храм науки и искусства
Храм науки и храм искусства: домовая церковь мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова
Центр Москвы: Манежная площадь, Кремль, Охотный ряд, Александровский сад, улицы Моховая и Большая Никитская — сюда непременно попадает каждый турист, здесь любят гулять жители столицы. Оказавшись в этих местах, невозможно не заметить огромную надпись «Свет Христов просвещает всех» на фасаде одного из зданий. Если любопытство возьмет верх, то, обойдя строение справа, увидите главный вход в храм мученицы Татианы, домовой храм МГУ им. М. В. Ломоносова.
Домовой означает «закрепленный» за чем-либо, храм при структуре, учреждении, организации. Однако храм в первую очередь — дом Божий, а посему пускают туда каждого. Даже тех, кто никогда не соприкасался с Московским государственным университетом. Приход удивляет тем, что здесь все знают друг друга лично и готовы знакомиться со вновь прибывшими. Жизнь прихода для Татьянинского храма — понятие не абстрактное и лозунговое, не идеал, а реальность. Здесь существуют свои традиции, как и в любой семье — рожденные в поисках компромисса. Таким образом, например, при храме возникла детская игровая комната — просторная, с игрушками, заполненная малышами во время длительных служб.
Любой московский приход так или иначе имеет окраску — вокруг одного собираются актеры, вокруг другого — художники, где-то больше внимания уделяют жизни людей с зависимостями и сложными судьбами, где-то традиционно сложилась консервативная община людей старшего возраста. По такой классификации, храм мученицы Татианы в первую очередь — приход «медийный», а после — храм науки и храм искусства в буквальном смысле. Настоятель храма во имя мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский с 2005 по 2012 гг. руководил Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси (до 2009 г. — Пресс-служба Московской патриархии). Работал в журнале «Огонек» и в редакции русской версии газеты «Нью-Йорк таймс»; автор множества публикаций в светских и церковных СМИ. Супруга отца Владимира — известный поэт и прозаик Олеся Николаева. В числе клириков храма — заведующий фотослужбой пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Игорь Палкин, диакон Александр Растворов — член редакции электронной версии Православной энциклопедии Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Среди прихожан — концертмейстер МГК им. П. И. Чайковского, заслуженная артистка РФ Наталья Голубева; солист оркестра Большого театра Андрей Рудометкин; скульптор Кирилл Протопопов, изготовивший жезл для Патриарха Московского и всея Руси Кирилла; альтистка «Доминант Квартета», ассистент профессора кафедры альта Московской консерватории Анна Сазонкина и ее супруг гобоист Владислав Комиссарчук; прима-балерина Большого театра Евгения Образцова; Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный научный сотрудник МГУ, лауреат Государственной премии РФ, доктор физико-математических наук Григорий Любимов и его супруга, кандидат физико-математических наук, профессор Татьяна Любимова.
В числе давних прихожан Татьянинского храма — старший обозреватель и фотограф журнала «Фома» Юлия Маковейчук. Именно Юлия ведет фотолетопись современной истории, а ведь есть еще и несовременная — когда среди молящихся можно было встретить одетого в легендарную шинель Николая Васильевича Гоголя. Здесь, в Татьянинском, его впоследствии и отпевали как почетного члена Московского университета. Отсюда выносили также гроб с телом Афанасия Фета.
Решение об устроении домового храма МГУ возникло сразу после открытия вуза, указ об основании которого подписала 12 (25) января 1755 года императрица Елизавета Петровна. Первая церковь разместилась в левом флигеле главного корпуса университета на Моховой улице. Освящение храма совершил 5 апреля 1791 года митрополит Платон; проповедь владыки окончилась так: «Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается».
Эта церковь сгорела во время нашествия Наполеона в 1812 году. С 1817 до 1837 гг. домовой храм МГУ временно располагался в Георгиевской церкви на Красной горке, один из приделов которой в 1820 году был переосвящен во имя святой мученицы Татианы.
В 1832 году Николай I приобрел для университета здание усадьбы Пашковых, между Большой Никитской и Воздвиженкой. На Большой Никитской когда-то стоял древний монастырь, основанный отцом патриарха Филарета боярином Никитой Юрьевичем Романовым. Воздвиженка же получила свое название от Крестовоздвиженского монастыря, располагавшегося на ней с 1450 года и сгоревшего в 1812-м. Главный дом усадьбы Пашковых перестроили в Аудиторный корпус, левый флигель — в библиотеку, а правый — в домовой храм университета.
Освятил Татьянинский храм 12 (25) сентября 1837 года митрополит Московский Филарет, ныне причисленный к лику святых. По окончании богослужения Его Высокопреосвященство сказал: «Святилище таин приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагораживанию человечества».
Надпись древнеславянской вязью «Свет Христов просвещает всех» украсила фронтон здания храма в 1913 году.
Вскоре после 1919 года началась ликвидация церкви мученицы Татианы. Крест сняли, надпись на фасаде сбили. Паникадило переделали в светильник, скульптуру Ангела Радости передали в Донской монастырь для украшения надгробия князя Голицына (впоследствии она была отправлена в Музей русской архитектуры им. Щусева). В помещении храма разместили сначала читальный зал, а после — клуб. 4 ноября 1927 года Маяковский представил там свежезавершенную поэму «Хорошо».
6 мая 1958 года свою историю в этих стенах начал Студенческий театр, воспитавший в числе других Марка Захарова, Александра Филиппенко, Аллу Демидову. Первым его руководителем, с 1958 по 1960 гг., стал Ролан Быков.
С 1970 года в бывшем Аудиторном корпусе разместился факультет журналистики МГУ.
Возрождение домовой церкви пришлось на начало 1990-х. Первый молебен c акафистом мученице Татиане в храме, но все еще — в помещении Студенческого театра, отслужил 25 января 1991 года Святейший Патриарх Алексий II. Годом позже он произнес в проповеди в стенах МГУ: «Ко мне обращались и ученые, и студенты с ходатайством об открытии при МГУ храма святой мученицы Татианы. Ведь то, что находится сегодня на месте храмового алтаря, иначе как кощунством назвать нельзя… Татьянин день является университетским праздником. И этот храм должен быть возрожден» (Московский церковный вестник. — 1993. № 1). Постановление Ученого совета МГУ «Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник — здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…» датируется 20 декабря 1993 года. 27 апреля 1994 года указом Патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы учреждается патриаршее подворье. Настоятелем храма до 2012 года становится священник Максим Козлов.
Сегодня в актовом зале храма проходят семинары информационной комиссии Московской городской епархии, здесь выпускается (с 2006 года — в онлайн-версии) издание «Татьянин день», основанное в 1995 году и являющееся, таким образом, одним из долгожителей в ряду современных православных СМИ России У храма есть сайт, наполнять который помогают прихожане — новостными материалами, историческими исследованиями, фотопроектами, интервью друг с другом и фильмами о храме. В рубрике «Книжная и церковная лавки» появляется информация о новых поступлениях, в том числе — книгах издательства при Татьянинском храме. Прихожане могут реализовать себя в социальном служении (помощи бездомным, больным детям, престарелым) или стать участниками Народного хора, который периодически поет и за богослужениями. Школа духовного пения при Татьянинском храме предоставляет музыкальное образование, соответствующее стандарту государственных музыкальных школ, с дополнительным изучением Закона Божиего, литургики, церковнославянского языка, церковного обихода. Среди молодежных программ — разговорный английский клуб Join In, а также многочисленные вечера — бальные и творческие, совместные поездки на природу, теологические дискуссии, концерты и просветительские акции. Для детей при храме — воскресная школа и совместные выезды в приходские лагеря.
У прихожан храма сформировались свои традиции. Среди самых полезных — участие в уборке после воскресного богослужения. Среди самых красивых — украшение храма цветочными композициями к праздникам.
У прихода есть свои группы в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте», канал на YouTube
Загляните в Татьянинский храм, когда окажетесь в центре Москвы.
Судный Татьянин день
Храму быть.
Каждый год в Татьянин день в университетской церкви торжественно служили праздничный молебен с акафистом святой покровительнице. После обедни все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татьяниного дня, а потом уже по всей Москве гуляла студенческая вольница. Литератор начала XX в. П. Иванов отмечал: «Из залы [ресторана] выносятся растения, все, что есть дорогого, ценного, все, что только можно вынести. Фарфоровая посуда заменяется глиняной. Число студентов растет с каждой минутой. Обед сопровождался тостами, речами, пением. Исчезает вино и закуска. Появляется водка и пиво. Поднимается невообразимая кутерьма. Все уже пьяны. Кто не пьян, хочет показать, что он пьян. Все безумствуют, опьяняют себя этим безумствованием. Воцаряется беспредельная свобода». В этот день полиции было предписано не арестовывать, а сопровождать до дому особо подвыпивших и «потерявшихся» студентов.
Закрыть и ликвидировать
В отношении домовых церквей при учебных заведениях Наркомпрос принял специальное постановление, обязывающее местные власти к 1 сентября завершить процесс их ликвидации (см. Док. N 2).
Красиков протестует
Вплоть до мая 1919 г. ситуация с Татьянинским храмом оставалась «замороженной». Но храм все равно присутствовал в публичном советском пространстве, чему способствовали его внешние особенности: икона на внешней стене, деревянный четырехконечный крест на крыше и надпись на фронтоне «СВЕТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВЕЩАЕТЪ ВСЕХЪ». По мнению заведующего VIII отделом Наркомюста П.А. Красикова, 7 это свидетельствовало о ненадлежащем исполнении Декрета «О памятниках Республики» об удалении с улиц и площадей Москвы и других городов, из всех публичных мест царских эмблем, надписей, названий, гербов, икон и иных религиозных предметов (см. Док. N 1).
В ночь с 17 на 18 июля 1919 г. «ликвидация Татьянинского храма» началась. Были удалены икона со стены, крест на крыше и надпись на фронтоне здания. Основное действо по упразднению домовой церкви намечено было на 24 июля (см. Док. N 7-10).
С 1958 г. под патронатом великой русской актрисы А.А. Яблочкиной (1866-1964) в здании бывшей церкви открылся студенческий театр. В разные годы им руководили Сергей Юткевич, Ролан Быков и Марк Розовский. Из Студенческого театра МГУ вышли Марк Захаров, Алла Демидова, Ия Саввина и многие другие знаменитые люди советского искусства.
И вновь звучит молитва в храме.
25 января 1995 г., в Татьянин день, вновь была освящена домовая церковь. Позднее на первом этаже здания был освящен новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского. В 1995-2001 гг. храму были возвращены его отличительные исторические особенности: на крыше установили деревянный крест, на фасаде разместили мозаичную икону мученицы Татьяны, на аттике храма восстановлена прежняя надпись: «СВЕТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВЕЩАЕТЪ ВСЕХЪ».
Публикацию подготовили заместитель начальника отдела РГАСПИ кандидат исторических наук Анна Кочетова и главный специалист РГАСПИ доктор исторических наук Михаил Одинцов.
N 1. Декрет «О памятниках Республики»
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет народных комиссаров постановляет:
1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2. Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ республики и заведующего отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3. Той же Комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.
4. Совет народных комиссариатов выражает желание, чтобы в день 1 Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.
5. Той же Комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 Мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России.
6. Областные и губернские совдепы приступают к этому же делу не иначе как по соглашению с вышеуказанной комиссией.
7. По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.
Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин)
А. Луначарский, Сталин
Секретарь Совета Горбунов
РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5678. Л. 1. Подлинник.
N 2. Циркуляр Наркомпроса о домовых церквах при учебных заведениях
1) На основании декрета об отделении церкви от государства, распубликованного в N 15 «Газеты [Временного] рабочего и крестьянского правительства» от 23 января с. г., помещения как в главных зданиях учебных заведений всех видов и ступеней, так и в зданиях, при них состоящих, занятые церквами, часовнями и молитвенными домами всех вероисповеданий, подлежат освобождению и использованию исключительно для учебно-воспитательных целей, преследуемых учебными заведениями.
2) Все имущество церквей, часовен и молитвенных домов при учебных заведениях должно быть ликвидировано; что касается предметов, непосредственно служащих для богослужения, то из них антиминс передается местной общине верующих, если она на то согласна, остальное в учреждение, заведующее имуществами республики.
3) Для ликвидации церковного имущества должны быть созданы при совдепах особые комиссии, состоящие из одного представителя от местного совдепа, его исполкома, одного представителя от о[тдела] н[ародного] о[бразования] того же совдепа и одного от учебного заведения, в ведении коего состоит предназначенное к ликвидации церковное имущество.
4) Установление порядка и способа ликвидации имущества возлагается на ликвидационную комиссию.
5) Все денежные суммы как принадлежащие церквам, часовням и молитвенным домам, состоящим при учебных заведениях, так и полученные ликвидационной комиссией за имущество, в порядке ликвидации поступают в распоряжение данного учебного заведения, которое в употреблении этих сумм дает отчет соответствующему о[тделу] н[ародного] о[бразования].
6) Ответственность за своевременное выполнение и контроль над осуществлением данного декрета возлагается на местный совдеп.
7) Освобождение школьных помещений из-под церквей, часовен и молитвенных домов, а также ликвидация церковного имущества должны быть закончены в кратчайший срок, не позднее 1 сентября с. г.
8) Настоящий декрет вступает в силу с момента его опубликования в официальных советских органах.
За народн[ого] комис[сара] по просв[ещению] Мих[аил] Покровский
Опубликовано: Известия.1918. 22 августа.
N 3. Запрос VIII отдела Наркомюста в Наркомпрос
N 638 28 мая 1919 г.
В Народный комиссариат по просвещению
VIII отдел Народного комиссариата юстиции заинтересован иметь сведения, чем обусловлена такая пассивность отделов комиссариата народного просвещения, коим поручено дело уничтожения предметов и изречений, гипнотизирующих несознательные элементы населения и возмущающих сознательные.
Заведующий VIII отделом НКЮ [Красиков]
ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 737. Л. 233-233 об. Копия. Машинописный текст.
N 4. Письмо Наркомпроса в VIII отдел Наркомюста
N 4171 30 июня 1919 г.
Председателю комиссии по отделению церкви от государства
Настоящим отдел учебных заведений, согласно сообщению Правления университета от 19 июня с.г. за N 2688, уведомляет Вас, что домовая церковь Московского государственного университета во исполнение постановления Народного комиссариата по просвещению от 16 августа 1918 г. была закрыта, и богослужение в ней не проводится, но ликвидации ее не последовало ввиду определения Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Нар[одного] ком[иссариата] по просвещению от 18 октября 1918 г. за N 1919, что упомянутая церковь вследствие ее высокой художественно-исторической ценности должна была быть сохранена в неприкосновенном виде, а предметы, в ней находящиеся, не могут быть конфискованы или вывезены без ведома и согласия означенной Коллегии.
Сообщая об этом и имея в виду, что более авторитетного органа в решении данного вопроса, чем названная коллегия в Народном комиссариате по просвещению, не имеется, отдел высших учебных заведений считает необходимым уведомить Вас, что он не находит возможным принятие иных каких-либо мер, кроме обжалования данного постановления в Совете народных комиссаров.
Заведующий отделом Мих[аил] Покровский
Заведующий I отделением И. Коршаков
Пом[ощник] делопроизводителя С. Розанов
ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 168-168 об.
N 5. Из протокола N 280 (п. 9) заседания Малого Совнаркома
Члены Малого совета: Галкин, Шевердин, Чуцкаев, Канатчиков.
Представители от ведомств:
Слушали: 9. О ликвидации церков[ных] религиозных эмблем на здании I Московского государственного университета.
9б. Снять со здания I Московского государственного университета икону с лампадой, крест и религиозную надпись. Приведение в исполнение изложенного в п[унктах] «а» и «б» возложить на Московскую чрезвычайную комиссию 13 в 3дневный срок.
9в. Передать Московскому революционному трибуналу бывшего ректора I-го Московского государственного университета Мензбира и Новакова за саботаж декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и инструкции, опубликованных в ст. 685 N 62 Узаконения и п. 29 Инструкции.
9г. Поставить на вид президиуму Московского совдепа нарушение є 29 вышеуказанной инструкции. Единогласно без согласия докладчика.
Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Председатель Малого совета М. Козл[овский]
Члены Малого совета Шевердин, А. Галкин
Секретарь А. Афанасьева
N 6. Мандат народного комиссара юстиции П.А. Красикову
N 381 16 июля 1919 г. Мандат
Член Коллегии Наркомюста Петр Ананьевич Красиков уполномочивается Нар[одным] ком[иссариатом] юстиции на все действия, которые связаны с исполнением постановления Совета народных комиссаров от 8 июля 1919 г. о снятии с фронтона I Московского государственного университета всех предметов религиозного культа (иконы, лампады, надписей и т.п.).
Зам[еститель] Народного комиссара юстиции
Секретарь В. Орлова
ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 172. Подлинник.
N 7. Письмо отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса в Наркомюст
N 6126 22 июля 1919 г.
В Народный комиссариат юстиции
Ввиду того, что приемка и ликвидация церковного имущества, согласно Декрету от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства (опубликованного в «Известиях ВЦИК» N 86/450 от 30 августа 1918 г.) пункт 9 и инструкции отдела пункты N 5, 7 и 9, не могут быть произведены без участия представителей отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса, отдел просит Народный комиссариат юстиции известить его о дне приемки университетской церкви св. Татьяны для участия представителя отдела в ее ликвидации.
Заведующий отделом Н. Троцкая
Управляющий делами [подпись неразборчива]
Секретарь [подпись неразборчива]
ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 174. Подлинник.
N 8. Акт о ликвидации Татьянинской церкви при Московском университете
Сего 24 июля 1919 г. в присутствии представителей Комиссариата юстиции т. Галкина, представителей отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению т. Денисова, т. Сергеева, т. Померанцева, представителя Административного отдела т. Володина и представителя университета т. Голубцова согласно постановлению Совета народных комиссаров о ликвидации домовой Татьянинской университетской церкви, после осмотра таковой, было постановлено освободить помещение церкви от всех предметов религиозного культа при условии:
1) оставления представляющего собой высокохудожественные ценности иконостаса, неразрывно связанного с архитектурой здания;
2) оставления вещей, представляющих художественную ценность, которые необходимо перенести в помещение алтаря;
3) все прочие вещи передать в ведение юридического отдела Московского Совдепа;
4) помещение передать в ведение университета для использования в культурно-просветительных целях, при условии, что охрана этого художественного памятника будет гарантирована со стороны администрации университета, которая обязуется известить отдел по делам музеев в срочном порядке об использовании помещения церкви.
Вместе с тем поручается администрации университета озаботиться о принятии меры изоляции иконостаса с хранящимися в алтаре художественно-историческими предметами.
Эксперт [VIII] Отдела НКЮ Мих[аил] Галкин
Заместитель председателя Комиссии
по прием[ке] церковных имуществ
Экзекутор университета И. Голубцов
Представитель из Админис[тративного] отд[ела] МСРД Володин
ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 177. Подлинник.
N 9. Протокол ликвидации Татьянинской церкви при Московском университете
Во исполнение решения Комиссии по ликвидации Татьянинской Университетской церкви в Москве, в присутствии упомянутых в соответствующем акте от 24 июля 1919 г. лиц, была произведена фактическая ликвидация церкви, а именно: все предметы религиозного культа, не представляющие историко-художественного значения, были вынесены в главную часть храма; при осмотре престола антиминса на нем не оказалось, по снятии одежд под престолом был обнаружен ковчежец с частицами мощей, который и было поручено взять собственноручно Кедрову, бывшему диакону указанной церкви, для передачи соответствующему учреждению; за отсутствием технических средств престол был временно оставлен на прежнем месте для помещения на нем хранящихся историко-художественных предметов. В помещение бывшего алтаря были внесены все предметы религиозного культа, имеющие чисто историко-художественное значение, опись коих была составлена Комиссией.
В длину иконостаса была протянута веревка и наложена печать Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения. Помещение ризницы вследствие обнаружения в ней книг и документов конца 18-го и начала 19 веков было также опечатано до прибытия представителей архивного отдела Народного комиссариата просвещения.
Наружные двери были опечатаны до приема предметов религиозного культа, не имеющих художественного значения, юридическим отделом Московского Совета.
Администрацией университета в распоряжение Комиссии не было предоставлено курьеров, а посему всю работу по фактической ликвидации храма пришлось выполнить членам Комиссии собственноручно.
По объяснении т. Голубцова, который все время присутствовал и оказывал Комиссии соответствующую помощь, назначенные на эту работу курьеры отказались исполнять таковую.
Ковчежец с св. мощами мною получен; бывший диакон университетской церкви А. Кедров для передачи в один из соседних храмов.
Эксперт VIII отдела НКЮ Мих[аил] Галкин
Комиссии по прием[ке]
Экзекутор университета И. Голубцов
Представитель из Админис[тративного]
отдела МСРД Володин
ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 176. Подлинник.
N 10. Письмо VIII отдела Наркомюста в Московскую ЧК
N 890 26 июля 1919 г.
В Московскую чрезвычайную комиссию
Прилагая при настоящем копию протокола от 24 июля с.г., составленного комиссией по ликвидации университетской Татьянинской церкви, и список служителей университета, отказавшихся под религиозными предлогами исполнить распоряжение администрации Университета о помощи названной комиссии по фактической ликвидации храма[1], VIII отдел НКЮ просит 1) названных служителей университета арестовать, если они уже не арестованы, согласно переговорам по телефону эксперта VIII отдела т. Галкина с т. Ростовец и 2) предать их суду по обвинению в саботаже и сопротивлении действиям советской власти по ликвидации названного храма.
Заведующий отделом [Красиков]
ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 175-175 об. Копия. Машинописный текст.
N 11. Письмо VIII отдела Наркомюста в Административный отдел Московского Совета
N 941 5 августа 1919 г.
В Административный отдел Московского Совета
По точному смыслу п. А Постановления Совета народных комиссаров от 8 июля 1919 г., помещение бывшей домовой церкви, находящейся в здании I Московского университета, должно быть очищено от всех предметов религиозного культа.
Ввиду этого VIII отдел просит Вас в самом срочном порядке принять все зависящее от Вас меры к освобождению названного помещения от предметов культа, признанных Комиссией по делам музеев и охране памятников искусства и старины не имеющими художественного или исторического значения и потому подлежащими передаче в ведение Московского Совета.
Заведующий отделом [Красиков]
ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 179.
Копия. Машинописный текст
Публикация подготовлена при поддержке гранта РФФИ в рамках научного проекта N 18-09-00318.