храм георгия победоносца в больших грузинах
МОСКОВСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ В ГРУЗИНАХ
Москва, Церковь Георгия Победоносца в Грузинах |
Московский храм в честь великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
Деревянную церковь построили, очевидно, на средства царевича Георгия. Ее освятил архиепископ Иосиф Самебели (И.Т. Кобулашвили).
Богослужение в церкви велось на грузинском языке. В 1779 г. Георгиевская церковь сгорела, однако ризница была спасена.
На месте деревянной церкви было начато строительство каменной церкви, которая была освящена в 1800 г. В течение всего XIX в. церковь св. Георгия расширялась и обустраивалась.
Церковь считалась богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии), а также богатая библиотека, в которой были старопечатные книги на старославянском и грузинском языках.
При церкви в 1864 г. М.Д. Цициановым была устроена богадельня для престарелых монахинь.
До конца 1920-х гг. в церкви проходили богослужения. В 1930 г. церковь была закрыта, а здание перестроено: разобрана колокольня и глава, сооружены межэтажные перекрытия. Библиотека, вероятно, была увезена. С этого времени в церкви размещается вечерний электромеханический техникум им. Красина.
Как сообщает справочник «Православная Москва», храм был закрыт в 1929 году; в 1993 году древняя часть храма была возвращена Церкви, новая часть и поныне занята техникумом.
В храме очень необычная новая роспись в византийском стиле.
Согласно договоренности между Русской Православной и Грузинской Православной Церквами, в этом храме, принадлежащем Московскому Патриархату, служит также клирик Грузинской Церкви, богослужение ведется на церковнославянском и грузинском языках [1].
Настоятели
История московского храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (Патриаршего подворья) насчитывает более двух с половиной столетий. Новейшая история этого Божьего дома начинается с 1992 года, когда состоялась передача части храма грузинской общине Москвы.
В то время настоятелем храма был протоиерей Димитрий Самадбегишвили, который для того, чтобы канонически соответствовать своему назначению, перешел из Грузинской Православной Церкви в Русскую. В эти трудные для всех стран бывшего СССР годы, отец Димитрий вынужденно оставил свой пост. Грузинский храм принял приход храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне под свое крыло, где тогда находилась единственная сохранившаяся из грузинского храма Москвы икона святого Георгия. Эту икону прихожане унесли перед закрытием храма в 1930 году. Настоятель протоиерей Николай Ситников попросил себе помощника, которым стал тогда еще молодой священник Федор Кречетов. В то же время было решено найти священника для окормления грузинской паствы. На это служение был назначен клирик Литовской епархии РПЦ священник Иосиф Зетеишвили. В связи с тем, что отцу Иосифу было трудно совмещать так далеко друг от друга расположенные приходы, то принято было решение, что при храме будет прикомандирован клирик Грузинской Православной Церкви. Первым таким клириком стал протоиерей Давид Саладзе, который находился в это время в Москве в связи с лечением своего ребенка.
Следующим клириком, прикомандированным к подворью, стал протоиерей Михаил Кондакишвили. В 2000 году произошло знаменательное событие передачи иконы Святого Георгия в грузинский храм Москвы, и после этого состоялся молебен двух Патриархов — Грузинского Илии II и Московского Алексия II.
Затем прикомандированным клириком стал игумен Шио (Муджири), который в это время учился в богословском институте. После посвящения игумена Шио в архиерейский сан — прикомандированным клириком стал протоиерей Максим Чантуриа, который в свое время учился в академии. 20 февраля 2006 года скончался настоятель храма протоиерей Николай Ситников. Соответственно, храм возглавил его тогдашний помощник, являющийся ныне настоятелем — протоиерей Федор Кречетов.
В 2009 году протоиерея Максима Чантуриа сменил архимандрит Вахтанг (Липартелиани). За это время храм был отштукатурен, расписан молодым грузинским художником Лашей Кинцурашвили, было написано множество новых икон: икона Святой Троицы, икона Всех Святых Грузии, икона апостолов и другие.
Трудами грузинской паствы была проведена масштабная реставрация храма: заменены окна и кровля на крыше храма, отремонтирован алтарь, заменена отопительная система, отстроена новая трапезная и воскресная школа, организована церковная лавка с продажей церковной утвари и кулинарных изделий грузинской кухни. На сегодняшний день именно эта церковная лавка является важным материальным источником, поддерживающим жизнь храма.
1 апреля 2015 года состоялось знаменательное событие в жизни грузинской общины — все еще занимавший основную часть здания храма техникум имени Красина окончательно освободил помещение, и оно было передано Патриаршему подворью.
«Перспектива использования новой части здания — это восстановление там богослужения, — поделился отец Федор. — Для этого необходимо провести масштабные реставрационные работы. К сожалению, это весьма затратное мероприятие, а храм не имеет существенного источника финансирования. Поскольку наш храм является памятником архитектуры, то необходимо провести исследование, по итогам которого разработать проект реставрации, согласовать его с экспертами и соответствующими инстанциями и приступить к его реализации».
На сегодняшний день в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах служат: настоятель протоиерей Федор Кречетов; клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Мириан (Шенгелия), который сменил архимандрита Вахтанга, ставшего епископом Никорцминдским; иерей Мирон (Кантеладзе). Также все эти годы грузинскому приходу оказывает посильную помощь внештатный клирик протоиерей Романоз Зарнадзе. При храме существуют воскресная школа, где обучаются примерно 30 детей; проводится обучение церковному пению и игре на грузинских национальных инструментах. Также при Подворье существует Молодежное движение, члены которого ежемесячно собираются на библейские чтения и регулярно принимают участие в субботниках на территории церкви.
Подворье имеет связи с скитом, который возглавляла игуменья Тамара Марджанишвили (матушка Фамарь), храмом Казанской Иконы Божьей Матери в деревне Пучково, Иверской Иконы Божьей Матери при общеобразовательном учреждении № 1331 «Молодая Иверия» и др.
Церковь Георгия Победоносца, что в Грузинах
Крест Святой Нины
О бывшей Грузинской слободе напоминает лишь московская топонимика (Большая Грузинская и Малая Грузинская улица, Грузинский вал, Грузинский переулок) и церковь Георгия Победоносца, что в Грузинах. Богослужения там ведут на грузинском языке.
С XIV века этими землями владел князь Владимир Серпуховской. Затем они отошли Новинскому монастырю.
В XVII столетии здесь появилось дворцовое село Воскресенское, где царь Федор Алексеевич построил свою летнюю резиденцию. А в 1729 году село подарили грузинскому царю Вахтангу VI. При этом жившие здесь грузины получили большие привилегии. Так появилась Грузинская слобода.
В 1792-1799 годах в Грузинах построили церковь Георгия Победоносца. В 1870-1872 архитектор Н.Н. Васильев перестроил храм в стилистике ампир. Облик грузинской церкви изменился вновь, когда в 1895-1900 годах В.Е. Сретенский и А.П. Попов разобрали алтарь и пристроили с восточной стороны новый храм в русско-византийском стиле.
В советское время церковь Георгия Победоносца, что в Грузинах, закрыли. Старая ее часть потеряла верхние ярусы колокольни и окна. Сейчас в храме вновь идут богослужения.
Церковь в Грузинах выделяется необычными фресками и изображением креста Святой Нины. По легенде, она, отправляясь просвещать грузинский народ, связала две ветви лозы своими волосами. Так грузинский крест получил своеобразный изгиб.
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
Храм Георгия Победоносца в Грузинах. Фото: NVO
Адрес: Грузинская пл., 13
Тому, кто не очень-то хорошо знаком с историей Москвы, может показаться, например, что название Большой и Малой Грузинской улиц как-то связано с тем, что в идеологической работе в СССР называли «дружбой народов». Кстати, на мой взгляд, весьма правильная идеология. Ну, это к слову.
Да, действительно, на карте Москвы есть улицы, названные в честь городов братских республик – например, Ташкентская, Таллиннская, Киевская.
А вот название Большой и Малой Грузинских улиц связано с местностью под названием Грузины. Впервые место это упоминается в 1714 году. И именно потому, что здесь жили грузины, по тем или иным причинам переселившиеся в Москву.
А в 1729 году стоявшее в этих местах дворцовое село Воскресенское, было подарено грузинскому царю Вахтангу VI, лишенному врагами престола и бежавшему из Грузии под руку русского царя. Причем по историческим свидетельствам его сопровождало до полутора тысяч соплеменников. Вот, собственно и объяснение причин появления в Москве Грузинских улиц.
А как же православным грузинам без храма? Вот потому в 1750 году в Грузинах на средства грузинского царевича Георгия Вахтанговича (кстати, генерал-майора русской армии) и построили Храм Георгия Победоносца в Грузинах (ныне это улица Большая Грузинская, 13).
Место это, как водится, было выбрано не случайно – ранее здесь стояла церковь Иоанна Богослова, увы, погибшая в огне очередного московского пожара.
В 1779 году и Георгиевская церковь сгорела. И тогда на месте деревянной церкви начали строить каменную, которую и освятили в 1800 году. И в течение всего XIX в. церковь св. Георгия средствами прихожан расширялась и благоустраивалась.
Церковь была богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии, (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии). Была богатая библиотека с книгами на старославянском и грузинском языках.
В 1860-1870 гг. храм расширили и перестроили в стиле ампира, надстроили колокольню, пристроили ризницу.
Увы, в 1930 году церковь закрыли, а здание перестроили: разобрали колокольню и главу, сделали межэтажные перекрытия.
В 1993 году древняя часть храма возвратили Церкви и отреставрировали.
Богослужения ведуться на церковно-славянском и грузинском языках.
Контакты: храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
Адрес: Грузинская пл., 13
Схема проезда:
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Пресненский. Церковь Георгия Победоносца в Грузинах.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь в классическом стиле была построена в 1792-1799 гг. на территории слободы, заселённой с 1729 г. свитой грузинского царя Вахтанга. В 1870-1872 гг. архитектор Н.Н. Васильев перестроил церковь уже в стиле ампир. В 1895-1900 гг. совместными усилиями В.Е. Сретенский и А.П. Попов с восточной стороны церкви пристроили новый храм в русско-византийском стиле. После закрытия церкви в 1928 г. старая часть церкви потеряла верхние ярусы колокольни и окна. Сегодня в «новой» части находится Электротехнический техникум, в «старой» с 1993 г. возобновлены богослужения.
В 1841 г. в церкви был поставлен иконостас, в 1870 г. увеличена высота колокольни. В 1897 г. к старой церкви, которая уже не могла вместить всех прихожан (в связи с ростом населения в этом районе Москвы) было построено новое здание в псевдо-византийском стиле (архитектор Сретенский). Церковь считалась богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии), а также богатая библиотека, в которой были старопечатные книги на старославянском и грузинском языках. При церкви в 1864 г. М.Д. Цициановым была устроена богадельня для престарелых монахинь.
До конца 1920-х гг. в церкви проходили богослужения. В 1930 г. церковь была закрыта, а здание перестроено: разобрана колокольня и глава, сооружены межэтажные перекрытия. Библиотека, вероятно, была увезена. С этого времени в церкви размещается вечерний электромеханический техникум им. Красина.
Как сообщает справочник «Православная Москва», храм был закрыт в 1929 г.; в 1993-м древняя часть храма была возвращена Церкви, новая часть и поныне занята техникумом. В храме очень необычная новая роспись в византийском стиле.
Согласно договоренности между Русской Православной и Грузинской Православной Церквами, в этом храме, принадлежащем Московскому Патриархату, служит также клирик Грузинской Церкви, богослужение ведется на церковно-славянском и грузинском языках.