храм метаморфоза на айфоне
«Афон — это место, куда люди бегут от славы»
Что значит — впервые побывать на Афоне, и что значит — стать его частым гостем-паломником-трудником?
Что и кто создает особый афонский дух? И чем на самом деле занимаются монахи на Святой горе Афон?
Почему так здорово, что женщин не пускают на Афон? И за что геронда Григорий Дохиарский даёт пощечины, за которыми, бывает, выстраивается очередь?
Об этом, а также о других ярких впечатлениях от Афона вообще и от афонского монастыря Дохиар в частности порталу «Православная жизнь» рассказывает протодиакон Свято-Троицкого Ионинского монастыря Александр Плиска.
Впервые побывать на Афоне — это как ребенку в сказку попасть. Но самое яркое — общение с людьми, для которых Афон есть дом
— Вероятно, это был 2004 год. Тогда все говорили об Афоне, впрочем, как и сегодня. Много всего слышал и, конечно, очень хотелось поехать, но я об этом даже не мечтал. В то время таких частых, как сегодня, поездок на Святую гору ещё не было. Один знакомый священник, помню, сказал мне: “Если будет на то воля Пресвятой Богородицы, обязательно туда поедешь”. Именно чудесным образом все и сложилось. Чудеса, правда, как правило, происходят через людей. Ко мне Господь явил милость через отца Игнатия (Пакулова), благодаря которому неожиданно для себя самого и оказался впервые на Афоне.
— Вот Вы оказались на Афоне.
— Впервые — это как ребенку в сказку попасть, именно так все и было. Море впечатлений, даже дневник вел. Каждый день записывал, где были, что видели, что слышали, что ели. Пытался фотографировать.
Хотелось всё вместить в себя, наполниться афонской атмосферой, всё запомнить и запечатлеть…
Но самые яркие воспоминания – это общение с людьми, когда с кем-то поговоришь. Всё остальное стирается – природа, пейзажи, архитектура, службы, хотя всё и невероятно красиво. Но то ли из-за того, что пытаешься как можно больше увидеть, стараешься ничего не пропустить, — наступает момент, когда всё сливается в одну сплошную стену, и ты перестаёшь восхищаться красотами.
И самым ярким впечатлением, «вспышкой», остаётся в памяти — получасовой или десятиминутный разговор в поездке, те мгновения, когда ты общался с живым источником, с людьми, для которых Афон является домом.
Афон — это то место, куда уходят в безызвестность. В современном мире это не модно. А афонский дух создают люди своим бытом
— А о чём общались? Бытует мнение, что люди ездят на Афон, чтоб пообщаться с почти святыми людьми, решить свои житейские проблемы. Помолиться, отстоять многочасовые службы. А зачем Вы ездите на Афон?
— Люди не обязательно ездят на Афон решать проблемы. Афон – это уникальное место на земле, которое не оставляет равнодушным никого. Некоторые считают, что там такая уникальная атмосфера оттого, что это место – удел Пресвятой Богородицы. Может, так оно и есть. Но ведь существуют и другие уделы Пресвятой Владычицы.
Что же касается меня, Афон — это прежде всего место, где сложилась и хранится от века в век определённая система повседневного уклада христианской жизни, что именно и создаёт особенную афонскую атмосферу. Как сказал один мой друг, после долгих уговоров побывавший на Святой горе, Афон — это институт христианства, где можно увидеть всё воочию. Афонский дух создают люди своим повседневным бытом.
Афон – это место, куда люди бегут от славы. Когда мы слышим о пустынях, читаем жития пустынников, то представляем верблюдов, дремучие пески, отсутствие воды и растительности. Да, были и такие случаи. Но пустыня, в первую очередь, подразумевает безлюдность и тишину. Это когда человек может остаться наедине с самим собой. Афон — это тоже своего рода пустыня. Целью ухода в пустыню, пустынное место, у великих наших отцов было – найти самого себя, познать себя перед лицом Бога. Один из важных моментом для таких людей был уход в безызвестность.
Никто из пустынников никогда не стремился создать какую-то свою ситуацию, не искал своего, но бегал от мира. К примеру, прп. Антоний Печерский, уроженец Любеча, ушёл на Афон и, скорее всего, не собирался возвращаться на родину и создавать монастырь. Но сложилось иначе. Это называется послушанием. Пресвятая Владычица Богородица велела игумену монастыря, в котором подвизался преподобный, послать Антония домой на Русь. И, придя на киевские горы, преподобный не ищет своего, не стремится к известности, но ищет себе пещеру и уходит опять в безызвестность. И эта та черта, с которой каждому новому поколению всё тяжелее справляться. В современном мире безызвестность не в моде, на каждом шагу реклама и самореклама.
На Афоне, как говорил однажды игумен Дохиар геронда Григорий, лучше всего спрятаться в монастыре. Если пойдёшь жить в отдельную келию, в пещеру, — быстро станешь известным, люди пустят слух, что есть такой монах-пустынник, отшельник, не общается с миром, и выстроятся к нему в очередь.
Наверное, это именно то, чему стоит на Афоне поучиться.
Геронда Григорий узнав, что пришли друзья Макария, сказал: «Пусть поют Литургию». Это ошеломило нас — и пели, уж как могли.
— Как давно Вы знакомы с герондой Григорием Дохиарским?
— С декабря 2005 года, во время второго посещения Святой горы Афон. По благословению настоятеля Свято-Троицкого Ионинского монастыря отца Ионы (ныне епископа Ионы ) с некоторыми из братии Ионинского монастыря вновь посчастливилось посетить Афон. В конце поездки мы пришли в Дохиар к монаху Макарию, уроженцу Ялты, с которым все мы были знакомы. Так и познакомились с герондой Григорием (Зумисом).
Кстати, в этой поездке выпало счастье познакомиться и пообщаться с ещё одним прекрасным человеком, отцом Павлом из монастыря Григориат, лет шестидесяти, — греком, изучившим русский язык с целью ознакомления с богословским наследием русских святых. Все были под впечатлением.
— Чем они Вас впечатлили?
— Более прочего, кротостью и простотой. В книге «Иова» Господь, характеризуя Иова, первым делом говорит, что он прост, всё остальное потом.
Итак, через о. Макария нам посчастливилось познакомиться с герондой. Геронда узнав, что пришли друзья Макария, сказал: «Пусть поют Литургию». Это ошеломило нас, что всё вот так просто — узнали, что друзья, и пойте! Так и было, пели, уж как могли, на славянском в греческом монастыре. По окончании же Литургии мы пришли в восторг от того, как вся братия монастыря «едиными устами и единым сердцем» пела утешительный канон Пресвятой Владычице Богородице перед честным Ее образом «Скоропослушницей».
После же трапезы вдруг геронда говорит: «Ну что, Макарий, пойдём, что ли, пообщаемся с твоими друзьями». И мы провели два часа в уникальной, весёлой, жизнерадостной беседе с герондой Григорием. Пели всё, что просил геронда – и народное, и церковное, на украинском, на русском. Нас было много, ионинских, – отец Паисий, отец Иоасаф, отец Силуан… Прекрасное время, прекрасные воспоминания. Было очень весело, мы были в шоке от того, насколько геронда прост и жизнерадостен в обхождении, какой он любвеобильный человек.
Люди очень часто «играют роли». Геронда никогда не пытается кому-то понравиться или произвести впечатление. И пощёчину может залепить.
— Сколько лет он настоятель?
— В Дохиаре настоятель с 1980 года.
У всех людей есть какая-то стилизация, хотят они этого или не хотят. Люди очень часто «играют роли» — что священнослужители, что миряне, без разницы, кто они по профессии, по своему призванию, служению. Такова природа человека. Даже в быту люди играют, подстраиваются под выбранный имидж, подстраиваются под других людей, под ситуацию. Менее стилизованного человека, чем геронда Григорий, я в жизни не встречал. Этот человек такой, какой он есть. Я никогда не видел у него даже тени игры, желания выглядеть перед кем-то хорошо или плохо. Он чрезвычайно жизнерадостный и любвеобильный человек, с необычайной энергией, но он никогда не пытается кому-то понравиться или произвести на кого-либо впечатление. Никогда.
— Говорят, бывает, что геронда и пощёчины даёт?
— Не только пощёчины, и палкой ещё может дать. И многие иногда получают. Удивительно, но у таких счастливчиков не видал я ни тени обиды и горечи.
Геронда — нам: «Ну, я на работу, устраивайтесь, и жду Вас, приходите трудиться ». Чтоб вы понимали, мы приехали в Дохиар на один день
— А Вам давали, отче?
— Конечно, много раз (смеётся). Когда Геронда рассержен или огорчен, — пощечины не будет. Не от досады они и не от раздражения. Спросит, например, тебя о чём-то, ты ответишь, а он тебе в ответ пощёчину залепит. Подумаешь, поразмыслишь, все верно, по делом. Многие за счастье считают получить такую затрещину.
Был такой случай. Мы с товарищами приехали в очередной раз на Афон. Поднявшись на вершину Святой Горы и направив стопы к посещению некоторых из монастырей, решили часть своих вещей отправить на материк, чтоб облегчить свои ноши. «Оставьте, — говорю друзьям,— только рабочую одежду, которую не жалко». «Зачем?» — вопрошают они. «В Дохиаре, возможно, придётся поработать», — говорю. И тут они выдают: «Слушай, такая хорошая поездка, прошлись по Афону, спали в таких аскетических местах, не порть нам поездку, какая работа?» Это уже слишком, мол. Я им: «Там — геронда. послушание. ». «Не переживай, договоримся с твоим герондой!», — с улыбками отвечают. Они ещё не были с ним знакомы. Но вещички всё же оставили.
Заходим в Дохиар и сразу встречаем сияющего идущего на работу геронду в рабочей одежде в воротах монастыря. Добро пожаловать, вопросы, ответы, пощечины, весело, некоторые желающие выстраиваются на второй круг. Отвесил ли мне? Естественно, приговаривая: «Экскурсовод, прогулка, туристы. » ( смеется ).
Один из друзей ошеломлённо произносит: «Да, меня уже давно безответно никто не бил», — счастливо улыбается. Тут геронда ко всем нам: «Ну, я на работу, устраивайтесь, и жду Вас, приходите трудиться ». Чтоб вы понимали, мы приехали в Дохиар на один день, на следующий уже уезжали. А дело было в обед. То да се, традиционное угощение в архондарике в виде ракии, лукума и кофе, поселение, прошло немало времени. Я друзьям: «Сейчас душ, пол часика сон и. » И тут они: «Куда отдохнуть, ты что?! Там геронда на работе, ждёт нас!». Да, думаю, вот дела — не собиравшиеся трудиться бегут первыми. Чем занимались? Тем же, чем и вся братия в тот день: заготавливали камень для стройки на каменоломне. В результате все были счастливы.
На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью
— Что отличительного в афонских службах? Говорят, что это — нечто особенное, будто поднимаешься на Небо.
— Служба воспринимается очень естественно, нет ощущения напряженности и искусственности. На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью. Это создаёт спокойную атмосферу на службе, все знают, зачем они здесь, это их дом. И ещё на Святой горе Афон большая разница между праздниками и буднями, что создаёт определённый ритм: праздничные службы — это одно, воскресная служба — это другое, ежедневные службы — это третье. Все в совокупности: умиротворенные молящиеся монахи, архитектура и убранство храмов, иконопись, византийское пение, — всё это создаёт незабываемые ощущения и переживания.
Есть такая глава Типикона — «О светильниках», регламентирующая зажигание лампад и свечей в храме в определенные моменты Богослужения. В года учебы в духовных школах все мы задавались вопросом, зачем кому-то сегодня нужно знать, когда во время службы зажигать, когда тушить свечи. Так думает большинство современных церковных людей. Зажгли паникадило, электричество включили, вот вам и всё. А лампады, мол, зажигают только для того, чтобы принести жертву Богу.
И вот на Афоне, где электричество при Богослужении не употребляется, пришло понимание: “зажечь” и “потушить” оказалось настоящей музыкой. И вся эта музыка начинает звучать, когда служба совершается в три часа ночи. Вы приходите в храм — горят несколько лампад, потом зажигается лампада ещё и ещё, потом зажигается свеча… Это целая поэзия, выражающаяся в светильниках. Как пример, лампада перед иконой Спасителя — мы не просто приносим жертву Спасителю, но свет от лампады освещает лик Спасителя, чтоб мы Его могли лицезреть. Когда же мы включаем электрический свет, что освещает лампада? Ничего.
— А цветы в храмах на Афоне есть?
— У каждого монастыря — свои традиции. В Дохиаре много традиций с острова Патмос. На каждый большой праздник пол устилают различной зеленью. Например, на Вербное воскресенье храм будет завешен крестиками из пальмовых ветвей, а на Пасху пол будет устлан лавандой. На другие же праздники — листьями цитрусовых деревьев. Также могут украшаться цветами иконы. От этого такой изумительный аромат в храме…
Здорово, что женщин на Афон не пускают. Афон — это пустыня. Монах уходит в пустынное место. О каких женщинах может идти речь?
— Вы так рассказываете, что возникает желание увидеть всю эту красоту, почувствовать. Напрашивается вопрос, правильно ли, что не пускают женщин на Афон?
— Очень здорово, что их туда не пускают. Афон — это пустыня. Монах уходит в пустынное место. О каких женщинах может идти речь? Для чего в пустынном месте женщина?
Афон изначально сформировался как территория мужского монашества. Может быть, когда-то сформируется где-нибудь “женский Афон”, и там будут одни женщины, за исключением приходящего для совершения Богослужений духовенства.
В женских монастырях в Греции есть “закрытые часы”, когда не пускают мужчин — ни священников, ни монахов, ни мирян. Вы приедете в монастырь как паломник, а Вам скажут: «Вот часы посещений, всё остальное время монастырь закрыт». И это очень правильно, и испытано временем.
— Рассказывают страшные истории, будто все женщины, нога которых ступала на Афон, чуть ли не умирали на месте или в ближайшее время, или же тяжело болели всю жизнь.
— Проникали женщины на Афон, и ничего страшного с ними не происходило. Продолжали жить дальше. Дело ведь не в том, ступала ли женская стопа на Афон, а монахи на этом сосредоточились и это отслеживают. Нет, совершенно не так! Просто нет смысла в пребывании женщин на Афоне. Афон, повторюсь, — это пустыня.
А вообще были различные исторические случаи: так, однажды прибило к берегам Афона лодку с женщинами, пытавшимися нелегально из Турции проникнуть в Грецию. Приехали полицейские, составили протокол, Афон продолжает свое бытие.
Главное — чтоб у монаха не было праздности, чтоб он был всё время занят, чтоб не жил более обеспеченно, комфортно, чем человек в миру
— Полуостров, море, закаты, рассветы… Романтика. На Афоне это замечают?
— Нельзя сказать, чтоб этого не замечали. Но эта красота Афона для афонских монахов, как Крым для крымских жителей, которые никогда не купаются в море.
Вот для геронды Григория главное — чтоб у монаха не было праздности, чтоб монах был всё время занят, чтоб не жил более обеспеченно, комфортно, чем живёт человек в миру. Кто-то разделяет мнение геронды, кто-то — нет…
Многие представляют себе Афон так: «Монахи сходили на службу и вернулись в келию, сели, читают духовные книги, созерцают красоты, читают молитву Иисусову, пока Ангела не увидят, таким образом приближаясь к Вечности». Всё не так. На Афоне монахи молятся и трудятся, пытаясь избежать всякой праздности.
Главное на Афоне — Богослужение, вокруг него всё созидается. И любой человек может найти здесь себе монастырь по духу
— Чем уникален Афон?
— На Афоне двадцать крупных монастырей, у которых подобно филиалам есть скиты, келии. И любой человек может найти себе подходящий по духу монастырь. Человек трезвомыслящий и адекватный может подвизаться в любой обители. По воле Божьей, безусловно. Есть монастыри, где акцент — на физическом труде, есть монастыри — где интеллектуальный труд.
— Чем занимаются монахи в свободное от молитвы время? Какие виды работы Вам предлагали?
— Монастырь — это достаточно большая территория, хозяйство. Следить за чистотой храма, территории, братских корпусов, гостиниц для паломников. Кто-то трудится на трапезе, другие в садах и огородах, иные в прачечной, иные в иконописной, другие в столярной мастерской и кузне.
Есть монастыри, где все эти обязанности разграничены, а есть такие монастыри, где стараются делать всё все вместе. Дохиар — один из таких монастырей. Стройки, ремонты, труд в огородах и садах, — работу искать не нужно, работы очень много.
Каждый монастырь сам определяет, сколько времени уделять труду. Главное — Богослужение, вокруг него всё созидается.
Надо ехать на Афон просто — как в деревню к любимому дедушке. Главное — понять, для чего едешь, и погрузиться в молчание, чтоб услышать Бога
— Как настраиваться на Афон?
— Никак не настраиваться. Можно много всего умного сказать: настраиваться на покаяние, на молитву. Надо ехать на Афон просто — как в деревню к любимому дедушке. Много в голову не брать, главное — понять, для чего ты едешь и не тратить своё время понапрасну, погрузиться во внутреннее молчание, чтоб услышать, что Бог тебе скажет.
В заключение приведу одну историю, которую рассказывал геронда Григорий. Однажды на Афон приехал человек, который состоял в организации по охране архитектурных памятников, шел он по монастырю и все время что-то рассказывал геронде. Геронда вывел его обратно к воротам монастыря и говорит так, с любовью: «Слушай, кто сюда заходит в первый раз, тот имеет право только молчать и внимать, кто второй раз заходит, тот может еще смотреть и слушать, кто третий раз заходит, может что-то говорить».
Фото из личного архива отца Александра
Храм метаморфоза на айфоне
Афон (греч. Айон Орос) – название православной монашеской республики в составе Греции, Афонского полуострова, Святой Горы и залива. Афон доступен лицам мужского пола. В основном, ездят с двенадцати лет. Паломники могут брать с собой детей или внуков мужского пола, достигших школьного возраста. Иногда даже дошкольников пускают на Афон. Окончательное решение принимается той обителью, через которую паломник запрашивает для себя диамонитирион. На территории Святой Горы запрещено купаться в море, загорать, курить, слушать мирскую музыку, надевать броскую одежду ярких расцветок. Здесь недопустимо ходить в шортах. Нельзя присутствовать на церковных службах в рубашках, имеющих короткие рукава.
Содержание
Список монастырей Афона в порядке официальной святогорской иерархии: [ править ]
№ | Название | Страна | Основан | Престольный праздник | Главные святыни | Скиты | Телефон |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Великая Лавра (греч. Μεγίστη Λαύρα). | Греция | 963 г. | 18 июля, в день памяти преп. Афанасия Афонского | Крест и жезл св. Афанасия; чудотв. иконы: «Экономисса» и «Кукузелисса»; мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. ап. Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина и др. | Карулия, Продром, Большая Святая Анна, Малая Святая Анна, Кавсокаливия, Катунаки-Данилеи | 23754 (Великая Лавра); 23294 (Продром); 23320 (Большой скит св. Анны); 23320 (Малый скит св. Анны); 23319 (Кавсокаливия); 23316 (келья Данилеи) |
2 | Ватопед (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι) | Греция | 972 г. | 7 апреля, в день Благовещения | Пояс Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы Богоматери «Всецарица» ( XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава свт. Иоанна Златоуста. | Андреевский | 41488 (Ватопед); 23621, 23810 (Андреевский скит) |
3 | Иверский (греч. Ιβήρων) | Греция | 972 г. | 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы | Чудотворная икона «Иверская» (Вратарница, Портаитисса), почитаемая с IX века. | 23643 | |
4 | Хиландар (греч. Χιλανδαρίου) | Сербия | 1197 г. | 4 декабря, в день Введения во Храм |
27 сентября, в день Воздвижения Креста
14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы
6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского
4 августа, в день св. Марии Магдалины
10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского
Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает около 2000 монахов.
Юрисдикция и исполнительная власть Афона [ править ]
В системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы» (греч. Αυτόνομη Μοναστική Πολιτεία Αγίου Όρους). Представляет собой самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей. Юрисдикционно Афон принадлежит Вселенскому Патриархату с 1312 года. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом.
Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.
Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня. Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии. В 1-ю группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен. Во 2-ю: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита. В 3-ю: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра. В 4-ю: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. В 5-ю: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.
Учебные заведения Афона [ править ]
«Афониада» (̓Αθωνιάς), Афонская церковная школа (Αθωνιάδας Εκκλησιαστικής Σχολής) — православное богословское училище, расположенное в Андреевском ските Ватопедского монастыря на Афоне.
Родословие современной «Афониады» ведут с середины XVIII века. В 1748-1749 годах монахи Ватопеда по предложению своего настоятеля иеромонаха Мелетия решили организовать в обители духовную школу, которая явилась бы «оплотом греческих знаний, воспитания и всяческого научения в области как философских, так и богословских наук». Ватопедское училище получило также название Афонской духовной академии или «Афониады». В 1750 году Константинопольский патриарх Кирилл V вместе со Священным Синодом утвердил её устав. Курс обучения составляли две ступени: грамматика и философия. Первым преподавателем школы стал преподобный Неофит Кавсокаливит. В июле 1753 года дидаскалом школы стал Евгений (Булгари). Когда Булгари прибыл в «Афониаду» там обучалось 20 иноков, но его известность стала быстро привлекать в школу новых учеников. В 1754 году был издан патриарший указ о сборе милостыни в пользу академии. Вскоре было построено здание, рассчитанное на 170 учащихся. В том же году начала работать типография. На начальной ступени обучение вели Неофит Кавсокаливит и Панайотис Палама. Вскоре место Неофита занял иеродиакон Киприан. По некоторым сведениям, в училище преподавал также преподобный Афанасий Паросский. Среди воспитанников школы в период её первого расцвета был равноапостольный Косма Этолийский.
Несмотря на успешное развитие школы, деятельность Евгения (Булгари) стала вызывать недовольство афонских старцев и патриарха Кирилла V, который в то время находился на покое и проживал при «Афониаде», и в 1759 году Евгений был вынужден покинуть школу. После Евгений (Булгари) Афонскую академию возглавил Николай (Зерзулис), до этого преподававший математику в Константинопольской патриаршей школе. Вскоре академия начала приходить в упадок, количество учеников уменьшилось, и спустя два года Зерзулис и Палама оставили ее. В 1769 году по приглашению жившего на покое на Святой Горе патриарха Серафима II в академию приехал иеромонах Кирилл, но вскоре уехал обратно. С 1782 года здесь преподавали выходцы с Крита иеродиакон Киприан и его брат Иоанн. Занимавший тогда патриарший престол Гавриил IV старался материально помогать академии. В 1799 году Афонская академия прекратила свою деятельность.
Патриарх Каллиник V пытался собрать деньги на ее восстановление, но безуспешно. В 1813 и 1842 годах предпринимались попытки возобновления духовного образования в Карее.
В 1953-1954 учебном году в странноприимном корпусе Андреевском ските близ Кареи открылось Афонское церковное училище (̓Αθωνιὰς ̓Εκκλησιαστικὴ Σχολή). В 1972 году училище получило новую организацию и перешло на 6-летний курс обучения. Основной целью обновленной «Афониады» было заявлено «достойное священства всестороннее образование святогорских монахов в согласии с духом Православной Церкви и древнего святогорского монашества».
Ныне Афонское училище является учреждением афонских монастырей и действует под надзором Священного Кинота и трехчленной комиссии, при содействии греческого Министерства образования (в настоящее время финансирование осуществляется главным образом за счёт государства). Среди ее выпускников не только монахи, но и несколько мирян.
Учиться в Афониаде имеют право не только мальчики из Греции и Кипра, но и других стран. Так, среди выпускников школы есть граждане России, Таиланда, США. Каждый учебный год школа набирает около 100 учеников возрастом от 12 лет. С родными и близкими воспитанники «Афониады» не имеют никаких контактов, школьные учителя заменяют им родителей, ведь вместе с детьми они молятся в храмах, трапезничают и живут.
Типичный учебный день школьника на Афоне проходит совсем не так, как у ученика мирской школы. Воспитанники «Афониады» просыпаются в 6 утра, умываются, одеваются, идут в храм на утреню. После службы 45 минут дети учат уроки, потом завтракают и отправляются на занятия. В обед дети идут на трапезу, где слушают жития святых, а после трапезы ложатся отдыхать. После дневного сна дети отправляются на вечернюю службу, потом полдничают и получают около часа свободного времени. Это единственное свободное время за день. Затем ученики садятся за уроки на три часа, а когда выучат, идут на ужин и повечерие. Перед сном еще около 45 минут дети могут уделить чтению или урокам.
Для юношей, решивших связать свою жизнь со служением Господу, учиться в «Афониаде» очень перспективно, так как по окончании школы они без экзаменов смогут поступить на богословские факультеты греческих вузов.
Подворья афонских монастырей [ править ]
Документы для паломничества и транспортное сообщение [ править ]
Все клирики должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Бюро находится по адресу: Салоники, бульвар Караманли. Добираться на автобусах 173, 546, 38. Тел. (30-31) 833733, 861611. Поскольку правила выдачи разрешений время от времени меняются, мы рекомендуем желающим предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения.
Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников.
В Салониках необходимо сесть на автобус до Урануполя (Уранополь, Уранополис), из которого отправляется корабль к монастырям. Автобус отходит в 6 часов утра от автостанции «КТЕЛ Халкидикис» и прибывает в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. Диамонитирион дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате (центральном исполнительном органе управления Афона) в Карее (административном центре Афона). В монастырях и при посадке на корабль просят предъявить этот документ.
С диамонитирионом необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни – главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Карий, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Кариях паломников ожидают машины из некоторых монастырей.
Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т.д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, которой, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.
Приехав на Афон, паломник должен сначала придти в тот монастырь, в котором он просил диамонитирион. И только потом паломник может продолжить свой «поход» по другим монастырям и кельям Святой Горы. В противном случае паломник рискует не получить в следующий раз благословения на паломничество на Афон в том же самом монастыре.
Традиции и особенности паломничества [ править ]
Существует официальный законодательный запрет въезда на Афон женщинам и животным женского пола. Запрещён въезд на полуостров для священнослужителей и мирян без специального разрешения.
Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Юридически Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).
Купание на Афоне не благословляется. Дно моря у берегов Афона изобилует морскими ежами, что делает купание фактически невозможным.
Паломнику [ править ]
C чего начать [ править ]
Больше книг о паломничестве на Афон см. здесь
Если у вас ещё нет заграничного паспорта, то надо его получить; сделать это можно в районном управлении внутренних дел. Процедура занимает обычно около месяца, плата за оформление паспорта весьма умеренная.
Следующий этап – получение греческой (точнее, шенгенской) визы. В крупных городах, где есть греческие консульства, визу можно оформить самостоятельно. Однако мы советуем обратиться за визами в турфирму, чтобы поберечь своё время, а билеты на чартерный авиарейс (такие билеты стоят в полтора-два раза дешевле) самостоятельно купить невозможно.
До Салоник – ближайшего к Афону крупного города – можно добраться на поезде (с пересадкой в Софии, отправляется в летний период один раз в неделю) или на автобусе из Москвы, но нам представляется, что сэкономленное авиаперелётом время лучше провести на Святой Горе, тем более что ваши расходы никак не будут связаны с продолжительностью пребывания на самом Афоне – ночлег и пропитание в святогорских обителях принципиально бесплатные.
Обращаться в турфирму желательно заблаговременно – не менее, чем за месяц до даты вашего предполагаемого вылета. Все клирики, желающие посетить Святую Гору, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники, желающие посетить Святую Гору, должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников (Графио Проскинитон) в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Поскольку правила выдачи разрешений на посещение Афона меняются, мы рекомендуем предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения. Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что в некоторых обителях не всегда существует достаточно мест для приёма посетителей. Но во время своих панигиров монастыри принимают всех паломников без исключения. Всегда остановиться можно в Дионисиате, Андреевском ските, Костамоните, Агиу Павлу. Обязательно надо предварительно договориваться о ночлеге в Пантократоре, Ставрониките, Симонопетре, Хилендаре.
Ехать на Афон, по разным причинам, лучше всего небольшой группой – вдвоём или втроём.
Стоит иметь в виду, что многие греки изъясняются по-английски. Пригодится и знание европейских языков. На Святой Горе подвизаются монахи со всего мира. Есть среди них немцы, французы, финны, австралийцы, латиноамериканцы. Можно говорить и на родном языке – русские монахи и послушники есть во многих обителях Святой Горы (в частности, Дохиаре, Агиу Павлу, Лавре, Филофее).
Что взять с собой на Афон [ править ]
Если вы соберётесь ехать на Афон в конце весны или в начале осени, то одеваться следует по-летнему: температура в эти времена года в Греции обычно бывает 25–30 С, а дожди выпадают чрезвычайно редко. Не забудьте, что вы едете в место, которое является тысячелетним центром православного монашеского делания, и, стало быть, ваша одежда должна быть не пляжных расцветок; рубашки необходимо выбрать с длинными рукавами. Не забудьте также про головной убор, который защитит вас от палящего южного солнца.
Очень важно правильно выбрать обувь, потому что вам придётся много ходить. Дороги на Афоне в основном двух типов: новые грунтовые и старые, выложенные камнями тропы. Поэтому лучше взять с собой две пары обуви: сандалии и кроссовки. Последние особенно необходимы тем, кто вознамерится подняться на вершину Святой Горы. Кроме одежды, рекомендуем взять с собой:
Тому, кто возьмёт с собой фотоаппарат, следует помнить: на Святой Горе фотографировать разрешают во многих монастырях, но далеко не во всех (следует всякий раз испрашивать на это разрешение), а вот видеосъёмка строго запрещена везде, и камеру лучше с собой не брать. Решением Священного Кинота здесь запрещена любая видеосъемка. Если вы рискнете взять с собой видеокамеру, при посадке на паром, отправляющийся на Афон, ее у вас могут конфисковать. На обратном пути также конфискуются при обнаружении и любые носители видеоинформации.
Cобирая вещи в дорогу, стремитесь свести их количество и вес к минимуму, отбирая только самое необходимое.
Предполагаемые расходы [ править ]
Все суммы указаны, естественно, приблизительно, с учётом того, что вы путешествуете (и тратите деньги) не в одиночку.
Итак, предположительно вам предстоит оплатить:
Итого минимально, в зависимости от сезона и выбранного способа перемещения, получается около 170 долларов и 350–500 евро.
Кроме того, вполне естественно, вам понадобятся деньги на афонские сувениры, оплату попутного транспорта на Святой Горе, дополнительную еду там же и тому подобное.
Передвигаться между афонскими обителями можно пешком, на катере, а также на микроавтобусах, курсирующих в разные точки Святой Горы из Кареи. Цена билета будет прямо зависеть от количества пассажиров: чем больше попутчиков, тем дешевле обойдётся проезд.
Если путешествовать по Афону на машине, желая увидеть как можно больше, потихоньку перестаешь воспринимать череду встреч с драгоценными свидетельствами благодати Божией. Прочувствовать монастырь и получить настоящую духовную помощь можно, добираясь до обителей пешком и проживая в каждой хотя бы день. На Святой Горе не следует торопиться.
Так что будем считать, что паломничество может обойтись вам в 600–650 долларов; это на 300–400 долларов меньше стоимости путёвки в любом православном паломническом агентстве. Конечно, и эта сумма весьма значительна, но то, что вы увидите и к чему сможете прикоснуться сердцем, обладает ценностью неизмеримо большей.
Деньги на Афоне [ править ]
Все услуги на Афоне (транспорт и прочее) оплачиваются в евро. Приобретать в монастырских лавках можно тоже только за евро. Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования монастырям осуществляются по желанию паломника.
Опасности природы [ править ]
За безопасность паломника на Афоне никто не несет ответственность.
Ночевать на открытом воздухе не рекомендуется ни при каких условиях, так как это опасно. На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы.
В южной части Афона есть район, который местные называют Карули («цепи») — это скалистое место, где с незапамятных времен селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более ста метров над уровнем моря. Соответствующие таблички находятся в самом начале этой опасной тропы, знавшей и несчастные случаи.
Паломникам, стремящимся к вершине Афона [ править ]
Кто поставил своей целью подняться на вершину горы Афон лучше всего для этого путешествия подходит сентябрь и первая половина октября. Не рекомедуется совершать восхождение зимой. В спутники по восхождению возьмите с собой тех, кто уже был на вершине. С собой необходимо приготовить: горные ботинки, теплую куртку, свитер, спальный мешок и др. На пути паломники останавливаются в маленькой церквушке Панагиа, расположенной в 2-х км от вершины.
Ночлег на Святом Афоне [ править ]
Важно знать, не все монастыри и скиты принимают на ночлег без предварительного запроса. О том, где вы будете ночевать и путешествовать, находясь на Святой Земле, следует позаботиться заранее. Лучше всего заблаговременно позвонить или направить факс в соответствующий монастырь или скит и испросить благословения придти в обитель в соответствующий день и зарезервировать себе место в архондарике (монастырской гостинице). В противном случае, оказавшись в монастыре без уведомления, паломник рискует получить отказ.
В большинство скитов и маленьких келий, где живут от двух до пяти монахов, попасть на ночлег практически невозможно, если в этих скитах или кельях у вас нет знакомых монахов.
К монастырям, которые, как правило, требует заблаговременной резервации места в архондарике, относятся: Ватопед, Иверский монастырь, Каракал, Ксенофонт, Ксиропотам, Симонопетра, Ставроникита, Свято-Пантелеимонов монастырь, скит Святой Анны.
Полный список телефонов монастырей и скитов приведен в соответствующем разделе (см. ниже).
Размещение в монастырской гостинице [ править ]
Паломникам, имеющим приглашение монастыря, предоставляется возможность пребывания в монастыре на время, определенное при оформлении поездки.
Паломникам, заехавшим на Афон без приглашения монастыря, ночлег предоставляется только на одну ночь при условии наличия свободных мест.
Афонское время [ править ]
Все монастыри, кроме Иверского, живут по так называемому византийскому времени. То есть стрелки часов ежедневно ставятся на полночь в момент захода солнца за горизонт. Летом разница между греческим и византийским временем около трех часов. Зимой она достигает шести часов. Однако, общаясь с мирянами, местные монахи для простоты понимания называют греческое время.
Время монастырского богослужения [ править ]
21:00 — 9-й час, вечерня, молебен (по пятницам вместо молебна служится панихида).
00:00 — малое повечерие с акафистом.
7:00 — полунощница, утреня, 1-й,3-й,6-й час, Божественная Литургия (в воскресные дни утренняя служба начинается в 8:00; в зимний период утреннее Богослужение начинается позже: в будни – с 8:00, в воскресные дни – с 9:00).
22:00 — 9-й час и малая вечерня.
23:45 — малое повечерие, великая вечерня, утреня, 1-й час.
10:00 — 3-й, 6-й час, Божественная Литургия (в зимний период служба начинается в 12.30, весной и осенью начало службы объявляется особо по окончании всенощного бдения).
Исповедь и причастие [ править ]
Монастырская трапеза [ править ]
Одежда паломников [ править ]
Закрытие монастырских ворот [ править ]
Свечи [ править ]
В греческих храмах свечи можно увидеть далеко не у каждой иконы. Как равило, в притворе храма, а иногда и вовсе на улице возле входа, располагаются несколько больших подсвечников, наполненных песком, в который и ставятся свечи. В Греции нет традиции ставить свечи отдельно «за живых» и «за усопших», их ставят вместе. Возможно, это связано с тем, что в Евангелии сказано, что для Бога «все живы» (Лк. 20:38). Панихидного стола в греческих храмах нет. Свечи в греческих храмах не продаются, за них оставляют пожертвование, сумма которого никак не установлена и определяется лишь возможностями человека. Свечи всегда можно взять в нужном количестве в свечном ящике, опустив пожертвование в прорезь на его крышке. Чтобы не вносить в греческий храм суету, ставить свечи лучше всего до или после службы.
Получение благословения [ править ]
У греческих священнослужителей нет традиции носить крест поверх облачений. Крест поверх рясы или подрясника – это отличительная особенность русских священников. Но в Греции можно увидеть крест на архиереях. Поэтому если вы захотите получить благословение у греческого священника, не смущайтесь тем, что на нем «нет креста». Если Вы захотите получить у греческого священника благословление, то нужно подойти и сказать: Πατερ, ευλογειτε!/Патэр, эвлогитэ (Батюшка, благословите). В ответ услышите: ο Κυριος/о Кириос (Бог благословит).
Записки [ править ]
На Святой Земле, в Западной Европе и Америке русские паломники, как правило, подают записки, написанные латиницей, и почти всегда также поступают в Греции. Это приемлемо в больших городах, но в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие священнослужители знают английский язык, не стоит. Поэтому имеет смысл заранее составить записки на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта не найти. Все записки можно составить в электронном виде и потом распечатать, так как писать на греческом получается далеко не у всех, а если и получается, то занимает очень много времени. Распечатанные «греческие» записки значительно облегчают жизнь греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, совершают молебны или спокойно уносят в алтарь. Подавать записки лучше всего до или после службы, а не во время совершения богослужения. Здесь находятся таблицы имен и духовных званий по-гречески и по-русски.
У греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь – чудотворных мощей и икон.
Поведение в храме [ править ]
Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения.
На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.
Как звонить на Афон [ править ]
Если у вас русская sim-карта, то набирайте +7 10 30 23770 и затем номер (номера телефонов монастырей указаны в таблице выше), а если вы купили греческую sim-карту, то набирайте 23770 и номер.
Услуги связи Греции [ править ]
Мобильная телефонная связь в Греции популярна, как и в большинстве европейских стран. На территории страны действует мобильный стандарт GSM.
Существует три варианта мобильной связи для тех, кто собрался на отдых в Грецию.
Первый – это роуминг. Все крупнейшие операторы России предлагают услуги роуминга на территории Греции. Перед поездкой в страну просто оформите или активируйте услугу международного роуминга у оператора в зависимости от вашего тарифного плана и пакета услуг. И главное, не забудьте положить деньги на счет, чтобы пользоваться телефоном на протяжении всего отдыха.
Второй вариант (и он более выгодный) – воспользоваться услугами местных операторов и купить местную SIM-карту.
В Греции на данный момент несколько мобильных операторов, но не все предлагают услуги предоплаты по карточкам, что, безусловно, удобно. Вы можете воспользоваться услугами компаний – Q-Telecom (Кью-Телеком) и Vodafone (Вадафон).
И в качестве третьего, достаточно выгодного, варианта связи можно порекомендовать туристические SIM-карты от компании Word Travel Telecom (Уолд Трэ-вэл Телеком). Стоимость международных звонков, в том числе в Россию, с такой карты ниже, чем стоимость звонка из греческого таксофона или с мобильного телефона с российской SIM-картой, а входящие международные звонки бесплатны.
Также услуги международного роуминга по туристическим SIM-картам Globalsim (Глоблсим) предоставляет компания HBS Global (Аш-Би-Эс Глобл).
Необходимые телефоны в Греции [ править ]
Справочная служба по дежурным аптекам – 107
Справочная служба по дежурным больницам – 106
Расписание движения поездов местного сообщения – 145
Расписание движения поездов международного сообщения – 147
Расписание движения пассажирских судов – 143
Расписание движения автобусов дальнего следования – 142
Туристическая информация – 171
Посольства и консульства [ править ]
Посольство Греции в России:
Консульский отдел Греции в Москве:
Генеральное консульство Греции в Санкт-Петербурге:
Генеральное консульство Греции в Новороссийске:
Посольство Российской Федерации в Греции в Афинах: