храм на волотовом поле новгород
Российские древности: храм Успения на Волотовом поле
Храм на Волотовом поле, 2004
О храме, чьи фрески сравнивали с фресками Феофана Грека, который последовательно сжигали сами строители, шведы, немецкие войска, но который тем не менее восстанавливают, причем на деньги союза, в который некогда входил Новгород. Наш сегодняшний выпуск «Российских древностей» — о храме Успения на Волотовом поле.
В прошлом выпуске «Российских древностей» мы рассказали вам о возрожденном новгородском храме XIV века, встречающем въезжающих в Новгород из Москвы. Этот храм видно слева от дороги. А справа, если быть внимательным, можно увидеть храм, построенный семью годами позже, с почти идентичной судьбой: церковь Успения на Волотовом поле.
Это странное слово — «Волотово»
Название «Волотово» или «Волотово поле» гораздо древнее стоящего здесь храма. Что оно означает, точно неизвестно, существует несколько толкований этого названия. В древних хронографах так назывались мифические великаны и первые старейшины рода человеческого. А поскольку рядом с храмом был курган, который новгородское предание связывало с могилой первого новгородского посадника Гостомысла, а рядом будто бы хоронили вельмож и богатырей, то и все место стали называть «Волотово поле». Такое объяснение приводит митрополит Евгений (Болховитинов) в своих «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода», вышедших в 1808 году. Другая версия упоминает имя любимого в Новгороде Велеса (Волоса) — в самом городе Волосова улица до сих пор есть. Также есть толкование о том, что раньше волотами называлось племя чудь. Но, вероятнее всего, здесь было личное владение человека с дохристианским именем Волот.
Храм на волотовом поле новгород
Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле была построена в 1352 году как храм основанного новгородским архиепископом Моисеем монастыря: «постави владыка Моисий церковь камену, во имя святыа Богородица Успение, на Волотове».
Это одноапсидное, четырехстолпное, почти квадратное в плане (9х9,7 м) крестовокупольное здание с трехлопастным завершением фасадов. С севера и с запада к нему примыкают небольшие притворы, имеющие посводное завершение. Центральный объем перекрыт коробовыми (полуциркульными) сводами, которые на углах не соответствуют трехлопастному завершению нижних частей – несовпадение, по всей вероятности, связано с новыми приемами, примененными в строительстве памятника.
По сообщению летописи храм был расписан в 1363 году по заказу архиепископа Алексея: «того же лета подъписана бысть церкви Святыя Богородица на Волотове, в Моисееве монастыри, повелениемъ боголюбиваго архиепископа новгородчского Алексея».
Созданный тогда ансамбль обнаруживает общие стилистические черты с более поздними творениями: с росписью Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378) и живописью церкви Феодора Стратилата на Ручью (1370-е или 1380-е). Все эти новгородские памятники связаны с так называемым «экспрессивным» направлением византийского искусства третьей четверти XIV века, которое вдохновлялось идеями исихазма.
Храм был посвящен Богородице, что во многом предопределило выбор изображенных святых и ряда сюжетов. Живопись размещалась на сводах и стенах девятью регистрами, начиная с купола и заканчивая регистром полотенец, имитирующим орнаментированные ткани внизу. Сравнительно небольшая высота здания сказалась на стенописном ансамбле – высота регистров получилась тоже небольшой. Пространство между ними было заполнено растительными и геометризованными орнаментами. Живопись покрывала также древние деревянные связи, еще более усиливая общий декоративный характер.
До своей гибели в годы Великой Отечественной войны в волотовской церкви находился один из лучших художественных ансамблей Великого Новгорода. Его росписи сохранялись почти полностью, никогда не белились и не записывались. Кроме отдельных механических повреждений живописной поверхности, эти росписи не имели изъянов.
В годы Великой Отечественной церковь оказалась на линии фронта и почти полностью была уничтожена огнем немецкой артиллерии и авиации. В 1955 году архитектор-реставратор Л. Е. Красноречьев выполнил проект консервации и графическую реконструкцию храма в формах XIV века. Стены, сохранившиеся на высоту от 2 до 4 метров, были укреплены и доложены до одного уровня, а над ними сооружена временная кровля. Это спасло памятник от дальнейшего разрушения и подготовило условия для реставрационных работ нашего времени.
Вновь вернуться к церкви Успения на Волотовом поле было решено в конце XX века. В 1993 году новгородские реставраторы под руководством Т. И. Анисимовой приступили к разборке завалов внутри основного объема и западной паперти и выемке фрагментов живописи. Потребовалось вынуть и просеять через сито более 300 кубических метров завала. Из него было извлечено более 1 миллиона 750 тысяч фрагментов, размер которых колеблется от 0,8 см² до 20 см². От живописной декорации сохранилось на месте лишь 40 м². Эти фрагменты живописи, находящиеся в нижней части стен и столбов основного объема и в западном притворе, были отреставрированы.
В 2001 году министерства культуры России и Германии подписали соглашение об оказании финансовой помощи немецкой стороной в реставрации храма. Под руководством Н. Н. Кузьминой в следующие два года был разработан проект и проведены работы по воссозданию церкви в формах XIV века. За эту работу она удостоена, вместе с Л. Е. Красноречьевым, звания лауреата Государственной премии.
Кроме росписей, оставшихся на месте после разрушения памятника в годы Великой Отечественной войны, в настоящее время в нем смонтировано еще 18 композиций, собранных реставраторами из разрозненных фрагментов. Р абота по сборке фрагментов продолжается до сих пор и ведется в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника.
swann74
Про путешествия, ориентирование и про всё
На выезде из Новгорода в сторону Москвы по каждую из сторон дороги стоят древние церкви. По правую руку церковь Спаса на Ковалеве, а по левую церковь Успения на Волотовом поле. Построены обе церкви были практически в одно и тоже время в 14 веке. И обе были до основания разрушены во время Великой Отечественной войны. Почти три года линия фронта проходила совсем рядом от города, по реке Малый Волховец. Обе церкви стояли на советской стороне фронта и были разбиты вражеской артиллерией.
Церковь Спаса на Ковалеве начали восстанавливать в 1970-е годы, а до храма в деревне Волотово добрались только в 90-е. Деньги на реставрацию частично выделило немецкое правительство. Открыли церковь в 2003.
Храм не действует, здесь по-прежнему ведутся восстановительные работы. Для того, чтобы попасть внутрь надо звонить Наталье Львовне.
Церковь стоит посреди большой и живой деревни. Со всех сторона она окружена деревенским кладбищем. Такое впечатление, что так было всегда.
Трудно представить, что двадцать лет назад здесь была только груда битого кирпича и куски штукатурки. Вообще все ближние новгородские села ужасно древние. С историей и, кажется, что с традициями. Но на самом деле никаких особенных традиций не сохранилось. Все выбили за время советской власти. Обыкновенная деревня с коровником постройки советских лет.
Как и церковь на Ковалевом поле церковь Успения была знаменита своими фресками. Развалины после войны были “законсервированы”, это значит лишь то, что их не растащили по камешку, а огородили. И вот в начале 90-х годов начали восстанавливать. Как это делалось: в течении долгих лет собирали обломки стен, вывозили в мастерские и каталогизировали. Собрали больше, чем 1,7 миллиона обломков. Потом пытались из этих старых обломков величиной в несколько квадратных сантиметров, как пазл, собирать фрески. Делали это глядя на старые черно-белые фотографии, а также рисунки.
Когда все обломки собрали, то саму церковь восстановили. Стоит теперь церковь посреди современной новгородской деревни и удивляет тем, что такую красоту построили 660 лет назад.
Про судьбу отреставрированных фресок. Наталье Львовне я не позвонил и внутрь храма не попал. Собирают фрески в пазлы с помощью специально разработанной компьютерной программы. Подробно об этом написано здесь. Но как я понял из этой статьи: все равно в основном подбор обломков друг к другу идет вручную. После таких сложнейших и трудоемких работ, мастерство реставраторов восхищает даже больше, чем оригинальные работы.
По этой ссылке можно посмотреть фотографии о том, что получается в результате реставрационных работ.