храм надеждино в дмитровском районе
О храме
Каменная однокупольная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Надеждино выстроена в 1838-1843 гг. в стиле ампир на средства помещика, надворного советника Сергея Александровича Норова.
Церковь построена как домовый храм при усадьбе Норовых. Приписана была к Введенской церкви, что на погосте «Чёрная Грязь» деревни Очево.
В 1930 году храм был закрыт. Долгое время здание использовалось в хозяйственных целях, позже заброшено. Большая часть объёмов церкви к концу 1990-х годов была разрушена. Сохранилась часть капитальных стен здания в основании восьмерика и опиравшиеся на них подпружные арки, несущие восьмерик со сводом.
В 1999 году под руководством благочинного Дмитровского округа председателя приходского совета и настоятеля Успенского кафедрального собора города Дмитрова Московской области Романа Гаврилова, (ныне епископ Серпуховского) началось восстановление церкви из руин. Ответственным за восстановление стал настоятель Введенской церкви, что на погосте «Черная грязь» архимандритом Паисием Столяровым. Он нашел немалые денежные средства для начала строительства, привлек бригаду умелых реставраторов, постоянно следил за ходом работ.
Епископ Роман Серпуховской
Начало реставрационных Весна 2003год 25.04. 2007 год
работ А. М. Поливанов и о. Роман Гаврилов
В восстановлении храма деятельное участие принял сын последнего владельца усадьбы «Надеждино» Алексей Матвеевич Поливанов. Он предоставил в распоряжение реставраторов фотографию, сделанную в 1887 году, запечатлевшую подлинный облик церкви. Этот снимок помог воссоздать утраченный объём элементов здания, возродить центральную часть из руин.
Алексей Матвеевич Поливанов
14 ок тября 2003 года в возрождённой церкви, настоятель храма архимандрит Паисий Столяров, совершил первое богослужение в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы
В 2018 году к престольному празднику к храму и дому притча было подведено электричество и завершены работы по электрификации храма, отремонтировано паникадило, над входом и по стенам были установлены светильники, розетки и выключатели. Произведен ремонт котельного оборудования. Благодаря тому, что в храме появился свет и тепло, стало возможно продолжить ремонтно – реставрационные работы внутри храма, строительство иконостаса и совершение регулярных богослужений в зимний период.
В 2018 году храму исполнилось 175 лет со дня постройки.
Усадьба Надеждино
Объект культурного наследия регионального значения
Л.А.Фатуева, научный сотрудник
отдела истории, быта
и художественной жизни края МЗДК
Село Надеждино при пруде, Повельского стана, Дмитровского у В XVII в. называлась Скубятино и значилась как пустынь. В 1803 имение приобрёл «надворный советник и кавалер», Саратовский губернский предводитель дворянства Сергей Александрович Норов (1762-1849), известный стойкостью своих религиозных и монархических убеждений. В 1843 он построил домовую кирпичную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая приписана к Черногряжскому погосту. С.А. Норов был женат на Татьяне Михайловне, ур. Кошелевой (1766-1838),
происходившей из рода графов Воронцовых, внучке Дарьи Илларионовны Воронцовой, родной сестры канцлера графа Михаила Илларионовича Воронцова. С.А. Норов состоял в свойстве с могущественным графом А.А. Аракчеевым и пользовался его расположением. Во время ОВ 1812 г. через него супруги Норовы держали связь с сыновьями, находящимися в действующей армии. У них было шестеро детей:
Авраам (1795-1869), воспитанник Благородного Пансиона при Московском Университете; д.т.с., сенатор, Министр народного просвещения (1854-57), член Государственного Совета; приятель А.С. Пушкина; герой ОВ 1812 года, участник Бородинской битвы, где потерял ногу; полковник гвардейской артиллерии в отставке; известный библиофил, путешественник и писатель, председатель Археографической Комиссии, которая издала свыше 15 томов древних актов, Новгородские и Ижорские писцовые книги, полное собрание русских летописей и др.; за свои литературные заслуги избран в члены Академии Наук; унаследовал имение Надеждино;
Усадьба Надеждино в то время включала каменную двухэтажную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней, дом двухэтажный на каменном фундаменте, два одноэтажных флигеля, один, крытый тесом, другой – черепицей, баню новую с предбанником, погреб и конюшню с 3-мя стойлами и 2-мя отгородками для скотины, сенным сараем, крытым тесом. «Перед большим домом, окрашенным в розовую краску, с мезонином и белыми колоннами, расстилался лужок-круг, обсаженный розовыми кустами и массой белых нарциссов, затем шли два пруда, c небольшой рощей вдоль берега с серебристыми тополями, плакучими березами. Из кленовых беседок открывался широкий вид на поля, деревни, виднелась вдали долина реки Яхромы, села за рекой, расположенные по синеющей возвышенности (Клинско-Дмитровской гряде); можно различать даже ряды берез по Рогачевской большой дороге, а вправо на северо-запад и север всё леса, леса, сливающиеся с горизонтом.»
От усадьбы Норовых-Поливановых сохранилась отреставрированная из руин Покровская церковь, пруды, заросли сирени и таволги, дубы, берёзовая роща…
Служители
Настоятель храма: протоиерей Ростислав Владимирович Шишов
Настоятель Покровского храма, дер. Надеждино, Дмитровский район с июля 2018 года
Введенский храм, с. Очево, Дмитровский район
Покровский храм, с. Орудьево, Дмитровский район
среднее специальное 1991 – Абрамцевское художественно-промышленное училище им. М.В.Васнецова
семинария 1995 – МДС
4 декабря 1995 года
епископом Можайским Григорием в Успенском храме Новодевичьего монастыря
2010 грамота За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования
2007 сан протоиерея
2002 наперсный крест
Протоиерей Димитрий Михайлович Мохов
Настоятель Покровского храма до июля 2018 года.
среднее 1994 – школа
семинария 2005 – МДС (заочное)
4 сентября 2004 года
митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием
2017 сан протоиерея
2011 наперсный крест
2000 грамота юбилейная
Архимандрит Паисий (Столяров Петр Федорович), 1926
Отвечал за восстановление Покровского храма из руин.
В 2003 году 14 октября им была совершена первая Божественная Литургия в восстановленном храме.
Введенский храм, с. Очево, Дмитровский район
н/среднее 1957 – 7 классов
семинария 1968 – МДС
архимандритом Платоном в Троицко-Сергиевой Лавре
30 марта 1967 года
епископом Брянским Мелхиседеком в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
2017 медаль «За усердное служение» I ст.
2016 орден прп. Серафима Саровского III ст.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы д. Надеждино
Группа Храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Надеждино создана для прихожан храма и всех неравнодушных к этому прекрасному месту людей.
О храме
Показать полностью.
Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в д. Надеждино выстроена в 1838-1843 гг. на средства помещика С.А. Норова.
В 1930-х гг. храм был закрыт, большая часть его объемов разрушена. К концу 1990-2000 гг. сохранилась часть капитальных стен здания в основании восьмерика и опиравшиеся на них подпружные арки, несущие восьмерик со сводом.
В 1999 г. силами приходской общины проведены реставрационные работы по воссозданию утраченных объемов здания и реставрация руин центральной части.
Настоятель храма: протоиерей Ростислав Владимирович Шишов
Покровский храм, дер. Надеждино, Дмитровский район
Введенский храм, с. Очево, Дмитровский район
Покровский храм, с. Орудьево, Дмитровский район
Храм Покрова Пресвятой Богородицы д. Надеждино запись закреплена
Местная религиозная организация православный приход Покровского храма д. Надеждино Дмитровского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
Банк получателя:Банк «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (ПАО)г. Москва
Назначение платежа: целевое пожертвование
Лариса Смагина запись закреплена
Сегодня празднование иконы «Прежде РОждества и по Рождестве Дева».
Икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», принесена в Николаевский Пешношский монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители.
Показать полностью. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.
Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы вовремя трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой». Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.
Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма. Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления.
Лариса Смагина запись закреплена
14 октября великий праздник Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.
Показать полностью.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Лариса Смагина запись закреплена
30 сентября день памяти мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.
Показать полностью.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
Лариса Смагина запись закреплена
27 сентября двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос.
Показать полностью.
Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости.
Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю.
Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его.
Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.
При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».
Лариса Смагина запись закреплена
21 сентября Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.
Показать полностью. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Лариса Смагина запись закреплена
17 сентября празднование иконы Божией Матери Неопалимая Купина.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
глас 4
Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан,
Показать полностью. от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
глас 4
Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей,/ показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже,/ огнь Божества неопальне во чреве Приимшую/ и нетленну по Рождестве Пребывшую,/ Тоя молитвами от пламене страстей избави нас/ и от огненных запалений град Твой сохрани,/ яко Многомилостив.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.
Лариса Смагина запись закреплена
Сегодня, 8 сентября (по ст ст 26 августа), наиболее торжественное празднование Владимирской иконы (а у этой иконы три дня празднования 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст ст)), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
Показать полностью.
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
Лариса Смагина запись закреплена
Сегодня день, в который произошло второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).
Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия.
Показать полностью. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, по благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.
В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он «добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». Предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.
С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи», новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.
В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года.
Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва «есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе». В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.
Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480–1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: «Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе». На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: «Я Савва, начальник сего места». Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.
Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.
Лариса Смагина запись закреплена
С Праздником! 19 августа двунадесятый праздник: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В этот день за трапезой разрешается рыба.
Беседа святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
Показать полностью.
Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: «И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины» (Мф. 17, 1). Спрашиваем прежде всего, откуда Евангелист Матфей начинает счет шести дней, после которых наступил день Преображения Господня, то есть с какого дня? Как показывает ход речи, с того, в который Спаситель, наставляя учеников Своих, сказал им: «приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего», и прибавил: «аминь глаголю вам, суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем» (Мф. 16, 27, 28), то есть, Свет предстоявшаго Преображения Он назвал Славою Отчею и Своим Царством. Это показывает и яснее раскрывает Евангелист Лука, говоря: «бысть же по словесех сих яко дний осмь, и поем Петра, и Иоанна, и Иакова, взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его было блистаяся» (Лк. 9, 28-29). Но как согласить их между собою, когда один определенно говорит о промежутке восьми дней между беседой и явлением, а другой (говорит): «по днех шестих»? Слушайте и разумейте.
Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Видишь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к тому Свету?
Но не станем утомлять внимания вашего дальнейшим изъяснением слов Евангелия. Будем веровать так, как научили нас те самые, которые просвещены от Самого Христа, поскольку только они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам Пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к Неувядаемой Славе и Красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и огребаясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огнь гееннский и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием Невещественного и Присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спаса нашего, во Славу Его, и Превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых Едино Сияние, Едино Божество, и Слава, и Царство, и Сила ныне и присно и во веки веков. Аминь.