людей к борьбе за лучшее устройство общества, которое должно быть основано на общественной собственности, быть бесклассовым, в котором утвердились бы равенство и справедливость.
Идеи социалистов-утопистов в дальнейшем оказали большое влияние на формирование марксистской философии.
12 Философия Нового времени: гносеологические концепции Ф.Бэкона и Т.Гоббса Главным своим заданием Ф нового времени предусматривает в разработке и обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм предусматривает, что основное содержание научного познания получается с чувственного опыта, а рационализм-через деятельность разума. Основателем эмпиризма был англ. философ Френсис Бэкон.(«Новый органон»). Главным заданием считал: познание природы и овладение ее силами; основные методы-индукция и эксперимент.
13 Философия Нового времени: гносеологические концепции Р.Декарта, Б.Спинозы и Г.Лейбница. Р.Декарт. Создал рационалистический дедуктивно-аналитический метод.
Знание должно быть очевидным и достоверным для разума. Необходимо рациональное сомнение – проверка всех наших знаний на предмет их истинности. Однако абсолютное сомнение невозможно, поскольку нужна идея-основа новой философии и науки. Необходимо найти абсолютно очевидную и достоверную идею, в которой невозможно усомниться. «Я мыслю, следовательно, существую» – такова идея, из которой можно вывести любые истины. правила рационалистического метода:· начинать с простого и очевидного; · критерий истины – интуиция, усматривающая врожденные начала;· с помощью дедукции получать сложные высказывания;· сохранять непрерывность цепочки умозаключений. Б.Спиноза – Г.Лейбниц.Развивали учение рационализма Р.Декарта:
· принижали роль чувственного познания, считали опыт вспомогательным средством поиска истины. По Б.Спинозе, органы чувств создают идеи, всегда смутные, беспорядочные, фрагментарные, благодаря восприятию понаслышке ведут к мнению; отверг индуктивный метод Ф.Бэкона. Г.Лейбниц к тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в ощущении» сделал дополнение «кроме самого разума»:разум, в отличие от чувственного познания, способенпостигатьне только частное и случайное, но и всеобщее и необходимое.· только разум способен получить истинное знание, опираясь на заложенные в нем доопытные логические принципы. По Б.Спинозе, ими являются «общие понятия»,которыми оперирует разум;мышление и бытие тождественны: «Порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в природе». ПоГ.Лейбницу, разум содержит «малые перцепции»(задатки мышления); критиковал Д.Локка, отрицавшего наличие в разуме доопытного. Б.Спиноза и Г.Лейбниц считали, что доопытными являются принципы логики и математики.· решающую роль в познании играют интеллектуальная интуиция и дедукция. По Б.Спинозе, разум интуитивно усматривает истинность «общих понятий» и с помощью дедукции выводит из них знание, которое является логически связным и системным. Интеллектуальная интуиция раскрывает сущность вещей, целостность мира, что выражается в точных определениях. ПоГ.Лейбницу, «истины разума» извлекаются интуитивно-дедуктивным путем из «малых перцепций», должны соответствовать принципу логической непротиворечивости. Правда, он стремился к компромиссу между сенсуализмом и рационализмом:· основу естественных наук образуют «истины факта» (должны соответствовать принципу достаточного основания), опыт, в них допустима индукция;· доопытные «малые перцепции» раскрываются под воздействием чувственного познания, которое направляет разум к поиску определенных истин. · Г.Лейбниц: идеалистический плюрализм.Утверждал, что субстанций множество: в основе всего лежат простые элементарные начала – монады.
СРАВНЕНИЕ | ДЕМОКРИТ | Г.ЛЕЙБНИЦ |
Сущность | Атомы – это материальные частицы | Монады – это духовные субстанции |
Движение | Атомы приводятся в движение внешней необходимостью | Источник движения монад находится в них самих, они обладают самодвижением |
Взаимодействие | Атомы взаимодействуют между собой путем столкновений | Монады существуют совершенно независимо друг от друга |
Другие свойства монад: вечность, непроницаемость, неделимость, способность к восприятию и деятельности. Монады созданы Богом как верховной монадой, но Бог не управляет их деятельностью. Монады независимы друг от друга, но действуют согласованно: каждая монада – «зеркало Вселенной», воспринимает действия остальных. Существует«предустановленная Богом гармония» монад: «Наш мир – наилучший из всех возможных миров». Человеческой монадой является разумная душа. Соотношение ее с телом – психофизиологический параллелизм: тело и душа друг на друга не воздействуют, образуют гармонию.
14 Философия Нового времени: гносеологические концепции Д.Локка, Д.Беркли и Д.ЮмаД.Локк. Оо отрицал учение Р.Декарта о врожденных идеях разума. Наш разум – это «tabula rasa» – «белая бумага без всяких знаков и идей», на которую опыт наносит письмена. Отсюда – главный принцип сенсуализма, обоснованный Д.Локком: «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в ощущении».Опыт делится на внешний и внутренний. Внешний опыт является первичным и заключается в показаниях органов чувств. В его результате возникают простые идеи о вещах, которые делятся на две группы:· идеи первичных качеств вещей – эти качества объективны и присущи самим вещам (масса, объем, плотность);· идеи вторичных качеств вещей – эти качества субъективны и являются итогом воздействия первичных качеств на органы чувств (цвет, вкус, запах).Внутренний опыт – рефлексия (размышление) – заключается в деятельности разума, который опирается на показания органов чувств. Разум из простых идей внешнего опыта строитсложные идеипутемсоединения, сопоставления и абстрагирования. В тоже время Д.Локк в духе рационализма считал, что у разума есть спонтанная сила, независимая от чувственности, – интуиция – способность разума к непосредственному усмотрению некоторых истин, связи идей.В XVIII веке сенсуализм Д.Локка получил разное толкование. С одной стороны, французские материалисты поддерживали его идеи: познание начинается с ощущений, возникающих при воздействии внешнего мира на органы чувств, мышление – способность мозга сопоставлять и суммировать ощущения. По К.-А.Гельвецию, знание сводится к показаниям органов чувств, недоступное для них недоступно и уму (Д.Локк так не считал). П.Гольбах критиковал учение Р.Декарта о врожденных идеях, Д.Дидро – субъективный идеализм Д.Беркли. Французские материалисты были гносеологическими оптимистами, познание понимали как бесконечный процесс, истину – как соответствие идей вещам.С другой стороны, сенсуализм Д.Локка в учениях Д.Беркли и Д.Юма получил субъективно-идеалистическую интерпретацию. Д.Локк защищал идеи:
· мир существует объективно, независимо от нашего сознания;
· основу бытия мира составляет материя как всеобщая субстанция;
· мир является принципиально познаваемым для человека.
Д.Беркли. Поставил цель – опровергнуть материализм, доказав, что понятие материи лишено оснований. Для этого он пересмотрел три идеи Д.Локка.
В итоге Д.Беркли пришел к выводу, что поскольку у нас нет восприятия материи как таковой, как нечто общего, следовательно, ее не существует. Его учение характеризуется как солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.
Д.Юм. В отличие от Д.Беркли, он считал что мир и его объекты, возможно, и существует объективно, но он не познаваем для нас (идея агностицизма).
Человек всегда воспринимает мир не напрямую, а при посредстве ощущений: мир ® ощущения ® человек. Первичными он считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными – чувственные образы памяти. Эти ощущения могут быть недостоверны, однако мы не можем выйти за их пределы, знание ограничивается чувственными впечатлениями, видимым, кажущимся: «Природа держит человека на почтительном расстоянии от своих тайн…».
Агностицизм Д.Юма проявился в учении о причинности. Мы не можем знать причинно-следственных связей, так как, то, что считают следствием, не содержится в том, что считают причиной, логически из нее не выводится и не похоже на нее. Если явление Б следует во времени за явлением А, это не значит, что А –причина Б, «после» – не значит «поэтому». Люди верят в знания причин и следствий по привычке восприятия, в силу психологической веры, ожидания, обусловленного регулярным повторением последовательности событий.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав
философия_2 / 10. Гуманизм и натурфилософия эпо хи Возрождения
10. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.
Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождается на кафедрах университетов. В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные, как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной личности, ко-торая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность – это основные проблемы. Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности). Пико делла Мирандола. В его учении человек не просто природное существо, но и творец самого себя и этим отличается от прочих существ. Ему Бог дал свободную волю и разум, и он может сам решить свою судьбу. Руководясь своей волей, осуществляя деятельность, человек может подняться до ангель-ских высот или опуститься до животного состояния. Мишель Монтень. Хотя он и является натурфилософом, он уделяет большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. Человек включен в цепь причинных связей природы. Этим определяется жизнедеятельность человека, её возможности, условия. Хотя человек и обладает свободой, ко-торая направляется его волей и реализуется в процессе актив-ной деятельности человека, эта деятельность должна быть соразмерна с природной необходимостью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., кот-ые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (т.е. отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником м/у Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и го-ву;
• широкое распространение идеи социального равенства.