храм ангелины сербской в сербии

Монастыри Сербии: где стоит побывать

Помимо этого, поездка в Сербию может стать культурным приключением: на территории страны сосредоточено немало памятников средневековой культуры — православных монастырей. Несмотря на то что Сербия несколько веков входила в состав Османской империи, сербы смогли сохранить культуру и религиозную идентичность. Часть сербских монастырей даже входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО!

Мы подготовили подборку самых интересных православных памятников Сербии. И не удивляйся, если монахи будут встречать тебя как дорогого гостя и угощать домашней ракией со сладостями. Как говорится, это Сербия, детка!

От автора

Этот материал мы готовили с моим мужем, экспертом по туристическому предложению Сербии, Владиславом Пéтровичем. Мы были в Сербии больше 30 раз, а в 2016 году вместе написали первый в России печатный путеводитель по этой стране (в 2018 году вышло его второе дополненное издание, а в 2020 году — электронная версия).

Владислав консультирует туроператоров и турагентов по программам туров по Сербии, помогает индивидуальным туристам составлять маршруты и организует для них экскурсии по Белграду и поездки к другим достопримечательностям. В августе 2020 года он также консультировал авторов и продюсеров нового сербского выпуска программы «Орёл и решка».

Фрушка-Гора

Недалеко от Нови-Сада (и примерно в полуторах часах езды от Белграда) находится национальный парк Фрушка-Гора. Это идеальное место для отдыха в тишине и на природе, здесь же расположен один из крупных сербских бальнеологических курортов — Врдник.

Бальнеотерапия — лечение минеральными водами, которые естественным образом образуются в недрах земли и содержат высокую концентрацию газов, солей и других ценных минеральных веществ.

В первую очередь, Фрушка-Гора известна как «сербский Афон» или «сербская Святая гора», потому что здесь находятся 16 старинных православных монастырей (Крушедол, Большая и Малая Ремета, Старое и Новое Хопово, Гргетег, Язак, Врдник, Шишатовац, Петковица, Бешеново, Кувеждин, Привина-Глава, Джипша, Беочин и Раковац). Раньше их было 30, но история, в том числе многочисленные войны, внесли свои коррективы. Каждый из монастырей интересен по-своему, во многих есть русский след.

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

Например, монастырь Крушедол XVII века помогал строить русский великий князь Василий Иоаннович (отец Ивана Грозного), а расписывал его украинский живописец Йов Василевич. В соседнем с монастырем селе Крушедол сохранилась Сретенская церковь, построенная на средства Ивана Грозного.

В церкви монастыря Большая Ремета хранятся иконы русских живописцев XVII века. В монастыре Новое Хопово в 20-х годах прошлого века служила русская игуменья — Евгения Борисовна Ефимовская. Она вошла в историю сербского православия благодаря тому, что восстановила женское монашество в Сербии, которого не было во времена османского ига.

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

Интересна и увлекательна история монастыря Врдник. Ещё его называют «Малая Раваница» (про большой монастырь Раваница мы расскажем ниже). В монастыре Раваница в центральной Сербии хранились мощи царя Лазаря, последнего правителя независимой Сербии, который погиб в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. В конце XVII века сербы массово переселялись в Венгрию, спасаясь от османов. Уходя из монастыря, монахи забрали и мощи Лазаря. Сначала они хранились в венгерском городке Сентендре, а затем их перевезли в заброшенный монастырь Врдник на Фрушка-Горе.

С появлением в Врднике мощей монастырь возродился, сюда потянулись паломники, а народная молва придумала поговорку: где князь, там и Раваница. Так и появилось второе название «Малая Раваница». Чудотворная частица мощей Лазаря до сих пор хранится в алтаре монастырской церкви.

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

В монастыре Шишатовац есть чудодейственный целебный источник. В начале XX века водой из этого источника излечился от тяжелой болезни знаменитый сербский ученый Никола Тесла. В ризнице монастыря хранятся книги и реликвии из других сербских церквей и монастырей, а также из России и с Афона. В монастырь Петковица стоит заехать ради старинных фресок XVI века. А в Кувеждине в своё время скрывались русские монахини, покинувшие Россию после революции 1917-го года.

Наш совет: ехать на Фрушка-Гору лучше всего на несколько дней — совместить посещение монастырей с отдыхом и спа-процедурами на курорте Врдник. Обязательно нужно побывать на одной из фрушка-горских виноделен. Кстати, виноделие здесь развивалось, как и в других сербских регионах, именно благодаря монастырям: монахи выращивали виноград и делали вино для церковных таинств.

Овчарско-Кабларское ущелье

Овчарско-Кабларское ущелье — ещё одна природная достопримечательность Сербии. Две горы Овчар и Каблар разделяет река Западная Морава. На склонах гор в XV–XVI веках сербские монахи построили монастыри в уединённых местах, прячась от османов.

Сегодня здесь сохранились 10 монастырей (монастырь Святой Троицы, Сретение, Преображение, Вознесение и Введение на горе Овчар и Благовещение, Илинье, Николье, Йованье и Успение на горе Каблар), и поэтому ущелье называют Малой сербской Святой горой, по аналогии с Фрушка-Горой.

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

Почти в каждый из монастырей ведёт крутой подъём (это важно учитывать, если поедешь на автомобиле). Все монастыри невероятно живописные и уютные — это небольшие постройки в горах, утопающие в зелени и цветах. Например, в Сретение хранится старинное Евангелие — подарок из России. А церковь монастыря Преображение расписывал русский художник Иван Мельников.

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

Студеница

Студеница — один из самых известных монастырей Сербии (если не самый известный). Причём так было всегда, с XII века, когда он был основан. Заложил его родоначальник первой сербской королевской династии Неманичей — Стефан Неманя. Умер Стефан на Афоне, в сербском монастыре Хиландар, но его сын Растко (будущий архиепископ Сава) вернул мощи отца в Студеницу — и с тех пор обитель стала центром притяжения православных паломников.

За прошедшие века он не раз разорялся, когда-то здесь было 13 церквей, а сегодня осталось только три (Богородицы XII века, Иоакима и Анны XIV века и Святого Николая XIII века).

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

В некотором смысле Студеница стала законодателем моды в стиле сербского церковного зодчества: с церкви Богородицы берёт начало стиль «Рашская школа» с внутренним византийским убранством и внешним романским обликом. В монастырских церквях сохранились средневековые фрески: в Богородицкой под куполом ты увидишь роспись «Распятие Христово» XIII, в храме Иокима и Анна — «Рождение Богородицы» и «Введение в храм». С 1986 года Студеница входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наш совет: в монастыре принимают множество паломников, гостей в трапезной угощают ужином — отплатить можно пожертвованием на своё усмотрение.

Жича — ещё один старинный монастырь, основанный в XII веке. Именно здесь венчались на царство семь сербских королей династии Неманичей. Каждый король входил в церковь через отдельную дверь, которую прорубали специально для него. За это Жичу иногда называли «семидверной».

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

Монастырь выстроен в стиле Рашской школы, а все постройки выкрашены в красный — в подражание монастырям на Афоне. В Жиче очень дружелюбные монахини: помню, была там с пятимесячной дочерью, которую нужно было покормить. Монахини принесли сок и сладости, чтобы мне было комфортнее. К слову, с таким гостеприимством гостей встречают почти в каждом сербском монастыре.

Раваница

Это та самая Раваница, про которую я рассказывала в части про Фрушка-Гору. Монастырь был основан в XIV веке царем Лазарем, здесь он собирался сделать свою усыпальницу. После его гибели в битве на Косовом поле в 1389 году он был похоронен в одной из церквей Приштины, а в Раваницу мощи попали только в 1392 году.

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

В конце XVII века мощи перевезли в венгерский Сентендре, а затем в Врдник (Малую Раваницу) на Фрушка-Горе. Уже после Второй Мировой войны мощи перенесли в Соборную церковь в Белграде, а в 1989 году, когда отмечалось 600-летие битвы на Косовом поле, Лазарь наконец «вернулся» в свою изначальную усыпальницу.

Паломники приезжают сюда не только ради мощей: большая ценность Раваницы — сохранившиеся фрески XIV века «Богородица с Христом», «Успение Богородицы», «Великие праздники» и «Чудеса Христовы».

Манасия (Ресава)

Манасия, или Ресава — монастырь начала XV века, интересен архитектурой: монастырские постройки окружены мощной крепостной стеной. Правда, в своё время стены не спасли монастырь от разорения турками. А в XVIII веке австрийцы устроили в церкви Святой Троицы пороховой склад, который, естественно, в какой-то момент взорвался и уничтожил внутреннее убранство храма.

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

Фресок в монастыре осталось немного, самая известная — «Святые воины». Если повезёт оказаться в Манасии в конце августа, сможешь принять участие в ежегодной культурной манифестации «Дни сербского духовного преображения» с художественными выставками и музыкальными концертами.

Милешева

Милешева также считается одним из самых известных сербских средневековых монастырей. Его строил как свою усыпальницу король Владислав — племянник первого сербского архиепископа Савы (того самого, в честь которого назван главный православный храм Белграда).

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

Мощи Савы хранились в монастыре, пока османы в конце XVI века не изъяли их оттуда и не сожгли в Белграде в назидание сербам после их очередного восстания (примерно в километре от места сожжения впоследствии и был построен храм Святого Савы). Мощи же самого Владислава Сербского хранятся в Милешеве. Также здесь сохранилась одна из известнейших сербских средневековых фресок — «Белый ангел». Кстати, в 1962 году она стала первым изображением, переданным из Европы в Америку посредством спутникового сигнала.

Джурджевы столбы

С названием монастыря связана любопытная средневековая легенда. Согласно ей, Стефан Неманя в XII веке был в заточении в пещере недалеко от монастыря. Там он молился святому Георгию и обещал, что если когда-нибудь выйдет на свободу, то построит храм в его честь. Столбы в названии появились из-за архитектуры монастырской церкви — две её башни как раз напоминают столбы.

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

В Средние века монастырь пользовался большим влиянием, его игумен входил в состав «группы», выбиравшей игумена для монастыря Студеница. Здесь же начинал свой церковный путь архиепископ Сава. Правда, в период турецко-австрийских войн монастырь был окончательно разрушен, а восстановили его лишь в XX веке.

Сопочаны

Название Сопочаны происходит от старославянского слова «сопот», означающего «источник» (здесь находится исток реки Рашка). Это ещё один средневековый сербский монастырь, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он попал туда благодаря ценнейшим фрескам XIII века «Рождение Христа», «Сретение», «Христос в храме» и др. Но самая монументальная из них — фреска «Успение Богородицы», её площадь — 40 кв. м.

храм ангелины сербской в сербии. Смотреть фото храм ангелины сербской в сербии. Смотреть картинку храм ангелины сербской в сербии. Картинка про храм ангелины сербской в сербии. Фото храм ангелины сербской в сербии

Кстати, вместе с Сопочанами в список ЮНЕСКО входят и руины соседнего средневекового сербского города-крепости Стари-Рас. Если поедешь в Сопочаны, обязательно запланируй и поездку туда.

Как видишь, Сербии есть, что показать путешественникам, интересующимся историей Балкан. Даже если не делать монастыри целью поездки, можно включить некоторые из них в свой маршрут — прикоснуться к духовным ценностям или просто увидеть величайшие культурные памятники человечества.

Источник

Храм ангелины сербской в сербии

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ПРЕПОДОБНАЯ АНГЕЛИНА (БРАНКОВИЧ), ДЕСПОТИССА СЕРБСКАЯ

Святой дом Бранковичей.
Икона Николы Нешковича, 1753 г.
Музей Сербской Православной Церкви.
Белград
(фото)

Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Свт. Николай (Велимирович). Мысли о добре и зле.
Пер. с сербскохорватского С. Луганской


Братья, прежде всего и больше всего читайте Святое Писание. Иначе ваша грамотность приведет не к спасению вашему, а к погибели. Кроме того, читайте жития святых. Все книги мира не могут принести душе человека ту силу, то утешение и то наслаждение, которые приносят Святое Писание и жития святых.

Свт. Николай (Велимирович). Послание
сербскому народу из темницы.
Пер. с сербскохорватского Н. Лакичевич

Знакомство со страницами истории Сербии всегда отрадно русскому сердцу и надолго оставляет чувство восторженного преклонения перед ее героями. В глазах современного человека овеянные легендами средние века часто предстают в дымке былинного героизма и рыцарства, не лишенного романтики. Однако на этот раз мне пришлось прикоснуться к героизму и самоотверженности, перешедшим в святость.

Поводом для моего знакомства со св. Ангелиной послужила просьба настоятельницы женского монастыря в Вязьме матушки Ангелины (в миру Анны, доктора биологических наук) отыскать икону ее небесной покровительницы. Оказывается, единственной православной св. Ангелиной является преп. мать Ангелина (Бранкович) – одна из наиболее почитаемых сербских святых, принадлежавшая к средневековому роду Бранковичей. Они дали своей родине несколько поколений правителей, причем некоторые из них были причислены к лику святых.

Несколько слов о Бранковичах

Бранковичи появились в эпоху заката Сербского царства. Пожалуй, это была последняя яркая историческая вспышка перед погружением страны во мрак османского ига. Сама повесть об этой святой лозе несомненно относится к лучшим страницам, и, возможно, после Неманичей это наиболее видный род сербских представителей голубой крови.

Родоначальником этой старой влиятельной лозы является воевода Младен занимавший высокие посты при дворе короля Милутина, а затем Стефана Дечанского. Его сын Бранко Младенович, после которого закрепилась фамилия Бранкович, получил от царя Душана титул севастократора 1 и правил в Охриде. Поскольку титул севастократора носили лишь родственники царской фамилии, можно с уверенностью сказать, что Бранковичи состояли в родственных связях с Неманичами, род которых восходит к столпам сербской государственности и духовности – Стефану Немане (св. Симеону Мироточивому, 1114–1200) и его сыновьям свт. Савве (в миру Растко, 1174–1235) и св. Стефану Первовенчанному (в монашестве Симону, † ок. 1227).

Одной из наиболее выдающихся личностей сербской истории стал сын Бранко – воевода Вук Бранкович († 1398). Он был женат на Маре – дочери князя Лазаря Хребеляновича и княгини Милицы (она также являлась родственницей Неманичей). Около 1370 года Вук Бранкович стал правителем (господарем) Косова и Метохии и был соратником своего тестя, князя Лазаря. Увы, народная молва приписывает ему измену в легендарной битве на Косовом поле в 1389 году, когда, утратив царство земное, сербы обрели Царство Небесное. Однако этот факт не только не нашел подтверждения в исторической науке, но и был опровергнут.

Его внук деспот Вук, получивший прозвище Огненный Змей, прославился своей храбростью в борьбе с турками и стал героем многих народных песен.

Слепой сын Джураджа деспот Стефан Бранкович женился на героине нашей повести Ангелине.

Преп. мать Ангелина, деспо-
тисса сербская. Икона Моисея
Суботича, 1785 г., иконостас
церкви св. Георгия в с. Велики
Бастае (Хорватия)
(фото)

Преподобная мать Ангелина (Бранкович)

Жизнь сербского деспота Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. Стефан и Ангелина жили в любви и согласии и имели двоих сыновей, Джорджа и Йована, и двух дочерей, Мару и Милицу. Около десяти лет, скрываясь от турецкой расправы, семья провела в итальянской области Фурлании, где Стефан вместе со своей сестрой Катариной купил замок Белград. Мантовский епископ Йован Антоний отмечал в 1462 году, что ему довелось встретить деспота Стефана, который ростом был высок, держался с большим достоинством и оставил впечатление человека исключительно серьезного и умного.

Поначалу Сремом управлял старший сын Ангелины – Джордже. Он женился на Изабелле, итальянской родственнице венгерской королевы Беатрисы, однако их брак распался «из-за различия в вере». Когда около 1497 года Джордже стал смиренным монахом Максимом, управление перешло к младшему брату Йовану. Максим стал архиепископом Валашским, а с 1513 года митрополитом Белградско-Сремским. Он преставился 18 января 1516 года и похоронен в церкви Крушедолского монастыря рядом с отцом и братом. В житии свт. Максима говорится, что еще при жизни от его руки распространялось благоухание. В записях XVII века свт. Максим называется сербским чудотворцем, и почитание его началось довольно рано не только в Сербии, но и в России.

Деспот Йован правил в тяжелые для сербского народа времена, когда на страну постоянно нападали турки, промышлявшие грабежом и разбоем. Йован успешно боролся за освобождение родины, участвуя в венгерско-турецкой войне (1501–1503), представлял венгерскую сторону на переговорах о мире с великим визирем в 1502 году, а в сентябре того же года направил своего брата Максима в Венецию на переговоры о совместных военных действиях против турок. Он скончался 10 декабря 1502 года и не успел получить сообщение об отрицательном ответе венецианцев. С его смертью ушел из жизни последний деспот лозы Бранковичей.

Ангелина была столь добра по отношению к сербскому народу, что еще при жизни ее называли мать Ангелина. Она постриглась в монахини около 1509 года, а может быть и ранее, по прибытии в Срем. В 1512–1516 годах после возвращения из Валахии Ангелина (Бранкович) основала женский монастырь около выстроенной ею церкви Сретения. Еще в 1509 году она отправила своего духовника Евгения к русскому князю Василию III с трогательной просьбой о помощи 10 : «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». В своем прошении она говорила о желании выстроить церковь, где намеревалась упокоить мощи своего супруга Стефана и сына Йована. Место для церкви к тому времени было уже куплено за 100 дукатов. Русский князь отозвался на ее просьбу, и кроме церкви были построены также кельи для монахинь. Именно здесь, будучи настоятельницей, св. Ангелина провела свои последние дни в молитвах над мощами супруга и сыновей и скончалась в 1520 году.

В службе преп. Ангелине говорится о ее поистине мужской стойкости, безграничном милосердии, терпении и мудрости, супружеской преданности и материнской жертвенности. Годами приходилось ей жить на чужбине, без близких, на ее долю выпала тяжкая участь пережить не только мужа, но и всех детей и несколько раз бережно переносить их святые останки. Около ее чудотворных мощей собираются верующие, как около ветхозаветного ковчега: «Придите в новый Израиль. и сотворите поминовение преподобной матери нашей Ангелине, прильните радостной душой и сердцем к божественному гробу ее и примите целительную благодать».

Монастырь в Крушедоле

Монастыри Фрушка­горы (Фруктовой горы) – всего их насчитывается около двадцати – составляют неоценимое богатство сербской национальной культуры. Эту небольшую возвышенность в Воеводине часто называют сербским Афоном. Период интенсивного роста монастырей относится ко времени пребывания в Среме семьи Бранковичей и ограничивается концом XV – началом XVI веков. Срем стал надежным убежищем для переселявшихся за Саву и Дунай сербов, которые взяли на себя роль российского казачества – оборону южных границ Австро­Венгрии. Эти и другие сербские монастыри с их богатыми ризницами, мощами 12 и реликвиями стали основой того, что в сербском языке определяется емким словом «српство» («сербство»), то есть того, что определяет сознание принадлежности к сербскому народу. С уходом из жизни последних деспотов именно церковные владыки взяли на себя роль светских лидеров своей паствы, определив, таким образом, характерное для сербов слияние православия с национальным самосознанием, когда Церковь становится составной частью народного духа.

Действующий женский монастырь Благовещения в Крушедоле основан митрополитом Белградским и «сей земли Сремской» Максимом (Бранковичем). Этот монастырь являлся самым значительным носителем и продолжателем сербской национальной традиции в Среме.

Основание и строительство монастыря восходит к концу XV – началу XVI веков, большей частью окончено около 1513 года, а к 1546 году завершена роспись храма. Фрески Крушедола являются одними из самых старых в монастырях Фрушка-горы. Во время строительства митрополит Максим находился в своей резиденции в Успенском монастыре в Белграде и время от времени посещал Крушедол, наблюдая за ходом строительных работ. Тем не менее строительство монастыря шло медленно и длилось около пятидесяти лет. Несмотря на то что при жизни свт. Максима (Бранковича) монастырь еще не был выстроен, он был провозглашен центром восстановленной в 1500 году Сремской епархии.

В 1496 году брат Максима Йован присоединил к монастырю само село Крушедол и другие близлежащие села. Неподалеку их мать, преп. Ангелина (Бранкович), основала женский монастырь Сретения Господня и была его настоятельницей. Судя по всему, это была небольшая скромная обитель, состоявшая из церкви и монашеских келий. Именно в ней поначалу была похоронена мать Ангелина, а затем ее мощи были перенесены в Крушедолский монастырь. Церковь Сретения в селе Крушедол сохранилась до наших дней.

Святитель Максим завещал похоронить себя в монастырской крипте, поскольку здесь уже покоились мощи его отца, ослепленного Стефана Бранковича, и брата, деспота Йована. Очевидно, свт. Максим имел замысел превратить монастырь в усыпальницу Бранковичей.

Это были времена, когда турки часто нападали на Срем, однако они всегда обходили монастырь и не тревожили его обитателей. Несмотря на незавершенность строительства и угрозу нападения турок, монастырь жил своей жизнью, здесь писали книги. В 1522–1523 годах митрополит Максим был канонизирован. С самого начала монастырь пользовался большой известностью. Согласно турецкой переписи 1546 года, он имел большие владения и был самым богатым из всех монастырей Фрушка-горы. веке монахи из Крушедола неоднократно ездили за помощью в Россию (1628, 1642, 1651 гг.), и судя по всему их миссии были успешны, так как в 1670 году здесь насчитывалось уже двенадцать старцев и девяносто монахов, заботившихся об имении.

Владения монастыря поистине впечатляющи. Одни сельскохозяйственные угодья занимали около 650 га, принадлежали ему также несколько сел, множество виноградников, речных переправ и т. д. Несмотря на это, монахи жили очень скромно. «Большую часть года, то есть от 1 ноября до [дня] св. короля Стефана, они постятся, питаясь травами и вареными овощами, а яйца и рыбу вкушают лишь в воскресные дни, но даже тогда без растительного и сливочного масла», – пишет Бонини. Однако это материальное благополучие было прервано в 1716 году, когда турки сожгли монастырь и осквернили его святыни – мощи Бранковичей, разбросав их по частям и предав огню. году выстроена пятиярусная колокольня. К этому периоду восходят росписи алтаря и стен монастырской церкви в византийском стиле афонской школы. Над алтарем высится резной крест с образом Спасителя.

С тех пор в архитектуру монастырского ансамбля не вносилось существенных изменений. Монастырь заслуживает особого внимания, так как это одна из самых старых обителей на Фрушка­горе и здесь сохранились образцы средневекового искусства. Старейшие фрески, выполненные неизвестными мастерами, восходят к 1543 году. В XVIII веке часть фресок была заменена масляной живописью неизвестных художников. Вероятнее всего, фрески писали греческие живописцы афонской школы, работавшие в Валахии и Молдавии. Большую ценность представляет резной иконостас (1653) с тридцатью пятью иконами, выполненный с использованием национальных сербских мотивов. Распятие, ряд икон, в частности образ «Недремлющее око», датируются 1653 годом, а четыре престольные иконы и царские врата – 1745 годом. Последние по времени написания иконы относятся к 1828 году. Перед иконостасом находятся кивоты с сохранившимися мощами св. Бранковичей, в том числе кистью руки преп. матери Ангелины, которые открываются только по большим праздникам.

Во время второй мировой войны монастырь не был разорен, однако его богатая ризница пострадала. В настоящее время готовится обновление всего монастырского комплекса.

Слава 17 монастыря Крушедол – преп. мать Ангелина Сербская. Сербская Церковь отмечает память св. Ангелины 12 августа (30 июля), а свт. Максима – 31 (18) января. Церкви память св. Ангелины празднуется 14 (1) июля, а св. Йована и родителей его – блаженных Стефана и Ангелины, правителей сербских, – 23 (10) декабря.

За особенную доброту к ближним и за святость жизни сербский народ и поныне почитает преп. Ангелину своей матерью – заступницей и ходатаицей перед Богом.

Тропарь преп. Ангелине Сербской, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак, глас 8

Подобен: Взбранной Воеводе:

Вышняго живота желающи сподобитися, нижнюю пищу тщательно оставила еси, и богатство твое расточила еси нищим, и Небесное богатство прияла еси, и по смерти нас освящаеши, и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши. Темже твое успение святое почитаем, взывающе: радуйся, мати прехвальная.


1 Севастократор (от греч. σεβαστος – достойный поклонения, царский, и κρατεω – приказываю) – звание в старой сербской армии; командующий частью армии.
2 Деспот – государь, самодержец – высокое почетное звание, перенятое в Сербии от Византии в 1346 г., которое присваивалось сербскими царями наместникам бывших византийских областей. Позднее этим титулом именовались и самостоятельные сербские правители; с 1402 г. им пользовался сербский государь; до 1537 г. его носили сербские правители на территории южной Венгрии.
3 Дочь Джураджа Бранковича Мара была выдана замуж за султана Мурата II. Ее сыном был знаменитый Махмуд Завоеватель, взявший штурмом в 1453 г. Царьград и положивший тем самым конец Византийской империи. (После взятия города Мара спасла от мусульман святыню – Дары волхвов – и лично привезла ее на Афон. Когда она хотела подняться от пристани к монастырю св. Павла, Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей. Мара смиренно вняла предостережению и не посмела идти далее. Честные Дары волхвов она передала в руки игумена, который в сопровождении братии вышел ей навстречу. Позже на месте встречи иноки воздвигли памятную часовню.) Братья Мары Гргур и Стефан были ослеплены в 1441 г. по приказу султана.
4 Черноевич (или Чарноевич) – чаще других употребляемая транскрипция фамилии, звучащей по-сербскохорватски «Црноевич» (Crnojevic).
5 В XII в. Зета (ранее Дукля) была частью объединенного Стефаном Неманей Сербского государства. Ею управляли наместники или старшие сыновья сербских государей, возвращавшиеся в собственно Сербию наследниками престола. При Стефане Душане (1336–1355), когда архиепископ Сербский был возведен в звание патриарха, Зетская епископия была поднята на уровень митрополии и вместе со всей Сербской Церковью приобрела независимость от Византии. После смерти Стефана Душана начался распад Сербского королевства, и Зета выделилась в самостоятельную политическую единицу.
6 В другой литературе говорится, что Ангелина была дочерью албанского князя Джорджа Арванита. Созвучие имен свидетельствует о том, что речь идет об одном и том же лице. До 1499 г. Черногория продолжала оставаться самостоятельной, а потом была присоединена к Скадарскому саджаку – современной Северной Албании, где проживали племена так называемых арбанасов.
7 Матиаш (Матвей) I Корвин (Матьяш Хуньяди) (1443–1490) – король Венгерского королевства с 1458 г. Проводил политику централизации страны. Вел борьбу с Османской империей. В 1468–1470 гг. был во главе походов против Чехии; захватил Моравию и Силезию. В 1480-х гг. занял большую часть австрийских владений вместе с Веной Установил дипломатические связи с Русским государством (1482 г.).
8 Срем – историческая область между Савой и Дунаем.
9 Судьба монахинь во время второй мировой войны сложилась трагично, они пережили все невзгоды военного времени. Монастырь был разграблен и подожжен партизанами Тито. После уничтожения обители монахини перебрались в Белград. По окончании войны оставшиеся несколько десятков монахинь вернулись в юрисдикцию РПЦ и собирались выехать в Советский Союз. Однако после разрыва между Сталиным и Тито, вызвавшего гонения на русских, часть монахинь была изгнана в Албанию, где и сгинула в середине пятидесятых, а часть все же выехала во Францию.
10 Жена русского князя Василия III Елена Васильевна, урожденная Глинская, по своей матери Анне Степановне, урожденной Якшич, имела южнославянские корни и находилась в родстве не только с Неманичами и Бранковичами, но и с византийскими императорами. Двоюродная сестра русской княгини, тоже Елена, дочь родного брата Анны, Стефана Якшича Младшего, была замужем за сыном св. Ангелины – деспотом Йованом.
11 Варадин, или Петроварадин – мощная крепость на левом берегу Дуная, напротив города Нови-Сад.
12 Во фрушкскогорских монастырях хранились мощи всех носителей сербской государственности: Неманичей, Лазаревичей, Бранковичей.
13 Викентий Хаджи-Лазарь (Попович) (вторая половина XVII в. – 1725) – архиепископ и митрополит Карловацкий. Боролся за улучшение экономических, политических и других условий жизни сербов под австро-венгерской властью.
14 Арсений IV Шакабента (Йованович) (ок. 1699–1748) – Печский патриарх и Карловацкий митрополит. Поднял антитурецкое восстание в 1737 г., после неуспеха которого перебрался в Срем с уцелевшей частью повстанцев. Ему удалось добиться от императрицы Марии Терезии подтверждения привилегий сербов на территории Австро-Венгрии в 1743 г.
15 Сент-Андрея – «сербский Рим» – место около Будапешта, где в средние века после великих переселений сложился культурный, духовный и политический центр сербской общины, сохранившийся до наших дней.
16 Арсений III (Черноевич) (ок. 1633–1706) – Печский патриарх в 1674–1690 гг., архиепископ и патриарх австрийских сербов в 1690–1706 гг. Организовывал борьбу против турок на территории Косова. С отступающими австрийскими частями перешел на левый берег Дуная и Савы. Провел реорганизацию Православной Церкви в Венгрии, Хорватии и Славонии; Петр (Йованович) (1800–1864) – Белградский митрополит. Трудился над возрождением святосаввских традиций Сербской Церкви, ее устройством, народным просвещением. Основал семинарию в Белграде. Помогал в государственных делах князю Милошу Обреновичу и Александру Карагеоргиевичу; Стефан Шупликац (1786–1848) – сербский воевода, происходил из семьи военных. Служил в австрийской армии, перешел во французскую, был адъютантом маршала Мармона и участвовал в походе на Россию в 1812 г. Вернувшись в австрийскую армию, служил в том числе в Италии, произведен в полковники. В 1848 году выбран в воеводы; Любица Обренович (1788–1843) – княгиня, жена сербского князя Милоша Обреновича (1780–1860); Милан Обренович (1854–1901) – князь и король Сербии. При нем Сербия получила независимость (Берлинский конгресс 1878 г.) и была провозглашена королевством (1882 г.); Джордже Бранкович (1645–1711) – самозваный потомок Бранковичей, деспот Иллирии. Жил в Австрии, мечтал о восстановлении Сербского государства под австрийской властью, автор исторических хроник. Останки перенесены в Крушедол в 1743 г. Его родственником был и упоминаемый в знаменитой книге классика югославской литературы М. Павича «Хазарский речник» Аврам Бранкович (1651–1689), чей портрет «был нарисован на стене основанного им храма святой Параскевы в Купинике, родовом имении Бранковичей. Здесь он изображен в окружении своих родственников, подающим на кончике сабли своей прабабке, сербской царице и святой преп. матери Ангелине, храм Святой Петки».
17 Слава – у сербов праздник святого – покровителя семьи, церкви, села. Если семейной славой является, например, св. Георгий, это значит, что когда­то давно предки приняли таинство святого крещения в день св. Георгия. Считается, что однофамильцы, празднующие одну и ту же славу, являются дальними родственниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *