храм христа спасителя первый проект
Храм христа спасителя первый проект
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
- «Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.»
Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.
В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10—12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.
В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина.
Вот что пишет об этом А. Герцен:
«Князь Голицын, пригласив к себе Витберга, предупредил, что бы он был готов лично объяснить свой проект Александру.
На большом столе перед царем лежало несколько проектов, среди них проекты Каваренги, Воронихина, Михайлова.
Александр обратился к Витбергу: «Я рассмотрел ваш проект и с нетерпением жду слышать объяснения”. Он предложил начать с большого проекта, потому что малый хотя и был хорош, но на взгляд Александра, походил на прочие из числа обыкновенных вещей.
Голицын сообщил художнику, что его объяснение было превосходно, что царь остался чрезвычайно доволен.
В то же время Александр решил поручить самое строительство московского храма Витбергу, художник отказывался из опасений интриг, но ему пришлось уступить”
На собрании экстраординарного совета Академии 31 января 1816 года Витберг был удостоен звания академика.
Первоначально храм предполагалось строить на территории московского Кремля, затем на Яузе, потом у Симонова монастыря, и хотя Витберг и знал, что последнее место выбрано по указанию Аракчеева, категорически заявил ему, что единственным подходящим местом для строительства храма являются Воробьевы горы.
Александр согласился с выбором Витберга.
Император поручил Витбергу, человеку совершенно неопытному, без малейшей строительной и деловой практики, возглавлять строительство храма. Художник отказывался, «из опасения интриг, всегда неразлучных с великими предприятиями», но вынужден был согласиться.
1 сентября 1817 года на Воробьевых горах, на месте будущего заложения храма, был установлен деревянный крест, а 13 сентября, в день обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Витберг уложил первые 4 камня в форме креста.
12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I на Воробьёвых горах, между Смоленской и Калужской дорогами, был официально заложен Храм Христа Спасителя по проекту Витберга.
Вначале дела огромного строительства, проводимые по экономическому плану Витберга, шли очень хорошо. В каменоломнях в Рузском и Верейском уездах в изобилии добывался камень и водою доставлялся к месту строительства, было налажено судоходство в верховьях Москвы-реки. Был сделан достаточный запас строевого леса и разных материалов. Было куплено 24000 помещичьих крестьян. Все это было куплено значительно дешевле справочных цен.
Однако, строительство, принимавшее все более грандиозные размеры, являлось ареной для всякого рода хищений и воровства. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда.
Борьба между Аракчеевым и князем Голицыным, которому подчинялась комиссия по строительству, еще больше осложняла положение Витберга. Некоторые члены комиссии получили указание Аракчеева препятствовать нормальному ходу строительства.
Выведенный из себя злоупотреблениями, Витберг заявил, что считает необходимым немедленно отправится в Петербург и обо всем довести до сведения царя. Александр передал Витбергу, что уверен в его правоте, однако встреча не состоялась, так как царь уезжал на юг и не успел принять Витберга. Он поручил Аракчееву разобрать дело.
19 ноября 1825 года Александр умер в далеком Таганроге, а Аракчеев пал.
“Строительство московского храма приобрело общеевропейскую известность. За границей хорошо были известны масштабы невиданного здания, огромные суммы уже потраченные на него, размах работ всего предприятия, особое участие в нем императора Александра.
А потом оказалось, что все грандиозное предприятие находится на грани краха”- А. Герцен.
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. По свидетельству современников, Витберг оказался виновным, будучи человеком редкой честности. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку. Там, в частности, он познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах». Все имущество академика было конфисковано.
Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.
История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве
Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.
22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).
22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.
25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.
Храм Христа Спасителя: колосс на Воробьевых горах
История и судьба первого храма Христа Спасителя, заложенного 24 октября 1817 года
История уничтожения и нового строительства московского храма Христа Спасителя — главного в России памятника Отечественной войне 1812 года — хорошо известна. Гораздо менее известно, что храм на Волхонке был построен вторым. Первая попытка увековечить память героев, сражавшихся и погибших в 1812 году, была предпринята гораздо раньше: храм-памятник начали возводить на Воробьевых горах, но он так и не был закончен.
Императорский замысел
После того как император всероссийский Александр I, развивая и продолжая идею своего сподвижника, генерал-майора Петра Кикина, 25 декабря 1812 года объявил о намерении «в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа», был объявлен международный конкурс на создание проекта уникального здания. Участвовать в нем могли архитекторы из любой страны, но подавляющее их большинство, что закономерно, оказалось русскими. Среди них были и совсем малоизвестные зодчие, и такие знаменитости, как Андрей Воронихин и Василий Стасов. Откликнулись архитекторы из Италии и Германии, в том числе легендарный Джакомо Кваренги.
Проект храма Христа Спасителя, представленный на конкурс 1814 года архитектором Андреем Воронихиным
Выбор был непростым: нужно было найти среди 38 представленных на конкурс проектов тот, который лучше всего соответствовал бы императорской идее воплотить в камне соборный русский дух, покровительство Святого Духа и благорасположение Божие к стране, позволившее ей справиться с наполеоновской армией. С этой точки зрения, по мнению многих наблюдавших за конкурсом, лучшим был проект Андрея Воронихина. Он сумел не только спроектировать оригинальную конструкцию, но и совместить в ней древнерусские зодческие традиции с классической манерой своего времени. Однако окончательное решение оказалось не в его пользу. Когда в 1815 году подвели итоги конкурса, они удивили многих: победителем был объявлен проект малоизвестного архитектора, вчерашнего художника Карла Витберга. Именно его выше всех оценил император Александр I, отметивший в беседе с победителем, приглашенным к нему для доклада, что он «заставил говорить камни».
Для 28-летнего художника, совсем недавно переквалифицировавшегося в архитекторы, такая победа и такой результат были почти недостижимыми — и тем не менее император выбрал именно проект Витберга. Возможно, потому, что молодому конкурсанту пришлось для создания своего храма Христа Спасителя проникнуться идеей постройки памятника гораздо глубже, чем многим его более именитым коллегам. Для них это была пусть и необычная, грандиозная, но всего лишь одна из многих решенных за творческую биографию задач. Для Карла Витберга это оказалось делом всей жизни. Достаточно сказать, что в процессе работы над проектом он задумался о переходе в православие, а воплотил свой замысел уже во время строительства храма.
Общий вид Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, восстановленный по данным проекта Александра Витберга
Триединый храм
Задача, которую поставил перед собой молодой архитектор, была грандиозной. Как следует из его записок и воспоминаний, он попытался создать не более и не менее, чем новый храм царя Соломона, храм Премудрости, как он сам называл его. Скорее всего, именно эту грандиозную задумку и сумел увидеть в проекте Витберга император Александр I, для которого строительство храма-памятника тоже имело глубоко сакральное значение.
Формулируя основные идеи своего проекта, Карл Витберг писал, что он, во-первых, должен колоссальностью своей соответствовать величию России, во-вторых, иметь в «характере своем» достаточную самобытность, и, наконец, выражать «духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу». Эта идея троичности и стала главенствующей в проекте молодого архитектора, и именно она лучше всего отозвалась тому замыслу храма-памятника, который вынашивал сам русский император.
Колоссальности в проекте Витберга было более чем достаточно. Его храм Христа Спасителя был самым большим из всех представленных на конкурс: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола — 237 метров, от поверхности земли до креста — 170 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров. На площадке перед храмом должны были возвышаться две 106-метровые триумфальные колонны, материалом для которых, по замыслу архитектора, были захваченные у противника пушки: одну он собирался отлить из тех, что стали трофеями на территории России, вторую — из взятых во время Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов.
Рисунок лестницы, которая должна была вести к храму от Москвы-реки, и колоннады, окружавшей вход в нижний храм
Самобытность, которой добивался Витберг, проявлялась прежде всего в том, что ему удалось спроектировать храм, воспевающий идею божественного покровительства России на языке, понятном не только русскому человеку, но и любому европейцу. Его храм Христа Спасителя был достаточно классическим по формам и пропорциям, но в основе его лежала совсем не традиционная тройственность храма, такая же, как и человека, — в теле, душе и духе. Ее подчеркивала и структура строения: в вертикальном разрезе оно состояло из трех основных частей. Первой был подземный храм во имя Рождества Христова, к которому, как писал сам архитектор, «почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество». Причем это должны были быть списки не только погибших офицеров, но и солдат, — и если бы храм был достроен, он стал бы первым в России памятником всем без исключения героям Отечественной войны 1812 года. Вторая часть представляла собой крестообразный (в отличие от прямоугольного нижнего) храм во имя Преображения Господня, украшенный множеством статуй, а третья — круглый храм во имя Воскресения Христова.
Под гром полковых оркестров
Местом строительства своего храма Христа Спасителя архитектор Карл Витберг выбрал склон Воробьевых гор напротив Лужнецкой слободы. Требование разместить храм-памятник за пределами городской черты тогдашней Москвы содержалось в условиях конкурса, а Воробьевы горы были личным выбором Витберга. С одной стороны, это было символично: зодчий расположил свой храм двумя главными трактами — Смоленским, по которому Наполеон вошел в Москву, и Калужским, по которому он из нее отступал. С другой стороны, Витберг явно хорошо знал отношение императора к этим местам, которые самодержец называл «короною Москвы». Наконец, выбранное архитектором место позволяло возвести храм, видимый практически из любой точки Москвы, — точно так же, как сегодня видно стоящее чуть дальше главное здание МГУ.
Общий вид Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах согласно доработанному проекту 1825 года
После объявления победителя конкурса на проект храма-памятника Карл Витберг, хотя он и не имел никакого опыта руководства строительством, был назначен ответственным за возведение храма Христа Спасителя. Два года ушли на подготовку, окончательный выбор места, заготовку необходимого на первое время запаса стройматериалов и так далее. И, наконец, 12 (24) октября 1817 года, в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма. Она проходила в присутствии императора и членов его семьи, причем и сам Александр I, и остальные высокородные гости лично участвовали в закладке храма.
Все началось с торжественной литургии в Тихвинской церкви в центре Москвы, откуда крестный ход во главе с императором и его семьей двинулся к Воробьевым горам. Вдоль дороги были выстроены около 40 тысяч солдат и офицеров под командованием генерала от инфантерии, графа Петра Толстого, а за самой церемонией наблюдали около 400 тысяч москвичей и специально приехавших на торжество гостей города. Когда процессия подошла к месту закладки храма, Карл Витберг, как писал очевидец, сначала поднес императору вызолоченную медную крестообразную доску с закладной надписью, которую Александр Павлович опустил в специальное углубление на камне, а потом на двух серебряных подносах — мрамор, серебряный с позолотой молоток и такой же мастерок, а также раствор. Император положил в основу будущего храма первый камень, за ним то же самое проделали и члены его фамилии.
План Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в разрезе, проект Александра Витберга
Храм, который не взорвали
Увы, ни личное участие императора в закладке храма, ни его покровительство не помогли Карлу Витбергу, который 24 декабря 1817 года принял православие и стал Александром, довести свое начинание до конца. С одной стороны, сказалась его полная неопытность в строительном деле: по свидетельствам современников, наивного архитектора подрядчики надували как только могли. С другой стороны, уже в процессе строительства выяснилось, что место для него выбрано хоть и красивое, но неподходящее: грунты здесь не могли выдержать такое массивное строение. Все это вкупе со скорой смертью императора Александра I, откровенно покровительствовавшего Александру Витбергу, и воцарением Николая I, который оставался довольно равнодушным к его проекту, привели к приостановке строительства, а затем и окончательному прекращению.
Одновременно было заведено следствие по фактам растраты казенных сумм, отпущенных на строительство храма, которое закончилось для Александра Витберга трагически. Он, человек, который сам и инициировал расследование еще в конце 1824 года, через десять лет был назван растратчиком, приговорен к ссылке и отправился в Вятку — нищим, поскольку его имущество ушло с торгов в возмещение растраченных денег, и униженным. И не увидел (возможно, к счастью), как закладная доска и камни храма Христа Спасителя сначала перекочевали с Воробьевых гор в Успенский собор Кремля, а затем легли в фундамент нового храма, заложенного в 1838 году на Волхонке. Не увидел Александр Витберг и окончания строительства этого храма: архитектор умер в 1855 году в полной безвестности, а храм Христа Спасителя, возведенный по проекту Константина Тона, был торжественно освящен 26 мая (7 июня) 1883 года.
Вид на Москву с Воробьевых гор. Литография по рисунку Огюста Кадоля из книги «Виды Москвы», 1825 год
5 ключевых этапов в истории храма Христа Спасителя
Мария Трошенкова
«Вечерняя Москва» предлагает вспомнить самые важные этапы в истории храма Христа Спасителя.
ЭТАП ПЕРВЫЙ: ХРАМ НА ВОРОБЬЕВЫХ
На территории храма Христа Спасителя на площади 16,5 тысяч квадратных метров появятся новые цветники, цветочное оформление и автоматическая поливочно-водопроводная система. / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
ЭТАП ВТОРОЙ: ХРАМ ВО СЛАВУ РУССКОГО ВОИНСТВА
На территории храма Христа Спасителя на площади 16,5 тысяч квадратных метров появятся новые цветники, цветочное оформление и автоматическая поливочно-водопроводная система. / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен.
ЭТАП ТРЕТИЙ: ДВОРЕЦ СОВЕТОВ
13 июля 1931 года вошло в историю искусств как черный день, ведь именно тогда на заседании ЦИК СССР под председательством Калинина было принято решение о сносе храма Христа Спасителя и возведении на этом месте Дворца Советов.
Амбициозный проект Дворца Советов был запущен в 1937 году. Колоссальное здание должно было взмывать ввысь на 420 метров, венчать его должна была фигура Владимира Ленина, привычным всем жестом указующего на город. Кстати, говорят, что из-за невозможности решить, в какую же сторону будет простирать свою длань Ильич, было решено поставить фигуру вождя на вращающуюся платформу. А из-за того, что здание было значительно выше всех строений в Москве и могло представлять потенциальную опасность для воздушных судов, на голове Ленина были запланированы специальные предупредительные фонари.
Так или иначе, но Дворцу Советов не суждено было появиться в столице. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и семиэтажной стороны, обращенной к Волхонке высотой до семи этажей. Крест на строительстве поставила Великая Отечественная война. В сентябре — октябре 1941 года металлические каркасы были использованы для изготовления противотанковых ежей, затем было разобрана и уже возведенная часть здания. В 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были направлены на Донбасс для строительства мостов на железной дороге, чтобы обеспечивать поставку угля в центральные регионы СССР. Когда война окончилась, от строительства Дворца Советов было решено отказаться.
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: БАССЕЙН «МОСКВА»
Огромный колтован в сердце Москвы, оставшийся на месте бывшего храма и не состоявшегося Дворца Советов, пустовал восемь лет. В 1958 году здесь началось строительство самого большого в мире открытого зимнего плавательного бассейна. Проектировал это сооружение архитектор Дмитрий Чечулин.
ЭТАП ПЯТЫЙ: ХРАМ ВОЗВРАЩЕННЫЙ