храм христа спасителя исторические фото
Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели
Приблизительное время чтения: 5 мин.
А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.
Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:
Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:
Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:
А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:
Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:
А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:
Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:
12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:
Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:
После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:
Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825
В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:
А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:
Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:
Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:
Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:
Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru
Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.
Фото А. Евстюгова-Бабаева
На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:
А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».
Фото Жака Дюпакье, 1964 год
Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.
На этот раз храм построили всего за 6 лет:
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. Сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл:
Храм христа спасителя исторические фото
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Храм Христа Спасителя. Часть 1, историческая
На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.
История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.
Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.
Строительство храма. 1852 год:
Освящение храма. 1883 год:
Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:
После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:
1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:
Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.
По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн «Москва» (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.
По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.
Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.
Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн «Москва» был закрыт в 1994 году.
Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.
По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.
Бассейн «Москва». 1969 год:
Снос бассейна. 1994 год:
Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.
19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.
Монумент в честь императора Александра II
Храм христа спасителя исторические фото
Вид на Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Сталинскую Высотку на Котельнической набережной, Москву-Сити и много разных достопримечательностей с одной из крыш в районе Римской.
По традиции делюсь технической стороной вопроса:
Вдруг кто хочет, можете подписаться на мои другие социальные сети, чтобы следить за новыми фотографиями:
P.s. Если кто хочет, могу в комментариях прикрепить до/после обработки.
125 лет назад в Москве состоялось освящение Храма Христа Спасителя, чья действующая модель в натуральную величину ныне размещается на том же самом месте.
О Храме Христа Спасителя принято говорить, что он был построен на пожертвования, собранные по крупицам со всей Русской земли.
В действительности все было несколько иначе.
Началась же история создания храма зимой 1812 года, когда еще была далека от завершения война с Наполеоном.
После бегства французов из Москвы сомнений в том, что война будет выиграна, не осталось. На волне победных настроений в русском обществе и в особенности при дворе шло активное обсуждение того, как увековечить счастливое избавление страны «от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Большинство соглашалось с тем, что памятник надо строить в подлежащей восстановлению Москве, благо места для его сооружения в разрушенном городе было более чем достаточно. Почти все сходились на том, что нужно по тогдашнему обычаю отлить из трофейных пушек что-нибудь огромное, например, конную статую императора Александра. Сам же государь во внезапном крахе Наполеона видел вмешательство божьего промысла и вскоре довел свои соображения до сведения общественности.
В 1813 году был объявлен конкурс проектов храма. Большинство архитекторов предлагали соорудить нечто вроде римского Пантеона. Победил самый амбициозный и смелый проект, автором которого был художник Карл Витберг, происходивший из небогатой лютеранской семьи со шведскими корнями. «Я понимал, что этот Храм должен быть величественен и колоссален»,— писал архитектор. И действительно, по проекту храм должен был быть больше и выше собора Святого Петра в Риме. От фундамента до креста на куполе здание должно было иметь высоту 237 м, в то время как высота собора в Ватикане — 141,5 м. Если бы этот храм был построен, он стал бы самым высоким зданием тогдашнего мира. Витберг предлагал построить храм за городом — на склоне Воробьевых гор.
Проект понравился государю, и Витбергу предоставили карт-бланш. Архитектор был назначен директором созданной комиссии по строительству Храма Христа Спасителя, перешел в православие и стал именоваться Александром, как и его венценосный покровитель. 12 октября 1817 года на Воробьевых горах с большой помпой прошла закладка храма. Казалось, все складывается как нельзя лучше, но трудности не заставили себя ждать.
Витберг был художником, а не администратором или строителем. Самое грандиозное здание на свете должно было стать его архитектурным дебютом. Под его началом никогда не находилось ни одного человека, кроме, возможно, домашних слуг. Сознавая свою неподготовленность, Витберг с самого начала просил Александра не ставить его во главе строительства, но император был непреклонен. Очень скоро некомпетентность архитектора-любителя дала о себе знать.
Согласно плану, составленному Витбергом, комиссия по строительству должна была взять из казны 10 млн рублей и купить на эти деньги 18 тыс. помещичьих крестьян с землей в Московской губернии и вокруг нее.
Эти крестьяне должны были либо участвовать в строительстве, либо откупаться от повинности деньгами.
В общем, храм должен был стать действительно народным — народ сгоняли на его строительство кнутом.
Скупка крестьян шла довольно активно, и в 1821 году комиссия уже владела 11 тыс. 275 душами.
Управлять этой толпой Витберг был не в состоянии.
О возникших проблемах свидетельствовал, в частности, доклад, поступивший по линии Священного Синода: «Увеличившееся количество рабочих на тесном пространстве Храма дурно повлияло на них в гигиеническом отношении; возникли повальные болезни, которые и принудили сделать преждевременный роспуск рабочих по домам.
Из числа 4123 работников, назначенных по расписанию, 2619 человек заболело в течение рабочего времени, 649 человек обещались внести за себя деньги, а в оставшихся затем оказалось много малолетних, хромых, слабых, даже безруких, слепых и помешанных».
Проблемы возникли не только с рабочей силой, но и с доставкой материалов. Камень для строительства должны были доставить с каменоломен в верховьях Волги. Для этого построили канал, соединявший Волгу с верховьями Москвы реки. Чтобы баржи с камнем могли пройти этим путем, предполагалось спустить в реку воду из имевшихся водохранилищ. Однако инженеры где-то просчитались. В книге 1869 года, посвященной строительству Храма, сообщается:
На реке застряло сто барж с 10 тыс. пудов камней на каждой. На их разгрузку ушло больше года. Строительство храма превратилось в долгострой, к тому же чрезвычайно убыточный.
Анонимный автор 1869 года продолжает:
«В 1825 году находилось казенно-рабочих: на Воробьевых горах 1733, на водоотводном канале 598, при соединении Москвы реки с Волгою 300, при бараках 153, всего 2784 челов. и 17 лошадей, но многие из рабочих явились к делу позже назначенного срока; заготовление лесного материала стоило 83 700 руб., камня выломано на 303 939 р., на работы по судоходству израсходовано 94 640 р.
Прошло пять лет от учреждения Комиссии. Действия ея по искусственной части в течение этого времени ограничивались одним выравниванием косогора для нижней площади Храма. Хотя по расчету Директора строения (то есть Витберга.— «Власть») было снято и засыпано 110 636 куб. саж. земли, но грунт ея все еще не был исследован точным образом; не существовало еще никаких данных для соображений о фундаменте и набережной, никаких определительных назначений для дальнейшего хода работ и употребления в дело запасенных материалов. Все предположения Директора строения по этой части, равно как и самый план Храма продолжали оставаться в неизвестности.
Состояние экономической части было не лучше. Заготовленный в огромном количестве лесной материал от долговременного лежания при дурном помещении стал подвергаться порче. Из выломанного камня только до 1200 куб. саж. перевезено к Воробьевым горам, все же прочее количество, предположительно более 15 000 куб. саж., оставалось на месте».
Вскоре члены комиссии начали понимать, что добром такое строительство не кончится, и некоторые поспешили отмежеваться от Витберга. Состоявший в комиссии сенатор Кушников успел первым донести на архитектора. Витберг и сам уже хотел дистанцироваться от явно провального проекта и в 1825 году подал государю прошение, в котором заявлял, что «различные люди» мешают ему работать, «похищая его время и здоровье его, делают то, что он не в силах бороться».
Начали поступать и сигналы с мест. Отставной капитан Иван Яковлев подал на высочайшее имя жалобу о том, что подрядчик комиссии Балкашин самовольно ломал камень на землях, принадлежащих ему, Яковлеву. Уставший от всего на свете Александр поручил разобраться с проблемами храма Аракчееву, но тот на беду захворал, и дело легло под сукно.
Через пару месяцев император скончался, и Витберг лишился своего покровителя.
Николай I начал с того, что назначил следствие, причем Витберг оказался главным подозреваемым в предполагаемых растратах. Историк и писатель Е. Тихомиров отмечал в 1882 году: «Напрасно писал он (Витберг.— «Власть») свои объяснения нередко по 80 страниц в лист мелкого убористого письма, напрасно старался доказать правоту свою: следователь был на стороне его противников». Пока шло следствие, специальный Искусственный комитет, в который входили видные архитекторы того времени, исследовал проект Витберга.
В 1828 году комитет представил итоговый доклад, который не оставил от проекта камня на камне: «На избранном месте строить столь огромного здания нельзя потому что нижние части храма и его фундамента углублялись бы ниже крепкого и глинистого слоя. Поэтому на избранной местности можно построить здание, но не огромное, и то с осмотрением и принятием особенных осторожностей».
Строительство было остановлено, комиссия распущена, некоторые ее члены включая Витберга осуждены за растрату. Сам Витберг не был вором, а вот осужденные вместе с ним правитель канцелярии Канарский, подрядчики Балакшин и Лобанов и многие другие личности, кормившиеся вокруг проекта, воровали и, надо полагать, по-крупному. Имущество Витберга было конфисковано, а сам он сослан в Вятку. Впоследствии, правда, ему разрешили вернуться в Петербург, но свою репутацию он так никогда и не восстановил и умер в нищете. Первая попытка построить Храм Христа Спасителя обошлась государству в 4 млн 132 тыс. 560 рублей 74 копеек ассигнациями.
«На глубине девяти аршин встречены кости мамонта»
Николай I не мог позволить себе отказаться от строительства храма. Его восшествие на престол, как известно, было омрачено восстанием декабристов, которые сомневались в законности его прав на корону. Поэтому Николай был просто обязан показать всему миру, что он — законный продолжатель дела своего старшего брата, так что строительство храма, который обещал возвести Александр, стало для него первостепенной задачей. Правда, все началось с ликвидации дел распущенной комиссии. Бараки, построенные для рабочих на Воробьевых горах, отдали под казармы, бревна и доски частью продали, частью пустили на дрова, а частью передали погорельцам из села Всесвятского. Но уже в 1830 году был объявлен второй конкурс проектов. Большая часть новых проектов продолжала напоминать собор Святого Петра или Пантеон, однако победить в конкурсе сумел, возможно, не самый талантливый, но уж точно самый осведомленный архитектор.
Константин Тон имел перед остальными зодчими одно неоспоримое преимущество — он был дружен с президентом Академии художеств Алексеем Олениным. Именно Оленин ранее помог Тону выиграть конкурс на строительство храма святой Екатерины в Петербурге. Храм был построен в старорусском стиле, что очень понравилось государю. Оленин, вероятнее всего, дал понять Тону, что император и на этот раз желает видеть нечто в духе московской старины. Проект Тона действительно напоминал русскую церковь допетровского периода с той разницей, что превосходил любую из них по размеру. Впрочем, до масштабов Витберга ему было далеко. Строить было решено поближе к Кремлю.
В 1834 году был создан временный комитет предварительных распоряжений с бюджетом в 750 тыс. руб., который должен был обеспечить подготовку к строительству. Комитет действовал весьма эффективно. Уже к 1838 году были скуплены дома вокруг места будущего строительства, а также принято решение о том, что делать с Алексеевским монастырем, располагавшимся на месте предполагаемого строительства. Монастырь решили демонтировать и перевести в Красное село (ныне Красносельская улица), что затем и было сделано. В том же 1838 году была образована новая комиссия, ответственная за строительство, которую возглавил московский военный генерал-губернатор князь Голицын.
Вначале нужно было вырыть котлован, причем рыть пришлось достаточно глубоко, дабы фундамент получился устойчивым. Строители срыли два кладбища — XVI и XVIII веков. Еще глубже, по словам современника, были «на глубине девяти аршин встречены кости мамонта. Стало быть основание Храма положено на первобытном грунте и гораздо ниже того слоя, в котором лежали кости допотопного животного». 10 сентября 1839 года прошла церемония вторичной закладки храма, причем обставлено все было так же торжественно, как и в прошлый раз. Помимо государя в церемонии участвовали «сто диаконов, двести священников и протоиереев, девять Архимандритов, три Епископа и Митрополит», а также несколько тысяч солдат.
Строительство храма началось, но продвигалось оно довольно медленно: с 1839-го по 1853 год клали стены, до 1857 года ставили купола, затем приступили к отделке стен и потолка. Однако на сей раз в задержках был повинен не архитектор. Все упиралось в деньги, а точнее — в их нехватку.
В Петербурге в те годы еще строился Исаакиевский собор, который как столичный имел приоритет, да и на другие нужды тоже требовались казенные средства. Сбора же народных средств не было ни при Витберге, ни при Тоне. Тихомиров писал: «Самою же главною причиною медленности работ была умеренность и неравномерность отпускаемых на построение Храма сумм (от 150 до 620 тыс. рублей в год)». На Исаакиевский собор тем временем тратили от 800 тыс. до 1 млн рублей. Только в 1862 году сумма ежегодных трат на строительство московского храма была зафиксирована на уровне 300 тыс. рублей. Через два года, правда, сумму урезали до 276 тыс. 861 рубля в год.
Другим фактором, задерживавшим строительство, стал восшедший на престол в 1856 году Александр II, который лично следил за работами и время от времени требовал что-нибудь переделать. Современник писал в 1869 году: «По устройстве крылец, при обозрении Его Императорским Величеством работ храма 16 Сентября 1856 г. Высочайше повелено было весь наружный цоколь облицевать тем же сортом полированного гранита, из которого сделаны крыльца, потому что темные парапеты их, имеющие одинаковую высоту с белым мраморным цоколем, резко от него отделялись и нарушали тем самым гармонию общего вида здания. Вследствие этого весь мрамор цоколя был сколот и заменен полированным гранитом. Облицовка эта конченная в 1860 г. стоила 139 000 р.». Художникам приходилось сначала делать деревянную модель каждой детали храмового декора в натуральную величину. Затем эту модель отделывали теми же материалами, что намеревались использовать в храме, и везли на утверждение к царю.
Иногда приходилось тратить время на то, чтобы объяснить самодержцу, почему нельзя строить так, как ему хочется. Тот же современник писал:
«Хотя Государю Императору сперва угодно было, чтобы вся одежда как внешняя, так и внутренняя состояла из камней одних русских приломов, но высокая цена хороших отечественных минералов, не полная известность о всех местах их нахождения и неточные исследования их свойства для употребления в дело побудили назначить на внутреннюю облицовку храма. не более двух сортов русских камней: Лабрадор (темнозеленого цвета, имеющий кристаллы радужного блеска) и Шокшинский порфир (темнокрасного цвета) и добавить к ним пять сортов Итальянского мрамора».
Александр II так и не дожил до сдачи главного московского объекта. Освящение храма состоялось 8 июня 1883 года и было приурочено к коронации Александра III, который тянул с этой церемонией с марта 1881 года из-за траура по убитому отцу. Облик храма вполне соответствовал старорусскому духу эпохи, а его размеры отвечали представлениям о величии империи. Современники видели в храме архитектурное воплощение идеи православия, самодержавия и народности. Впоследствии это в каком-то смысле обернулось против него.
«Целесообразно вырезать целый портал»
В 1918 году новая власть выказала свое отношение к наследию старого режима.
В декрете Совета Народных Комиссаров за подписью Ленина говорилось, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению на склады, частью использованию утилитарного характера».
Декрет о памятниках Республики
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.
5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России.
6) Областные и губернские Совдепы приступают к этому же делу не иначе, как по соглашению с вышеуказанной комиссией.
7) По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.
Председатель Совета Народных Комиссаров
Народные комиссары: А. Луначарский. Сталин.
Секретарь Совета Горбунов.
Храм Христа Спасителя к тому времени был еще слишком новым, чтобы иметь историческую ценность, а художественные его достоинства многим представлялись сомнительными еще во время постройки.
Когда же в 1922 году на I съезде Советов Киров выдвинул идею строительства грандиозного дворца для будущих съездов, прозвучали мнения о том, чтобы выстроить его на месте крупнейшего московского храма. Так, архитектор Балихин из Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) в 1924 году писал о дворце, что «для него — лучшее место Москвы — площадь, где стоит ныне храм Спасителя.
Как исторический и художественный памятник — храм не представляет никакой ценности».
И все же большевики еще долго не переходили от слов к делу. Решение о сносе было принято только 16 июня 1931 года.
Для ликвидации храма была создана специальная комиссия, которая составила свои рекомендации:
«Из 12 бронзовых дверей необходимо сохранить полностью одни центральные с запада и одни боковые. Необходимо снять все горельефы (группы) из которых некоторые, имеющие художественное значение. передать в Третьяковскую галерею, Русский музей и Антирелигиозный музей искусств, а остальные предложить за границу за валюту, причем целесообразно вырезать целый портал с дверью и скульптурами».
18 августа 1931 года началась разборка храма, но разрушить его оказалось почти так же сложно, как построить. В отчете Дворецстроя — организации, отвечавшей за снос,— говорилось: «Наиболее сложным делом с производственной точки зрения является разборка здания б. храма.
Не составляющий никакой художественной ценности корпус храма представляет собой весьма прочное сооружение из кирпича и железа. Общее количество ценных пород мрамора достигает 600 вагонов. Кирпича на кладку храма ушло 500 млн штук, извести 30 тыс. куб. метров. Для того чтобы вывезти с площади такое количество грунта, ежедневно в течение трех месяцев должны работать по 8 часов 100 грузовых машин, 200 ломовых лошадей и 8 трехвагонных грузовых составов трамвая.
31 мая 1994 года Московской патриархией и мэрией города было принято постановление о начале строительных работ по восстановлению храма.
Новый храм Христа Спасителя был воссоздан к 1999 году как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спаса Преображения в цокольном этаже.
Сегодня, выходя со станции метро «Кропоткинская», мы сразу видим храм Христа Спасителя.
Но москвичи старше 35 лет, рожденные в СССР, хорошо помнят:
раньше здесь стояли клубы пара, расхаживали люди в купальных костюмах, а воздух прорезал зычный голос инструктора:
«Товарищи! Соблюдаем правила безопасности на воде, не мешаем друг другу, держимся правой стороны дорожки».
Решение соорудить открытый бассейн между Волхонкой и Москвой-рекой было принято в середине 1950-х. Долгие годы здесь находился гигантский котлован с бетонным фундаментом, который построили ещё до войны для будущего Дворца Советов.
Высота этого здания с венчающей его статуей Ленина должна была составлять 415 метров – на 34 метра больше, чем Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. И это не считая 21-метрового фундамента.
Собственно, его, а также стальные конструкции для каркаса дворца успели смонтировать.
Из-за войны строительство заморозили, часть металлических конструкций пошла на противотанковые ежи и на металл для фронта.
Разработку проекта поручили Дмитрию Чечулину. Создатель высотки на Котельнической набережной и гостиницы «Россия», в послевоенные годы занимавший пост главного архитектора Москвы, довольно быстро предложил решение:
старый фундамент в форме кольца не трогать, а новый объект поместить внутрь.
Из-за этого получился бассейн не привычной прямоугольной формы, а круглой.
Открыли его 16 июля 1960 года.
«Хороший подарок получили в эти жаркие июльские дни москвичи, – рапортовала газета «Известия» в статье «Пляжи в центре Москвы».
– В торжественной обстановке строители передали ключи хозяевам бассейна на Кропоткинской набережной (ныне Пречистенская).
Новый бассейн является самым большим открытым сооружением подобного типа в Европе».
На тот момент неподалёку, возле станции метро «Парк культуры», уже три года работал открытый бассейн «Москва». Он стал именоваться «Чайкой», а почётное «столичное» название позаимствовало сооружение Чечулина.
В течение первых дней после открытия бассейн полностью предоставили строителям.
Затем право посещения получили все желающие. Люди поражались прежде всего размерам сооружения.
Его диаметр составлял 130 метров, зеркальная гладь воды превышала 13 тысяч квадратных метров. Дно бассейна постепенно углублялось к центру. Глубина в спортивном секторе достигала 6 метров.
В семи павильонах оборудовали раздевалки, душевые, буфеты, наверху павильонов – солярии и аэрарии (площадки для принятия воздушных ванн), вокруг бассейна – пляжи с мелкой морской галькой. Для маленьких москвичей предусмотрели 5 отдельных бассейнов с проточной водой.
К слову, подачу в «Москву» чистой воды обеспечивал целый фильтровальный зал с 9 мощными фильтрами. Вода поступала уже подогретой, при любой погоде её температура не опускалась ниже +27 градусов. Даже в мороз в чаше было тепло и комфортно. Работал бассейн с 8 утра до полуночи.
«Вечером, когда над Москвой сгущаются сумерки, на территории бассейна вспыхивают огни прожекторов и тысячи электрических ламп, – живописала в июле 1960 года газета «Советский спорт». – Они ярким светом заливают голубое зеркало воды, подъезды и аллеи парка, окаймляющего это прекрасное сооружение нашей столицы».
1,5 рубля стоило посещение бассейна «Москва».
Он был способен принимать 20 тысяч человек в день.
Бассейн «Москва» 1960 год.Сразу после открытия.
Документальный фильм, интересные виды и рассказ об устройстве бассейна.