храм на егорьевском шоссе
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
небольшая подборка комиксов с Башорга
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Егорьевское шоссе и Святые места
Егорьевское шоссе и Святые места
Храм во имя Святой Троицы, село Хотеичи, 1811-1823
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Хотеичи
Каменная пятиглавая церковь с трапезной, декор в духе провинциального классицизма, сооруженная в 1811-1823 при помощи графини И. И. Воронцовой. Четырёхъярусная колокольня в псевдорусском стиле построена в 1851. В трапезной Благовещенский и Никитский приделы. Богослужения прекращены в 1939, занята складом удобрений. Открыта в 1995, отреставрирована.
Троицкая церковь была построена в 1823 г. с Благовещенским и Никольскими приделами. В 1851 г. владелец села М.П. Позен соорудил каменную колокольню вместо деревянной и соединил её с храмом. К 1879 г была завершена роспись храма.
Закрыли Троицкий храм 7 января 1939 г. после последней Рождественской службы. Через несколько лет в колокольне устроили склад солярки, и гусеничные трактора заезжали внутрь колокольни для заправки. Главную часть храма заняли элеватор и склад удобрений.
После отпуста архиепископ Григорий поздравил прихожан с великим торжеством, передал благословение Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а затем в благословение за усердные труды в деле восстановления Троицкого храма и приходской жизни вручил общецерковные награды: настоятелю храма протоиерею Андрею Коробкову Патриаршую грамоту, орденом благоверного князя Даниила Московского были отмечены: Шагов С.В. – руководитель реставрационных работ Троицкого храма, Койда П.Н. – попечитель Троицкого храма с. Хотеичи и Мясин А.А. – прораб строительной бригады Троицкого храма, медали Даниила Московского был удостоен Снурницин А.А. – помощник руководителя по строительству Троицкого храма с. Хотеичи; Патриаршая грама также была вручена Павлову Б.Н. – попечитель Троицкого храма; Благодарственной митрополичьей грамотой был отмечен священник Александр Нестеров – клирик Троицкого храма с. Хотеичи и Благословенных митрополичьих грамотами были удостоены: Балдёнкова К.С., Пирогова В.М., Жукова М.Ф. и Ромашкина А.И. – служащие Троицкого храма с. Хотеичи.
Храм Вознесения Господня, село Речицы, 1845-1840
Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы, ул. Центральная, д. 52
Кубический четырёхстолпный храм, строившийся с 1845 в духе проектов К. А. Тона в богатой деревне, отделившейся от игнатьевского прихода. Из-за нехватки средств венчание выполнено однокупольным, освящён в 1860. Боковые приделы Казанский и Георгиевский (освящены в 1866). Многоярусная колокольня с тёплым Петропавловским приделом пристроена в 1895-1899. В советские годы не закрывался.
Храм Вознесения Господня в селе Речицы находится на 38 километре Егорьевского шоссе. Впервые село Речицы в документах упоминается в 1744 году, как деревня Гжельской дворцовой волости. В 19-ом веке деревня относится к Удельному ведомству. Основной специализацией жителей было производство майолики. Хорошее месторасположение, быстрый рост населения способствовали увеличению количества заводов. Если к началу 19 века их было семь, то в 1824 году уже тридцать шесть. Для удовлетворения духовных потребностей был необходим храм.
И вот на средства купцов, промышленников, и простых людей в 1859 году была построена церковь. Весной, 26 марта 1860 года высокопреосвященнейшим митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) был освящён главный придел в честь Вознесения Господня. Храм построен по типовому проекту архитектора Тона. По плану вокруг главного купола на четырёх углах должны были быть поставлены четыре малых купола. Но средств не хватило, и здание имеет свой нынешний вид. Тем-же объясняется и отсутствие в алтарной части апсиды. Главный придел храма имеет (почти уникальный ныне) резной липовый иконостас замечательной работы. По штату храму полагался священник, диакон, дьячёк и пономарь. Первым священником в новой церкви стал отец Константин Попов, диаконом Пётр Хивский.
Шесть лет служба шла в Вознесенском главном приделе, пока шли работы по устройству боковых приделов. Они сделаны проще, скромнее, но в своей симметрии хорошо вписываются в общий интерьер храма. В 1866 году, 9 октября были освящены антиминсы для священнодействия в Казанском и Георгиевском приделах. Теперь храм соединил в себе три придела: в честь Вознесения Господня, в честь Казанской иконы Божией Матери, как одной из наиболее чтимых на Руси, и придел Великомученика Георгия Победоносца (о том что народ Гжели имел особое почитание этого святого говорит и тот факт, что в соседнем селе Игнатьево в 1863 году была построена церковь «Георгия на глинках».
Храм Вознесения имел большое значение в жизни прихожан села Речицы. С первого дня своего основания много внимания уделялось благотворительности и просвещению. Собирались средства в пользу бедных духовного звания, пожертвования на открытие школы. В 1876 году открыто начальное училище. Первым учителем был диакон Александр Разумовский.
Но, богослужение в храме зимой сопровождалось неудобством: было холодно так как здание не отапливалось. Стараниями прихожан, и с пощью добровольных приношений с других мест был сооружён храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла. Он пристроен к летнему храму, и ниже и уже его по размеру. Это позволило сделать возможным отопление при помощи двух печек,облицованных кафелем, выработанным на Коняшинском заводе (ныне не существующем). До нас дошла запись на проекте иконостаса для алтаря в честь апостолов Петра и Павла. Надпись гласит: «1899г. Сентябрь 29. Разрешается и благославляется устройство иконостаса по сему плану. Владимир, Митрополит Московский». Таким образом в начале 20-го века открылось богослужение в Петропавловском приделе. Вместе с новым храмом была построена мощная колокольня.
Теперь в зимнее время служба идёт в храме Петра и Павла. Последняя летняя служба совершается в Вознесенском храме на Покров Божией Матери. А в первый день Пасхи,по традиции служба совершается в летнем храме, в главном приделе.
Вознесенский храм села Речицы никогда не закрывался. В этом нужно отдать должное памяти протоиерея Иоанна, служившего в послевоенные годы,когда храм был на грани закрытия.
Особых внутренних изменений храм не претерпел. Отопление было переведено на водяное. Обе печки были снесены(последняя в 1979 году). В том же году была полностью перекрыта крыша летнего храма с заменой обрешётки и балок. В 1947 году,во время грозы, от удара молнии произошёл пожар на колокольне. Пострадал купол колокольни, который был восстановлен уже несколько иначе только в 1998 году. Стены храма расписаны не были, но были отштукатурены и покрашены. Только в 1981 году был расписан алтарь зимнего храма, а в 1985 году обновлены стены, где на южной стороне была нанесена фреска изображающая Успение Божией Матери.
В храме имеется чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери. С этим местночтимым образом происходили многолюдные крёстные ходы от Егорьевска до Бронниц. В настоящее время сей благочестивый обычай почти утрачен, и сохранился лишь в местном значении. Сейчас в деревне Жирово происходит встреча крёстных ходов из приходов Георгиевского храма села Игнатьево, Покровского храма села Карпово и Вознесенского храма села Речицы. Торжество завершается молебном с акафистом в честь чудотворной иконы.
Храм Святителя Алексия, Середникого, 1693 г
Московская область, Солнечногорский муниц. рай, деревня Середниково
Храм во имя святителя Алексия, Митрополита Московского, построили в 1693 г. владельцы Середняковской усадьбы князья Черкасские. Первоначально храм возводился как однопрестольный.
В середине XIX в. усадьба стала собственностью В.И.Фирсановой. Она реконструировала усадьбу и храм, пристроила два новых придела: в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя святой великомученицы Параскевы (вместо одноименных разрушенных церквей в Благовещенке и Подолино), была возведена колокольня. Иконостас церкви сделали местные мастера-краснодеревщики.
В Середникове, в усадьбе своей бабушки, провел четыре лета поэт М.Ю.Лермонтов; здесь венчался П.А.Столыпин.
Храм в советское время оставался единственным действующим в районе. Известно, что святая блаженная Матрона посещала храм святителя Алексия в последние годы своей жизни.
В 1941 г. последний рубеж обороны Москвы проходил по руслу реки Горетовка в 100 метрах от храма. Колокольня была разрушена, но богослужения не прекращались.
В 2000 г. колокольню восстановили на пожертвования прихожан. Сейчас в храме ежедневно совершаются богослужения.
17 ноября 2009, в храме Святителя Алексия в Середниково (Московская обл.) состоялось торжественное возвращение икон «Богоматерь с младенцем» и «Св. Алексий митрополит Московский», похищенных в 1987 г. Передал иконы храму руководитель Росохранкультуры А.В. Кибовский.
В 2008 г. иконы были выставлены на аукционные торги в Москве. Росохранкультуре их удалось обнаружить и вернуть при содействии Национального Лермонтовского центра в Середниково.
Возвращенные образа были в 1902 г. в числе других икон подарены храму представительницей семейства московских купцов и промышленников В.И.Фирсановой – владелицей усадьбы Середниково. В иконостасе храма сохранились еще две иконы с аналогичным оформлением окладов.
—————————
Церковь Николая Чудотворца в Жабках,1907-1916
Московская обл., Егорьевский р-н, д. Жабки
Краткое описание Кирпичная однокупольная церковь в духе эклектики, построенная в 1907-1916, колокольня, видимо, не была достроена по проекту. Боковые приделы Скорбященский и Живоносный Источник. Закрыта в 1930-х. В настоящее время пустует.
Литература: В. И. Смирнов «Мы егорьевцы» М., 1999
—————————
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Карпово, 1864-1870
Московская обл., Раменский р-н, с. Карпово
Четырехстолпная церковь в псевдорусском стиле, увенчанная декоративным пятиглавием, с многоярусной колокольней. Выстроена на средства купца Глазкова по типовому проекту. Закрыта в 1940, открыта в 1990, ремонтируется.
О Глазкове.
Заводчик Глазков конец своей жизни прожил в Германии, где и скончался в начале XX столетия. По его завещанию его тело было привезено на родину в село Карпово и захоронено на территории храма.На могиле была установлена большая черная гранитная плита, которая впоследствии была украдена. Сейчас место захоронения взято под защиту церкви.Погребение огорожено.
—————————
Церковь Святого Великомученника Георгия Победоносца (Старообрядческая), Новохаритоново 1910-1913
Московская обл., Раменский р-н, с. Новохаритоново
Краткое описание До нач. ХХ в. молитвенный дом размещался в частном доме. Затем на средства И. Е. Кузнецова был построен кирпичный шатровый храм с невысокой звонницей у угла, хороший образец стиля модерн. Церковь принадлежала неокружнической общине. Закрыта в 1929, занята складом. Открыта в 1990, отремонтирована, ныне принадлежит Древлеправославной Церкви (новозыбковцам).
Церковь Святой Троицы, Рязанская обл., с. Тума, 1823-1851
В старинном селе Тума издавна существовала деревянная церковь, выстроенная неизвестно когда. С годами она ветшала и приходила в негодность. В 1823 году в селе началось строительство нового каменного храма в честь св. Троицы. Деньги на возведение церкви собрало местное купеческое сословие. Тума считалась крупным торговым селом, поскольку находилась на пересечении торговых путей, и поэтому там процветало купечество.
В храме устроено четыре придела: один в честь Покрова Богородицы, другой во имя Архангела Михаила, третий в память св. Николая Чудотворца и четвертый в честь пророка Ильи. Главный престол посвящен св. Троице. Дополнительные приделы освящены в 1841 году. К 1848 году был готов и центральный престол, но произошло непредвиденное – в храме случился пожар, который сильно повредил иконостас. Пришлось изготавливать иконостас заново, и к 1851 году строительные работы в храме были завершены. Тогда же состоялось и освящение главного престола. Через двенадцать лет, в 1861 году, рядом с храмом вознеслась колокольня, сложенная из белого камня. Высота шпиля с крестом около 15 метров, а общая высота составляет около 80 метров.
Чудесный иконостас выполнен из белого мрамора итальянскими мастерами. Настенные фрески написаны ученики художника Васнецова по его эскизам.
Храм хорошо сохранился и дошел до наших дней. В советские времена его закрывали только на шесть лет, поэтому в церкви многое сохранилось и не подверглось разорению и разрушению. Сегодня храм открыт для верующих, и там проходят церковные богослужения.
—————————
Церковь Троицы Живоначальной в Шарапово, 1869-1882
Московская обл., Шатурский р-н, с. Шарапово, ул. Центральная, д. 1А
Деревянная церковь была перевезена в 1869 из Лелечей, с 1882 заменялась по частям каменной. Состоит из основного объема типа восьмерик на четверике, трапезной с Зачатьевским и Успенским приделами, и колокольни. Закрыта в кон. 1930-х, с годами заброшена. В 2002 возвращена верующим, отреставрирована.
Установлен крест на храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в селе Шарапово Шатковского района. Об этом сообщает сайт Нижегородской епархии.
Благочинный Шатковского округа иерей Василий Лютянский рассказывает: «История храма поучительна и интересна. Построен он в 1803 году в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. В 1937 году храм закрыт и вскоре разорен. В том же году был расстрелян последний настоятель храма иерей Павел Васильевич Иорданский.
В 1990 году храм снова открыт, а в 2005 году, по воле Божией, выпало новое испытание: в июле бурей сломало крест, и он повис на куполе.
Все приходы нашего благочиния отозвались на беду храма села Шарапово и собрали некоторую сумму денег для восстановления креста. Нашлись и спонсоры из областного центра.
На сегодняшний день правый придел храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы остается разобранным до основания
shurov_oleg
Олег Шуров
Храмы Егорьевского района
По всей Руси, как рассыпанное жемчужное ожерелье, стоят Православные храмы. Это не только средоточие Веры, но и Душа Русского человека. Трудно оценить значение храма в жизни простых людей…
Нет двух похожих храмов в России. Каждый сам по себе. Красотой СВОЕГО храма гордились перед соседями. Для них всегда выбирали самые красивые места. И чтобы видно было за много вёрст…
Я продолжаю рассказ о храмах Подмосковья. Сегодня мой рассказ о храмах Егорьевского района. Обзор начинаем с городских храмов Егорьевска:
Проекция расположения Красного собора, справа Казанская церковь
Егорьевск – Старообрядческая церковь Георгия Победоносца
Кирпичный храм, выстроенный в 1882 году как большая моленная. При реконструкции в 1906 г. завершен пятиглавием, построена шатровая колокольня. Закрыт в 1936 году, венчания сломаны. Был занят домом пионеров. Открыт в 1996 году, в 2014-м начато строительство колокольни.
Егорьевск – Церковь-часовня Анастасии Узорешительницы
Крест на месте будущего строительства церкви-часовни, строящейся на городском кладбище.
урочище Гвоздна – Старообрядческая часовня
Старообрядческая, деревянная одноглавая часовня у чтимого источника, выстроенная на месте упраздненной в конце XVIII в. православной церкви. Сломана в 1930-х. Восстановлена в 2003 году. Недалеко от неё почитаемый камень.
Николо-Крутины – Часовня над источником
Шувое – Старообрядческая церковь Троицы Живоначальной
Старообрядческая деревянная церковь, перестроенная в 1915 году архитектором Мартьяновым Н.Г. из молельни постройки 1860-х. Небольшой однокупольный храм с трапезной. В советское время не закрывалась.
Шувое – церковь Троицы Живоначальной
Небольшая кирпичная церковь общины РПЦ МП, строящаяся с 2013 года у поселкового кладбища. Одноглавый четверик с полукруглым алтарем, притвором и колокольней.
У этого рассказа обязательно будет продолжение, в котором я расскажу о храмах следующего подмосковного района.
22 августа 2015 г.
Шуров Олег Викторович
Подмосковье, Шатура
В материале использовалась информация с сайта «Храмы России», активным автором которого я являюсь
Куда поехать на майские праздники. В Россию по Егорьевскому шоссе
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Едем по маршруту Москва-Егорьевск-Касимов-Муром-Владимир-Москва.
Майские праздники – самое время посмотреть на Россию. Дело это для русских людей не совсем привычное, но, как нам кажется, очень важное. Для того, собственно, мы и затеяли наш «Север», чтобы поговорить о том, как и куда смотреть, чтобы увидеть Россию.
В том числе и буквально. Предлагать места и маршруты. С маршрутами, впрочем, есть одна проблема – мы понимаем, что далеко не все наши читатели живут в Москве и что ставя исходную точку наших маршрутов в Москве мы потакаем тому, с чем твердо обещали бороться. Речь, разумеется, про москвоцентризм. Понимаем. Но никаких других вариантов не придумали. А потом просим извинение, разводим руками и едем все таки из Москвы.
Москва-Егорьевск
Сразу на выезде из Москвы Котельники. Звучит устрашающе, но в последней четверти 17 века эти земли были царским селом. А потому в 1680 году тут была построена очень красивая церковь. Двухэтажная (с двумя рядами окон), пятиглавая (с легкими глухими главками), на подклете и с высокой трапезной. Даже когда в 19 веке к ней пристроили колокольню, то все равно она не стала похожей на классический корабль. Вроде по всем признакам московский корабль, но нет – тут что-то совсем другое, более сбитое и строгое. В общем есть на что посмотреть.
Совсем рядом город Дзержинский. Звучит еще страшнее. Однако тут расположен знаменитый Николо-Угрешский монастырь. Знаменит он в первую очередь своей иерусалимской (палестинской) стеной, построенной в 19 веке и выглядящей максимально причудливо. Кроме того здесь огромный русско-византийский храм того же 19 века и еще очень много всего пафосного. Очень красивый одноглавый храм 16 века, до нашего времени не дожил, однако недавно его воссоздали. Воссоздали даже не плохо, но по какой-то причине так, что невозможно обмануться и не увидеть в этой церкви обычный новодел.
Палестинская стена Николо-Угрешского монастыря
Но нам через Люберцы на Егорьевское шоссе. И дальше по нему до Егорьевска. По дороге тут тоже есть на что посмотреть и о чем задуматься. Красково – до революции это было одно из самых модных дачных мест. Впрочем, сейчас от всего этого великолепия остались только пара руин и симпатичная церковь XVIII века. А ведь именно тут Чехов придумал своего Лопахина, который собирается спасти вишневый сад, порубив его на дачные участки.
Дальше сразу за «бетонкой» Гжель. То самое место, где делают самую узнаваемую в России бело-голубую керамику. Собственно, само село Гжель никогда не было центром фарфорового производства – главные производства были дальше по дороге в селах Речицы и Новохаритоново. Кстати, в Новохаритоново надо обязательно заехать. Там стоит храм, построенный в 1912 году по заказу знаменитого владельца фарфоровых заводов – Ивана Кузнецова. Очень интересная церковь неорусского стиля, отсылающий к церкви Вознесения господня в Коломенском. И, кстати, мы о ней уже писали, когда разбирались со старообрядческим модерном.
А дальше по Егорьевскому шоссе мы как раз попадаем в старые промышленные центры старообрядчества от Гуслиц (сейчас город называется Ильинский погост) до Егорьевска. Про Егорьевск у нас есть небольшой текст, а потому, в отличие от вас, которым советуем задержаться там и получить удовольствие от архитектуры богатого старообрядческого промышленного города, сразу двигаемся дальше в Касимов.
Егорьевск. Здание Механико-электротехнического училища (1907г). Построено на средства купца Михаила Бардыгина
Богородицерождественск-ий храм с. Раменки
«Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит ему Господь»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Показать полностью.
Реквизиты:
Получатель
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОРОДИЦЕРОЖДЕСТВЕНСКОГО ХРАМА СЕЛА РАМЕНКИ ЕГОРЬЕВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН 5011014607
КПП 501101001
КОР. СЧЕТ. 30101810400000000225
РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ 40703810740000006645
Адрес: 140315 Егорьевский район, с. Раменки д.16
Телефон: 8 (963) 772-78-95
ИСТОРИЯ ХРАМА
БОГОРОДИЦЕРОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
села Раменки Егорьевского района
11 октября 1815 г. был освящен Ильинский придел.
Спустя год, когда была достроена колокольня, то освятили весь храм с приделом Трех святителей.
В 1849 г. стены храма были значительно расширены, а в 1857 г. разобрана колокольня для расширения в западную сторону трапезной части храма.
Новая колокольня построена в 1860 г. В 1875 г. алтарь был разобран и построен более обширный, благодаря пожертвованиям московского купца М.И. Пузакова.
В 1876 г. Преосвященным Алексием (Ржанициным), епископом Рязанским, новый алтарь был освящен. В том же году купец Пузаков поставил вокруг храма кирпичную ограду.
В 1864 г при храме устроены школа и библиотека, где находилось в то время 116 книг и журналов религиозно-нравственного содержания.
В 1913 г. По резолюции Преосвященнейшего Димитрия, епископа Рязанского и Зарайского от 30 апреля с.г. за № 6498, разрешено прихожанину церкви с. Раменки Егорьевского уезда крестьянину Косме Ефимову Дривезенцову устроить на свои средства в означенной церкви новый бетонный пол, вновь расписать св. изображениями внутренние стены храма и поставить новый иконостас взамен существующего неудобного иконостаса.
Из священнослужителей известны: протоиерей Михаил Евтихиев (1693-1706 гг.); священник Андрей Ильин (1765 г.); священник Петр Погожев (1782-1814 гг.); протоиерей Иосиф Дроздов (1814-1827 гг); протоиерей Василий Глебов (1827-1863 гг); священник Иоанн Плахинский (1865-1866 гг.); протоиерей Иоанн Петропавлов (1853-1883 гг.); священник Иоанн Темнорусов (1863 г.); священник Василий Петровский (1883-1900 гг.).
С 1941 по 1945 гг. храм был закрыт, а в 1946 г. там вновь стали совершаться богослужения вплоть до Пасхи 1963 г. С того времени в храме находился склад медикаментов.
Новая жизнь храма началась в 1992г. когда была зарегистрирована православная община. На престольный праздник в 1993г. состоялось первое богослужение.
Заботой местных жителей в храме сохранились иконостасы с некоторыми иконами и роспись храма.