храм христа спасителя инстаграм
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя запись закреплена
Храм Христа Спасителя запись закреплена
24 ноября 2021 года
ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ
Храм Христа Спасителя
19-00
Мультимедийный концерт
Моцарт «РЕКВИЕМ»
Храм Христа Спасителя запись закреплена
Храм Христа Спасителя запись закреплена
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами.
Димитрий уже достиг совершеннолетия, когда умер его отец. Император Галерий Максимилиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал юношу к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил на место отца проконсулом Фессалоникийской области.
Показать полностью. Главная задача, возложенная на молодого проконсула, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства.
Приняв назначение, Димитрий вместо того, чтобы устраивать гонения и казни христиан, стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и поклонение идолам.
Когда Максимилиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных обратил в христианство, гневу императора не было предела. Возвращаясь из похода в Причерноморье, он решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, Димитрий заблаговременно повелел раздать свое имение нищим, а сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца. Император вошел в город, и Димитрий перед ним смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимилиан приказал заключить исповедника в темницу.
На рассвете 26 октября (8 ноября по новому стилю) 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.
При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма, на этом месте были обретены нетленные мощи святого мученика.
На Руси почитание святого Димитрия Солунского началось сразу же после Крещения. В его честь строились храмы и монастыри. На иконах он изображается в воинском облачении, с копьем и мечом.
Святыни Храма Христа Спасителя.
Святыни Храма Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя
Святыни Храма Христа Спасителя
Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин 19. 24).
До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета — древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Позже риза была разделена на несколько частей, которые оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах Санкт-Петербурга.
До недавнего времени фрагмент Ризы Христовой, заключенный в серебряный складень, хранился в коллекции музеев Московского Кремля.
Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)
Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член (1827—1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.
Митрополит Филарет. Портрет работы Владимира Гау, 1854 год
Ковчег с частицами святых мощей
Риза Пресвятой Богородицы
В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Божией Матери. Она была привезена из Константинополя на Русь Дионисием Суздальским в XIV веке. Часть Ризы находилась в числе прочих святынь в так называемом «ковчеге Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота святыня попала в Музеи Московского Кремля, откуда в 2008 году частица Ризы Богоматери была передана в храм Христа Спасителя.
Глава святителя Иоанна Златоуста
В середине XVII века по просьбе царя Алексея Михайловича честная глава святителя Иоанна Златоустого была привезена в Москву из Ватопедского монастыря на святой горе Афон. В то время греческая церковь находилась в тяжелом положении, страдая от османского ига. Афонская святыня была передана московскому царю в знак признательности за поддержку греческой Церкви в нелегкие времена, и была положена в специальном ковчеге в Успенском соборе Московского Кремля. Таким же образом в России оказались и глава святителя Григория Богослова и перст святителя Василия Великого, которые были положены в тот же ковчег. Греки намеревались со временем вернуть святыни. Но после смерти Алексея Михайловича мощи возвращены не были. Московские цари взамен не уставали перечислять Ватопетскому монастырю на Афоне крупные пожертвования.
Во времена советской власти ковчег из Успенского собора Московского Кремля перенесли в хранилище музея Московского Кремля, где он пробыл до начала девяностых, когда по просьбе святейшего патриарха Алексия II был передан Русской Православной Церкви и помещен в московский Елоховский собор. В 2006 году состоялось перенесение ковчега в Храм Христа Спасителя, где святые мощи находятся и сейчас. Если стоять лицом к Алтарю, то слева будет находиться ковчег с различными святынями, среди которых честная глава свт. Иоанна Златоуста в отдельном ковчежце. (Там же, в общем ковчеге находятся также: частица мощей св. блгв. Кн. Александра Невского,св. апостола Андрея Первозванного, блгв. Кн. Михаила Черниговского, прп. Марии Египетской, свт. Митрополита Московского Птра и свт. Митрополита Московского Ионы).
Святой Иоанн Златоуст. Византийская мозаика
Святитель Иоанн Златоуст, константинопольский патриарх и великий христианский проповедник, впавший в немилость при Византийском дворе, умер в самом начале V века, на территории современной Абхазии. Зимой 406 года, истощенный болезнями святитель Иоанн, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход в ссылку в глухой Питиунт (нынешнюю Пицунду). По дороге, в селении Команы, 14 сентября 407 года, у склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Погребен был Святитель Иоанн Златоуст там же, в Команах. В 438 году, во время правления царя Феодосия II, по просьбе ученика свт. Иоанна Златоуста святителя Прокла патриарха Константинопольского мощи святителя были перенесены из Коман в Константинополь. После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцами часть святынь удалось спасти и перевезти на Афон. Среди спасенных святынь были и мощи святителя Иоанна.
Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского
Александр Ярославич Невский (30 мая 1221[2], Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) — князь Новгородский в 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), знаменитый русский полководец.
Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа
Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге. Частица мощей святого великого благоверного князя Александра Невского передана из Санкт-Петербурга в храм Христа Спасителя в Москве.
Мощи Свт. Ионы митр. Московского
Мощи Свт. Ионы митр. Московского
Митрополит Иона (1390-е, село Одноушево близ Солигалича — 31 марта 1461, Москва) — митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по 1461; святой Русской Церкви (канонизирован Макарьевским собором в 1547 году): память 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю.
Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
Владимир I Святославич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — князь новгородский в 970 — 988 годах, в киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.
Фреска В. М. Васнецова.
Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.
Мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского
Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».[3] В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».
Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.
«Мария Египетская и Алексий, человек Божий»
(икона работы царских изографов, XVII век)
Михаил Ярославич (1271—1318) — великий князь всея Руси, князь Тверской (1282 или 1286—1318), в 1305—1318 — великий князь Владимирский. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. После передачи великокняжеского ярлыка Юрию Московскому, победы над ним и союзными московскому князю татарами в Бортневской битве, Михаил был вызван в Золотую Орду и по приказанию Узбек-хана убит, после чего великое княжение перешло к московскому князю
Князь Михаил Ярославич у Узбек-хана. Из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей»
Автор Василий Петрович Верещагин
Михаил Тверской канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных в 1549 году на втором Макарьевском соборе в Москве. В 1632 году состоялось обретение мощей князя. День памяти — 5 декабря.
Мощи Свт. Петра Митрополита Московского
Митрополит Петр (? — 1326) — Митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325) постоянное местопребывание в Москве.
Митрополит Петр (икона XV века)
Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается (по юлианскому календарю): 24 августа, 5 октября (Собор Московских святитетлей), 21 декабря
Мощи Свт. Василия Великого
Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330 — 379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов.
Изображение кисти Феофана Грека.
Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей
Мощи Иоанна Крестителя
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча — (6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.) — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.
Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва.
Мощи Ап. Андрея Первозванного
Мученичество св. Андрея
Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа.
Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года. На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
Гвоздь Креста Господня
Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке.
Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни.
Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.
Мощи Преп. Михаила Малеина
Михаил Малеин (греч. Μιχαήλ Μαλείνος, в миру — Мануил; ок. 894, Каппадокия — 963) — православный святой, основатель ряда монастырей, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона. Почитается в лике преподобных, память совершается 12 июля (по юлианскому календарю).
Родился в Харсианской области Каппадокии, приходился родственником императору Льву VI Мудрому и был в раннем возрасте взят на службу в Константинополь. В возрасте 18-ти лет поступил в послушание старцу Иоанну Еладиту на Киминской горе и позднее принял от него монашеский постриг с именем Михаил. Позднее был рукоположён в иеромонаха. Согласно жития, ушёл в затвор и пять дней в неделю проводил в пещере, выходя от туда в субботу для участия в богослужении. Михаил мирно скончался в 963 году.
В честь преподобного Михаила Малеина был назван первый царь династии Романовых Михаил Федорович, что послужило причиной строительства в России храмов в честь этого святого, в том числе в Московском кремле и Слободском дворце.
Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата
Феодор Стратилат. Фреска Мануила Панселина. Афон.
Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной
Согласно житию Евфимия была жительницей Халкидона, происходила из христианской семьи. Во время гонений императора Приск, правитель города, повелел собрать всех жителей на праздник в честь бога Марса. Местная христианская община во время праздника тайно совершала богослужение, за что её члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. Её подвергли различным истязаниям, в которых, как повествует житие, она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, её спас явившейся ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух ангелов и сами стали христианами).
Мученичество святой Евфимии. Фреска в соборе Ровиня
Видя мужество Евфимии, Приск приказал отдать её на растерзание зверям, но она молилась и когда святая Евфимия окончила свою молитву, львы и медведи, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона. Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм.
Глава свт. Григория Богослова
Григорий Богослов (греч. Γρηγόριος Ναζιανζηνός — Григорий Назианзин; 329, Арианз — 389, Арианз) — христианский богослов, один из Отцов церкви, близкий друг и сподвижник Василия Великого.
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский
Мощи Прп. Евфросинии Московской
Евдокия Дмитриевна (1353—1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича. Известна своей благотворительностью. Также известна как преподобная Евфросиния Московская (в монашестве)
Скульптурная реконструкция по черепу, работы С.А. Никитина
С 1389 года, после кончины своего супруга, она фактически стояла во главе Московского княжества, являлась блюстительницей престолонаследия среди сыновей. В столице Евфросиния построила большое число храмов и монастырей. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.
Храм Христа Спасителя. Горельефы на восточном фасаде
Восточный фасад храма обращен к Кремлю и поэтому вокруг и над аркой больших ворот расположены не два горельефа, как на остальных больших воротах, а три.
Создал их Пётр Карлович Клодт.
Слева располагается изображение святителя Петра, Митрополита Московского, держащего в руках хартию с изображением Московского Успенского Собора, позади располагаются два диакона. Трудно переоценить роль митрополита Петра (Вторая половина XIII века — 1326)
в истории создания российского государства. В 1308 году Пётр был возведён в митрополиты Киевские и всея Руси Патриархом Константинопольским Афанасием I, а в 1325 году он перенес митрополичью кафедру в Москву. После смерти митрополит Пётр был похоронен в белокаменном соборе Успения Пресвятой Богородицы города Москвы, который был построен по его инициативе. Уже через 13 лет, в 1339 году, первосвятитель Руси Пётр был причислен к лику святых и почитается как небесный покровитель не только Москвы, но и всей земли Русской. Во многом благодаря митрополиту Петру Москва стала становиться духовным центром Руси и будущей столицей Российской державы. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому.
Над серединою арки больших ворот два Ангела держат Евангелие. Cправа располагается изображение Святителя Митрополита Московского Алексия.
Святитель Алексий благословляет модель собора Чуда Архистратига Михаила, построенного в 1501–1504 годах и ставшего затем его усыпальницей, в созданном митрополитом Алексием монастыре во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех, позади него два диакона с рипидами.
Авторы воссоздания боковых горельефов: Татьяна Ивановна Калёнкова и Яков Николаевич Купреянов. Автор воссоздания центрального горельефа: Александр Владимирович Цигаль.
При левой арке малых ворот изображены святитель Филипп Московский (слева) и святитель Иона Московский (справа).
Митрополит Филипп II (в миру Фёдор Степанович Колычёв,1507–1569) был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Был митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 год, известен как ярый противник опричнины во времена Ивана Грозного.
Много нового появилось в церковной жизни Руси при нём, самое главное, что Русская православная церковь фактически стала независимой от Константинополя, в 1459 году соборным решением был закреплён закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов на Руси. Их стал избирать Собор русских епископов с согласия московского князя и более ездить в Константинополь для утверждения было не нужно. А
втор работ — Пётр Карлович Клодт.
Автор воссоздания — Кирилл Юрьевич Александров.
При левой арке малых ворот изображены Святой Преподобный Сергий (слева) и Святитель Стефан Пермский (справа).
Храм Христа Спасителя. Горельефы на северном фасаде
Издалека Храм Христа Спасителя я видел многократно, но подойти поближе смог только в июне 2016 года.
Мне храм понравился, а особенно скульптуры и горельефы, опоясывающие все внешние стены.
Изначальный Храм Христа Спасителя строили почти 44 года — с 1839 по 1884 год, восстановление после разрушения в 1931 году происходило гораздо быстрыми темпами — с 1994 по 1997 год. Технологии и материалы изменились по сравнению с XIX веком, при этом новое поколение старалось экономить на всём. Поэтому горельефы, которые украшали внешние стены храма, из мраморных превратились в бронзовые. Часть оригинальных горельефов сохранилось в Донском монастыре после разрушения храма.
Сюжеты для горельефов на религиозные и исторические темы были выбраны Святителем Филаретом (в миру Василием Михайловичем Дроздовым) (1782–1867), бывшего митрополитом Московским и Коломенским с 1821 по 1867 год.
Помимо этого Филарет 10 сентября 1839 года возглавил церемонию торжественной закладки Храма Христа Спасителя в Москве.
Обойдём храм Христа Спасителя по кругу и полюбуемся горельефами при арках дверных и оконных проёмов, достигающими высоты 5 метров.
Первым мы осмотрим Северный фасад, который обращен на Волхонку и обычно отсюда входят многочисленные группы туристов.
В арке больших средних врат изображены Святые апостол Пётр (слева) и апостол Павел (справа).
Позади каждого из апостолов по два евангелиста, всего их на горельефе четыре. Это авторы четырёх канонических Евангелий, входящих в Новый Завет, — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Апостолы Пётр и Павел считаются двумя наиболее почитаемыми апостолами и их называют первоверховными святыми апостолами. После вознесения Христа Пётр и Павел проповедовали его учение по всему миру. Считается, что апостол Пётр
был основателем Римской церкви. Пётр был простым рыбаком, а стал одним из первых в ряду 12 апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа. Среди трёх апостолов, сопровождавших Христа к месту моления в Гефсиманском саду перед его арестом, был и Пётр. Он попытался защитить во время ареста мечом своего учителя, но Христос запретил это делать: «возврати меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». К Петру явился после воскрешения Христос к первому. На горельефе Пётр изображен с ключами от царства небесного, именно он считается хранителем ключей от рая.
Хотя апостол Павел
сначала был гонителем христиан, но после общения с воскресшим Христом, уверовал в христианское учение и создал многочисленные христианские общины в Малой Азии и на Балканском полуострове. Одно из таких мест встретилось мне на Родосе возле Линдоса.
При арке правых малых врат изображены Святой равноапостольный царь Константин (справа) и его мать Святая Равноапостольная царица Елена (слева).
Римский император Флавий Валерий Аврелий Константин, более известный как Константин I Великий, был рождён язычником, но перед смертью в 337 году принял христианскую веру, до этого, начиная с 313 года, предпринимал меры для того, чтобы христианство стало государственной религией Римской империи, а в 332 году издал эдикт об уничтожении языческих храмов.
Флавия Юлия Елена Августа (Елена Равноапостольная) была матерью римского императора Константина I.
Уже в зрелом возрасте под влиянием своего сына приняла христианство. В возрасте 80 лет предприняла путешествие в Иерусалим, где ею были организованы раскопки на Голгофе и был обретён Животворящий Крест. Помимо этого ею были построены храмы на библейской земле: на Голгофе — храм Гроба Господня, в Вифлееме — базилика Рождества Христова, на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа.
Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт (1805–1867).
Автор воссоздания: Дмитрий Никитович Тугаринов.
При арке левых малых врат изображены святой равноапостольный благоверный князь Владимир (справа) и святая благоверная княгиня Ольга (слева).
Киевский князь с 978 по 1015 год Владимир Святославович крестился сам и крестил Русь.
Княгиня Ольга, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Старого. Первой из правителей Руси приняла христианство ещё до крещения Руси.
Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт. Авторы воссоздания Константин Константинович Константинов и Валерия Борисовна Доброхотова.
При оконных арках порталов: «Святой апостол Андрей» и «Святой великомученик Георгий» (справа).
Апостол Андрей более известен как Андрей Первозванный, потому что он был первым из учеников и апостолов, которого призвал Христос.).
Великомученик Георгий Победоносец — один из самых почитаемых христианских святых. Со времён Дмитрия Донского считался святым покровителем Москвы.
Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт. Автор воссоздания: Георгий Вартанович Франгулян.
Даниил Московский был первым удельным князем Московским, родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.
Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, один из наиболее известных русских святых.
«С именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.»
На углах Храма: „Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослабю“ (справа).
Многим из нас известны с детства легенды о Куликовской битве. Согласно одной из них князь Дмитрий Донской обратился за благословением к Сергию Радонежскому. [
Святой перед боем прислал послание князю, в котором говорилось: » Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».
На битву с врагами преподобный отправил двух иноков княжеского рода: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Пересвет погиб в поединке с татарским богатырём Челубеем, которого до этого никто не мог победить, а Андрей Ослябя после ранения князя Дмитрия перенёс того в безопасное место и, переодевшись в княжеские доспехи, повёл войско вперёд в бой.
«Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков» (слева).
События перед Куликовской битвой перекликаются с событиями 1612 года. Когда ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского стояли возле Сергиево-Троицкого монастыря, то именно архимандрит Дионисий Радонежский
Автором изначального горельефа был скульптор Александр Васильевич Логановский. Автор воссоздания Александр Иулианович Рукавишников.