храм христа спасителя первоначальный проект

Храм христа спасителя первоначальный проект

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:

    «Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.

В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время.

Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.»

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.

Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10—12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина.

Вот что пишет об этом А. Герцен:

«Князь Голицын, пригласив к себе Витберга, предупредил, что бы он был готов лично объяснить свой проект Александру.

На большом столе перед царем лежало несколько проектов, среди них проекты Каваренги, Воронихина, Михайлова.

Александр обратился к Витбергу: «Я рассмотрел ваш проект и с нетерпением жду слышать объяснения”. Он предложил начать с большого проекта, потому что малый хотя и был хорош, но на взгляд Александра, походил на прочие из числа обыкновенных вещей.

Голицын сообщил художнику, что его объяснение было превосходно, что царь остался чрезвычайно доволен.

В то же время Александр решил поручить самое строительство московского храма Витбергу, художник отказывался из опасений интриг, но ему пришлось уступить”

На собрании экстраординарного совета Академии 31 января 1816 года Витберг был удостоен звания академика.

Первоначально храм предполагалось строить на территории московского Кремля, затем на Яузе, потом у Симонова монастыря, и хотя Витберг и знал, что последнее место выбрано по указанию Аракчеева, категорически заявил ему, что единственным подходящим местом для строительства храма являются Воробьевы горы.

Александр согласился с выбором Витберга.

Император поручил Витбергу, человеку совершенно неопытному, без малейшей строительной и деловой практики, возглавлять строительство храма. Художник отказывался, «из опасения интриг, всегда неразлучных с великими предприятиями», но вынужден был согласиться.

1 сентября 1817 года на Воробьевых горах, на месте будущего заложения храма, был установлен деревянный крест, а 13 сентября, в день обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Витберг уложил первые 4 камня в форме креста.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I на Воробьёвых горах, между Смоленской и Калужской дорогами, был официально заложен Храм Христа Спасителя по проекту Витберга.

Вначале дела огромного строительства, проводимые по экономическому плану Витберга, шли очень хорошо. В каменоломнях в Рузском и Верейском уездах в изобилии добывался камень и водою доставлялся к месту строительства, было налажено судоходство в верховьях Москвы-реки. Был сделан достаточный запас строевого леса и разных материалов. Было куплено 24000 помещичьих крестьян. Все это было куплено значительно дешевле справочных цен.

Однако, строительство, принимавшее все более грандиозные размеры, являлось ареной для всякого рода хищений и воровства. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда.

Борьба между Аракчеевым и князем Голицыным, которому подчинялась комиссия по строительству, еще больше осложняла положение Витберга. Некоторые члены комиссии получили указание Аракчеева препятствовать нормальному ходу строительства.

Выведенный из себя злоупотреблениями, Витберг заявил, что считает необходимым немедленно отправится в Петербург и обо всем довести до сведения царя. Александр передал Витбергу, что уверен в его правоте, однако встреча не состоялась, так как царь уезжал на юг и не успел принять Витберга. Он поручил Аракчееву разобрать дело.

19 ноября 1825 года Александр умер в далеком Таганроге, а Аракчеев пал.

“Строительство московского храма приобрело общеевропейскую известность. За границей хорошо были известны масштабы невиданного здания, огромные суммы уже потраченные на него, размах работ всего предприятия, особое участие в нем императора Александра.
А потом оказалось, что все грандиозное предприятие находится на грани краха”- А. Герцен.

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. По свидетельству современников, Витберг оказался виновным, будучи человеком редкой честности. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку. Там, в частности, он познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах». Все имущество академика было конфисковано.

Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

Источник

Трижды рожденный: правда о храме Христа Спасителя

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Он был задуман в 1812 году в благодарность за изгнание врага с земли русской и в память о погибших в той войне, однако судьба его оказалась весьма сложной и запутанной, под стать судьбе России тех лет. Идея храма принадлежит Александру I, строить его начал Николай I, а открывали собор уже при Александре III. В ХХ веке его успели разрушить и построить вновь. «Известия» — о драматической истории храма Христа Спасителя, заложенного ровно 180 лет назад — 22 (10-го по старому стилю) сентября 1839 года.

По обету всему свету

История храма началась в декабре 1812 года, когда пришла весть о том, что последние солдаты наполеоновской армии покинули пределы России. Высочайший манифест о победе увидел свет 25 декабря и именно в нем император Александр I впервые объявил о решении построить храм в Москве:

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Наполеон I, Александр I, Луиза Прусская и Фридрих Вильгельм III. Картина Николя Госса «Тильзитское свидание»

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».

Объявили конкурс. Свои работы представили самые известные зодчие того времени: А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги. Но победил проект безвестного Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, шведа по происхождению, хоть и родившегося в Санкт-Петербурге.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Александр (Карл) Витберг

Причины своего выбора император Александр объяснил в личном письме к 28-летнему зодчему:

«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».

Александр предложил строить храм не в городской черте, где не было достаточно места для грандиозного сооружения, а на месте Воробьевского дворца — загородной императорской резиденции, погибшей в московском пожаре 1812 года. Поскольку это максимальная точка высокого берега реки, храм прекрасно смотрелся бы из города, а из него открывался бы великолепный вид на Москву. Выбор места имел и символический подтекст: оно расположено как раз между Смоленской и Калужской дорогами, по которым армия Наполеона входила и отступала из Москвы.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Проект храма Христа Спасителя Карла Витберга

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Строительный коллапс

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором. В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города. «Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200. два хора певчих — придворные и синодальные. в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб. Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями. Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы. На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.

Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону. 11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова». При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей. Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали. Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Исполнение обещаний

Не выполнить обет старшего брата Николай не мог, да и для него самого война 1812 года была значимым событием. Он рвался на фронт, но император запретил великим князьям участвовать в боях. Это занозой сидело в душе Николая, окруженного при дворе ветеранами и героями войны, многие из которых были его ровесниками.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Снова объявили конкурс, снова в нем участвовали лучшие творческие силы страны. Императору ни один из проектов не понравился. И тогда в 1831 году он лично назначил главным архитектором Константина Андреевича Тона. Причины этого решения до конца не ясны, поскольку на счету зодчего была одна построенная церковь и несколько не слишком значительных работ. Тону было чуть за тридцать, и большую часть взрослой жизни он провел в Италии, куда был командирован после отличного окончания Академии художеств. На Апеннинах он добился определенного успеха — за проекты реставрации храма Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатинском холме в Риме Тон даже получил звание академика. На родине это оценили, и Тон в 1828 году был лично приглашен императором на работу в Кабинете Его Величества. Вскоре молодой архитектор получил заказ на строительство церкви Екатерины Великомученицы в Екатерингофе, которую выполнил в национальном стиле с отсылками к византийским и древнерусским традициям. Николаю церковь понравилась. А еще Тон поразил монарха бережливостью к государственным деньгам: он не просто не просил увеличить смету (что было нормой), а даже умудрился сэкономить часть выделенных средств. Не терпевший казнокрадов государь это оценил.

Важен и идеологический аспект, ведь сооружение храма в честь победы имело символический и политический смысл. Подавляющее большинство представленных на конкурс работ были выполнены в манере европейского классицизма. Но Николай западного влияния не любил и отчасти побаивался. А предложенный Тоном проект в византийско-русском стиле гораздо лучше вписывался в миропонимание государя — до провозглашения графом Уваровым знаменитой триады «православие, самодержавие и народность» оставался какой-то год. Николай решил не объявлять подписку, а строить собор на средства казны. Посему и право выбора проекта и архитектора счел возможным оставить за собой.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

К 1832 году проект Тона был утвержден, но удобных и свободных территорий в уже восстановленной Москве не осталось, нужно было чем-то жертвовать. Опираясь на конкурсные предложения московских зодчих, Тон представил Николаю на выбор три варианта: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (Швивая горка), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) и на месте Алексеевского женского монастыря в Чертолье, между Большим Каменным мостом и Пречистенскими воротами. Император выбрал последнее. И решение монарха вновь оказалось опрометчивым.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

«Сему месту быть пусту»

История Алексеевского монастыря уходит в XIV век, когда московский митрополит Алексей Федорович Бяконт (воспитатель Дмитрия Донского и фактический правитель при малолетнем князе) решил основать первую в городе женскую обитель. Размещался монастырь за ручьем Черторыем ближе к Крымскому броду и был освящен в честь зачатия святой Анны, почему именовался Зачатьевским. Первыми же обитательницами его стали родные сестры митрополита Алексия, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Монастырь стоял двести лет. В XVI веке он не раз подвергался разграблению крымчаков и ногайцев. После очередного разгрома и пожара на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести под защиту крепостной стены Белого города. Так он и оказался на Волхонке, возле Пречистенских ворот. При строительстве новых зданий возвели храмы и в честь Алексия, человека божьего, и в честь зачатия святой Анны. Но в народе новый монастырь теперь именовали Алексеевским. В 30-е годы XVII века мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин по царскому указу и в благодарность за рождение долгожданного наследника (будущего царя Алексея Михайловича) построили в обители небольшой, но изящный двухшатровый храм, считавшийся одной из самых красивых церквей столицы. Вскоре строительство храмов такого типа было запрещено патриархом Никоном как не соответствующее канону, и собор Алексеевского монастыря стал совершенно уникальным.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Картина Карла Рабуса «Алексеевский монастырь»

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Но, несмотря на 400-летнюю историю, монастырь решили снести, а сестрам приказали переселяться в район Красного села (район нынешнего метро «Красносельская»). Существует легенда, что, когда монахини отстояли последнюю службу, настоятельница обители игуменья Клавдия повелела приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора старому дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой безобразной сцены игуменья изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!».

Внутренняя красота

В 1837 году начались работы по демонтажу монастырских построек, после чего следовали земляные работы по сооружению котлована. 27 июля 1838 года началось сооружение фундамента. По деревянным наклонным плоскостям глыбы бутового камня самокатом спускались на положенное место, после чего пространство между ними заливалось специальным раствором. На эти работы и «выстаивание» фундамента ушел еще год. Лишь 10/22 сентября 1839 года состоялась вторая торжественная закладка храма — хотя и не столь пышная, как первая. На закладном камне, привезенном с Воробьевых гор, была сделана табличка со следующими словами:

«В лето 1839, сентября 10 дня, повелением Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича приступлено к исполнению священного обета, данного в Бозе почивающим Императором Александром I, и собственноручною Августейшею рукою Императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть Храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного Храма».

Источник

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Источник

5 ключевых этапов в истории храма Христа Спасителя

Мария Трошенкова

«Вечерняя Москва» предлагает вспомнить самые важные этапы в истории храма Христа Спасителя.

ЭТАП ПЕРВЫЙ: ХРАМ НА ВОРОБЬЕВЫХ

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

На территории храма Христа Спасителя на площади 16,5 тысяч квадратных метров появятся новые цветники, цветочное оформление и автоматическая поливочно-водопроводная система. / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

ЭТАП ВТОРОЙ: ХРАМ ВО СЛАВУ РУССКОГО ВОИНСТВА

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

На территории храма Христа Спасителя на площади 16,5 тысяч квадратных метров появятся новые цветники, цветочное оформление и автоматическая поливочно-водопроводная система. / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен.

ЭТАП ТРЕТИЙ: ДВОРЕЦ СОВЕТОВ

13 июля 1931 года вошло в историю искусств как черный день, ведь именно тогда на заседании ЦИК СССР под председательством Калинина было принято решение о сносе храма Христа Спасителя и возведении на этом месте Дворца Советов.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Амбициозный проект Дворца Советов был запущен в 1937 году. Колоссальное здание должно было взмывать ввысь на 420 метров, венчать его должна была фигура Владимира Ленина, привычным всем жестом указующего на город. Кстати, говорят, что из-за невозможности решить, в какую же сторону будет простирать свою длань Ильич, было решено поставить фигуру вождя на вращающуюся платформу. А из-за того, что здание было значительно выше всех строений в Москве и могло представлять потенциальную опасность для воздушных судов, на голове Ленина были запланированы специальные предупредительные фонари.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Так или иначе, но Дворцу Советов не суждено было появиться в столице. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и семиэтажной стороны, обращенной к Волхонке высотой до семи этажей. Крест на строительстве поставила Великая Отечественная война. В сентябре — октябре 1941 года металлические каркасы были использованы для изготовления противотанковых ежей, затем было разобрана и уже возведенная часть здания. В 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были направлены на Донбасс для строительства мостов на железной дороге, чтобы обеспечивать поставку угля в центральные регионы СССР. Когда война окончилась, от строительства Дворца Советов было решено отказаться.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: БАССЕЙН «МОСКВА»

Огромный колтован в сердце Москвы, оставшийся на месте бывшего храма и не состоявшегося Дворца Советов, пустовал восемь лет. В 1958 году здесь началось строительство самого большого в мире открытого зимнего плавательного бассейна. Проектировал это сооружение архитектор Дмитрий Чечулин.

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

ЭТАП ПЯТЫЙ: ХРАМ ВОЗВРАЩЕННЫЙ

храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть фото храм христа спасителя первоначальный проект. Смотреть картинку храм христа спасителя первоначальный проект. Картинка про храм христа спасителя первоначальный проект. Фото храм христа спасителя первоначальный проект

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *