храм ассирийцев в москве

Сапожник без сапог. Как живут ассирийцы в Москве

«Сноб» продолжает изучение жизни московских диаспор. В этом выпуске читайте про столичных ассирийцев: как получилось, что ассирийцы у всех ассоциируются с гуталином, чем сейчас занимаются бывшие сапожники, откуда они приехали и как поддерживают связь с родиной

Поделиться:

В одном из дворов на Трехгорке стоит небольшой деревянный дом. Каждый вечер здесь собираются восточные мужчины. Главная тема в последнее время — война в Сирии и Ираке. «Это же точное повторение событий 1915 и 1918 годов!» — говорит Геннадий, услышав об убийствах христиан. Большинство христиан на территориях Сирии и Ирака, преследуемых сегодня «Исламским государством», — это ассирийцы, один из древнейших народов Ближнего Востока.

События 1915 и 1918 годов — это массовые депортации и убийства христианского населения в Османской империи. Именно тогда дедушка и бабушка Геннадия и других завсегдатаев деревянного домика ушли в Россию — под прикрытием Российской армии.

Этнолог Сергей Михайлов, изучающий диаспоры, говорит, что численность московских ассирийцев никогда не превышала 3–4 тысячи человек. «Но это одна из самых ярких диаспор».

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Гуталин

После революции советское правительство решило занять новых переселенцев чисткой обуви — именно с этим занятием сегодня ассоциируются ассирийцы в больших городах. «Те места, откуда пришли ассирийцы, — это очень бедные высокогорные районы. Это были в основном крестьяне, неграмотные, не говорившие по-русски. Работали чистильщиками прямо на улицах, на стоянках», — рассказывает Сергей Михайлов. После войны по всему городу появились киоски с надписью «Чистка и ремонт обуви». Сергей Михайлов вспоминает, что вокруг них всегда было много жизни. «Какие-то люди заходили к сапожникам поздороваться, поболтать, и я в том числе. Это была такая этнографическая экспедиция в старую Москву».

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москвеФото: Семен Кац

Феликс Тумасов начинал с работы в одной из таких палаток на Тишинке. В деревянных бараках в этом районе жили ассирийские семьи. Как правило, выходцы из разных деревень селились обособленно. Феликс говорит, что и сегодня, спустя сто лет, каждый московский ассириец знает, откуда именно пришли его предки, и это важная часть самоидентификации.

Советская власть обеспечила ассирийцев рабочими местами, но не материалами. Галоши приходилось делать из списанных с аэродромов авиационных камер. А гуталин варили в кустарных мастерских тут же, в бараках. «Часто они не работали сами, а давали работу всему двору», — рассказывает Сергей Михайлов.

К середине 90-х Феликс стал владельцем десятка киосков. Но все они стали жертвой городских преобразований Собянина. «Многие сапожники ушли на пенсию, кто-то перенес предприятия в жилые дома. Клиенты потеряны, их надо заново собирать. И еще появилась конкуренция: ремонтом обуви занимаются многие приезжие армяне. Но это мы их всему научили!» Сам Феликс продолжает владеть несколькими мастерскими, но, как многие другие ассирийцы, говорит о своем ремесле со смесью гордости и смущения. «Это ремесло очень сложное, в любом ботинке — 50 составных частей! Но мне не нравится, что ассирийцы у всех ассоциируются с гуталином».

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Язык Христа

Бараки, во дворах которых ассирийцы шумно отмечали свадьбы и варили гуталин, начали сносить в 50-е. Жителей расселяли по всей Москве, и большинство ассирийцев больше никогда не жили в одном районе. Дом на Трехгорке стал удивительным для Москвы исключением: в 1958 году сюда переехали шесть ассирийских семей, а сегодня они занимают 10 из 32 квартир. По меркам Москвы, где практически нет компактного проживания этнических групп, это настоящий анклав. И поэтому адрес знают все московские ассирийцы. Один из старейшин дома рассказывает, что на праздники тут собирается 100–200 человек со всей Москвы. Для этого и пришлось построить домик во дворе – каждый день у кого-то гости, и нужно всем вместе где-то собираться. «Летом мы ставим тент-беседку, женщины сидят в ней весь день и всю ночь. Во дворе играют дети», — с гордостью рассказывает один из старейшин дома.

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

«Раньше риелторы приводили клиентов на просмотр квартир в 6–7 утра, чтобы они не видели, как мы тут сидим. Но мы со всеми становимся друзьями. А что — во дворе всегда кто-то есть, дети могут спокойно гулять, машины под присмотром», — говорит один из жителей дома, Геннадий.

Домик здесь называют «неофициальным культурным центром». Кроме домика ассирийцам принадлежит храм Мат Марьям, то есть Девы Марии, на Дубровке — внушительное здание из красного кирпича с зубцами и куполом, освященный в середине 90-х. «Самая близкая церковь к Ассирийской церкви востока — православная», — объясняет Роланд, диакон церкви. «В советское время многие ходили в православные храмы, — подтверждает Сергей Михайлов. — А некоторые продолжают до сих пор: они привыкли к иконам, которых в храме на Дубровке нет». «Это не потому, что мы иконоборцы, — говорит диакон, — просто у нас никогда не было этой традиции. Возможно, это влияние еврейских общин, которых было очень много на территории Месопотамии. Но у меня дома, например, икон много».

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москвеФото: Семен Кац

Служба проходит на ассирийском (относящемся к арамейским языкам; на одном из диалектов арамейского, как считается, говорил Христос), а особо важные моменты литургии переводятся на русский. «К сожалению, сейчас нет места в Москве, где можно было бы учить наш язык, — говорит Роланд, — но все равно в той или иной степени почти все прихожане его понимают».

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Мужчины и женщины стоят на службе отдельно, зато после литургии все радостно обнимаются и обсуждают новости со священником — отцом Самано. Он — единственный штатный сотрудник храма. Роланд и другие дьяконы бывают здесь в основном по воскресеньям, а в остальное время ходят на работу. Роланд, например, сотрудник арабской редакции МИА «Россия сегодня».

Родина

Потомки тех, кто служил в храмах в родных селах ассирийцев, до сих пор хранят в домах реликвии оттуда: чаще всего кресты или ключи. «Их предки сотни лет служили в этой церкви, соответственно, они организовывали церковные праздники, и у них сохранилась привилегия проводить этот праздник в честь того или иного святого. На родине обычно праздновали прямо на улице возле храмов. А в советское время собирались прямо в московских дворах. И там, вместе с соседями всех национальностей и религий, устраивали огромнейшее прекрасное застолье с песнями и танцами, на которое все с удовольствием приходили», — рассказывает Роланд.

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москвеФото из личного архива

Сегодня такие праздники — недавно, например, отмечали День святого Георгия — проводят в больших банкетных залах. Ну или во дворе на Трехгорке летом — сюда специально приезжают со всей России.

Долгое время ключи от храмов и кресты были единственной связью московских ассирийцев с родиной — районом Хаккяри в современном турецком Курдистане. Этот регион всегда был неспокойным, но в прошлом году, воспользовавшись перемирием между правительством Турции и Курдской рабочей партией, московский ассириец Георгий Слывус поехал навестить места, откуда пришли его предки. «Сейчас многие населенные пункты переименованы, — рассказывает Георгий. — Трудно было установить, где находились ассирийские сёла, но, благодаря старым английским топографическим картам и запискам путешественников XIX века, удалось составить довольно-таки подробную карту еще до поездки». Георгию удалось разыскать село, откуда пришел в Россию его прадедушка, и постоять у руин церкви, где того крестили. «Большинство наших храмов лежит в руинах, дома перестроены. Места, где находились кладбища, мы определяли по большому количеству черепков горшков — у ассирийцев была традиция разбивать сосуды на могиле после смерти человека». Вскоре после поездки Георгия теракты и столкновения возобновились, и он не знает, сможет ли снова когда-нибудь там оказаться.

Источник

Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока

ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ ܒܪܘܣܝܐ

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Независимая газета: Древняя церковь получила молодого патриарха

Ведущий просветительского проекта ACOE.RU диакон Роланд Биджамов рассказал ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ об избрании нового патриарха Ассирийской Церкви Востока.

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Митрополит Иларион поздравил епископа Мар Аву Ройела с избранием патриархом Ассирийской Церкви Востока

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион поздравил епископа Калифорнийского Мар Аву Ройела с избранием Предстоятелем Ассирийской Церкви Востока.

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла новоизбранному Предстоятелю Ассирийской Церкви Востока

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Калифорнийского Мар Аву Ройела с избранием Предстоятелем Ассирийской Церкви Востока. Об этом сообщает Служба

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в интронизации патриарха Ассирийской Церкви Востока

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Московский Патриархат на торжествах по случаю интронизации Мар Авы III представлял настоятель

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Интронизация Святейшего Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Авы III

13 сентября 2021 года в светлый праздник Обретения Креста в кафедральном соборном храме Мар Юханнан Маъмдана (Святого Иоанна Крестителя) в

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Избран новый предстоятель Ассирийской Церкви Востока

Священный Синод Ассирийской Церкви Востока избрал в среду, 8 сентября 2021 года, нового предстоятеля Ассирийской Церкви Востока. Выбор архиереев пал

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Встреча ассирийского и греческого иерархов в Европе

Епископ Мар Аврахам Юханис (Ассирийская Церковь Востока) встретился в среду, 21 июля, в Брюсселе с митрополитом Бельгийским Афинагором (Пекстад), ответственным

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Локальные этноконфессиональные группы в Центральной России

Институт этнологии и антропологии РАН выпустил в свет сборник этнографических статей под названием «Локальные этноконфессиональные группы в Центральной России». Составители:

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Книга епископа Мар Авы Ройела «Тайны Царства» издана на армянском языке

Издательство Святого Престола Эчмиадзина (Армянская Апостольская Церковь) выпустило в свет армянский перевод книги секретаря Священного Синода и руководителя Комиссии по

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Ассирийская Церковь Востока направляет священников в Европу

В воскресенье, 23 мая 2021 года, епископ Мар Аврахам Юханис рукоположил дьяконов Нинуса Бабишу и Шимшона Теммо в священники для

Источник

Храм Мат Марьям в районе Южнопортовый объединил всех ассирийцев в столице

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

На Шарикоподшипниковской улице находится храм Мат Марьям. Он объединяет пять тысяч ассирийцев, проживающих в Москве и Подмосковье. Корреспондент «Юго-Восточного курьера» побывала в Ассирийской церкви Востока и узнала, как живет в столице один из древнейших народов.

Скромность и простота

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Эдгар Битбунов// из личного архива

В храме во имя Пресвятой Девы Марии аскетично. Никаких икон и скульптур. Перед алтарем расположены скамьи. На правой стороне сидят мужчины, на левой – женщины. Богослужения идут на ассирийском и частично русском языках.

– Церковь – наш дом, – говорит прихожанин Эдгар Битбунов. – Ее построили на пожертвования по подобию ассирийского храма в Багдаде и открыли в 1998 году. Ассирийцы приняли христианство в I веке н.э.. Одно из отличий нашей вера с православными – в исповеди. У нас она общая. Люди исповедуются на службе про себя.

Чистильщики обуви

Родина ассирийцев – современная территория Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Империя ассирийцев просуществовала в Месопотамии с XXIV по VII века до н.э., пока их не завоевали мидийцы и вавилоняне. В конце XIX века первые ассирийцы стали приезжать в Россию на заработки. После геноцида христиан около 50 тысяч ассирийцев бежали в 1914 – 1918 годах в Россию, Грузию, Армению, Азербайджан и Украину.

– Мои предки переехали вначале в Грузию, потом – на северный Кавказ, – рассказал 43-летний Эдгар. – Первое время ассирийцы не знали русского языка, поэтому брались за самые невостребованные работы – уборку улиц, ремонты и роспись квартир и домов. Мои дедушки, а также отец в молодости работали чистильщиками обуви. Из гуталина и парафина варили мазь. Причем она получалась первоклассной, не то, что сейчас – высыхает за день на солнце или обувь портит. Между ассирийцами даже проводились конкурсы на звание лучшего чистильщика обуви.

Сейчас среди ассирийцев можно встретить представителей любых профессий – водителей, мастеров маникюра, онкологов, нейрохирургов, юристов, полицейских, рэперов, композиторов.

Ассирийский язык изучают в семье и на курсах

Эдгар Битбунов переехал в Москву семь лет назад из Тбилиси. Там он получил высшее юридическое образование и работал адвокатом. Здесь первое время трудился поваром и инкассатором. Сейчас является руководителем региональной общественной культурно-просветительской организации ассирийцев «Бнета».

– Я быстро к Москве привык. Сразу себя как дома почувствовал. Москва удивила своим масштабом. Едешь, а она не кончается, – рассказывает Эдгар.

Он знает родной ассирийский язык.

– Наш язык передается в семье из поколения в поколение. В основном дома мы говорим на русском, но 30 процентов общения занимает ассирийский язык, – говорит Эдгар. – Ассимиляция идет семимильными шагами. Даже я иногда забываю слова. В московской общине мало людей знают родной язык, поэтому при церкви существуют бесплатные курсы по изучению ассирийского языка.

Открыли национальный ансамбль

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Сальби Азизова с мужем и детьми// из личного архива героини

Сальби Азизова родилась в Москве в интеллигентной семье. Ее отец работал переводчиком. Родственники переехали в Россию из Азербайджана в 1916 году. Сальби по образованию экономист, но сейчас занимается домашним хозяйством. Муж ее – предприниматель. Вместе они воспитывают 16-летнего сына и 23-летнюю дочь.

– Со своим мужем познакомилась на танцах. Я с детства любила танцевать. Основным движениям научили родители, а в 1990-х годах я еще ходила в ассирийский ансамбль «Шамирам», – рассказала 42-летняя Сальби. – Год назад меня пригласили преподавать национальные танцы в недавно созданный фольклорный ансамбль «Иштар». Сейчас у нас занимаются 40 детей от четырех до 15 лет, в том числе мой сын и дочь. Наши танцы похожи на русские хороводы. По большей части они зажигательные и веселые. Их танцуют на свадьбах и праздниках.

Ассирийцы отмечают около 12 праздников. Основные из них – Новый год (1 апреля), день Святой Марии (28 августа) и день Святого Георгия (23 ноября).

– В эти дни арендуем большие залы, приглашаем ассирийских музыкантов. Гости танцуют национальные танцы. Готовим национальные блюда и угощаем соседей и бедняков, – говорит Эдгар.

Все национальные праздники отмечаются и в церкви, куда могут прийти все желающие.

Источник

АССИРИЙЦЫ

Михаил Хамбешая, его жена, брат и дети — о церкви, шнурках, плащах и гуталине, чистильщиках обуви, дискотеках и о том, почему ассимиляция ассирийцам не нужна

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

Сергей Осипов

До Первой мировой войны ассирийцы в основном жили в районе своей исторической родины, Ассирийской империи, — это нынешняя Сирия, Ирак, Иран и юго-восточная часть Турции. Во время Пер­вой мировой войны они выступили против Османской империи на стороне России. И вот тут начались все беды: геноцид и все прочее — и они рассеялись по всему миру. Теперь живут и в США, и в Канаде, и в Западной Европе.

В Российской империи ассирийцы жили в основном в Закавказье. В Тиф­лисе еще до Первой мировой войны сформировалась мощная община: там действовали ассирийские церкви, даже было театральное сообщество организовано, в 1910 году состоялась первая премьера спектакля Мольера «Лекарь поневоле» на ассирийском языке. Равнинные ассирийцы, из Ирана, всегда считались искусными строителями — были лучшими мастерами альфреско, малярами, каменщиками, штукатурщиками. Все ­ровные дома и в Тбилиси, и в Баку по­строили ассирийцы. Наш отец был из­вестным мастером альфреско: разрисовывал Театр оперы и балета в Баку, многие кинотеатры и т.д.

В результате так они там и осели, в Тбилиси, в Баку, где работали их отцы, прадеды. И продолжали заниматься в основном строительством.

А ассирийцы из юго-восточной Турции жили высоко в горах, они так и назывались — горские ассирийцы. Они были пастухами и не могли себе найти работу в Закавказье, поэтому они шли дальше на север — в годы многие из них поселились в Ленинграде, в Москве, Воронеже, на Украине, частично в Краснодарском крае.

Так что в Москве в основном жили горские ассирийцы. А чем здесь могли заниматься пастухи? Естественно, они искали такую работу, которая была бы им доступна, которая могла бы прокормить. И массово занялись чисткой обуви. В го­ды появились обувные лавочки по всей Москве и в Ленинграде. И они неплохо зарабатывали! Они же не только чисткой занимались, но и продавали шнурки, гу­талин. Я даже читал интервью с одним банкиром-ассирийцем (одно время его женой была актриса Алика

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москвеАссириец — чистильщик обуви
на Театральной площади

Смехова), и он рассказывал, что когда учился в школе, отец ему давал на завтрак копеек больше зарплата не позволяла. Зато по дороге в школу он подходил к своему деду, который чистил обувь на улице, и тот ему отсыпал пригоршню мелочи.

У горных ассирийцев близкое родство — семь колен. Вот, например, у Михаила Да­выдовича в семье было 10 детей, 5 братьев и 5 сестер. У равнинных не так, но тоже тесные племенные связи.

Мы — выходцы из Урмии, это северо-западный Иран. Бабушки и деды мои бежали оттуда в Первую мировую войну и с 1918 года жили в Тбилиси. Их там записали на русский манер: отца моего деда звали Иосиф, и мы стали Осиповыми.

В семье со стороны мамы было приня­то говорить по-русски, а в семье отца — только по-ассирийски. Школу я окончил русскую — это бывшая гимназия Левандовского, генерала русской царской ар­мии; там когда-то преподавал Павел Флоренский. Закончив школу в 1965 году, я поступил в Москве в медицинский институт. После армии защитил кандидатскую по лейкозу в Онкологическом институте им. Герцена. Лет 15 проработал в Кардиологическом центре академика Чазова. Защитил докторскую, руководил большим отделом. Стал ученым секретарем Экспертного совета по кардиологии при Президиуме Академии медицинских наук СССР. А в 1991 году, когда Советский Союз распался, наука как-то исчезла, и я стал заниматься практической работой: одно время у меня было издательство, мы выпускали медицинскую лите­ратуру; после этого организовали фонд «Клиника ХХI века». Все хорошо складывалось. Нам помогали и ЮКОС, и Альфа-банк. И очень помогала, находила спонсоров и так далее, супруга Касьянова Ирина. А когда он ушел с должности, некому стало помогать.

Сейчас я работаю врачом Театрально­го колледжа Олега Табакова. Ну я пенсионер уже, идти в науку бесполезно. А там настолько ребята отдаются этому искусству, что совершенно не думают о своем здоровье, такая у них бесшабашность, просто поразительно. Изумительные ребята.

Сейчас больше всего времени у меня уходит на театральную жизнь: директор нашего колледжа — одновременно директор МХТ им. Чехова. Он часто обращает­ся ко мне, если надо помочь кому-нибудь из артистов. Ну скажем, Евгений Миронов заболел, надо было срочно его поставить на ноги, а то спектакль горел.

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москвеДаниэль Хамбешая отрабатывает прием на тренировке по дзюдо

Ну и, конечно, всегда есть возможность по­смотреть прогоны, премьеры, так что все свободное время мы тратим на театр. Много с друзьями встречаемся. У нас уже лет существует клуб выпускников Второго медицинского. Мы часто собираемся, отмечаем праздники. Наши ребята сейчас академики, профессора, доктора наук. Причем клубные дни — это клубные дни, женщин не допускают, только мужики. А специально для жен делаем отдельные мероприятия.

Дети мои юристы. Старший два года подряд входит в рейтинг лучших юристов России по версии газеты «Ведомости». А младший окончил юридический, работал в Министерстве сельского хозяйства РФ, в 26 лет уже был начальником отдела, но понял, что там много не заработаешь: нужно или воровать, или сидеть на зарплате. Поэтому он ушел в коммерческую структуру, и сейчас генеральный директор строительной фирмы.

У меня один внук пока, от младшего. Жены у них хорошие, одна москвичка, другая из Ярославля. Есть племянники: Анна — клинический ординатор, будем думать о кандидатской диссертации, а Даниэль учится в Финансовой акаде­мии при Правительстве РФ, с золотой медалью поступил.

Я уже 46 лет в Москве. И всегда, куда бы я ни приехал, меня тянет обратно в Москву. В 1991 году, когда Союз еще не распался, я впервые попал в Америку. Я уже был доктором наук, и у меня была возможность остаться в Америке, нью-йоркские ассирийцы меня тормозили. Но я понял, что жить там не смогу.

Наши родственники, которых мы там встретили, удивились, что мы сохранили свой язык. Вообще к ассимиляции я отношусь негативно — хотя это жизнь, явление времени. Евреи вот свой национальный язык, в общем, потеряли, а мы рассе­ялись по миру раньше, чем они, но до сих пор говорим на своем языке. Службы в церкви ведутся на том языке, на котором написано ассирийское Евангелие, — и мы этот язык понимаем. Есть диалек­ты, но основа одна, язык общий. Какая бы ни была ассимиляция, но мы живем со сво­им языком 2 600 лет, это что-нибудь да значит. Конечно, мы много общаемся с други­ми московскими ассирийцами. В начале мы организовали ассирийский ­конгресс, я был его вице-президентом. Сейчас каждое воскресенье приходим в ассирийскую церковь на Дубровке — там в основном и встречаемся.

Мери Осипова

Пенсионерка, 58 лет

Я до 30 лет жила в Тбилиси. Окончила там русскую школу, потом Политехни­ческий — я инженер-строитель, мосты и тоннели моя специальность. В 1984 году, в январе, замуж вышла, приехала сюда — муж раньше меня в Москве жил. Познакомили нас друзья. Муж тоже ассириец — родители этого не требовали, но мы сами старались. Муж тоже мог выбрать девушку другой национальности, но женился на своей. Для нас очень много значит наша культура, быт, обычаи, язык, об­ряды. Все это сказывается на крепости семьи.

В семье и с родственниками мы говорим на ассирийском. Отец и с детьми на ассирийском говорит, да и я тоже, но когда учеба идет, занимаешься с ними, помогаешь и хочешь не хочешь — начинаешь говорить на русском.

В еде мы придерживаемся всех тех обычаев, которые были в Грузии: храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москвеОбувная палатка на Садовой-
Черногрязской улице готовим и ас­сирийские блюда, и кавказские, грузинские. Долма и харисса — это же ти­пичная ассирийская еда. И хаш. У ассирийцев он с незапамятных времен был известен как ришатли, в переводе озна­чает «голова и ноги».

С продуктами у нас и в советское время не было проблем — из Тбилиси присылали и привозили полные сумки, — а сейчас и зелень, и приправы, все можно купить в Москве на рынке. Я хожу на Медведковский рынок — торговаться не торгуюсь, но общаюсь как постоянный клиент, мы знаем друг друга по именам, они мне все выбирают хорошее. Стоим, общаемся, сплетничаем. А недавно мы были на Дорогомиловском, я была ошеломлена — впечатление как будто на Тбилисском рын­ке нахожусь, море всего, разнообразие. Очень понравилось. Хотя продукты, конечно, не сравнить, наша молодежь не знает тех продуктов, которые виде­ли мы.

Друзей у меня больше ассирийцев, потому что я в Москве никогда не рабо­тала, круга своего не было. Разницы в общении в принципе нет, мы очень хорошо с русскими общаемся, просто я привыкла к своим.

Михаил Хамбешая

Я родился в Западной Грузии, в городе Миха-Цхакая, который сейчас называется Сенаки. Семья была большая, я всех помню: дедушка, бабушка, два дяди, тети — все в одном доме жили, человек 17. Сапожничеством занимались, бабушка дома сидела, готовила, воспитывала, дедушка работал. Отец в конце начале занимался торговлей, хоть это и был позор, заниматься спекуляцией. Был дефицит, и он привозил из России в Грузию лекарства. Его посадили за стрептоцид, дали 5 лет. Потом он тоже стал сапожником.

Кстати, в Тбилиси был грузинский ев­рей по кличке Чашка, который поставлял в Тбилиси любое лекарство. Нет в мире такого лекарства, которого нельзя было купить у Чашки. К нему даже члены ЦК ходили. И недавно я был в Тбилиси. Иду по району возле синагоги — и увидел аптеку, называется «Чашка».

Я в 1969 году закончил школу, поехал в армию, служил в морской авиации. А после армии, в 1975 году, приехал в Москву. Мне было 23 года. Смотрю, ­возле большого фонтана, где Большой театр, крутятся евреи, торгуют. Надо было рисковать, но если купишь обувь и продашь за 2 рубля — хватит денег на Два раза меня поймали, дали по 72 часа, но не из-за спекуляции, храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москвеАссирийский храм Мат-Марьям (Девы Марии) на Дубровке а из-за прописки. Потом я женился. К сожалению, жена умерла в 1979 году. А потом я случайно поехал в Тбилиси, познакомился с Мери, и через два дня мы поженились и приеха­ли в Москву. До этого я знал Сергея — на Тверской была мастерская, в которой ассирийцы собирались, общались, в до­мино играли. Но я не знал, что Мери — его сестра. В 1985 году я закончил заочное отделение в инженерно-строительном институте. Появились дети. Я днем работал, а вечером бизнесом занимался: у грузинских евреев были знакомые в ГУМе, и мы заранее узнавали, что завтра будут финские туфли или сапоги, югославские плащи. И рано утром вставали в очередь, а потом продавали приезжим. Сейчас неудобно это слово сказать — спекуля­ция. А на зарплату инженера с голоду помрешь.

В первой половине дела отлич­но пошли. Хотя бывало, что подставляли. Пытались перехватить бизнес друг у друга, подключали милицию, бандитов. Приходили жулики, требовали 30%. Это бросим, перейдем на другое — так получалось. Родственников было много, всем помогать надо. Я старший среди братьев, со мной все советуются.

Родителей мы похоронили здесь. Они тут очень страдали, хотели домой, но как их оставишь там, если им под 70 лет?

Я дома по-нашему говорил. Когда дети маленькие были, дома война была за то чтобы по-ассирийски говорить, — они все равно никуда не денутся от русского. Сейчас их не отличить от русских.

Даниэль Хамбешая

Студент Финансовой академии при Правительстве РФ, 21 год

Я всю жизнь провел в Москве. В 7 лет пошел в школу, в 8 на дзюдо. Уже ближе к классу я понял, что стоит идти на золотую медаль, чтобы были при­вилегии при поступлении. Я серьезно занимался спортом, но совмещать это с поступлением в серьезный вуз чисто физически было нереально. Поэтому в последнем классе я пожертвовал спортом, окончил школу с золотой медалью, поступил, куда и хотел, на «Финансы и кредит». После третьего курса выбрал специализацию — государственные и муниципальные финансы. храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москве

храм ассирийцев в москве. Смотреть фото храм ассирийцев в москве. Смотреть картинку храм ассирийцев в москве. Картинка про храм ассирийцев в москве. Фото храм ассирийцев в москвеСергей Осипов в своем врачебном
кабинете в Театральном
колледже Олега Табакова Я со второ­го курса заинтересовался взаимоотношениями федерального и регионального уровня: начал анализировать эффективность бюджетных трансферов. Ведь ни для кого не секрет, что в Чечню, например, вливаются огромные средства, а отдача минимальная. Я себя сейчас вижу в двух сферах: в банковской и в области финансов. Это не обяза­тельно должна быть государственная структура, но такой вариант вполне ­возможен — например, Министерство финансов или экономического развития. Но туда еще надо пробиться. Трудиться надо.

В Москве мне жаловаться не на что. Город большой, инфраструктура колоссальная, современная, отвечает всем сегодняшним потребностям, и моим в том числе. Никаких проблем в связи с национализмом я не испытывал. Одно дело, если ты выходец из Дагестана, из Чечни. Их в Москве много. А когда говоришь, что ты ассириец, возникает интерес. И можно рассказать про то, что несколько тысячелетий было такое государство. Люди слушают, им действительно интересно.

Мои друзья в основном русские. Са­мые близкие — со спорта. Раньше я считал, что еще есть школьные, институтские, а в беде познал, что те, с кем я об­щался только в спортзале, ближе тех, с кем я общался каждый день.

В клубы я не хожу, с этим строго: и родители ограничивают, и я не лю­битель ночами колбаситься. Я люблю тихо, спокойно посидеть с друзьями. Поесть роллы, попить апельсиновый сок, чай, пообсуждать спортивные темы. Музыка мне нравится разная, но больше такой клубный вариант — драм-н-бейс и треки к фильмам. В кино люблю жанр спортивной драмы, про бокс, бейсбол, — действительно за душу берут. И комедии. А читаю Lenta.ru, новостную строку на Mail.ru, Bankir.ru.

Анна Хамбешая

Я детский хирург, врач-ординатор. Родилась в Москве, и друзья у меня все школьные. Мы все живем в одном райо­не, всегда рады видеть друг друга, новости узнаем, общаемся в социальных сетях. Ходим обязательно на выборы. А лучшие подруги — институтские, мы с ними теперь реже видимся, но темы у нас общие — рассказываем друг дру­гу про работу, про отделение, в театры ходим. Ходили на новую сцену в Боль­шой театр, когда основная еще не была открыта. Билеты дорогие, но можно показать старый студенческий билет и пройти за 20 рублей на любой спектакль, куда билет стоит чуть ли не 5 000, а потом пересесть поближе. Я посмотрела балеты Парижской оперы, премьеры «Утраченные иллюзии», «Отражения». Еще мы сходили с дядей Сергеем Георгиевичем на «Дом» Гришковца. Очень жизненный спектакль. На «Пиковую даму» ходили в Театр им. Вахтангова, на «Дядюшкин сон» с Владимиром ­Этушем. Я не очень хорошо отношусь к современным постановкам, люблю, когда играют так, как написано в книге. А мой самый любимый актер — Александр Домогаров.

Еще хожу в кафешки, более доступные с финансовой точки зрения, — «Шоколадницы», «Кофеин». В клубы я не хожу, времени не хватает. Если время позволяет, я иду с семьей в общину. Другие молодые ассирийцы постоянно ходят на праздники, есть ассирийские дискотеки. Но я сама там не была, только на церковных праздниках. А с замужеством: ну если кто-нибудь найдет ум­ного взрослого ассирийца со стабиль­ной зарплатой и интересами — я соглас­на, найдите мне. А так не знаю, жизнь покажет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *