храм ники аптерос архитектор
Храм Ники Аптерос в Акрополе
Храм Ники Аптерос в Акрополе
Первый храм, посвящённый Афине-Нике, был построен из дерева. Предположительно он появился в середине VI века при Писистрате на юго-западном выступе скалы (Пиргосе). Во время праздников, посвященных богине Афине, именно в этот небольшой храм приходила торжественная процессия, чтобы совершить традиционные жертвоприношения. В конце V века Акрополь и его древние храмы были уничтожены персами, которые вторглись в Грецию и как мамаево войско смели все на своем пути.
Несмотря на то, что храм был разрушен до основания, каким-то чудом уцелел алтарь, на котором по легенде располагалась статуя Афины-Ники. Во время раскопок 1936 года археологам удалось обнаружить следы древнего святилища и подтвердить эту теорию древними артефактами.
Храм Афины-Ники в Греции
Во времена царствования Кимона было решено восстановить святилище на прежнем месте, но уже в камне. Строительство началось примерно в 427 году до нашей эры и продлилось шесть лет. Доподлинно не известно кто был архитектором храма Ники Аптерос, но многие историки предполагают, что все работы были поручены Калликрату, ученику и соратнику Иктина, того самого, что построил Парфенон. Надо сказать, что археологи спорят не только по поводу того, кто построил храм, но даже о его названии. Дело в том, что термин «Храм Ники Аптерос» впервые появился в книге «Описание Эллады» Павсания (эдакий Lonely Planet по античной Греции, написанный во II веке нашей эры).
Храм Аптерос в 1872 году © pastvu com
Храм Аптерос в 2017 году
Вряд ли бы греки стали строить отдельный храм для помощницы Афины, а вот храм Афины-Ники вполне мог быть в Акрополе. Кстати, в пользу этой версии говорит и тот факт, что в 1835 году рядом со святилищем были найдены барельефы, на которых была изображена богиня Ника с крыльями, т.е. жители древних Афин не лишали предвестницу победы крыльев. Но правда это или нет, мы вряд ли когда-то узнаем, пусть историки спорят о правильном названии храма, а мы перейдем к дальнейшему рассказу о храме Ники Аптерос.
За многовековую историю Акрополя он не раз менял хозяев: сначала христианство восторжествовало над язычеством и храмы лишились своих ярких красок и статуй богов, которые были неприемлемы в новой религии, затем настало время турок, которые переделали святилища под мечети. Но самым разрушительным для храма Ники Аптерос стала осада Акрополя венецианцами, тогда турки, в чьих руках находился комплекс, стали разбирать здание: мрамор шел на строительство укреплений, а свинцовые крепления, которые соединялись мраморные прилиты, переплавляли в ядра и пули. Несмотря на то, что грекам удалось договориться с османами, что они найдут свинец для орудий и не нужно разбирать храм, святилище Ники-Афины очень пострадало.
Храм Ники-Афины в 1880 году © pastvu com
Первая попытка восстановить храм была предпринята в 1835 году, но так как не было никакого четкого плана работ и все спешили, то назвать эти работы реконструкцией можно только с очень большой натяжкой. В 1935 году из-за угрозы обрушения храм разобрали, укрепили склон и собрали вновь. Но восстановить храм в его современном виде удалось лишь к 2000-м годам, когда была проведена тщательная реставрация всех элементов строения.
После последней реставрации отчетливо видны оригинальные детали и восстановленные
Изображения на фризах храма Бескрылой победы
Храм был построен на Пиргосе и имел размеры: 5.4 на 8.14м, высота колонн 4.04 метра, в отличии от колонн Парфенона, они сделаны из цельных кусков мрамора, а не из сочлененных частей. Издавна стены Пиргоса выполняли роль стены славы, на которой вывешивали трофеи, вместе с храмом Ники Аптерос они составили своеобразный памятник в честь победы греков над персами.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.
Удивительный и очень воздушный храм Афины-Ники одно из самых красивых и загадочных строений Акрополя. Споры среди историков идут и о названии святилища, об архитекторе, зачем зданию два фасада (один смотрит на город, другой можно увидеть изнутри), почему храм расположен за воротами комплекса и этот список можно продолжать довольно долго. Но даже если не вдаваться в подробности истории и загадок, храм стоит того, чтобы его увидеть и полюбоваться. Лицезреть его можно во время осмотра Акрополя или бесплатно с холма Ареопаг.
Вид на Акрополь и храм Ники с холма Ареопаг
Античный храм Ники Аптерос на афинском Акрополе
Храмы, сохранившиеся на Акрополе, были построены в середине V до нашей эры.
Одержав окончательную победу над персами, греческие города-государства объединились в Афинский морской союз, главную роль в котором играли Афины.
Союзом была учреждена казна, часть денег из нее было решено выделить на восстановление Акрополя, разрушенного персами до основания.
Но афиняне не стали воссоздавать сожженные храмы, а выстроили их заново.
История создания Храма Ники Аптерос
Центральное место в композиции нового комплекса горы Акрополь занимал храм Девы Афины – Парфенон.
Пройти к нему можно было через Пропилеи, представлявшие собой широкую мраморную лестницу, завершающуюся прекрасной крытой колоннадой в классическом стиле.
Но Храм Афины Ники, задуманный с правой стороны от ворот, зрительно нарушал общую симметрию проекта.
Почему же древние архитекторы, при строительстве своих храмов строго придерживавшиеся принципов симметрии и пропорций, на Акрополе отказались от них?
Ответ очевиден. Акрополь для древних греков всегда был священным местом. Зодчие, планируя постройки, стремились, в первую очередь сохранить их изначальное, ритуальное предназначение.
На правой стороне Пропилей, на вершине древней микенской башни, всегда располагалось святилище Афины Ники.
Во время праздника Панафиней, посвященного богине, сюда заходила торжественная процессия, и здесь совершались жертвоприношения.
Около 427 года до н. э на месте святилища началось строительство нового храма Афины Ники, порученное зодчему Калликрату, соратнику Иктина, построившего Парфенон.
Оно продолжалось около шести лет. С легкой руки писателя и географа Павсания, родившегося в Малой Азии шестью веками позже, за храмом закрепилось название Ники Аптерас, что означает – Ника Бескрылая.
Узнайте множество интересных фактов о великом античном памятнике Крита – Кносском дворце.
О загадочном храме Эрехтейон в Афинах читайте наш захватывающий рассказ.
Путаница в названии храма
Единственный труд Павсания – «Описание Эллады», является по сути античным путеводителем по древней Греции и описывает дорожные впечатления автора.
На Акрополе в то время стояли три статуи Афины работы Фидия: Афина Парфенос, Афина Промахос, а также Афина Лемния, находившаяся неподалеку от Пропилей, изображенная в необычной позе с непокрытой головой.
Внутри самого храма стояла статуя Афины со шлемом в одной руке и гранатом – символом мира, в другой. Традиционно богиня изображалась со шлемом на голове и копьем в руке, а тут была простая женщина, уставшая от войн и желающая мира.
Ошибочно приняв ее за статую богини победы Ники, лишенную крыльев, Павсаний придумал красивую историю о том, что горожане создали этот образ, чтобы победа всегда оставалась с ними.
Победа бескрылой не бывает
Ника в древнегреческой мифологии – богиня-вестница победы.
Она часто изображалась сидящей на руке Зевса или Афины.
Обязательным ее атрибутом были крылья, которые присутствуют на всех изображениях.
Например, Ника Самофракийская, известная скульптура, выставленная в Лувре.
Может ли быть вестница победы без крыльев? Конечно же, нет! Отсюда можно сделать вывод о том, что храм был посвящен Афине-победительнице. Тем более недавно вся Эллада праздновала великую победу над персами.
Как и другие боги Афина имела множество имен: Паллада и Парфенос, Промахос и Полиада.
Она была заступницей материнства и брака, кораблестроения и мореплавания, ткачества и ремесел, целительства и колдовства.
Также Афина считалась воплощением мудрости, а символами ее были сова и змея. Главным же ее делом было покровительство справедливой войне и обеспечение победы.
Ника же была простой спутницей Афины в войнах, и ее предназначением было извещение богов о победе. Стоило ли создавать ей отдельный храм на Акрополе? А тем более ставить внутри него статую другой богини?
Описание храма Ники Аптерос
Храм Афины Ники считается самым загадочным и изящным строением на Акрополе.
Загадку, заключенную в его названии, мы разгадали. Давайте же просто им полюбуемся.
Небольшое строение на высокой башне, как бы поворачивающееся своим фасадом к любому входящему, сразу обращает на себя внимание.
Ведь в отличие от других храмов Акрополя, оно находится не за воротами, а перед ними.
Миниатюрные размеры и пропорциональность строения создают ощущение полета. Здание выполнено в ионическом стиле, входившем тогда в моду и считавшемся воплощением женственности.
Ионические колонны, легкие и стройные, подчеркивают его воздушность.
Барельефы на фризе изображали олимпийских богов и сцены сражений с персами.
В 1835 году неподалеку от храма были найдены несколько плит с изображением богини Ники. На них она везде изображена с крыльями.
Судьба храма
Эпоха сменяла эпоху. Акрополь, и храм вместе с ним, переходили из рук в руки.
Во время осады Акрополя венецианцами турки стали разбирать здание для строительства укреплений, а свинец, которым скреплялись мраморные плиты, переплавляли в ядра.
Греки, участвовавшие в осаде, договорились с турками, что будут поставлять им свинец, только чтобы те не портили храм.
Тем не менее здание сильно пострадало.
В 1835 году была предпринята попытка восстановить храм Ники Аптерос, но работы велись наспех, без общего плана.
И только в 2000 году была проведена тщательная реставрация с использованием всех найденных фрагментов.
Величием и красотой античной эпохи, вознесенной на небесную высоту, можно сегодня полюбоваться практически из любой точки центра города.
А в вечернее время специальная подсветка создает неизгладимое и таинственное ощущение сопричастности к его великой истории.
Акрополь. Храм Ники Аптерос. Афины. Греция. 4 часть
В данной части речь пойдёт о маленьком храме, расположенном у самых Пропилей.
Название храма переводится как «Храм Бескрылой Победы».
Храм был построен Калликратом, в честь богини Победы. Это небольшой ионический четырехколонный амфипростиль размером 5,4 х 8,14 м по стилобату. Стоит храм на высоком выступе — Пиргосе. Площадка вокруг храма была окружена мраморным парапетом, украшенным прекрасными скульптурными рельефами. Здесь же, перед храмом, находился алтарь Ники.
Это уже 4 часть из цикла статей об Афинском Акрополе
В нижней части Пропилеи и справа храм Ники Аптерос
Проект храма Ники и алтаря перед ним был исполнен Калликратом после окончания работ по сооружению Пиргоса. После прихода к власти демократов, когда разрабатывался новый план застройки Акрополя, этот проект и модель храма был в 449 г. до н.э. утверждены народным собранием. Постройка была начата тогда же, но окончательно закончили строительство к 421 г, после начала Пелопоннесской войны.
Массивные, сложные из известняковых плит стены Пиргоса издавна служили афинянам местом вывешивания трофеев. Таким образом, Пиргос и храм Бескрылой Победы играли важную роль в создании общего идейно-художественного образа ансамбля Акрополя как памятника победы греков над персами.
Целла храма не имеет ни пронаоса, ни опистодома. Торцы её продольных стен обработаны в виде антов. С восточной стороны находились два узких каменных столба, поставленных между антами, к которым крепились металлические решетки, закрывавшие вход в неглубокую целлу.
Высота монолитных колонн храма 4 метра. Ионические капители близки по своему типу капителям Пропилеев. Они имеют широкую, довольно сильно изогнутую подушку. Спирали волют очерчены тонким валиком и заканчиваются глазком с отверстием. Невысокий эхин покрыт порезкой овами. В храме — первые дошедшие до нас угловые ионические капители.
Храм Ники Аптерос дает нам классический пример трехчастного варианта ионического антаблемента: архитрав, расчлененный на три фасции, непрерывный скульптурный фриз и карниз без зубчиков. На барельефах фриза по трем его сторонам была представлена битва греков с персидской конницей. На восточной стороне изображены наблюдающие битву олимпийские боги.
Если у дорических сооружениях Акрополя имеются элементы ионической архитектуры, то в ионическом храме Ники Аптерос можно отметить черты, свойственные дорическому зодчеству. Например, живописный, а не резной декор симы, трехсторонняя профилировка капителей антов, более тяжелые пропорции ордера. Так увеличена высота архитрава относительно перекрываемого им пролета и общая высота антаблемента в целом, составляющего 2/9 высоты ордера.
Пропорции колонн, высота которых равна 7,85 диаметра, также тяжеловата для ионического ордера. Эти черты, а также отсутствие курватур, придавшие облику храма налет изысканной сухости, сближают его архитектуру скорее с памятниками 1-й половины V в. до н.э., например, с храмом на р. Илисе, чем с другими сооружениями Акрополя времени наивысшего расцвета афинской рабовладельческой демократии.
Утяжеление пропорций ордера, скорее всего, было тщательно продумано архитектором и имело целью создание определенной масштабности. Таким путем было достигнуто впечатление строгости и значительности, которых могло недоставать при более легких пропорциях маленькому по размерам храму, сопоставленному с монументальной дорической архитектурой Пропилеев.
Интересна история храма Ники. Он простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя Акрополь, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания и рельефы были извлечены из земли, а в 1835—1836 гг. храм был вновь сложен и получил нынешний облик. Зимой 1935-36 года, когда кладка Пиргоса и храм стали грозить падением, пришлось ещё раз разобрать храм и его постамент, после чего все камни были снова сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.
Всемирная история архитектуры, Том II
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
Храм Ники Аптерос в Акрополе: чертежи, архитектор, описание
Одно из самых привлекательных для туриста мест в Афинах — Акрополь. Это скалистый холм с пологой вершиной, на котором располагалась главная резиденция царя. Здесь же возводились наиболее значимые строение — скульптуры и храмы, постройка которых пришлась на годы, предшествующие нашей эре. Большинство их них возведено в архаичный период. Одно из наиболее привлекательных и спорных зданий — Храм Ники Аптерос. Он посвящен бескрылой богине, у которой греки искали помощи в военных и спортивных победах.
Краткое описание
Храм Ники Аптерос располагается на юго-западе от главного прохода комплекса. Это парадная дорога на холме, границы которой ограничены величественными колоннами и портиками. Храм стоит на Пиргосе — малозаметном скальном выступе, имеющем укрепление в виде подпорной стены (8 метров).
Дата строительства — период между 424 и 420 годами н.э. Храм Ники Аптерос — первое строение акропольского комплекса, возведенное в полном соответствии с ионическим ордером. Многие археологов до сих пор удивляет решение построить Храм Ники Аптерос вне акропольского комплекса, за его воротами. Это нарушает стройные ряды построек, симметрию, которой было подчинено строительство сооружений на Акрополе.
История постройки Ники Аптерос
Расположение Храма Ники Аптерос за пределами комплекса навело археологов на логичный вывод — строение возводилось на месте ранее разрушенного святилища. В ходе проведенных раскопок, когда были найдены предметы культа, удалось восстановить историю строительства храма.
Строительство храма
Микенская эпоха с многочисленными войнами требовала укрепить Акрополь от нашествия врагов. В этот период на месте современного Храма Ники Аптерос была укрепленная крепость. Она нужна была для защиты главного входа. Здесь же располагался алтарь, на который жители приносили трофеи трофеи, которые воины добывали в многочисленных войнах.
В 6 веке до н.э. на месте обычного алтаря вырос целый храм, посвященный Афине. Но и он вскоре был разрушен вовремя нашествия персов под предводительством Ксеркса. Они не только разорили Афины, но и устроили пожарище, уничтожившее строения из дерева, которые к тому времени были возведены на полой верхушке скалистого холма.
Грекам удалось изгнать персов и театр военных действий переместился на их территорию. С этого периода Эллада переживает настоящий рассвет. Огромные средства вкладываются в укрепление морского флота и возвеличивание Афин. Разрешенные строения реконструируются или отстраиваются заново.
Проект нового храма, получившего покровительство Ники Аптерос, был принят общим собранием горожан. Его строительство связано с именем Калликрата, который считается одним из «архитектурных отцов» Парфенона.
Происхождение названия — почему Аптерос
Храм имеет довольно странное название и посвящен Нике Бескрылой. Известно, что Ника — правая рука Афины, призванная оповещать других богов о победе той или другой стороны битвы. Именно для этого ее создали крылатой. Откуда же взялось противоположное название?
Фактически, произошло недоразумение. Древнегреческий географ Павсаний предпринял путешествие по Древней Греции (2 век н.э.), в своем труде он выразил свой восторг от посещения Афин. В описании присутствует и посещение Акрополя, в частности — Храма Ники Аптерос.
Почему Храм Ники Аптерос посвящен бескрылой богине
Археологи полагают, что Павсаний ошибся и принял статую Афины за скульптуру ее помощницы Ники. При этом древнегреческий географ придумал объяснение тому, почему божество лишилось своих легендарных крыльев. Его версия, которая укрепилась в веках — афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы победа и мир навсегда поселились в центре страны, покровительница города не могла улететь со своего места.
Статуя богини Афины
О богине Ника
Ника — древнегреческая богиня. Вместе с братьями и сестрами она являлась бессмертной соратницей верховного божества — Зевса. Мифология считает матерью Ники Стикс — чудовищная река, олицетворяющая собой первобытный ужас и из которой пошли все первые живые существа. Именно она привела своих детей к Зевсу, чтобы те помогли ему в борьбе с Титанами. Ника выступила в роли колесничего. Она облетала поля битвы и награждала победителей лавровым венком.
Легенда гласит, что Ника воспитывалась совместно с Афиной и была ее правой рукой.
Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции
Хотя современные археологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, в честь какой же из богинь было возведено святилище, значение культа для страны сложно переоценить. Слишком большие потери понесли греки в борьбе с персами, поэтому святилище — это то единственное, чем они могли отблагодарить небеса за помощь в боевых действиях, победы в спортивных соревнованиях и за сохранение мира.
Строение получилось воздушным и невесомым, как и сама крылатая богиня. Ну а крыльев греки лишили ее для того, чтобы на земле, которая находится под покровительством божества, был вечный мир.
Архитектура Храма
Храм Ники Аптерос относится к амфистилю, то есть имеет сразу два фасада. Он расположен таким образом, чтобы один фасад был обращен к входу в Акрополь, а другой смотрел внутрь цитадели. Украшением каждого фасада служат 4 колонны, возведенные в рамках ионического ордера. Само здание возведено на основании, имеющем три степени.
Хотя колоннада относилась к женственному типу ионической архитектуры, создатель изменил их пропорции, чем сумел подчеркнуть воинственный характер богини, в честь которой возводилось святилище.
На трех сторонах Ники Аптерос в камне были воссозданы иллюстрации сражений греков с персами, на четвертой — олимпийские боги, которые наблюдали за битвами. В центре божественной компании различима и Афина.
Архитектор Храма Ники Аптерос
Архитектором выступил Калликрат которому предстояло воплотить представление о Нике в мраморе. С его именем связаны многие монументальные строения Афин, дожившие до наших дней. Для увековечивания памяти талантливого архитектора древности, в его честь на планете Меркурий был назван кратер.
Аксонометрия и статуи
Внутри храма была установлена статуя, которая до сих пор вызывает споры. Тем не менее, сама скульптура является необычной для того времени — богиня держит в одной руке шлем, а в другой гранат, который является символом мира, достигнутого победоносной войной.