храм на выборгской метро
Храмы, церкви, соборы у метро Выборгская. Соборы, храмы и церкви на Выборгской
Выберите тип маршрута и кликните на карте для указания места отправления
Около станции метро Выборгская находится 5 заведений категории «Храмы, церкви, соборы».
Ближайшее место поблизости от Выборгской:
пр. Большой Сампсониевский, д. 41, Выборгский район
Сампсониевский собор: одно из старейших зданий города. На том месте, где сегодня стоит собор, в конце ноября 1709 года по указу Петра I была заложена деревянная церковь. Она была освящена.
пр. Пискарёвский, д. 41, Красногвардейский район
Лесная, Выборгская, Ленина площадь
Храмы, в которых можно посетить колокольню, Православные храмы
Приход храма Благовещения Пресвятой Богородицы (на Пискаревском проспекте) был зарегистрирован в 1995 году. Инициатором создания прихода была Анастасия Юрьевна Гербштейн – человек.
пр. Лесной, д. 17, к. 1, Калининский район
Выборгская, Лесная, Ленина площадь, Петроградская, Горьковская
Для увековечения памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга, осенью 2001 года в Санкт-петербургском гарнизоне пожарной охраны было принято решение построить часовню во.
ул. Литовская, д. 2 (СПбГПМА), Выборгский район
Выборгская, Лесная, Петроградская
Храм построен в 1909, освящён через год епископом Нарвским во имя небесных покровителей Императорской четы. В 1922 был закрыт, историческое здание не сохранилось. В 2003 в здании бывшей.
ул. Минеральная, д. 21, лит. Д, Калининский район
Выборгская, Ленина площадь
В настоящее время по метрикам приход насчитывает порядка сто прихожан. Активное и регулярное участие по воскресным богослужениям принимает сорок из них. Приход проживает и развивается.
Храмы, церкви, соборы у других станций метро:
Выставка «Аньоло Бронзино. Портрет Данте. Из частного собрания»
Выставка «Атомная Леда и другие образы Гала в произведениях Сальвадора Дали»
В Петербурге уточнили режим работы поликлиник и больниц в локдаун
Жители Петербурга могут встретить новогодние праздники с ковид-ограничениями
В трех районах Петербурга выявили повышенный уровень загрязнения воздуха
Смольный представил брендбук для оформления к Новому году
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — один из старейших соборов города: он основан в 1709 году по указу Петра I в. честь победы над шведами в Полтавской битве. Собор расположен вдалеке от оживленных туристических троп, в одноименном сквере — тихом и живописном месте на севере города. Несмотря на это, он является одним из самых значимых соборов Петербурга и посещаемым туристами.
Расписание богослужений
Службы в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга совершаются ежедневно: по будням один раз в день (утром), по выходным — дважды в день — утром и вечером.
Вечерние богослужения с понедельника по пятницу совершаются накануне праздников в 17:00.
Собора работает ежедневно с 08:00 до 19:00. Вход в собор бесплатный, поскольку он является действующим, хотя и имеет статус музея.
Уточнить часы работы и расписание богослужений можно на официальном сайте Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге.
История собора
Собор был заложен в 1709 году по велению Петра Великого и посвящен победе над шведами в битве под Полтавой. День сражения, 27 (10) июня является днем Святого Сампсония Странноприимца. Петр I счел это знаком и назвал будущий собор именем этого святого. В связи с причиной создания Сампсониевский собор был наиболее благоустроен по сравнению с другими храмами того периода.
Изначально собор был деревянным. Уже после смерти Петра I его стали перестраивать в камне, и в 1740 году, уже при императрице Анне Иоанновне, он был открыт для прихожан.
Собор знаменит в истории Петербурга еще и тем, что в 1711 году возле него устроили первое организованное кладбище: до этого умерших хоронили рядом с их домами или рядом с приходскими церквями. Устройство официального городского кладбища на Выборгской стороне было инициировано, по словам современников, самим Петром I, который отметил, что в городе проживают в основном приезжие люди, и было бы логично предавать их земле у стен храма, посвященного святому — покровителю странников.
После Революции 1917 года Сампсониевский собор долгое время оставался действующим: в нем хранились святыни из соседних, уже закрытых или перепрофилированных храмов. В июле 1938 года службы в соборе были прекращены, его хотели отдать Эрмитажу под складское помещение, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, на время отсрочив эти планы.
После войны собор со всем имуществом был передан Библиотеке Академии наук, все же использовался для хранения книг и канцелярских товаров, а позже — как склад Ленинградского городского универмага. В 1984 году Сампсониевский собор был передан в ведение Исаакиевского собора.
В 1999 году собор был открыт после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, но не как храм, а как памятник архитектуры и музей. В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения. В 2017 году собор был передан в управление Санкт-Петербургской Епархии РПЦ.
С 2015 года Настоятелем Сампсониевского собора является архимандрит Серафим (Шкредь). Приход его постепенно увеличивается. При соборе существует воскресная школа для детей и для взрослых.
Архитектура
Сампсониевский собор в Петербурге — это яркий образец стиля барокко XVIII века. Он привлекает внимание посетителей как внешним видом, так и интерьерами.
Внешнее убранство
В облике Сампсониевского собора можно видеть элементы как допетровской эпохи на Руси, так и архитектуры европейских стран. Так, например, колокольня храма завершается шатром с восемью гранями, окнами и куполом, что было характерно для многих церквей Москвы в XVII веке. К собору примыкают трапезная и небольшая колокольня, которые вместе образуют единый архитектурный ансамбль.
Собор изначально имел один большой купол, но после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны вернулось в обиход и моду строительство пятиглавых храмов, как было в допетровское и отчасти петровское время. В 1761 году к собору пристроили еще четыре купола меньшего размера. Они и создали современный облик здания.
Вход в Сампсониевский собор оформлен фронтоном с горельефом с фигурами ангелов с трубами (скульптор — Гейдлих по рисунку Н. Е. Лансере), и двумя белыми полунишами.
Здание вытянуто с запада на восток, такой стиль называется «Корабль». То есть впереди находится алтарь, а за ним — все остальные части храма.
Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Она представляет собой трехъярусную квадратную по форме башню, верхняя часть которой — восьмигранный шатер, завершенный куполом. На площадке третьего яруса колокольни находится чугунный колокол XVIII века.
Внутреннее убранство
Внутри собор оформлен в барочном стиле — изысканно и величественно. Стены и иконы его украшены позолотой. Напольное покрытие сохранилось двух видов: у алтаря деревянный паркет, в остальной части — камень.
Главная ценность собора-музея в том, что в нем находится большая часть икон-подлинников, датированных 1720 — 1760 годами. Интересны также росписи стен, которые были созданы в разное время. Одна из них изображает Петра Великого — победителя Полтавского сражения, восседающего на коне.
Но самая главная реликвия собора — его алтарь, созданный в стиле барокко из сосны и липы. Он украшен золотом и включает в себя несколько десятков икон. Здесь же находятся малые иконостасы с четырьмя ярусами, в них размещено по 18 и 22 образа соответственно.
На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, которые древнее самого собора и датируются концом XVII века.
Как добраться до Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
Сампсониевский собор расположен в стороне от основных достопримечательностей и туристических маршрутов Санкт-Петербурга, но все же недалеко от центра. поэтому добраться до него не составит труда.
Сразу несколько видов общественного транспорта останавливаются рядом с ним или в радиусе 500 метров:
Их остановки расположены напротив собора, у Сампсониевского сквера. Главная остановка называется «Большой Сампсониевский проспект». До нее ходит автобус № 14, трамвай № 61 и маршрутка № К-32. Перпендикулярно проспекту идет Нейшлотский переулок, где расположена одноименная остановка. От нее до собора — 300 метров пешком. Останавливаются здесь автобус № 86 и маршрутное такси № К-262.
Но в большом городе удобнее и быстрее всего передвигаться на метро. Сампсониевский собор находится рядом со станцией метро «Выборгская» (Красная линия). От Невского проспекта путь займет всего три станции с пересадкой на станции «Площадь восстания». Поездка займет 15 минут. От станции метро «Выборгская» нужно пройти пешком около 500 метров вдоль Сампсониевского сквера: собор будет виден на горизонте — бело-голубого цвета.
Кроме того, добраться до Сампсониевского собора можно на автомобиле: у входа есть бесплатная парковка. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett и другими.
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:
Видео-обзор Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге:
История Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
В этой заметке мы расскажем об истории Сампсониевского собора — одного из немногих сохранившихся до наших дней в Петербурге строений первой половины XVIII века. Мы узнаем, как строился этот уникальный храм-памятник, посвященный Полтавской победе; как менялся его внешний и внутренний облик в разные эпохи; как сложилась судьба собора после революции и в наше время.
Подробно об архитектуре этой достопримечательности Выборгской стороны можно прочитать в статье «Сампсониевский собор: архитектура храма». Описания и фотографии интерьера Сампсониевского собора — и в первую очередь сказочного главного иконостаса — можно найти в заметке «Внутреннее убранство». Наконец, практическая информация о посещении Сампсониевского собора приводится ниже.
Сампсониевский собор — храм-памятник на Выборгской стороне
Возводившиеся в честь военных событий храмы было принято называть в честь христианского праздника или того святого, на день памяти которого пришлось сражение. Сампсониевский собор — не исключение.
Это первый храм-памятник, построенный в Санкт-Петербурге в честь военной победы России [2].
Название собора связано с тем, что событие, которому он посвящен, — победа в Полтавской битве 27 июня 1709 года по старому стилю (10 июля по новому) — произошло в день святого Сампсона (Сампсония) Странноприимца. Эта великая победа, одержанная над шведами русскими войсками под предводительством Петра I, привела к коренному перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции. Россия теперь прочно вошла в состав великих европейских держав.
Сразу же после Полтавской победы память о ней решено было увековечить сооружением памятников. Первым стал крест на месте битвы (источник: [1]).
В свою очередь, в Москве к торжественной встрече войск, возвращавшихся с Полтавской победы, по указу Петра I были построены семь триумфальных ворот (источник: [1]).
А что же в Петербурге? Строительство новой столицы теперь особенно оживилось. Не обошлось и без возведения памятника в честь славной «виктории». В память Полтавской победы царь повелел построить в Петербурге церковь во имя святого Сампсона Странноприимца. Маленькая деревянная церковь на Выборгской стороне, близ Невы, была заложена в конце ноября 1709 года и через 8 месяцев, в 1710 году, освящена. Есть сведения, что Петр I лично участвовал в закладке храма [2].
Почему для сооружения храма было выбрано именно это место? Дело в том, что здесь полегала старинная дорога в шведское королевство (Выборгской тракт, нынешний Большой Сампсониевский проспект), по которой русские войска уходили на войну ([2];[26];[35]). Таким образом, новый храм был призван ободрять русских солдат, напоминать о позоре врага и служить духовной защитой [30].
Святой преподобный Сампсон, в память которого была названа новая петербургская церковь (как и храм на поле Полтавского сражения), именуется «Странноприимцем», поскольку в течение всей жизни этот полулегендарный святой V-VI века принимал странников, больных и нищих, предоставлял им кров и еду, избавлял от недугов. Образованный человек, римлянин по рождению, он вел активную благотворительную врачебную деятельность в Константинополе и даже исцелил опасно заболевшего императора Юстиниана (источник фото: [41]).
Любопытный факт: в умах российских церковных идеологов XVIII века малоизвестный новозаветный святой Сампсон Странноприимец по причине созвучия имен отождествился с ветхозаветным героем Самсоном, который известен, в частности, тем, что поборол льва. С этим библейским персонажем и стали сравнивать отважного российского императора: «Прехрабрый Самсон наш Государь Царь. растерзал льва Шведского» [30]. В результате получилось, что успех Полтавской баталии отметили в новой столице двумя совершенно непохожими памятниками: фонтаном «Самсон» в Петергофе и Сампсониевской церковью на Выборгской стороне.
Первая деревянная церковь (1710–1737)
Первоначальная Сампсониевская церковь на Выборгской стороне была рубленая, низкая, с маленькими окнами и двускатной крышей с главкой, увенчанной шпилем с крестом ([1];[2]). Макет деревянной Сампсониевской церкви сейчас можно увидеть внутри собора:
Церковь располагалась на месте нынешней часовни, слева (к северу) от современного собора. Рядом была поставлена деревянная колокольня пирамидальной формы. Северный придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова был построен вскоре после освящения главного алтаря. Южный придел, во имя Архистратига Михаила, появился в 1721 и был освящен в 1725 году ([1];[4]). Для боковых приделов были выполнены деревянные резные иконостасы и написаны иконы.
Деревянная церковь простояла до 1737 года.
Единственное дошедшее до нас изображение этой скромной постройки, — небольшая гравюра в книге А. И. Богданова, изданной В. Г. Рубаном в 1779 году («Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703,по 1751 год»). Впрочем, неизвестно, насколько достоверен этот рисунок (источник: [1]).
Хотя приход был довольно бедным, а район малонаселенным, церковь обладала ценными произведениями искусства, большинство которых поступило от богатых прихожан в виде вкладов (то есть пожертвований, приношений на храм). Среди них было печатное Малое Евангелие 1703 года, имеющее посвящение царевичу Алексею; дорогие церковные сосуды, кресты, воздухи́ (тканые покровы для священных сосудов). Некоторые церковные ризы были вкладом самого Петра I ([1];[6]). Также имелись ценные иконы, богослужебные книги в богатых переплетах.
Скромная на вид церквушка слыла столь богатым убранством, что иной раз в нее забирались воры ([1];[37]).
Строительство каменного храма (1728–1740)
Со временем деревянная церковь, построенная на скорую руку, пришла в полную ветхость, и рядом с ней заложили новый каменный храм.
Священник Сампсониевского храма Василий Терлецкий подал прощение в Синод, в котором извещал, что деревянная «Сампсоновская церковь с приделами сгнила и обветшала и впредь к службе ненадёжна» [30]. В ответ на прошение Синод распорядился построить «каменную церковь с приделы ж во имена тех, которые назначены в деревянной церкви близ той, где прилично, строить позволить» [1].
Строительство началось в 1728 году. Новая каменная церковь была построена немного южнее старой деревянной.
Храм возводился под наблюдением ярославского купца Ивана Андреевича Лапшина ([6];[27]), которому и были вручены собранные с прихода деньги на строительство («шестьсот рублёв»). Но отпущенной суммы оказалось настолько мало, что ее едва хватило на устройство фундаментов ([1];[30]). На этом дело встало.
Время для строительства было не самое удачное: столицу перенесли из Петербурга в Москву, пожертвований не поступало, город обезлюдел. Наконец, в 1730 году на российский престол взошла Анна Иоанновна, и столица вернулась в Санкт-Петербург. Работа закипела, и в 1733 году был завершен первый этап строительства: построена западная часть (так называемая трапезная) с двумя боковыми приделами (дополнительными малыми храмами). В «доношении» Василия Терлецкого Синоду от 25 июля 1733 года указывалось, что в новом каменном храме приделы закончены, «а иконостасов новых в оные приделы не делано. Того ради. просим дать повеление в упомянутые новые приделы перенести иконостасы. из деревянных старых приделов». Видимо, так и поступили.
По указу императрицы и распоряжению Синода утварь из прежней деревянной церкви перенесли в новые каменные приделы, освященные во имя Архистратига Михаила и Иоанна Богослова. В 1737 году старая деревянная церковь была разобрана, а древесный материал пошел «в топление церковных печей» [1]. Золу пустили по воде Большой Невки [2]. На месте разобранной деревянной церкви поставили маленькую каменную часовню во имя Спаса Нерукотворного Образа. Эта часовня-колонка фактически представляла собой невысокую призматическую стелу с фасадами, завершенными треугольными фронтончиками [3]. Сейчас на этом месте стоит необарочная аплаксинская часовня.
Тем временем продолжалось строительство летнего храма (главной, восточной, части церкви) и работы по изготовлению большого иконостаса. Одновременно была возведена и колокольня — доминанта всего ансамбля. Этот второй этап строительства датируют 1732/33-1740 годами ([6];[7];[36]).
19 августа 1740 года состоялось освящение главного придела во имя преподобного Сампсона Странноприимца.
Как выглядел Сампсониевский храм в XVIII веке
Первоначально трехпрестольный храм был одноглавым, однокупольным, с четырехскатной крышей. Купол покоился на высоком граненом барабане и был увенчан луковичной главкой с крестом. Поскольку купол не открывался световым пространством внутри церкви, его называют «ложным» или «фальшкуполом» [36]. Церковь имела в плане форму прямоугольника с одной апсидой, в которой размещался алтарь. Акварель, показывающая облик храма в тот период (источник [6]):
Внутри нынешнего собора можно увидеть макет каменного Сампсониевского храма по состоянию на 1740 год:
С северной и южной стороны восточного объема были устроены открытые галереи. Эта часть церкви была решена в изящных формах «аннинского барокко» [1]. Архивные фото интерьеров (источник [44]):
Главный придел украсил четырехъярусный одиннадцатиметровый, сверкающий позолотой резной иконостас, созданный в 1737-1739 годах. Иконы «греческого письма» принадлежали кисти А. Квашина, П. Баженова, А. Поспелова. Каждая икона имела «самостоятельную обработку» и представляла собой «самобытный шедевр» [4]. Стены и своды храма были покрыты росписью. Архивные фото интерьеров (источники [44] и [25]):
Завершение трехъярусной колокольни было выполнено по типу шатра, увенчанного луковичной главкой с золоченым крестом. Колокольня соединялась с основным зданием церкви глухой одноэтажной крытой галереей. Точное время постройки этого перехода неизвестно, но современные исследователи обнаружили его на плане Петербурга 1777 года [28].
Святынями храма были икона с частью Ризы Господней и с частицами св. мощей, иконы Тихвинской Божией Матери, Толгской Божией Матери, икона Николая Чудотворца, икона «Иоанн Воин и Михаил Малеин», икона Успения Божией Матери в серебряной ризе, икона Пресвятой Троицы, вырубленная на каменной плите; ценные Евангелия; дорогая церковная утварь [1]. Икона Тихвинской Божией Матери (источник [25]):
Колоколов было 14, и все вместе они создавали благозвучный ансамбль. Самый большой колокол весом 400 пудов (6 тонн 400 кг) заказал отлить в Москве в 1763 году богатый купец Михаил Грязновский-Лапшин (церковный староста и племянник уже знакомого нам Ивана Лапшина) [35].
Неизвестные архитекторы
Имя архитектора Сампсониевского собора до сих пор остаётся загадкой. Часто можно встретить предположение о возможном авторстве Доменико Трезини. Одним исследователям оно кажется спорным [3], другие же вполне допускают, что на начальном этапе строительные работы вполне могли осуществляться под руководством знаменитого итальянского зодчего, скончавшегося в 1734 году ([5];[27]).
Не исключено также, что проект храма был разработан его племянником (и зятем) Джузеппе Трезини. По мнению некоторых научных сотрудников, он мог строить трапезную (зимнюю церковь, расположенную с западной стороны, ближе к проспекту). Главный довод в пользу этой версии — внешнее сходство трапезной с обликом церкви Трех Святителей Вселенских на 6-й линии Васильевского острова, построенной по проекту Джузеппе Трезини. Во время юбилейной реставрации Сампсониевского собора (1909) на втором ярусе западного фасада были вскрыты три окна, идентичные окнам храма на Васильевском ([27];[37]).
Некоторые исследования позволяют предположить, что на последнем этапе строительства каменного храма (когда возводилась его восточная часть с галереями-гульбищами, издревле характерными для русских храмов) в работах принимал участие ученик Доменико Трезини — Михаил Земцов. А вместе с ним над созданием церкви мог работать архитектор Пьетро Трезини (сын Доменико Трезини) ([27];[35)]. Это были наиболее яркие и одновременно приближенные ко двору зодчие периода правления Анны Иоанновны [27].
Что же касается шатровой колокольни с окнами-«слухами» (уникальный случай применения таких форм в петербургской архитектуре!), то современным исследователям удалось подтвердить, что ее появлением мы обязаны выходцу из Ярославля — тому самому купцу Ивану Лапшину, который задумал строить колокольню в традициях своего родного города [28].
От одного купола к пятиглавию
В 1747 году, в эпоху правления императрицы Елизаветы, был принят закон «об освященном пятиглавии», по которому в Петербурге стали возводить пятиглавые храмы [1]. Тут стоит сказать, что воцарение дочери Петра I было связано в том числе и с недовольством «немецким засильем» в правящих верхах, в результате чего возникла идеология «возврата к русским традициям», что нашло зримое выражение в архитектуре. В качестве детали, которой отводилась роль носителя «русского духа», выбрали характерное для допетровских церквей пятиглавие [33]. Елизавета Петровна лично требовала от церковных зодчих применять пятиглавое завершение. Доходило даже до изменения проектов на ходу или надстройки уже готовых храмов.
Это поветрие дошло и до Сампсониевского храма. В 1761 году к прежнему одиночному куполу пристроили четыре малых барабана с главками, в результате чего здание получило пятикупольное завершение [25]. Четыре новых купола были созданы на средства «усерднейшего попечителя» храма М. Я. Грязновского-Лапшина [35] (племянника Ивана Лапшина).
Эти деревянные, обшитые железом купола являются на самом деле фальшкуполами, то есть, как и центральный купол, имеют чисто декоративный характер ([1];[27]). Главки увенчали изящные кованые кресты. Напомним, что количество куполов в православном храме символично: например, пять куполов символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов [2].
Примерно в 1801 году к колокольне с северной стороны пристроили небольшую часовню. Позже с южной стороны появилась сторожка. Старое фото колокольни (источник [3]):
В начале XIX века был проведен капитальный ремонт храма. Вероятно, тогда же в церкви была выполнена роспись свода «кессонами». В 1830-е годы внутреннее убранство собора отремонтировали, заменив чугунные полы каменным [5]. Богослужения зимой проходили в теплых, но тесноватых боковых приделах. В холодном главном приделе печи появились лишь в 1852 году. В конце 1860-х годов роспись внутренних стен была заменена новой [1]. Крупные ремонтные работы были проведены в 1871-1872 годах под руководством архитектора Г. И. Карпова. В 1890 году были исправлены повреждения внутри и снаружи храма, подновлены старые росписи и появилась новые [1].
Юбилейная реставрация 1908–1909 годов. Архитектор А. П. Аплаксин
Наиболее значительную реставрацию церкви провели в 1908-1909 годах. Она была приурочена к двойному юбилею: 200-летию Полтавского сражения и 200-летию самого Сампсониевского храма [36].
Важная роль в подготовке к празднованию принадлежала министру внутренних дел и председателю совета министров Петру Столыпину, который обратился к императору и Синоду с просьбой о выделении средств на реставрацию и на проведение торжеств ([4];[28];[35]). Празднование юбилея имело идеологическое, духовно-просветительское значение, призванное объединить общество после первой русской революции. Священник Владимир Покровский писал: «Великое событие, в память которого заложен этот храм, переносит. мысль в то дивное время, когда наш народ пребывал в полном единении со своим венценосным вождем и совершенной Преданности Православной Церкви. Остановить внимание столичного населения. в наше тяжёлое время на этой светлой странице истории нашего Отечества — это значит не только дать возможность отдохнуть душой исстрадавшемуся русскому человеку, но и указать высоконазидательный урок исторический для нашего дряблого времени» [3].
В основном работы финансировало государство, другую часть составили добровольные пожертвования (в том числе от фабрикантов и промышленников Э. Л. Нобеля, Ю. Л. Кёнига и др.) [1]. Царь Николай II, по просьбе Столыпина, выделил из собственных средств 3000 рублей [36]. Кроме того, в 1909 году он принял решение в честь 200-летия Полтавской баталии присвоить Сампсониевской церкви статус собора.
Проект реставрации
Автором проекта реставрации и руководителем работ выступил епархиальный архитектор Андрей Павлович Аплаксин (1879-1931). Выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров, Аплаксин известен как автор целого ряда построек и проектов в формах «неорусского стиля», реставратор, общественный деятель, исследователь и пропагандист памятников церковной старины. Зодчий занимал должность архитектора Санкт-Петербургской епархии с 1906 по 1917 год (подробнее о его деятельности можно прочитать в книге [3]).
Фото собора до реставрации (источник [30]):
Разработке проекта и началу реставрационных работ предшествовали историко-архитектурные и археологические исследования. Для выяснения первоначального облика здания были сделаны зондажи кладки и штукатурки, выполнены пробные расчистки стен, сводов и главного иконостаса, осуществлен поиск исторических источников [3].
Фото собора до реставрации (источник [3]):
Комитет поставил перед собой задачу освободить здание от позднейших наслоений и восстановить его первоначальный вид.
Председателем Комитета стал второй священник храма Владимир Покровский, покровителем — митрополит Антоний, а его архитектором — А. П. Аплаксин (источник фотопортрета: [3]).
К моменту начала реставрации Сампсониевского собора Аплаксин был еще молодым и не слишком опытным архитектором. К тому же недоброжелателям не давал покоя факт родственных связей жены зодчего с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) (1846-1912): иерарх приходился ей родным дядей, и, возможно, оказал Аплаксину содействие в устройстве на солидную и ответственную должность епархиального архитектора, а также в назначении его архитектором Юбилейного комитета (источник фотопортрета: [4]).
Еще одним осложняющим фактором была спешка: Петербург лихорадочно готовился к юбилейной дате, и на проведение реставрационных работ — весьма масштабных — было выделено немногим более полугода. Несмотря на все эти трудности, Андрей Аплаксин мастерски справился с работой, чему во многом способствовали его организаторские способности и умение привлечь в помощники опытных специалистов и консультантов, таких как А. Н. Бенуа [3].
Функцию контролирующего органа в ходе реставрации осуществляла Императорская Археологическая комиссия, которая не раз высказывали замечания по поводу различных конструкций и элементов и отклоняла слишком радикальные идеи ([1];[3];[18]). План собора до реставрации (источник [3]):
На первом заседании Юбилейного комитета (25 февраля 1908 года) утвердили программу работ и смету. Каменную ограду, закрывавшую вид на храм, решили заменить «железной решеткой на гранитном цоколе», а ветхую «часовню-колонку» на месте первоначальной Сампсониевской церкви — заменить или «обнести» новой [3].
Интерьер собора до реставрации (источник [29]):
В плачевном состоянии находился главный иконостас, который «осел, расщепился, карнизы искривились, фигуры и резьба пообветшали — всё это сделало время, а людское участие выразилось еще заметнее» [36]. Иконостас следовало вновь покрыть позолотой, заменив старые рамы нижнего яруса на новые. Возникла даже идея заменить иконостасы боковых приделов на «более стильные и пропорциональные» [3].
План участка собора по проекту реставрации (источник [3]):
Однако на заседании Археологической комиссии (24 апреля 1908 года) проект замены боковых иконостасов на новодел был отклонен в пользу сохранения исторических. Иконостас главного придела разрешалось реставрировать с «обновлением необходимой резьбы в нижнем ярусе» при условии сохранения всех его элементов. Была согласована расчистка храмовых икон и картины с изображением Петра Великого. На заседании 18 февраля 1909 года были рассмотрены проекты реставрации главы, фасада колокольни и отдельных элементов убранства. Были одобрены два предложения Комитета: разобрать соединительный коридор, ведущий от колокольни к храму, и окрасить стены интерьера в обнаруженный первоначальный «иссера-зеленоватый тон».
Проект реставрации собора и колокольни (источник [3]):
Реставрация началась, по-видимому, в конце 1908 года. Основные работы по новым постройкам велись в первой половине 1909 года и были завершены к праздничной дате [3].
Результаты реставрации
В результате работ храм был освобожден от позднейших пристроек: «неуместной» ампирной часовни (находившейся у северного фасада колокольни), «примитивной» протяженной двухэтажной сторожки (стоявшей с южной стороны) и соединительного коридора-галереи (перехода) ([1];[27]). Фотографии, на которых зафиксированы результаты слома (источник [3]):
Вместо упомянутого коридора по проекту архитектора-художника Н. Е. Лансере к западному фасаду собора пристроили теплую паперть (притвор), при создании которой был использован кирпич, оставшийся после сломки пристроек [3]. Паперть стала выполнять функцию теплого и довольно вместительного тамбура.
По проекту того же Н. Е. Лансере на барабане центральной главы устроили четыре декоративных окна с барочными наличниками, выполнили некоторые элементы декоративного убранства, а также памятник Петру I на небольшой площади перед собором. Лансере спроектировал пьедестал, а в качестве фигуры императора была использована готовая статуя, выполненная скульптором М. М. Антокольским (подробнее о памятнике читайте тут). По рисункам Н. Е. Лансере возвели изящную ограду со стороны Большого Сампсониевского проспекта. Проект ограды (источник [35]):
По проекту самого А. П. Аплаксина были восстановлены утраченные элементы архитектурного декора (например, наличники и русты) на фасадах собора и колокольни; заложены поздние проемы; окрашены стены, глава и крыши; позолочены кресты, главка и грани шатра колокольни; очищены вмонтированные в стены храма надгробные доски. На южном и северном фасадах колокольни установили мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра I к воинам – участникам Полтавской баталии (подробнее читайте тут). На западном фасаде колокольни разместили две памятные доски из белого мрамора, сообщавшие о присвоении церкви статуса собора и ремонтно-реставрационных работах 1908-1910 годов [3].
Вид собора после реставрации (источник [3]):
Наконец, на территории собора появились две новые постройки, созданные по проекту А. П. Аплаксина: на месте алтаря первой Сампсониевской церкви построили часовню Спаса Нерукотворного Образа, стилизованную под растреллиевское барокко, а к югу от храма возвели Юбилейный домик, предназначавшийся для сторожки, церковного архива и ризницы. Убранство из разобранной «ампирной» часовни перенесли в новую. Фото часовни, 1909 год (источник [3]):
Особенно сложной оказалась реставрация интерьеров Сампсониевского собора. Каждая деталь убранства фотографировалась, демонтировалась и доставлялась в реставрационную мастерскую. После очистки позолоты каждый предмет обмазывался сырой глиной, отмачивающей грунт, который затем удалялся. Затем элементы просушивались, утраченные детали восстанавливались по аналогии или по сохранившимся симметричным деталям ([35]). Вид иконостаса северного придела после реставрации (источник [3]):
Реставрацию икон осуществил мастер Г. О. Чириков (всего за 4 месяца им было отреставрировано 168 икон). Реставрацию иконостасов главного и южного приделов наряду с позолотными работами взял на себя А. А. Калмыков. В общей сложности над кропотливой 7-месячной реставрацией главного иконостаса работало 30 человек [3]. Иконостасом северного придела, надпрестольной сенью и престолом в главном приделе, а также двумя большими рамами для икон занимался А. А. Жессель. Роспись интерьера выполнил А. А. Гуджиари. Стены храма были выкрашены серовато-зеленым, а своды — белым колером. Перед главным иконостасом вместо решетки установили деревянную балюстраду с резными балясинами [1]. Белый фон основы иконостасов заменили на исторический зелёный — под змеевик [36]. На западной стене над входом в главную часть храма расчистили изображение Петра I (1763). Вид сени над престолом после реставрации (источник [35]):
Внутренний ремонт охватил и массу прочих преобразований: работы по гидроизоляции, установке новых дубовых дверей, устройству современных печей (старые нещадно дымили), настилке паркета (от покрытия пола метлахской плиткой отказались, так как «каменный пол холодит, развивает сырость и простуживает богомольцев» [3]). Две громоздкие дымовые трубы уступили место одной вытяжной, поставленной на коньке крыши.
Силами архитектора А. П. Аплаксина и его помощников был выпущен альбом-увраж «Сампсониевский собор в С.-Петербурге. 1709-1909» — иллюстрированный отчет о реставрации. Обложку выполнил Н. Е. Лансере (источник фото [3]):
Один из экземпляров монографии был преподнесен императору.
Оценка реставрации
Реставрацию, проведенную Андреем Аплаксиным, с точки зрения современного подхода характеризуют скорее как «стилистическую». Зодчий стремился придать храму-памятнику цельный вид, убрать лишние напластования, что в научной реставрации недопустимо [18]. Тем не менее, реставрация Сампсониевского собора стала заметным событием в архитектурной жизни России конца XIX – начала XX века, а в практике петербургских епархиальных архитекторов — первой попыткой научно обоснованной реставрации памятника церковного зодчества [19].
Саму работу, выполненную под началом А. П. Аплаксина, особенно учитывая ее срочность и объем, стоит считать выдающимся достижением [28]. Ее результаты необычайно высоко оценили современники. Так, А. Н. Бенуа отмечал, что реставрация осуществлена «с большой тщательностью и тактом», определяя ее как «на редкость внимательную» и «образцовую» [3].
Реставрация 1908-1909 годов стала завершающим этапом в формировании архитектурного облика Сампсониевского собора.
Юбилейные торжества 1909 года
Юбилейные торжества в честь 200-летия Полтавской победы проходили по всей России. Еще во времена Петра I и правивших после него императоров ежегодно 27 июня перед Сампсониевским храмом происходили парады и крестные ходы. По свидетельству М. И. Пыляева, «в Сампсоньев день на Выборгской стороне в старину был большой праздник, хороводы русских баб и толпы чухонок здесь плясали под звуки балалайки до утра, веселье и празднество всегда тянулось три дня» [2].
Празднование в Петербурге началось утром 26 июня 1908 года. В Сампсониевском соборе отслужили заупокойную литургию и панихиду по Петру I. Заупокойная литургия была отслужена в Петропавловском соборе у гробницы Петра Великого, после чего «по императоре и всех воинах, павших в Полтавском бою» была совершена панихида. Особенно торжественным было вечернее архиерейское богослужение в Сампсониевском соборе.
На следующий день 27 июня в 8 утра раздались пять выстрелов с Петропавловской крепости, возвестив о начале торжества. У Сампсониевского собора собралось множество людей. Современник писал: «Многолюдные крестные хода из Александро-Невской лавры, Казанского собора, военных и других церквей направились к Сампсониевскому собору, где было молебствие многочисленным духовенством во главе с митрополитом Антонием. Оттуда всё духовенство собралось на площадке возле памятника против собора. Кругом расположились подковой войска. После совершения молебствия и провозглашения вечной памяти Петру Великому при колокольном звоне и звуках “Коль славен” войска взяли на караул. Завеса, скрывавшая памятник, упала. Раздался салют из орудий крепости. Войска прошли церемониальным маршем вокруг памятник» [1].
К монументу были возложены венки со словами «Герою-мореплавателю, плотнику, на троне вечному работнику, царю Петру Великому» [1].
Судьба Сампсониевского собора после революции
Вскоре после революции 1917 года Сампсониевский собор и колокольня были приняты на учет Бюро по охране памятников старины и искусства. Однако только в 1935 году храм был взят под государственную охрану как исторический и мемориальный памятник ([2];[9]).
В 1933 году с колокольни сняли 13 колоколов (за исключением главного, который был взят на учет Главнаукой) ([1];[9]). (Этот колокол сохранился до наших дней [40]).
В марте 1934 года на заседании Президиума Выборгского районного совета было вынесено постановление: «Ввиду предстоящих работ по реконструкции пр. К. Маркса [Большой Сампсониевский проспект] в 1934 г. (расширение проезжей части, тротуаров, благоустройство и прокладка новой трамвайной линии), ныне существующее расположение колокольни Сампсониевской церкви и памятника Петра I, мешающих этим работам и резко выступающих за красную линию, что сужает проезд и приводит к частым несчастным случаям, — просить Президиум Ленсовета закрыть Сампсониевский собор с условием сноса колокольни и памятника, а здание церкви использовать под кино, которого нет в этом районе» [1].
В 1938 или 1934 году (в разных источниках упоминаются разные даты) стоящий перед собором памятник Петру I был демонтирован.
В 1938 года депутатам Ленсовета РК и КД поступило распоряжение («выписка из наказов») «закрыть Сампсониевскую церковь на пр. К. Маркса, находящуюся в окружении передовых заводов и фабрик и рядом с Домом культуры» [1]. 11 июля 1938 года Президиум Леноблискполкома постановил: «Учитывая наказы избирателей, требующих закрытия церкви Сампсония, а также, что последняя с 24-го марта с. г. верующими не используется, двадцатка распалась, церковь закрыть» [1].
В июле 1938 года Сампсониевский собор закрылся для богослужений.
После снятия блокады храм с 1947 по 1950 год использовался библиотекой Академии наук СССР, затем (до 1972 года) арендатором стала закупочная база Главунивермага (Росхозторга), приспособившая помещения под склады. При этом памятник архитектуры продолжал разрушаться [36].
Послевоенная реставрация
К 1952 году многие конструкции здания находилось в абсолютно неудовлетворительном состоянии, собор и колокольня представляли угрозу для безопасности пешеходов [1].
В преддверии 250-летия города на Неве встал вопрос о реставрации памятника архитектуры. Работы начались в 1953 году по проекту архитектора А. А. Кедринского и Т. А. Берсеневой [1]. В 1953-1957 годах ликвидировали повреждения куполов, отремонтировали кровлю собора и галерей вдоль боковых фасадов ([1];[26]). Дальнейшие работы были отложены.
В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Государственному мемориальному музею А. В. Суворова. По этому случаю решено было провести ремонт и разместить в бывшем соборе экспозицию «Военное искусство XVIII века и его триумф в Полтавской битве 27 июня 1709 года». Представители суворовского музея предлагали зашить иконостасы и переоборудовать весь интерьер [28].
С 1975 года благодаря руководству ГИОП активизировалась работа по ремонту и реставрации храма, а в мае 1981 года начальник ГИОП И. П. Саутов поставил вопрос о необходимости восстановить комплекс в первоначальном виде как памятник в честь Полтавской битвы, а экспозицию сделать лишь его дополнением. Через полгода он обратился в Ленгорисполком с письмом «О реставрации уникального памятника «Сампсониевский собор», настоятельно прося передать здание музею-памятнику «Исаакиевский собор» для научной реставрации. Саутову также удалось приостановить передачу Русскому музею на постоянное хранение 75 икон Сампсониевского собора [28].
Благодаря этому исторический памятник XVIII века и его уникальная иконописная коллекция были спасены. В 1984 году Сампсониевский собор был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор» [9], и с 1986 года начались планомерные реставрационные работы.
В 1986-1999 годах была проведена реставрация фасадов, ремонт часовни, колокольни, кровли, фасадов, электроснабжения, малых иконостасов, полов трапезной, а также надгробного памятника на могиле А. Волынского, А. Хрущова и П. Еропкина [35]. В 2002 году была восстановлена декоративная роспись стен главного придела.
В 1999 году Сампсониевский собор принял первых посетителей, а в 2000 году открылся как музей [5].
Регулярные богослужения в Сампсониевском соборе проходят с 2002 года, а первое архиерейское богослужение после закрытия здания как храма состоялось 19 февраля 2006 года [29]. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, был заново отлит и установлен напротив храма памятник Петру I (подробнее о памятнике читайте тут).
В 2004 году началась реставрация главного иконостаса. В 2006 году на фасады колокольни были возвращены белые мраморные доски, установленные в 1909 году [35].
В 2009 году, по случаю 300-й годовщины Полтавской битвы и закладки Сампсониевского собора, ООО «Возрождение Петербурга» была осуществлена реставрация фасадов [28].
Специалисты высоко оценивают уровень этих работ, отмечая, что работа велась при постоянном использовании архивных источников, в результате чего «все сооружения Сампсониевского собора выглядят сегодня не просто достойно, а исторически правдиво» [28]. В 2009 году соборе была завершена развеска храмовых икон.
При выборе цвета фасада реставраторы опирались на результаты расчисток и спектрографического анализа. На протяжении истории не раз менялись не только конструктивные детали, но и цветовое решение Сампсониевского собора. Сегодня его внешний облик максимально приближен к тому, которого удалось достигнуть в ходе реставрации 1908-1909 годов [28].
В день 300-летнего юбилея Полтавской битвы в Санкт-Петербурге прошли праздничные мероприятия [36]. К этому времени основная часть реставрационных работ в Сампсониевском соборе была закончена. Однако реставрация отдельных элементов храма продолжается и поныне.
Вам также могут понравиться другие интересные материалы о Сампсониевском соборе:
Посещение Сампсониевского собора в Петербурге: часы работы, расписание богослужений, как добраться и прочие полезные детали
С 1984 года Сампсониевский собор является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» — комплекса «Музей четырех соборов».
Адрес Сампсониевского собора: фото Большой Сампсониевский пр., 41. Ближайшие станции метро — «Выборгская» и «Площадь Ленина». Как добраться: от станции метро «Выборгская» до собора можно дойти пешком (в общей сложности примерно 600 метров), от станции «Площадь Ленина» — около 1,6 км. До собора также можно добраться с Петроградской стороны через Гренадерский мост (например, пешком от станции метро «Петроградская» — 2 км).
Посмотреть расположение Сампсониевского собора на карте Петербурга можно тут или тут.
В настоящее время собор открыт как музей, но несколько раз в неделю в храме проводятся утренние богослужения (см. расписание богослужений в Сампсониевском соборе на официальном сайте).
Режим работы Сампсониевского собора следующий. Сампсониевский собор (Музей-памятник «Сампсониевский собор») открыт для посещения ежедневно (кроме среды), с 10:30 до 18:00. Работа касс и впуск посетителей прекращаются за полчаса до закрытия.
Стоимость входных билетов в Сампсониевский собор — нулевая: собор можно посетить бесплатно. При входе вручают бесплатный билет.
Однако вы можете оставить добровольные пожертвования: как на церковные нужды, так и на реставрацию.
Стоимость аудиогида для посещения Сампсониевского собора — 100 рублей.
Вы можете осмотреть собор самостоятельно или с аудиогидом, либо присоединиться к экскурсионной группе. Подробная информация о других экскурсиях в Сампсониевском соборе приводится на официальном сайте музея.
Фотографировать внутри Сампсониевского собора разрешается, причем фотосъемка бесплатная. Однако использование вспышки запрещено.
Виртуальную экскурсию по Сампсониевскому собору можно посмотреть тут.
Снаружи на территории собора есть туалет типа «будка» — чистый и бесплатный.
Информация приведена по состоянию на декабрь 2015 года.
2. Гусенцова Т. М., Добрынина И. Н. Путешествие по Выборгской стороне. — СПб., издательство Остров, 2007.
3. Белоножкин А. Е. Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А. П. Аплаксин. — СПб: Невский мир, Лики России, 2013.
4. Творчество добра. Петербургский архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879–1931). Фишер М. СПб.: ТО «Балтийская звезда», 2013.