храм на входе на красную площадь
Храм Покрова Божией Матери
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.
Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.
Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.
Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».
Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.
Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.
Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.
Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.
Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.
Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.
Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.
Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.
Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.
Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.
Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».
В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.
Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.
При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.
В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.
Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.
В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.
В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.
После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз. » – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место. »
Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.
А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.
В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…
Храм Василия Блаженного
Первая среда месяца — выходной день.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.
Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.
Впоследствии к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588) и Блаженного Иоанна Московского (1672).
Покровский собор богато украшен настенными росписями, обладает внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно‐прикладного искусства. Уникален ансамбль 11 церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают историю храма на протяжении четырех с половиной столетий.
Уважаемые посетители!
В связи с реставрацией памятника Минину и Пожарскому вход на территорию Покровского собора временно перенесен. К сожалению, новый вход со стороны Кремлевской стены не оборудован пандусом.
При возникновении трудностей с преодолением ступеней при входе на территорию Покровского собора обратитесь, пожалуйста, к сотруднику музея по телефону:
+7 (495) 698-33-04.
Приносим извинения за временные неудобства.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.
Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.
Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.
Собор Василия Блаженного: режим работы 2021 и цена билета, как добраться и официальный сайт
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади — главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея. С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Как добраться до Собора Василия Блаженного и ближайшее метро
Храм находится на Красной площади. Ближайшие станции метро «Охотный ряд», «Театральная» и «Площадь Революции». Как добраться до Красной площади можно прочитать здесь. Также до Собора Василия Блаженного можно дойти от метро «Китай город».
Режим работы Собора Василия Блаженного в 2021 году
С 28 октября для посещения музеев Москвы необходимо предъявить QR-код: о вакцинации, о перенесённом COVID-19 в течение полугода, или отрицательный ПЦР тест, сделанный не более чем 72 часа назад.
Стоимость билетов в Собор Василия Блаженного в 2021 году
Настоятельно рекомендуем взять аудиогид, чтобы Ваше посещение было более интересным и познавательным. Стоимость аренды аудиогида:
История собора Василия Блаженного в Москве
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.
Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного
Храм строился в 1552–1554 годах в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555–1561 годах зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме — 10 куполов.
Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда — символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.
Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади
Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16–19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16–19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16–19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)
Метро | ст. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная». |
Автобус | ост. «Красная площадь», № 158, м5. |
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.
В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.
Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.
Купола собора Василия Блаженного
Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.
По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.
Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Богослужения в храме на Красной площади
Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.
Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Экскурсии в храм Василия Блаженного
Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.