храм рождества пресвятой богородицы в калининграде официальный сайт
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Калининград)
Содержание
История [ править ]
В одном из старейших пригородов Калининграда (Кёнигсберга) находится здание бывшей евангелической кирхи, в котором с 1992 года расположился храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Кирха была построена благодаря усилиям председателя евангелической общины района Понарт Роберта Хофмана, директора пивзавода «Понарт» Шиффердекера и семьи Груббер, а также жителей Понарта и государственной субсидии. Кирха была освящена 23 июля 1897 года.
Кирпичная постройка в готическом стиле имела четырёхэтажную башню на северо-западе и фронтоны на востоке и западе. С двух сторон постройки располагались узкие контрфорсы. С юга находилась алтарная часть с ризницей, к алтарной постройке примыкал фамильный склеп Шиффердекеров. На северной стороне кирхи размещался красивый фронтон с пятью слепыми окнами, там же был расположен притвор, объединённый пристройкой с башней. С восточной стороны здания окна были высокие, стрельчатые, с запада в стрельчатых нишах находились двойные окна с эмпорами. На двускатной крыше был установлен фонарь с высоким острым шпилем (до наших дней не сохранился).
Первый церковный орган в христианский храм перевезли из городской синагоги. Инструмент простоял до 1929 года, а затем был заменён новым, имеющим 278 регистров, работы известной ганноверской фирмы «Фуртвенглер и Хаммер» (предприятие успешно работает и сейчас). Сводов, ровно как и плоского потолка в церкви не было, и находясь в нефе, можно было видеть деревянные конструкции крыши.
Незначительные повреждения кирхи во время апрельского штурма в 1945 году не помешали продолжить вести в ней церковные службы остававшихся немецких жителей. После их выселения кирха использовалась сначала под склад, а затем в ней действовал спортивный зал «Шторм».
Передача кирхи Русской Православной Церкви состоялась в 1991 году. Здание было отреставрировано и 21 сентября 1992 года церковь была освящена как Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Современное состояние [ править ]
В наши дни помещения храма изменены в соответствии с православными канонами, оборудована звонница (12 колоколов) и облагорожена прилегающая территория.
Исторический облик здания был полностью сохранён (не считая повреждения 1945 года – отсутствие шпиля на крыше башни и северного фронтона).
В середине 1990-х храму был подарен богатый иконостас.
В 2009 году в бывшей трапезной церкви была открыта библиотека духовной литературы и детская воскресная школа.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 236000, Россия, г. Калининград, ул. Киевская, 75
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
По святым местам. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Калининграде
Аудио
– Здравствуйте, уважаемые телезрители! Вы смотрите программу «По святым местам», где мы продолжаем знакомить вас с храмами Калининграда. Гуляя по этому городу, можно познакомиться и с современной архитектурой, и со зданиями советской эпохи, но если быть очень внимательными, можно увидеть здания, которые были построены в конце XIX века. Наш рассказ – о Рождество-Богородицком храме, который столетие назад носил другое название – кирха Понарт. Давайте по порядку.
Итак, перенесемся в прошлое. Конец XIX столетия, в пригороде Кенигсберга под названием Понарт в семье Грубер директор местного пивоваренного завода Шиффердекер и владелец поместья Роберт Хоффман строят храм.
Протоиерей Марьян Позунь, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы:
– Это был район пригорода Кенигсберга, и здесь была большая немецкая пивоварня. Здесь по просьбе протестантского священника в 1896 году была заложена кирха, а в 1897-м она была построена.
Местечко Понарт, что в переводе с прусского означает «место позади угла», в 1905 году стало частью города, и именно здесь, на Бранденбург-штрассе, был возведен храм в неоготическом стиле. Первоначально постройка из красного кирпича имела четырехэтажную башню, на двухскатной крыше располагался фонарь с высоким шпилем. Все эти особенности церкви до наших дней не дошли, зато сохранился белый фронтон с пятью слепыми окнами. Храмы в готическом стиле обычно украшали круглым окном с витражом, называли это «готической розой». Здесь же «готическая роза» – это слепое окно над входом, украшенное круглой мозаикой. Иконы Богородицы Казанская и Владимирская также выполнены из кусочков смальты – их можно увидеть на фасаде храма.
А теперь зайдем внутрь. Наверное, первое, что вы заметите, – это большая протяженность церкви. Массивные своды здесь отсутствуют, нет также и плоского деревянного потолка – поэтому можно смотреть прямо сквозь деревянные опорные конструкции крыши.
В 1992 году здание кирхи передали Русской Православной Церкви.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Была реставрация этого храма. Полы, окна – другие; отбивали штукатурку, полностью перекрывали крышу – потрудились над этим.
В середине 1990-х здесь появился большой иконостас, в это же время стал собираться и многочисленный приход, а мозаику, которую мы с вами увидели на фасаде храма, можно встретить и внутри церкви. Над ней трудились мастера из города Гусева. Это настоящее произведение искусства – собранная из кусочков стекла картина, рассказывающая нам о том, как у праведной Анны появилась Пресвятая Богородица, и о том, как над Вифлеемом зажглась звезда в день рождения Спасителя.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Особо почитается икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. Очень много частиц мощей мне передали из Отдела внешних церковных связей. Мне приходилось быть при открытии мощей святителя Филарета Московского в Троице-Сергиевой лавре, я получил частицу мощей Иннокентия Московского (также есть и икона), Герасима Болдинского и Аркадия Болдинского, Иоанна Крестителя; также есть мощи Иоанна Златоустого и Василия Великого.
Есть и мощи святителя Василия Великого и матушки Матроны Московской. Сразу приходят на ум строки псалма: Дивен Бог во святых Своих, – ведь приходя сюда, и паломники, и прихожане могут попросить помощи и заступничества у тех угодников Божиих, которые зримо пребывают здесь. Паломник, пришедший сюда, сразу отметит и так называемую эмпору, а именно галерею, расположенную вверху. Интересно, что именно в этом храме она есть только с одной стороны. Своеобразный балкон, кстати, имеет и весьма практическое значение.
А справа на балконе находится еще один придел. Он посвящен святой Татиане Римской. Когда в основном здании храма шли реставрационные работы, здесь проводились богослужения. Позже сюда стали собираться на раннюю литургию.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Придел мученицы Татианы был освящен в 1995 году игуменом Меркурием (ныне митрополит Ростовский и Новочеракасский). Здесь начало собираться молодежное общество, и оно существует до сих пор.
– Молодежи здесь и правда много, а еще из этого храма вышло немало священников. Местные батюшки также окормляют тех, кто приходит молиться в больничный храм святых Космы и Дамиана.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Храм еще окормляет детский дом «Надежда», который находится неподалеку, мы сотрудничаем, и каждый день – служба.
Если вновь углубиться в историю, то можно вспомнить, что, когда еще здесь была немецкая кирха, в церкви стоял орган. Первый музыкальный инструмент был подарен иудейской общиной, а в 1929 году его заменили на новый орган работы известной фирмы «Фуртвенглер и Хаммер».
Еще важно сказать, что этот храм как кирха действовал вплоть до депортации немецкого населения в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века, даже несмотря на то, что здание пострадало во время штурма Кенигсберга в 1945-м. Во время освобождения Пруссии советскими войсками здание храма было повреждено. После 1946 года кирха была национализирована – в ней располагался склад, а позже спортивный зал «Шторм». Советская власть закрывала храмы повсюду: и в средней полосе России, и на новых западных рубежах. Церкви предавали запустению, поруганию, выносили и уничтожали святыни, делали все, чтобы вера в людях угасла. Но этого не произошло, ведь не зря говорится, что Церковь не в бревнах, а в ребрах.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Каждый человек хотя бы раз в жизни видел русскую, византийскую, суздальскую архитектуру – это известнейший факт, а здесь готический стиль. Храм немножко похож на гроб: крыша напоминает о том, что человек смертен, а византийская, русская культура напоминает о бессмертии, купол – это вечность. И поэтому, конечно, сначала люди не воспринимали. Но если логически мыслить, мы прекрасно осознаем, что не от архитектуры зависит сама молитва, а от нашего духовного состояния. История помнит, где люди молились: и в катакомбах, и на пне совершалась литургия.
Была разная архитектура в разное время, и сегодня это осознается народом. Конечно, лучше видеть свою «родную» архитектуру, но есть и культура, которая была раньше. Мы сегодня хотим, конечно, чтобы была русская культура, и мы все на это настроены. А вот храм нам напоминает об истории. Мы не можем это вычеркнуть, как нельзя убрать из истории советское время. Нельзя из истории вычеркнуть некоторые вещи: была немецкая культура и храмы остались.
Вспомним, что Святейшего Патриарха Кирилла, когда он был еще митрополитом Смоленским и Калининградским, благодарили большинство лютеран за то, что мы берем эти храмы и доводим до совершенства. Почему? Потому что здесь были разрушения. С исторической точки зрения это все было очень печально, поэтому дай Бог, чтобы мы все молились, и сегодня нет такой проблемы, что надо поехать в храм русского стиля, а не в этот храм. Я думаю, что здесь в основном все зависит от людей, священника, общины, хора, который украшает храм, семейной радости; люди общаются, молятся – все это результат молитвы.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы / Кирха предместья Понарт, Калининград (Ponarther Kirche)
Немножко о Понарте. История этой когда-то бывшей деревушки, что находилась в окружении болот и лесов, ведёт в далёкое прошлое. Её название впервые упоминается в 1328 году, а в 1385 году она опять была документально зафиксирована в как немецкая деревня входившая в состав Тевтонского ордена.
Так и жила деревня Понарт своей провинциальной и фермерской жизнью до тех пор, пока пивовар Иоганн Филипп Шиффердекер не перенёс свою пивоварня из Лёбенихта (район Кёнигсберга) в Понарт. 2 августа 1849 года он приобрёл здесь участок земли в около 185 гектар под строительство завода, и вскоре в Понарте была построена пивоварня отвечающая всем самым современным требованиям того времени. В юбилейном 1939 году пивоварня со штатом 500 человек была крупнейшей в северо-восточной Германии. Вместе с пивоварней деревня стала быстро развиваться и расширяться, со временем превратившись в пригород Кёнигсберга а далее и вошла в его состав.
К чему я о пивоварни? К тому, что строительство этой кирхи началось благодаря пивзаводу. Кирпичная церковь в неоготическом стиле в Понарте была построена в мае 1896 года и освящена 23 июля 1897 года. За её строительство выступили мэр Понарта Роберт Хоффманн и директор пивоварни Эдвард Шиффердекер. Пивзавод внёс также и свою значимую финансовую лепту в строительство церкви. Это была евангельско протестанская церковь, община которой руководствовалась буквальным исполнением законов и заветов Евангелия.
Упоминается, что орган в церковь Понарта по непонятной причине был привезён из кёнигсбергской синагоги. Может это было подарком от еврейской общины города?! Правда, в 1929 году его заменили на новый. А все синагоги в Кёнигсберге, которых к 1938 году насчитывалось пять, были разрушены нацистами в Хрустальную ночь.
Во время Второй Мировой войны церковь уцелела, получив лишь несущественные повреждения и даже продолжала функционировать для оставшихся в городе немцев. Однако, после их депортации церковь стала городской собственностью и, сначала её приспособили под складские помещения, а затем разместился в ней спортивный зал. Куда девался весь её уцелевший интерьер, непонятно… Никогда не понимал борьбу с архитектурой и верой, если она не радикализирована и не обращена во зло. Проблема может быть в людях, а архитектура никогда никому не может принести вреда, как и вера, в нормальном её понимании.
В 1991 г. кирху передали в собственность Русской Православной Церкви, к 1992 г. её отреставрировали, и 21 сентября её освятили как православный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Колокольня церкви, как можно увидеть на старой фотографии, изначально была увенчана высоким шпилем с крестом на его вершине. Шпиль не сохранился.
Не сохранился и прежний вид северной пристройки, которая нынче украшена мозаиками.
Весь остальной внешний вид церкви соответствует его прежнему облику. Разве что к нему были добавлены такие элементы православного храма, как позолоченные луковки и мозаики.
Внутри здания можно увидеть сохранившиеся деревянные потолки.
И новый, довольно роскошный традиционный для русских церквей иконостас, и соответствующее этому же духу убранство.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Креве
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Престольный праздник:
Рождество Пресвятой Богородицы
(21 сентября)
Адрес:
д. Крева, Кимрский район.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Креве запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Креве запись закреплена
Нравственность
Нестыковки начались на третьей беременности. Родственники начали осторожно спрашивать – А справитесь ли? А хватит ли денег? А где будете жить? Сплошные А. Но молодость, доход и самоуверенность били через край (особенно у меня, так как рожал то не я) поэтому все вопросы были отметены. И вот в 1997 году появился третий сын. Итого три мальчика погодки 1994, 1995, 1997. Жизнь с тремя детьми были последними остатками привычной жизни. Хотя мы уже с трудом вписывались в городской стандарт.
Именно тогда мы впервые стали замечать на себе первые осуждающие взгляды. Сначала соседей, затем просто прохожих. На улице, в торговых центрах и даже на детских площадках. В то время в квартиру мы ещё вмещались и даже встискивались в Таврию. Хотя пространства уже определенно не хватало. Мальчики разносили нашу двушку в клочья. Спать мне приходилось на кухне, так как тишина была только там.
Шестой ребёнок плавно довёл лучшую часть соседей до кипения. Тогда стало понятно, что что-то надо менять. Менять же радикально город и работа не позволяли. Впереди замаячил тупик, но тут подвернулась возможность. Карьера сделала немыслимый поворот, и меня занесло в Дубай. Со всей семьей.
Следующие пять лет пролетели быстро. Командировка в Дубай подошла к концу. Тоска по гречке и снегу стала уже неприличной. К тому же рожать седьмого, конечно мы хотели на Родине. Вернулись.
Как странно, все кругом непривычно говорят по-русски. Вернулись, но уже не в квартиру. Поселись в доме. И не просто в доме, а в экопоселении. В то время это было очень модно. Сыроедение, пермакультура и никто не курит. Мировой прорыв новой цивилизации. Вроде красота, но тут опять начались странности. К нам потянулись проверяющие. Ювенальным инспекторам был очень любопытен наш быт.
А есть ли у вас холодильник, стиральная машинка? А достаточно ли у вас игрушек для детей, у всех ли есть кровати? Их любопытство зашкаливало. Так как у нас всё это было, инспекторы остались удовлетворёнными. Загрустила только жена. Чужие люди, бесцеремонно инспектирующие твою кухню, вряд ли порадуют любую хозяйку. К тому же мы им так приглянулись, что они пообещали к нам заглядывать. Пришлось переехать. Патронаж государства попахивал скрытой угрозой.
Дети это подарок. Это призыв изменится. Это богатство. Многие мои знакомые сбились с ног пытаясь зачать хотя бы одного, другие были десятилетия бесплодны. У нас же всё было по-другому. Да, это был наш выбор. В воспитании, в обучении детей прошла большая часть нашей жизни. Все силы, все приоритеты мы отдали детям. Мы не ждали помощи от государства, наоборот только платили налоги. Мы не брали материнский капитал. Нам не могли помочь наши родственники. Всё легло на наши плечи. Но мы справились.
Большое видится на расстоянии. Прожив большую часть жизни отчётливо понимаешь что карьера, машины, курорты это не то ради чего стоило бы рвать жилы.. Это ложные цели. Жизнь сложнее, чем тупое потребительство. Сложнее, многообразнее и интереснее. Жизнь строится на взаимоотношениях, на любви. Всё богатство в них. А с кем, как ни с детьми, женой, родителями можно поделится любовью без остатка.
К 50-ти годам воспитав семерых детей я пришёл у твёрдому убеждению, что государство, да и в целом наше общество, не смотря на все программы материнского капитала и призывы к укреплению семьи, где то глубоко внутри не поддерживает идею семьи, где много детей.
Престольный праздник в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Калининграда
21 сентября православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
В храме на ул. Киевской в Калининграде, освященном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в этот день отмечали престольный праздник.
Накануне, 20 сентября, состоялось торжественное богослужение – всенощное бдение, за которым собралось множество духовенства и мирян.
В сам день праздника, 21 сентября, Божественную литургию возглавил секретарь Калининградской епархии, благочинный Приморского округа, настоятель храма протоиерей Марьян Позунь в сослужении многочисленного духовенства Калининградской епархии.
Нарядно убранный храм с новыми мозаичными иконами в алтаре и на фасаде был полностью заполнен прихожанами и гостями со всего города и области. Верующие из разных приходов целыми автобусами во главе со своими настоятелями приехали на этот праздник – принять участие в соборной молитве.
Несмотря на тесноту, царила дружелюбная, праздничная атмосфера, люди радостными улыбками приветствовали друг друга.
После богослужения, был совершен крестный ход вокруг храма. Яркое солнце, красивое духовное пение, слаженный ход клириков и верующих заставляли замирать от радости и благоговения сердца участников крестного хода.
Поздравив прихожан, в своем пастырском слове о. Марьян напомнил об истории возникновения праздника.
Священник подчеркнул главную добродетель Приснодевы Марии – смирение, которая дала рождение надежды на спасение всех людей. Священнослужитель объяснил разницу, между духовным воспитанием детей и просто добрым воспитанием.
После завершения богослужения всех ждала традиционная праздничная трапеза на территории храма и концерт.
Пресс-служба Калининградской епархии