характерными особенностями синдрома функциональной несформированности лобных отделов мозга являются
Характерными особенностями синдрома функциональной несформированности лобных отделов мозга являются
Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему, особенно если это связано с выполнением школьных заданий. Учебная программа усваивается им с трудом, а подчас и с отвращением. В обследовании он медлителен, монотонен, не всегда удерживает программу эксперимента, не обнаруживает заинтересованности в получении лучших результатов. Все это наводит на мысль о недостаточности нейродинамического компонента психической деятельности. Однако в течение эксперимента обнаруживается, что в конце занятий ребенок способен выполнить достаточно сложные задания, т.е. истинного истощения не происходит. Если намеренно ускорить темп и не давать ребенку расслабиться, он выдержит его без особого труда.
Наблюдение его в игровой ситуации (особенно с соревновательным акцентом) показывает, что его активность не уступает таковой у сверстников; при удачном контакте с психологом он может устроить такой фейерверк, который буквально приводит родителей в шок необъяснимо рекордной высотой результатов, причем именно в области учебных знаний и умений. Таким образом, налицо явная диссоциация между протеканием учебной и игровой в широком смысле деятельности.
Основным феноменом, объединяющим внешние разнородные симптомы, выступают склонность ребенка к упрощению программы вне зависимости от конкретной задачи, некоторая тенденция к персеверациям, стремление к привлечению внешних опор при выполнении того или иного теста. При этом внешний контроль со стороны психолога («Ты все нарисовал?», «Внимательно!», «Давай работать по команде!», или просто недоумевающие жесты, мимика, или междометия), как правило, повышает эффективность работы, равно как и дробление экспериментальной программы на последовательные подпрограммы.
В письме такого ребенка характерны пропуски букв. В целом, пока над ним «нависает» взрослый (мама, учитель), любое задание выполняется адекватно, хотя и не без дополнительных понуканий. В противном случае упражнения не дописываются до конца, в арифметической задаче ребенок вместо трех действий пишет одно, а подлежащее, сказуемое и дополнение подчеркивает одинаково (например, волнистой линией) и т.п.
Синдромы мозговой несформированности у детей
Всего имеется четыре вида синдрома мозговой несформированности:
Краткая характеристика:
В) Межполушарные взаимодействия: Указанный синдром отличает набор типичных симптомов «функциональной автономности» в мозговых полушариях:
Все указанное выше приносит с собой множество вторичных дефектов, которые подчас приводят не только к дезадаптации учебной, но и к различным неоправданным диагнозам.
Г) Правое полушарие: Несформированность в данной области выражается недостаточным пространственным представлением и нарушением порядка воспроизведения зрительных и слухоречевых эталонов на следах памяти. Часто отмечаются предметные парагнозии, а также дефекты сомато- и лицевого гнозиса, дифференциации эмоций и цветоразличения. В памяти зрительной нарушения порядка переплетаются с массой реверсий и параграфий. Эталонные образцы трансформируются и видоизменяются до неузнаваемости. Также обнаруживаются реверсии и контаминации (слепки) из пары фигур, а также искажения, которые связаны с структурно-топологическими и метрическими метаморфозами. Мышление и речь в пределах нормы. Но процессы эти имеют штамповый «взрослый» оттенок с множеством жестомимических и интонационно-мелодических компонентов. Пространственная первичная недостаточность оказывает вредоносное воздействие на эффективность чтения, письма и счета в той их области, которая основывается на оптико-пространственном представлении.
Коррекция
Современные методики коррекции детей с отклонениями в психическом развитии делятся на пару основных направлений.
Второе направление заключается в методах двигательной (моторной) коррекции либо используются телесно-ориентированные методы. На данный момент попытки связать данные два направления, в большинстве случаев, просто приводят к их суммации (в коррекционную программу вводят двигательные и когнитивные методики). Практика показала, что не получается достигнуть результата, по той причине, что в современной «детской» популяции преобладают разнонаправленные дефекты и системные нарушения психических функций. В указанной ситуации оптимальным решением становится системный подход к абилитации и коррекции психического здоровья детей, когда двигательные и когнитивные методики должны использоваться в определенном иерархизированном комплексе.
Основное направление в решении данной проблемы – комплексная абилитация и нейропсихологическая коррекция
По сути необходимо воздействие на уровень сенсомоторной сферы, с опорой на общие закономерности онтогенеза («Методика замещающего онтогенеза»), которое приводит к активизации в развитии всех Высших психических функций, так как это базовый пункт для последующего развития Высших психических функций. Следуя логике, начиная коррекционный процесс, необходимо предпочтение отдавать именно методам двигательным, которые не только создают определенный потенциал для дальнейшей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействие между различными аспектами и уровнями психической деятельности. Актуализация, а также закрепление различных телесных навыков нуждается в востребованности извне психических функций, таких как восприятие, эмоции, память и процессы саморегуляции. Таким образом, мы создаем базовую предпосылку для полномерного участия данных процессов в овладении умениями: чтение, письмо, математика.
В методологическом плане «комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация» основывается на современных представлениях (по А.Р.Лурия) о закономерности развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (в первую очередь, в фокусе теории о 3-х функциональных блоках мозга); учении Цветковой Л.С. о нейропсихологической реабилитации; принципе «замещающего онтогенеза» (по Семенович).
Лобный синдром ( Синдром лобной доли )
Лобный синдром — это клинический симптомокомплекс, возникающий преимущественно при двустороннем поражении лобных долей головного мозга. Составляющими синдрома являются расстройства праксиса, эмоционально-волевой сферы, поведения, возможны нарушения речи, позы и ходьбы. Диагностируется по клиническим данным, верификация нозологии проводится при помощи церебральной нейровизуализации (КТ, МРТ), исследования мозгового кровообращения. Лечебная тактика при лобном симптомокомплексе определяется этиологией поражения, может включать медикаментозную терапию (назначение сосудистых, нейропротекторных, психотропных препаратов), нейрохирургическое лечение (удаление опухоли, гематомы) с последующей реабилитацией.
МКБ-10
Общие сведения
Активное изучение лобных (фронтальных) отделов мозга началось в 70-е годы XIX века. Исследователи данной области столкнулись с целым рядом противоречий. Оказалось, что «выключение» лобных долей не сопровождается грубым расстройством двигательной, сенсорной, рефлекторной сферы, что привело некоторых учёных к выводу об отсутствии определённой функциональной значимости данных церебральных структур. Последующее изучение вопроса выявило существенные изменения поведения, психоэмоциональной сферы при поражении фронтальных зон коры, что позволило отнести последние к аппарату, ответственному за реализацию высших психических функций. Подтверждением данного утверждения является значительное развитие фронтальных отделов человеческого мозга в сравнении с мозгом животных.
Причины лобного синдрома
Фронтальные зоны мозга считаются наиболее молодыми и менее дифференцированными церебральными отделами с высокой взаимозаменяемостью составляющих, поэтому выраженный лобный синдром наблюдается лишь при обширном двустороннем поражении. Причиной патологических изменений становятся:
Патогенез
Лобные отделы выполняют интегративные и регуляторные функции, обеспечивающие сложные поведенческие реакции, программирование и реализацию последовательности действий. Поражение структур лобных долей, их связей с другими церебральными отделами приводит к распаду осознанной активной деятельности — идеаторной апраксии. Сложные действия заменяются более простыми, привычными, автоматизированными, бесконтрольно повторяющимися. Утрачивается способность оценить результат действия, отсутствует мотивация.
Растормаживаются побочные действия, отсутствует целенаправленность поведения. Импульсивность реакций, нарушение контроля обуславливают асоциальное поведение. Поражение заднелобных отделов доминантного полушария приводит к возникновению динамической афазии, центра Брока — к развитию эфферентной моторной афазии. Обширное поражение лобных долей сопровождается нарушением корковой координации тонуса скелетных мышц, что приводит к потере согласованности мышечных сокращений, необходимых для поддержания позы и движений.
Классификация
Лобная доля включает несколько различных по своему функциональному назначению зон. От локализации поражения зависит преобладание того или иного лобного симптомокомплекса. Данный критерий лёг в основу используемой в клинической неврологии классификации, согласно которой лобный синдром подразделяется на:
Симптомы лобного синдрома
Лёгкая степень поражения проявляется в снижении интересов больного, его невнимательности, бездеятельности. Изолированный лобный синдром не сопровождается парезами, чувствительными расстройствами. Привычные простые действия полностью сохранны, затруднения возникают при необходимости выполнить сложное многокомпонентное действие, заданную последовательность движений. Целенаправленная деятельность прерывается побочными импульсивными поступками. Например, видя кнопку звонка, пациент неосознанно нажимает её, реализуя привычное движение под влиянием сиюминутного импульса. Подобным образом при варке супа больной может положить в кастрюлю любой попавшийся под руку несъедобный предмет.
Характерно «застревание» (персеверация) на выполнении определённого действия: повторение вопроса, чтение одной и той же фразы, многократное сжимание поданной руки и т. п. Наиболее демонстративны персеверации при попытке нарисовать ряд геометрических фигур по образцу. Первые 2-3 фигуры могут быть отображены правильно, затем идёт повторение последней фигуры. При более грубых нарушениях попытка нарисовать круг приводит к многократному повторению действия с утратой способности его самостоятельного прекращения.
При значительных по объёму патологических процессах лобный синдром протекает с астазией — нарушением способности удерживать определённую позу тела (стоять, сидеть), абазией — невозможностью ходить. При этом в положении лёжа движения сохранены в полном объёме. Нередко наблюдается растормаживание оральных автоматизмов, приводящее к появлению постоянных причмокиваний, вытягиваний губ трубочкой. Отмечается хватательный рефлекс: больной сжимает в кулак вложенный в ладонь предмет.
Выраженный апатико-абулический синдром сопровождается глубоким распадом произвольной двигательной активности. Больные неспособны инициировать действие, например, испытывая жажду, не могут обратиться с просьбой или взять рядом стоящий стакан воды. Активная речь резко снижена, ответы на вопросы односложные, типична эхолалия (повторение фраз собеседника). Отличительной особенностью является невозможность как начала, так и прекращения движения. Пациенты не берут протянутый им предмет, при вкладывании его в руку тонически или многократно сжимают, не в состоянии прекратить начатое действие. Автоматическое повторение двигательного акта обуславливает склонность больных постоянно теребить край постели, скрести стену у кровати, перебирать пальцами.
Синдром психической расторможенности характеризуется повышенной возбуждённостью, избыточной речевой продукцией, двигательной активностью. Действия направлены преимущественно на удовлетворение биологических потребностей, морально-этические ограничения отсутствуют. Больные эйфоричны, постоянно «острят», придумывают каламбуры, дурачатся. Поведение зачастую лишено здравого смысла, может иметь асоциальный, агрессивный характер. Критика к собственному состоянию отсутствует.
Осложнения
Отсутствие критичного отношения к своему состоянию, подверженность импульсивным действиям обуславливает социальную дезадаптацию и требует, чтобы больной находился под постоянным контролем со стороны близких. Апатико-абулический лобный синдром при отсутствии должного ухода приводит к истощению организма. Синдром астазии-абазии сопровождается неоднократными падениями с травмированием пациента, вынуждает его лежать в постели. Постельные больные подвержены образованию пролежней, присоединению интеркуррентных инфекций с опасностью развития септицемии.
Диагностика
Диагностические сложности обусловлены преимущественно психическим характером клинических проявлений заболевания. Апатико-абулические состояния напоминают депрессию, психическая расторможенность — маниакальную фазу биполярного расстройства. Наблюдая изменения в личности, поведении больного, родственники зачастую первоначально обращаются к психиатру, который и направляет больного к неврологу. Неврологическое обследование включает:
Лобный синдром представляет собой клинический симптомокомплекс, указывающий на область церебрального поражения, но наблюдающийся при многих заболеваниях. Для установления окончательного диагноза необходимо дифференцировать лобную симптоматику различной этиологии. Уточнить характер причинной патологии помогают особенности развития клинической картины, сопутствующие симптомы. При травмах, инсультах лобная симптоматика возникает остро на фоне практически полного благополучия, при опухолях, дегенеративных процессах клинические проявления постепенно нарастают.
Лечение лобного синдрома
Терапия проводится комплексно, сочетает этиопатогенетическое и симптоматическое лечение с последующей реабилитацией. В проведении лечебных и восстановительных мероприятий при необходимости принимают участие нейрохирурги, логопеды, психиатры, реабилитологи. В зависимости от этиологии заболевания в лечении используются два основных метода:
Прогноз и профилактика
Исход заболевания зависит от этиологии, обширности поражения, возраста больного. У молодых пациентов восстановление после ЧМТ, нейрохирургических вмешательств происходит легче, чем у пожилых. Регрессу неврологического дефицита способствует комплексная реабилитация. Неблагоприятный прогноз имеют прогрессирующие дегенеративные процессы и злокачественные неоплазии. Превентивные меры состоят в предупреждении воздействия факторов, вызывающих патологические изменения лобных отделов. К профилактическим мероприятиям относятся предупреждение травм головы, воздействия канцерогенов, цереброваскулярных заболеваний. В отношении дегенеративных процессов профилактика затруднительна, поскольку их этиология остаётся неясной.
Особенности психо-речевого развития детей при синдромах функциональной несформированности, дефицитарности отделов головного мозга
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности психо-речевого развития детей при синдромах функциональной несформированности, дефицитарности отделов головного мозга
Нейропсихологические исследования выявили у детей специфические варианты отклоняющегося развития, которые можно определить как неблагополучные, дезадаптивные относительно учебной деятельности.
Каждый вариант обусловлен действием конкретного патогенного фактора, который связан с несостоятельностью определенного звена психической деятельности. С точки зрения мозговой организации каждый фактор связан с незрелостью или искаженным формированием тех или иных структур мозга.
Описано 6 основных синдромов отклоняющегося развития в «чистом» виде.
Функциональная несформированность левой височной области.
Функциональная несформированность правого полушария мозга.
Функциональная несформированность лобных отделов мозга.
Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (на уровне мозолистого тела).
Функциональная дефицитарность подкорковых образований мозга.
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
1. Функциональная несформированность левой височной области.
Жалобы ребенка – учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, а в классе всегда очень шумно.
Ребенка приходится по несколько раз окликать, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется.
Близкие по звучанию слова для него звучат одинаково (хвост-гость, бочка-почка).
Следовательно, вторично страдает понимание смысла обращенной к нему речи.
Сниженный самоконтроль за собственной речью. Обилие литеральных парафазий и новообразований. Многословие с выраженной жестикуляцией, но чаще замкнутость, молчаливость.
При чтении «проглатывание окончаний», затруднения в расстановке ударений.
Наиболее грубо страдает письмо (так как оно находится в прямой зависимости от фонематического слуха). Ошибки: замены по мягкости-твердости, глхости-звонкости; тенденция к размытости границ слова, слитному написанию двух слов (вместо «Мишина машина» «Миша на машине», «мыши на машине», «лишняя машина»). Часты пропуски букв, особенно на конце слов.
Дефицит фонематического слуха вредоносно сказывается на освоении практически всех школьных предметов.
Коррекционные методики (по Семенович).
2. Функциональная несформированность правого полушария мозга.
Центральный симптом – недостаточность пространственных представлений во всех формах (метрические, топологические, координатные, проекционные).
Известно, что все базисные пространственные представления либо полностью актуализируются правым полушарием, либо формируются в процессе парного взаимодействия полушарий, инициация которого также зависит от активности правого полушария.
Дефекты метрических синтезов: ошибки при оценке и воспроизведении расстояний, углов, пропорций.
Структурно-топологические ошибки: изменение общей принципиальной схемы пространственного строения объекта, смешения части и целого, разрушается целостный образ.
Ошибки зрительного опознания:
Предметные парагнозии (дом называется шкафом, гвоздь – шприцом или карандашом).
Дефекты лицевого гнозиса (при рассматривании сюжетных картинок часто неверно опознается пол, возраст, настроение действующего лица).
Нарушение удержания порядка мнестических эталонов при сохранности объема запоминаемого материала.
Привнесение побочных ассоциаций при воспроизведении запоминаемого материала или при пересказе (кит-меч-круг: кит-море-сено-сеновал…). Парадокс заключается в том, что такая неадекватность редко рефлексируется самим человеком. Это имеет положительные стороны с творческой деятельности (побочные ассоциации, тенденция к постоянному переструктурированию и новообразованиям – залог продуктивного мышления и постоянных творческих находок). Но для детей такое фантазирование подчас заканчивается исключением из школы с формулировкой «слишком умный».
В зрительной памяти нарушение порядка сочетается с обилием параграфий, когда эталонные образцы видоизменяются и трансформируются до неузнаваемости. Это сказывается на процессах усвоения букв, цифр.
Особенности речи и мышления:
характерно употребление суперабстрактных наименований,
речь подчеркнуто «взрослая», носит штамповый оттенок.
Функциональная несформированность лобных отделов мозга.
Ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий.
Слабый интерес практически ко всему (школьным заданиям, играм). Жалобы мамы: «Он может часами плевать в потолок, играть в одну и ту же компьютерную игру без особого азарта и желания попробовать другую».
Очень трудно мотивировать на какую-либо деятельности. Все делает из-под палки.
Упражнения по русскому языку выполняются наполовину, часты пропуски букв, а иногда и слов. Для такого ребенка практически недоступно понятие «красная строка».
Как правило, нет проверки решенной задачи. Если в предыдущем примере надо было вычитать, такой ребенок и дальше станет вычитать, а не выполнять ту задачу, которая была перед ним поставлена.
Чтение плохо интонированное, монотонное, без смысловых ударений, вследствие чего страдает понимание прочитанного и, естественно, пересказ. Вместе с тем пересказ по вопросам достаточен.
В обследовании медлителен, монотонен, вял, не всегда удерживает программу эксперимента., отсутствие эмоциональной включенности в происходящее.
Однако ребенок способен выполнить достаточно сложные задания, то есть истинного истощения не происходит.
Склонность к регрессивным формам поведения, предпочтение к типу реагирования по принципу «всем телом и с диким воплем».
Крайне бедная речевая продукция.
Существенно повышает продуктивность выполнения каких-либо заданий:
Внедрение внешних опор и контроль со стороны взрослого («Ты все нарисовал?», «Будь внимателен», недоумевающие жесты или междометия),
Дробление заданной программы на последовательные подпрограммы.
Особенности речи:
Практически невозможна активная развернутая самостоятельная речевая продукция.
Примитивная по синтаксису и разнообразию выразительных средств,
Снижена обобщающая функция речи.
Все базисные характеристики речи сохранны (фонематический слух, артикуляция, номинация т.д.).
В возрасте 6-7 лет наиболее ярко обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная откликаемость и отвлекаемость, обилие системных персевераций.
К 12 голам на первый план выступают интеллектуальная сниженность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуации, тенденция к глобальному копированию, «отзеркаливанию» значимого взрослого, без какой бы то ни было критики к нему и к себе самому.
Привлечение внешних опор, в первую очередь организующая и достаточно жестко регламентированная деятельности со стороны психолога.
Методика «Школа внимания» (Ахутина).
Комплексная методика психомоторной коррекции Семенович.
4. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (на уровне мозолистого тела).
1. Амбилатеральные черты в пробах на исследование латеральных предпочтений (моторных и сенсорных). То есть у них еще несформирована доминантная рука, глаз, ухо (в норме она формируется к 6 годам).
2. Первичная несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз.
3. Обилие реверсий (зеркальности) при восприятии, запоминании, написании букв и цифр.
4. Полная зеркальность (восприятие и анализ перцептивного пола не слева направо, а справа на лево; при рассматривании и назывании изображений, в ходе интерпретации сюжетных картин, в чтении, при воспроизведении эталонов в зрительной, вычитание из нижнего числа верхнего, из правого левого и т.д.).
5. Тенденция к игнорированию левой половины зрительного поля.
6. Латеральные отличия при выполнении одного и того же задания левой и правой рукой (рисунок, копирование, письмо и т.д.). Например, копируя фигуры Рея и Тейлора соответственно левой и правой рукой ребенок использует не только разные стратегии, но и допускает абсолютно разные ошибки, так что возникает впечатление, что тест выполнен абсолютно разными людьми.
8. Краевые эффекты в памяти: в первую очередь воспроизводятся первый и последний эталоны.
9. Различные стратегии решения интеллектуальных задач (складывается ощущение, что у них одновременно присутствует две системы мышления). Например, в пробе на 4 лишний они перескакивают с одного способа решения на другой (опора на обобщающий признак и на конкретно-ситуативный).
Коррекционные занятия, направленные на формирование межполушарных взаимодействий, приводят к достаточно быстрой элиминации.
5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований мозга.
Симптомы.
Жалобы родителей – ленивый, невнимательный, неуправляемый, иногда становится будто бешенным.
Выраженная эмоциональная лабильность.
Ригидность психических процессов.
Часты неадекватные поведенческие реакции на происходящее.
Нарушения тонкой моторики.
Обилие синкинезией, ригидных телесных установок (скованность, малоподвижность, чередующаяся с неожиданными взрывами гиперактивности). То есть движения их диспластичны.
Она не просто хорошо развита, но иногда даже представляется несколько вычурной, резонерской, но при этом речь дизартрична, иногда элементы заикания, шумного придыхания.
Принципы коррекции .
Сознательно опустить ребенка на уровень, адекватный его более низким возможностям, и начинать выстраивать линии его поведения, минимально опираясь на речь и максимально привлекая широкий спектр двигательных и изобразительных средств.
Необходимо внедрение комплекса приемов, ориентированных на присвоение ребенком правил, ритуалов и ролей (для перехода от свойственному ему «Я хочу» к «Я должен»).
6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
Важно! Сейчас наблюдается прогрессивное нарастание числа таких детей. Именно они составляют сегодня подавляющее количество случаев учебной и социальной дезадаптации.
Дизэмбриогенетические стигмы: лицевые асимметрии, неправильный рост зубов, различного вида дистонии, обилие пигментных пятен, органные дизритмии т.д.
Нарушенная ритмика мозга (вплоть до псевдоэпилептического статуса),
Специфические особенности гормонального и иммунного статуса.
Именно эта группа детей является группой риска по отношению к токсикоманиям, аутотравматизму, психосексуальных девиациям и т.д. Она демонстрирует наиболее грубые и труднокорригируемые феномены в поведении, при овладении чтением, письмом и другими школьными навыками
Двигательная сфера.
Псевдолеворукость и амбилатеральные черты.
Грубые дефекты реципрокных и синергических сенсомоторных координаций.
Обилие синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных телесных установок.
Нарушения динамического праксиса.
Гностическая сфера.
Фрагментарность восприятия с тенденцией к левостороннему игнорированию.
Грубая патология пространственных представлений.
Память.
Дефекты избирательности памяти при относительно сохранном объеме и прочности.
Задержка дебюта формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10-12 лет. Следовательно, различные варианты ЗРР, дисграфии и дизлексии.
Дефекты фонематического анализа и синтеза.
Обеднение самостоятельной речевой продукции с обилием вербальных штампов.
Задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова.
К 9-10 годам происходит резкая уменьшение проявления дефектов. Но при нейропсихологическом обследовании выявляется та же самая картина, что и в более раннем возрасте.
Заключение.
Описанные синдромы отклоняющегося развития позволяют наглядно продемонстрировать сколь разнообразны мозговые механизмы отклоняющегося развития.
Важно отметить, что только своевременная и грамотная квалификация варианта отклоняющегося развития может привести к выбору наиболее адекватного пути преодоления имеющегося недостатка.
Используемая литература и интернет ресурсы: