храм рождества христова кыштым официальный сайт
Собор Рождества Христова
История Собора
13 июля (30 июня ст.с.) 1848 Преосвященным Ионою(Капустиным) епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии в Кыштымском заводе был заложен Христо-Рождественский собор — каменный, двухэтажный, шестипрестольный, с колокольней, могущий вместить свободно до 5000 молящихся на каждом этаже.
Преосвященный Иона, епископ Екатеринбургский родился 24 января (11 ст.с.) 1790 года в Тобольске, 19 мая ст.с. 1846 года рукоположен во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, скончался 26 ноября (13 ст.с.) 1867 года, похоронен в Далматове, за правым клиросом Успенского собора Далматовского монастыря. Родственник(дядя) известного архимандрита Антонина(Капустина) — начальника Русской Духовной Миссии в Палестине 1865 — 1894 годов.
Христо-Рождественский собор освящен 3 августа(21 июля ст.с.) 1857 года.
Из клировых ведомостей известно, что собор построен «тщанием прихожан».
Престолы в верхнем храме «летнем»:
Престолы в нижнем храме «зимнем»:
К 1873 году были освящены престолы нижнего храма. Богослужения совершались у главного престола собора в Воскресные дни и по Праздникам. К этому времени верхний храм еще не был «устроен».
Согласно ведомости 1877 года в верхнем храме собора «все три иконостаса поставлены на свое место, покрашены, но позолотою еще не окончены», Богослужения в соборе совершаются постоянно.
К 1890 году освящены приделы верхнего храма.
С 1857 по 1909 годы Христо-Рождественский собор являлся приписным к церкви Сошествия Святаго Духа Кыштымского завода с наименованием кладбищенского, отдельного клира не имел. Известно, что в 1856 году в Кыштыме проживало 7507 человек и еще полторы тысячи были приписаны к Троицкой единоверческой церкви.
С 1859 в составе клира церкви Сошествия Святаго Духа в сане дьякона служил Алексий Павлов Пьянков, рукоположенный во священника в 1871 году. Умер отец Алексий 6 мая (23 апреля ст.с.) 1895 года и был погребен «в ограде Христорождественской церкви».
В конце XIX – начале XX века в составе клира служил священник(в последствии протоиерей и первый настоятель собора) Константин Алексиев Пьянков — сын отца Алексия Пьянкова.
Фотография начала XX века. Величие собора и веры жителей города.
8 ноября (26 октября ст.с.) 1892 года с благословения Преосвященнейшаго Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, прихожане и духовенство поздравляли Дмитрия Ивановича Мартынова с 12-ти летием трудов старостой общины: «… Вы дѣятельно принялись за украшеніе и обогащеніе всѣмъ нужнымъ къ освященію трехпредѣльнаго верхняго храма, поновленіемъ иконъ и иконостаса въ нижнемъ храмѣ, поновленіемъ в сей церкви с наружи, позолотою главъ и крестовъ на ней, устройствомъ роскошной для столь величественнаго храма ограды и въ ней сада, по Вашему предложенію устроена подписка на колоколъ, на что вы первый подали примѣръ своею нескудною жертвою. Ваше служеніе и Ваша деятельность глубоко запечатлѣлась въ сердцѣ каждаго прихожанина и останутся памятными изъ рода въ родъ. …».
В 1902 году были расписаны стены нижнего храма трудами московской придворной художественной мастерской Якова Ефимовича Епанечникова.
Указом Святейшаго Правительствующаго Синода(№ 16171) от 13 декабря (30 ноября ст.с.) 1909 года поручено открыть самостоятельный приход при «Христорождественской церкви» с штатом в два священника, дьяконом и двумя псаломщиками.
В начале 1910 года священник Константин Пьянков назначен «на настоятельское место к Христорождественской церкви».
Вторым священником был переведен в штат из Духосошественской церкви Мутин Дмитрий, а на диаконское место диакон Хлопотов Василий.
Священник Дмитрий Мутин умер 22 февраля (9 ст.с.) 1914 года и был погребен в церковной ограде. На освободившееся место был перемещен священник Александр Иоаннов Левитский.
Священник Александр Иоаннов Левитский умер 19 ноября (6 ст.с.) 1918 года и погребен «в соборной церковной ограде».
6 ноября (24 октября ст.с.) 1912 года по окончании Божественной Литургии, которую в «Христорождественской церкви Кыштымского завода» совершал Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан(Афонский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский, был обнародован Указ Святейшаго Правительствующаго Синода о возведении «Кыштымской Христорождественской церкви на степень штатного собора», священник Константин Пьянков возведен в сан протоиерея. За Литургией рукоположены диакон Константин Словцов в сан священника (священномученик, прославлен в числе новомученников и исповедников Церкви Русския), Александр Юшков в сан диакона.
В дневнике путешествий по обозрению церквей за октябрь 1911 года епископ Митрофан отмечает: «Не смотря на недавнее существование прихода, в нем имеется церковно-приходское попечительство, церковная библиотека и церковно-приходская школа. Заботою попечительства служит благоукрашение приходскаго храма».
Там же находится сообщение настоятеля о приходской жизни: «Состояние прихода в религиозно нравственном отношении удовлетворительно. Храм прихожанами посещается охотно и в большом количестве, особенно в осеннее и зимнее время, когда прихожане бывают свободны от полевых работ. Любовь ко храму со стороны прихожан выражается в пожертвованиях разных предметов, необходимых для его благоукрашения. В настоящем, напр., году прихожанами Лаврентием и Иваном Лобутиными пожертвованы были на иконы нижнего иконостаса две серебряные ризы весом 33 ф. и стоимостью 1400 рублей.
Среди прихожан существуют и поддерживаются многие благочестиво-религиозные обычаи, как, напр., поминовение умерших, которое совершается как в церкви, так и в домах прихожан во все дни, в которые установлено творить таковое; общее молебное пение ко Пресвятой Богородице о болящих членах приходской семьи, каковое совершается почти во все воскресные дни после литургийных служб; чтение акафистов и крестные ходы по случаю каких либо бедствий или милостей, ниспослаемых от Бога. В июне настоящего года по случаю сильной засухи, по желанию прихожан, крестные ходы устраивались пять раз, при этом со св. Иконами ходили на поля за 10—15 верст, и каждый раз молящихся собиралось до трех тысяч.».
В эти годы «прихожан считается 8244 д. об. п. (душ обоего пола)».
В феврале-апреле 1914 года «церковно-приходскими собраниями избраны и с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, вступили в должности председателей и членов церковно-приходских попечительств: при Кыштымском Христорождественском соборе, Екатеринбургскаго уезда председателем крест. Н. Ф. Вогулкин, членами: К. Д. Устинов, М. Е. Швейкин, И. Г. Лабутин, А. Л. Лабутин, И. М. Санников, И. Е. Ходов, К. Н. Долгов, Д. А. Астахов, Е. А. Тверсков, И. Н. Васелков, П. Д. Абрамов, Н. П. Казанцев, П. И. Горелов, Г. И. Курчавов, А. В. Шипулин, Ф. А. Глазков, П. П. Миронов, П. М. Алферов, С. Г. Мартынов, П. Г. Корольков, А. И. Карташев, Д. И. Родионов, М. М. Швейкин, П. С. Санников, И. С. Алексеев, В. С. Санников, A. И. Чуфаров».
В должности старосты утвержден крестьянин Захаров Андрей.
С середины 1938 года собор был закрыт.
Богослужения возобновились в послевоенные годы. В соборе хранится антиминс, освященный и подписанный архиепископом Челябинским Ювеналием(Килиным) в 1947 году.
В 2020 году под медальном Рождества Христова на фасаде собора обнаружено более раннее изображение Господа Вседержителя.
Автор: иерей Николай
Материалы предоставлены: Савелюк Л.В.
Святыни Собора
Уникальные росписи нижнего храма
Стены нижнего храма и алтаря расписаны трудами московской придворной художественной мастерской Якова Ефимовича Епанечникова в 1902 году.
Собор Рождества Христова (Кыштым)
Собор Рождества Христова построен в 1858 году в русско-византийском стиле. Храм закрывался, возвращен верующим во время войны. Реставрировался.
Содержание
История [ править ]
Храм Рождества Христова — одна из действующих церквей в Кыштыме и самая величественная из них. Двухэтажный храм был основан в 1848 году. Имя архитектора не установлено. Строительство велось на пожертвования и длилось девять лет, причем сначала его строили крепостные, а затем – наемные рабочие и мастера.
К 1857 году возведение кыштымского Христорождественского храма завершилось. Высота главного купола – 9 метров, колокольни – 71 метр. В облике угадываются русско-византийские мотивы с килевидными закомарами и луковичными главами.
Первый этаж храма расписывали в 1902 году приглашенные мастера из Москвы.
В революционные годы имущество церкви было полностью конфисковано, колокола сняли, службы прекратились. Долгое время внутри располагались конюшни и склад. В годы Великой Отечественной войны храм был вновь освящен.
Восстановительные работы начались в 1990 годах.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Челябинская область, г.Кыштым, ул. Ленина, 22.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Свято-Троицкий Храм (приписной)
История Храма
В 1846 году Высокопреосвященнейшим Аркадием(Федоровым) архиепископом Пермским была дана метрическая книга к новостроящейся единоверческой Свято-Троицкой церкви Кыштымского завода. Первым приходским священником был Михаил Копьев, записи велись с октября месяца.
Из биографии архиепископа Аркадия известно о его многих трудах в деле уврачевания раскола. С благословения владыки в Пермской епархии было открыто порядка 70 единоверческих приходов из 179 зарегестрированных на тот момент во всей Российской империи.
В 1847 году начато строительство Свято-Троицкой церкви. Мемориальная плита, хранящаяся в музее АО «КМО», сохранила сведения о начале строительства и освящении церкви.
«Сей каменный трёх престольный единоверческий храм во имя Живоначальной Троицы, Богоявления Господня и Казанской Божьей Матери заложен бысть в лето от Рождества Христова 1847 октября в 5 день благополучнаго царствования императора Николая Павловича всея России в 22й — год по благословению архиепископа Аркадия Пермскаго и викария Ионы, епископа Екатеринбургскаго, священником Михаилом Копьевым и выстроен иждивением 1й гильдии купца и почетнаго гражданина Тита Поликарповича Зотова : сей правый придел Богоявления Господня освящён 1849 года ноября в 21й день при управляющим заводами наследниц Расторгуева Артиллерии Поручика Федоре Егоровиче Петрове».
По данным на 1882 год насчитывалось 572 прихожанина, на 1909 год — 829.
В разные годы на приходе служили:
1846-1867 — священник Копьев Михаил.
1870-1879 — священник Ставровский Михаил.
1880-1897 — священник Болярский Михаил Николаевич. Почил о Господе 13 декабря (30 ноября ст. с.) 1899 года и был погребен «в церковной ограде Христорождественского храма»(г.Кыштыма).
1898-1901 — священник Беляевский Неофит. В последствии запрещен к служению, допущен к исполнению обязанностей псаломщика.
1902-1907 — священник Кожевников Михаил.
1907-1910 — священник Андреев Стефан Павлович.
1910-1919(20) — священник Переберин Василий Павлович.
С 1920-х — священник Александр Михайлович Боженов.
С 1914 года по благословению Преосвященнейшего Митрофана(Афонского), епископа Екатеринбургского и Ирбитского в должность председателя церковно-приходского попечительства вступил П.И. Фаддеев.
В 1916 году церковь посетил Преосвященнейший Серафим(Голубятников), епископ Екатеринбургский и Ирбитский: « …в 9 ч. утра Владыка прибыл в единоверческую Св.-Троицкую церковь. Это чудный трех-престольный храм, благоустроенный, светлый, просторный, прекрасно содержимый. Южный придел отделен от среднего полустеклянной перегородкой и по своим размерам вполне удовлетворяет потребностям маленького прихода. В этом приделе местный о. настоятель и встречал Архипастыря в присутствии нескольких десятков прихожан. Владыка в своей речи отметил усердие прихожан к своему храму, просил и на будущее время не оставлять этой добродетели. Полюбовавшись благолепием храма, Владыка чрез западные двери вышел на паперть, расположенную у берега пруда…».
Автор: иерей Николай
Материалы предоставлены: Савелюк Л.В.
Текущее состояние
Помочь восстановлению Храма
Местная Православная Религиозная Организация приход храма во Имя Живоначальной Троицы г. Кыштым Челябинской епархии Русской Православной Церкви
(МПРО приход храма во Имя Живоначальной Троицы г. Кыштыма Челябинской епархии РПЦ)
ИНН 7413990169
КПП 741301001
Р.счет 40703810807430003502
К.счет 30101810400000000711
БИК 047501711
Банк получателя: ПАО « Челиндбанк» г. Челябинск
Назначение платежа: «Пожертвование».