учебный план надомного обучения для детей с умственной отсталостью
Учебный план надомного обучения для детей с умственной отсталостью
Учебный план образовательного учреждения составлен в соответствии с:
Учебный план – нормативный документ, определяющий реализацию Государственного образовательного стандарта общего образования, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования.
Учебный план регламентирует организацию общеобразовательного процесса:
II. Особенности индивидуального учебного плана для детей, обучающихся по АООП на дому
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация.
Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Учебный план включает две части:
I – обязательная часть, включает:
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
В прилагаемых таблицах представлен годовой и недельный учебный план для варианта II общего образования обучающихся с умственной отсталостью, рассчитанный на 13-летний период обучения (с 1 (дополнительного) по 4 и с 5 по 12 классы).
Индивидуальный годовой учебный план АООП
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант II)
Примерная коррекционная программа обучающегося с умственной отсталостью ( надомное обучение)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
коррекционная программа обучающихся с умственной отсталостью
Разработана для надомного обучения ученика 1 класса
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Э.И. Шиф и др.). Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерны следующие особенности:
— такие дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
— характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
— недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
— восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются недифференцированностью, глобальностью;
— для мышления данной категории детей характерны те же негативные особенности, что и для сенсорной деятельности. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность. Узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
— такие дети часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеют место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.
Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.
Занятия по развитию познавательных процессов необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе занятий необходимо использовать различные виды деятельности: игровую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению предъявляемого материала.
Необходимо учитывать, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И.М., Ульянцевой М.В., Комаровой С.В.
В предлагаемой программе основной целью является развитие познавательных процессов детей у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Данная цель реализуется через решение задач в разделах:
«Формирование у детей мотивации к сотрудничеству со взрослым»:
Сформировать эмоциональный контакт с каждым ребенком, направленность на сотрудничество со взрослым;
Сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности;
Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией;
Учить понимать цель действия;
Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, опираясь на образец действий, по словесной инструкции).
«Развитие сенсорных и когнитивных процессов»:
Развивать зрительное (восприятие формы, величины, цвета предметов), слуховое, тактильно-двигательное восприятие;
Учить выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
Формировать целостный образ предмета;
Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем;
Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
Развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом перемещающегося предмета;
Обучить установлению причинно-следственных связей и зависимостей;
Развивать зрительную и слуховую память;
Развивать стойкость и переключаемость внимания;
Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
«Обучение доступным видам творческого труда»:
Учить обводить по контурам ладони и пальцев мелками (карандашами) с помощью взрослого, показывать и соотносить руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений;
Учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, горизонтальные, округлые линии; проводить пальцем, кистью, специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки;
«Развитие представлений о себе и окружающей среде»:
Учить показывать и по возможности называть членов своей на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
Учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос уши, спина, живот);
Формировать представления о временах года, их особенностях;
Познакомить с дикими и домашними животными;
Развивать общую моторику (выполнение посильных упражнений, развитие общих движений, развитие движений рук и др.);
Развивать мелкую моторику (обучение перекладыванию игрушек различной величины, игры с мелкими игрушками, кидание и ловля различных предметов, развитие соотносящих действий, развитие движений пальцев и кистей рук).
Категория и возраст обучающихся.
Данная программа рассчитана на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 3 до 18 лет.
Организационные условия проведения занятий.
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 66 учебных часов. Занятия проводятся индивидуально, 2 раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут.
Направления реализации рабочей программы.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с учащимся указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:
Формирование у ребёнка мотивации к сотрудничеству со взрослым;
Развитие сенсорных и когнитивных процессов;
Развитие представлений о себе и окружающей среде;
Обучение доступным видам творческого труда;
Основные приемы обучения.
Совместные действия ребенка и взрослого;
Действия по подражанию действиям педагога;
Действия по образцу, по словесной инструкции;
Приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления формируемых представлений;
Элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
Воспроизведение величины, формы предметов, с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений;
Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе деятельности.
Структурно каждое занятие педагога-психолога включает три этапа.
Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые содержательно преобразуются.
Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени.
Подготовку к каждому занятию мы планируем осуществлять особенно тщательно, убирая предметы, отвлекающие внимание осуществляя качественный отбор дидактических и игровых материалов, которые должны находиться вне поля зрения ребенка. Также нами предполагается оценка трудностей, успехов, результатов продвижения детей по формируемым понятиям в конце занятия.
Форма участия других лиц в реализации программы.
Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители ребенка, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность присутствовать на занятиях с целью обучения необходимым приемам и методам работы с детьми, посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы.
Занятия по реализации данной программы проводятся в комнате ребенка. Для работы с ребенком приобретена удобная для него доска. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития. В коррекционно-развивающей работе используются современные здоровьесберегающие технологии («гимнастика мозга», методическое пособие «Прозрачный мольберт»), специальное оборудование (доска с графитовым стержнем, гимнастические мячи, сенсорные игрушки).
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 3 до 18 лет будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка:
Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта;
Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности;
Сформировать в контексте сенсорного и когнитивного содержания следующие умения:
— выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
— выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
— сформировать интерес и положительное отношение к играм и игрушкам с сенсорным содержанием;
— узнавать на ощупь знакомые предметы;
— адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, опираясь на образец действий, по словесной инструкции).
Сформировать в контексте представлений о себе и окружающей среде следующие умения:
— показывать и по возможности называть членов своей на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
— показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос уши, спина, живот);
— обводка по контурам ладони и пальцев мелками (карандашами) с помощью взрослого, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений, в том числе и с использованием пособия «Прозрачный мольберт» (пример игрового упражнения «Здравствуйте, ладошки»);
— выполнять простые игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела («кинезиологические упражнения») по подражанию действиям взрослого.
Сформировать в контексте обучения доступным видам творческого труда и развития моторики следующие умения:
— рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, горизонтальные, округлые линии; проводить пальцем, кистью, специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки;
— работать с пластилином, овладеть приемами работы (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями и т.д.);
— осуществлять соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату деятельности.
Способы определения результативности программы.
Диагностика уровня развития данной категории является неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям. Мы предлагаем при определении уровня развития детей на диагностическом этапе оценивать качественное содержание доступных им действий, а именно оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Как наиболее значимые, мы предлагаем взять за основу следующие уровни осуществления деятельности (Бгажнокова)
– деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
– деятельность осуществляется по подражанию;
– деятельность осуществляется по образцу;
– деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
– деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
– умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности мы предполагаем использовать следующую градацию и условные обозначения:
— действие (операция) сформирована – «ДА»;
— действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ»;
— действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО»;
— действие (операция) пока недоступна для выполнения – «НЕТ».
Результаты диагностик мы планируем отображать в индивидуальных профилях развития детей.
Формы и методы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
В процессе реализации программы используется индивидуальная форма контроля в виде тестовых заданий.
Выбор методов диагностики определяется возрастом детей и уровнем интеллектуального развития.
Форма подведения итогов реализации программы.
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведения итогового занятия в наилучшей для детей форме с учетом полученных результатов. Это может быть нетрадиционное занятие в виде праздника с последующим вручением рекомендаций родителям по дальнейшему сопровождению детей.
Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть положительные отзывы родителей.
Данная программа представлена в виде 6 разделов.
Адаптированная образовательная программа 2 класс (надомное обучение) / на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучаемых с умственной отсталостью под редакцией Воронковой В.В./
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНАЯ ШКОЛА №18» ШПАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬТНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Адаптированная образовательная программа
2 класс (надомное обучение)
/ на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучаемых с умственной отсталостью
под редакцией Воронковой В.В./
для учащейся 2 А класса
Учителя начальных классов МКОУ СОШ №18 х.Демино
Шпаковского района Ставропольского края
Блохиной Юлии Алексеевны
квалификационная категория : соответствие занимаемой должности
Адаптированная образовательная программа для учащегося с умственной отсталостью разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;
Письма Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Письма Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»
Приложения к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/6 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
Приказа Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10
Устава МКОУ “ СОШ № 18” х.Демино
Образовательной программы на МКОУ “СОШ № 18” х.Демино 2018-2019уч.год
Учебного плана МКОУ “СОШ № 18” х.Демино 2018-2019уч.год
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 2011года.
Адаптированная образовательная программа состоит из рабочих программ по математике,письму и развитию речи,чтению и развитию речи, развитию устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности и трудовому обучению.
Адаптированная образовательная программа составлена для ученцы 2 А класса МКОУ СОШ №18 х.Демино надомного обучения Николаенко Валентины на 2018-2019 учебный год и согласована с родителями.
Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития ученика средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Девочка по состоянию здоровья, согласно заключению ПМПК обучается на дому по специальной (коррекционной) программе для детей с умственной отсталостью. Имеет мотивацию к учебной деятельности. Первоначальные учебные навыки сформированы слабо.
Направленность программы: формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в домашних условиях.
В программе представлено 8 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю.
Учебный план ученика 2 класса надомного обучения
Николаенко Валентины на 2018-2019учебный год
-улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка;
— потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение. Нумерация первого десятка.
Отрезок числового ряда 11-20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков. Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки «>», «
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15= 10+5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1ч., 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.
Называние компонентов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).
Понятия «больше на…», «меньше на…». Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
Овал. Луч. Построение луча.
Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.
Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов. Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.
Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).
Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника.
Построение геометрических фигур по вершинам.
Повторение материала за год
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Решение примеров и задач, содержащих отношения «меньше», «больше на», «увеличить». Решение составных арифметических задач. Построение луча, отрезка, угла, треугольника, прямоугольника, квадрата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требование;
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Освоить роль ученика;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Участвовать в паре;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
названия компонента и результатов сложения и вычитания;
математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
различие между прямой, лучом, отрезком;
элементы угла, виды углов;
элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге;
чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
определять время по часам с точностью до 1 часа.
Развитие жизненной компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Алышева Т.В., Математика: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образ. учрежд. 8 вида.В 2 частях- 5-е издание.- М.,«Просвещение», 2013
ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «Математика, 2 КЛАСС»
Первый десяток. Ориентирование в пространстве и во времени
Знать состав числа 10; уметь считать до 10 и обратно
Знать состав числа 10; уметь считать до 10 и обратно
Уметь сравнивать числа в пределах 10; уметь применять знаки отношений больше (>), меньше (
Сравнение отрезков по длине
Уметь сравнивать отрезки по длине
Контрольная работа №1 по теме: «Решение примеров и задач»
Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы
Уметь считать в прямом и обратном счете в пределах 20
Уметь считать в прямом и обратном счете в пределах 20
Меры длины: дециметр
Знать единицы длины
Увеличение числа на несколько единиц.
Уметь увеличивать числа на несколько единиц
Уменьшение числа на несколько единиц.
Уметь уменьшить число на несколько единиц
Прямая линия. Луч. Отрезок.
Уметь различать прямую, отрезок и луч.
Число 11Числовой ряд. Письмо числа 11
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 11.
Число 12. Числовой ряд. Письмо числа 12
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 12
Число 13. Письмо числа 13. Место в числовом ряду
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 13
Число 14. Место в числовом ряду. Сравнение
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 14.
Число 15. Получение числа 15
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 15
Решение примеров и задач в пределах 15
Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 15
Число 16. Получение числа 16.
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 16
Число 17. Получение числа 17.
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 17.
Число 18. Получение числа 18.
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 18
Число 19. Получение числа 19.
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 19
Число 20. Получение, запись.
Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 20
Знать понятие «однозначные» и «двузначные» числа. Уметь сравнивать однозначные двузначные числа
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд
Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд
Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд
Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд»
Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы
Однозначные и двузначные числа.
Знать понятие «однозначные» и «двузначные» числа. Уметь сравнивать однозначные двузначные числа
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд
Решение задач, используя краткую запись
Уметь решать задачи по краткой записи
Решение простых арифметических задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц
Уметь решать задачи, содержащих отношение «больше на
Решение примеров в пределах 20, путем разложения уменьшаемого
Уметь решать задачи, содержащих отношение «больше на, меньше на
Решение задач с недостающими данными
Уметь решать простые задачи на сложение и вычитание
Переместительное свойство сложения
. Переместительное свойство сложения
Название компонентов при сложении. Решение примеров
Знать компоненты сложения и вычитания
Увеличение числа на несколько единиц.
Уметь увеличивать числа на несколько единиц
Уменьшение числа на несколько единиц.
Уметь уменьшить число на несколько единиц
Контрольная работа № 3 по теме: «Решение примеров и задач в пределах 20»
Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы
Сложение двузначного числа с однозначным
Уметь складывать десяток с однозначным числом;
Вычитание однозначного числа из двузначного.
Уметь вычитать однозначного числа из двузначного
Сложение с числом 0.
Уметь складывать числа с 0.
Знать виды углов; элементы угла. Уметь сравнивать углы; чертить прямой угол с помощью чертежного угольника
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин
Уметь решать задачи с единицами времени
Уметь называть дни недели. Знать количество дней, суток в неделе
Уметь определять время по часам с точностью до 1 часа. Знать единицу времени.
Уметь решать задачи с единицами времени. Знать единицу времени.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд
Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд
Знать виды углов; элементы угла. Уметь сравнивать углы; чертить прямой угол с помощью чертежного угольника
Составные арифметические задачи.
Уметь решать задачи в два действия
Сложение с переходом через десяток.
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Прибавление чисел 2,3,4
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Прибавление числа 5
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Прибавление числа 6
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Прибавление числа 8
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Прибавление числа 9
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Контрольная работа № 4 по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»
Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы
Уметь различать геометрические фигуры
Вычитание чисел 2,3,4.
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Уметь различать геометрические фигуры; чертить треугольник на бумаге в клетку по заданным вершинам
Решение примеров на вычитание с переходом через десяток
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Годовая контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток
Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы
Уметь называть дни недели. Знать количество дней, суток в неделе
Повторение Деление на две равные части.
Уметь применять полученные знания и умения
Повторение Деление на две равные части.
Уметь применять полученные знания и умения
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы (34 часа)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.
Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
-согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя)
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение (8 Часов)
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Повторение (1 Час)Повторение пройденного за год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результатыизучения курса
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные универсальные учебные действия
У второклассника продолжат формироваться умения:
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Познавательные универсальные учебные действия
У второклассников продолжат формироваться умения:
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У второклассника продолжать формироваться умения:
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Учащиеся должны знать:
прописные и строчные буквы;
гласные и согласные буквы;
звонкие и глухие согласные;
твердые и мягкие согласные;
правила переноса слов;
правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;
правила оформления предложения.
Перечень учебно- методических средств обучения.
Программа 0 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронкова.- М.: Просвещение, 2009.
Учебник русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова.- М.: Просвещение, 2011.