храм лонгина коряжемского расписание богослужений

Расписание Богослужений епископа Василия 9-13 декабря 2020 года

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

Епископ Котласский и Вельский Василий 9-13 декабря 2020 года совершит Богослужения в храме прп. Лонгина Коряжемского г. Коряжмы.

16:00 — Всенощное бдение.

10 декабря (четверг). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».

9:00 — Божественная литургия.

12 декабря (суббота).

16:00 — Всенощное бдение.

13 декабря (воскресенье). Неделя 27-я по Пятидесятнице. Апостола Андрея Первозванного.

9:00 — Божественная литургия.

Пресс-служба Котласской епархии
9 Декабря 2020

Новости

Публикации

Актуальная аналитика

12 сентября 2021 года, в праздник перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

8 июля 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил письмо председателю Правительства Российской Федерации М. В. Мишустину относительно проекта Федерального закона № 1191971–7, внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 11 июня с.г.

Заявление Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях

Круглый стол состоялся в Сретенской духовной академии 20 мая 2021 года

Заместитель председателя Епархиального суда г. Москвы протоиерей Владислав Цыпин прокомментировал решение суда по делу запрещенного в служении клирика Московской городской епархии протодиакона Андрея Кураева

Источник

Расписание Богослужений епископа Василия 6-7 июня 2021 года

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

Епископ Котласский и Вельский Василий 6-7 июня 2021 года совершит Богослужения в храме прп. Лонгина Коряжемского г. Коряжмы.

6 июня (воскресенье). Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Блж. Ксении Петербургской.

9:00 — Божественная литургия.

7 июня (понедельник). Третье обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

8:30 — Божественная литургия.

Пресс-служба Котласской епархии
5 Июня 2021

Новости

Публикации

Актуальная аналитика

12 сентября 2021 года, в праздник перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

8 июля 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил письмо председателю Правительства Российской Федерации М. В. Мишустину относительно проекта Федерального закона № 1191971–7, внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 11 июня с.г.

Заявление Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях

Круглый стол состоялся в Сретенской духовной академии 20 мая 2021 года

Заместитель председателя Епархиального суда г. Москвы протоиерей Владислав Цыпин прокомментировал решение суда по делу запрещенного в служении клирика Московской городской епархии протодиакона Андрея Кураева

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

Коряжемский храмовый комплекс, посвященный преподобному Лонгину, в бытность свою монастырем назывался так – Сольвычегодский Николаевский Коряжемский общежительный мужской монастырь. Он был основан Преподобным Лонгином (Логгином) Коряжемским в 1535 году. Расположен на берегу реки Вычегды, в устье реки Коряжемка.

При жизни Преподобного Лонгина здесь была поставлена деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца. В 1671 году был воздвигнут храм в честь Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, где хранились мощи Преподобного Лонгина Коряжемского.

Уже при первом Романове, Михаиле Федоровиче, за монастырем числилось «269 дворов, да двор монастырский, да 15 дворов пустых, а людей было 355 человек, да еще две мельницы». Епископ Вятский и Великопермский Александр, будучи выходцем из Коряжемской обители и родом из подмонастырской слободы, был привержен к своей, как теперь говорят, малой родине и к родному монастырю. Он много сделал для дальнейшего его развития. В частности, на свои келейные средства он построил в 1665-1671 году ка­менную Благовещенскую церковь на территории монастыря и при­слал колокол весом в 20 с лиш­ним пудов.

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

При императрице Екатерине II (Великой) положение монастырей ухудшилось. В 1764 году для пополнения государственного фонда была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. У Коряжемской обители также большая часть земельных владений была отобрана. Вскоре из-за бедности монастырь был упразднен, а штат приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. С 22 января 1864 года монастырь стал считаться закрытым.

Через 32 года, именно 13 апреля 1896 года, после­довал указ Святейшего си­нода о восстановлении Коряжемского монастыря в самосто­ятельности. Помимо большого молитвенно­го труда, в монастыре постоян­но велись ремонтные работы, хозяйственные службы. Число братии росло.

В 1904 году заложили новый каменный, доныне существующий храм Лонгина Коряжемского, с нижним пределом Николая Чудотворца. Он был закончен и открыт для богослужений в 1911 году.

После 1917 года Коряжемский монастырь был закрыт.

В сентябре 1918 года в монастыре были расстреляны находившийся здесь архимандрит Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосий (Соболев), архимандрит Николаевского Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря Никодим (Щапков), Серафим (Кулаков). В 2005 году Священным Синодом Русской Православной Церкви два архимандрита и два иеромонаха, расстрелянные в монастыре в 1918 году, были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

С приходом советской власти Коряжемский монастырь был закрыт в 1927г. На бывших монастырских землях возникли колхозы. На его территории устроили детдом-коммуну, потом управление треста «Котласбумстрой». В годы Великой Отечественной войны в монастыре находился штаб Котласского аэросанного училища. До 1957 года каменные здания в Коряжме были только в монастыре.

В 1988-м году решением Горисполкома церковный комплекс бывшего монастыря передан Коряжемской православной общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой. Ныне на месте бывшего монастеря создан приход храма Лонгина Коряжемского. В храме Лонгина Коряжемского хранятся православные реликвии: вериги и власяница основателя монастыря преп. Лонгина. Достопримечательностью храма являются два иконостаса, выполненные современным мастером резьбы по дереву Анатолием Панферовым.

На территории монастыря расположены:

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

В советское время здание использовалось под склад, а на втором этаже располагались кабинеты конторских служащих. В 1970 году заброшен, купола сломаны.

В 1989 году храм Возвращён верующим. Началось реконструкция.

. Нашли и откопали, а затем и восстановили колодец Лонгина. Перевезли из Сольвычегодского музея вериги и власяницу Лонгина, поместили в раку преподобного, под его же иконой, изготовленной на средства прихожанки. По чертежам, разработанным отделом главного конструктора КЦБК, силами ремонтно-механического производства изготовлены и установлены кресты, главы и купола. Построили часовню над колодцем, колокольню, где располагаются воскресная школа, квартиры для молодых священников, а вверху под шатровой кровлей, повесили колокола.

В верхнем храме Лонгина Коряжемского был проведен косметический ремонт. Поставили новый центральный подсвечник и престол в алтаре, на амвоне развернули красивое бронзовое ограждение, высоченный иконостас заполнили иконами, а также элементами резьбы по дереву. Сейчас там идут постоянные богослужения.

Много сил и средств было вложено в восстановление нижнего придела. Его оформлением занимались исключительно талантливые люди. Иконы, написанные яркими красками на библейские сюжеты, «фресковая» роскошь стен и потолка привлекают к себе взгляд прихожанина, заставляя его задуматься о жизни и о суете земной. Но самая впечатляющая красота – это, конечно, иконостас. Резьба по дереву – взлет человеческого мастерства. Автор резного великолепия, создатель и исполнитель, – житель Коряжмы А. Г. Панферов, профессиональный художник. Его творческий потенциал, высокие духовные стремления и золотые руки по молитвам и благословениям настоятеля отца Михаила создали это необыкновенное чудо. Сейчас там реставрационные работы закончены, и выглядит он просто сказочно

К основному объему с восточной стороны примыкает пятистенная алтарная апсида, перекрытая полукупольным сводом; с западной стороны – прямоугольное в плане помещение трапезной и небольшая пятистенная паперть. Трапезная покрыта двускатной крышей конькового типа. Апсида и паперть покрыты крышами с пятью скатами.

Здание построено из кирпича на каменном фундаменте. Крыши обшиты кровельным железом, окрашенным суриком.

. В середине ХХ века храм перестроен, венчания сломаны. Более 90 лет храм не действовал, в его стенах сначала располагалась тюрьма, потом склад.

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

В 1990-х возвращён верующим. Тогда началась реставрация храма. Прежде всего, из здания было вывезено несколько грузовиков мусора, а затем начались внутренние отделочные работы. В настоящее время оштукатурены стены, пол выложен плиткой. Сооружён новый купол. Существует проект иконостаса в стиле XVIII века – времени постройки храма.

Источник

Храм Лонгина Коряжемского (Коряжма)

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

Храм Лонгина Коряжемского (Коряжма) – приходской храм города, являвшейся до 1989 года храмом Николо-Коряжемского монастыря.

Содержание

История [ править ]

Коряжма молода как город, но история ее восходит к 1535 году, когда два монаха Вологодских монастырей Лонгин и Симон основали на берегу реки Коряжемки маленькую часовню в честь Николая Чудотворца. Позже на этом месте был построен монастырь, который по названию реки Коряжемки и часовни Николая Чудотворца был назван Николо–Коряжемским, а настоятелем его был сам Лонгин.

До 1665 года все строения в Николо-Коряжемском монастыре были деревянные. В 1671 году взамен деревянной Благовещенской церкви был построен каменный пятиглавый соборный храм с колокольней. 1746 году была построена и освящена каменная Спасская церковь.

В 1764 году монастырь получил статус III класса, но через сто лет в 1863 году был упразднён и приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Это произошло из-за частой смены игуменов, малочисленности братии и наличии на ближайшей территории множества монастырей.

В 1896 году по указу Святого Синода монастырь становится самостоятельным. Этому способствовало завещание первой гильдии купца Хаминова, в котором он назначил 40000 рублей на Коряжемский монастырь при условии восстановления его самостоятельности. С этого момента в монастыре возобновляется строительство. В результате были построены Николаевский собор (собор Преподобного Лонгина Коряжемского), Архиерейские палаты и монастырская ограда-кельи.

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

Новый каменный Николаевский собор был заложен 21 августа 1904 года, а освящен 13 октября 1913 года.

В начале ХХ века за оградой монастыря возвышались архиерейские палаты, колокольня и три каменные церкви, самой значительной из которых являлась Николаевская. Её двухэтажный объем, увенчанный восьмигранной звонницей с шатром, доминировал в округе.

В пятидесяти метрах к юго-востоку от Николаевского собора расположена одноэтажная Спасская церковь, увенчанная одной главкой с крестом. Между ними в 15-20 метрах от последней размещался каменный пятиглавый Благовещенский собор и шатровая восьмерик на четверике колокольня. В двух-трех метрах от юго-западного угла Благовещенского собора находился каменная часовня над колодцем, вырытым Лонгином.

В 1918 году монастырь закрыли, монахов расстреляли. На бывших монастырских землях возникли колхозы. На его территории устроили детдом-коммуну, потом управление треста «Котласбумстрой». В 1927 году Николо-Коряжемский монастырь закрыли окончательно. Благовещенский собор с колокольне разрушили в 1933 году. На территории обители не стало часовни, зарыли колодец, обветшали оставшиеся храмы.

В годы Великой Отечественной войны в монастыре находился штаб Котласского аэросанного училища. Десятки лет монастырские строения использовались под хозяйственные цели.

В 1989 году решением Горисполкома церковный комплекс бывшего монастыря передан Коряжемской православной общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой.

В 1991 году восстановлены стены патриарших палат, а также часовня над святыми (или царскими) вратами.

В 1993 году найден и восстановлен колодец, вырытый, по преданию, преподобным Лонгином, в 1994 году началось строительство надкладезной часовни, над главными воротами восстановлены купола с крестами.

В 1996 году начали строительства колокольни, которую закончили в апреле 1998 года освящением и поднятием колоколов на звонницу.

В 1997 году начали восстановительные работы на Спасской церкви и воздвижение купола с крестом.

Современное состояние [ править ]

Ныне на месте бывшего монастыря создан приход храма Лонгина Коряжемского.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

В храме хранятся православные реликвии: вериги и власяница преподобного Лонгина Коряжемского – основателя монастыря.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: 165651, Архангельская область, город Коряжма, ул.Кедровая, д.1

Как добраться: Добраться до храма преподобного Лонгина Коряжемского (ныне Николо-Коряжемского мужского монастыря) можно следующим образом: самолетом или поездом до г. Котлас и от Котласа до г. Коряжмы автобусом № 355 (Котлас-Коряжма).

Отправление из г. Коряжмы: 5-40, 6-30, 7-00, 7-20, 8-00, 8-40, 9-20, 10-00, 10- 50, 12-00, 12-30, 13-00, 14-00, 14-40, 15-30, 16-30, 17-10, 18-10, 19-10, 20-00.

Отправление из г. Котласа: 6-50, 7-40, 8-15, 8-40, 9-20, 9-50, 10-30, 11-20, 12- 00, 13-10, 13-40, 14-10, 15-10, 15-50, 16-50, 17-40, 18-20, 19-20, 20-20, 21-20

Источник

Православные Коряжмы и не только.

Богослужения совершаются ежедневно.

Божественная Литургия – 9.00

Вечернее Богослужение – 17.00

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

Православные Коряжмы и не только. запись закреплена
Движение СОРОК СОРОКОВ | ДСС

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослуженийВера кафолическая в том, что Единого Бога в Троице и Троицу в Единице почитаем, не сливая Ипостаси и не разделяя существо. Иная есть Ипостась Отца, иная Сына, иная Святого Духа. Но Едино Божество Отца, Сына и Святого Духа, равна слава, соприсносущно величие. Каков Отец, таков Сын, таков и Дух Святой. это не три бога, но Един Бог-Отец никем не сотворен, не создан, не рожден; Сын рожден от Отца, не сотворен, не создан; Дух Святой не сотворен, не создан, не рожден, но от Отца исходит. И в этой Святой Троице ничто не первое или последнее, ничто большее или меньшее, но все три Ипостаси соприсносущны себе и равны.
(Святитель Афанасий Великий)

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослуженийхрам лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослуженийхрам лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений
https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/tainstvo-ve..

храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Смотреть картинку храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Картинка про храм лонгина коряжемского расписание богослужений. Фото храм лонгина коряжемского расписание богослужений

Православные Коряжмы и не только. запись закреплена
Святой великомученик и целитель Пантелеимон

Димитрий Солунский (+ ок. 306), великомученик.

Один из наиболее чтимых святых в православном мире. Греки именуют вмч. Димитрия Мироточивым, т.к. его мощи источали миро, а в византийских текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес вмч.
Показать полностью. Димитрия связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти вмч. Димитрия. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой.

Сохранившиеся «Мученичества св. Димитрия» дошли до нас в текстах не ранее IX в. Болландист К. Биэй (де Би) [1], а затем И. Делeэ разделили их на 3 редакции, представляющие собой разные стадии формирования агиографической традиции вмч. Димитрия, каждая из которых развивает и обогащает предыдущую.

В основе т. н. Passio prima вмч. Димитрия («Первого Мученичества»), относящегося к IX в., лежит древнее несохранившееся сказание о великомученике. Это описание мученичества, ставшее источником всех последующих, представлено в 3 версиях: в «Библиотеке» Константинопольского патриарха Фотия Cod. 255 [2], в лат. переводе Анастасия Библиотекаря 876 г. вместе с рядом посмертных чудес вмч. Димитрия. [3], в кратком «Мученичестве» [4].

Согласно Passio prima, вмч. Димитрий был ревностным учителем христианской веры в Фессалониках. С прибытием в город рим. имп. Максимиана начались преследования христиан. Перед началом гладиаторских боев Максимиан повелел арестовать вмч. Димитрия, проповедовавшего недалеко от стадиона. Святой был заключен в находящихся неподалеку термах (общественных банях). Любимец Максимиана гладиатор Лий, обладавший сверхъестественной силой, был побежден юным простолюдином по имени Нестор. Разгневанный император вернулся во дворец и, когда ему сказали, что вмч. Димитрий напутствовал Нестора на поединок, он приказал пронзить святого копьями. Ночью благочестивые христиане взяли тело вмч. Димитрия и похоронили его среди развалин рядом с термами, где он был убит. Позднее здесь стали происходить чудеса и эпарх Иллирии Леонтий построил на этом месте часовню-мартирий во имя вмч. Димитрия. Passio prima не содержит никаких указаний ни на социальное положение вмч. Димитрия, ни на духовную дружбу Нестора с великомучеником как в более поздней агиографической традиции (в версии патриарха Фотия связь между победой Нестора и казнью вмч. Димитрия вообще отсутствует).

Анонимное Passio altera («Другое (иное) Мученичество») вмч. Димитрия, сохранившееся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. [5], содержит значительно больше сведений о св. мученике и его страданиях. Автор придал повествованию более логичную форму и добавил новые подробности, происхождение которых остается неизвестным. Эта редакция получила наибольшее распространение в рукописной традиции.

В Passio altera рассказывается о знатном происхождении святого и карьере на имп. службе. Вмч. Димитрий носил сан синклитика (сенатора), затем стал анфипатом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания ипата. Вмч. Димитрий открыто проповедовал слово Божие, и многие эллины приходили послушать его на городскую площадь к «портику медников». Он был схвачен солдатами и приведен к императору, которого автор ошибочно называет Максимианом Геркулием (Максимиан, правивший в 286–305 и 307–310).

Поскольку император в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над мучеником, которого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, вмч. Димитрий крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу.

После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что вмч. Димитрий помог победить Нестору, имп. Максимианприказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга святого Димитрия по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело вмч. Димитрия было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит. Много чудес и знамений совершилось у могилы мученика, и слава о святом распространилась по всей Македонии и Фессалии.

Позднее эпарх Иллирика Леонтий, страдавший тяжелым недугом, прибыл в Фессалонику, где был положен поверх могилы вмч. Димитрия и получил исцеление. Леонтий приказал снести старые печи, очистить место от проч. строений и воздвиг храм во имя вмч. Димитрия между общественными банями и стадионом. Он хотел взять часть мощей великомученика в Иллирик, но святой мученик явился ему ночью и запретил трогать мощи. Тогда эпарх увез с собой пропитанные кровью плащ и часть ораря великомученика. По дороге в Сирмий Леонтий несколько дней не мог из-за суровой зимы переправиться через Дунай. Вмч. Димитри явился ему и сказал, чтобы, взяв серебряный ковчег с реликвиями, он без страха переходил реку. Леонтий благополучно переправился на другой берег. Впоследствии на том месте, где колесница Леонтия задержалась в пути, происходило много чудес. В Сирмии (совр. Сремска Митровица, Сербия) он построил храм во имя вмч. Димитрия, недалеко от церкви св. Анастасии, в котором поместил ковчег со святынями.

Passio tertia («Третье Мученичество» принадлежит прп. Симеону Метафрасту (960-е гг.) и включено в его минологическое собрание под 26 окт. [6]. Сочинение Метафраста, основывавшееся на предшествующих «Мученичествах», расширено главным образом за счет многословия и агиографических топосов, но добавляет и некоторые детали о жизни вмч. Димитрия, прочнее связывает его с Нестором, подробнее рассказывает об обретении нетленных мощей при строительстве храма Леонтием. Сокращенный вариант этой редакции включен в Синаксарь Константинопольской Церкви кон. X в. [7].

Полагают, что описываемые в «Мученичестве» события произошли ок. 306 г., т. е. вскоре после издания 4-го эдикта Диоклетиана о преследовании христиан. Леонтия, построившего храм в Фессалонике, отождествляют с Леонтием, эпархом Иллирика, адресатом двух распоряжений императора Феодосия II, получивших впоследствии силу законов (412 и 413 гг.).

Делеэ, а за ним другие исследователи (Ф. Баришич, М. Викерз, П. Лемерль) подвергли сомнению сведения «Мученичеств» о том, что вмч. Димитрий пострадал в Фессалониках, т. к. древнейшие Мартирологи связывают мученическую кончину его с Сирмием. В Сирийском Мартирологе 411 г. под 9 апр. указана память «в Сирмии Димитрия» [8], а в 3 основных списках Мартиролога блж. Иеронима под этой же датой — «в Сирмии Димитрия диакона» [9]. В связи с этим была выдвинута гипотеза, что культ великомученика зародился в Сирмии. Когда в 441 г. Сирмий был разрушен Аттилой, резиденция правителя Иллирика и, вероятно, мощи святого были перенесены в Фессалоники, которая затем стала центром почитания вмч. Димитрия. [10]. Было высказано мнение, что первоначальным днем памяти святого являлось 9 апреля, а 26 октября могло быть датой перенесения его мощей. По мнению П. Шпека, культ вмч. Димитрия был перемещен в Фессалонику еще позже — после разрушения Сирмия аварами в 582 г. [11]. Далеко не все исследователи приняли эту гипотезу (серьезные возражения высказали греч. археологи, производившие раскопки в базилике вмч. Димитрия).

В древнейших Мартирологах речь может идти о др. мученике по имени Димитрий. Вопрос о месте происхождения культа вмч. Димитрия (Сирмий или Фессалоники) остается нерешенным. Самым ранним бесспорным свидетельством почитания вмч. Димитрия в Фессалонике является строительство в его честь базилики не позже V в. [12], значительные размеры которой указывают на важность культа этого святого для города уже в то время. Вся агиографическая традиция неразрывно связывает вмч. Димитрия с Фессалониками: здесь он принял мученическую кончину и совершил большую часть чудес.

Мощи и мироточение

В первом собрании Чудес вмч. Димитрия, составленном Фессалоникийским архиеп. Иоанном в 610–620 гг., содержатся важные сведения о гробнице и мощах святого. В то время было распространено мнение, что мощи его находились в земле под киворием. Из кивория, который почитался как «дом» великомученика, раздавался его голос, и туда шли, чтобы обратиться к нему за помощью. При этом автор не уверен в точном местонахождении мощей. Рассказывая о кивории, архиеп. Иоанн ссылается на местную традицию: «Где, как говорят, под землей лежат всесвятые его мощи» [13]. Однако в другом месте он утверждает, что мц. Матрона Солунская — единственная из фессалоникийских святых, о мощах которой имеются достоверные сведения [14]. В Чуде «О востребовании мощей мученика» архиеп. Иоанн рассказывает, как императоры Юстиниан I и Маврикий (582–602) безуспешно пытались получить частицы мощей святого. Первый получил ответ, что рабочие, пытавшиеся открыть захоронение, были отброшены сверхъестественной силой и императору была отправлена благоухающая пыль, собранная рядом с этим местом. Имп. Маврикию архиеп. Евсевий ответил, что не знает, где находятся мощи великомученика, поскольку он был похоронен тайно, так чтобы об этом могли знать только те, кто участвовал в погребении (Чудо I, 5 // PG. 116. Сol. 1240–1241).

В средневизантийский период меняется представление о местонахождении мощей вмч. Димитрия: считалось, что тело святого покоилось в гробнице, помещенной внутри кивория (Idem. S. 105–115, 148–149). В это время серебряный киворий был заменен на мраморный, в котором находился двойной саркофаг святого: внутри гробницы содержался меньших размеров ковчег (Idem. S. 128). C XIII в. упоминаются кенотаф и находящийся непосредственно под ним в земле саркофаг с мощами вмч. Димитрия. (Иоанн Ставракий, Константин Акрополит) (Idem. S. 133).

В X–XI вв. в соч. Иоанна Камениаты (904), Иоанна Скилицы (1040), Анны Комниной (1081) и др. появились сведения о мироточении в базилике вмч. Димитрия. (Macrides. 1990. Р. 194). Поскольку свидетельство Иоанна Камениаты (PG. 109. Col. 528), подвергается сомнению (предполагают, что эпитет «мироточец» добавлен переписчиком), то древнейшим бесспорным известием о мире вмч. Димитрия является Житие прп. Фантина, написанное в кон. Х – нач. ХI в.. Паломники собирали считавшееся чудодейственным благовонное масло и увозили его в специальных сосудах — ампулах, напоминающих по форме раннехрист. евлогии. Древнейшие найденные ампулы датируются XI–XII вв., они имеют изображение вмч. Димитрия с одной стороны, Богородицы, прп. Феодоры Солунской, мч. Нестора или вмч. Георгия — с другой. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Получили распространение и иконы с небольшим сосудом для мира (Walter. 1973. Р. 163).

Тропарь великомученика Димитрия Солунского
глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.

Кондак великомученика Димитрия Солунского
глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,// того бо еси утверждение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *