гуманистический подход в обучении
Гуманистический подход в образовании в современных условиях
Галина Алексеева
Гуманистический подход в образовании в современных условиях
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.
Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования.
Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.
Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.
Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека » внутрь себя «, к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе,оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?
Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.
Российские дошкольные образовательныеучреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.
Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.
Участие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.
Гуманистические принципы образования
Сообщение: «Гуманистические принципы образования»
Цель: выявить и охарактеризовать основные гуманистические принципы образования.
План
1. Гуманистическая педагогика.
2. Принципы гуманистической парадигмы
О гуманистической педагогике
Гуманизация педагогики распространяет идеи гуманизма на форму и содержание учебного процесса, который концентрируется на гармоничном личностном развитии обучающегося. Гуманистическая педагогика старается установить гармонию не только в душе учеников, но и в самом обучении, найдя золотую середину между знанием как таковым, мировоззрением, личностью человека и его поступками.
Большое внимание в гуманистической педагогике уделяется этическому воспитанию обучающихся. Детям должны быть привиты высокоморальные ценности, и, более того, дети должны уметь сами осмыслять этические правила. Иными словами, учащиеся должны чётко осознавать разницу между моральным и аморальным и стараться придерживаться первой стороны, а также уметь брать ответственности за свои поступки.
У гуманистического подхода к образованию есть несколько принципиальных требований:
1. Содержание обучения обязательно должно отражать реалии окружающей действительности. В ходе обучения ученик должен сталкиваться с реальными жизненными проблемами и учиться взаимодействовать с другими людьми в жизнеподобной обстановке;
2. Преподаватель должен не только быть живым примером всех ценностей, о которых он говорит, но и проявлять свои реальные человеческие качества в частности, взаимодействуя с учениками;
3. Помимо этого преподаватель должен уметь принимать обучаемого таким, какой он есть, и проявлять понимание относительно его чувств и эмоциональных состояний. Уважительное отношение к ученику положительно сказывается на эффективности учебного процесса, особенно когда речь идёт о школьном обучении;
Преподаватель не должен навязывать своим ученикам знания, обучение не должно быть насильным. В идеале ученик должен чувствовать себя свободно в мире информации и по своему желанию обращаться к ней.
Эта система предполагает приближение образовательного процесса к реальности на всех уровнях. Например, она предлагает отказ от “масок” и привлечение к учёбе реальных чувств, эмоций, переживаний, опытов и действий. Установление крепких и положительных дружественных отношений между педагогом и учеников. Это не означает переход к фамильярности, это означает, что, вопреки сложившейся традиции, взрослый и ребёнок могут состоять в доверительных ученик-учитель отношениях.
Принципы гуманистической парадигмы
Рассмотрим гуманистические принципы образования в сравнении с принципами традиционного подхода. Увидеть отличия и преимущества данной системы будет проще в сопоставлении с устаревшим подходом.
Гуманистическая педагогика по-прежнему предполагает наличие некоей субординации. Только в её системе эта субординация не создаёт препятствия для коммуникации между учителем и учеником, а, скорее, является прямым следствием взаимного уважения обеих сторон друг к другу.
К слову о диалоге, в гуманистической педагогике действует принцип диалогизма. Миры взрослых и детей имеют огромное количество различий. И если в традиционной системе взаимодействие между двумя этими взглядами на жизнь осуществляется исключительно посредством насаждения взрослыми своих установок, то в гуманистической системе идёт разговор на равных, в котором и сами педагоги могут изучать мир детства.
Огромную роль в гуманистическом подходе играет принцип сосуществования, противопоставленный традиционному “принципу произвола”. Опираясь на правило взаимного уважения, в первом случае система оберегает детский суверенитет. Дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы мотивами эти действия не были вызваны. В традиционной системе мир детства беззащитен перед навязывающими ему свои законы взрослыми.
У чрезмерно опекающих и контролирующих родителей вырастают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которым гораздо тяжелее справиться с неожиданностями жизни, чем детям из семей, где родители давали своим детям больше свободы и персональной ответственности за что-то.
Своеобразным выводом из предыдущих принципов может стать принцип единства, признанный в гуманистической парадигме. Он гласит, что между миром взрослых и миром детей не должно существовать суровых границ, эти миры должны сосуществовать друг с другом, находясь в гармонии и делясь знаниями и опытом. Традиционная же парадигма диктует принцип инициации, согласно которому граница между мирами существует и может быть пройдена ребёнком только в определённый момент взросления.
Вывод
У гуманистического подхода к образованию есть несколько принципиальных требований:
1. Содержание обучения обязательно должно отражать реалии окружающей действительности;
2. преподаватель должен не только быть живым примером всех ценностей, о которых он говорит, но и проявлять свои реальные человеческие качества в частности, взаимодействуя с учениками;
3. должно быть уважение между всеми участниками образовательного процесса;
4. Отношения между преподавателем и учеником строятся в диалоге.
В данной работе были выделены следующие принципы гуманистической парадигмы:
• принцип равенства преподавателя и ученика;
Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
Содержится в разделах:
Гуманизация образования в России Российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперёд. Высшим гуманистическим смыслом общественного прогресса становится утверждение отношения к.
Публикация «Консультация для педагогов «Гуманизация образовательного процесса. » Консультация для педагогов «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» На сегодня одним из основных направлений государственной образовательной политики признана модернизация системы дошкольного образования с учетом принципов демократизации, гуманизации.
Консультация «Гуманизация деятельности современного ДОУ в условиях введения ФГОС» Процесс становления Человека сложен и многогранен. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Дошкольное обучение –.
Консультация для воспитателей «Гуманизация образовательного процесса через сюжетно-ролевую игру» Гуманизация(от лат. (humanus) — человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманистическая направленность дошкольного.
Статья «Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной. » Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в виде проекта «Что такое доброта?» Выполнила: Воспитатель Колпакова Н.В. Тип проекта: групповой познавательный Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Описание проекта Актуальность.
Родительские посиделки «Экологическое воспитание в условиях гуманизации нашего общества» Родительские посиделки. Тема: «Экологическое воспитание в условиях гуманизации нашего общества» Программное содержание: Расширить и обобщить имеющиеся у детей знания о растениях родного края, о пользе лекарственных растений. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Консультация «Гуманизация образования» Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстым, В.А. Сухомлинским, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинским и другими. Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать.
Эссе на тему «Развитие каких компетентностей определяют готовность педагога к реализации идей гуманистической педагогики» ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Кафедра Теория и методика ДО Курс «Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности ДОО в контексте ФГОС ДО» Модуль «Профессиональная и личностная готовность педагога ДОО к реализации идей.
Статья «Гуманистический подход в учебно-воспитательном процессе»
Гуманистический подход в учебно-воспитательном процессе
Современный мир с развитием технологий вносит свои коррективы в жизненный уклад общества и перемены во все сферы нашей жизни.
На передний план в области воспитания выдвигается экономическое и политическое реформирование общества. При резкой дифференциации доходов наиболее ярко выражается в обнищании семей. В силу высокой занятости родителей на работе или их безработица негативно сказываются на воспитании детей и разрушает семейные традиции. Такие тенденции порождают внутренние конфликты и проблемы у детей и затрудняет взаимодействие ребенка с внешним миром, социумом и окружающими, что подтверждается исследованиями педагогов, психологов, психиатров.
Все больше стало нуклеарных семей, где на первый план выносятся отношения между супругами, а не так как было раньше между детьми и их родителями. Всеми этими процессами руководит потребительское отношение, где впереди ставится материальное благо, подобное изменение сознания, чрезмерная занятость родителей, которые опускают на второй план нравственную и духовную составляющую развития ребенка. Все это послужило нравственно-духовному и гуманному обнищанию общества.
Гуманизация современного образования ставит такой вопрос, как проблема агрессивных, психически неуравновешенных детей. Таких детей называют – трудными детьми. Трудность обуславливается тремя основными факторами, такими как: педагогическая запущенность, социальная запущенность и отклонение в состоянии здоровья. Если трудность или комплекс трудностей не преодолеть, то появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» часто попадают те дети, к которым учитель не смог найти подход. Выбирая профессию учителя, человек берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, ведь на почве неуспехов деформируется или ломается детская психика. Главной целью педагогической деятельности, по мнению ученых, является сделать человека человеком. [2, с.881]
В основу своей деятельности педагоги могут взять идеи гуманизации педагогического процесса, обсуждение которых сейчас находит широкое отражение в педагогике. Эти идеи пронизывают труды педагогов прошлого Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого, и в трудах Я.Корчака, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко доминантной выступает идея уважения к ребенку, глубокого понимания его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого ребенка.
В условиях современности идея гуманизации образования получила дальнейшее развитие в ряде научных работ современных исследователей, среди которых Н. Падун, Г. Кувандикова, М. Плугина, И.Рязанцева, К. Чепеленко и др.
Таким образом целью статьи в рассмотрении условий гуманизации учебно-воспитательного процесса.
В наше время, когда все больше в практику повседневности внедряются принципы демократизации общества, воплощение идей гуманизма на уровне педагогической системы является необходимым делом. Именно благодаря гуманистическому подходу в учебно-воспитательном процессе создаются условия для облагораживания души и сердца каждого ребенка, а следовательно и формирование духовно развитой личности.
В педагогической литературе отмечается, что гуманизация педагогического процесса (от лат. человечный, человеческий) – это его очеловечивание, обеспечения со стороны тех, кто воспитывает, любви и внимания к детям, уважения их достоинства. При этом следует учитывать состояние здоровья, возраст, потребности, интересы, уровень развития, пол, индивидуальность, создавать условия для разностороннего и полноценного развития.
В период школьного ученичества ребенок должен приобрести чувство собственного достоинства, веру в себя, веру в то, что он знает, умеет и может. И достичь этого можно только гуманным способом, ибо только добро порождает добро.
Ш. А. Амоношвили призывал учить детей гуманистическому способу освоения мира, своего «я», очеловечить процесс познания, помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражения духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Если человеческие отношения носят негуманный характер, по формированию позитивных потребностей и свойств затруднено. К примеру, учителю в школе всегда приходится больше внимания уделять детям из сложных семей, где родители алкоголики, наркоманы или судимые. [1, c.94]
Основные психолого-педагогические условия, которые обеспечивают построение системы личностно-ориентированного образования: процесс обучения строится с опорой на познавательную мотивацию достижений, удовлетворяя потребность личности в персонализации; только в процессе напряженной умственной и практической деятельности формируется и развивается личность; ученик является субъектом обучения, принимает участие в планировании учебной работы так, чтобы цели обучения совпадали с его собственными в познании мира; выбирает посильный темп и уровень изучения материала, вносит коррективы в свою деятельность, оценивает результаты работы; личность во всей своей многоликости наиболее полно раскрывается в процессе общения при групповой и парной работе в классе, в учебном диалоге; учебный процесс будет иметь позитивные результаты, если он опирается на лучшие качества личности учеников, их интересы, потребности, склонности, затрагивает чувственно-эмоциональную сферу отдельной личности, вселяет в каждого уверенность в собственных силах; учебный процесс организован так, что самостоятельная творческая деятельность приносит ученику удовлетворение; развивается адекватная самооценка последствий своих действий и поступков; наличие высокой коммуникативной культуры взаимоотношений учителей и учеников; педагогическое общение, которое включает в себя «эмпатическое понимание», то есть видение реакции и действий учащихся.
Гуманный учитель верит в возможности ученика, поддерживает его усилия в сложных ситуациях, выражает уверенность в достижении положительного результата. Сегодня содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности. [4, с.85] При гуманизации педагогического общения меняются приоритеты в оценке личностных поступков ученика. Педагог направляет свои усилия на поддержку, укрепление и развитие всего того позитивного, хорошего, доброго, что есть в каждого ученика, а не на борьбу с плохим, негативным.
Гуманистический подход требует формирования у педагога психологической готовности к изменениям, отказа от авторитарной позиции, которая глубоко проникла в педагогическую практику. В частности, М. Рубинштейн писал о том, что человек и профессионал в учителе составляют единое целое. К этому исследователь добавлял, что если общество хочет иметь новую школу, оно должно больше внимания уделять проблемам, связанным с личностью и деятельностью учителя. [3, с. 44] Эту позицию можно передать в таких требованиях: «садись, слушай, повторяй, выполняй, делай как я». Такой подход удобен педагогу. Почему? Он экономит время, силы педагога, напрямую ведет ребенка к намеченной цели. Но при таком подходе у школьников постепенно снижается личная заинтересованность в самом процессе познания, гасится инициатива, творчество.
Рекомендации, выполнение которых обеспечивают реализацию принципа гуманизма в ходе учебно-воспитательного процесса: уважать личность ученика, чувство его собственного достоинства; терпимо относиться к мыслям и высказываниям учащихся даже тогда, когда они не совпадают с общепринятой точкой зрения или мнением учителя; не обрывать учащихся, а терпеливо, опираясь на факты, доказывать, в чем ошибочность их суждений; верить в творческие возможности учащихся, предъявлять к каждому из них посильные требования, для выполнения которых необходимо затратить максимум усилий; пресекать попытки унижения человеческого достоинства; не злоупотреблять доверием ребенка, не использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы; не вынуждать ученика просить прощения у старших тогда, когда причиной возникновения конфликта был не он, упрямо отказываясь признавать свою неправоту; не допускать насмешек или выпадов по адресу учащихся, тайна которых стала известна учителю; не превращать оценку в средство запугивания и не применять ее для наказания за плохое поведение на уроке; не обращаться к родителям с просьбой наказать ребенка за плохое поведение на уроке, а попытаться выяснить причину такого поведения; учить детей чувствовать чужое горе, переживать неудачи товарищей как собственные, развивать способность откликаться на чужое несчастье; чутко относиться к учащимся, которые перенесли душевную травму, сочувствовать чужому горю; не напоминать ребенку о физических недостатках, от которых он не может избавиться, о недостатках его родителей.
Все эти усилия должны помочь ребенку в становлении как высокогуманному члену социума, раскрыть его профессиональные склонности и помочь ему в самореализации.
Перспективами дальнейшего исследования является изучение истории становления гуманистического подхода в образовании.
1. Кувандикова Г.Г. Идеи гуманизма как основа современной педагогики / Г.Г. Кувандикова, И.Р. Чориев / European research. 2016. №2 (13). с.92-94
2. Макарова Ю.В. Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых /Ю.В. Макарова // Молодой ученый. 2016. №21. с.880-883
3. Плугина М.И. Гуманизация образования: история и современность / М.И.Плугина, Ж.М. Дзампаева // Образование и педагогика. 2015. №2(15). с.42-46
4. Шеховцов А.Н. Гуманизм в личностно-ориентированном образовании / А.Н. Шеховцов // Вестник ВогГУ. 2015. №9. с. 82-86