храм осетии в москве
Храм осетии в москве
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал всех верующих усиленно молиться об избавлении от коронавируса.
В Московской патриархии в связи с этим предложили новый порядок произношения молитвы «во время вредоносного поветрия». Читать полностью
Божественная литургия в День памяти святого благоверного князя Вячеслава Чешского
Божественная Литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках в День памяти святого благоверного князя Вячеслава Чешского, который мы праздновали 11 октября.
Гости из клуба «Алания» Владикавказ в нашем храме
Сегодня, в Праздник Успения Пресвятой Богородицы, наш храм посетили спортсмены и тренеры футбольного клуба «Алания» Владикавказ.
О благословении куличей и пасх в домашних условиях
В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в день Пасхи,
О совершении богослужений во время сложной эпидемиологической ситуации
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Управлением Московской Патриархии по городу Москве было получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой, включающее следующее требование:
Об освящении верб в домашних условиях
В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение),по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла миряне могут освятить ваии (вербы) дома следующим образом:
Служба милосердия предлагает свою помощь нуждающимся
Дорогие друзья, братья и сестры! Православная служба милосердия предлагает свою помощь всем, кто нуждается во время нахождения на карантине и режиме самоизоляции.
Миссионерская встреча с журналистом С.Л.Худиевым
15 марта в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках состоялась встреча с православным журналистом Сергеем Львовичем Худиевым.
Фрагменты богослужения на праздник Крещения Господня
Дорогие друзья, предлагаем вашему вниманию фрагменты праздничного богослужения в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Вы сможете послушать наш хор.
Видеоработа нашей юной прихожанки Арины
Дорогие друзья! Школьница Арина Тезиева предлагает вашему вниманию свою видеоработу. Снято в рамках Олимпиады «История и культура храмов столицы и городов России» 2019-2020 гг.
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Боли и надежды древней православной Осетии
Беседа с насельником московского Сретенского монастыря иеромонахом Никодимом (Бекеневым)
– Я коренной москвич. Крестился в возрасте 10 лет. С этого момента считаю себя верующим человеком. Воцерковлением я обязан своим родителям, прежде всего отчиму. После школы поступил в Московское академическое художественное училище памяти 1905 года. Рос, наверное, как и все московские парни: занимался спортом – вольной борьбой, был студентом, гулял с друзьями. В юношестве, во время учебы, немного отдалился от храма. К концу обучения вера стала возгораться с новой силой, и через несколько месяцев после окончания училища я «убежал» из мира в монастырь.
– Живя в Москве, поддерживали ли вы связи с осетинской диаспорой, с Южной Осетией?
– В Южной Осетии живут мои родственники и друзья. В советские годы мой отчим несколько лет проработал главным режиссером Юго-Осетинского драматического театра. Естественно, у нас дома в Москве постоянно гостили и друзья его, и коллеги, так что я фактически вырос в осетинской среде. И, конечно, мне приходилось и приходится постоянно общаться со своими друзьями в Южной Осетии, которые все практически являются православными.
– Случалось ли вам брать благословение правящего архиерея Грузинского Церкви на пастырские поездки в Южную Осетию?
– Да. В начале лета 2008 года я собрался крестить родственника в Южной Осетии. Тогда ситуация уже была напряженная, но еще можно было проехать через границу с Грузией. Насельник нашего монастыря иеродиакон Нафанаил (Муралошвили) в тот момент находился в Тбилиси у своих родителей. У него был день рождения, и мы договорились встретиться на границе. Он приехал за мной вместе с игуменом Иоанном (Абасашвили), клириком Грузинской Церкви. Отец Нафанаил хотел пригласить меня в Тбилиси, познакомить с родителями. Он обратился к местному архиепископу Исаие, чтобы тот помог нам беспрепятственно перейти границу. Владыка хлопотал за нас, и, естественно, оказавшись в Грузии, мы приехали к архиерею, чтобы поблагодарить его за участие. Также я взял благословение на совершение таинства крещения в Осетии.
– Какие особенности церковной жизни, богослужения в этом регионе вам более всего памятны? Сохранилась ли там преемственность духовных православных традиций после атеистического советского периода гонений на Церковь?
– Осетины – древний православный народ, потомки алан, принявших Православие от Византии в Х веке. Известны имена аланских святых, пострадавших во II веке. В Аланском государстве Православие было государственной религией. В реестре Константинопольского патриархата Аланская митрополия занимала 61-е место, сразу за Киевской. Конец ХIV века стал катастрофическим для Алании: аланы практически все были уничтожены, сражаясь за свою веру и свободу с полчищами Тимура-Тамерлана. Осталась небольшая часть, которую не удалось уничтожить врагу. Именно они и являются современными осетинами (овсы, или ясы, – одно из древних названий алан). С самого рождения через традиции предков каждый осетин впитывает в себя такие понятия, как Бог, святые, молитва и тому подобные.
Любой осетинский праздник или какое-либо важное событие начинается с обращения к Богу и святым. Своим небесным покровителем осетины считают великомученика Георгия Победоносца (Уастырджы) и всегда желают друг другу его помощи, покровительства и поддержки. На территории Осетии – и на севере, и на юге – есть множество древних христианских памятников. Хотя многие из них не сохранились до наших дней, люди помнят эти места, празднуют дни памяти святых или событий Церкви, которым были посвящены эти храмы и часовни. А на юге много храмов и часовен рушится прямо на глазах: не хватает средств на реставрацию. В некоторых селах люди сами, своими руками, строят новые храмы взамен утраченных. Еще несколько десятилетий назад можно было бы сохранить множество памятников христианства, сами храмы и росписи. Но и сейчас на севере и на юге Осетии есть много исторических мест, свидетельствующих о христианских подвигах древних подвижников.
Некоторых людей приводит в недоумение, чему поклоняются осетины, когда молятся в рощах и на возвышенностях, некоторые считают, что они поклоняются камням и деревьям. Но на самом деле, как правило, это места древних церквей. Места, где были разрушенные алтари, особенно помечаются, и люди из благоговения не нарушают их, не ходят там, не тревожат покой святого места. Почти все осетинские праздники имеют древние христианские корни. До Октябрьской революции в царской России правительство и церковные власти понимали значение христианства для осетин. На осетинский язык было переведено Священное Писание, на севере Осетии даже совершались богослужения для народа на родном языке.
Что касается юга Осетии, то во время советской власти, в отличие от севера, там не совершалось богослужений, хотя сохранялись и никогда не разорялись несколько храмов в самом Цхинвале и в окрестных селах. Конец советской власти для Южной Осетии был, как это не печально констатировать, началом войны с Грузией. В 1989 году в Грузии на государственном уровне стали звучать слова о выходе из состава СССР и о России как о главном враге. Тогда Юго-Осетинская автономная республика заявила о желании остаться в составе Советского Союза и провозгласила независимую республику. Начались тревожные дни, этнические осетины стали подвергаться гонениям и издевательствам; из-за преследований по национальному признаку, грабежей и убийств десятки тысяч людей были вынуждены бежать из Грузии в Россию. Опустели древние осетинские поселения в Горийском и других районах Грузии. Практически вся территория Южной Осетии была охвачена войной, в результате которой погибли и были ранены тысячи мирных жителей.
Грузинская Церковь считала и считает Южную Осетию своей канонической территорией. Однако сколько-нибудь серьезных попыток окормлять южно-осетинскую паству Грузинская Церковь не предпринимала. На территории Южной Осетии возникла и действует неканоническая церковь.
– Как вы, будучи уже иеромонахом, восприняли в августе 2008 года известие о военном конфликте двух православных народов?
– Как личную трагедию.
– Как скоро после начала войны вы поехали в Южную Осетию? Какова была главная внутренняя мотивация такого решения?
– В ночь с 7 на 8 августа 2008 года узнал об обстреле города, пытался связаться с родственниками и друзьями, а вечером уже был в дороге. 9-го весь день ехали на автомобиле, а 10-го числа я уже был в Южной Осетии. Внутренняя мотивация в подобной ситуации, думаю, понятна каждому человеку.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях, об увиденном. Помогала ли православным осетинам вера, молитва преодолеть горе, чувство мести по отношению к Грузинскому государству, развязавшему братоубийственный конфликт?
– Ни война 1991–1992 годов, ни эскалация конфликта в 2004 году не имели таких масштабов разрушения, как августовская война 2008 года. Картина ужасная! Плохая связь. Еще по дороге получали известия о гибели многих знакомых, с которыми не могли связаться. К счастью, часть этих сведений впоследствии не подтвердилась, но только часть… Состояние паники и подавленности сменялось надеждой на скорое окончание боевых действий. Город был разрушен, горел. В самом городе погибших хоронили в огородах и дворах домов, а за пределами города было множество убитых, стоял сильный трупный запах.
Людям пришлось пережить очень многое, особенно тем, которые прятались в подвалах домов в то время, когда проводили «зачистку». Это было ужасно! В те подвалы, где захватчики ожидали найти людей, бросали гранаты. На глазах у многих людей были расстреляны, сожжены, раздавлены танками машины с женщинами и детьми, которые пытались бежать из горящего города по Зарской дороге. Мои друзья, служившие в осетинском батальоне миротворцев, своими руками доставали из горевших машин обгоревшие детские трупы.
– Способна ли, на ваш взгляд, в настоящий момент Грузинская Православная Церковь окормлять свою православную паству в Южной Осетии?
– На мой взгляд, и думаю, что это мнение разделяет подавляющее большинство жителей Южной Осетии, в данный момент не способна. Я слышал со стороны грузин такое мнение, что грузинского священника не пустили бы на территорию Южной Осетии. И это действительно так. Но мне кажется, что раньше такое мнение было необоснованно, в Цхинвале проживали и проживают этнические грузины, которые никогда не притеснялись, и прийти и начать служить в городе для этих людей было бы возможно еще в 1990-е годы, однако никто, к сожалению, не делал таких попыток. Если бы хоть один грузинский священник пережил бы с людьми тяготы и лишения, ужас обстрелов, молился бы в осажденном городе за свою паству, люди бы знали, что Церковь выше политики. Но их там не было, на их месте были другие, у кого хватало мужества и любви к своему народу. Но это – представители неканонической церковной структуры. Вот такая трагедия! А что касается Церкви канонической, то остается лишь констатировать прискорбный факт, что к ней подорвано доверие осетин на многие годы.
Конечно, я осознаю, что с обеих сторон накопилось много обид, боли и гнева. Думаю, и в моих ответах на предложенные вопросы это ощущается, хотя я говорил совершенно искренне и ненависти у меня к грузинам, поверьте, помощью Божией, нет. Есть боль невосполнимых потерь и тяжелое чувство попранной справедливости. Сможем ли и мы, и грузины подняться до тех высот духа, к которым нас всех зовет Христос? Мне кажется – это самый главный вопрос, на который каждому из нас и нашим народам надлежит ответить. И именно об этом нам надо просить помощи у Господа.
– Какова, по вашему мнению, могла бы быть роль Русской Православной Церкви, других Православных Церквей в уврачевании этого страшного политического и отчасти церковного конфликта?
– Как вы, очевидец, оцениваете масштабы нравственной, психологической катастрофы в Южной Осетии?
– Подобные потрясения не проходят даром. Выросло поколение людей, которые никогда не видели благополучной, мирной жизни. Нервные срывы, сердечные приступы… Люди погибают от войны через месяцы и годы после ее окончания. Необходима серьезная работа, чтобы преодолеть эти последствия, и роль Церкви здесь очень важна.
– Оказывает ли Сретенский монастырь, насельником которого вы являетесь, помощь пострадавшим в военном конфликте в Южной Осетии?
– Так же, как и во всех монастырях и храмах Русской Православной Церкви, в Сретенском монастыре собирались пожертвования для пострадавших во время последней войны.
– Что в плане вашего личного духовного опыта вы считаете наиболее важным в пастырской деятельности на территории Южной Осетии?
– На данный момент Южная Осетия – одна из самых благодатных почв для пастырской деятельности. Большинство (наверное, 90%) жителей считают себя православными, они ощущают свое единство с Россией не только политически, но, прежде всего, духовно. Тот пробел, который возник в церковной жизни у людей в годы советской власти, сейчас пропадает. Народ идет в храмы, люди жаждут слова Божия. Святые отцы говорят, что главным, необходимым условием для спасения являются память смертная и страх Божий – то, что есть у людей, живущих там. Мирские, суетные ценности отходят на второй план.
С иеромонах Никодим (Бекенев)
беседовала корреспондент американского журнала «The Orthodox Word» в Москве Монахиня Корнилия (Рис)
Расписание богослужений
Богослужения проводятся в пятницу, субботу и воскресенье, в дни особо чтимых святых, а также в дни двунадесятых и великих праздников и в дни почитаемых икон Божией Матери. Начало Божественной литургии в 9.00, Всенощного бдения — в 17.00.
Расписание богослужений
в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках
на ноябрь 2021 г.
03.11.
среда
17-00 Всенощное бдение.
Празднование Казанской иконе Божией Матери.
04.11.
четверг
08-00 Часы. Божественная Литургия.
Празднование Казанской иконе Божией Матери.
05.11.
пятница
17-00 Вечернее богослужение (полиелей).
Димитриевская родительская суббота.
06.11.
суббота
09-00 Часы. Божественная Литургия.
Димитриевская родительская суббота.
По окончании Литургии —
молебен о сохранении семейного счастья и о благополучном супружестве.
06.11.
Суббота
17-00 Всенощное бдение.
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиа́на и Марти́рия.
07.11.
воскресенье
09-00 Часы. Божественная Литургия.
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиа́на и Марти́рия.
07.11
воскресенье
17-00 Всенощное бдение.
Вмч. Димитрия Солунского.
Воспоминание великого и страшного трясения.
Престольный праздник.
08.11.
понедельник
08.00 Часы. Божекственная Литургия.
Вмч. Димитрия Солунского.
Воспоминание великого и страшного трясения.
Престольный праздник.
12.11.
пятница
17-00 Вечернее богослужение.
Апп. от 70-ти Стахи́я, Ампли́я, Урва́на, Нарки́сса, Апе́ллия и Аристову́ла.
Мч. Епима́ха.
13.11.
суббота
09-00 Часы. Божественная Литургия.
Крестный ход.
Апп. от 70-ти Стахи́я, Ампли́я, Урва́на, Нарки́сса, Апе́ллия и Аристову́ла.
Мч. Епима́ха.
По окончании Литургии
молебен о сохранении семейного счастья и о благополучном супружестве.
13.11
Суббота
17-00 Всенощное бдение.
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских.
14.11.
Воскресенье
09-00 Часы. Божественная Литургия.
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских.
19.11.
Пятница
17-00 Вечернее богослужение.
Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших.
Прп. Ла́заря Галиси́йского.
20.11.
суббота
09-00 Часы. Божественная Литургия.
Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших.
Прп. Ла́заря Галиси́йского.
По окончании Литургии
молебен о сохранении семейного счастья и о благополучном супружестве.
20.11.
суббота
17-00 Всенощное бдение.
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Собор Архистрати́га Михаи́ла и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гаврии́ла, Рафаи́ла, Урии́ла, Селафии́ла, Иегудии́ла, Варахии́ла и Иеремии́ла.
21.11.
воскресенье
9-00 Часы. Божественная Литургия.
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Собор Архистрати́га Михаи́ла и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гаврии́ла, Рафаи́ла, Урии́ла, Селафии́ла, Иегудии́ла, Варахии́ла и Иеремии́ла.
22.11.
понедельник
17-00 Вечернее богослужение.
Колесование вмч. Георгия.
23.11.
вторник
9-00 Часы. Божественная Литургия.
Колесование вмч. Георгия.
26.11.
пятница
17-00 Вечернее богослужение.
Апостола Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
27.11.
суббота
9-00 Часы. Божественная Литургия.
Апостола Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
По окончании Литургии
молебен о сохранении семейного счастья и о благополучном супружестве.
27.11.
суббота
17-00 Всенощное бдение.
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Мучеников и исповедников Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Аллилуия. Начало Рождественского поста.
28.11.
воскресенье
9-00 Часы. Божественная Литургия.
Мучеников и исповедников Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Аллилуия. Начало Рождественского поста.
Ближе к Богу. Как живет мужской монастырь в горах
Фото: Анна Кабисова
Чтобы подняться к Аланскому Успенскому монастырю, надо преодолеть уходящую в небо лестницу с высокими ступенями. У подножия стен монастыря и небо ближе, и дышится легче — словно прошел первое испытание перед тем, как быть допущенным к чему-то сакральному.
Мужской Аланский Успенский монастырь считается самым высокогорным в России: он возвышается на 2000 метров над уровнем моря, и эта высота хорошо ощутима на смотровой площадке монастыря, где так любят фотографироваться туристы и паломники.
Фото: Анна Кабисова
Монастырь рос день за днем на глазах у жителей Осетии, для которых горный поселок Фиагдон в Куртатинском ущелье — что-то вроде парка Коломенское в Москве: недалеко от центра, красиво и чистый воздух, поэтому сюда съезжаются отдохнуть на выходные в любое время года. Он появился летом 2003 года, когда в село Хидикус рядом с поселком Верхний Фиагдон перебрались два монаха и два трудника из монастыря в Беслане. Мужской монастырь в горах Осетии был создан по наставлению и благословению старца архимандрита Ипполита (Халина) из Свято-Николаевского Рыльского монастыря Курской епархии — в конце 90-х годов у него побывала чуть ли не половина жителей Осетии. Сегодня двое из их — игуменья Нонна (Багаева) и иеромонах Стефан (Дзугкоев) — являются наместниками монастырей: Аланского Богоявленского женского монастыря в Алагире и Аланского Успенского мужского монастыря в Фиагдоне, которые стали духовными центрами республики.
Фото: Анна Кабисова
В Средневековье на территории Аланского Успенского мужского монастыря и вокруг было фамильное поселение Гусовых. В XVII, а затем и в XVIII веке здесь появились две крупные сторожевые башни — сейчас они вписались в монастырский комплекс и служат колокольней.
В 2003 году православной церкви возвратили полуразрушенный храм XIX века во имя Жен-мироносиц — он датируется примерно 1858 годом и располагается там же. Менее чем за год монахи восстановили маленькую церковь и построили братский корпус. Каменные стены ХIХ века отреставрировали, они и стали основанием современного большого храма, названного во имя Иконы Иверской Божией Матери и построенного по древним образцам.
Имя нового храма неслучайно: в пяти километрах от монастыря находится часовня, в ней шестьсот лет хранилась важная святыня Осетии и всего Северного Кавказа — Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная царицей Грузии Тамарой Великой. Подлинник иконы был утрачен в годы Великой Отечественной войны. По преданию, с восстановлением православных монастырей в Осетии эта икона будет вновь обретена.
ПАТРИАРШЕЕ АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ
ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ ХРАМА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА КУЛИШКАХ Г. МОСКВЫ ( АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ) РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
Настоятель священник Вячеслав Джейранов +7 (926) 676-61-73
Храм Рождества Пресвятой Богородицы расположен в месте, которое раньше называли Кулишки. «Кулишки» (или – правильнее – кулижки) — старинное русское слово, значение которого трактуется по-разному. Это либо топкое болотистое место, либо лес после порубки.
Старинный район Кулишки располагался в месте слияния рек Москвы и Яузы. В настоящее время это район Солянки.
Название же «на Стрелке» обозначало, что церковь стояла на стрелке, или на развилке, Подколокольного переулка и Солянки.
В 1547 году на этом месте упоминается деревянная церковь Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке).
И стояла она у места сбора русского войска перед походом на Куликово поле. А историк и архивист начала XIX века А. Ф. Малиновский в своём труде «Обозрение Москвы» считает постройку этого храма увековечиванием памяти русских воинов, павших на Донском побоище. Так что церковь эта весьма знаменательна.
В 1600 году на месте деревянной церкви построили кирпичную. Следующая кирпичная церковь построена была в 1712 году.
А вот нынешнее здание Рождественской церкви, на сей раз в стиле зрелого классицизма строилось уже в 1803-804 годах.
Во время французского нашествия 1812 года пожар уничтожил ротонду храма. Французы похитили серебряные оклады икон, венцы, лампады и одежды. Ущерб для храма был огромен. Восстановительные работы завершили лишь спустя 10 лет.
Храм закрыли в начале 30-х годов 20-го века. Разобрали завершения церкви и колокольни. Внутри полностью перестроили. Одно время в нем размещалась скульптурная мастерская, потом «Леспроект». А позже здание отдали рентгено-радио-логическому институту.
В 1991-м храм передали Русской Православной Церкви, а с 1992 года в ней возобновилось богослужение. И параллельно началась реставрация.
В 1996 году храм передали в пользовании аланской (осетинской) диаспоры Москвы.
В 2009 году было восстановлено золочёное завершение колокольни и установлен крест.
А перед крыльцом церкви в 2010 году установили памятник, посвящённый жертвам теракта в Беслане.
ПАТРИАРШЕЕ АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ запись закреплена
ПАТРИАРШЕЕ АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ запись закреплена
Птица потому и птица, что летает. И цветок потому и цветок, что пахнет и цветет. А человек потому и человек, что он молится.
Сербский Патриарх Павел.
ПАТРИАРШЕЕ АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ запись закреплена
Человек, который поддался обиде, уже не может чисто молиться. Обида терзает его, как гвоздь, вонзенный в душу, и погубляет его мирное устроение, необходимое для молитвы. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Памятозлобие — это ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое».
Показать полностью.
Хорошо бы, чтобы мы постоянно, даже в самых мелочных ситуациях старались упражняться в борьбе с обидчивостью. У каждого человека ежедневно бывает множество поводов к этому. Например, взяли у нас какую-то вещь без спроса. Или сказали что-то неприятное, или кто-то над нами посмеялся, или забыл о нашей просьбе. Очень важно, чтобы мы во всех этих ситуациях хранили душевный мир, не принимали никаких помыслов обиды, неприязни.
Игумения Домника, настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря
ПАТРИАРШЕЕ АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ запись закреплена
Наставления старца Амвросия Оптинского
«Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей.
Показать полностью. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». — Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреждайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.
На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»
На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, — прибавлял он, — спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».
ПАТРИАРШЕЕ АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ запись закреплена
ПАТРИАРШЕЕ АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ запись закреплена
10 ноября 2021 г. ( 28 октября ст.ст.), среда.
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
День постный. Пища с растительным маслом.
Показать полностью.
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Среда 21-й седмицы по Пятидесятнице
(Кол.1:18–23; Лк.11:9–13)
Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
(Лк. 11:9-13) Лк.11:9. И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
Смотри, какая точность в словах. Не сказал Господь: «попросите», и дастся вам, но «проси́те», то есть непрерывно ищите.
Лк.11:10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
«Всякий просящий получает». Неужели получает тот, кто просит бесполезного? Нет. Ибо, во-первых, прошение о бесполезном не может быть и названо прошением пред Богом. Ибо кто молится Богу, тот должен просить того, что Он дает. А если кто просит бесполезного, тот творит прошение не к Богу, ибо Он не дает неполезного.
Лк.11:11. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
Лк.11:12. Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
Лк.11:13. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Потом слушай, как и Сам Господь научает нас просить того, чего должно просить. Он говорит: сын просит «хлеба» и «рыбы», и «яйца». Поэтому как эти предметы составляют пищу человека, так и наши прошения должны быть полезны нам и служить в помощь. Под просящим «хлеба» разумей, пожалуй, всякого, кто просит, чтобы открыты ему были вера в Троицу и правильность догматов. Ибо они, как утверждающие сердце, суть хлеб. А «рыбы» просит тот, кто, находясь в море жизни сей, просит у Бога помощи, чтобы ему, как рыбе, сохраниться живым и непогруженным среди искушений. А тот просит «яйца», кто желает, чтоб ему даны были порождения добродетельных душ, каковые души, как взявшие крылья, вознесшиеся духом и пролетевшие землю, по справедливости, могут быть уподоблены птицам.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Господь убеждает к молитве обетованием услышания, поясняя его сердоболием естественного отца, благосклонного к прошениям детей своих. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня, вместо хлеба, и змеи, вместо рыбы. Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что то хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея – и не дает просимого. Отец и мать изливают пред Богом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив, здоров и счастлив. Господь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее, только не по понятию просящих, а так, как оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой умирает сын. Для тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание, а делание наперекор, или: предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая жизнь только приготовление к другой жизни, не может быть сомнения, что сын, о котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва и что для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут. Скажешь: так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным». Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей».
ПАТРИАРШЕЕ АЛАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ запись закреплена
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею.
10 ноября.
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница.
Показать полностью.
Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой.
На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу.
С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу.
Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница».
Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой.
Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье.
По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Поэтому в день её памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года.
Святая мученица – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Кроме того, к ней возносят молитвы о счастии в браке, о покровительстве семейному очагу.
Тропарь великомученицы Параскевы Пятницы
глас 4
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/ мужескую крепость приимши,/ женскую же немощь отвергши,/ диавола победи и мучителя посрами,/ вопиющи и глаголющи:/ приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему./ Тоя молитвами, Христе Боже,/ спаси души наша.
Ин тропарь святой великомученицы Параскевы
глас 8
Иже веруя и мужеством душевным, тезоименитне,/ диавола посрамила еси/ и мучительское прещение и раны доблественне победила еси,/ мученице Параскево, вопия:/ мечем сосецайте и огнем сожизайте тело мое,/ яко да, радуюся, прииду Жениху моему Христу Богу./ Егоже моли спастися душам нашим.
Молитва святой великомученице Параскеве, нареченной Пятница:
Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя Славы, Христа Спасителя, и Ему единому уневестилася еси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею Ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоею в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесне возжженным чрез Ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, возшедши душею твоею на Небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаго тя сим небесным гласом: «Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!» Темже и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево! Вемы, яко велие имаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его, Человеколюбца, и о нас предстоящих и молящихся ти. Да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниях; да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение возлюбленному нашему отечеству да ниспослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианом да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели; да очистит нас грешных от всякия скверны и порока; да оградит нас святыми Своими ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И тако улучивше спасение твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречестное и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Кондак великомученицы Параскевы Пятницы
глас 3
Всесвятое и непорочное мучение принесши,/ яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу,/ Ангельское ликостояние возвеселила еси/ и победила еси демонския козни./ Сего ради тя честно верою чтим,/ мученице Параскево многострадальная.
Молитва иная святой великомученице Параскеве, нареченной Пятница:
О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О, великая угодница Божия! О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.